Научная статья на тему 'Механизм взаимодействия органов внутренних Дели органов местного самоуправления при обеспечении экономической безопасности муниципальных образований'

Механизм взаимодействия органов внутренних Дели органов местного самоуправления при обеспечении экономической безопасности муниципальных образований Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
654
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / УГРОЗЫ И РИСКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ / ECONOMIC SAFETY / MUNICIPALITY / LAW-ENFORCEMENT BODIES / EXCHANGE OF INFORMATION / THREATS AND RISKS OF ECONOMIC SAFETY OF MUNICIPALITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бугаева Мария Сергеевна

В статье рассматриваются вопросы формирования механизма взаимодействия органов внутренних дел и органов местного самоуправления при обеспечении экономической безопасности муниципальных образований. Автор анализирует организационно-правовые основы и практические результаты деятельности субъектов взаимодействия. На основании проведенного анализа предлагается авторский механизм построения взаимодействия органов внутренних дел и органов местного самоуправления при обеспечении экономической безопасности муниципальных образований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mechanism of interaction between law enforcement agencies and local authorities to ensure the economic security of the municipality

The article deals with the questions of the formation of mechanism of the interaction of the Interior and Local Government in ensuring economic security of the municipality. The author analyzes the institutional framework and the practical results of the activity of the interaction. Based on the author’s analysis the mechanism for the construction of the interaction of the Interior and Local Government in ensuring economic security of the municipality is proposed.

Текст научной работы на тему «Механизм взаимодействия органов внутренних Дели органов местного самоуправления при обеспечении экономической безопасности муниципальных образований»

Экономика, финансы, менеджмент

УДК 338.24 М.С. Бугаева*

Механизм взаимодействия органов внутренних дел и органов местного самоуправления при обеспечении экономической безопасности муниципальных образований

В статье рассматриваются вопросы формирования механизма взаимодействия органов внутренних дел и органов местного самоуправления при обеспечении экономической безопасности муниципальных образований. Автор анализирует организационно-правовые основы и практические результаты деятельности субъектов взаимодействия. На основании проведенного анализа предлагается авторский механизм построения взаимодействия органов внутренних дел и органов местного самоуправления при обеспечении экономической безопасности муниципальных образований.

Ключевые слова: экономическая безопасность, муниципальное образование, органы внутренних дел, угрозы и риски экономической безопасности муниципальных образований.

M.S. Bugayeva*. Mechanism of interaction between law enforcement agencies and local authorities to ensure the economic security of the municipality. The article deals with the questions of the formation of mechanism of the interaction of the Interior and Local Government in ensuring economic security of the municipality. The author analyzes the institutional framework and the practical results of the activity of the interaction. Based on the author's analysis the mechanism for the construction of the interaction of the Interior and Local Government in ensuring economic security of the municipality is proposed.

Keywords: economic safety, municipality, law-enforcement bodies, exchange of information, threats and risks of economic safety of municipality.

Взаимодействие органов внутренних дел и органов местного самоуправления по обеспечению экономической безопасности муниципальных образований носит разнообразный характер и заключается в реализации совместных и индивидуальных действий в рамках их полномочий. Органы внутренних дел и органы местного самоуправления являются субъектами реализации государственной политики по обеспечению экономической безопасности государства, в т.ч. на муниципальном уровне, и в рамках своих полномочий реализуют меры по противодействию коррупции, выявлению и устранению иных угроз экономической безопасности муниципальных образований. Однако в современных условиях организация взаимодействия между органами внутренних и органами местного самоуправления в направлении обеспечении экономической безопасности затрудняется фактическим отсутствием его организационно-правовых основ.

Система обеспечения экономической безопасности станет действенным инструментом государственной политики, если будут конкретизированы предмет, объект, цель, задачи и методы обеспечения экономической безопасности конкретных субъектов. [4, с. 71] Органы внутренних дел, являясь федеральным органом исполнительной власти, реализующим правоохранительные функции государства, по своей структуре, ориентированы в первую очередь на взаимодействие с органами государственной власти, такими как администрация района, города, области и т.д.

Например, в Санкт-Петербурге, до недавнего времени, основным органом, координирующим деятельность по обеспечению экономической безопасности, являлась Межведомственная комиссия при Правительстве Санкт-Петербурга по вопросам экономической безопасности, созданная в 2006 г. [1].

В состав комиссии входят представители исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, представители правоохранительных органов, депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. Решения комиссии должны способствовать повышению эффективности взаимодействия.

* Бугаева, Мария Сергеевна, адъюнкт кафедры экономической безопасности и управления социально-экономическими процессами. Санкт-Петербургский университет МВД России. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: (812) 74470-93. E-mail: [email protected].

