Научная статья на тему 'ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДНР КАК СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД'

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДНР КАК СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

151
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономическая безопасность / услуги / техническое обеспече-ние / технические средства охраны / интеллектуальные системы / информационно-аналитическая работа / оперативно-розыскная деятельность / economic security / services / technical support / technical means of protec-tion / intelligent systems / information and analytical work / operational-search activity

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иван Федорович Хараберюш

Обеспечение экономической безопасности вновь принятых субъ-ектов в состав РФ играет важную роль, поскольку уровень их социально-экономического развития влияет на национальную безопасность страны. Донецкая Народная Республика как новый субъект РФ требует совершенствования экономи-ческой безопасности согласно требованиям нормативно-правовых актов РФ. Важ-ную роль в этом процессе играет информационно-техническое оснащение структур, обеспечивающих безопасность региона. Создание многофункциональных центров оказания государственных и муниципальных услуг позволило с использованием современных информационных технологий оказывать государственные и муници-пальные услуги без участия заявителя, что соответственно подрывает основы кор-рупции. Технические средства охраны в системе экономической безопасности ре-гиона играют важную роль, обеспечивая безопасность субъектов хозяйственной деятельности региона. Выделяются основные требования к подсистеме техниче-ских средств охраны интегрированной системы технической безопасности. Пер-спективным направлением в информационно-аналитической работе и ОРД опера-тивных подразделений являются информационные ресурсы сети Интернет. Исполь-зование интеллектуальных систем существенно влияет на повышение уровня эко-номической безопасности региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNICAL SUPPORT OF THE ECONOMIC SECURITY OF THE DNR AS A SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION: A CONCEPTUAL APPROACH

Ensuring the economic security of newly admitted subjects to the Russian Federation plays an important role, since the level of their socio-economic development affects the national security of the country. The Donetsk People's Republic, as a new sub-ject of the Russian Federation, requires the improvement of economic security in accord-ance with the requirements of regulatory legal acts of the Russian Federation. An im-portant role in this process is played by the information and technical equipment of the structures that ensure the security of the region. The creation of multifunctional centers for the provision of state and municipal services made it possible to provide state and municipal services using modern information technologies without participation of the applicant, which contributes to undermining the foundations of corruption. Technical means of protection in the system of economic security of the region play an important role, ensuring the safety of business entities in the region. The main requirements for the subsystem of technical means of protection of the integrated system of technical safety are highlighted. A promising direction in the information-analytical work and operational activities of the operational units are the information resources of the Internet. The use of intelligent systems significantly affects the increase in the level of economic security of the region.

Текст научной работы на тему «ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДНР КАК СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД»

Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2023. Т. 25, № 3. С. 15-30. Pacific Rim: Economics, Politics, Law. 2023. Vol. 25, по. 3. Р. 15-30.

ЭКОНОМИКА

Научная статья

УДК 338(470-32):004.056

https://doi.org/10.24866/1813-3274/2023-3/15-30

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДНР КАК СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД

Иван Федорович Хараберюш

Институт экономических исследований, Донецк, Россия, hif52@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-4968-5421

Аннотация. Обеспечение экономической безопасности вновь принятых субъектов в состав РФ играет важную роль, поскольку уровень их социально-экономического развития влияет на национальную безопасность страны. Донецкая Народная Республика как новый субъект РФ требует совершенствования экономической безопасности согласно требованиям нормативно-правовых актов РФ. Важную роль в этом процессе играет информационно-техническое оснащение структур, обеспечивающих безопасность региона. Создание многофункциональных центров оказания государственных и муниципальных услуг позволило с использованием современных информационных технологий оказывать государственные и муниципальные услуги без участия заявителя, что соответственно подрывает основы коррупции. Технические средства охраны в системе экономической безопасности региона играют важную роль, обеспечивая безопасность субъектов хозяйственной деятельности региона. Выделяются основные требования к подсистеме технических средств охраны интегрированной системы технической безопасности. Перспективным направлением в информационно-аналитической работе и ОРД оперативных подразделений являются информационные ресурсы сети Интернет. Использование интеллектуальных систем существенно влияет на повышение уровня экономической безопасности региона.

© Хараберюш И. Ф., 2023

АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН: экономика, политика, право ■ 2023 ■ Т. 25 ■ № 3 15

Ключевые слова: экономическая безопасность, услуги, техническое обеспечение, технические средства охраны, интеллектуальные системы, информационно -аналитическая работа, оперативно-розыскная деятельность

Для цитирования: Хараберюш И. Ф. Техническое обеспечение экономической безопасности ДНР как субъекта Российской Федерации: концептуальный подход // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2023. Т. 25, № 3. С. 15-30.

