Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ: АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ, ПРИОРИТЕТНЫЕ СФЕРЫ РАЗВИТИЯ'

НАПРАВЛЕНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ: АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ, ПРИОРИТЕТНЫЕ СФЕРЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
301
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООБЕСПЕЧЕННОСТЬ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ТОВАРООБОРОТ / ИМПОРТ / ЭКСПОРТ / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ МОЩНОСТЬ / СЕБЕСТОИМОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крамаренко А.А., Фоменко А.С.

В статье рассмотрены теоретические основы продовольственной безопасности, факторы, механизм и критерии ее достижения. Проведен анализ состояния емкости рынка, торгового баланса, а также загруженности производственных мощностей ведущих предприятий, производящих продовольственные товары, как главных факторов в контексте повышения уровня экономической безопасности Донецкой Народной Республики. Проанализированы основные направления по обеспечению производственной безопасности, а также обозначены приоритетные направления развития АПК ДНР в целях увеличения доли самообеспеченности продуктами собственного производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS FOR ENSURING THE FOOD SECURITY OF THE DONETSK PEOPLE’S REPUBLIC: ANALYSIS OF STATE, PRIORITY SPHERES OF DEVELOPMENT

The article discusses the theoretical foundations of food security, factors, mechanism and criteria for its achievement. The state of the market capacity, trade balance, as well as the workload of the production capacities of the leading enterprises producing food products as the main factors in the context of increasing the level of economic security of the Donetsk People’s Republic have been analyzed. The main directions for ensuring industrial safety are analyzed, and the priority directions for the development of the agro-industrial complex of the DPR are outlined in order to increase the share of self-sufficiency in products of its own production.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ: АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ, ПРИОРИТЕТНЫЕ СФЕРЫ РАЗВИТИЯ»

УДК 338.439.02

А.А. КРАМАРЕНКО, канд. экон. наук, старший научный сотрудник отдела социально-экономических исследований, e-mail: kramar13@mail.ru

ГУ «Институт экономических исследований», г. Донецк, ДНР, А.С. ФОМЕНКО, аспирант, e-mail: fomenko_a@outlook.com

ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет», г. Донецк, ДНР

НАПРАВЛЕНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ: АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ, ПРИОРИТЕТНЫЕ СФЕРЫ РАЗВИТИЯ

В статье рассмотрены теоретические основы продовольственной безопасности, факторы, механизм и критерии ее достижения. Проведен анализ состояния емкости рынка, торгового баланса, а также загруженности производственных мощностей ведущих предприятий, производящих продовольственные товары, как главных факторов в контексте повышения уровня экономической безопасности Донецкой Народной Республики. Проанализированы основные направления по обеспечению производственной безопасности, а также обозначены приоритетные направления развития АПК ДНР в целях увеличения доли самообеспеченности продуктами собственного производства.

Ключевые слова: самообеспеченность, продовольственная безопасность, экономическая безопасность, товарооборот, импорт, экспорт, производственная мощность, себестоимость.

Kramarenko A.A., Fomenko A.S.

Directions for ensuring the food security of the Donetsk People's Republic: analysis of state, priority spheres of development.

The article discusses the theoretical foundations of food security, factors, mechanism and criteria for its achievement. The state of the market capacity, trade balance, as well as the workload of the production capacities of the leading enterprises producing food products as the main factors in the context of increasing the level of economic security of the Donetsk People's Republic have been analyzed. The main directions for ensuring industrial safety are analyzed, and the priority directions for the development of the agro-industrial complex of the DPR are outlined in order to increase the share of self-sufficiency in products of its own production.

Keywords: self-sufficiency, food security, economic security, trade turnover, import, export, production capacity, cost.

На современном этапе развития экономики, социальной сферы и отраслей промышленности Донецкой Народной Республики (ДНР) главной задачей является обеспечение условий для их развития, а также создание таких механизмов управления, которые обеспечивали бы

© А.А. Крамаренко, А.С. Фоменко, 2021

экономическую безопасность Республики в целом. Одним из основных факторов обеспечения экономической безопасности любого государства является наличие продовольственной безопасности.

