Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ КАК СРЕДА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ КАК СРЕДА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
422
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СОЦИАЛЬНО НЕЗАЩИЩЕННЫЕ ГРУППЫ НАСЕЛЕНИЯ / КАТЕГОРИИ ЦЕЛЕВЫХ ГРУПП

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гладкий Никита Александрович

Представлено современное состояние социальной сферы Донецкой Народной Республики: приведены сведения о численности отдельных категорий социальных целевых групп, количестве субъектов социальной сферы (инфраструктура), размере государственной поддержки социально незащищенных слоев населения. Проанализирована динамика количества предприятий, на которых трудоустроены лица льготных категорий и инвалиды, ищущие работу, обратившиеся в центры занятости республики с целью содействия в подборе работы. Обоснована возможность и востребованность в регионе развития социального предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Гладкий Никита Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL SPHERE OF THE DONETSK PEOPLE’S REPUBLIC AS AN ENVIRONMENT FOR THE SOCIAL ENTREPRENEURSHIP DEVELOPMENT

The current situation of the social sphere of the Donetsk People’s Republic is presented: information about the amount of certain categories of social target groups, the quantity of subjects of the social sphere (infrastructure), the sum of state support for socially unprotected segments of the population is provided. The dynamics of the amount of enterprises, which employ people of privileged categories and people with disabilities who are looking for work, who applied to the Republic employment centers in order to assist in the selection of work, have been analyzed. The possibility and demand for the development of social entrepreneurship in the region has been substantiated.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ КАК СРЕДА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

Вестник Челябинского государственного университета. 2021. № 12 (458). Экономические науки. Вып. 75. С. 135—141.

УДК 369.04 DOI 10.47475/1994-2796-2021-11215

ББК 65.050.22+60.7

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ КАК СРЕДА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Н. А. Гладкий

Донецкий национальный университет экономики и торговли им. Михаила Туган-Барановского,

Донецк, Донецкая Народная Республика

Представлено современное состояние социальной сферы Донецкой Народной Республики: приведены сведения о численности отдельных категорий социальных целевых групп, количестве субъектов социальной сферы (инфраструктура), размере государственной поддержки социально незащищенных слоев населения. Проанализирована динамика количества предприятий, на которых трудоустроены лица льготных категорий и инвалиды, ищущие работу, обратившиеся в центры занятости республики с целью содействия в подборе работы. Обоснована возможность и востребованность в регионе развития социального предпринимательства.

Ключевые слова: социальная сфера, социальное предпринимательство, социально незащищенные группы населения, категории целевых групп.

Развитие социально ориентированного государства, в котором эффективно решаются социальные проблемы, поощряется социальная активность бизнеса, а регулирование социальной сферы выступает важнейшим направлением социальной политики, предполагает формирование института социального предпринимательства, функционирование которого позволит сформировать механизмы социальной интеграции, обеспечения полной занятости, сокращения уровня бедности и повышения качества жизни населения. Принимая во внимание сложную социально-экономическую ситуацию в Донецкой Народной Республике, вопросы развития социального предпринимательства стоят особенно остро.

Исследованием теории и практики социального предпринимательства в Российской Федерации занимались такие ученые, как В. Жохова, Н. Зверева, И. Лаврова, Е. Мельник, А. Московская и др. Исследователи в своих трудах приходят к выводу, что «социальное предпринимательство в России находится на 4-м этапе своего институционального развития» [5. С. 4—6], при участии государства «в регионах активно создаются ресурсные центры поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» [1], социальные предприниматели решают большой и непростой круг «социальных задач: от дошкольного образования до ухода за тяжелобольными людьми» [3]. Таким образом, социальное предпринимательство нацелено на те ниши социальной сферы, которым не уделяется достаточного внимания со стороны государства по тем или иным причинам.

В Донецкой Народной Республике разработана Программа восстановления и развития экономики и социальной сферы на 2021—2023 гг. [6], направленная на повышение качества и уровня жизни населения, развития малого и среднего предпринимательства.

Для понимания сложившейся ситуации в социальной сфере, как среде развития социального предпринимательства в Донецкой Народной Республике, проанализируем сведения о численности отдельных категорий социальных целевых групп, количестве субъектов социальной сферы (инфраструктуры), рассмотрим размер государственной поддержки социально незащищенных слоев населения.