ECONOMICS

Original article

TECHNICAL SUPPORT OF THE ECONOMIC SECURITY OF THE DNR AS A SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION: A CONCEPTUAL APPROACH

Ivan Fedorovich Kharaberiush

Institute for Economic Research, Donetsk, Russia, hif52@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-4968-5421

Abstract. Ensuring the economic security of newly admitted subjects to the Russian Federation plays an important role, since the level of their socio-economic development affects the national security of the country. The Donetsk People's Republic, as a new subject of the Russian Federation, requires the improvement of economic security in accordance with the requirements of regulatory legal acts of the Russian Federation. An important role in this process is played by the information and technical equipment of the structures that ensure the security of the region. The creation of multifunctional centers for the provision of state and municipal services made it possible to provide state and municipal services using modern information technologies without participation of the applicant, which contributes to undermining the foundations of corruption. Technical means of protection in the system of economic security of the region play an important role, ensuring the safety of business entities in the region. The main requirements for the subsystem of technical means of protection of the integrated system of technical safety are highlighted. A promising direction in the information-analytical work and operational activities of the operational units are the information resources of the Internet. The use of intelligent systems significantly affects the increase in the level of economic security of the region.

Keywords: economic security, services, technical support, technical means of protection, intelligent systems, information and analytical work, operational-search activity

For citation: Kharaberiush I. F. Technical support of the economic security of the DNR as a subject of the Russian Federation: a conceptual approach // PACIFIC RIM: Economics, Politics, Law. 2023. Vol. 25, no. 3. Р. 15-30.

В современных условиях вопросы обеспечения экономической безопасности отдельных субъектов РФ играют важную роль, поскольку именно от уровня их социально-экономического развития зависит национальная безопасность страны. Не является исключением и Донецкая Народная Республика, которая в соответствии с Федеральным конституционным законом «О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики» от 4 октября 2022 г. № 5-ФКЗ входит в состав России в своих административных границах 2014 г. [1, ст. 2, 3]. Это актуализирует вопрос технического обеспечения экономической безопасности ДНР при учете положения «Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030» (Стратегия ЭБ) и другие нормативные акты РФ, регулирующие обеспечение экономической безопасности.

Однако проблема обеспечения экономической безопасности регионов остается недостаточно полностью исследованной, что объясняется рядом причин: экономическое развитие регионов РФ имеет свою собственную специфику, которая требует определенной модификации показателей, используемых для оценки экономической безопасности; проблемы обеспечения экономической безопасности регионов РФ рассматриваются с разных методологических позиций, которые зачастую противоречат друг другу; дефицит открытых региональных статистических данных; неразработанность цифровых инструментов, позволяющих оценить уровень региональной экономической безопасности и создать эффективные механизмы ее обеспечения; недостаточная оснащенность современными техническими средствами субъектов хозяйственной деятельности.

В соответствии со Стратегией ЭБ для своевременного выявления вызовов и угроз экономической безопасности, оперативного реагирования на них, выработки управленческих решений и рекомендаций в настоящее время формируется система управления рисками (СУР) [2, п. 24]. Необходимость создания такой СУР обусловлена следующими обстоятельствами, такими как:

- потребность в своевременном и оперативном выявлении вызовов и угроз экономической безопасности, организационных, технологических, логистических, правовых и иных факторов их возникновения как на федеральном и отраслевом, так и на региональном уровне, оперативном реагировании на них, выработке управленческих решений и рекомендаций;

- возможности современных информационных технологий по мониторингу, сбору, обработке и проблемно-ориентированному анализу значительных массивов

информации; развитие методов и инструментов системного анализа и имитационного моделирования динамики сложных организационно-технических и социально-экономических объектов в условиях высокой неопределенности;

- совершенствование механизмов оперативной выработки рекомендаций по оптимальному реагированию органов государственного и корпоративного управления на внезапно возникающие риски в экономической сфере [3, с. 5-6].

Целью СУР является создание и внедрение механизмов своевременного выявления вызовов и угроз экономической безопасности в закрепленной сфере ответственности федеральных органов исполнительной власти и субъектов Российской Федерации, выявление уязвимых мест в системе обеспечения экономической безопасности, оценка рисков, а также выработка органами государственного и корпоративного управления решений по оперативному планированию и реагированию на выявленные угрозы и риски, нейтрализация уязвимостей в рамках единого регламента взаимодействия [3, с. 6]. В плане этих решений считаем, что для обеспечения экономической безопасности важное место должна занимать оснащенность техническими средствами защиты организаций и предприятий ДНР как субъекта РФ.

Изучением вопросов обеспечения и усиления экономической безопасности регионов России занимались многие ученые и специалисты [4-11]. Однако вопрос технического обеспечения экономической безопасности отдельных субъектов, которые недавно вошли в состав РФ, требует дополнительного рассмотрения.

Цель настоящего исследования - проанализировать различные подходы к обеспечению экономической безопасности субъектов Российской Федерации и на концептуальном уровне показать необходимость и важность технического обеспечения экономической безопасности ДНР как субъекта РФ.

В последнее время регионы РФ, как правило, отождествляются с субъектами федерации или федеральными округами. Анализ уровня экономической безопасности субъектов Российской Федерации является базой для проведения комплексной оценки экономической безопасности в масштабах региона, что позволит выявлять основные направления региональной технической политики в аспекте обеспечения экономической безопасности.

