Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МОДЕЛИ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ'

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МОДЕЛИ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
50
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / СИСТЕМА СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ / НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР / ИНТЕГРИРОВАННАЯ СИСТЕМА / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСОБИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ЛЬГОТЫ / ЭЛЕКТРОННАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петрушевская Виктория Викторовна, Евтеева Светлана Геннадьевна

Статья посвящена исследованию особенностей организации модели интегрированной системы развития негосударственного сектора в сфере социальных услуг в Донецкой Народной Республике. Организация данной модели предлагается путем упорядочения существующих социальных программ (проектов), в первую очередь, за счет сокращения их количества, а также максимальной интеграции в пределах нескольких программ-платформ всех действующих общих и целевых программ по оказанию социальной помощи. В процессе исследования выявлено, что на сегодняшний день в ДНР в государственных учреждениях социальные услуги предоставляются на безвозмездной основе, а программы в них адресные, позволяя сделать вывод, что сфера социальных услуг в целом характеризуется как доступная для граждан ДНР. Однако в силу экономической нестабильности учитывалось, что в условиях нестабильности есть риск того, что данные услуги могут быть ограничены для определенных категорий населения с точки зрения финансирования. Интерпретация полученных результатов и перспектив их применения важна при принятии управленческих решений как в органах государственной власти, так и в учреждениях негосударственного сектора Донецкой Народной Республики, способствуя развитию системы социальной защиты населения в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF THE MODEL OF THE INTEGRATED SYSTEM OF DEVELOPMENT OF THE NON-STATE SECTOR IN THE SPHERE OF SOCIAL SERVICES

The article is devoted to the study of the features of the organization of the model of an integrated system for the development of the non-state sector in the field of social services in the Donetsk People's Republic (DPR). The organization of this model is proposed by regulation of the existing social programs (projects), first of all by reducing their number, as well as maximal integration within several program-platforms of all present general and targeted social assistance programs. The study revealed that today in the DPR in public institutions social services are provided free of charge, and the programs in them are targeted, allowing us to conclude that the social services sector as a whole is characterized as accessible to the citizens of the DPR. However, due to the economic instability, in was taken into account that in the conditions of instability there is a risk of such services becoming limited for certain categories of the population in terms of lack of funding. The interpretation of the obtained results and the possibilities of their use is important in making management decisions, both in public authorities and in institutions of the non-state sector of the Donetsk People's Republic, contributing to the development of the system of social protection of the population as a whole.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МОДЕЛИ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ»

Управление социально-экономическими системами Management of social and economic systems

Научная статья

УДК 338.465.4

DOI: 10.14529^230113

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МОДЕЛИ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ

В.В. Петрушевская, С.Г. Евтеева^

Донецкая академия управления и государственной службы при Гпаве Донецкой Народной Республики, Донецк, Донецкая Народная Республика

вevteeva_sg@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена исследованию особенностей организации модели интегрированной системы развития негосударственного сектора в сфере социальных услуг в Донецкой Народной Республике. Организация данной модели предлагается путем упорядочения существующих социальных программ (проектов), в первую очередь, за счет сокращения их количества, а также максимальной интеграции в пределах нескольких программ-платформ всех действующих общих и целевых программ по оказанию социальной помощи. В процессе исследования выявлено, что на сегодняшний день в ДНР в государственных учреждениях социальные услуги предоставляются на безвозмездной основе, а программы в них адресные, позволяя сделать вывод, что сфера социальных услуг в целом характеризуется как доступная для граждан ДНР. Однако в силу экономической нестабильности учитывалось, что в условиях нестабильности есть риск того, что данные услуги могут быть ограничены для определенных категорий населения с точки зрения финансирования. Интерпретация полученных результатов и перспектив их применения важна при принятии управленческих решений как в органах государственной власти, так и в учреждениях негосударственного сектора Донецкой Народной Республики, способствуя развитию системы социальной защиты населения в целом.

