Научная статья на тему 'Системный подход и основные экономические модели в обеспечении продовольственной безопасности регионов Российской Федерации'

Системный подход и основные экономические модели в обеспечении продовольственной безопасности регионов Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
852
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / МОДЕЛИ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РЕГИОНЫ / САМООБЕСПЕЧЕНИЕ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX / MODELS / FOOD SECURITY / REGIONS / SELF-RELIANCE / SYSTEMIC APPROACH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вартанова Марина Львовна

Предмет исследования. Теоретической и методологической основой исследования послужили фундаментальные положения региональной экономики в части решения проблем продовольственной безопасности, посвященных вопросам формирования, функционирования и развития производственных и аграрных комплексов в регионах России и на Северном Кавказе. Метод или методология проведение работы. Методология исследования опирается на принципы системного подхода к процессам регионального развития. В статье были использованы общетеоретические положения системной методологии. Её конкретные положения к различным аспектам функционирования продовольственного рынка. Проведён статистический анализ изменений, происшедших в агропромышленном комплексе страны. Результаты. В ходе исследования нами были выделены основные этапы повышения продовольственного обеспечения и элементы механизма решения основных проблем в процессе производства, распределения и потребления продовольствия. В качестве вариантов комплексного подхода развития может быть использована предлагаемая автором модель системы продовольственной безопасности. Область применения результатов. Результаты проведённого исследования могут быть использованы при анализе системного подхода и основных экономических моделей в обеспечении продовольственной безопасности регионов Российской Федерации. Выводы. Продовольственную безопасность можно представить как систему экономических, организационных, технологических, социальных, экологических и других факторов, направленную на стабильное функционирование агропромышленного комплекса с целью удовлетворения населения разнообразными и конкурентоспособными продуктами питания по научно обоснованным нормам, создание требуемых страховых запасов и экспорта излишков продукции. В связи с развитием и совершенствованием рыночных отношений надо ввести в действие и постоянно совершенствовать систему федеральных и региональных заказов на основные товары продовольственного назначения. Для этого необходимо использовать системный и комплексный подход, который бы позволял учесть все условия, факторы, внутрирегиональные резервы и особенности макроэкономического характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Вартанова Марина Львовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEMIC APPROACH AND THE MAIN ECONOMIC MODELS IN PROVIDING FOR THE FOOD SECURITY OF THE REGIONS IN THE RUSSIAN FEDERATION

The subject of the study. The theoretical and methodological foundation of the study were the fundamental provisions of the regional economy in the area of resolving problems of food security, devoted to the issues of formation, functioning and development of production and agrarian complexes in the regions of Russian and the North Caucasus. The method and methodology of performing work. The methodology of the study is relied upon the principles of a systemic approach to the processes of regional development. The manuscript used general-purpose provisions of the systemic methodology, its specific provisions towards different aspects of functioning of the food market. A statistical analysis of changes that took place in the agro-industrial complex of the country has been performed. The results. In the course of the study we have distinguished the main stages of improving the level of food provision and the elements of the mechanism of solving the main problems in the process of production, distribution and consumption of food. The model of the system of food security that the author is suggesting may be used as an option for a complex approach of development. The area of application of the results. The results of the study performed may be used when analyzing the systemic approach, and the main economic models in providing the food security of the regions in the Russian Federation. The conclusions. We can imagine food security as a system of economic, organizational, technological, social, environmental and other factors that is directed towards a stable functioning of the agro-industrial complex in order to satisfy the population with varied and competitive food products using scientifically substantiated standards, creating the required safety stock and exporting the extra products. In connection to the development and improvement of market relations, it is necessary to introduce and continuously improve the system of federal and regional orders for the main food products. In order to achieve that, it is necessary to use a systemic and complex approach that would allow to take into account all of the conditions, factors, intraregional reserves and typical features of the macroeconomic type.

Текст научной работы на тему «Системный подход и основные экономические модели в обеспечении продовольственной безопасности регионов Российской Федерации»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами

АПК и сельское хозяйство

ВАРТАНОВА МАРИНА ЛЬВОВНА

к.э.н., доцент, начальник отдела аспирантуры Московского психолого-социального университета, доцент кафедры «Экономика и финансовое право» ФГБОУ ВПО «Российский государственный

социальный университет», г. Москва, e-mail: 11marina11@mail.ru

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД И ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. Предмет исследования. Теоретической и методологической основой исследования послужили фундаментальные положения региональной экономики в части решения проблем продовольственной безопасности, посвященных вопросам формирования, функционирования и развития производственных и аграрных комплексов в регионах России и на Северном Кавказе. Метод или методология проведение работы. Методология исследования опирается на принципы системного подхода к процессам регионального развития. В статье были использованы общетеоретические положения системной методологии. Её конкретные положения к различным аспектам функционирования продовольственного рынка. Проведён статистический анализ изменений, происшедших в агропромышленном комплексе страны. Результаты. В ходе исследования нами были выделены основные этапы повышения продовольственного обеспечения и элементы механизма решения основных проблем в процессе производства, распределения и потребления продовольствия. В качестве вариантов комплексного подхода развития может быть использована предлагаемая автором модель системы продовольственной безопасности. Область применения результатов. Результаты проведённого исследования могут быть использованы при анализе системного подхода и основных экономических моделей в обеспечении продовольственной безопасности регионов Российской Федерации. Выводы. Продовольственную безопасность можно представить как систему экономических, организационных, технологических, социальных, экологических и других факторов, направленную на стабильное функционирование агропромышленного комплекса с целью удовлетворения населения разнообразными и конкурентоспособными продуктами питания по научно обоснованным нормам, создание требуемых страховых запасов и экспорта излишков продукции. В связи с развитием и совершенствованием рыночных отношений надо ввести в действие и постоянно совершенствовать систему федеральных и региональных заказов на основные товары продовольственного назначения. Для этого необходимо использовать системный и комплексный подход, который бы позволял учесть все условия, факторы, внутрирегиональные резервы и особенности макроэкономического характера.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, модели, продовольственная безопасность, регионы, самообеспечение, системный подход.