На территории республики работают: 32 территориальных центра социального обслуживания (предоставления социальных услуг); 31 отдел по делам семьи и детей; 31 управление труда и социальной защиты населения. Функционируют 5 центров социальной реабилитации для детей-инвалидов и инвалидов и 2 отделения по социальной реабилитации детей-инвалидов при территориальных центрах социального обслуживания (предоставления социальных услуг); 5 детских социальных центров; 10 стационарных учреждений (дома-интернаты). В республике обеспечена непрерывная работа приюта для временного проживания и реабилитации бездомных лиц.

Непосредственную социальную помощь и поддержку социально незащищенным группам

населения оказывают социальные работники республики. Их количество варьируется по городам, что связано с различной концентрацией социально незащищенных граждан. В 2020 г. наибольшее количество социальных работников сконцентрировано в Донецке (31 %), Макеевке (14 %) и Горловке (11 %). На эти три города приходится 56 % всех социальных работников Донецкой Народной Республики. Следует отметить, что на протяжении 7 лет наблюдается определенная стабильность их количества в городах Торез (65 чел.), Харцызск (53), Шахтерск (64—73), Макеевка (170—172), Енакиево (33—37). По таким городам, как Донецк и Горловка, отмечается рост количества социальных работников с 2014 г.

Треть территориальных центров (ТЦ) социального обслуживания находится в Донецке, 5 центров — в Макеевке и 3 учреждения — в Горловке, в остальных населенных пунктах — по одному территориальному центру. Обращает на себя внимание то, что в этих же городах сосредоточены все три интерната для взрослых (дома престарелых). Единственный в республике интернат для больных детей, в том числе с особенностями физического и (или) психического развития, расположен в Шахтерске, а единственный в стране приют для временного проживания и реабилитации бездомных — в Донецке. На территории республики имеется шесть интернатов для инвалидов (взрослые), в том числе психоневрологические интернаты (по состоянию на 01.06.2017 в домах-интернатах

постоянно проживает 2114 чел., из них — 94 % являются инвалидами I и II групп)1.

Функционируют в ДНР 7 специализированных учреждений для детей, нуждающихся в социальной реабилитации (в том числе 5 центров и 2 отделения при ТЦ в Енакиеве и Шахтерске). По состоянию на 1 ноября 2020 г. в реабилитационных центрах Донецкой Народной Республики состоят на учете для прохождения курсов реабилитации 432 чел., из них 346 — дети-инвалиды2.

Существующая инфраструктура социальной сферы предназначена для оказания государством различного рода социальных услуг и социальной помощи наиболее уязвимым группам населения (социальным целевым группам).

Цифры, приведенные в табл. 1, свидетельствуют, что в Донецкой Народной Республике за семь лет, начиная с 2014 г., наблюдается рост малообеспеченной категории населения на 2,3 %. Значительное увеличение отмечается и по такой целевой группе, как «получатели материальной помощи», — с 10,9 тыс. чел. в 2016 г. до 223, 8 тыс. чел. в 2020 г., или более чем в 20 раз.

1 Данные сайта Министерства труда и социальной политики ДНР (http://mtspdnr.ru/index.php/8-frontpage/3549-funktsюnirovanie-statsюnarnykh-uchrezhdenij-sistemy-sotsia1noj-zashchity-nase1eшya-donetskoj-narodnoj-respubliki; дата обращения 17.02.2021).

2 В республике работают 7 центров социальной реабилитации инвалидов (https://vsednr.ru/v-respublike-га^ауШ-7-сейгоу^оаа1по| -геаЫШааыпуаШо^; дата обращения 17.02.2021).

Таблица 1

Сведения о численности отдельных категорий целевых групп в Донецкой Народной Республике, тыс. чел.

