Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ СТЕПЕНИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ'

ПОВЫШЕНИЕ СТЕПЕНИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономическая безопасность / электроэнергетика / электрическая энергия / хозяйственные споры в области поставки электроэнергии / единый закупщик / гарантирующий поставщик / economic security / electric power industry / electrical energy / economic disputes in the field of electricity supply / single buyer / guarantee supplier

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кавыршина В.А.

В статье с позиций соответствия требованиям экономической безопасности рассматривается процесс интеграции электроэнергетики ДНР и Российской Федерации. Вырабатываются рекомендации по совершенствованию отношений поставщиков и потребителей на рынке электрической энергии, их нормативно-правовой регламентации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASING THE DEGREE OF ECONOMIC SECURITY OF THE ELECTRIC POWER INDUSTRY OF THE DONETSK PEOPLE’S REPUBLIC

The article examines the process of integration of the electric power industry of the Donetsk People’s Republic and the Russian Federation from the standpoint of compliance with economic security requirements. Recommendations are being developed to improve relations between suppliers and consumers in the electrical energy market and their legal regulation.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ СТЕПЕНИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ»

Менеджмент, ценообразование, экономическая безопасность

УДК 351.862.6:621.31(477.62) JEL Р28

ПОВЫШЕНИЕ СТЕПЕНИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Кавыршина В.А. канд.экон.наук., с.н.с., старший научный сотрудник отдела исследования проблем экономической безопасности, e-mail: kvik.5455@gmail.com, ГБУ «Институт экономических исследований», г. Донецк, ДНР, Российская Федерация.

Аннотация. В статье с позиций соответствия требованиям экономической безопасности рассматривается процесс интеграции электроэнергетики ДНР и Российской Федерации. Вырабатываются рекомендации по совершенствованию отношений поставщиков и потребителей на

рынке электрической энергии, их нормативно-правовой регламентации.

Ключевые слова: экономическая безопасность, электроэнергетика, электрическая энергия, хозяйственные споры в области поставки электроэнергии, единый закупщик, гарантирующий поставщик.

INCREASING THE DEGREE OF ECONOMIC SECURITY OF THE ELECTRIC POWER INDUSTRY OF THE DONETSK PEOPLE'S REPUBLIC

Kavyrshina V.A. Candidate of Economic Sciences, Senior Researcher, senior research associate of the Department for Research of Problems of Economic Security, e-mail: kvik.5455@gmail.com, SFI "Economic Research Institute", Donetsk, Donetsk People's Republic, Russian Federation.

Abstract. The article examines the process of integration of the electric power industry of the Donetsk People's Republic and the Russian Federation from the standpoint of compliance with economic security requirements. Recommendations are being developed to improve relations between suppliers and consumers in the electrical energy market and their legal regulation.

Keywords: economic security, electric power industry, electrical energy, economic disputes in the field of electricity supply, single buyer, guarantee supplier.

► Введение. Важнейшей составляющей экономической безопасности является энергетическая безопасность. Это обусловлено ключевой ролью энергетики, определяющей развитие и функционирование практически всех остальных отраслей экономики [1].

В Донецкой Народной Республике (далее - ДНР) электроэнергетика находится в авангарде процесса слияния экономики ДНР и Российской Федерации (далее - РФ). Предварительная работа была начата еще в марте 2022 г. Одновременно с восстановлением энергообъектов

© В.А. Кавыршина, 2023

(более 3,5 тыс.) было обеспечено подключение сетевых объектов к единой российской электрической сети с возможностью резервирования. Постановлением Правительства РФ от 16.02.2023 N 249 были утверждены Правила определения обязательных требований к эксплуатации расположенных на территориях новых регионов объектов топливно-энергетического комплекса, а также Правила подготовки планов-графиков по адаптации к применению в отношении этих объектов нормативно-правовых и нормативно-технических документов РФ1.

В настоящее время объединение отрасли происходит на основе Постановления Правительства РФ от 29 июля 2023 г. № 1230 "Об особенностях применения законодательства Российской Федерации в сфере электроэнергетики на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" , а также Программы развития топливно-энергетического комплекса (далее - ТЭК) данных регионов на 2023-2025 гг. В числе целей

Программы - обеспечение стабильной работы энергоблоков теплоэлектростанций, ввод дополнительной генерирующей мощности, налаживание эффективных схем электроснабжения городских агломераций. Программой развития, разработанной при участии крупнейших российских энергетических компаний, предполагается восстановление работоспособности генерирующего оборудования, реновация системообразующих магистральных сетей, а также ремонт распределительных. В 2023 г. планируется ремонт и восстановление 69 объектов электросетевой инфраструктуры, поставка спецтехники, оборудования и материалов для пополнения аварийного резерва [2].