VARTANOVA MARINA LVOVNA

Ph. D., associate Professor, head of Department of postgraduate study of the Moscow psychology-social University, associate Professor of Department "Economy and Finance" FGBOU VPO "Russian state

social University", Moscow, e-mail: 11marina11@mail.ru

THE SYSTEMIC APPROACH AND THE MAIN ECONOMIC MODELS IN PROVIDING FOR THE FOOD SECURITY OF THE REGIONS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract Summary. The subject of the study. The theoretical and methodological foundation of the study were the fundamental provisions of the regional economy in the area of resolving problems of food security, devoted to the issues of formation, functioning and development of production and agrarian complexes in the regions of Russian and the North Caucasus. The method and methodology of performing work. The methodology of the study is relied upon the principles of a systemic approach to the processes of regional development. The manuscript used general-purpose provisions of the systemic methodology, its specific provisions towards different aspects of functioning of the food market. A statistical analysis of changes that took place in the agro-industrial complex of the country has been performed. The results. In the course of the study we have distinguished the main stages of improving the level of food provision and the elements of the mechanism of solving the main problems in the process of production, distribution and consumption of food. The model of the system of food security that the author is suggesting may be used as an option for a complex approach of development. The area of application of the results. The results of the study performed may be used when analyzing the systemic approach, and the main economic models in providing the food security of the regions in the Russian Federation. The conclusions. We can imagine food security as a system of economic, organizational, technological, social, environmental and other factors that is directed towards a stable functioning of the agro-industrial complex in order to satisfy the population with varied and competitive food products using scientifically substantiated standards, creating the required safety stock and exporting the extra products. In connection to the development and improvement of market relations, it is necessary to introduce and continuously improve the system of federal and regional orders for the main food products. In order to achieve that, it is necessary to use a systemic and complex approach that would allow to take into account all of the conditions, factors, intraregional reserves and typical features of the macroeconomic type.

Keywords: the agro-industrial complex, models, food security, regions, self-reliance, a systemic approach.

Введение. Продовольственная проблема является старейшей среди глобальных проблем и существует с самых ранних стадий развития человеческой цивилизации. Под продовольственной безопасностью понимается обеспечение фактического потребления продуктов питания всем населением страны в соответствии с физиологически обоснованными нормами, учитывающими особенности местного климата, условий труда, возраста и жизни.

Существующую проблему продовольственной безопасности России, по нашему мнению, необходимо рассмотреть в контексте экономической безопасности, так как в ней сконцентрированы главные направления аграрной политики и экономические реформы в сложившихся условиях рынка.

Методы исследования. В этом процессе отражены реальные тенденции развития сельскохозяйственного производства, состояние рынка и положение на нём потребителей, определяется степень вовлеченности и зависимости от мирового рынка продовольствия, применяется «механизм государственной стратегии с учетом внутренних и внешних факторов с целью создания главной системы жизнеобеспечения — продовольственной безопасности» [4].

Очевидно, что «понятие "продовольственная безопасность" включает и способность государства гарантировать удовлетворение потребностей в продовольствии, обеспечивающем нормальную жизнедеятельность населения» [4]. Решение этой задачи требует ритмичной физической и экономической доступности для всех потребителей высококачественных продуктов питания в нужном количестве и ассортименте.

В настоящее время реально возможны три модели продовольственного обеспечения региона:

1) преимущественно за счет импортного продовольствия;

2) самообеспечение на основе крупных инвестиционных вложений;

3) оптимальное сочетание первых двух моделей.

В соответствии с этим должна выбираться и государственная агропродовольственная политика с ориентацией на: приобретение импортной продукции с более низкими ценами; под-

держку отечественных товаропроизводителей (максимальное ограничение ввоза импортного продовольствия); оптимальное соотношение между уровнем самообеспеченности каждого региона и ввозимой агропродовольственной продукцией.

В случае приоритетов на первую модель неизбежно произойдёт дальнейший спад производства в АПК и утрата отечественного продовольственного рынка. Выбор второй модели экономических отношений, ориентированный на поддержку отечественного товаропроизводителя, потребует дополнительных капитальных затрат, но это будет стимулировать увеличение производства и качества собственной продукции, сокращение сроков реализации, увеличение занятости сельского населения и, в конечном итоге, возвращение к состоянию продовольственной независимости России и её регионов.

В настоящее время важно препятствовать импорту некачественной, залежалой продукции. Первые две модели можно назвать основными (до введения третьей), используемые в разных регионах (рис. 1).

Третья модель реально реализуема лишь с учётом возможностей каждого региона по уровню самообеспеченности, рассчитанного на основе рационального использования имеющихся ресурсов (земельных, финансовых, трудовых, материально-технических, природно-климатических).

Модель, ориентированная на импорт продукции, на первый взгляд имеет положительные моменты: не требует бюджетного финансирования села, первоначально (пока ещё сохраняется сельскохозяйственное производство области) действуют более низкие цены на импортную продукцию, так как качество в большинстве своём не соответствует предъявленным требованиям.

В связи с ситуацией, сложившейся в сельском хозяйстве региона, целесообразно, на наш взгляд, до периода создания конкурентоспособного внутрирегионального продовольственного рынка принять вторую модель.

Однако наличие продовольственной зависимости приведёт к так называемому диктату импорта и неизбежно отразится на повышении цен на сельскохозяйственную продукцию, а на отечественном товаропроизводителе — ухудшением рыночной конъюнктуры.

