Научная статья на тему 'РОЛЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ В МИНИМИЗАЦИИ УГРОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ'

РОЛЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ В МИНИМИЗАЦИИ УГРОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
местное самоуправление / угрозы экономической безопасности / сфера хозяйствования / муниципальное образование / local government / threats to economic security / economic sphere / municipality

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Н. Л. Шелухин

В статье отмечено, что минимизация угроз экономической безопасности в сфере хозяйствования на уровне местного самоуправления обеспечивается путем непрерывности оказания качественных коммунальных, транспортных, социальных и других видов услуг, обеспечивающих жизнедеятельность муниципального образования и субъектов хозяйствования, расположенных на его территории. Наличие качественной муниципальной инфраструктуры, а соответственно, и качество оказания муниципальных услуг значительно влияют на активизацию хозяйственной деятельности, уменьшаются риски, связанные с логистикой и управлением, — сокращение времени доставки товаров, продление сроков эксплуатации транспорта и т. д. Организационно-правовой механизм минимизации угроз экономической безопасности в сфере хозяйствования можно определить как механизм организации и системы деятельности органов государственной исполнительной власти, органов местного самоуправления, правоохранительных органов и субъектов хозяйствования в сфере публичных отношений, возникающих в связи с обеспечением безопасной и стабильной деятельности субъектов хозяйствования путем минимизации угроз различного происхождения их деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF LOCAL GOVERNMENT BODIES OF THE DONETSK PEOPLE'S REPUBLIC IN MINIMIZING THREATS TO ECONOMIC SECURITY IN THE ECONOMIC FIELD

The article notes that minimizing threats to economic security in the economic sphere at the local government level is ensured through the continuity of the provision of high-quality utility, transport, social and other types of services that ensure the life of the municipality and business entities located on its territory. The presence of high-quality municipal infrastructure, and, accordingly, the quality of municipal services, significantly influences the activation of economic activity. The higher the quality of municipal services, the more the risks of economic activity associated with logistics and management are reduced — reducing the time of delivery of goods, extending the service life of transport, etc. The organizational and legal mechanism for minimizing threats to economic security in the economic sphere can be defined as a mechanism for the organization and system of activities of state executive authorities, local government bodies, law enforcement agencies and business entities in the sphere of public relations arising in connection with ensuring the safe and stable activities of business entities through minimizing threats of various origins to their activities.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ В МИНИМИЗАЦИИ УГРОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ»

УДК 342.25 ББК 67.400.73

РОЛЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ В МИНИМИЗАЦИИ УГРОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

Н. Л. Шелухин

Институт экономических исследований при Правительстве ДНР (Донецк)

В статье отмечено, что минимизация угроз экономической безопасности в сфере хозяйствования на уровне местного самоуправления обеспечивается путем непрерывности оказания качественных коммунальных, транспортных, социальных и других видов услуг, обеспечивающих жизнедеятельность муниципального образования и субъектов хозяйствования, расположенных на его территории. Наличие качественной муниципальной инфраструктуры, а соответственно, и качество оказания муниципальных услуг значительно влияют на активизацию хозяйственной деятельности, уменьшаются риски, связанные с логистикой и управлением, — сокращение времени доставки товаров, продление сроков эксплуатации транспорта и т. д. Организационно-правовой механизм минимизации угроз экономической безопасности в сфере хозяйствования можно определить как механизм организации и системы деятельности органов государственной исполнительной власти, органов местного самоуправления, правоохранительных органов и субъектов хозяйствования в сфере публичных отношений, возникающих в связи с обеспечением безопасной и стабильной деятельности субъектов хозяйствования путем минимизации угроз различного происхождения их деятельности.

Ключевые слова: местное самоуправление, угрозы экономической безопасности, сфера хозяйствования, муниципальное образование.

THE ROLE OF LOCAL GOVERNMENT BODIES OF THE DONETSK PEOPLE'S REPUBLIC IN MINIMIZING THREATS TO ECONOMIC SECURITY IN THE ECONOMIC FIELD

N. L. Shelukhin

State Budgetary Institution "Institute of Economic Research" under the Government of the DPR (Donetsk)

The article notes that minimizing threats to economic security in the economic sphere at the local government level is ensured through the continuity of the provision of high-quality utility, transport, social and other types of services that ensure the life of the municipality and business entities located on its territory. The presence of high-quality municipal infrastructure, and, accordingly, the quality of municipal services, significantly influences the activation of economic activity. The higher the quality of municipal services, the more the risks of economic activity associated with logistics and management are reduced — reducing the time of delivery of goods, extending the service life of transport, etc. The organizational and legal mechanism for minimizing threats to economic security in the economic sphere can be defined as a mechanism for the organization and system of activities of state executive authorities, local government bodies, law enforcement agencies and business entities in the sphere of public relations arising in connection with ensuring the safe and stable activities of business entities through minimizing threats of various origins to their activities.

