Научная статья на тему 'МИНИМИЗАЦИЯ УГРОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СИСТЕМЕ ОКАЗАНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ'

МИНИМИЗАЦИЯ УГРОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СИСТЕМЕ ОКАЗАНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономическая безопасность / угрозы экономической безопасности / электроэнергетика / газовое хозяйство / водоснабжение / теплоснабжение / нормативные правовые акты обеспечения экономической безопасности / economic security / threats to economic security / electric power industry / gas industry / water supply / heat supply / regulatory legal acts on ensuring the economic security

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кавыршина В.А.

В статье рассматриваются наиболее проблемные, с точки зрения минимизации угроз экономической безопасности, отрасли коммунального хозяйства. Обращается внимание на различный подход, основанный на оценке угроз экономической безопасности, к управлению отраслями «электроэнергетика» и «газовое хозяйство» и отраслями «теплоснабжение», «водоснабжение и водоотведение». Проводится анализ нормативно-правовых актов, формирующих механизм обеспечения экономической безопасности в системе оказания коммунальных услуг. На основании анализа документов и результатов их воплощения в жизнь обосновано, что плановые мероприятия по развитию электроэнергетики и газового хозяйства в полной мере представляют собой продуманную стратегию. В то же время планирование теплоснабжения и водоснабжения отличается более низким уровнем. Это находит отражение в высоком уровне аварийности в сетях, низкой надежности обеспечения соответствующими услугами. Сделан вывод о целесообразности кардинального пересмотра отношения общества к теплоснабжению и водоснабжению и признания непроизводительных потерь воды и тепла существенными угрозами экономической безопасности. Практические рекомендации состоят в предложении развивать тепло- и водоснабжение по примеру энергетики продуманно и системно. Плановые документы должны быть ориентированы не на поддержание нормативного уровня инфраструктуры, а на улучшение обслуживания потребителей. Целевой установкой, по примеру энергетики, должно быть снижение частоты прерываний (перебоев) в работе системы на одного потребителя и ускорение устранения последствий аварий. Целесообразно создание механизма контроля потерь во всех звеньях технологической цепочки, постепенная ликвидация перекрестного субсидирования, внедрения интеллектуальных систем учета на базе цифровых технологий, укрепление сотрудничества с поставщиками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MINIMIZING THE THREATS TO ECONOMIC SECURITY IN THE PUBLIC UTILITIES SYSTEM

The article deals with the most problematic sectors of public utilities from the standpoint of economic security threats minimization. Attention is drawn to the different approach based on the assessment of threats to economic security to the management of the branches of "electric power industry" and "gas industry" and the branches of "heat supply", "water supply and sanitation". The analysis of normative legal acts forming the mechanism of ensuring economic security in the system of public utilities is carried out. Following the analysis of the documents and the results of their implementation, it has been justified that the planned measures for the development of the electric power industry and gas industry fully represent a well-designed strategy. At the same time, the planning of heat supply and water supply is at lower level. This is reflected in the high level of accidents in the networks, the low reliability of providing appropriate services. It is concluded that it is advisable to radically revise the attitude of society to heat and water supply and recognize unproductive losses of water and heat as significant threats to economic security. Practical recommendations consist in a proposal to develop heat and water supply following the example of energy thoughtfully and systematically. Planning documents should be focused not on maintaining the regulatory level of infrastructure, but on improving customer service. The target setting, following the example of energy, should be reducing the frequency of interruptions in the operation of the system per consumer and accelerating the elimination of the consequences of accidents. It is advisable to create a loss control mechanism in all parts of the technological chain, gradually eliminate cross-subsidization, introduce intelligent accounting systems based on digital technologies, and strengthen cooperation with suppliers.

Текст научной работы на тему «МИНИМИЗАЦИЯ УГРОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СИСТЕМЕ ОКАЗАНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ»

Концептуальные и стратегические направления повышения

экономической безопасности

УДК 351.862.6:338.465 JEL L98, L94

МИНИМИЗАЦИЯ УГРОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СИСТЕМЕ ОКАЗАНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

Кавыршина В.А. канд. экон. наук, с.н.с., старший научный сотрудник отдела исследования проблем экономической безопасности, e-mail: kvik.5455@gmail.com, ГБУ «Институт экономических исследований», г. Донецк, ДНР, Российская Федерация.

Аннотация. В статье рассматриваются наиболее проблемные, с точки зрения минимизации угроз экономической безопасности, отрасли коммунального хозяйства. Обращается внимание на различный подход, основанный на оценке угроз экономической безопасности, к управлению отраслями «электроэнергетика» и «газовое хозяйство» и отраслями «теплоснабжение», «водоснабжение и водоотве-дение».

Проводится анализ нормативно-правовых актов, формирующих механизм обеспечения экономической безопасности в системе оказания коммунальных услуг. На основании анализа документов и результатов их воплощения в жизнь обосновано, что плановые мероприятия по развитию электроэнергетики и газового хозяйства в полной мере представляют собой продуманную стратегию. В то же время планирование теплоснабжения и водоснабжения отличается более низким уровнем. Это находит отражение в высоком уровне аварийности в сетях, низкой надежности обеспечения соответствующими услугами.

Сделан вывод о целесообразности кардинального пересмотра отношения об-

щества к теплоснабжению и водоснабжению и признания непроизводительных потерь воды и тепла существенными угрозами экономической безопасности. Практические рекомендации состоят в предложении развивать тепло- и водоснабжение по примеру энергетики - продуманно и системно. Плановые документы должны быть ориентированы не на поддержание нормативного уровня инфраструктуры, а на улучшение обслуживания потребителей. Целевой установкой, по примеру энергетики, должно быть снижение частоты прерываний (перебоев) в работе системы на одного потребителя и ускорение устранения последствий аварий. Целесообразно создание механизма контроля потерь во всех звеньях технологической цепочки, постепенная ликвидация перекрестного субсидирования, внедрения интеллектуальных систем учета на базе цифровых технологий, укрепление сотрудничества с поставщиками.