Как считает А.Я. Калинин, «Продовольственная безопасность — это обеспеченная продовольственными ресурсами, потенциалом и гарантиями способность государства вне зависимости от внешних и внутренних условий или угроз удовлетворять потребности населения страны в целом и каждого гражданина в отдельности продуктами питания, в объёмах, качестве и ассортименте, необходимых и достаточных для физического и социального развития личности, обеспечения здоровья и расширенного воспроизводства народонаселения» [12].

Первоочередной задачей является создание в агропродовольственной сфере экономике условий для хозяйствования и предпринимательской стабильности и обеспечение государственной поддержки товаропроизводителей. И только «комплексный анализ продовольственной безопасности в функциональной и субъектно-объектной структуре продовольственного рынка» может представлять собой: в узком смысле как проблемы агропромышленного сектора и в широком — как макроэкономической проблемы, связанной с эффективностью общественного производства, уровнем и дифференциацией доходов населения, безработицей и т. д., и показывает, что продовольственная зависимость той или иной страны возникает, прежде всего, в результате низкой эффективности её национального агропродовольственного комплекса, но может наступить и при монокультурном экспорте, падении темпов экономического роста, обострении проблемы внешнего долга, нестабильности курса национальной валюты.

Агропромышленное производство региона необходимо сохранить не только для удовлетворения потребности населения в продуктах питания, но и для повышения занятости сельского населения, сохранения его типичного потенциала и воспитания подрастающего поколения на традициях крестьянского труда.

Поскольку инерционность функционирования АПК и особенно его аграрной сферы в режиме сдерживания спада производства остается, то сохраняется и тенденция сокращения внутренней потребности в энергоносителях, цветных металлах и других видах сырья.

s

X) X)

ft

Модель, ориентированная на импорт продукции с более низкими ценами

Для российского товаропроизводителя

— падение спроса на 20-35% на продукцию собственного производства

— снижение занятости собств. товаропроизводителя до 25-30%. Рост безработицы.

— дальнейшее разрушение МТБ.

— ухудшение уровня жизни сельского населения

— социальные проблемы (снижение качества образования и мед. обслуж.)

Для гос. (области)

— низкий уровень гос. регулирования

— снижение бюджетного финансирования сельского х-ва

— приобретению с/х продукции по более низким ценам (в долг)

— поддержка зарубежных товаропроизводителей

-продовольственная зависимость

Результаты: сокращение посевных площадей до 1000 тыс. га в следующие 5 лет

- обеспечение техникой через 5 лет составит

20% к 1990 г.

- снижение уровня жизни на 35^10%, деградация

Факт. гос. рас- ходы в сред- нем на 1 га земли составляют 6 долл. В странах ЕС — 943 долл., в США — 69 долл.

Для потребителей

— первоначально более низкие цены на импортную продукцию

— низкое качество продукции

— в дальнейшем диктат цен

Модель, ориентированная на поддержку отечественных товаропроизводителей (ограничение в возе сельхоз. продукции)

Для российского товаро-

производителя:

— повышение спроса на

продукцию.

— рост производства оте- На 50-60%

чественной продукции.

— увеличение занятости 20^10%

сельского населения.

— повышение уровня 1,5-3%

благосостояния с/х

работников

— решение социальных

вопросов на селе

Для гос. (области): Гос. субси-

—доп. _гос. вложе- дии должны

ния _в с/х отрасль составлять

— стимулирование собст- не менее 45-

венных товаропроизво- 50% в

дителей структуре

— рост производства с/х доходов то-

продукции. варопроиз-

— продовольственная водителей

независимость

Для потребителей:

— более высокая цена на продукцию собственного товаропроизводителя

— более качественная продукция

— сокращение сроков реализации продукции для потребителя

Рис. 1. Основные экономические модели обеспечения продовольственной безопасности разных по природно-климатическим условиям регионов: а) модель, ориентированная на импорт; б) модель, ориентированная на отечественных товаропроизводителей

чз и -1 S

о

Я!

>

о-Я! ЕЕ

и

я

0

01 й и S ЕЕ

я

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и

0

01

>

со о

03 >

Я! S

м

щ

*

о Я! о S

S *

S §

о

tso

о

•vj

В результате увеличивается экспорт сырьевых ресурсов даже при уменьшении их добычи. Внутреннее потребление падает (примером могут быть удобрения и другая продукция), соответственно растет доля экспорта в общем объеме реализованной продукции.

Последовательность логической цепочки «причина - следствие» образуется следующая: спад производства; высвобождение ресурсов для экспорта; наращивание экспорта сырьевых ресурсов; сокращение доступа отечественных товаропроизводителей к энергоносителям и сырью.

При продолжении действия такой схемы экономика страны приобретает сырьевую ориентацию (табл. 1).

Ориентир на импорт основных товаров потребления (1-я модель) не сможет повысить ВВП, в соответствии с этим будет наблюдаться дальнейшее снижение уровня жизни населения.

Результаты. Исследование существующей ситуации приводит к следующему выводу: экономический механизм нуждается в радикальном изменении и требует перехода от подавления отечественного товаропроизводителя на позицию его стимулирования.

Для этого необходимо использовать системный и комплексный подход, который бы позволял учесть все условия, факторы, внутрирегиональные резервы и особенности макроэкономического характера. В качестве одного из вариантов такого подхода может быть использована предлагаемая автором модель системы продовольственной безопасности, представленная на рис. 2.

Таким образом, продовольственную безопасность можно представить как систему экономических, организационных, технологических, социальных, экологических и других факторов, направленную на стабильное функционирование агропромышленного комплекса с целью удовлетворения населения разнообразными и конкурентоспособными продуктами питания по научно обоснованным нормам, создание требуемых страховых запасов и экспорта излишков продукции.

При этом должна обеспечиваться невысокая степень (5-8%) уязвимости продовольственного снабжения в случае осложнений при поступлении отдельных видов продовольствия (для производства которых нет соответствующих природных условий) по импорту. То есть продовольственная безопасность здесь рассматривается, как способность органов власти обеспечить гарантии населению в удовлетворении его потребностей в качественном продовольствии на уровне, достаточном для нормальной жизнедеятельности с учетом условий, критериев и параметров.