Ключевые слова: социальная политика, социальные услуги, социальная защита, система социальных услуг, негосударственный сектор, интегрированная система, социальные программы, социальные пособия, социальные льготы, электронная среда

Для цитирования: Петрушевская В.В., Евтеева С.Г. Особенности организации модели интегрированной системы развития негосударственного сектора в сфере социальных услуг // Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». 2023. Т. 17, № 1. С. 143-151. DOI: 10.14529/em230113

Original article

DOI: 10.14529/em230113

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF THE MODEL

OF THE INTEGRATED SYSTEM OF DEVELOPMENT

OF THE NON-STATE SECTOR IN THE SPHERE OF SOCIAL SERVICES

V.V. Petrushevskaya, S.G. EvteevaM

Donetsk Academy of Management and Civil Service under the Head of the Donetsk People's Republic, Donetsk, Donetsk People's Republic

M evteeva_sg@mail.ru

Abstract. The article is devoted to the study of the features of the organization of the model of an integrated system for the development of the non-state sector in the field of social services in the Donetsk People's Republic (DPR). The organization of this model is proposed by regulation of the existing social

© Петрушевская В.В., Евтеева С.Г., 2023

programs (projects), first of all by reducing their number, as well as maximal integration within several program-platforms of all present general and targeted social assistance programs. The study revealed that today in the DPR in public institutions social services are provided free of charge, and the programs in them are targeted, allowing us to conclude that the social services sector as a whole is characterized as accessible to the citizens of the DPR. However, due to the economic instability, in was taken into account that in the conditions of instability there is a risk of such services becoming limited for certain categories of the population in terms of lack of funding. The interpretation of the obtained results and the possibilities of their use is important in making management decisions, both in public authorities and in institutions of the non-state sector of the Donetsk People's Republic, contributing to the development of the system of social protection of the population as a whole.

Keywords: social policy, social services, social protection, social services system, non-state sector, integrated system, social programs, social benefits, social privileges, electronic environment

For citation: Petrushevskaya V.V., Evteeva S.G. Features of the organization of the model of the integrated system of development of the non-state sector in the sphere of social services. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Economics and Management, 2023, vol. 17, no. 1, pp. 143-151. (In Russ.). DOI: 10.14529/em230113

Введение

Значительная фрагментация системы социальной защиты в Донецкой Народной Республике, высокие затраты на ее содержание, проблемы реализации принципа социальной справедливости при распределении помощи и в целом наличие негативных эффектов заставляют искать направления ее совершенствования и модернизации. К сожалению, на данный момент развитие системы социальной защиты в ДНР не имеет четко выраженного вектора и согласованности мероприятий. В условиях сложившейся сложной ситуации не удалось выработать единой концепции повышения эффективности всей системы социальной защиты и ее отдельных направлений.

Широкий спектр социальной помощи, социальных пособий, социальных льгот, а также социальных услуг является хорошей основой для обеспечения комплексности и системности в предоставлении социальной защиты уязвимым и нуждающимся гражданам ДНР. Однако на данном этапе не существует единого нормативно -правового акта, содержащего четкий механизм регулирования взаимосвязей между этими составляющими социальной защиты, или процедуры обмена информацией между различными подразделениями органов социальной защиты, или какой-либо другой процедуры, которой бы обеспечивалась комплексность помощи.

Также отсутствуют механизмы (как например, эффективные инструменты в виде электронной онлайн среды, единого заявления на все виды социальных пособий и социальных услуг) для определения всего круга проблем, имеющихся у конкретного претендента на социальную защиту, решение которых предполагает предоставление денежных выплат и/или социальных услуг. На законодательном и исполнительном уровнях при организации и предоставлении социальной защиты до сих пор руководствуются устаревшим принципом

«нуждающийся сам обращается за помощью», тогда как прогрессивные практики доказали, что для обеспечения эффективности «помощь должна следовать за нуждающимися».

В связи с этим предлагается определение особенностей организации модели интегрированной системы развития негосударственного сектора в сфере социальных услуг, которые могут стать дополнительным инструментом развития системы социальной защиты Донецкой Народной Республики.

Теория

В условиях постоянного возрастания потребностей общества, в том числе в социальной сфере, и объективном снижении возможностей органов власти по реализации этих потребностей, все более актуальными становятся проблемы поиска резервов дополнительных ресурсов, помогающих повысить социальное благополучие и качество жизни людей [1].

Целью исследования является изучение особенностей организации модели интегрированной системы развития негосударственного сектора в сфере социальных услуг в Донецкой Народной Республике.

Исследованию особенностей организации системы развития негосударственного сектора в сфере социальных услуг, в том числе путем циф-ровизации, посвящены труды: Т.И Худяковой [3], И.И. Смотрицкой [6], А.Г. Чернышова [9].