Ключевые слова: экономическая безопасность, угрозы экономической безопасности, электроэнергетика, газовое хозяйство, водоснабжение, теплоснабжение, нормативные правовые акты обеспечения экономической безопасности.

MINIMIZING THE THREATS TO ECONOMIC SECURITY IN THE PUBLIC UTILITIES SYSTEM

© B.A. KaBbipmHHa, 2024

Kavyrshina V.A. Candidate of Economic Sciences, Senior Researcher, senior research associate at the Department of Economic Security Research, e-mail: kvik.5455@gmail.com, SFI "Economic Research Institute", Donetsk, DPR, Russian Federation.

Abstract. The article deals with the most problematic sectors of public utilities from the standpoint of economic security threats minimization. Attention is drawn to the different approach based on the assessment of threats to economic security to the management of the branches of "electric power industry" and "gas industry" and the branches of "heat supply", "water supply and sanitation".

The analysis of normative legal acts forming the mechanism of ensuring economic security in the system of public utilities is carried out. Following the analysis of the documents and the results of their implementation, it has been justified that the planned measures for the development of the electric power industry and gas industry fully represent a well-designed strategy. At the same time, the planning of heat supply and water supply is at lower level. This is reflected in the high level of accidents in the networks, the low reliability of providing appropriate services.

It is concluded that it is advisable to radically revise the attitude of society to heat and water supply and recognize unproductive losses of water and heat as significant threats to economic security. Practical recommendations consist in a proposal to develop heat and water supply following the example of energy - thoughtfully and systematically. Planning documents should be focused not on maintaining the regulatory level of infrastructure, but on improving customer service. The target setting, following the example of energy, should be reducing the frequency of interruptions in the operation of the system per consumer and accelerating the elimination of the consequences of accidents. It is advisable to create a loss control mechanism

in all parts of the technological chain, gradually eliminate cross-subsidization, introduce intelligent accounting systems based on digital technologies, and strengthen cooperation with suppliers.

Keywords: economic security, threats to economic security, electric power industry, gas industry, water supply, heat supply, regulatory legal acts on ensuring the economic security.

► Введение. Нестабильность является неотъемлемой чертой современной мировой и отечественной экономики. Общественная динамика постоянно генерирует множество угроз экономической безопасности (далее - ЭБ), подрывающих возможности экономического роста, улучшения эффективности, укрепления обороноспособности страны и ее регионов. Для достижения намеченных целей социально-экономического развития необходимо знать, структурировать по степени значимости и учитывать эти угрозы в практике управления.

► Анализ предшествующих исследований и публикаций свидетельствует о наличии множества работ, исследующих угрозы и риски ЭБ в различных аспектах на уровне государства, региона, организации и даже личности. Большинство отечественных авторов при определении ЭБ в той или иной степени ориентируется на формулировку, изложенную в утратившем ныне силу Законе Российской Федерации (далее - РФ) от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности». В его трактовке безопасность - это «состояние защищенности жизненно важных интересов

личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз»1.

Данная формулировка указывает на существование сложной внутренней структуры экономической безопасности, предполагающей наличие целенаправленных управленческих воздействий не только на экономический фундамент общества и его финансовую сферу, но и на широкий спектр социальных процессов. Многие авторы [ 1 -6] признают это и уделяют в своих работах внимание социальным аспектам.

Среди зарубежных авторов некоторые, например А. Занини, Э. де Сото, добились известности именно благодаря исследованию социальных аспектов ЭБ [7; 8]. В последнее время довольно много работ посвящено водной безопасности

[9].

В то же время изучение работ авторов, которые пытаются раскрыть внутреннюю структуру ЭБ, свидетельствует о том, что ее составляющие социального характера нередко упускаются. Например, М. Я. Корнилов считает, что ЭБ включает только энергетическую, продовольственную, финансовую, научно-технологическую, военно-экономическую безопасность, безопасность предпринимательской деятельности и безопасность государственной собственности [10, с. 25]. Д. В. Гордиенко подразделяет ЭБ на технико-производственную, технологическую, энергетическую, экологическую, валютно-кредитную, сырьевую, продовольственную и информационную [11, с. 23]. М.В. Попов структурирует ЭБ по направлениям: инновационная, финансовая, энергетическая, военная (оборонная), промышленная, технологическая и техногенная, информационная и продовольственная безопасность [12, с. 33].

1О безопасности: Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-1 [Электронный ресурс] // Система КонсультантПлюс. URL:

Безопасность жизнедеятельности городов редко попадает в поле зрения исследователей ЭБ. Отдельные ее фрагменты исследуются при анализе угроз энергетической, водной, экологической, инфраструктурной безопасности. При этом отдельные фрагменты не создают целостной картины. Вопросы необходимости эффективного функционирования и развития жилищно-коммунального хозяйства для обеспечения ЭБ остаются вне поля зрения исследователей. В то же время опыт функционирования экономик новых регионов РФ свидетельствует о важнейшем значении обеспечения нормального функционирования коммунального хозяйства в условиях внешних угроз.

Цель данной работы - выработать рекомендации по минимизации угроз экономической безопасности в системе оказания коммунальных услуг на основе анализа нормативно-правовых актов, формирующие механизм обеспечения ЭБ в электроэнергетике, газовом хозяйстве, водоснабжении и теплоснабжении, а также их влияния на состояние указанных отраслей.

Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой конгломерат видов деятельности, резко различающихся между собой как с точки зрения особенностей управления, так и в аспекте создания угроз ЭБ. В его составе присутствуют естественные монополии, локальные монополии, а также виды деятельности, функционирующие на рыночных основах.

В настоящее время наименьший уровень угроз ЭБ общества присущ видам деятельности, функционирующим на рыночных основах. Даже в том случае, когда неудовлетворительно оказываемые услуги являются потенциальным источником угроз ЭБ общества (например,

stavsad73.ru>wp-content/uploads/sites/44/2020/07/ (дата обращения: 11.01.2024)

услуги ритуального хозяйства), поддерживаемый уровень тарифов позволяет предприятиям обеспечивать самофинансирование и улучшать обслуживание за счет действия рыночных механизмов. С точки зрения минимизации угроз ЭБ наиболее проблемными являются естественные монополии (электроэнергетика, газовое хозяйство, водоснабжение и водоотве-дение, теплообеспечение) и локальные монополии (эксплуатация многоквартирных домов, вывоз бытовых отходов).

Анализ современного состояния отраслей коммунального хозяйства позволяет обозначить как наиболее существенные следующие угрозы ЭБ:

1) длительное нарушение количественных и качественных параметров предоставления услуг;

2) непроизводительные потери энергетических и водных ресурсов;

3) устаревшие технологии предоставления ресурсов и обслуживания инфраструктуры.

Длительное нарушение количественных и качественных параметров предоставления услуг. Жилищно-коммунальное хозяйство удовлетворяет наиболее насущные и первоочередные человеческие потребности, используя стратегические ресурсы социума, право на владение которыми, как показывает история, нередко является причиной ожесточенной борьбы. Ресурсная база этих потребностей защищается всем социумом, и поэтому их удовлетворение на уровне стандартных минимумов должно быть гарантировано каждому его члену.

Коммунальные услуги являются незаменимыми атрибутами городского образа жизни. Сокращение их предоставления или нарушение качественных параметров приводит к нарушению удовлетворения базовых потребностей, к состоянию борьбы за физическое выживание. Это состояние предполагает появление в будущем комплекса негативных последствий,

связанных с ухудшением здоровья населения и здоровья общества.

Дети борющихся за выживание родителей не только менее здоровы, но и не получают полноценного воспитания и поэтому слабо усваивают культурные ценности и абстрактные знания. В такой среде чаще встречаются случаи асоциального поведения.

Важное значение имеют отрасли коммунального обслуживания также и для развития экономики городов и регионов. Исследования американского экономиста Т. Дж. Бартика (1991 г.) свидетельствуют, что оценка предпринимателями уровня коммунальных услуг оказывает существенное влияние на принятие решения об инвестировании [13]. Недостаточный уровень коммунального обслуживания приводит к оттоку наиболее ценных трудовых ресурсов и ухудшению качества оставшихся, к снижению предпринимательской и инвестиционной активности.

Следовательно, частые и длительные перебои в предоставлении коммунальных услуг представляют собой существенную угрозу ЭБ.

Непроизводительные потери воды и энергии. Они возникают вследствие неудовлетворительного состояния инфраструктуры, ведут к чрезмерным расходам природных, трудовых и денежных ресурсов общества на предоставление коммунальных услуг, значительно увеличивая себестоимость последних. Поэтому их также следует признать существенной угрозой ЭБ.

Устаревшие технологии предоставления ресурсов и обслуживания инфраструктуры. С точки зрения долгосрочной перспективы основой ЭБ общества в современных условиях является переход к устойчивому развитию - эволюция в направлении повышения эффективности функционирования хозяйственных систем путем минимизации использования

ресурсов. С этих позиций угрозой ЭБ является использование устаревших ресурсоёмких технологий. Современный этап мирового социально-экономического развития характеризуется массовым внедрением инноваций в сферу коммунального хозяйства, обеспечивающих сокращение расходов. Как показывает мировой опыт, за счет модернизации водоснабжения можно добиться 30%-ной экономии энергии, 20%-ного уменьшения аварий в водопо-дающих и канализационных сетях, 20 или даже 25%-ной (как в Сан-Франциско) экономии воды. «Умные» здания обеспечивают 10-30%-ное снижение эксплуатационных расходов, 10-40%-ную экономию энергии, 30%-ное уменьшение расхода воды. За счет применения новых технологий обеспечивается одновременно уменьшение количества и длительности перебоев в оказании услуг, и сокращение расходов общества на их предоставление.

Наибольшие масштабы угроз ЭБ общества присущи отраслям электроэнергетики и газового хозяйства. Они относятся к инфраструктуре, которая, по словам бывшего вице-премьера Правительства РФ В.Б. Христенко, «есть фактор энергетической, экономической и военной безопасности». В.Б. Христенко убежден, что «если бы в 1992 г., в разгар приватизации, параллельно с процессом раздачи суверенитетов субъектам РФ в этот же «котел» была брошена инфраструктура, мы бы сегодня имели дело с другой страной»2. Инфраструктура, в т. ч. энергетическая,

выступила тем каркасом, который помог удержать развал России.

Приоритетное значение отраслей энергетики находит свое отражение в том факте, что их объекты находятся в общегосударственной собственности. Их развитием и управлением занимаются федеральные органы власти. В целях минимизации угроз ЭБ Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2019 г. № 216 утверждена Доктрина энергетической безопасности Российской Федера-ции3. На ее основе, не реже одного раза в пять лет, разрабатываются энергетические стратегии.