Механизм построения комплексной системы продовольственной безопасности территории предполагает решение совокупности задач в три этапа.

На первом этапе (период формирования нормативно-правовой базы) решаются последовательно следующие задачи:

1) разрабатывается механизм привлечения инвестиций в развитие АПК территории;

2) разрабатываются нормативные акты по правовому регулированию использования сельскохозяйственных земель;

3) корректируются зональные системы ведения сельского хозяйства;

4) рассчитываются пороговые значения факторов ПБ территории;

5) разрабатывается система социальных индикаторов;

6) совершенствуется система сельскохозяйственного образования.

Таблица 1

Производство основных видов импортозамещающих пищевых продуктов в Российской Федерации, тыс. т *

3 •

4 Т> Т>

ге •

ч С

Годы

Виды пищевых продуктов 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Январь-сентябрь в % к соответствующему периоду прошлого года

Мясо крупного рогатого скота парное, остывшее, охлажденное 220 190 178 199 183 203 130 105,4

Мясо крупного рогатого скота подмороженное, замороженное, глубокой заморозки и размороженное 43,0 38,6 36,0 41,6 41,1 51,7 32,8 97,3

Свинина парная, остывшая, охлаждённая 755 815 942 1232 1438 1655 1214 115,6

Свинина подмороженная, замороженная, глубокой заморозки и размороженная 57,6 61,6 58,5 67,5 87,7 108 75,2 110,5

Мясо и субпродукты пищевые домашней птицы 2774 3028 3405 3610 3979 4340 2951 104,3

В том числе:

— мясо парное, остывшее, охлаждённое и субпродукты пищевые домашней птицы 1669 1777 2097 2230 2458 2715 1885 107,5

— мясо подмороженное, замороженное, глубокой заморозки и размороженное и субпродукты пищевые домашней птицы 1061 1240 1293 1368 1507 1604 1050 98,7

Изделия колбасные 2439 2486 2533 2502 2476 2445 1576 96,7

Рыба живая, свежая или охлаждённая 1151 1395 1399 1461 1167 1175 595 77,6

Ракообразные не мороженые; устрицы; водные беспозвоночные прочие, живые, свежие или охлаждённые 39,8 42,8 44,5 52,7 55,3 67,9 31,8 88,6

Филе рыбное, мясо рыбы прочее, печень, икра и молоки рыбы свежие или охлаждённые 16,7 16,1 16,1 18,6 21,1 18,8 10,4 95,4

Рыба (кроме сельди) мороженая, печень, икра и молоки рыбы мороженые 2292 2356 2337 2434 2347 2502 1909 101,2

Филе рыбное мороженое 71,7 86,2 94,3 108 110 123 111 124,9

Сельдь всех видов обработки 456 470 515 496 475 461 221 118,1

43 и -1

о

Я!

>

й о-Я! Е

и

я -в

0

01 й и а Е

я -в

и

0

01

>

со о

аз

>

я:

М

Щ

Я О

я: о

а *

О

Г\0

о

55

Продолжение таблицы 1

Годы

Виды пищевых продуктов 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Январь-сентябрь в % к соответствующему периоду прошлого года

В том числе мороженая 377 392 440 426 401 395 182 124,5

Рыба (кроме сельди) солёная 33,6 33,8 42,7 46,1 39,2 33,0 18,7 89,8

Рыба (кроме сельди) копчёная 57,1 59,4 61,4 63,7 61,2 57,2 31,8 88,0

Рыба сушёная и вяленая 16,5 16,4 16,2 17,7 16,9 16,1 10,8 103,1

Изделия балычные 3,3 3,5 3,7 4,2 4,0 3,1 1,8 93,3

Морепродукты пищевые 84,2 88,3 97,7 104 120 97,8 73,2 137,6

Плодоовощная продукция замороженная 24,5 38,4 40,2 45 46 55,4 45,6 110,6

Плодоовощные консервы, млн усл. банок 6729 7011 7473 7635 7851 7248 4935 98,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Фрукты, ягоды и орехи сушёные 3,5 3,8 4,1 10 12 12,2 9,0 92,9

Цельномолочная продукция (в пересчёте на молоко), млнт 10,9 10,7 11,3 11,5 11,5 11,7 8,0 101,9

Молоко жидкое обработанное 4944 4926 5267 5386 5348 5447 3652 100,9

Сливки 80,6 83,4 95,2 103 115 121 81,9 97,6

Творог 377 383 396 371 387 416 274 100,5

Масло сливочное 210 217 214 225 250 256 168 93,7

Сыры и продукты сырные 437 432 451 435 499 589 395 102,2

Продукты молочные сгущённые, млн усл. банок 883 855 873 860 833 828 528 101,2

Продукты кисломолочные, кроме сметаны и творога 2388 2318 2430 2521 2520 2445 1722 102,9

*Источник: составлено автором по данным Федеральной службы государственной статистики. — URL : http://www.gks.ru/.

ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ СИСТЕМЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

— Ценообразование

— Налогообложение

— Финансирование

— Кредитование

Развитие социальной

— структуры

— Маркетинг Управление качеством

— Управление запасами

- Информационная база

Экология, охрана окружающей среды

— Кооперация и интеграция

— Управление персоналом

— Занятость населения

Самообеспечение 75%

Импорт - 15%

Законодательная база

Научное обеспечение

Организационные формы хо зяйствования

Диагностика продовольственного обеспечения

Планирование и прогнозирование

Мотивация труда и производства

Племенное дело Семеноводство Земельные ресурсы Защита растений Технические ресурсы Технология Организация труда Трудовые ресурсы Финансовые ресурсы

Совершенствование экономических отношений

Рис. 2. Модель системы продовольственной безопасности региона

На втором этапе (период структурно-инструкциональных преобразований):

1) создаётся система сельскохозяйственной информации;

2) происходит развитие рынка сельскохозяйственных земель;

3) осуществляются структурные преобразования в АПК территории;

4) формируется сельскохозяйственная финансово-кредитная система;

5) вводится эффективная система государственной поддержки АПК территории;

6) создаются оптовые продовольственные рынки;

7) формируется структура управления в системе ПБ.