Несмотря на достигнутый уровень развития агропромышленного комплекса (АПК) Донецкой Народной Республики с начала 2014 г., все еще остаются актуальными вопросы по формированию управленческих решений, направленных на минимизацию рисков и угроз высокой степени зависимости от импорта продовольственных товаров, несовершенного механизма регулирования цен, насыщения внутреннего рынка Республики товарами собственного производства в необходимом количестве. Решение данных вопросов осложняется действием различных негативных факторов, оказывающих влияние на развитие АПК ДНР. На сегодняшний день стоит вопрос о необходимости определения таких направлений обеспечения продовольственной безопасности, которые будут действенны в условиях нестабильности и будут направлены на социально-экономическое развитие ДНР.

В экономике начиная с 70-х гг. XX в. среди таких исследователей, как Л. Джой и П.Р. Пейн, Е. Барбер, Р. Чемберс и Дж.Р. Конвей большое внимание отводилось решению проблем доступности и самообеспеченности продовольствием. В дальнейшем вопросы развития, обобщения и конкретизации направлений обеспечения продовольственной безопасности получили развитие в работах А.И. Алтухова, Г.И. Макина, М.А. Бабкова, А. Пустуева, Р. Гумерова, Т.Ф. Рябовой, А.А. Лылова, И.Г. Ушачева, П.Д. Косинского,

Е.И. Маргулиса, Н.В. Гладких и др.

Цель исследования состоит в анализе состояния продовольственной безопасности ДНР, а также определении направлений, способствующих развитию собственного производства в сфере продовольствия и АПК.

Продовольственная безопасность -приоритетная цель, которая требует разработки конкретных институциональных механизмов для формирования действий, направленных на ее обеспечение. Разработка таких механизмов требует координации между секторами сельского хозяйства и заинтересованными сторонами, поскольку продовольственная безопасность - это вопрос не только спроса и предложения, но и гарантий социальной защиты населения и социально-экономического развития ДНР.

Оценка и анализ данных критериев может осуществляться на основе информации по продовольственным ресурсам, анализа и прогнозирования рынка продовольствия, а также оценки потребности в конкретных видах продукции агропромышленного комплекса и продовольствия. Своевременная информация о текущей ситуации продовольственной безопасности, отображающая производственные показатели по всей вертикали операционной деятельности (движение продовольственной продукции от затрат на ее производство до конечного выпуска) - ключевой фактор в обеспечении развития ДНР. Об уровне продовольственной безопасности можно судить исходя из таких критериев, как: объем внутреннего производства продуктов питания; объем внутреннего потребления продуктов питания; баланс импорта и экспорта продуктов питания; емкость рынка; логистика; запас продовольствия; уровень потенциала для увеличения объемов производства; загрузка производственных мощностей; уровень оптимизации производства социально-значимых продуктов питания.

Главным фактором продовольственной безопасности является самообеспеченность продукцией сельского хозяйства и продовольствием. На начало 2021 г. в Республике наиболее критический уровень самообеспеченности отмечается в производстве овощебахчевых культур, фруктов, ягод, а также молока и свинины (рис. 1).

Рис. 1. Уровень самообеспеченности ДНР продуктами питания

на начало 2021 г. [1]

Предприятия и ФЛП обеспечивают внутренний рынок овощной продукцией менее чем на 5%. Производится не более 1% сладкого и горького перца, баклажан, тыквы, моркови, помидор и огурцов открытого грунта, картофеля и плодово-ягодной продукции. Несколько больше сельхозпредприятиями и ФЛП производится лука - 7%, капусты - 5%, яблок -2%, помидор и огурцов закрытого грунта - 90%. По некоторым видам плодово-ягодной продукции, такой как смородина, крыжовник, виноград и персик, в Республике нет функционирующих предприятий.

Производство овощей и картофеля в основном сосредоточено в хозяйствах населения, однако данного количества недостаточно для наполнения внутреннего рынка собственной продукцией (рис. 2).