Однако в научных исследованиях недостаточно внимания уделяется разработке новых направлений развития системы социальной защиты на основе формирования негосударственного сектора в сфере социальных услуг. Особенно настоятельными являются вопросы (и необходим их научный анализ), связанные с организацией модели интегрированной системы развития негосударственного сектора в сфере социальных услуг, а также применение полученных результатов и возможностей

при принятии управленческих решений как в органах государственного управления, так и в учреждениях негосударственного сектора в Донецкой Народной Республике.

Анализируя страны СНГ, следует отметить, что исторически государства имели значительную финансовую нагрузку в социальной сфере, поскольку предоставление многих социальных услуг осуществлялось на бесплатной основе, включая образование, медицину и другие социальные направления. В отдельных странах во время перехода к рыночной экономике такая ситуация послужило толчком к переходу на принцип платности, началось активное развитие некоммерческого сектора в сфере социальных услуг.

Современные концепции некоммерческого сектора исходят из того, что изменения в структуре и качестве организаций данного сектора являются частью глобального пересмотра меры ответственности за благополучие общества между гражданами, государством и рынком. Аналитически государство и рынок относятся к первому и второму секторам соответственно, а некоммерческие организации и общественные объединения в совокупности - к третьему сектору. Собственно, это разделение на три сектора, каждый из которых по-разному вносит свой вклад в социальную сферу (производство услуг или товаров), легло в основу определения специфической роли негосударственного сектора в сфере социальных услуг.

Данный сектор представляет собой совокупность организаций, занимающихся оказанием нерыночных услуг личного характера населению в различных сферах жизнедеятельности. Сюда входят организации, которые не финансируются и не контролируются государством. Среди них основное место занимают некоммерческие организации (НКО) [1].

В научной литературе общепринято и широко используется определение некоммерческого сектора как субъекта негосударственной сферы предоставления социальных услуг [2], которое включает в себя несколько составляющих признаков:

- институционализация (при которой некоммерческие организации оформлены организационно);

- частичная независимость от государства (которая подразумевает, что организации могут иметь часть государственной поддержки и госслужащие могут занимать должности в НКО);

- некоммерческий характер (поскольку доходы от деятельности не распределяются между членами организации или ее собственниками);

- самоуправление (значительная степень внутренней автономии);

- волонтерство, которое составляет значительную часть рабочей силы.

Следует отметить, что в зарубежной практике сфера социальных услуг чаще относится к прерогативе негосударственного сектора.

В Донецкой Народной Республике необходимо применять успешный зарубежный опыт по организации функционирования электронных сервисов, а также проводить модернизацию системы социальных услуг в направлении внедрения информационно-аналитической системы управления социальными услугами, в т. ч. в негосударственном секторе.

Так, например, как показывает опыт Турции, создание необходимых баз данных, их интеграция и размещение на едином веб-портале может быть осуществлено довольно быстро, но это требует значительных ресурсов (финансовых, человеческих и др.), и необязательно модернизация действующей системы социальных услуг должна быть начата именно путем создания электронной среды. Разработка электронной инфраструктуры и требуемого программного обеспечения может происходить как после интеграции социальных программ, так и параллельно. Сгенерированный запрос отправляется в нужный орган, где он обрабатывается [3].

Результаты

Социальные услуги являются частью современного социального государства и неотъемлемым элементом системы социальной защиты населения.

Функционирование сферы социальных услуг направлено на повышение качества социального обслуживания населения и обеспечение широкого спектра предоставляемых услуг в соответствии со спросом на данные услуги, тем самым повышая уровень развития системы социальной защиты. Особая роль в этом процессе отводится негосударственному сектору. Его развитие позволяет расширить сеть организаций социального обслуживания, укрепить их материальную базу, повысить обеспеченность населения социальными услугами при рациональном использовании средств бюджетов разных уровней.

Учитывая проблемы развития системы социальной защиты, имеющиеся ресурсы, социально-экономический курс Донецкой Народной Республики, а также опираясь на передовой международный опыт организации моделей социальной защиты, была определена концепция дальнейшего развития системы социальной защиты ДНР на основе формирования негосударственного сектора в сфере социальных услуг, в т. ч. оптимизации действующих программ социальной защиты и максимального направления их к наиболее нуждающимся и уязвимым лицам.