Существует множество подходов к пониманию сущности экономической безопасности региона. Так, В. В. Акбердина и О. П. Смирнова экономическую безопасность региона рассматривают многосторонне. Целью системы экономической безопасности региона, по их мнению, является достижение благосостояния его экономики, в том числе эффективное удовлетворение потребностей населения, защита его экономических интересов, способность региона устойчиво развиваться. Ими предложена система индикаторов экономической безопасности региона, включающая следующие модули: финансовый, технологический, инновационно-инвестиционный, инфраструктурный, правовой, кадровый, интеллектуальный [4, с. 1509].

Особенностью данного подхода является учет направлений государственного регулирования экономической безопасности и самоорганизации субъектов хозяйствования региона. Это позволяет выделять внешние и внутренние угрозы, своевременно выявлять риски межотраслевых связей внутри региона, что предполагает использование современных систем безопасности.

По мнению Л. С. Архиповой, в российской экономической практике оценка экономической безопасности, независимо от рассматриваемого уровня, также должна проводиться на базе использования критериев экономической безопасности -качественных признаков, на основе которых проводится оценка уровня развития отдельных сфер экономики и соответствия процессов, происходящих в этих сферах. Для учета уровня экономической безопасности большое значение имеет количественная оценка состояния экономики, которая проводится на базе анализа социально-экономических индикаторов. В процессе оценки большую роль играют пороговые значения индикативных показателей, с помощью которых объект исследования анализируется с позиции соответствия тенденций ее состояния национальным интересам страны. Она отмечает, что высокий уровень безопасности достигается лишь при условии, что вся система индикаторов экономической безопасности находится в допустимых пределах [5, с. 704].

А. И. Назарова и С. В. Беликова считают, что экономическая безопасность региона включает в себя многообразие связанных между собой подсистем и их взаимоотношений. Авторы выделяют механизм обеспечения экономической безопасности региона, представляющий собой совокупность ресурсов, методов, форм, а также инструментов и рычагов воздействия на протекающие в регионе процессы, которые позволят снизить или устранить воздействие негативных факторов, влияющих на развитие экономики, решить накопившиеся социально-экономические и институциональные проблемы [6, с. 50-51]. При таком подходе, по нашему мнению, одним из основных инструментов обеспечения региональной экономической безопасности является современное информационно-техническое оснащение систем безопасности субъектов хозяйственной деятельности.

На примере Кемеровской области Д. А. Скотников и С. В. Вик показывают, что экономическая безопасность региона аналитически реализуется в системе индикаторов экономической безопасности. Они позволяют количественно и качественно оценить развитие экономических процессов в регионе, дать сигнал о возможной опасности, помочь разработать и осуществить комплекс мероприятий по стабилизации обстановки. Критичными для территории экономической безопасности являются предельные пороговые значения показателей, превышение или недостижение которых ведет к дисбалансу и появлению деструктивных процессов в экономике региона. По их мнению, вполне достаточно 13-15 индикаторных показателей. Уровень экономической безопасности региона при этом будет либо ориен-

тирован на достижение идеальных параметров, либо останется на прежнем месте, либо, напротив, снизится [7, с. 69-70].

А. А. Коновалов отмечает, что региональная система обеспечения экономической безопасности означает совокупность условий и факторов, институтов и механизмов, которые направлены на защиту экономических интересов субъекта РФ, совершенствование сферы жизнедеятельности его населения [8, с. 62]. Таким образом, обеспечение экономической безопасности региона представляет собой систему, то есть способность региона проводить собственную экономическую политику благодаря своим внутренним ресурсам и подсистемам, построенным на базе современных информационно-технических средств.

Исходя из вышесказанного в качестве одного из элементов системы обеспечения экономической безопасности региона можно выделить институт оказания государственных услуг как инновационную технологию взаимодействия органов власти и общества. Это многофункциональные центры (МФЦ) предоставления государственных и муниципальных услуг, которые в своей работе используют современные информационные технологии и являются одним из факторов устойчивости экономического положения территории, способного нивелировать или снизить воздействие возникающих рисков и угроз.

А. А. Куклин, М. С. Печеркина, А. Н. Тырсин, А. А. Сурина рассматривают экономическую безопасность как защищенность, жизнеспособность субъектов, объектов и систем от внутренних и внешних угроз. По их мнению, неопределенность функционирования региона, изменчивость внешних и внутренних условий делают необходимым выявление и оценивание рисков социально-экономического развития региона. Благосостояние личности и территории проживания они понимают как сложную социально-экономическую категорию, характеризующую обеспеченность личности и территории жизненно необходимыми благами и обеспечение потребности в экономической безопасности в условиях минимизации социально-экономических рисков для личности и территории [12, с. 1031-1032]. Повысить уровень экономической безопасности региона позволит комплексное применение современных технических средств, информационных систем и технологий.

Следует отметить исследование влияния уровня преступности как меры негативного социального капитала на рост экономики регионов Российской Федерации, проведенное Т. В. Краминым и А. А. Шакировой. Согласно полученным результатам, преступность оказывает негативный эффект на экономический рост регионов РФ [9, с. 1211] и повышает социально-экономические риски для личности и территории. Некоторые авторы весьма справедливо, по нашему мнению, считают одним из главных тормозов экономического роста в России экономическую преступность. Они утверждают, что реальным индикатором этого процесса является абсолютно высокий удельный вес экономической преступности - до 80% в общей структуре

преступности, и главными объектами посягательств со стороны организованных преступных группировок становится национальная экономика России [13, с. 54]. Это позволяет нам также уделить внимание правоохранительной составляющей в обеспечении экономической безопасности ДНР как субъекта (региона) РФ, а именно информационно-технической оснащенности структур, обеспечивающих безопасность субъектов хозяйствования.