Задачи третьего этапа (отработка модели и решения оставшихся задач):

1) создание сельскохозяйственной кооперативной системы;

2) формирование системы мониторинга в сфере аграрной реформы и продовольственной безопасности;

3) создание системы занятости населения сельских районов;

4) формирование продовольственных резервов;

5) образование системы социальной защиты и страхового дела в аграрном секторе;

6) создание зональной системы машин;

7) совершенствование системы управления качеством продукции АПК.

Исходя из этого, первоочередными задачами по совершенствованию механизма построения комплексной системы продовольственной безопасности с учётом её условий, критериев и параметров на территории рассматриваемого региона, являются следующие:

- во-первых, повышение покупательной способности населения;

- во-вторых, снижение налогового бремени, так как запредельно высокие ставки налогов изначально исключают положительный итог любой экономической деятельности — прибыль. Налоги должны позволять не только существовать любому сельхозтоваропроизводителю, но ещё и развиваться, быть простыми и понятными в обращении и уплате. Налогообложение — один из центральных методов государственного регулирования, но пользоваться им следует разумно, чтобы достичь высокого уровня собираемости налогов;

- в-третьих, рынок закупок продовольствия должен иметь оптимальную сбалансированность. Должны быть соблюдены все принципиальные основы рынка, составляющими элементами которого являются:

• участники (покупатель, продавец, производитель, сфера услуг);

• правила игры (условия покупки, продажи, производства, сферы услуг, единая обменная валюта);

• судья (государство, закон спроса и предложения, другие экономические законы);

- в-четвёртых, сведение к минимуму диспаритета цен, при котором образуется провал между затратами на производство сельскохозяйственной продукции и вырученными от её реализации средствами. Однако резкое увеличение цен на сельскохозяйственную продукцию может привести к острому социальному кризису, поскольку уровень доходов основной массы населения остается крайне низким. Необходима государственная поддержка сельского товаропроизводителя всеми способами и методами, вплоть до прямого дотирования. Зачастую средства за продукцию крестьяне получают значительно позже её реализации, хотя идеальным было бы иметь деньги, хотя бы частично, заблаговременно на проведение весенне-полевых работ. Это было бы, безусловно, прогрессивным шагом в сторону оздоровления экономики сельского хозяйства;

- в-пятых, необходимо поднять уровень культуры, образования, кадрового и социального обеспечения села. Огромный потенциал в этом смысле представляют выпускники сельскохозяйственных учебных заведений. Важно создать им условия для плодотворной работы и жизни;

- в-шестых, создать надлежащую организацию торговли — одного из самых важных и показательных элементов, характеризующих уровень продовольственной безопасности региона. Необходимы такие формы организации торговли, которые сведут к минимуму отрицательные её последствия и позволят извлекать из неё только выгоду. Здесь следует отметить, что механизмом, регулирующим внешний торговый оборот, может быть таможенная политика государства, направляемая на защиту отечественного товаропроизводителя;

- в-седьмых, должны быть предусмотрены государственные гарантии сельским товаропроизводителям как на право землепользования, так и на выгодные условия реализации продукции. Для этого необходимо узаконить и обеспечить неприкосновенность права собственности на землю сельского труженика; ограничить нецелевое использование земель сельскохозяйственного назначения, организовать систему контроля над их рациональным использованием; запретить спекуляцию землей, установив срок её продажи после последней покупки, например, 15 лет; не передавать всю землю в частную собственность, а создать условия для коллективного её использования; сохранить возможность государственного вмешательства в критических случаях.

Таким образом, все вышеперечисленные рекомендации можно в совокупности представить как единый государственный подход к решению проблемы продовольственной безопасности и формированию аграрной политики региона в текущий и перспективный периоды развития. Но при этом следует помнить, что ни одна, направленная на достижение важной цели, политика не может формироваться без современной информационной базы. Органы, принимающие решения в области сельского хозяйства, должны быть обеспечены полной, качественной, достоверной информацией.

Для построения и реализации системы продовольственной безопасности в рамках региона, на наш взгляд, следует придерживаться следующих основных условий:

- обеспечение пропорционального и сбалансированного развития АПК;

- физическая и экономическая доступность продовольствия для потребителей;

- совершенствование системы ценообразования, планирования и стимулирования собственных товаропроизводителей;

- рациональное использование ограниченных ресурсов;

- внедрение прогрессивных технологий, природоохранных мероприятий, достижений науки и передового опыта;

- повышение конкурентоспособности отечественной продукции;

- создание необходимой материально-технической базы;

- развитие специализации и концентрации производства на основе использования кооперации и интеграции в АПК;

- совершенствование внутрихозяйственных экономических отношений;

- совершенствование управления в АПК;

- оптимизация отечественного производства и импорта продовольствия в обеспечении продовольственной безопасности.

Обеспечение продовольственной безопасности региона возможно при разработке и реализации системы устойчивого ведения сельского хозяйства как основной подсистемы, в основу которой положены новые подходы по увеличению урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животных, обеспечению сельскохозяйственной техникой, внедрению высокоурожайных сортов и породных животных. Это возможно при эффективной финансово-кредитной, налоговой и ценовой политике, при рациональном использовании ограниченных ресурсов.

Рис. 3. Блок-схема оценки угрозы продовольственного обеспечения и формирование методов защиты

Однако предлагаемая нами система не сможет реально функционировать без определенных условий. Под условиями мы понимаем совокупность имеющихся природных, производственных, трудовых, финансовых и научно-технических ресурсов, способствующих развитию системы продовольственной безопасности.