Концепция создания новой модели информационной инфраструктуры или интегрированной системы развития негосударственного сектора в сфере социальных услуг (далее - ИСРНССУ) в ДНР предусматривает:

- сосредоточенность на наиболее нуждающихся и уязвимых контингентах;

- оптимизацию существующих социальных программ и проектов;

- создание электронной среды, в которой ИСРНССУ будет функционировать;

- внедрение информационной системы управления в сфере социальных услуг, включая негосударственный сектор.

Организация модели интегрированной системы развития негосударственного сектора в сфере социальных услуг заключается в следующем процессе: подавая заявку и соответствующий пакет документов в органы социальной защиты на получение государственной социальной помощи малообеспеченным семьям, заявитель автоматически будет проверен на необходимость получить другие виды социальных услуг (в т. ч. оказываемые организациями негосударственного сектора), как, например, помощь одиноким матерям, обеспечение доступности к медицинскому обслуживанию, получение психологической или юридической консультации и т. п. То есть обратившись за одной помощью в государственные органы нуждающееся лицо получит одновременно и весь комплекс поддержки, в которой нуждается и имеет право от негосударственного сектора в сфере социальных услуг.

Полноценное и эффективное функционирование модели интегрированной системы развития негосударственного сектора в сфере социальных услуг предполагает длительную, масштабную и высокозатратную работу по многим направлениям. Так, прежде всего, необходимо гармонизировать существующие базы данных в профильных министерствах и ведомствах, которые вовлечены в процесс оказания социальной защиты (Министерство труда и социальной политики ДНР, Министерство доходов и сборов ДНР, Министерство финансов ДНР, Министерство экономического развития ДНР и др.). Или создать такие базы данных в тех министерствах и ведомствах, где их на данный момент не существует. Эти базы должны быть организованы таким образом, чтобы их можно было бы интегрировать в единую информационную систему, а полученные данные легко идентифицировать всем участникам процесса социальной защиты.

Создание новой модели информационной инфраструктуры или интегрированной системы развития негосударственного сектора в сфере социальных услуг (ИСРНССУ) путем упорядочения существующих социальных программ (проектов), в первую очередь, за счет сокращения их количества, а также максимальной интеграции в пределах нескольких программ-платформ всех действующих общих и целевых программ по оказанию социальной помощи. Программы-платформы в свою очередь будут входить в специализированные или профильные блоки социальных услуг, которые будут определять сферы предоставления конкретных социальных услуг негосударственным сектором.

Не все программы негосударственного сектора в сфере социальных услуг могут быть интегри-

рованы в конкретную программу-платформу и не для всех программ процесс интеграции целесообразен и оправдан [4], по крайней мере, на современном этапе. Поэтому определенное количество социальных услуг на протяжении переходного этапа развития останется функционировать параллельно в виде самостоятельных блоков ИСРНССУ, в частности, категориальные программы, которые нацелены на:

- поддержку безусловно социально уязвимых контингентов, как помощь лицам с инвалидностью с детства и детям-инвалидам;

- достижение конкретного социально-экономического эффекта, например, помощь семьям с малолетними детьми, которая направлена как на повышение рождаемости, так и на обеспечение воспитания детей в семьях.

Если не нарушать принцип социальной справедливости, то эти социальные программы, предусматривающие денежные выплаты, следует предоставлять исключительно самым нуждающимся, то есть с обязательным учетом уровня доходов претендентов на них. Поскольку не всегда лицо с инвалидностью или семья с новорожденным ребенком нуждается в финансовой поддержке, тогда как может нуждаться в определенных социальных услугах. Предоставление социальных пособий исключительно по категоричному признаку может не обеспечивать адресность социальной направленности средств к бедным и не оправдываться с экономической точки зрения, поскольку средства будут попадать к не бедным. Однако этот шаг оправдан при развитой экономике и свободной активизации на рынке труда лиц с высокими рисками бедности.