Исходя из анализа рассмотренных работ под экономической безопасностью региона нами понимается устойчивое функционирование всей экономической системы, способной на основании показателей-индикаторов своевременно выявлять, систематизировать и устранять внешние и внутренние угрозы, а также путем разработки комплексных мер предупредительного характера снижать последствия различного вида угроз за счет применения современных технических средств, информационных систем и технологий.

Анализ исследований позволил нам также выделить угрозы, влияющие на состояние экономической безопасности регионов, а именно:

1) уровень производственного потенциала, моральный и физический износ машин и оборудования;

2) уровень инновационной и инвестиционной активности;

3) состояние бюджетно-налоговой и денежно-кредитной сфер;

4) конкурентоспособность товаров и услуг;

5) качество жизни, уровень безработицы, социального обеспечения населения;

6) уровень безопасности субъектов хозяйственной деятельности в регионе;

7) уровень правопорядка в регионе;

8) степень криминализации экономики и распространения теневой экономической деятельности;

9) степень оснащенности систем безопасности современными информационно-техническими средствами.

Характеризуя государственные и муниципальные услуги, мы поддерживаем мнение, что они являются важной точкой соприкосновения населения и государства. Поэтому от качества и результатов данного взаимодействия зависит и ощущаемый населением уровень качества жизни [14], что существенно влияет на уровень экономической безопасности региона. То же можно сказать и об услугах, оказываемых юридическим лицам. Качество услуг положительно влияет на эффективность их работы и, соответственно, на уровень экономической безопасности самого юридического лица и регионального объединения в целом.

Для повышения качества оказания услуг и эффективности работы государственных и муниципальных органов в их работу был внедрен порядок предоставления государственных услуг по принципу «одного окна», заимствованный из мировой практики взаимодействия государства и общества в сфере предоставления

социальных и других публичных услуг. Это обусловило серьезный качественный сдвиг в правоприменительной системе обеспечения реализации прав граждан на различные услуги и льготы и привело к созданию многофункциональных центров оказания государственных и муниципальных услуг. Взаимодействие с органами, предоставляющими государственные услуги, или органами, предоставляющими муниципальные услуги, осуществляется МФЦ без участия заявителя, что способствует подрыву основ коррупции.

На основе данных об охвате населения услугами нами было проведено исследование уровня развития сети многофункциональных центров, организованных в субъектах РФ (областях, краях, республиках), а также представлены рекомендации по совершенствованию деятельности МФЦ Донецкой Народной Республики по оказанию услуг физическим и юридическим лицам в целях повышения экономической безопасности региона. Исследование проводилось на основе материалов, полученных из открытых данных, публикуемых органами государственной власти в соответствии с законодательством РФ, и трудов отечественных ученых [15-19].

Было установлено, что количество и наименование государственных услуг, предоставляемых в МФЦ региональными органами исполнительной власти и местными администрациями, разнятся от субъекта к субъекту РФ, что значительно усложняет процесс регламентации их предоставления и обобщения опыта применения. Поэтому для проведения анализа работы МФЦ и выделения новаций для последующего внедрения их в ДНР были рассмотрены МФЦ регионов РФ, имеющих общие черты по различным параметрам. Здесь брались во внимание направленность и уровень промышленного развития, площадь, количество населения в целом и плотность населения на 1 кв. км, географическое расположение региона, климатические условия и т.д. Учитывалось также число и качество предоставляемых услуг в МФЦ, зависящие от уровня регионального взаимодействия госструктур, предоставляющих госуслуги, их обеспеченности современными информационно-коммуникационными средствами и организационных способностей органов местного самоуправления.

Анализ ситуации в регионах позволил установить, что надлежащее оказание услуг обеспечивают Башкортостан, Татарстан, Удмуртская Республика, Хабаровский край, Красноярский край. Наиболее развита система обслуживания в Ростовской области, Республике Башкортостан, Алтайском крае, которые рассмотрены как объекты для обобщения опыта работы МФЦ по оказанию государственных и муниципальных услуг. Взяты на вооружение опыт МФЦ Республики Татарстан и Орловской области, в которых созданы обособленные подразделения МФЦ по предоставлению услуг малому и среднему предпринимательству, а также опыт Санкт-Петербурга и Алтайского края по выделению специальных окон в МФЦ для обслуживания предпринимателей, что значительно снижает уровень коррупции и

повышает роль информационных технологий в обеспечении экономической безопасности регионов.

Бесспорным, по нашему мнению, является утверждение, что одной из основных угроз экономической безопасности региона следует считать криминализацию экономики, о чем свидетельствует общая статистика преступности и положения Уголовного кодекса РФ.