* Bugayeva, Maria Sergeyevna, post graduate student of the Department of economic safety and management of social and economic processes. Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Tel: (812) 744-70-93. E-mail: [email protected].

© Бугаева М.С., 2013

Экономика, финансы, менеджмент

На практике комиссия в большей степени имеет характер совещательного органа, а ее решения носят рекомендательный либо констатирующий характер. Начиная с 2012 г., в связи с организационными изменениями, произошедшими после смены губернатора Санкт-Петербурга, функции комиссии сводятся к организации взаимодействия при противодействии рейдерству. При этом многие вопросы взаимодействия при обеспечении экономической безопасности остаются незатронутыми из-за отсутствия единой правовой основы для оперативного взаимодействия различных органов.

Кроме того, в результате, координация процессов взаимодействия при обеспечении экономической безопасности осуществляется на уровне органов государственной власти, взаимодействующих с правоохранительными органами, органы местного самоуправления остаются незадействованными в этом процессе.

Необходимость создания механизма взаимодействия органов внутренних дел и органов местного самоуправления обусловлена тем, что органы местного самоуправления направлены в своей деятельности прежде всего на удовлетворение социально-экономических интересов граждан через решение вопросов местного значения. При этом они не обладают достаточными полномочиями для защиты экономики от различных угроз и нуждаются в постоянном взаимодействии с государственными органами, обладающими необходимыми полномочиями в данной сфере.

Разработку механизма и алгоритмов взаимодействия органов местного самоуправления и органов внутренних дел в направлении обеспечения экономической безопасности муниципальных образований наиболее целесообразно начать с определения перечня источников исходной информации, подлежащей обработке. На основании перечня факторов, оказывающих влияние на экономическую безопасность муниципальных образований, соотнесем их с источниками соответствующей информации, позволяющей произвести их адекватную оценку.

Основными источниками информации для анализа факторов, влияющих на экономическую безопасность муниципальных образований, являются: статистика и оперативная информация органов внутренних дел; внутренняя информация администрации и статистика по муниципальному образованию; информация и статистика налоговой службы; текущая социальная статистика; информация и статистика потребительского рынка; прочая аналитическая информация.

К прочей аналитической информации в рассматриваемом контексте следует относить: информацию от вышестоящих и надзорных органов (администрация района, прокуратура, контрольно-счетная палата и пр.); информацию от местных подразделений федеральных органов (МЧС, природоохранные органы и пр.); сведения, получаемые при взаимодействии с предприятиями, организациями и частными предпринимателями; официальную информацию СМИ; информацию от правозащитных организаций; результаты специальных статистических наблюдений; информацию, поступающую в рамках обращений от граждан.

Периодичность сбора и анализа вышеперечисленных сведений находится в зависимости от частоты обновлений основной статистической информации. Исходя из имеющихся сведений, целесообразно устанавливать период, соответствующий 3-4 месяцам, соответственно, сбор и анализ данных должен осуществляться не реже трех раз в год. При этом наличие очевидных угроз для экономической безопасности муниципальных образований, таких как нестабильное состояние экономики, интенсивные социально-экономические изменения, а также колебания показателей, характеризующих анализируемые факторы, должно вести к немедленным и внеочередным действиям по дополнительному сбору и анализу соответствующей информации. Сбор данных подразумевает участие в экономике муниципального образования (города) статистических агентов разных уровней (государственные, муниципальные, бизнес, частные лица, смешанные формы) [5, с. 236].

На момент проведения исследования в научной литературе было найдено несколько прототипов механизма взаимодействия органов внутренних дел и хозяйствующих субъектов, основные положения которых применимы и к объекту нашего исследования, наиболее функциональный приведен в работе С.Ю. Ковтуновой. Механизм взаимодействия между органами внутренних дел и органами местного самоуправления, необходимый для реализации целей настоящей работы, учитывает значительно большее количество видов и источников информации, однако не рассматривает варианты «бездействия» и «противодействия» хозяйствующего субъекта и органов внутренних дел. В нашей же работе механизм взаимодействия является выражено двунаправленным. Блок-схема предлагаемого механизма приведена на рисунке [2, с. 16].

Механизм рассматриваемого процесса обеспечения экономической безопасности муниципальных образований характеризуется основными элементами взаимодействия (такими как цели, субъекты, предпосылки, причины, предметы, ресурсы), а также соответствующими типовыми алгоритмами процедур взаимодействия, такими как оценочные мероприятия, принятие управленческих решений о взаимодействии, реализация управленческих решений, оценка промежуточных результатов и корректировка принимаемых мер. Данный механизм строится на первоначальной оценке факторов, показателей, рисков и прочих влияющих на уровень экономической безопасности муниципальных образований аспектов, с последующей выработкой соответствующих мер по минимизации или ликвидации опасности негативного воздействия.