Создан филиал ПАО «Россети» -Донбасское предприятие магистральных электрических сетей - деятельность которого должна охватывать территорию Донецкой и Луганской Народных Республик. В зоне его ответственности находятся более 2,15 тыс. км линий электропередачи высокого напряжения, а также 29 подстанций3. Его деятельность в настоя-

1 Об особенностях применения на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области положений законодательства Российской Федерации в сферах теплоснабжения и электроэнергетики и утверждении Правил определения обязательных требований к эксплуатации объектов топливно-энергетического комплекса, расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области,

а также Правил подготовки планов-графиков по

адаптации к применению в отношении объектов топливно-энергетического комплекса, расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, нормативно-правовых и нормативно-технических документов Российской Федерации: Постановление

Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2023г. № 249 [Электронный ресурс] // Система ГАРАНТ. URL: https://www.garant.ru/prod-ucts/ipo/prime/doc/406303805/?ysclid=lj8bpprfh583 6228178

2 Об особенностях применения законодательства Российской Федерации в сфере электроэнергетики на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области: Постановление Правительства РФ от 29 июля 2023 г. № 1230 [Электронный ресурс] // Система ГАРАНТ. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/407359655/?ysclid=lm8yr7h3f97662084131

3 Дмитриева И. «Россети» одобрили создание Донбасского предприятия магистральных электрических сетей [Электронный ресурс] // Комсомольская правда. 2023 8 июня. URL: https://www.donetsk.kp.ru/online/news/5308014/?ys clid=lj 8akokjf309431971

щее время подтверждает мнение заместителя Министра энергетики РФ Евгения Грабчака о том, что «работа флагманов российского ТЭК, обладающих существенными компетенциями и ресурсами, значительно укрепит надёжность энергоснабжения потребителей» в ДНР1. По состоянию на конец июня план основных технических мероприятий на 2023 год был реализован на 33%. Оставшиеся семь мероприятий в магистральных и 24 в распределительных сетях находятся в стадии завершения2.

Для обслуживания потребителей и расчетов с ними в соответствии с распоряжением Правительства РФ №2204-р от 16 августа 2023 года на территории Донецкой Народной Республики определен новый гарантирующий поставщик элект-

з

роэнергии - ООО «Энергосбыт Донецк» .

В то время как для ДНР интеграция ее электроэнергетики с российской несомненно является процессом положительным, то для РФ не все однозначно.

► Обзор литературы. Анализ предшествующих исследований и публикаций позволяет сделать вывод, что электроэнергетика РФ имеет высокую надежность электроснабжения в установившихся режимах энергосистем. Среднестатистическая численность населения, подверженного перерыву электроснабжения в каждый час расчетного времени в течение суток составляет около 10 тыс. человек (менее 0,01% общей численности населения). При этом среднее время перерывов электроснабжения не превышает двух часов и находится на уровне лучших показателей надежности электроснабжения

1 В ДНР рассмотрели вопросы газификации

и обеспечения населенных пунктов электроэнергией [Электронный ресурс] // Энергетика и промышленность России. 2023. 12 июля. URL: https://www.eprussia.ru/news/base/2023/9143844.ht

промышленно развитых стран мира [3]. В 2017 г. по показателю «подключение к системе электроснабжения» РФ вышла на 10-е место в мире [4].

Но у нее есть существенный недостаток - возможность системных аварий. Формулировка термина «системная авария» в настоящее время четко не определена и подлежит уточнению [3], но подобные аварии легко узнаваемы по последствиям. Они соизмеримы по масштабам с последствиями чрезвычайных ситуаций. При подобных авариях возникают угрозы безопасности жизни и здоровью людей, а также риск повреждения дорогостоящего технологического оборудования. Они чреваты остановкой производств с непрерывным циклом (например, угольных шахт, предприятий металлургии, нефтехимии, железнодорожного транспорта и

др).

Причиной системных аварий является неспособность энергосистемы в целом или ее отдельных крупных частей противостоять нарушениям их технологических режимов и электроснабжения потребителей при аварийных ситуациях или резком увеличении нагрузки. Она обусловливается не только недостатками резервирования мощности на электростанциях и устаревшей инженерной инфраструктурой. Существенным фактором является не соответствующий современным требованиям уровень диспетчеризации и системы автоматического ограничения нагрузки, из-за чего энергосистема в критические моменты становится не способной защитить себя от потери мощности отключением части потребителей, а начинает

2 Там же.

3 Распоряжение Правительства РФ .№2204-р от 16 августа 2023 года [Электронный ресурс] // Портал правительства России. URL: http:// government.ru/docs/all/149209/

«сыпаться» сама, отключая питающие фидеры на подстанциях высокого напряжения 110 кВ [5].

Поэтому руководство Министерства энергетики Российской Федерации расценивает присоединение энергосистем новых регионов как угрозу. По словам замминистра энергетики П. Сниккарса, энергетика новых регионов в разрезе существующих компаний, структуры собственности и договорных отношений «пока находится в зачаточной стадии по сравнению с организацией и структурой энергетики РФ»1 . Энергосистемы новых регионов необходимо сбалансировать и, по причине различия в тарифах, нужно создать «некоторый шлюз взаимодействия с оптовым рынком электроэнергии и мо-щности»2.

Цель данной работы - исследование с позиций соответствия требованиям экономической безопасности процесса интеграции электроэнергетики ДНР и Российской Федерации, выработка рекомендаций по совершенствованию отношений поставщиков и потребителей на рынке электрической энергии, их нормативно-правовой регламентации.