Годы Категория 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Инвалиды (взрослые), всего, в том числе: 137,9 123,2 122,3 120,3 135,4 134,3 133,5

— 1-й группы 12,6 11,4 10,9 11,0 12,1 11,9 11,7

— 2-й группы 44,4 40,0 39,4 39,5 42,6 41,7 41,2

— 3-й группы 80,9 71,8 72,0 69,8 80,7 80,7 80,6

Дети-инвалиды 6,6 5,3 5,0 4,6 6,2 6,4 6,3

Малообеспеченные и социально не-

защищенные люди, из них*:

— малообеспеченные 13,0 21,0 19,3 7,3 10,3 11,6 13,3

— получатели материальной помощи отдельным категориям лиц (выплат) 10,9 122,2 132,4 143,7 223,8

Пожилые люди (пенсионеры) 512,9 653,4 679,7 680,9 675,1 669,8 658,8

* Целевая группа показана отдельно по категориям.

Источник: составлено автором на основе данных Министерства труда и социальной политики ДНР.

Изучение распределения льготных и малообеспеченных слоев населения по городам республики позволяет констатировать, что основная масса данных социальных категорий сосредоточена в городе Донецке. Так, на столицу приходится треть (37 %) инвалидов республики, около половины (43 %) детей-инвалидов — 2,7 тыс. чел., 38 % детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В Донецке отмечается достаточно значительная часть пожилых людей (пенсионеров) — 247,8 тыс. чел., или 37,6 % от всех пенсионеров, проживающих в государстве; 35 % получателей материальной помощи приходится на столицу; доля малообеспеченных граждан составляет 37,6 % общего количества по республике, или 5 тыс. чел. Заметим, что эта цифра выросла более чем в 1,5 раза (1,79) по сравнению с 2014 г.

Государство поступательно увеличивает размеры социальных пособий для всех социально незащищенных категорий населения республики. Так, по сравнению с 2015 г. указами главы [7—11], практически в 7 раз была повышена социальная помощь на детей одиноким матерям (отцам), она составила в 2021 г. 6912 руб. (1000,0 руб. в 2015 г.). В два раза выросла финансовая помощь для детей-сирот, над которыми установлены опека или попечительство, и детей, воспитываемых в детских домах (9800 руб. в 2021 г. против 4400 руб. в 2015 г.). Существенно повысилась государственная социальная помощь детям-инвалидам и инвалидам с детства: с 2100— 2400 руб. в 2015 г. до 6600—11 952 руб. в 2021 г., или более чем в 3—5 раз. Выросла помощь малообеспеченным семьям: с 2100 руб. до 3300 руб. в 2021 г. Возросла в 3,5 раза по сравнению с 2015 г. помощь инвалидам и лицам, не имеющим право

на пенсию: теперь она составляет 5520—6336 руб. в месяц. В 2 раза (с 2436 до 5760 руб.) увеличилось социальное пособие по уходу за инвалидом вследствие психического расстройства, а компенсация по уходу за инвалидом первой группы и престарелым, достигшим 80-летнего возраста, возросла на 470 руб., составив 500 руб. в 2021 г.

Если проанализировать социальные выплаты, то можно заметить, что в республике происходит постоянное увеличение размеров финансирования льготных и малообеспеченных слоев населения. Если ранжировать выплаты за 2020 год, то по объему финансирования выделяются следующие три группы:

1. «Государственная социальная помощь детям-инвалидам и инвалидам с детства» — 1145,4 млн руб. (21 %).

2. «Государственная помощь на ребенка до достижения им трехлетнего возраста» — 949,5 млн руб. (17,6 %).

3. «Государственная помощь на детей одиноким матерям (на каждого ребенка)» — 846 млн руб. (15,7 %).

Их суммарная величина составляет более половины (54,3 %) всего финансирования социальных выплат в республике в 2020 г. Заметим, что такая триада характерна практически для всего шестилетнего анализируемого периода.

Характеризуя социальную сферу как среду развития социального предпринимательства, нельзя не привести статистику количества предприятий, на которых трудоустроены лица льготных категорий и инвалиды, ищущие работу, обратившиеся в центры занятости республики с целью содействия в подборе работы (табл. 2).

Таблица 2

Сведения о количестве предприятий, на которые трудоустроены определенные социальные категории работников

" Годы Целевая группа 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Инвалиды 125 374 333 217 141 110

Молодежь и взрослые в тяжелой жизненной ситуации* 1243 2477 2207 2033 2236 2034

Люди без места жительства и по отбытии наказания** 0 0 0 5 4 4

Долгосрочно безработные*** х х 1848 1883 2937 2711

* Учет категории «молодежь и взрослые в тяжелой жизненной ситуации» в действующем законодательстве в сфере занятости населения не предусмотрен. Данные указаны по целевой группе «Молодежь в возрасте до 35 лет».