В каждом отдельном районе условия различны, в соответствии с ними будет развиваться продовольственное самообеспечение данных районов и региона в целом.

Определив систему факторов, формирующих угрозу продовольственной безопасности и состав её основных параметров для отрасли и территории, мы предлагаем блок-схему мониторинга по нейтрализации угрозы продовольственного обеспечения и представляем её на рис. 3.

Инструментом обеспечения продовольственной безопасности региона, на наш взгляд, являются как экономические, так и административные методы. В целом их можно объединить в систему государственного регулирования.

Важнейшими элементами системы государственного регулирования должны быть: стимулирование платежеспособного спроса населения; антимонопольное регулирование и повышение конкурентоспособного потенциала отрасли; развитие рыночной инфраструктуры; поддержка стабильной конъюнктуры на рынке продовольствия путем проведения госинтервенций; обеспечение села кредитами; проведение политики разумного протекционизма; обеспечение отечественным товаропроизводителям условий для нормальной конкуренции с иностранными товаропроизводителями.

Основными недостатками действующей системы поддержки АПК являются её нелегитимность, непрогнозируемость, несвоевременность и неритмичность финансовых потоков. Многие её элементы законодательно не оформлены и не служат товаропроизводителям четким ориентиром на будущее.

Систему государственного регулирования рассматривают как варианты по защите внутреннего рынка: квотирование производства; гарантийность цен на отдельные продукты; интервенционные закупки; эффективное таможенное регулирование; рациональные бюджетные поддержки товаропроизводителей; доступные кредиты и оптимальные налоги; технико-технологическое обновление отрасли.

Наряду с государственной поддержкой необходимо каждому предприятию максимально использовать собственные возможности, внедрять экономические хозрасчетные методы управления, формировать на основе научного поиска модели эффективного хозяйствования. По нашим расчетам около 50% хозяйств пока ещё имеют эти возможности.

В процессе осуществления регулирующих воздействий на продовольственную безопасность необходимо, прежде всего, представить механизм укрепления её основных составляющих, формирующих производство, распределение и потребление.

Нами были выделены основные этапы повышения продовольственного обеспечения (табл. 2) и элементы механизма решения основных проблем в процессе производства, распределения и потребления продовольствия (табл. 3).

В процессе реализации этапов следует учесть, что основная масса населения ориентирована на первоочередное удовлетворение насущных потребностей первого и второго этапов. А социальная ориентация развития АПК региона должна предусматривать развитие III и IV этапов. Приобретение дорогостоящих продуктов питания позволит укрепить экономику АПК, изымать часть «теневых» доходов, полученных путем неэквивалентного обмена.

В связи с развитием и совершенствованием рыночных отношений надо ввести в действие и постоянно совершенствовать систему федеральных и региональных заказов на основные товары продовольственного назначения. При этом важно перестроить способ формирования заказа, который должен учитывать материальную заинтересованность продавца и покупателя без диктата ценовой политики, что будет способствовать укреплению финансового состояния не только сельхозпредприятий, но организаций других сфер АПК.

Таблица 2

Этапы решения проблемы продовольственного обеспечения*

Этапы Содержание этапов Пути решения продовольственной обеспеченности на данном этапе

I этап Защита наименее обеспеченных слоёв населения Наращивание наиболее дешёвых, легко воспроизводимых продуктов (хлеб, картофель, овощи, крупа, сахар, молочные продукты)

II этап Коренное улучшение общей структуры питания за счёт существенного роста удельного веса более дорогих и богатых белками и витаминами продуктов Увеличение потребления мяса, рыбопродуктов, овощей, фруктов за счёт изыскания внутренних резервов

III этап Постепенное возрастание в рационе питания деликатесной продукции В условиях увеличения потребительских способностей, укрепления МТБ и более глубокой переработки сельскохозяйственного сырья в полноценные продукты питания

IV этап Потребление экологически безопасной продукции в широком ассортименте Материальное стимулирование производства экологически чистой дорогой продукции: телятины, молодой баранины. Использование технологий, исключающих применение биостимуляторов, пестицидов

*Источник: таблица составлена и рассчитана по результатам собственных исследований автора.

Выводы. За последние годы финансовое состояние большинства сельхозпредприятий фактически не улучшается, что прослеживается по данным годовых отчётов, а также документов, представляемых в соответствующие агроуправленческие организации. Кроме того, формирование и развитие отраслей продовольственного обеспечения региона существенно сдерживается отсутствием эффективных маркетинговых служб в управленческих структурах, единой системы информационного обеспечения, которые позволяли бы местным товаропроизводителям и потребителям продовольствия своевременно реагировать на изменение конъюнктуры регионального и внешних продовольственных рынков, определить наиболее прибыльные каналы реализации продукции.

В качестве альтернативы применения обычной процедуры банкротства, представленной предприятию-должнику для сохранения прежнего юридического статуса, предлагается (на примере Пермского края) следующая система мер (табл. 3 ):

1. Все долги предприятия должны заноситься на особый специальный счет, таким образом, расчётный счёт будет разблокирован.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Предприятие берёт на себя обязательство производить все расчёты в безналичной форме (кроме выдачи заработной платы), не принимать и не выдавать в качестве средства платежа векселей и других ценных бумаг.

3. Для контроля за деятельностью предприятий, переведённых на особый режим хозяйствования, из числа уполномоченных лиц организаций-кредиторов и районных администраций, на территории которых находятся предприятия-должники, создаётся специальная районная комиссия. При положительных тенденциях по исполнению текущих обязательств и погашению задолженности степень контроля комиссии за деятельностью предприятия-должника может уменьшаться.

4. На территории предприятия-должника создают одно или несколько параллельных сельхозпредприятий.