В настоящее время действует Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 г. (далее ЭС-35), утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2020 г. № 1523-р4. Стратегия определяет приоритетами государственной энергетической политики:

гарантированное обеспечение ЭБ страны в целом и на уровне субъектов РФ, особенно тех, что расположены на геостратегических территориях;

первоочередное удовлетворение внутреннего спроса на продукцию и услуги в сфере энергетики;

переход к ресурсосберегающей энергетике;

развитие конкуренции на внутреннем рынке в конкурентных видах деятельности топливно-энергетического комплекса;

2Сухова С. ТЭК и будет. [Электронный ресурс] // Энергетика и промышленность России. 2003. № 7 (35). URL: https://www.m.eprussia.ru/ epr/35/2374.htm (дата обращения: 11.01.2024)

3Об утверждении Доктрины энергетиче-

ской безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2019 г. № 216 [Электронный ресурс] // Система КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/ document/cons doc LAW 324378/d87263c7d000eb

14fF8733b0d174803154e9ff77/?ysclid=lnljk0ikjf666 805695 (дата обращения: 11.01.2024)

4Об утверждении Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 г. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 09 июня 2020 г. № 1523-р [Электронный ресурс] // Система КонсультантПлюс. URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3548 40/?ysclid=lnljeog048141580792 (дата обращения: 11.01.2024)

усиление энергетической эффективности;

максимально возможное использование оборудования отечественного производства;

повышение эффективности и результативности всех уровней управления;

максимальное использование преимуществ централизованных систем энергоснабжения.

В сфере электроэнергетики ЭС-35 ориентирована на улучшение обслуживания потребителей. Предполагается снизить средний индекс частоты прерываний в работе системы на одного потребителя ^ЛШ) к 2024 г. до 1,17; к 2035 г. до 0,85. Индекс средней продолжительности отключений по системе ^ЛГО1) планируется уменьшить до 3,53 часа в 2024 г. и до 2,23 часа в 2035 г.

В целях минимизации угроз экономической безопасности ЭС-35 предусматривает также большой многовекторный комплекс мероприятий по ресурсосбережению и снижению себестоимости электрической энергии. В числе мероприятий: снижение избытков мощности в Единой энергетической системе России, улучшение технико-экономических показателей функционирования тепловых электростанций и электросетевого хозяйства, внедрение механизма управления спросом, создание механизма контроля и повышения качества обслуживания потребителей электрической энергии, постепенная ликвидация перекрестного субсидирования; совершенствование отраслевой системы контроля деятельности организаций электроэнергетики, создающей механизм надежного прохождения объектами электроэнергетики максимумов нагрузок (в т.ч. в целях снижения рисков возникновения аварий в энергосистемах).

5Путин выступил на Российской энергетической неделе: главные заявления 11 октября 2023 г. [Электронный ресурс] // Сайт РЕН ТВ. URL: https://ren.tv/longread/1150860-putin-vystupil-

Задачу подъема эффективности организаций электрических сетей предполагается разрешить за счет улучшения качества разработки схем и программ развития электроэнергетики, повышения эффективности технологий передачи электрической энергии (в т.ч. экономической), совершенствования системы оперативно-технологического управления в территориальных сетевых организациях, внедрения интеллектуальных систем учета на базе цифровых технологий, поэтапного создания единого государственного электросетевого комплекса. В результате этого планируется снизить потери электроэнергии в сетях к 2024 г. до уровня ниже 9,8%, к 2035 г. до уровня не более 7,3%.

Целью ЭС-35 в сфере газового хозяйства (помимо успешного экспорта продукции) является повышение уровня газификации субъектов РФ, в том числе создание условий для первоочередного подведения газа к земельным участкам, вовлекаемым в оборот для жилищного строительства, в рамках реализации национальных проектов и национальных программ. Планируется поднять уровень газификации регионов к 2024 г. до 74,7%, к 2035 г. - до 82,9%. В рамках повышения эффективности газового хозяйства намечено снижение удельного расхода топливно-энергетических ресурсов на транспортировку газа к 2024 г. на 12%, к 2035 г. на 17%.

В настоящее время можно уже отметить успешные результаты ЭС-35. Как сообщил на Российской энергетической неделе Президент РФ В.В. Путин, в рамках социальной газификации уже подключено к системам газоснабжения 375 тыс. домо-хозяйств5. До конца 2023 г. намечены ремонт и восстановление 86 объектов

na-rossiiskoi-energeticheskaia-nedele-glavnoe? ysclid=lnmvmocywr805790749 (дата обращения: 11.01.2024)

газовой инфраструктуры в новых регионах РФ6.

В ответ на вызовы времени, в целях обеспечения технологической безопасности сетевых объектов, своевременной реализации ремонтных и инвестиционных программ публичное акционерное общество (далее - ПАО) «Российские сети» вышло в лидеры среди высокотехнологичных компаний по темпам импортоза-мещения в РФ. Оно эффективно воспользовалось возможностью государственного софинансирования инновационных проектов, которую предоставило Министерство промышленности и торговли РФ. Доля отечественных поставщиков в закупках достигла более чем 90%. Практически все вновь закупаемое оборудование критичных групп (высоковольтные кабели на сверхвысокое напряжение, устойчивые к атмосферной влаге вводы с твердой изоляцией, трансформаторы, выключатели), а также другое оборудование распределительных устройств является отечественным. Доля российских ИТ-систем к концу 2021 г. составила 76%7.