** Данные указаны по целевой группе «лица, освобожденные из мест лишения свободы». *** Данные указаны по целевой группе «лица, которые перед обращением в центр занятости за содействием в подборе работы, более одного года не работали».

Источник: составлено автором на основе данных Министерства труда и социальной политики ДНР.

Как свидетельствуют данные табл. 2, количество предприятий, трудоустроивших инвалидов, варьируется на протяжении шести лет, начиная с 2015 г. Максимальное количество предприятий зафиксировано в 2017 г. — 374, минимальное в 2020 г. — 110 учреждений. Заметим, что начиная с 2016 г. количество предприятий, на которых работают инвалиды, постепенно снижается. Подобная ситуация наблюдается и по молодежи в возрасте до 35 лет (за исключением 2019 г.). Что касается лиц, освобожденных из мест лишения свободы, то только четыре субъекта хозяйствования трудоустроили данную целевую группу в 2020 г. Лица долгосрочно безработные трудятся на 2711 предприятиях республики, тогда как в 2017 г. таких субъектов насчитывалось 1848 (прирост составил 863 предприятия).

В республике функционирует социально ориентированное предприятие — Донецкий республиканский протезно-ортопедический центр, который занимается производством протезно-ортопедических изделий и ортопедической обуви. В 2020 г. центром было изготовлено и выдано льготным категориям населения продукции на общую сумму 109,85 млн руб.

Таким образом, изучение социальной сферы Донецкой Народной Республики: численности основных категорий целевых групп, субъектов социальной сферы (инфраструктуры), работающих с социально незащищенными целевыми группами, размера их государственной поддержки и социальных выплат — позволяет констатировать, что в республике имеются все предпосылки для развития социального предпринимательства.

Так, если сопоставить социально незащищенные группы населения, например численность инвалидов Донецка (4,5 тыс. чел. I группы) и отсутствие в городе дома-интерната для инвалидов, то вывод просматривается однозначный и соответствующий. Такая же ситуация характерна и по детям-инвалидам (2,7 тыс. чел. в Донецке в 2020 г.), в столице отсутствует специализированное учреждение для этой социальной группы. Более того, в Донецке функционирует только один интернат для взрослых (дом престарелых) и 398 социальных работников, тогда как в 2020 г. в городе зарегистрировано 247,8 тыс. престарелых граждан (622 пенсионера на одного социального работника). Особого внимания заслуживает ситуация с пенсионерами. Так, в республике по состоянию на 01.01.2019 из всех пенсионеров 303,9 тыс. чел., или 45,1 %, получали минимальную пенсию

(3194 руб.). При этом стоимость потребительской корзины на душу населения в 2019 г. составляла 6989 руб. [12]. В 2020 г. минимальную пенсию (4800 руб.) получают уже 12,7 % пенсионеров ДНР (84,6 тыс. чел.).

Таким образом, в республике необходима помощь со стороны общества, крупного бизнеса, предпринимателей таким социально незащищенным группам населения, как: инвалиды, малоимущие граждане, пенсионеры. Заметим, что внутри государства уже сложились определенные предпосылки развития социального предпринимательства, которые «могут активизироваться при создании во внешней среде экономических и социальных условий» [13. С. 110]. Однако, на наш взгляд, перечень данных условий следует расширить за счет включения политической, правовой составляющих и системы ценностей. Как справедливо замечает профессор В. Ю. Припотень, «с целью создания благоприятных условий для развития социального бизнеса необходимо юридическое признание различных организационно-правовых форм социальных предприятий. При этом социальные предприятия должны быть достаточно гибкими, что обусловлено наличием жестких законодательных границ, препятствующих их развитию» [14. С. 84]. Правомерность включения последней подтверждается и исследованиями профессора Ф. В. Кадола [См., напр.: 15—17], который делает вывод о том, что «для развития социального предпринимательства возрастает значение личностных социально-нравственных качеств и ценностей, что оказывает непосредственное воздействие на формирование его социально значимой направленности и составляет его методологическую доминанту в целом» [15. С. 23].