Социальные услуги, направленные на обеспечение доступности для населения здравоохранения, образования и достойных жилищных условий также предлагается объединять в отдельные профильные блоки ИСРНССУ. На сегодняшний день в ДНР в государственных учреждениях услуги по здравоохранению и обучению предоставляются на безвозмездной основе, а программы в них адресные, потому медицина и образование в целом характеризуются как доступные для граждан ДНР. Однако, учитывая направления развития в них, нельзя не учесть риска того, что их услуги впоследствии станут менее доступными или вообще недоступными для определенных категорий населения (как с точки зрения нехватки средств, так и территориальной недоступности). Например, вследствие развития негосударственного сектора страховой медицины, как показывает мировая практика, наименее обеспеченные слои населения подвергаются риску депривации в части получения медицинских услуг. В мировой практике, чтобы предотвратить проявления лишений в сфере медицины, государство оказывает поддержку либо на этапе приобретения страхового полиса, либо на этапе расчета за полученное лечение.

Учитывая, что всегда в государстве существуют граждане, имеющие особые заслуги, как например, ветераны войны, участники боевых действий, лица, пострадавшие от техногенных или других катастроф, признанных на государственном уровне и др., то социальные программы по их поддержке можно включить в направление «социальных компенсаций и привилегий» [5]. В указанном направлении, в свою очередь, предлагается создать две программы-платформы по поддержке участников боевых действий и пострадавших от их последствий и ликвидаторов и пострадавших от техногенных и т. д. катастроф государственного масштаба.

Реорганизация действующей системы социальных льгот предполагает оптимизацию общего количества льготных категорий. Кроме того, поскольку получатели компенсаций и социальных привилегий не всегда являются нуждающимися лицами, в будущем для обеспечения более высокой эффективности этого направления социальных услуг целесообразно было бы реализовывать его по комбинированному принципу. Иными словами, учитывать уровень дохода потенциального реципиента при определении объемов социальных услуг и привилегий (см. таблицу).

Отметим, что по направлению «обеспечение доступности» не представляется возможным интегрировать существующие социальные программы в пределах какой-либо одной социальной помощи, поскольку это направление является специфическим видом поддержки, на который может претендовать любое лицо независимо от социально-экономического статуса или принадлежности к конкретной категории нуждающихся. То есть в поддержке относительно обеспечения доступности к услугам медицинской сферы все равно могут нуждаться и малообеспеченные лица, и лица с инвалидностью, и семьи с детьми. Поэтому это направление негосударственного сектора в сфере социальных услуг само должно быть полностью интегрировано в общегосударственную систему социальной защиты, а потребность в нем реципиентов должна определяться в индивидуальном порядке и при любых условиях.

Обязательным требованием эффективного функционирования электронной среды является создание необходимых баз данных в профильных учреждениях негосударственного сектора в сфере социальных услуг. При этом реализация модели эффективного взаимодействия государственных органов в цифровом формате на основе единых порталов цифровых данных рассматривается как один из факторов повышения конкурентоспособности страны [6].

Создание электронной среды является тем механизмом, который позволит на практике обеспечить «реверсность» информационного потока между центром менеджмента, аудита и принятия решений и остальными участниками процесса оказания социальных услуг.

Обращение потенциального реципиента в органы социальной защиты за получением помощи (или путем заполнения бумажного заявления или посредством регистрации на сайте или в мобильном приложении и т. п.) дает старт информационным процессам по сбору, обработке, хранению, распространению и использованию информации в интересах ее пользователей [7].

Социальный работник формирует электронные запросы в соответствующие министерства и ведомства, а также учреждения негосударственного сектора в сфере социальных услуг, которые позволят получить полное представление о демографических, экономических и социальных характеристиках заявителя (а при необходимости - его семьи), что даст возможность определить круг его индивидуальных потребностей, а также направить все виды социальных услуг, в которых он нуждается. Для этого социальный работник направляет информацию о выявленных потребностях в поддержке конкретного заявителя в профильные социальные программы, ведомства и учреждения негосударственного сектора (если назначается помощь в форме социальных услуг), а также в банковскую систему (если назначается помощь в форме социальных выплат).

В то же время доступная, оперативная и полная статистическая информация о состоянии реализации сферы социальных услуг населения направляется к руководству государства для формирования общегосударственной политики во всех сферах жизни (см. рисунок).

Кроме того, для полноценного функционирования негосударственного сектора в сфере социальных услуг в электронной среде обязательно должны быть разработаны специальные модули, отвечающие за поэтапность предоставления социальных услуг [8], а именно:

- модуль регистрации заявителей, включая онлайн;

- модуль запросов в базу идентификатора и проверки информации;

- модуль определения права на конкретный вид помощи и услуг (например, по балльной методике) - это позволит избежать субъективных влияний при определении состояния нуждаемости;

- модуль-маршрутизатор, в частности направление заявителя согласно собранной информации относительно его потребностей и прав в соответствующие программы и т. д.