Ключевым фактором низкого уровня производства овощной и плодово-ягодной продукции предприятиями и ФЛП является отсутствие достаточного количества орошаемых земель, несмотря на благоприятные почвенно-клима-тические условия и незаинтересованность товаропроизводителей в производ-

стве данных видов продукции. Учитывая низкие объемы выращивания овощных и плодово-ягодных культур, обеспечение населения Республики осуществляется за счёт импорта.

Напротив, в 2020 г. достигнут достаточно высокий уровень самообеспеченности в производстве пищевого яйца - 83%, что выше уровня 2019 г. на 9%. Такой рост объёмов производства пищевого яйца и самообеспеченности связан с применением мер государственного регулирования - установления сезонной пошлины на данный продукт в размере 25 % на период с 1 мая по 28 августа.

Стратегической и наиболее эффективной отраслью АПК ДНР является производство зерна, которое прямо определяет продовольственную безопасность и продовольственную независимость Республики. Производство зерна составляет большую часть доходов пищевой промышленности, т.к. имеет большое значение в обеспечении населения хлебом и хлебобулочными изделиями, а также продуктами, произведенными с использованием продуктов переработки зерна.

Рис. 2. Объемы производства овощной (овощи открытого грунта) и плодово-ягодной

продукции за 2020 г., т [2]

Зерновые и зернобобовые культуры занимают основное место в структуре посевных площадей ДНР. В результате неурожая зерновых и зернобобовых культур в 2018 г. на рынке ДНР сложилось неустойчивое положение и, как следствие, дефицит муки собственного производства на внутреннем рынке Республики и резкое повышение цен на муку. Для обеспечения продовольственной безопасности Правительством ДНР были предприняты шаги по обеспечению контроля над вывозом зерновых и зернобобовых культур. Так, согласно Постановлению Правительства № 22-1 от 16.08.2019 г. «О временном запрете вывоза за пределы таможенной территории

Донецкой Народной Республики некоторых сельскохозяйственных культур» [3], было решено временно (до 31.12.2019 г.) запретить экспорт пшеницы и ячменя, а также до 31.05.2020 г., согласно Постановлению Правительства № 42-2 от 27.12.2019 г. [4] запретить вывоз пшеницы и ржи. Решением данной проблемы также были действия по закупке и продаже зерна Государственным резервным фондом Донецкой Народной Республики.

К 2020 г. наблюдается увеличение засеваемых площадей, которые составили 62% от всех площадей и в связи с этим рост объемов производства зерновых и зернобобовых культур (рис. 3).

Рис. 3. Динамика производства зерновых и зернобобовых культур

за 2018-2020 гг. [2]

Хлеб из муки высшего и первого сорта Мука пшеничная в/с

Рис. 4. Динамика изменения средней стоимости муки пшеничной и хлеба по данным мониторинга цен продовольственных товаров в г. Донецке, руб./кг [5]

В рамках продовольственной безопасности цены на хлеб регулируются государством согласно Постановлению Совета Министров ДНР № 10-41 от 03.06.2015 г. [6], также реализуется программа «Социальный хлеб - в каждый дом», в соответствии с которой установлена фиксированная цена на «социальные» сорта хлеба в городах и районах Республики [7].

В Республике взят курс на развитие предприятий и поиск рынков сбыта тех видов продукции, по которым наблюдается обеспеченность внутреннего рынка ДНР и существует возможность увеличения загрузки производственных мощностей для экспорта продукции. Так, на данный момент Республика полностью обеспечена товарным яйцом и кормами, есть тенденции роста по производству бройлерного мяса. Положительная динамика самообеспеченности объясняется сформировавшейся потребностью рынка агропромышленного комплекса.

О состоянии продовольственной безопасности ДНР можно судить на основе показателей загруженности производственных мощностей ключевых предприятий АПК и пищевой промышленности. Особенно остро в Республике стоит проблема недозагруженности производственных мощностей предприятий мясоперерабатывающей промышленности.

Основными причинами низкой загруженности мощностей предприятий являются:

насыщенность внутреннего рынка; ограничения по экспорту; значительные объемы импорта. Среднее значение загруженности производственных мощностей ключевых предприятий АПК и пищевой промышленности составляет 35-45%. Это говорит о том, что Республика имеет высокий потенциал для увеличения производства при растущем потребительском спросе, а

также при расширении как внутренних, так и внешних рынков сбыта.