Нельзя не отметить и факторы, выступающие катализатором (факторы интенсификации), и факторы, сдерживающие развитие социального предпринимательства. Их достаточно полный перечень приводит в своем исследовании профессор

B. Ю. Припотень и профессор Л. Е. Шульженко [18.

C. 46—55]. Как констатируют авторы, «активизация развития социальных предприятий в регионе возможна при условии формирования соответствующего законодательства, а также привлечения государства и отечественных бизнес-организаций к финансированию таких предприятий» [18. С. 54— 55]. При этом ученые в качестве основного фактора распространении социального предпринимательства (ссылаясь на опыт европейских стран) считают наличие экономической и нормативно-правовой

базы, а не рост социальных проблем в обществе. Однако исследование опыта социального предпринимательства в ряде европейских стран показало, что наличие проблем с законодательством не повлияло на его развитие. Более того, как утверждает Н. Поппель, начальник управления КСО ПАО «Северсталь» [19], «созрела необходимость преобразования системы оказания социальных услуг, что обусловлено, во-первых, сложной экономической ситуацией, падением уровня жизни и финансирования социальной сферы, вытекающим отсюда повышением спроса населения на социальные услуги, а во-вторых, расширением самого спектра услуг». Таким образом, отсутствие законодательства о социальном предпринимательстве не следует рассматривать в качестве основного фактора-тормоза его развития. Хотя оно, безусловно, значительно облегчает деятельность социальных предпринимателей.

В заключение следует констатировать, что состояние социальной сферы в Донецкой Народной Республике (наличие социальных и экологических проблем, недостаточное количество государственных субъектов социальной сферы, неспособность государства эффективно решать все возникающие в обществе социальные проблемы, качество и объем оказываемых государством социальных услуг не всегда в полной мере удовлетворяют потребителя, повышение спроса населения на социальные услуги и др.), сложившаяся экономическая ситуация (ограниченность финансовых ресурсов для поддержки социально незащищенных граждан), создают объективные условия для развития социального предпринимательства, призванного в значительной степени решить все накопившиеся острые социальные проблемы.

Список литературы

1. Жохова В. В. Социальное предпринимательство: сущность и понятие // Известия ДВФУ. Экономика и управление. 2015. № 1. С. 85—97.

2. Зверева Н. И. Атлас практик развития социального предпринимательства субъектами Российской Федерации. М., 2019. 65 с.

3. Лаврова И. Выгода и общество: как развивается социальное предпринимательство // Мой бизнес. 2019. № 1. URL: https://plus.rbc.ru/news/5dc192557 a8aa936c82d2fed.

4. Мельник Е. Н. Критерии и организационно-правовые формы социального предпринимательства // Вестник ВГУ. Сер.: Экономика и управление. 2020. № 1. С. 64—70.

5. Московская А. Актуальность социального предпринимательства в современном государстве // Мир социального предпринимательства. 2019. № 11. С. 3—8.

6. Программа восстановления и развития экономики и социальной сферы города Донецка на 2021— 2023 гг. URL: http://gorod-donetsk.com/programma-vosstanovleniya-i-razvitiya.

7. Указ Главы Донецкой Народной Республики от 29 апреля 2015 года № 162 «Об организации назначения и выплаты социальных пособий на территории Донецкой Народной Республики». URL: https://gb-dnr.com/normativno-pravovye-akty/4823/12639/.

8. Указ Главы Донецкой Народной Республики от 15.12.2017 № 362 «О внесении изменений в Указ Главы Донецкой Народной Республики от 29 апреля 2015 года 162 (с изменениями и дополнениями)». URL: https://gb-dnr.com/normativno-pravovye-akty/5646/.

9. Указ Главы Донецкой Народной Республики от 28 июня 2019 года № 203 «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Главы ДНР, регулирующие вопросы назначения и выплаты социальных пособий». URL: https://denis-pushilin.ru/doc/ukazy/Ukaz_N203_28062019.pdf.

10. Указ Главы Донецкой Народной Республики от 27.12.2019 года № 371 «О внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты Главы Донецкой Народной Республики, регулирующие вопросы назначения и выплаты социальных пособий. URL: https://gb-dnr.com/normativno-pravovye-akty/8065/.