ПАО «Российские сети» побудило сотрудничающие с ним отечественные предприятия к расширению перечня производимой продукции, освоению выпуска нового оборудования. Сотрудничество с поставщиками позволило увеличить стандартизацию электротехнической

6Игнатьева А. В ДНР введут механизм купли-продажи электроэнергии по аналогии с Крымом [Электронный ресурс] // Сайт Neftegaz.RU. 2023. 8 июня. URL: https:// neftegaz.ru/news/energy/782590-v-dnr-vvedut-mek hanizm-kupli-prodazhi-elektroenergii-po-analogii-s-krymom/?ysclid=lj89jz5wzl723571592 (дата обращения: 11.01.2024)

7Палихова А. Как заместить импорт: опыт российских энергокомпаний. [Электронный ре-

сурс] // Энергетика и промышленность России. 2022. 14 апр. URL: https://www.eprussia.ru/ pressa/articles/9923244.htm (дата обращения:

11.01.2024)

продукции, и тем самым повысить эффективность производства и монтажа. В настоящее время идет работа по завершению импортозамещения критичной группы комплектующих изделий. Специалисты оценивают потенциал импорто-замещения, который возможно достигнуть в топливно-энергетическом комплексе к 2030 г., в 95-98% номенклатурных изделий.

Снижение потерь электроэнергии в сетях еще не достигло планового уровня, но, тем не менее, тарифы на нее, как было озвучено на Российской энергетической неделе, наиболее низкие в мире.

В новых российских регионах ПАО «Российские сети» с марта 2022 г. восстановили более 3,5 тыс. энергообъектов, обеспечили подключение сетевых объектов к единой национальной электрической сети с возможностью резервирования . До конца 2023 г. планируется ремонт и восстановление еще 69 объектов электросетевой инфраструктуры9. Внедряется модель расчетов за потребленную электроэнергию на территории новых субъектов, которая предполагает создание специальной организации - единого закупщика для организации расчетов и балансирования рынка электроэнергии.

В ДНР в рамках программы социально-экономического развития действует подпрограмма «Восстановление

8Глава «Россетей» Андрей Рюмин о новых инвестициях и старых проблемах [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. 2023. 27 июня. URL: // https://www.kommersant.ru/doc/6068549?ysclid=lo5 oojvnje338333613 (дата обращения: 11.01.2024)

9Игнатьева А. В ДНР введут механизм купли-продажи электроэнергии по аналогии с Крымом [Электронный ресурс] // Сайт Neftegaz.RU. 2023. 8 июня. URL: https:// neftegaz.ru/news/energy/782590-v-dnr-vvedut-mek hanizm-kupli-prodazhi-elektroenergii-po-analogii-s-krymom/?ysclid=lj89jz5wzl723571592 (дата обращения: 11.01.2024)

распределительных сетей Донецкой Народной Республики»10. В ней предусмотрены мероприятия по восстановлению в 2023-2025 гг. 24 объектов распределительных электросетей 110-0,4 кВ и преодолению отставания в развитии распределительных сетей по сравнению с магистральными. В целях укрепления ремонтной базы будет приобретено 27 единиц техники, 250 специализированных инструментов. В результате планируется уменьшить уровень износа распределительных сетей, увеличить эксплуатационный срок электросетевого хозяйства ДНР, повысить надежность энергообеспечения, снизить долю потерь электроэнергии в сетях в 2023 г. до 13,5% и далее до 13,2% (в начале 2010-х они доходили до 20%).

Таким образом, планирование развития энергетики и осуществляемые во исполнение планов мероприятия в полной мере представляют собой стратегию. Мероприятия ориентированы не на поддержание нормативного уровня инфраструктуры, а на удовлетворение спроса на продукцию и услуги в сфере энергетики. При этом удовлетворение спроса пытаются осуществлять наиболее эффективным способом, используя ресурсосберегающие технологии и преимущества централизованных систем энергоснабжения. Продуманы вопросы производства, стандартизации и приобретения оборудования критичных групп. Государство оказывает

поддержку энергетики путем софинанси-рования инновационных проектов. В целом это обеспечивает надежность энергообеспечения и снижение его себестоимости.

Иная ситуация наблюдается в водоснабжении и теплоснабжении. Организация данных видов коммунального обслуживания относится к полномочиям субъектов федерации. Подавляющая часть их объектов и сетей находится в муниципальной собственности. Преобладает остаточное финансирование. Создает впечатление значительно меньшего значения тепло- и водоснабжения в обеспечении экономической безопасности.

В РФ проводится в жизнь «Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 г. с прогнозом до 2035 г.»11. Из 130 страниц этой Стратегии теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению посвящено12. Теплоснабжение представлено также в ЭС-35 (3 страницы из 93).

В результате - заметна существенная разница в качестве предоставления услуг, например, тепло- и водоснабжения и снабжения электричеством. В 2018 г. в электроэнергетике индекс средней частоты отключений по системе ^АШГ) составлял 2,3 раза в год, индекс средней продолжительности отключений по системе ^АГО1) - 8,7 часа12. На объектах жилищно-коммунального хозяйства, по

10Об утверждении подпрограммы «Восстановление распределительных сетей Донецкой Народной Республики: Постановление Правительства Донецкой Народной Республики от 14 сентября 2023 г. № 77-2 [Электронный ресурс] // Сайт Правительства Донецкой Народной Республики. URL: https ://pravdnr. ru/npa/po stanovlenie -

pravitelstva-doneczkoj-narodnoj-respubliki-ot-14-

sentyabrya-2023-g-%E2%84%96-77-2-ob-utver zMenii-podprogrammy-vosstanovlenie-raspredelitel nyh-setej -doneczkoj -narodnoj -respu/?ysclid=lr7nd8p 9lk997803300 (дата обращения: 11.01.2024)

11 Об утверждении Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 г. с прогнозом до 2035 г.: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 окт. 2022 г. № 3268-р [Электронный ресурс] // Система КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/ law/hotdocs/77744.html?ysclid=lr7ninoc4z66340362 1 (дата обращения: 11.01.2024)

12Об утверждении Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 г.: Распоряжение Правительства Российской Федера-

данным системы мониторинга и контроля устранения аварий и инцидентов происходит в среднем 6600 происшествий ежемесячно, средняя продолжительность перерыва в поставках коммунальных услуг составляет около 9,75 часов13. Это наводит на мысль о недооценке обществом угроз ЭБ в сфере тепло- и водоснабжения.

«Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 г. с прогнозом до 2035 г.» предусматривает обеспечение ежегодной замены сетей инженерно-технического обеспечения на уровне не ниже 5% их общей протяженности, снижение аварийности, обеспечение 99% потребителей (в том числе сельских) качественной питьевой водой, сокращение нормативных и коммерческих потерь, повышение эффективности тарифных источников финансирования капитальных затрат и бюджетных инвестиций, повышение инвестиционной привлекательности отраслей для частных компаний. Однако эти принципиально правильные целевые установки не подкреплены такими всеохватывающими мероприятиями системного характера, какими отличается стратегия развития электроэнергетики.

В сфере водоснабжения предусмотрено проведение мониторинга состояния централизованных систем, введение требования о ежегодной актуализации схем водоснабжения и водоотведения, передача полномочий по их утверждению на уровень субъекта РФ, отказ от разработки

ции от 09 июня 2020 г. № 1523-р [Электронный ресурс] // Система КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW _354840/?ysclid=lnljeog048141580792 (дата обращения: 11.01.2024)

13Об утверждении Стратегии развития стро-

ительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 г. с прогнозом до 2035 г.: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 окт.

и утверждения производственных программ в пользу обязательного наличия инвестиционной программы. В сфере теплоснабжения, кроме того, намечено повышение энергетической эффективности.

В последнее время наметилась тенденция к усилению внимания российского общества к проблемам безопасности водоснабжения. Как сообщил на совещании с вице-премьерами М.В. Мишустин, планируется создание на федеральном уровне единого ресурса информации обо всех водных объектах страны. В ресурс должны войти максимально подробные и достоверные сведения об источниках питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, их использовании или резервировании. По каждому источнику намечено зафиксировать разрешения на использование (лицензии, договоры, экспертизы запасов), а также заключения о соответствии качества воды действующим гигиеническим нормативам. Особое внимание будет уделено источникам питьевых и минеральных вод. Предполагается идентифицировать новые источники питьевого водоснабжения в вододефицитных райо-нах14. Возможно, что это связано с переосмыслением важности водных ресурсов в системе ЭБ на фоне проблем водоснабжения в Крыму, ДНР, в секторе Газа.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время проблема обеспечения городов водой является одной из важнейших угроз ЭБ ДНР. В ходе проведения специальной военной операции нарушилась обычная схема водоснабжения

2022 г. № 3268-р [Электронный ресурс] // Система КонсультантПлюс. URL: https://www.consul tant.ru/law/hotdocs/77744.html?ysclid=lr7ninoc4z66 3403621 (дата обращения: 11.01.2024)

14В России создадут единый реестр водных объектов [Электронный ресурс] // Ведомости. Экология. 2023. 16 окт. URL: https:// www.vedomosti.ru/ecology/regulation/articles/2023/ 10/16/1000780-v-rossii-budet-sozdan-edinii-reestr-vodnih-obektov (дата обращения: 11.01.2024)

из-за размещения основного источника на вражеской территории. Большинство населенных пунктов стали испытывать существенный недостаток водных ресурсов. Например, г. Донецк, который до 2022 г. потреблял в сутки 280-320 тыс. кубометров воды, был переведен в режим 42-55 тыс. кубометров15.

В целях снижения остроты проблемы в кратчайшие сроки было построено уникальное гидротехническое сооружение, включающее 7 насосных станций и 2 линии трубопровода от реки Дон до канала Северский Донец - Донбасс (каждая почти по 200 км)16. Однако проблема полностью не разрешилась. Мощность водовода в стандартном режиме - менее 300 тыс. кубометров в сутки, что обеспечивает не более четверти довоенного объема потребления ресурса. Только на заполнение сетей требуется 180 тыс. кубометров.

Экономика в таких условиях не может нормально восстанавливаться, а тем более развиваться. В данной ситуации чрезвычайно обострилось понимание ценности водных ресурсов, и стратегия ресурсосбережения стала насущной необходимостью.

Анализ резервов ресурсосбережения вскрывает существенные потери воды в сетях. В некоторых городах, например в г. Макеевка, они доходят до 70%. Основной причиной потерь является неудовлетворительное состояние водопроводных сетей Республики, почти 30% протяженности которых эксплуатируется более полувека и только около 20% - менее 20 лет.

В результате сотрясения почвы вблизи разрывов боеприпасов аварийность проржавевших участков значительно усилилась. В 2023 г. только специалистами ГУП ДНР «Вода Донбасса» (без учета помощи от других регионов) было устранено более 76000 аварий в сетях.

Проблема потерь в сетях усугубляется тем, что инженерная инфраструктура городов ДНР изначально проектировалась в расчёте на предполагаемый рост населения и на обеспечение максимально возможного потребления ресурсов в периоды пиковых нагрузок. Проектировщики советского периода ориентировались на подачу воды в сутки в среднем 300 л на чел. (в отдельных случаях 500-800)17. В результате были созданы системы, располагающие излишней мощностью.

По причине недоиспользования мощностей ресурсы расходуются непроизводительно. Так, в упомянутой выше Макеевке система изначально рассчитана на потребление 400 тыс. кубометров воды в сутки. Фактически даже до 2014 г. потреблялось не более 80 тыс. кубометров. Однако для заполнения труб и обеспечения гидравлического режима в систему подается почти в два раза больше необходимого.