Keywords: local government, threats to economic security, economic sphere, municipality.

Doi: https://doi.org/10Л4258/ralj(2024)L5

Минимизация угроз экономической безопасности в сфере хозяйствования на уровне местного самоуправления обеспечивается путем непрерывности оказания качественных коммунальных, транспортных, социальных и других видов услуг, обеспечивающих жизнедеятельность муниципального образования и субъектов хозяйствования, расположенных на его территории [1, с. 100].

Ряд наиболее трудоемких и узкоспециальных услуг предоставляет Управление «Центр предоставления административных услуг» (ЦПАУ) администрации г. Донецка. Это структурное подразделение администрации г. Донецка для оказания населению и юридическим лицам комплекса административных услуг в режиме «одного окна» в максимально комфортных условиях. ЦПАУ осуществляет функции по взаимодействию с органами местного самоуправления и организациями, участвующими в предоставлении административных услуг, информированию граждан и организаций, приему и выдаче документов, обработке персональных данных, связанных с предоставлением указанных услуг в максимально сжатые сроки. Основная задача ЦПАУ — комплексное и оперативное решение вопросов граждан в удобном для них месте и режиме с помощью квалифицированного персонала, исключающее обращение в разные ведомства и организации для получения административных услуг. Основные направления ЦПАУ в оказании услуг: земельные отношения; ресторанное хозяйство; опека; архитектура; реклама; благоустройство. В настоящее время «Центр предоставления административных услуг», согласно информации сайта администрации г. Донецка, оказывает 32 вида квалифицированных услуг в наиболее сложной сфере, связанных с земельными отношениями [2]. Вместе с тем административные регламенты и технологические карты на оказание услуг в ЦПАУ еще находятся в стадии разработки.

Оказываемые услуги действующего «Центра предоставления административных услуг» администрации г. Донецка не совпадают по своему спектру с услугами, оказываемыми Государственным бюджетным учреждением «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Донецкой Народной Республики». Дальнейшее развитие прозрачности оказания этих услуг видится в разработке регламентов по их оказанию.

Наличие качественной муниципальной инфраструктуры, а соответственно, и качество оказания муниципальных услуг значительно влияют на активизацию хозяйственной деятельности. Чем выше качество муниципальных услуг, тем заметнее уменьшаются риски хозяйственной деятельности, связанные с логистикой и управлением, — сокращение времени доставки товаров, продление сроков эксплуатации транспорта и т. д. Муниципальные услуги предоставляются через муниципальные или аффилированные предприятия: муниципальные унитарные предприятия администрации г. Донецка «Донэлектроавтотранс», «Дорожное ремонтно-строительное управление» и «Управление генерального плана г. Донецка», коммунальное предприятие «Донецкие городские земельные ресурсы», ООО «Экологическая компания „Громада"» и т. д.

Организация муниципального контроля. В настоящее время система муниципального контроля в ДНР находится в состоянии организации и становления. В соответствии с действующем законодательством к видам муниципального контроля относятся:

— контроль на автомобильном транспорте, городском, наземном, электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве (Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»);

— контроль за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения (Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении»);

— контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий (Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»);

— контроль в сфере благоустройства (Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»);

— жилищный контроль (Жилищный кодекс Российской Федерации);

— земельный контроль (Земельный кодекс Российской Федерации);

— лесной контроль (Лесной кодекс Российской Федерации).

Для построения системы организации, проведения и оценки муниципального контроля необходимо:

— определиться с видами муниципального контроля, переданного органам местного самоуправления;

— разработать типовые документы: положения и административные регламенты по каждому виду муниципального контроля; двухсторонние соглашения по передаче органами местного самоуправления части полномочий по осуществлению отдельных видов контроля на уровень муниципальных районов и округов;

— разработать типовые документы, применяемые при осуществлении муниципального контроля;

— согласование ежегодного плана муниципального контроля с органами прокуратуры;

— использование сведений, находящихся в распоряжении Федеральной налоговой службы России, при подготовке к проведению муниципального контроля;

— взаимодействие при осуществлении контроля (надзора) органов муниципального контроля с другими контролирующими органами государственной власти;

— обучение должностных лиц, осуществляющих функции муниципального контроля;

— наличие обратной связи с объектами контрольной (надзорной) деятельности.

