Правовые формы участия органов местного самоуправления в исполнении уголовных
наказаний
Legal forms of participation of local governments performed by criminal penalties
Бахтиев Тимур Шамильевич
Студент 2 курса Факультет Юридический Серлитамакский филиал БашГУ город Стерлитамак e-mail: [email protected]
Bakhtiyev Timur Shamilyevich
Student 2 term Faculty of Faculty of Legal Serlitamaksky branch of BashGU city of Sterlitamak e-mail: [email protected]
Научный руководитель Усманова Резида Минияровна
Профессор, доктор юридических наук Серлитамакский филиал БашГУ
Scientific adviser
Usmanova Rezida Miniyarovna
Рrofessor, doctor of jurisprudence Serlitamaksky branch of BashGU
Аннотация.
В статье речь идет о правовых формах участия органов местного самоуправления в исполнении уголовных наказаний. Проводится анализ действующего уголовно-исполнительного законодательства.
Annotation.
In article it is about legal forms of participation of local governments performed by criminal penalties. The analysis of the existing criminal and executive legislation is carried out.
Ключевые слова: органы местного самоуправления, полномочия, уголовно-исполнительный кодекс РФ, исполнение наказаний, осужденный.
Keyword: local governments, powers, criminal and executive code of the Russian Federation, execution of punishments,
convict.
Активное применение судами такого вида наказания как лишение свободы повлекло появление значительного числа осужденных лиц в Российской Федерации, а проведение регулярных амнистий способствует к серьезным социальным проблемам с которыми, в первую очередь, приходится сталкиваться органам местного самоуправления.
В связи с этим, муниципальные образования не могут оставаться в стороне от пенитенциарной, уголовно -исполнительной тематики, и обязаны принимать участие в деятельности направленной на исполнение уголовных наказаний.
Процесс участия органов местного самоуправления в деятельности по исправлению осужденных регламентируется уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.
Если интерпретировать часть 2 статьи 2 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее по тек. - УИК РФ) в соответствии с правилами буквального толкования, то органы местного самоуправления вправе принимать участие в уголовно-исполнительной деятельности касаемо исправления осужденных. По своей сущности, данная норма предопределяет две формы участия органов местной власти - правовую и социальную, так как исправление осужденных это деятельность, которая имеет не только правовой, но и социальный характер.
Анализ деятельности местной власти и уголовно-исполнительного законодательства свидетельствует о том, что положение части 2 статьи 2 УИК РФ, которое ограничивает область участия органов местного самоуправления в уголовно-исполнительной деятельности лишь исправлением осужденных, противоречит отдельным положениям, закрепленным в особенной части УИК РФ, социальной практике и потребностям местных сообществ.
Рассмотрим правовые формы участия органов местного самоуправления в исполнении уголовных наказаний.
Когда органы местного самоуправления вступают в уголовно-исполнительные отношения, то они становятся субъектами данных правоотношений. Данный вывод является следствием анализа занимаемого положения органами местного самоуправления в структуре уголовно-исполнительной деятельности, а также из распространенного толкования уголовно-исполнительных правоотношений, как общественных отношений, которые урегулированы нормами уголовно -исполнительного права и возникающих по поводу и в процессе исполнения уголовных наказаний и других мер, имеющих уголовно-правовой характер.
В данном случае субъектами уголовно-исполнительных правоотношений являются юридические и физические лица, которые обладают субъективными правами и обязанностями в соответствии с установленными нормами уголовно -исполнительного права.
Данное выше толкование субъекта уголовно-исполнительных правоотношений соответствует признакам, которыми обладает субъект уголовно-исполнительного правоотношения:
1) персонифицированное физическое либо юридическое лицо, которое участвует в ходе исполнения, отбывания наказания;
2) обладает уголовно-исполнительной правоспособностью и дееспособностью;
3) является пользователем субъективных прав, юридических обязанностей, законных интересов, в общем, и конкретном уголовно-исполнительном правоотношении;
4) является участником процессуально-процедурной деятельности.
Основными субъектами уголовно-исполнительных правоотношений являются осужденный и государство, интересы которого представляют соответствующие органы и должностные лица. Помимо основных субъектов существуют и иные субъекты уголовно-исполнительных правоотношений к которым относятся:
- родственники осужденных; попечительские советы воспитательных колоний;
- священнослужители;
- общественные объединения;
- лица, которые проживают в районе границ запретных зон исправительных учреждений;
- лица, которые ведут переписку с осужденными к лишению свободы;
- должностные лиц государственных и муниципальных органов, которые имеют право посещать исправительные учреждения;
- органы местного самоуправления;
- персонал исправительных учреждений, не принимающий непосредственное участие в процессе исполнения наказаний.
Общей характеристикой этих субъектов является то, что они обладают субъективными правами и обязанностями и вступают в уголовно-исполнительные правоотношения только лишь в случаях, которые предусмотрены уголовно-исполнительным законодательством.