5. Новое предприятие арендует у владельцев земельных паев их доли, а также арендует или покупает необходимые ему основные фонды и оборотные средства.

6. Присоединение низкорентабельных хозяйств к экономически развитым хозяйствам, способным поднять производственно-финансовую деятельность за счёт увеличения дополнительных материально-денежных средств, улучшения дисциплины труда до своего уровня.

7. Ликвидация неплатежеспособных сельхозпредприятий и создание личных подсобных хозяйств населения и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Их создание требует соответствующего внимания и поддержки.

Таблица 3

Элементы механизма решения основных проблем в процессе производства, распределения и потребления продовольствия*

Подсистемы

1. Производство продовольствия (продукции с/х)

2. Формирование и распределение продовольственных ресурсов

3. Потребление продовольствия

Проблемы

Пути решения

Проблемы

Пути решения

Проблемы

Пути решения

Диспаритет цен. Спад производства. Низкий уровень урожайности и продуктивности животных. Низкий уровень МТБ, интеграции и кооперации. Разрушение экономических отношений. Низкая эффективность с/х производства

3 3

•О •О

Создание механизма регулирования ценовых соотношений. Создание рыночной инфраструктуры. Создание системы гос. регулирования рынка. Стимулирование товаропроизводителей по производству биологически ценных продуктов. Проведение мониторинга и прогноз обеспечения продовольственной безопасности. Внедрение новых технологий. Организация хранения и переработки с/х продуктов.

Создание гос. запасов продовольствия. Наращивание объёмов продовольствия собственного производства. Построение адаптивно-ландшафтной системы земледелия. Обеспечение производственных ресурсов, создание МТБ. Обеспеченность удобрениями и пестицидами сов. Структуры посевных площадей, внедрение севооборота с рацион, системой обработки почвы. Расширение ЛИХ. Материальное стимулирование работников, повышение занятости.

Рост цен. Увеличение посредников, криминализация торговли. Снижение стратеги- ческих резервов продовольствия. Недоступность приобретения необходимого кол-ва товаров средним покупателем. Стихийность продо- вольственного рынка. Высокий процент импорта продов. товаров. Продовольственная зависимость. Снижение доли закупочной цены на с/х продукцию. Рост цен на вторичном рынке.

Госуд. обеспечение условий для производства необходимого объема продуктов питания. Обеспечение продовольственной независимости. Поддержание госуд. прод. резервов. Рациональное использование бюджетных средств. Создание прод. магазинов по уровню достатка населения (магазины для вете- ранов и малоимущих по более низким ценам, дотируемым государством). Школьные завтраки по льготным ценам. Талоны для детского питания.

Закупка продукции в др. регионах России. Ограничение ввоза импортной продукции. Создание оптовых прод. рынков, ярмарок. Создание сети закупочных кооперативов. Усиление роли маркетинга, изучение спроса. Создание региональных прод. резервов по твердым ценам. Формирование и совершенствование системы цен.

Ухудшение структуры потребления товаров и их качества. Снижение покупательной способности, физической и

экономической доступности продуктов.

Гос. гарантии гражданам России физической и экономической доступности продуктов питания. Создание системы контроля за качеством потребляемых продуктов. Создание регион, программ по прод. обеспечению. Рост доходов насел, региона. Мотивация потребителей к здоровому питанию.

* Составлена и рассчитана по результатам собственных исследований автора.

К числу регионов «с наиболее сложными для ведения аграрного производства условиями относятся субъекты Северо-Кавказского федерального округа. Здесь наиболее остро ощущается необходимость в научно-практических разработках, способствующих как модернизации, так и совершенствованию системы производственно-экономических отношений, от которых зависит экономический рост сельского хозяйства» [9].

При этом важное значение имеет разработка механизмов перехода земли и других ресурсов от неэффективных предприятий к эффективным, а также к товарным семейным хозяйствам.

Использование особого режима в отношении предприятий-должников будет способствовать укоренению на селе форм хозяйствования, основанных на сочетании совместного коллективного труда и частного интереса, развитию и разнообразию отношений собственности.

Несмотря на то что в течение последних нескольких лет Федеральным центром России предпринимаются действия, направленные на оздоровление социально-экономической ситуации в республиках Северного Кавказа, а в частности, поступают стабильно дотации в бюджеты республик, выделяются средства для реализации федеральных целевых программ, вводился также режим свободной экономической зоны (Республика Ингушетия), республики явно отстают по объёмам и темпам роста промышленного и сельскохозяйственного производства.

Тем не менее в современных условиях приходится отмечать, что «произошедшее во время реформ изменение форм собственности в сельскохозяйственном производстве, а также серьёзные структурные трансформации в организационно-экономических условиях хозяйствования сельскохозпроизводителей, незавершенность правовой и институционной базы привели не только к устранению монополий государственной собственности, но и к появлению различных форм собственности, а также создали неудовлетворительную ситуацию с обеспечением населения продовольствием собственного производства при сложившейся неудовлетворительной общественно-политической обстановке в большинстве республик» [14].

Отмечается, что «многократное сокращение инвестиций в сельское хозяйство привело к существенному сокращению технического парка, снижению качественных характеристик производства, достижений науки и передовой практики, что снижает конкурентоспособность сельхозпродукции на продовольственном и сырьевом рынках. Возможности кардинального улучшения ситуации обусловлены необходимостью модернизации отрасли, ускоренного развития технико-технологических условий ведения производства» [9].

Для решения проблемы финансового оздоровления необходимо, прежде всего, осуществить комплексную реструктуризацию задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей по платежам в бюджеты всех уровней, государственные внебюджетные фонды.

На последующих этапах реализации проблемных задач, связанных с техническим оснащением агрохозяйств, возможно, как один из вариантов, подключение сельских хозяйств к крупным частным агрокорпорациям, нуждающимся в сырье. Это потребует, в свою очередь, соответствующей информации об инвестиционной привлекательности территорий региона. Она необходима также и для корректировки приоритетных направлений их развития при решении проблемы продовольственного самообеспечения и укрепления внутрирегионального продовольственного рынка.