По данным МВД РФ, около 80% преступлений в России являются преступлениями экономической направленности. Ущерб от них в 2019 г. составил 447,2 млрд руб. -77,2% от общего ущерба от преступлений, а в 2021 г. - около 642 млрд руб., то есть более 77% от общего ущерба от всех преступлений. И хотя в 2022 г. ущерб от преступлений экономической направленности составил 45,3% (339,1 млрд руб.) от общего ущерба, это свидетельствует о значительном уровне экономики РФ и снижении уровня ее экономической безопасности в общем и безопасности регионов в частности. Кражи в 2022 г. составили 35,6% от общего числа преступлений, а преступления против собственности, в отношении которых следствие обязательно, - 35,5% [20].

Наибольшего эффекта в обеспечении противодействия преступлениям экономической направленности можно добиться, обеспечив надлежащее использование передовых технических средств и современных информационных технологий и систем по таким направлениям, как:

- охрана объектов с использованием технических средств охраны;

- информационно-аналитическая работа подразделений по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции (ЭБиПК);

- оперативно-розыскная деятельность подразделений ЭБиПК.

Услуги охраны в России предоставляют частные охранные предприятия в соответствии с Законом РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ (в ред. от 29 декабря 2022 г.) «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», а также подразделения ведомственной охраны в соответствии с Федеральным законом от 14 апреля 1999 г. № 77-ФЗ «О ведомственной охране».

Как установлено, экономическая безопасность региона зависит от состояния экономической безопасности субъектов хозяйственной деятельности, входящих в состав данного региона. При этом надежная защита экономики любого субъекта хозяйственной деятельности возможна только при комплексном и системном подходе к ее организации, что обеспечивает система экономической безопасности субъекта хозяйственной деятельности (СЭБСХД) [21].

Концептуально разработаны основные направления построения СЭБСХД [22, с. 339-341], однако в указанной структуре не учтена важная и необходимая на сегодня

составная системы безопасности - интегрированная система технической безопасности (ИСТБ), состоящая из подсистем в зависимости от конкретной структуры субъекта хозяйственной деятельности. В данном случае одной из таких подсистем является подсистема охраны объектов с помощью технических средств охраны (ТСО).

Оснащение субъектов хозяйственной деятельности региона ТСО, на наш взгляд, должно отвечать ряду основных требований.

1. В системах безопасности должна проводиться единая техническая политика в области выбора, внедрения и технической эксплуатации ТСО.

2. Конкретная номенклатура ТСО определяется «Перечнем технических средств охраны, разрешенных к применению в регионе», который является основополагающим документом при проведении единой технической политики.

3. «Перечень технических средств охраны, разрешенных к применению в регионе» носит обязательный характер в рамках представленных в нем групп однородной продукции. Используемые технические средства охраны должны соответствовать модульному принципу построения.

4. Технические средства, относящиеся к другим группам однородной продукции, не включенным в Перечень, выбираются по усмотрению заказчика исходя из сопоставления решаемых задач с тактико-техническими характеристиками и стоимостными показателями.

5. Технические задания и проектная документация на оборудование объектов ТСО должны согласовываться со Службой безопасности субъекта хозяйственной деятельности и совмещаться с ИСТБ.

6. Выбор организаций (фирм) для проведения монтажа ТСО и пуско-наладочных работ на объектах должен осуществляться заказчиком на конкурсной основе. К конкурсу допускаются организации (фирмы), имеющие лицензии на проведение соответствующих работ.

7. Техническая эксплуатация ТСО должна производиться силами инженерно-технических специалистов службы безопасности субъекта хозяйственной деятельности. Допускается привлечение к этой работе специалистов частных охранных предприятий или вневедомственной охраны (на охраняемых ее силами объектах), а в случае, когда введение в штаты соответствующего специалиста экономически нецелесообразно - работников сторонних специализированных организаций на договорной основе.

8. Инженерно-технический персонал службы безопасности должен осуществлять технический надзор за проведением монтажных и пусконаладочных работ и участвовать в приемке систем ТСО в эксплуатацию.

Для повышения эффективности ТСО необходимо рассмотреть возможные перспективы развития систем охраны объектов. Таким направлением усовершенствования организации охраны является применение интеллектуальных систем (ИС).

Для охраны объектов наиболее перспективными направлениями могут быть ИС видеонаблюдения, информационно-справочного обеспечения и централизованной охраны объектов.

Функциональность всего объектного программного обеспечения ИС видеонаблюдения подразделяется на две большие группы: распознавание и классификация объектов видеонаблюдения, отслеживание пути объекта видеонаблюдения.

Развитие информационно-справочного обеспечения охранной деятельности связано с появлением геоинформационных систем (ГИС), предоставляющих информацию о пространственном размещении объектов с использованием карт или планов, что очень важно для своевременного противодействия преступным проявлениям против собственности.

К ИС охраны объектов можно отнести системы централизованной охраны, например «Орлан», «КРОНОС», «АИ-Грифон» и др., которые представляют комплекс технических средств и программного обеспечения для централизованного наблюдения за состоянием устройств охранной и пожарной сигнализации с использованием сотовой сети GSM-900/1800 и проводной линии АТС.