Так, решение проблем обеспечения продовольственной безопасности во многом зависит от состояния торгового баланса. Для повышения уровня самообеспеченности продуктами питания одним из направлений является не только сокращение импорта, но и контроль над объемами экспорта по отношению к остаткам продукции, по которым осуществляется экспорт. На протяжении нескольких лет в ДНР прослеживается высокая зависимость от импорта таких товаров как свинина, мясо птицы, рыба и молоко, доля ввоза которых ежегодно увеличивается (рис. 5). Данная тенденция связана с демпингом цен со стороны импортёров и низким уровнем финансово-экономической устойчивости отечественных производителей. Высокая зависимость от импорта продовольственных товаров создает условия для дестабилизации ценовой конъюнктуры, провоцирует рост потребительских цен в торговле, а также является угрозой продовольственной безопасности.

При этом отмечается превышение экспорта над импортом по таким видам товаров, как семена подсолнечника; колбаса и аналогичные продукты из мяса; хлеб, мучные кондитерские изделия, пирожные, печенье и другие хлебобулочные и мучные кондитерские изделия. Это незначительная доля в самообеспеченности Республики продовольственными товарами связана, главным образом, с ростом хозяйственных рисков, кредитным и инвестиционным ограничениями.

Высокий урожай 2020 г. позволил экспортировать пшеницу, ячмень и кукурузу, а стабильная работа и запуск дополнительных производственных мощностей предприятий по переработке подсолнечника обеспечили увеличение экспорта подсолнечного масла в 2020 г. по сравнению с 2019 г. в 5 раз (рис. 6).

Свинина

Мясо и пищевые субпродукты домашней тины Рыба

Молоко и сливки, пахта. йогурт, кефир и прочее

Сливочное масло и прочие жиры из молока

Сыры и творог

Пшеница и меслин

Ячмень

Кукуруза

Рис

Крупы

Семена подсолнечника

Масло подсолнечное, сафлоровоеили хлопковое Колбасыи аналогичные продукты из мяса Готовые или консервированные продукты из мяса Сахар

Кондитерские изделия из сахара, не содержащие какао Шоколади прочие продукты, содержащие какао Хлеб, и прочие мучные кондитерские изделия Вина виноградные натуральные, включая крепленые

-53 000.0

-23 000.0

7 000.0

Рис. 5. Сальдо торгового баланса продовольственных товаров

в 2019 г., т [8]

Свинина

Мясо и пищевые субпродукты домашней типы Рыба

Молоко и сливки, пахта, йогурт, кефир и прочее

Сливочное масло и прочие жиры из молока

Сыры и творог

Пшеница и меслин

Ячмень

Кукуруза

Рис

Крупы

Семена подсолнечника

Масло подсолнечное, сафлоровоеили хлопковое Колбасыи аналогичные продукты из мяса Сахар

Кондитерские изделия из сахара, не содержащие какао Шоколади прочие продукты, содержащие какао Хлеб, и прочие мучные кондитерские изделия Вина виноградные натуральные, включая крепленые

-53 000.0

-23 000.0

7 000.0

Рис. 6. Сальдо торгового баланса продовольственных товаров

в 2020 г., т [9]

В целом, можно отметить, что в ДНР прослеживается положительная динамика развития собственного производства и повышение уровня самообеспеченности продуктами питания. О планомерном развитии продовольственной безопасности свидетельствует рост на начало 2020 г. розничного товарооборота

продовольственных товаров на 12,45% и оптового товарооборота на 13,82%. Всего продовольственные товары в розничном товарообороте занимают 47,3%. Из общего количества розничного товарооборота, на продовольственные товары, произведённые в ДНР, приходится 39,6%.