11. Указ Главы Донецкой Народной Республики от 25.12.2020 года № 463 «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Главы Донецкой Народной Республики, регулирующие вопросы назначения и выплаты социальных пособий». URL: https://gb-dnr.com/normativno-pravovye-akty/9123/.

12. Экономика Донецкой Народной Республики: состояние, проблемы, пути решения: научный доклад / кол. авт. ГУ «Ин-т экон. исслед.»; под науч. ред. А. В. Половяна, Р. Н. Лепы, Н. В. Шемякиной. Донецк, 2020. 260 с.

13. Петренко Е. С., Столяров Н. О., Витер К. А. Компаративный анализ ментальных моделей восприятия социального предпринимательства в России и Казахстане // Экономические отношения. 2019. Т. 9, № 1. С. 107—122.

14. Припотень В. Ю. Социальный бизнес в условиях развития социального предпринимательства // Торговля и рынок. 2018. № 3 (47), т. 1. С. 77—86.

15. Кадол Ф. В., Кадол Н. Ф. Нравственные аспекты социального предпринимательства: морально-этическое самосознание и чувство личного достоинства // Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность. 2020. Т. 1, № 1. С. 13—26.

16. Кадол Н. Ф. Гражданская ответственность социального предпринимательства в мировой практике // Народная асвета. 2020. № 5. С. 8—12.

17. Кадол Н. Ф. Институциональные основы развития социального предпринимательства: зарубежный опыт: монография. М.: МАКС Пресс, 2020. 140 с.

18. Припотень В. Ю., Шульженко Л. Е. Диагностика факторов интенсификации и препятствий развития корпоративной социальной ответственности и социального предпринимательства // Сборник научных работ серии «Экономика». 2018. Вып. 12. С. 44—57.

19. Государство должно учитывать потенциал социального предпринимательства. URL: https://www. kommers ant .ru/do c/2961112.

Сведения об авторе

Гладкий Никита Александрович — кандидат экономических наук, доцент кафедры туризма Донецкого национального университета экономики и торговли им. М. Туган-Барановского, Донецк, Донецкая Народная Республика. ngladkiy@yandex.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University.

2021. № 12 (458). Economic Sciences. Iss. 75. Pp. 135—141.

SOCIAL SPHERE OF THE DONETSK PEOPLE'S REPUBLIC

AS AN ENVIRONMENT FOR THE SOCIAL ENTREPRENEURSHIP DEVELOPMENT

N. A. Gladkiy

Donetsk National University of Economics and Trade named after Mikhail Tugan-Baranovsky, Donetsk, Donetsk People's Republic. ngladkiy@yandex.ru

The current situation of the social sphere of the Donetsk People's Republic is presented: information about the amount of certain categories of social target groups, the quantity of subjects of the social sphere (infrastructure), the sum of state support for socially unprotected segments of the population is provided. The dynamics of the amount of enterprises, which employ people of privileged categories and people with disabilities who are looking for work, who applied to the Republic employment centers in order to assist in the selection of work, have been analyzed. The possibility and demand for the development of social entrepreneurship in the region has been substantiated.

Keywords: social sphere, social entrepreneurship, socially vulnerable groups of the population, categories of target groups.

References

1. Zhokhova V. V. (2015) The Far Eastern Federal University Journal. Economics and Management, no. 1, pp. 85—97 [in Russ.].

2. Zvereva N. I., Besshaposhnikova E. N., Sidorova O. A., Panchetovskaya L. V., Shlykova O. V. (2019) The Foundation for regional social programs "Our Future". 65 p. [in Russ.].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Lavrova I. (2019) My business, no. 1 [in Russ.].

4. Mel'nik E.N. (2020) Voronezh State University Bulletin. Series: Economics and Management, no. 1, pp. 64—70 [in Russ.].

5. Moscovskaya A. (2019) World of social entrepreneurship, no. 11, pp. 3—8 [in Russ.].

6. Programma vosstanovleniya i razvitiya ekonomiki i sotsial'noy sfery goroda Donetska na 2021—2023 gody [Program for the recovery and development of the economy and social sphere of the city of Donetsk for 2021—2023], Available at: http://gorod-donetsk.com/programma-vosstanovleniya-i-razvitiya [in Russ.].