Современные условия, новая социальная, экономическая и институциональная среда, в которой осуществляют свою деятельность оперативные подразделения ЭБиПК, значительно снизили эффективность традиционных методов информационно-аналитической работы и ОРД. Поэтому возникла необходимость поиска новых путей их совершенствования. Многообразие субъектов хозяйствования, упрощенный формат регистрации физических и юридических лиц, трудно контролируемые коммуникации граждан и организаций, экономическая свобода значительно осложнили получение целевой оперативно-розыскной информации. Перспективным направлением в информационно-аналитической работе и ОРД могут быть информационные ресурсы сети Интернет (интернет-каталоги, поисковые системы, онлайновые полнотекстовые базы данных, доски объявлений, форумы, чаты, блоги, социальные сети и т.д.), которые необходимо использовать для получения оперативно значимой информации и проведения оперативно-розыскных мероприятий.

В совершенствовании ОРД для противодействия экономическим преступлениям перспективным видится также использование ИС. Примером может служить Система технических средств для обеспечения функций оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ) и ее новейший вариант СОРМ-3, который обеспечивает объединение СОРМ-1 (слежение за аналоговой связью, телефонными переговорами), СОРМ-2 (прослушивание мобильной связи и контроль Интернета) и дополнительно контролирует часть VPN серверов, прослушивает в прямом эфире Skype, ICQ, спутниковую связь и ряд других нововведений. Но ключевым фактором является

то, что СОРМ 3 - это единая глобальная база данных, которая взаимосвязана с различными направлениями СОРМ [23].

Таким образом, для повышения экономической безопасности Донецкой Народной Республики и других регионов РФ необходимо: расширять сеть МФЦ и перечень оказываемых услуг, открывать МФЦ для предоставления услуг физическим лицам; оборудовать субъекты хозяйственной деятельности ТСО, соответствующие указанным выше требованиям, и внедрять в их деятельность ИС видеонаблюдения, информационно-справочного обеспечения и централизованной охраны объектов; в информационно-аналитической работе региональных оперативных подразделений ЭБиПК использовать информационные интернет-ресурсы, в оперативной работе -возможности Системы технических средств для обеспечения функций оперативно -розыскных мероприятий.

Список источников

1. О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики: Федеральный конституционный закон от 04 октября 2022 г. № 5-ФКЗ. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_428188/

2. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: указ Президента РФ от 15 мая 2017 г. № 208. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/

3. Формирование эффективной системы экономической безопасности регионов России с участием органов внутренних дел: учеб. пособие / Ю. Г. Наумов [и др.]. М.: Академия управления МВД России, 2021. 188 с.

4. Акбердина В. В., Смирнова О. П. Экономическая безопасность региона: оценка и перспективы // Региональная экономика: теория и практика. 2018. Т. 16, № 8. С. 1506-1517. DOI: 10.24891/re.16.8.1506

5. Архипова Л. С. Аналитические аспекты оценки экономической безопасности регионов в контексте устойчивого развития // Экономические отношения. 2020. Т. 10, № 3. С. 699-718. DOI: 10.18334/eo.10.3.110748

6. Беликова С. В., Назарова А. И. Обеспечение экономической безопасности региона: сущность, механизмы и инструменты управления // Социально-экономические процессы современного общества: теория и практика: материалы Всеро-сийской научно-практической конференции, Чебоксары, 21 декабря 2022 г. Чебоксары: Среда, 2022. С. 49-52.

7. Вик С. В., Скотников Д. А. Теоретические подходы к комплексному анализу состояния экономической безопасности субъекта РФ на примере Кемеровской области // Общество: политика, экономика, право. 2016. № 5. С. 69-71.

8. Коновалов А. А. Обеспечение экономической безопасности региона // Ростовский научный журнал. 2017. № 4. С. 62-67.

9. Крамин Т. В., Шакирова А. А. Влияние преступности на экономическое развитие регионов России // Актуальные проблемы экономики и права. 2019. Т. 13, № 2. С. 1202-1214. Б01: 10.21202/1993-047Х.13.2019.2.1202-1214

10. Филипенко Т. В. Правовое обеспечение экономической безопасности субъектов хозяйствования ДНР // Актуальные проблемы юриспруденции: публич-но-правовые аспекты: материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов. Симферополь: Институт «Таврическая академия» «КФУ им. В.И. Вернадского», 2023. С. 97-100.

11. Экономическая безопасность субъектов хозяйствования как институт хозяйственного права / Н. Л. Шелухин [и др.]. Донецк: Ноулидж (Донецкое отделение), 2013. 412 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Методический инструментарий диагностики рисков для благосостояния личности и территории проживания / А. А. Куклин, М. С. Печеркина, А. Н. Тырсин, А. А. Сурина // Экономика региона. 2017. Т. 13, вып. 4. С. 1030-1043.

13. Казиахмедов Г. М., Багмет А. М. Проблемы преступности в сфере эконо-мики // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2015. № 5. С. 54-58.

14. Соболь Т. С. Уровень жизни населения России: современный взгляд на действительность // Вестник Московского университета им. С. Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2020. № 3 (34). С. 7-12.

15. Сергеева Н. В., Романова О. А. Формирование сети МФЦ: региональный аспект // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2022. № 1. С. 111-119.