Логичным и абсолютно правильным решением является масштабное обновление систем водоснабжения и водоотведе-ния. В 2023 г. в ДНР проведена замена свыше 300 км из 13601 км водопроводных сетей и восстановление более 100 сооружений. Согласно Программе комплексного развития и модернизации жилищно-коммунального хозяйства на территории

15Бойко А. В Донбасс хлынула вода из Дона [Электронный ресурс] // Комсомольская правда. 2023. 31 марта. URL: https://www.kp.ru/ daily/27485.5/4741478 (дата обращения: 11.01.2024)

16Бойко А. В Донбасс хлынула вода из Дона

[Электронный ресурс] // Комсомольская правда. 2023. 31 марта. URL: https://www.kp.ru/

daily/27485.5/4741478 (дата обращения: 11.01.2024)

17Исаев В.Н. Реформирование нормативной базы систем водоснабжения [Электронный ресурс] // Сайт АВОК: некоммерческое партнерство инженеров. URL: http://www.abok.ru/for_spec/ articles.php?nid=2839 (дата обращения: 11.01.2024)

Донецкой Народной Республики» за счёт специальных казначейских кредитов до 2026 г. предполагается произвести капитальный ремонт 79,5 км сетей, реконструировать 2 крупных объекта18.

Плохое состояние сетей является также основной проблемой теплоснабжения ДНР. Например, по информации ГУП ДНР «Донбасстеплоэнерго», по состоянию на 23 октября 2023 г. в г. Донецке было зафиксировано 82 порыва внутридо-мовых сетей и 354 порыва на наружных теплотрассах. Из-за аварий на трубопроводах большого диаметра, утечки теплоносителя из систем, а также по причине поломок оборудования, 18 котельных не смогли даже начать отопление. В итоге, не отапливалось 1442 дома и 144 объекта социальной сферы19.

Программой комплексного развития и модернизации жилищно-коммунального хозяйства на территории Донецкой Народной Республики» за счет специальных казначейских кредитов до 2026 г. намечено произвести капитальный ремонт 48 км сетей, реконструировать 76 объек-тов20. Кроме того, замена сетей будет производиться в рамках реализации Специального инфраструктурного проекта и в рамках выполнения субъектами РФ на территории ДНР мероприятий по восстановлению инфраструктуры и выполнению работ по подготовке к осенне-зимнему периоду.

18Об утверждении программы комплексного развития и модернизации жилищно-коммунального хозяйства на территории Донецкой Народной Республики: Постановление Правительства Донецкой Народной Республики от 14 сентября 2023 г. № 77-6 [Электронный ресурс] // Сайт Правительства Донецкой Народной Республики. URL: http://gisnpa-dnr.ru/wp-content/uploads/2023/ 09/Programma-kompleksnogo-razvitiya-i-moderni-zatsii-zhkh-na-territorii-DNR.pdf (дата обращения: 11.01.2024)

19Дмитриева И. В Донецке без отопления

остаются более 1400 домов и 144 социальных объекта [Электронный ресурс] // Комсомольская

Темпы обновления сетей водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения должны увеличиться от 0,2% от общей протяженности в 2022 г. до 0,4% в 2024 г., 1,5% в 2025 г., 2,5% в 2026 г., 3% в 2027 г., 3,75% в 2028 г., 4,5% в 2029 г. и более 5% в 2030 г. Но нет информации, чтобы оценить реальность осуществления этого.

► Выводы.

1. Целесообразно кардинально пересмотреть отношение общества к теплоснабжению и, особенно, водоснабжению городов. Недостаточный уровень оказания коммунальных услуг наносит ущерб экономике города (региона), поскольку ведет к оттоку наиболее ценных трудовых ресурсов и ухудшению качества оставшихся, к снижению предпринимательской и инвестиционной активности. Частые и длительные перебои в предоставлении коммунальных услуг следует признать угрозой ЭБ.

2. Непроизводительные потери воды и тепла, поскольку они не только нарушают процесс предоставления услуг, но и значительно увеличивают расходы общества на их предоставление, также целесообразно признать существенными угрозами ЭБ. Основным путем минимизации данной угрозы в настоящее время является обновление сетей. Для достижения цели кардинального снижения потерь темпы обновления сетей должны

правда. 2023. 23 окт. URL: https://www. donetsk.kp.ru/online/news/5511563/ (дата обращения: 11.01.2024)

20Об утверждении программы комплексного развития и модернизации жилищно-коммунального хозяйства на территории Донецкой Народной Республики: Постановление Правительства Донецкой Народной Республики от 14 сентября 2023 г. № 77-6 [Электронный ресурс] // Сайт Правительства Донецкой Народной Республики. URL: http://gisnpa-dnr.ru/wp-content/uploads/2023/ 09/Programma-kompleksnogo-razvitiya-i-modernizat sii-zhkh-na-territorii-DNR.pdf (дата обращения: 11.01.2024)

превышать темпы их разрушения под действием природных факторов. Так, например, средний срок эксплуатации без утечек стальных водопроводных труб в городских условиях составляет 20 лет. Следовательно, для налаживания нормального воспроизводства транспортировки воды без потерь темпы их замены не должны быть менее 5% в год. Реальное обновление сетей возможно только при более высоких темпах замены.

3. Минимизация угроз недостаточного уровня оказания коммунальных услуг видится в том, чтобы развивать водоснабжение и теплоснабжение также продуманно и системно, как энергетику. Стратегические документы в сферах водо- и теплоснабжения должны быть ориентированы не на поддержание нормативного уровня инфраструктуры, а на улучшение обслуживания потребителей. В целях минимизации угроз ЭБ целевой установкой, по примеру энергетики, должно быть снижение частоты и длительности прерываний (перебоев) в работе системы на одного потребителя.