Из-за сложных условий ведения производственной деятельности, связанных с угрозами внешнего (расположение предприятий вблизи линии ведения боевых действий, высокая доля импорта, сложные климатические условия, мировая экономическая нестабильность и др.) и внутреннего (нехватка денежных средств, неудовлетворительное материально-техническое состояние производственных мощностей) характера, обеспечение продовольственной безопасности должно осуществляться на основе:

своевременного прогнозирования, выявления и предотвращения внутренних и внешних угроз, минимизации их негативных последствий за счет формирования стратегических запасов пищевых продуктов;

развития отечественного производства продовольствия и сырья, достаточного для самообеспечения продуктами питания ДНР в рамках устойчивого развития;

достижения доступности социально-значимых продуктов питания для населения Донецкой Народной Республики.

На данный момент в ДНР существуют благоприятные условия для развития собственного производства в сфере сельского хозяйства, пищевой промышленности и создания самообеспеченности социально-значимыми продуктами питания. АПК ДНР играет ведущую роль в решении задач полноценного удовлетворения потребностей населения высококачественными продуктами питания. Для оценки состояния продовольственной безопасности ДНР в сложных экономических условиях необходимо обратить внимание на проблемы, с которыми сталкиваются сельскохозяйственные производители и предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности, и с целью укрепления продовольственной без-

опасности, восстановления, стабилизации и создания благоприятных условий для развития агропромышленного комплекса на территории ДНР, найти пути их решения (рис. 7).

С целью решения существующих проблем и развития отраслей агропромышленного комплекса Министерством агропромышленной политики и продовольствия ДНР доработана Стратегия развития агропромышленного комплекса Донецкой Народной Республики на период до 2025 г.

Также разработан проект Республиканской программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, которая проходит согласование в установленном законодательством порядке в рамках Закона «О развитии сельского хозяйства» № 190-11НС от 11.09.2020 г. и реализуется в соответствии с Законом «О республиканских программах» № 80-ИС от 02.10.2015 г.

Выводы

На основе изложенного материала и анализа рынка продовольствия можно заключить, что АПК ДНР имеет все возможности эффективного ведения своей деятельности с целью обеспечения физического, экономического и социального доступа к качественным и безопасным пищевым продуктам населения Республики. Направления по обеспечению продовольственной безопасности нацелены на рост защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних продовольственных угроз за счет обеспечения внутренних потребностей Республики гарантированным производством сельскохозяйственной продукции собственными сельскохозтоваропроизводителями.

00 00 2 КЗ оп

Ь-Ь

чО I

КЗ

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ь-ь

чО

И т гч н я к я к я

гч н я н

> ш

я о я о

я л т гч РЧ Я X

я

гч

гч ^

т Ь| о

га >

я

я »

КЗ

о

КЗ

Низкая рентабельность сельскохозяйственных предприятий

Достижение паритета - введение государственного регулирования в сфере ценообразования.

2. Повышение эффективности за счет снижения затрат в цепочке добавленной стоимости при помощи развития функционирования крупных вертикально-интегрированных предприятий (например, ГК «Аграрный Донбасс»),

3. Переход к новым цифровым энергоэффективным технологиям.

Л

2. Сложная система налогообложения сельхозтоваропроизводителей

;

ИИ в

т. Введение для сельхозтоваропроизводителей фиксированного налога на землю, внесение изменении в нормативную базу на республиканском уровне.

2. Уменьшение налоговой нагрузки на сельскохозяйственные предприятия.

4. Сложности приобретения на территории ДПР:

- сельскохозяйственной техники;

- качественного и доступного по цене семенного материала.

3. Нехватка оборотных средств для приобретения:

-посевного материала;

- средств защиты растений и минеральных удобрений;

- комбикормовых добавок, корма, ветпрепаратов, с пер мо продукции;

- горюче-смазочных материалов, обновления технического парка и приобретения запасных частей для ремонта сельскохозяйственной техники.

V У

1. Стимулирование аграрного сектора экономики на государственном уровне:

- льготное кредитование;

- программы государственного лизинга;

- регулирование цен на рынке материально-технических ресурсов для сельского хозяйства и цен реализации сельхозпродукции.

2. Введение государственных заказов на закупку сельхозпродукции на приемлемых для сельхозпроизводителей условиях.

1. Налаживание производства навесного оборудования и комплектующих для сельскохозяйственной техники на территории ДЫР.