Также современные системы социальных услуг имеют практику применения информационно-коммуникационных технологий для обеспечения сбора, хранения, обмена данными и других процедур, связанных с информацией о назначении и предоставлении социальных услуг. Социальные технологии должны получить неоспоримое первенство над всеми остальными [9].

Особенности организации модели интегрированной системы развития негосударственного сектора в сфере социальных услуг (составлено по материалам [10-12])

Модель социальной поддержки / социальные программы Направление социальной поддержки Интегрированная модель системы развития негосударственного сектора в сфере социальных услуг

Профильные блоки Программа-платформа Модули к программе-платформе

1 2 3 4 5

Социальная помощь малообеспеченным семьям Поддержка категорий с низкими доходами Наименее обеспеченных слоев населения Социальная помощь малообеспеченным семьям Одиноким матерям (отцам)

Социальная помощь семьям с детьми, в том числе при рождении, одиноким матерям (отцам), при усыновлении, установлении опеки и попечительства

Помощь лицам с инвалидностью с детства и детям с инвалидностью Компенсации расходов на жилищно-коммунальные услуги (товары)

Социальная помощь на оплату жилищно-коммунальных услуг

Программы медицинской поддержки лиц с неизлечимыми болезнями (ВИЧ, СПИД, туберкулез, сахарный диабет и т. д.) Обеспечение доступности Здравоохранение Минимальное медицинское страхование Страховые полисы

Лекарства по рецептам врачей

Помощь лицам, которые имеют неизлечимые болезни Специализированные программы по обеспечению лекарствами, процедурами и т. п.

Социальные программы - жилье для сирот, детей погибших военнослужащих, бесплатное питание в детских садах и школах и т. п. Жилье, питание Социальное жилье, бесплатное питание Обеспечение социальным жильем, приютами, бесплатным питанием и т. д. детей погибших военнослужащих, сирот и т. д., а также других социально уязвимых категорий

Социальные программы - школьный автобус; питание в детских садах и школах Обеспечение доступности Образование Дошкольное «Ваучеры» на посещение дошкольных учебных заведений

Среднее «Пищевые талоны», проездные по программе «школьный автобус» и т. п.

Участникам боевых действий, ветеранам войны, детям войны, жертвам нацистских преследований, инвалидам войны и т. д. Привилегии и компенсации Участникам боевых действий и пострадавшим от их последствий Комплекс социальной помощи (пособий) для военнослужащих и участников боевых действий, ликвидаторов аварии на ЧАЭС Поддержка будет предоставляться исходя из имеющихся программ и проектов, действующих в конкретный период времени

Пострадавшим в результате аварии на ЧАЭС, ликвидаторам аварии и ее последствий

Лицам по профессиональному признаку (шахтерам, военным, судьям и др.) Ликвидаторам и пострадавшим от техногенных и т. п. катастроф государственного масштаба Комплекс социальной помощи (пособий) для многодетных семей и других категорий Поддержка будет предоставляться исходя из имеющихся программ и проектов, действующих в конкретный период времени

Многодетным семьям

Другие социальные услуги (весь спектр) Обеспечение доступности Другие социальные услуги Специализированные программы поддержки, волонтерские проекты Социально-бытовые; психологические; социально-педагогические; социально-медицинские; социально-экономические; юридические; услуги по трудоустройство; информационные и т. д.

Потоки данных между участниками процесса формирования инфраструктуры развития негосударственного сектора в сфере социальных услуг

К примеру, создание электронных сервисов (SMS-уведомлений) и приложений (в том числе мобильных), личных кабинетов пользователей на портале провайдера услуг (в данном случае профильных учреждений негосударственного сектора в сфере социальных услуг, а также государственных органов социальной защиты.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обсуждение и выводы

В условиях ограниченности бюджетных ресурсов перед ДНР возникла необходимость решить сложную задачу: оказать эффективную и релевантную социальную защиту нуждающимся и уязвимым, уменьшить масштабы бедности, но при этом не распылять бюджетные средства и обеспечить максимальную адресность социальных услуг и помощи. Первым шагом в решении этой сложной задачи является переосмысление главной концепции социальной защиты, а именно: формирование негосударственного сектора в сфере социальных услуг с первоочередным, но взвешенным направлением всех усилий и ресурсов на слои населения с низкими доходами и с высокими социальными рисками.