Литература

1. Алтухов, А. И. Методология и методика определения уровня продовольственной безопасности страны //АПК: экономика, управление. 2006. № 8. С. 2-6.

2. Беспахотный, Г. В. Методология и критерии продовольственной безопасности : тез. докл. на 1-й междунар. конф. «Продовольственная безопасность России», 12-14 марта 2002 г. // Пищевая промышленность. 2002. № 2.

3. Вартанова, М. Л. Продовольственная безопасность страны и пути выхода из мирового продовольственного кризиса : монография /Вартанова М.Л. — М. : Библио-Глобус, 2016.

4. Вартанова, М. Л. Продовольственная безопасность как составная часть экономической и национальной безопасности государства // Продовольственная политика и безопасность. 2016. Том 3. № 3.

5. Вартанова, М. Л. Необходимость обеспечения прогнозирования безопасности емкости регионального продовольственного рынка в новых экономических условиях // Региональные проблемы преобразования экономики. 2016. № 7.

6. Гранберг, А. Г., Данилов-Данильян, В. И., Циконов, М. М. и др. Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI в. — М. : Экономика, 2004.

7. Гришанов, А., Маруев, А. Современные проблемы продовольственной безопасности России // Вестник экономики. 2003. № 16. С. 70-71.

8. Дохолян, С. В. Конкурентоспособность региона : вопросы теории и методологии. — М. : Перо, 2013.

9. Дохолян, С. В., Вартанова, М. Л. Обеспечение эффективности функционирования продовольственного рынка региона в условиях конкурентной среды // Российское предпринимательство. 2016. Том 17. № 17.

10. Дохолян, С. В. Повышение конкурентоспособности экономики региона на основе новых подходов к формированию отраслевой структуры промышленности / Дохолян С.В. // Российское предпринимательство. 2008. № 8-2. С. 130-134.

11. Езерский, Е. Н., Павлова, С. Н., Дрокин, В. В., Пустуев, А. Л. Формирование региональной системы продовольственной безопасности. Екатеринбург : УрГСХА, 2004.

12. Калинин, А. Я. Продовольственная безопасность России — проблемаXXI в. //Пищевая промышленность. 2001. № 7.

13. Костяев, А. И., Тимофеев, М. У. Национальная и региональная продовольственная безопасность : сб. научных трудов Международной юбилейной конференции. — М. : РАСХН, ВНИЭТУСХ, 2000. С. 500-517.

14. Липина, С. А. Стратегические приоритеты социально-экономического развития республик Северного Кавказа : монография / Липина С.А. — М. : URSS, 2010.

15. Петросянц, В. З., Дохолян, С. В. Региональное развитие и факторы экономического роста // Региональная экономика : теория и практика. 2007. № 18. С. 10-17.

16. Регионы России. Социально-экономическое положение Северо-Кавказского федерального округа : стат. сборник. — М., 2016.

References:

1. Altukhov, A. I. Methodology and methods of determining the level of food security // APK : economy, management. 2006. No. 8. P. 2-6.

2. Altukhov, A. I., Russia's Accession to the WTO and problems of development of agriculture // Agri-food policy and Russia's accession to the WTO : mllection of articles : Nikon reading. — M. : Russian Academy of agricultural Sciences, 2003. P. 30-31.

3. Notill, G. V. Methodology and criteria for food security : proc. Dokl. on the 1st Intern. Conf. Food security of Russia','March 12-14, 2002 //Food industry. 2002. No. 2.

4. Vartanova, M. L. The country's food security and ways out of the global food crisis: Monograph / Vartanova M. L. — M. : Biblio-Globus, 2016.

5. Vartanova, M. L. The Need to ensure forecasting the security capacity of regional food market in the new economic environment // Regional problems of transforming the economy. 2016. No. 7.

6. Granberg, A. G., Danilov-Danilyan, V. I., Tikhonov, M. M. and others. Strategy and problems of sustainable development of Russia in XXI century. — M. : Economics, 2004.

7. Grishanov, A., Marui, A. Modern problems offood security in Russia // Bulletin of the economy. 2003. No. 16. P. 70-71.

8. Dokholyan, S. V. Competitiveness of the region : issues of theory and methodology. — M. : Pen, 2013.

9. Dokholyan, S. V., Vartanova, M. L. The maintenance of efficiency offunctioning of the food market of region in the conditions of competitive environment // Journal of Russian entrepreneurship. 2016. Vol. 17. No. 17. P. 2153-2178. — doi: 10.18334/rp. 17.17.36538

10. Dokholyan, S. V. Increase of competitiveness of economy of region on the basis of new approaches to the formation of the sectoral structure of industry / Dokholyan S. V. // Journal of Russian entrepreneurship. 2008. No. 8-2. P. 130-134.

11. Ezersky, E. N., Pavlova, S. N., Drokin, V. V., Pustuev, A. L. The Formation of a regional food security system. — Ekaterinburg : Ural State, 2004.

12. Kalinin, A. Y. Food security of Russia — a problem of XXI century // Food industry. 2001. No. 7.

13. Kostyaev, A. I., Timofeyev, M. U. National and regional food security : sat. scientific papers International jubilee conference. — M. : RAAS, UNITECH, 2000. P. 500-517.

14. Lipina, S. A. Strategic priorities of socio-economic development of the North Caucasus republics : мonograph /Lipina S. A. — M. : URSS, 2010.

15. Petrosyants, V. Z., Dokholyan, S. V. Regional development and factors of economic growth // Regional economy : theory and practice. 2007. No. 18. P. 10-17.

16. The Regions of Russia. Socio-economic situation of the North Caucasus Federal district : statistical collection. — M., 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.