2. Развитие семеноводческих хозяйств.

5. Физический и моральный износ оборудования, колебание закупочных цен на сырье

6. Сокращение доли неиспользованных земель

Проведение мероприятий по выявлению заминированных полей, а также принятие нормативно- правового акта для решения данной проблемы.

. Трудности в расширении рынков сбыта продукции предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности

)

8. Низкий уровень обеспечения импортозамещения

1. Развитие собственной сырьевой базы для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности за счет развития интеграционных процессов в отраслях сельского хозяйства (растениеводства, в т.ч. овощеводства, садоводства и животноводства);

2. Упрощение режима торговли с ЛНР и РФ;

3. Получение статуса наибольшего благоприятствования во внешнеэкономических отношениях с РФ для товаропроизводителей ДНР.

4. Получение сертификатов качества продукции, соответствующих стандартам РФ для расширения рынков сбыта.

Увеличение технического прогресса за счет финансируемых правительством исследовательских и образовательных программ. Поддержка сельскохозяйственных ВУЗов, а также развитие работы опытных станций.

§

х я

0

ь ^

е

1 «

X Я О

Ь

ь

Рас. 7. Решение актуальных проблемных вопросов социально-экономического развития АПК ДНР

КЗ 00

Список использованной литературы

1. Отчёт о результатах деятельности Министерства агропромышленной политики и продовольствия Донецкой Народной Республики в 2020 г. и планах на 2021 г. - Донецк, 2021. - 113 с.

2. Данные государственного статистического наблюдения по форме № 29-сх (годовая) «Отчет об итогах сбора урожая сельскохозяйственных культур, плодов, ягод и винограда» / Под ред. Г.В. Скобцовой. - Донецк: Главное управление статистики Донецкой Народной Республики, 2021. - 205 с.

3. Постановление Правительства ДНР № 22-1 от 16.08.2019 г. «О временном запрете вывоза за пределы таможенной территории Донецкой Народной Республики некоторых сельскохозяйственных культур» [Электронный ресурс]. -URL: https://gisnpa-dnr.ru/npa/0030-22-1-20190816/

4. Постановление Правительства ДНР № 42-2 от 27.12.2019 г. «О временном запрете вывоза за пределы таможенной территории Донецкой Народной Республики некоторых сельскохозяйственных культур» [Электронный ресурс] -URL: https://gb-dnr.com/normativno-pravo vye-akty/8069/

5. Мониторинг цен на продовольственные товары в г. Донецке [Электронный ресурс] / Официальный сайт Мини-

стерства экономического развития Донецкой Народной Республики. - URL: http://mer.govdnr.ru/index.php?option=com _content&view=article&id=8767&Itemid=3 13

6. Постановление Совета Министров ДНР № 10-41 от 03.06.2015 г. «Об утверждении порядка регулировании и контроля цен (тарифов) на территории Донецкой Народной Республики» [Электронный ресурс] - URL: https://gisnpa-dnr.ru/npa/0003 -10-41-20150603/

7. Социальные программы Министерства экономического развития ДНР [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства экономического развития Донецкой Народной Республики. -URL: http://mer.govdnr.ru/

8. Экономическое и социальное положение Донецкой Народной Республики: Статистический бюллетень за январь

2020 г. / Под ред. Г.Н. Пунга. - Донецк: Главное управление статистики Донецкой Народной Республики, 2020. - 278 с.

9. Экономическое и социальное положение Донецкой Народной Республики: Статистический бюллетень за январь

2021 г. / Под ред. Г.В. Скобцовой. - Донецк: Главное управление статистики Донецкой Народной Республики, 2021. -286 с.

A.A. KRAMARENKO, Candidate of Economic Sciences, senior research associate of the Department of Social and Economic Research, e-mail: kramar13@mail.ru

State Institution "Economic Research Institute", Donetsk, Donetsk People's Republic, A.S. FOMENKO, postgraduate student, e-mail: fomenko_a@outlook.com

SEI HVE "Donetsk National University", Donetsk, Donetsk People's Republic

Статья поступила в редакцию 27.04.21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.