Разработка электронной среды, которая будет иметь формат электронного портала, и где будет размещаться вся необходимая информация о предоставлении социальных услуг, и на базе которой будет создана «электронная» информационная инфраструктура для обмена данными между всеми участниками процесса. В зависимости от сроков создания и внедрения в ДНР электронной среды и ее функциональных возможностей, впоследствии в ИСРНССУ будет возможно интегрирована система социального страхования либо в виде отдельного блока, либо в виде модулей в другие специализированные блоки, что будет способствовать развитию системы социальной защиты Донецкой Народной Республики. Поскольку данный процесс предполагает тесное сотрудничество между учеными и практиками, а количество законов, положений, распоряжений и других юридических документов, регламентирующих функционирование системы социальной защиты населения в ДНР, будет сокращено вместе с оптимизацией программ в сфере социальных услуг, то решение данного вопроса может быть отнесено к перспективным задачам.

Таким образом, концепция построения предлагаемой модели развития негосударственного сектора в сфере социальных услуг в Донецкой Народной Республике предполагает постепенный переход всей системы в электронную среду, при одновременной оптимизации количества социальных программ (направленных на поддержку доходов населения) в несколько профильных блоков ИСРНССУ, в рамках которых будет выбрана ключевая опорная программа. С отмеченными блоками также будут интегрироваться остальные соци-

альные пособия и услуги, которые направлены на обеспечение доступности населения к отдельным социальным сферам (образование, медицинское сопровождение, жилье, культура и спорт), что позволит повысить качество и эффективность как государственных, так и негосударственных программ в сфере социальных услуг, избежать дублирования и распыления ресурсов и бюджетных средств, и будет способствовать повышению релевантности оказанной помощи.

Список литературы

1. Рафикова Р.Р. Зарубежный опыт негосударственного пенсионного страхования // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2011. № 75. С. 20-30.

2. Джафарова Д.Т., Стофарандова В.В. Негосударственный сектор как инновационный субъект социальной работы и поставщик социальных услуг населению // Современный ученый. 2021. № 6. С. 244-247.

3. Худякова Т.И. Цифровизация социальных услуг в России // Интеллектуальные системы управления в цифровой экономике: сб. материалов Форума молодых ученых / под ред. О.Н. Пронской. 2020. С. 245-248.

4. Коньков А.Е. Цифровизация политики vs политика цифровизации // Вестник СПбГУ. Международные отношения. 2020. Т. 13. Вып. 1. С. 47-68.

5. Гусев А.Ю. Цифровизация и защита права на социальное обеспечение // Вопросы трудового права. 2019. № 7. С. 53-57.

6. Смотрицкая И.И., Черных С.И. Современные тенденции цифровой трансформации государственного управления // Вестник Института экономики РАН. 2018. № 5. С. 22-36.

7. Студеникин Н.В. Влияние цифровых технологий на социальные услуги: мировой опыт и перспективы в России // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2018. № 1. С. 32-36.

8. Костин К.Б., Березовская А.А. Современные технологии цифровой экономики как драйвер роста мирового рынка товаров и услуг // Экономические отношения. 2019. Т. 9. № 2. С. 455-480.

9. Чернышов А.Г. Цифровизация и технологизация общественной жизни как социально-политическая проблема: сохранение идентичности и роль государства в условиях развития глобальных сетей // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2017. № 40. С. 319-328.

10. Цифровая экономика на службе общества: новые формы социальной защиты населения / В.А. Арутюнян, Е.Э. Путинцева, А.Р. Шахова, А.И. Швейкина // Матер. Междунар. студ. науч.-практ. форума по финансовой грамотности. Курск: Университетская книга, 2018. С. 320-328.

11. Вертелецкая Е.А. Влияние цифровых технологий на социальные услуги: мировой опыт и перспективы в России // Россия, Европа, Азия: цифровизация глобального пространства: сб. науч. тр. I Междунар. науч.-практ. форума. Ставрополь: ИИЦ «Фабула», 2018. С. 223-225.