7. Decree of the Head of the Donetsk People's Republic of April 29, 2015 No. 162 [On the organization of the appointment and payment of social benefits in the territory of the Donetsk People's Republic]. Available at: https://gb-dnr.com/normativno-pravovye-akty/4823/12639/ [in Russ.].

8. Ukaz Glavy Donetskoy Narodnoy Respubliki ot 15 dekabrya 2017 goda № 362 "O vnesenii izmeneniy v Ukaz Glavy Donetskoy Narodnoy Respubliki ot 29 aprelya 2015 goda 162 (s izmeneniyami i dopolneniyami)" [Decree of the Head of the Donetsk People's Republic of December 15, 2017 No. 362 'On amendments to the Decree of the Head of the Donetsk People's Republic of April 29, 2015 162 (with amendments and additions)']. Available at: https://gb-dnr.com/normativno-pravovye-akty/5646/ [in Russ.].

9. Ukaz Glavy Donetskoy Narodnoy Respubliki ot 28.06.2019 № 203 "O vnesenii izmeneniy v nekotoryye normativnyye pravovyye akty Glavy DNR, reguliruyushchiye poryadok naznacheniya i vyplaty sotsial'nykh posobiy" [Decree of the Head of the Donetsk People's Republic of June 28, 2019 No. 203 'On amendments to some normative legal acts of the Head of the DPR, regulating the appointment and payment of social benefits.']. Available at: https://denis-pushilin.ru/doc/ukazy/Ukaz_N203_28062019.pdf [in Russ.].

10. Ukaz Glavy Donetskoy Narodnoy Respubliki ot 27 dekabrya 2019 goda № 371 "O vnesenii izmeneniy v nekotoryye normativnyye pravovyye akty Glavy Donetskoy Narodnoy Respubliki, reguliruyushchiye poryadok naznacheniya i vyplaty sotsial'nykh posobiy" [Decree of the Head of the Donetsk People's Republic of December 27, 2019 No. 371 'On amendments to some regulatory legal acts of the Head of the Donetsk People's Republic, regulating the appointment and payment of social benefits']. Available at: https://gb-dnr.com/normativno-pra-vovye-akty/8065/ [in Russ.].

11. Ukaz Glavy Donetskoy Narodnoy Respubliki ot 25.12.2020 № 463 "O vnesenii izmeneniy v nekotoryye normativnyye pravovyye akty Glavy Donetskoy Narodnoy Respubliki, reguliruyushchiye poryadok naznacheniya i vyplaty sotsial'nykh posobiy" [Decree of the Head of the Donetsk People's Republic of 25.12.2020 No. 463 'On amendments to some regulatory legal acts of the Head of the Donetsk People's Republic, regulating the appointment and payment of social benefits']. Available at: https://gb-dnr.com/normativno-pravovye-akty/9123/ [in Russ.].

12. Polovyan A. V., Lepa R. N., Shemyakina N. V., (2020) Ekonomika Donetskoy Narodnoy Respubliki: sostoyaniye, problemy, puti resheniya: nauchnyy doklad [Economy of the Donetsk People's Republic: state, problems, solutions: scientific report]. 260 p. [in Russ.].

13. Petrenko E. S. (2019) Economic Relations, vol. 9, no. 1, pp. 107—122 [in Russ.].

14. Pripoten V. Y. (2018) Trade and Market: Scientific Journal, vol. 1, no. 3 (47), pp. 77—86 [in Russ.].

15. Kadol F. V. (2020) Social Entrepreneurship and Corporate Social Responsibility, vol. 1, no. 1, pp. 13—26 [in Russ.].

16. Kadol N. F. (2020) Narodnaya asveta, no. 5, pp. 8—12 [in Russ.].

17. Kadol N. F. (2020) Institutional foundations for the development of social entrepreneurship: foreign experience. 140 p. [in Russ.].

18. Pripoten V. Y. (2018) Collection of scientific works of the series "Economics", vol. 12, pp. 44—57 [in Russ.].

19. Gosudarstvu sleduyet uchityvat' potentsial sotsial'nogo predprinimatel'stva [The state should take into account the potential of social entrepreneurship]. Available at: https://www.kommersant.ru/doc/2961112 [in Russ.].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.