Выводы

1. Организационно-правовой механизм минимизации угроз экономической безопасности в сфере хозяйствования можно определить как механизм организации и системы деятельности органов государственной исполнительной власти, органов местного самоуправления, правоохранительных органов и субъектов хозяйствования в сфере публичных отношений, возникающих в связи с обеспечением безопасной и стабильной деятельности субъектов хозяйствования путем минимизации угроз различного происхождения их деятельности.

2. В Донецкой Народной Республике деятельность органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления по обеспечению безопасного и стабильного функционирования субъектов хозяйствования путем минимизации угроз различного происхождения носит трехуровневый характер: федеральный, региональный и уровень местного самоуправления.

3. В контексте минимизации угроз экономической безопасности в сфере хозяйствования на федеральном уровне возник новый феномен государственного управления — федеральное законодательство, нормы которого распространяются только на региональный уровень (на уровень новых регионов РФ). Дальнейшая правовая интеграция в законодательство РФ будет проходить в области отраслевого законодательства.

4. Минимизация угроз экономической безопасности в сфере хозяйствования на федеральном уровне заключается в своевременном принятии не позволяющих различного толкования юридических норм, нормативно-правовых актов, способствующих адаптации российского законодательства на территории Донецкой Народной Республики.

5. К основным направлениям деятельности региональной государственной исполнительной власти по минимизации угроз экономической безопасности в сфере хозяйствования относятся:

— своевременное, последовательное и непрерывное исполнение федеральных нормативно-правовых актов и методик, направленных на минимизацию угроз экономической безопасности в сфере хозяйствования;

— разработка и принятие адаптированных в правовое, юридическое и социальное поле РФ нормативно-правовых актов переходного периода с использованием опыта республики Крым и других субъектов Федерации;

— обеспечение безопасного и стабильного функционирования предприятий, напрямую подчиняющихся органам исполнительной власти ДНР.

6. К основным направлениям деятельности органов местного самоуправления по минимизации угроз экономической безопасности в сфере хозяйствования относятся:

— принятие нормативно-правовых актов и проведение определенных организационных мероприятий, исходя из специфики муниципальных территорий;

— оказание муниципальных услуг и эффективность управления предприятиями, учредителями которых являются органы местного самоуправления;

— организация муниципального контроля.

7. Предлагаются следующие практические мероприятия по минимизации угроз экономической безопасности в сфере хозяйствования, компетенционно относящихся к органам государственной исполнительной власти и местного самоуправления.

Региональный уровень:

— для организации и координации деятельности в области обеспечения экономической безопасности субъектов хозяйствования создать в структуре правительства ДНР «Департамент экономической безопасности Донецкой Народной Республики», который бы был непосредственно подчинен одному из заместителей Председателя Правительства;

— в рамках цифровизации и борьбы с коррупцией обеспечить максимальное опубликование нормативно-правовых документов регионального уровня;

— ограничить создание комиссий, штабов, советов, межведомственных совещаний и других форм управления, размывающих персональную ответственность за принятие решений;

— принять нормативно-правовой акт высокого уровня о региональном и муниципальном контроле, в котором четко закрепить субъектов контроля (надзора) за видами контроля (надзора) на уровнях региона и муниципальных образований;

— в области кадровой политики перейти на замещение должностей руководителей государственных предприятий специалистами отрасли, а не «эффективными менеджерами», с публикацией трудового пути руководителя на сайте предприятия. Прекратить постоянное реформирование региональных предприятий, что приводит их к системному кризису, выраженному в снижении, а в некоторых случаях прекращении производственной деятельности;

— окончательно решить вопрос о собственности брошенных и неработающих предприятий. Рассмотреть вопрос хозяйственной амнистии владельцев (до 2014 г.) предприятий с целью восстановления последних.

Муниципальный уровень:

— ввести в штат муниципалитетов (администраций городов и районов) специалистов по безопасности;

— разработать регламенты на все виды муниципального контроля;

— ввести обязательную правовую экспертизу всех нормативно-правовых актов муниципального уровня, относящихся к предпринимательской деятельности;

— создать центры по оказанию трудоемких и узкоспециальных услуг при муниципалитетах по примеру «Центра предоставления административных услуг» (ЦПАУ) администрации г. Донецка;

— обеспечить постоянный контроль за соблюдением «Правил благоустройства, санитарного содержания территорий, обеспечения чистоты и порядка на территории ...».

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Кавыршина В. А. Повышение степени экономической безопасности электроэнергетики ДНР // Вестник Института экономических исследований. 2023. № 4. С. 100-112.

2. Администрация города Донецка. Официальный сайт. URL: https://gorod-donetsk.com/tsentr-predostavleniya-administrativnykh-uslug-administratsii-goroda-donetska-tspau1 (дата обращения: 07.02.2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.