12. Бихдрикер А.С., Лисицына Т.В. Информационное обеспечение управления сферой социальной защитой населения в регионе // Социальная работа: современные проблемы и технологии. 2020. № 1. С. 30-37.

References

1. Rafikova R.R. Foreign experience of non-state pension insurance. Vestnik Volzhskogo instituta im. V.N. Tatishcheva [Vestnik of Volga Region University named after V.N. Tatishchev], 2011, no. 75, pp. 20-30. (In Russ.)

2. Jafarova D.T., Stofaranda V.V. Non-state sector as an innovative subject of social work and provider of social services. Sovremennyy uchenyy [Modern Scientist], 2021, no. 6, pp. 244-247. (In Russ.)

3. Khudyakova T.I. Digitalization of social services in Russia Intellektual'nyye sistemy upravleniya v tsifrovoy ekonomike: sb. materialov Foruma molodykh uchenykh / ed. O.N.. Pronskaya. Kursk, 2020, pp. 245248. (In Russ.)

4. Konkov A.E. Digitalization of politics vs digitalization policy. Vestnik SPbGU. Mezhdunarodnyye otnosheniya [Vestnik of Saint Petersburg University. International Relations], 2020, vol. 13, iss. 1, pp. 47-68. (In Russ.)

5. Gusev A.Y. Digitization and protection of the right to social security. Voprosy trudovogo prava, 2019, no. 7, pp. 53-57. (In Russ.)

6. Smotritskaya I.I., Chernykh S.I. Modern trends in the digital transformation of public administration. VestnikInstituta ekonomiki RAN, 2018, no. 5, pp. 22-36. (In Russ.)

7. Studenikin N.V. The impact of digital technologies on social services: world experience and prospects in Russia. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnyye nauki, 2018, no. 1, pp. 32-36. (In Russ.)

8. Kostin K.B., Berezovskaya A.A. Modern technologies of the digital economy as a growth driver for the global market for goods and services. Ekonomicheskiye otnosheniya, 2019, vol. 9, no. 2, pp. 455-480. (In Russ.)

9. Chernyshov A.G. Digitalization and technologization of public life as a socio-political problem: the preservation of identity and the role of the state in the context of the development of global networks. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sotsiologiya. Politologiya, 2017, no. 40, pp. 319-328. (In Russ.)

10. Arutyunyan V.A., Putintseva E.E., Shakhova A.R., Shveikina A.I. Digital economy in the service of society: new forms of social protection of the population. Mater. Mezhdunar. stud. nauch.-prakt. foruma po finansovoy gramotnosti. Kursk, 2018, pp. 320-328. (In Russ.)

11. Verteletskaya E.A. The impact of digital technologies on social services: world experience and prospects in Russia. Russia, Europe, Asia: tsifrovizatsiya global'nogo prostranstva: sb. nauch. tr. I Mezhdunar. nauch.-prakt. foruma. Stavropol, 2018, pp. 223-225. (In Russ.)

12. Bihdriker A.S., Lisitsyna T.V. Information support for the management of the sphere of social protection of the population in the region. Sotsial'naya rabota: sovremennyye problemy i tekhnologii, 2020, no. 1, pp. 30-37. (In Russ.)

Информация об авторах

Петрушевская Виктория Викторовна, д-р экон. наук, профессор, заведующая кафедрой финансов, ГОУ ВПО «Донецкая академия управления и государственной службы при Главе Донецкой Народной Республики», Донецк, Донецкая Народная Республика.

Евтеева Светлана Геннадьевна, преподаватель кафедры финансов, ГОУ ВПО «Донецкая академия управления и государственной службы при Главе Донецкой Народной Республики», Донецк, Донецкая Народная Республика, evteeva_sg@mail.ru

Information about the authors

Viktoria V. Petrushevskaya, Doctor of Sciences (Economics), Professor, Head of the Department of Finance, SEI HPE "Donetsk Academy of Management and Civil Service under the Head of the Donetsk People's Republic", Donetsk, Donetsk People's Republic.

Svetlana G. Evteeva, lecturer at the Department of Finance, SEI HPE "Donetsk Academy of Management and Civil Service under the Head of the Donetsk People's Republic", Donetsk, Donetsk People's Republic, evteeva_sg@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.11.2022 The article was submitted 15.11.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.