4. Отставание по параметрам экономичности применяемых в водо- и теплоснабжении технологий от уровня развитых стран создает угрозу ЭБ в долгосрочной перспективе. Излишние расходы на коммунальные услуги оказывают негативное влияние на ценообразование и вызывают необходимость их компенсации либо за счет потребителей, либо за счет бюджетных средств. В целях мини-

► Литература

1. Максимов С.Н. Административно-правовое регулирование в сфере экономической безопасности: в 2 т. М.: Изд-во МПСУ, 2013. Т. 1. 376 с.

2. Паньков В. Экономическая безопасность // Интерлинк. 1992. № 3. С. 114-120.

3. Уразгалиев В. Ш. Экономическая безопасность. М.: Издательство Юрайт, 2019. 675 с.

мизация угроз ЭБ имеет смысл, по примеру энергетики, направить усилия на снижение себестоимости услуг, используя потенциал ресурсосберегающих технологий и преимущества централизованных систем. Для этого целесообразно использовать государственное финансирование инвестиционных проектов.

Мероприятия по ресурсосбережению и снижению себестоимости услуг должны включать создание механизма контроля потерь во всех звеньях технологической цепочки (производство - транспортировка - потребление), постепенной ликвидации перекрестного субсидирования. Целесообразно совершенствование системы оперативно-технологического управления за счет внедрения интеллектуальных систем учета на базе цифровых технологий.

5. Опыт, накопленный в электроэнергетике, свидетельствует о целесообразности сотрудничества с поставщиками (в т.ч. потенциальными) в целях расширения ими перечня производимой продукции (в т. ч. освоения выпуска нового оборудования) необходимых для реализации ремонтных и инвестиционных программ в условиях невозможности (нецелесообразности) импорта.

6. Основой стратегии экономической безопасности в современных условиях должен быть переход к устойчивому развитию - эволюция в направлении повышения эффективности функционирования хозяйственных систем путем минимизации использования ресурсов.

► References

1. Maksimov S.N. (2013). Administrative and legal regulation in the field of economic security: in 2 volumes. Moscow: Publishing house MPSU. [In Russian]

2. Pankov V. (1992). Economic security. Interlink, 3, 114-120. [In Russian]

3. Urazgaliev V. Sh. (2019). Economic security. M.: Yurayt Publishing House. [In Russian]

4. Филипенко Т.В. Угрозы экономической безопасности в сфере хозяйственной деятельности // Вестник института экономических исследований. 2022. № 4. С.66-74.

5. Шелухин Н.Л., Шелухина ОН. Обеспечение экономической безопасности на региональном уровне: понятие, задачи, способы обеспечения // Россия и Донбасс: перспективы сотрудничества и интеграции: материалы меж-дунар. науч.-практ. конф. (г. Москва, 28 июня 2022 г.) / АНО ВО «УМЦ», Институт научной информации по общественным наукам РАН; редкол.: М.А. Булавина, В.И. Герасимов. М.: Издательский дом УМЦ, 2022. С.172-.176.

6. Экономическая безопасность: учебник / под общ. ред. И.В. Манаховой. Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2019. 304 с.

7. Zanini A. Sicurezza sociale. Un paradigma politico per il Welfare State // Filosofía Política. 2015. Vol. 29. Is. 3. P. 421-438.

8. де Сото Э. Иной путь. Невидимая революция в третьем мире / Э. де Сото; Перевод издательства "Catallaxy". М.: Catallaxy, 1995. 320 с.

9.Belmar Y. N., McNamara K.E., Morrison T.H. Water security in small island developing states: the limited utility of evolving governance paradigms // Wiley Interdisciplinary Reviews Water. 2016. Vol. 3. Is. 2. P. 181-193.

10.Корнилов М. Я. Экономическая безопасность России: основы теории и методологии исследования. М.: Изд-во РАГС, 2011. 152 с.

11.Гордиенко Д.В. Основы экономической безопасности государства. М.: Финансы и статистика, Инфра-М, 2009. 221 с.

12.Экономическая безопасность / М.В. Попов и др.; науч. ред. Н.В. Манохина. М.: ИНФРА-М, 2014. 320 с.

13. О'Салливан А. Экономика города / А.О'Салливан; пер. с англ. В.П. Пипейкина. М.: ИНФРА-М, 2002. 706 с.

4. Filipenko T.V. (2022). Threats to economic security in the sphere of economic activity. Vestnik of the Institute of Economic Research, 4, 66-74. [In Russian]

5. Shelukhin N.L., Shelukhina O.N. (2022). Ensuring economic security at the regional level: concept, objectives, methods of ensuring. Russia and Donbass: prospects for cooperation and integration: materials of the international scientific and practical conference, 172176. M.: UMC Publishing House. [In Russian]

6. Manakhova I.V. (ed.) (2019). Economic security: textbook. Saratov: Saratov Socioeconomic Institute (branch) Plekhanov Russian Institute of Economics. [In Russian]

7. Zanini A. (2015). Sicurezza sociale. Un paradigma politico per il Welfare State. Filosofia Politica, 29, 421-438.

8. de Soto E. Another way. Invisible revolution in the third world. Moscow: Catallaxy Publishing House, 1995. 320 p. [In Russian]

9. Belmar Y. N., McNamara K. E., Morrison T. H. (2016). Water security in small island developing states: the limited utility of evolving governance paradigms. Wiley Interdisciplinary Reviews Water, 3, 181-193.

10. Kornilov M. Ya. (2011). Economic security of Russia: fundamentals of theory and research methodology. Moscow: Publishing house RAGS. [In Russian]

11. Gordienko D.V. (2009). Fundamentals of economic security of the state. Moscow: Finance and Statistics, Infra-M. [In Russian]

12. Popov M.V. [and others]. (2014). Economic security. Moscow: INFRA-M. [In Russian]

13. O'Sullivan A. (2002). Urban Economics. Moscow: INFRA-M. [In Russian]

Статья поступила в редакцию 05.02.24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.