16. Бушуева Н. В., Герасимова Л. М. Социальная ответственность государства: зарубежный опыт, проблемы и перспективы // Потенциал роста современной экономики: возможности, риски, стратегии: материалы V международной научно-практической конференции. М., 2018. С. 171-179.

17. Рязанов А. А., Меграбян Р. А. Отечественный опыт повышения качества государственных и муниципальных услуг, оказываемых населению через многофункциональные центры // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Нижневартовск, 2019. С. 621-623.

18. Этапы формирования и развития сети МФЦ / Н. В. Сергеева, Е. В. Рубцова, Н. П. Суптело, О. А. Романова // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2020. № 1-2. С. 94-100.

19. Суптело Н. П. Многофункциональные центры как механизм оптимизации предоставления государственных и муниципальных услуг // Потенциал роста рос-

сийской экономики: возможности, риски, стратегии: материалы V международной научно-практической конференции. М., 2018. С. 495-502.

20. Состояние преступности в России за январь - ноябрь 2022 года. URL: https://d-russia.ru/wp-content/uploads/2022/12/mvd_22_11_.pdf

21. Гильфанов М. Т. Организационно-методический инструментарий оценки детерминантов и обеспечения экономической безопасности предприятия // Социально-экономические явления и процессы. 2013. № 8. С. 19-27.

22. Доронин А. И. Бизнес-разведка. М.: Ось-89, 2003. 384 с.

23. Система оперативно-розыскных мероприятий. URL: https://www.tadviser.ru/a/197747

References

1. On the admission to the Russian Federation of the Donetsk People's Republic and the formation of a new entity within the Russian Federation - the Donetsk People's Republic: Federal Constitutional Law of October 4, 2022 No. 5-FKZ. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_428188/ (In Russ.).

2. On the Economic Security Strategy of the Russian Federation for the period up to 2030: Decree of the President of the Russian Federation of May 15, 2017 No. 208. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/ (In Russ.).

3. Naumov Yu. G. et al. Formirovanie effektivnoi sistemy ekonomicheskoi bezo-pasnosti regionov Rossii s uchastiem organov vnutrennikh del [Formation of an effective system of economic security of the regions of Russia with the participation of internal affairs bodies: a textbook]. Moscow: Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2021. 188 p. (In Russ.).

4. Akberdina V. V., Smirnova O. P. Ekonomicheskaya bezopasnost' regiona: otsen-ka i perspektivy [Economic security of the region: assessment and prospects]. Region-al'naya ekonomika: teoriya i praktika, 2018, vol. 16, no. 8, pp. 1506-1517. DOI: 10.24891/re.16.8.1506 (In Russ.).

5. Arkhipova L. S. Analiticheskie aspekty otsenki ekonomicheskoi bezopasnosti regionov v kontekste ustoichivogo razvitiya [Analytical aspects of assessing the economic security of regions in the context of sustainable development]. Ekonomicheskie otno-sheniya, 2020, vol. 10, no. 3, pp. 699-718. DOI:10.18334/eo.10.3.110748 (In Russ.).

6. Belikova S. V., Nazarova A. I. Obespechenie ekonomicheskoi bezopasnosti regiona: sushchnost', mekhanizmy i instrumenty upravleniya [Ensuring the economic security of the region: the essence, mechanisms and tools of management]. In: Sotsial'noeko-nomicheskie protsessy sovremennogo obshchestva: teoriya i praktika [Socio-eco-nomic processes of modern society: theory and practice: materials of All-Russ. scientific-practical. conf. (Cheboksary, 21 Dec. 2022)]. Cheboksary: Sreda Publ. House, 2022, pp. 49-52. (In Russ.).

7. Vik S. V., Skotnikov D. A. Teoreticheskie podkhody k kompleksnomu analizu sostoyaniya ekonomicheskoi bezopasnosti sub"ekta RF na primere Kemerovskoi oblasti

[Theoretical approaches to a comprehensive analysis of the state of economic security of a constituent entity of the Russian Federation on the example of the Kemerovo region]. Obshchestvo: politika, ekonomika, pravo, 2016, no. 5, pp. 69-71. (In Russ.).

8. Konovalov A. A. Obespechenie ekonomicheskoi bezopasnosti regiona [Ensuring the economic security of the region]. Rostovskii nauchnyi zhurnal, 2017, no. 4, pp. 62-67. (In Russ.).

9. Kramin T. V., Shakirova A. A. Vliyanie prestupnosti na ekonomicheskoe razvitie regionov Rossii [Influence of crime on the economic development of Russian regions]. Aktual'nye problemy ekonomiki i prava, 2019, vol. 13, no. 2, pp. 1202-1214. DOI: 10.21202/1993-047X.13.2019.2.1202-1214 (In Russ.).

10. Filipenko T. V. Pravovoe obespechenie ekonomicheskoi bezopasnosti sub"ektov khozyaistvovaniya DNR [Legal support of the economic security of economic entities of the DPR]. In: Aktual'nye problemy yurisprudentsii: publichno-pravovye aspekty [Actual problems of jurisprudence: public law aspects": materials of the VIII All-Russian scientific-practical conf with international participation of the teaching staff, graduate students and students]. Simferopol: Institute "Tauride Academy" "KFU im. IN AND. Vernadsky", 2023, pp. 97-100. (In Russ.).