Основой рассматриваемого механизма являются сбор, обмен и анализ информационной составляющей факторов, оказывающих влияние на экономическую безопасность муниципальных образований.

Учитывая, что часть анализируемых факторов, оказывающих влияние на уровень экономической безопасности муниципальных образований в контексте взаимодействия с органами внутренних дел, напрямую к ним отношения не имеет, целесообразно в качестве «аналитического центра»

Бугаева М.С. Механизм взаимодействия органов внутренних дел и органов местного самоуправления.

определить администрации муниципальных образований. Сбор вышеуказанной информации должен осуществляться аппаратом администрации муниципальных образований в порядке, определяемом соответствующими распоряжениями главы администрации.

Рис. 1. Механизм взаимодействия органов внутренних дел и органов местного самоуправления при обеспечении экономической безопасности муниципальных образований

Актуализированное и доработанное управленческое решение передается на рассмотрение и утверждение комиссии, состоящей из главы администрации муниципального образования, руководителя ОВД, а также руководителей соответствующих подразделений муниципального образования и ОВД, на котором оно должно быть утверждено и передано в исполнение должностным лицам, подразделениям или организациям, ответственным за исполнение принятого решения, с указанием срока исполнения и ответственных за выполнение принятого решения лиц.

Завершением цикла нейтрализации выявленной угрозы или опасного фактора для экономической безопасности муниципального образования является контроль за выполнением переданного распоряжения и последующий сбор и анализ соответствующих оперативных и статистических информационных данных.

Для конкретизации предлагаемых мероприятий рассмотрим условный пример реализации разработанного алгоритма. В результате подготовительной работы, проведенной аппаратом муниципального образования, была обработана информация из ранее определенного круга источников и выявлены следующие негативные факторы из числа постоянно контролируемых [3, с. 12]:

а) увеличение количества «фирм-однодневок», зарегистрированных и ведущих деятельность на территории муниципальных образований (по информации, полученной из налоговых органов);

б) отсутствие динамики уменьшения правонарушений в сфере потребительского рынка (по статистике правонарушений);

в) наличие субъектов незаконного предпринимательства на территории муниципальных образований (по обращениям граждан);

г) увеличение уровня безработицы на территории района (информация органов статистики);

д) банкротство крупного предприятия (информация налоговых органов);

е) отрицательная динамика прироста населения (информация органов статистики);

ж) увеличение числа социально незащищенных граждан (информация органов статистики);

з) увеличение числа преступлений против собственности (статистика МВД России).

Для проведения совместного аналитического совещания подготовлен подробный отчет по составу и динамике рассматриваемых негативных факторов, по каждому из них в рамках совещания проведен совместный подробный анализ и приняты следующие решения по каждому из них.

Предположительно в течение первой и второй недели после данного совещания начинается непосредственная реализация принятого комплекса мер обеими сторонами процесса, соответственно, в течение первых трех недель возможны изменения по отдельным мерам, принимаемые в рабочем порядке, при этом первые реальные результаты по разработанным управленческим решениям могут наблюдаться не ранее, чем через полтора- два месяца, поэтому контроль за результатами, в зависимости от периодичности обновления исходной информации, может производиться либо в рабочем порядке каждым из руководителей, либо быть реализован в рамках следующего очередного совещания.

Разработанная модель механизма взаимодействия администраций муниципальных образований и подразделений МВД России в рамках процесса работы над обеспечением экономической безопасности муниципальных образований является достаточно общей и требует дополнительной внедренческой доработки при реализации ее в конкретных хозяйствующих субъектах, особенно в части реализации принятых управленческих решений и в части назначения ответственных сотрудников или подразделений, но при этом основные разработанные положения являются универсальными, и при некоторых условиях могут быть существенно упрощены.

Экономика, финансы, менеджмент

Очевидным представляется также наличие ряда неконтролируемых параметров и факторов, влияние не которые в рамках рассматриваемого взаимодействия невозможно или неэффективно, но это не оказывает существенного влияния на общую функциональность разработанного механизма. Отрицательное влияние на эффективность модели может оказать недостаточная квалификация сотрудников субъектов взаимодействия и недостаточная проработанность общих инструментариев сбора и анализа данных, но к предмету настоящего исследования это напрямую не относится и может быть решено также в рамках внедрения и апробации разработанных соответствующих механизмов и алгоритмов взаимодействия органов внутренних дел и администраций муниципальных образований.