Объем субъективных прав и обязанностей, которыми обладают органы местного самоуправления в уголовно-исполнительной сфере, регламентируется лишь федеральным законодательством, в соответствии с пунктом «о» статьи 71 Конституции Российской Федерации.
Как было сказано выше, участияе органов местного самоуправления в исполнении уголовных наказаний выражается в реализации определенных полномочий, предусмотренных федеральным законодательством.
В Уголовно исполнительном кодексе Российской Федерации закреплено семь сфер такого участия органов местного самоуправления.
1) Для исполнения своих служебных обязанностей, главы органов местного самоуправления руководствуясь пунктом «а» части 1 статьи 24 УИК РФ и статьей 38 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» в границах территории муниципального образования вправе посещать учреждения и органы, которые исполняют наказания, не имея на то специального разрешения.
2) В соответствии с частью 4 статьи 12 УИК РФ рассмотрение органами местного самоуправления обращений осужденных с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, которое осуществляет исполнение наказания.
3) исполнение наказания в виде обязательных работ:
Руководствуясь положениями части 1 и части 3 статьи 25 УИК РФ органы местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями определяют вид обязательных работ и объекты, на которых они исполняются.
4) В соответствии с частью 1 и частью 3 статьи 39 УИК РФ органы местного самоуправления принимают участие в порядке исполнения наказания в виде исправительных работ.
Органы местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями определяют либо изменяют место исправительных работ для осужденных, которые не имеют основного места работы, но в районе места жительства осужденных.
5) Принимают участие в определении условий отбывания наказания осужденными к лишению свободы.
В соответствии с частью 3 статьи 87 УИК РФ представители органов местного самоуправления вправе участвовать в работе комиссии исправительного учреждения, которая создается для перевода осужденных из одних условий отбывания наказания в другие по основаниям, которые предусмотрено статьями 120, 122, 124, 127, 130 и 132 УИК РФ.
Согласование администрацией исправительного учреждения с органами местного самоуправления вопроса о границах проживания осужденных в общежитии, которое находится за пределами территории исправительного учреждения (часть 4 статьи 96 УИК РФ).
Так же согласно статье 85 УИК РФ и статье 4 Закона РФ «Об учреждениях и органах исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» органами местного самоуправления определяются границы территорий, которые прилегают к исправительным учреждениям. Кроме того в необходимых случаях органы местного самоуправления совместно с исправительным учреждением принимают решение об установлении режимных требований на данных территориях, к которым относятся ограничение и запрет движения на определенное время граждан и транспортных средств, их досмотр и обыск.
6) Руководствуясь положениями части 3 статьи 165 УИК РФ органы местного самоуправления принимают участие в проведении воспитательной работы с осужденными военнослужащими, тем самым оказывают помощь командованию дисциплинарной воинской части.
7) Получение органами местного самоуправления на основании части 1 статьи 180 УИК РФ от администраций учреждений, которые исполняют наказания информации, о предстоящем освобождении осужденного, имеется ли у него жилье, является ли осужденный трудоспособным и какими специальностями обладает.
Эта информация необходима для того, чтобы органы местного самоуправления имели возможность в соответствии с частью 3 статьи 47 УИК РФ способствовать трудоустройству бытовому обустройству осужденных.
Кроме того органами местного самоуправления осуществляется пенитенциарная пробация во взаимодействии с учреждениями, которые исполняют уголовные наказания.
Главной целью которой является содействие осужденным, готовящимся к освобождению в:
- определении места жительства после освобождения;
- трудоустройстве работоспособных лиц;
- госпитализация в лечебные учреждения лиц, которым требуется стационарная медицинская помощь.
Тесное взаимодействие органов местного самоуправления, с администрациями исправительных учреждений исполняющих уголовные наказания способствует предупреждению новых преступлений со стороны лиц, которые освободились от отбывания наказания.
В вышеназванных случаях органы местного самоуправления выступают в роли субъектов уголовно -исполнительных правоотношений, поскольку они реализуют свои субъективные права и обязанности которые закреплены уголовно-исполнительным законодательством РФ. Таким образом, участие органов местного самоуправления в уголовно-исполнительных правоотношениях предусмотренное действующим законодательством Российской Федерации позволяет сказать, что они являются субъектами данных отношений. Следовательно, названные случаи участия органов местного самоуправления в исполнении уголовных наказаний относятся к полномочиям органов местной власти.
Широкое применение исправительных и обязательных работ свидетельствуют о том, что роль органов местной власти в исполнении уголовных наказаний будет только возрастать.
В связи с этим перед законодательными и судебными органами российской Федерации возникает задача, направленная на повышение эффективности правового регулирования полномочий органов местного самоуправления в уголовно-исполнительных отношениях.
Список используемой литературы:
1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ // Собрание законодательства РФ. -13.01.1997. -N 2. - ст. 198.
2. Усманова Р.М., Особенности правоприменения органами местного самоуправления // Изд-во: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «Аверс» (Киров) // ISSN: 2222-9965.