11. Shelukhin N. L. et al. Ekonomicheskaya bezopasnost' sub"ektov khozyaistvovaniya kak institut khozyaistvennogo prava [Economic security of business entities as an institution of economic law]. Donetsk: Noulidzh Publ. (Donetsk branch), 2013. 412 p. (In Russ.).

12. Kuklin A. A., Pecherkina M. S., Tyrsin A. N., Surina A. A. Metodicheskii instrumentarii diagnostiki riskov dlya blagosostoyaniya lichnosti i territorii prozhiva-niya [Methodological tools for diagnosing risks for the well-being of the individual and the territory of residence]. Ekonomika regiona, 2017, vol. 13, iss. 4, pp. 1030-1043. (In Russ.).

13. Kaziakhmedov G. M., Bagmet A. M. Problemy prestupnosti v sfere ekonomiki [Problems of crime in the economy]. Vestnik Akademii ekonomicheskoi bezopasnosti MVD Rossii, 2015, no. 5, pp. 54-58. (In Russ.).

14. Sobol T. S. Uroven' zhizni naseleniya Rossii: sovremennyi vzglyad na de-istvitel'nost' [The standard of living of the population of Russia: a modern view of reality]. VestnikMoskovskogo universiteta im. S.Yu. Vitte. Seriya 1: Ekonomika i upravlenie, 2020, no. 3 (34), pp. 7-12. (In Russ.).

15. Sergeeva N. V., Romanova O. A. Formirovanie seti MFTs: regional'nyi aspekt [Formation of the MFC network: regional aspect]. Vestnik Altaiskoi akademii ekonomiki i prava, 2022, no.1, pp. 111-119. (In Russ.).

16. Bushueva N. V., Gerasimova L. M. Sotsial'naya otvetstvennost' gosudarstva: za-rubezhnyi opyt, problemy i perspektivy [State Social Responsibility: Foreign Experience, Problems and Prospects]. In: Potentsial rosta sovremennoi ekonomiki: vozmozhnosti, riski, strategii [Growth potential of the modern economy: opportunities, risks, strategies: materials of the V International scientific and practical conf.]. Moscow, 2018, pp. 171-179. (In Russ.).

17. Ryazanov A. A., Megrabyan R. A. Otechestvennyi opyt povysheniya kachestva gosudarstvennykh i munitsipal'nykh uslug, okazyvaemykh naseleniyu cherez mnogo-funktsional'nye tsentry [Domestic experience in improving the quality of state and municipal services provided to the population through multifunctional centers]. In: Kul'tura, nauka, obrazovanie: problemy i perspektivy [Culture, science, education: problems and prospects: materials of the VII All-Russian scientific and practical conf. with international participation]. Nizhnevartovsk, 2019, pp. 621-623. (In Russ.).

18. Sergeeva N. V., Rubtsova E. V., Suptelo N. P., Romanova O. A. Etapy formiro-vaniya i razvitiya seti MFTs [Stages of formation and development of the MFC network]. Vestnik Altaiskoi akademii ekonomiki iprava, 2020, no. 1-2, pp. 94-100. (In Russ.).

19. Suptelo N. P. Mnogofunktsional'nye tsentry kak mekhanizm optimizatsii pre-dostavleniya gosudarstvennykh i munitsipal'nykh uslug [Multifunctional centers as a mechanism for optimizing the provision of public and municipal services]. In: Potentsial rosta rossiiskoi ekonomiki: vozmozhnosti, riski, strategii [Growth potential of the Russian economy: opportunities, risks, strategies: materials of the V international scientific and practical conf.]. Moscow, 2018, pp. 495-502. (In Russ.).

20. The state of crime in Russia for January - November 2022. URL: https://d-russia.ru/wp-content/uploads/2022/-12/mvd_22_11_.pdf (In Russ.).

21. Gilfanov M. T. Organizatsionno-metodicheskii instrumentarii otsenki determinan-tov i obespecheniya ekonomicheskoi bezopasnosti predpriyatiya [Organizational and methodological tools for assessing the determinants and ensuring the economic security of an enterprise]. Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya iprotsessy, 2013, no. 8, pp. 19-27. (In Russ.).

22. Doronin A. I. Biznes-razvedka [Business intelligence]. Moscow: Os'-89 Publ., 2003. 384 p. (In Russ.).

23. The system of operational-search activities. URL: https://www.tadviser.ru/a/197747 (In Russ.).

Информация об авторе

И. Ф. Хараберюш - доктор юридических наук, профессор, ведущий специалист Института экономических исследований, г. Донецк, Россия

Information about the author

I. F. Kharaberiush - Doctor of Law, Professor, Leading Specialist of the Institute for Economic Research, Donetsk, Russia.

Статья поступила в редакцию 06.06.2023; одобрена после рецензирования 08.07.2023; принята к публикации 11.07.2023.

The article was submitted 06.06.2023; approved after reviewing 08.07.2023; accepted for publication 11.07.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.