Список литературы

1. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 1 февраля 2006 г. № 52 (в ред. от 12 октября 2009 г.) «О Межведомственной комиссии при Правительстве Санкт-Петербурга по вопросам экономической безопасности» // Вестник Администрации Санкт-Петербурга. - 2009. - № 11.

2. Ковтунова, С. Ю. Механизм взаимодействия хозяйствующего субъекта с органами внутренних дел в системе противодействия теневым экономическим явлениям : автореф. дис. ... канд. экон. наук. - СПб., 2012. - 24 с.

3. Яшин, Г. М. Методы государственного управления обеспечением экономической безопасности региона на основе противодействия теневой экономике : автореф. дис. ... канд. экон. наук. - СПб., 2004. - 25 с.

4. Литвиненко, А. Н., Громов, И. А. Система экономической безопасности государства в компетенции департамента экономической безопасности МВД России // Вопросы экономики и права. - 2010. - № 12. - С. 71-75.

5. Рогальский, Г. Л. Информационное обеспечение управления экономической безопасностью муниципального образования: временной аспект // Экономика и управление. - 2009. - № 7. - С. 233-237.

Literature

1. Postanovlenie Pravitelstva Sankt-Peterburga ot 1 fevralya 2006 g. # 52 (v red. ot 12 oktyabrya 2009 g.) «O Mezhvedomstvennoy komissii pri Pravitelstve Sankt-Peterburga po voprosam ekonomicheskoy bezopasnosti» // Vestnik Administratsii Sankt-Peterburga. - 2009. - # 11.

2. Kovtunova, S. Y. Mehanizm vzaimodeystviya hozyaystvuyuschego sub'ekta s organami vnutrennih del v sisteme protivodeystviya tenevyim ekonomicheskim yavleniyam : avtoref. dis. ... kand. ekon. nauk. - SPb., 2012. - 24 s.

3. Yashin, G. M. Metodyi gosudarstvennogo upravleniya obespecheniem ekonomicheskoy bezopasnosti regiona na osnove protivodeystviya tenevoy ekonomike : avtoref. dis. ... kand. ekon. nauk. - SPb., 2004. - 25 s.

4. Litvinenko, A. N., Gromov, I. A. Sistema ekonomicheskoy bezopasnosti gosudarstva v kompetentsii departamenta ekonomicheskoy bezopasnosti MVD Rossii // Voprosyi ekonomiki i prava. - 2010. - # 12. - S. 71-75.

5. Rogalskiy, G. L. Informatsionnoe obespechenie upravleniya ekonomicheskoy bezopasnostyu munitsipalnogo obrazovaniya: vremennoy aspekt // Ekonomika i upravlenie. - 2009. - # 7. - S. 233-237.

УДК 351.741

Г.В. Гиоев*, А.Е. Смиюха**, М.В. Коледов***

Концептуальный подход

к построению прогнозных моделей развития тыла

В статье рассматриваются вопросы разработки прогнозных моделей развития тыла, анализа инвариантных структур, выявления циклического характера их поведения. Дается развернутая характеристика динамики развития энергетического инварианта на примере одного из важнейших параметров система тылового обеспечения мощности двигателя грузового автомобиля.

Ключевые слова: ОВД, цикличность, система тылового обеспечения, модель развития тыла, энергетический инвариант, жизненный цикл, мощность двигателя автомобиля

* Гиоев, Георгий Вартанович, доцент кафедры финансово-хозяйственной деятельности, кандидат военных наук, доцент Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, Санкт-Петербург, пл. Репина, 1, тел. 495-25-66. E-mail: [email protected].

** Смиюха, Александр Евгеньевич, старший преподаватель кафедры криминологии Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, Санкт-Петербург, пл. Репина, 1, тел. 495-25-66. E-mail: [email protected].

*** Коледов, Михаил Валентинович, доцент кафедры финансово-хозяйственной деятельности, кандидат военных наук, доцент Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, Санкт-Петербург, пл. Репина, 1, тел. 495-25-66. E-mail: koledov-mihail@ mail.ru.

* Gioev, George Vartanovich, Docent of chair of financial and economic activity Candidate of military sciences, Docent of St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, Saint-Petersburg, Repin sq., 1. Ph. 495-25-66. E-mail: [email protected].

** Smijukha, Alexander Eugenievich, senior lecturer of chair of criminology of St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, Saint-Petersburg, Repin sq., 1. Ph. 495-25-66. E-mail: [email protected].

*** Koledov, Mikhail Valentinovich, Docent of chair of financial and economic activity Candidate of military sciences, Docent. of St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, Saint-Petersburg, Repin sq., 1. Ph. 495-25-66. E-mail: [email protected].

© Гиоев Г.В., Смиюха А.Е., Коледов М.В., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.