► Результаты исследования. Согласно распоряжению Правительства РФ №2204-р от 16 августа 2023 года на новых территориях приступила к работе специализированная организация - ООО «Единый закупщик», дочерняя структура

1 Сниккарс П. У нас нет легальных и нелегальных потребителей электричества [Электронный ресурс] // Ведомости. 2023. 17 июня. URL: https://www.vedomosti.ru/business/characters/2023/0 6/17/980991-u-nas-net-legalnih-i-nelegalnih-potre bitelei-elektrichestva?ysclid=lj480sl8or557856684

2 Там же.

3 Распоряжение Правительства РФ №2204-р от 16 августа 2023 года [Электронный ресурс] // Портал правительства России. URL:

http://government.ru/docs/all/149209/

о

«Атомэнергосбыта» . Единый закупщик приобретает электроэнергию, как производимую в новых регионах, так и поставляемую в них с российского оптового рынка электроэнергии и мощности, а затем реализует её гарантирующим поставщикам, таким как: «Энергосбыт Донецк», «Энергосбыт Луганск», «Энергосбыт Запорожье» и «Энергосбыт Херсон».

Для обеспечения компенсации разницы между оплатой потребителями по действующим тарифам и экономически обоснованными затратами на производство (передачу) электроэнергии единый закупщик получает субсидию из федерального бюджета РФ. Размер субсидии предполагается планомерно снижать в целях поэтапного выравнивания тарифов в новых и смежных с ними субъектах РФ4.

Модель единого закупщика используется в таких странах как: Южная Корея, Китай, Сингапур, Малайзия, ОАЭ, Италия, Португалия, Северная Ирландия, Казахстан, Узбекистан и т.д. Во многих других странах она применялась ранее, на этапах подъема генерации. С ростом проникновения в энергосистемы возобновляемых энергоресурсов, из-за прерывистого и неопределенного режима работы источников ветровой и фотоэлектрической энергии, она трансформировалась в модель виртуальной электростанции. Такая модель регулирования используется в Китае, Германии, США [6].

4Об особенностях применения законодательства Российской Федерации в сфере электроэнергетики на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области: Постановление Правительства РФ от 29 июля 2023 г. № 1230 [Электронный ресурс] // Система ГАРАНТ. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/407359655/?ysclid=lm8yr7h3f97662084131

В числе многих функций единого закупщика - сведение баланса между производимой и потребляемой в новых субъектах РФ электроэнергией1. Перетоки, как из ЕЭС России, так и в нее, допускаются. Но их объем должен соответствовать плановым показателям. Концепция единого закупщика как таковая предполагает сочетание рыночных и плановых начал в регулировании отношений энергоснабжения. Средствами планирования регулируется не только производство, но и потребление электроэнергии. Потребитель должен заявлять о своих потребностях на каждый будущий день (при равномерном потреблении заявка оформляется на месяц вперед и обычно с предоплатой). Выход любого субъекта отношений (кроме защищенных потребителей) за рамки заявленных показателей влечет за собой дополнительные издержки за счет действия рыночных механизмов.

Каждый субъект отношений за созданные дисбалансы на регулируемом рынке электроэнергии несет ответственность, которая обеспечивается путем применения коэффициента (повышающего или понижающего) к договорной цене по итогам каждого расчетного часа.

В Казахстане модель балансирующего рынка электрической энергии тестировалась в режиме имитации единого закупщика без процедуры реальных денежных взаиморасчетов за дисбалансы около 13 лет. Это имело исследовательские цели выявления «узких мест» энергетики: определение реальных величин дисбалансов производства-потребления электрической энергии, уточнение потребности в

1 Минэнерго предлагает из бюджета финансировать выравнивание тарифов в новых регионах РФ через единого закупщика электроэнергии

[Электронный ресурс] // Сайт BigpowerNews. 2023. 28 марта. URL: https://www.bigpowernews.ru/ markets/document108162.phtml?ysclid=lj497hyy 6v748610455

резервах мощности. Параллельно велась отработка участниками рынка механизма взаимодействия с оператором, имитирующим единого закупщика, определение диапазонов цен на балансирующую электроэнергию.

С 01.07.2023 т. в Казахстане начался этап реализации и автоматизации процессов, необходимых для запуска централизованной покупки-продажи электрической энергии дистанционно и анонимно с использованием сети Интернет, на ресурсе электронной системы торговли, поддерживаемой оператором рынка централизованной торговли. На этом этапе централизованные торги электрической энергией включают только централизованные торги для цифровых майне-ров и централизованные торги для энергопроизводящих организаций2.

Остальных субъектов торговли электрической энергией, как менее влияющих на ее баланс, планируется присоединить к системе с 01.01.2024 г.

В Донецкой Народной Республике все предполагается осуществить в сжатые сроки. Для решения этой задачи необходимо обеспечить точный учет электрической энергии и отрегулировать взаимоотношения поставщиков и потребителей таким образом, чтобы они отвечали возникшим потребностям энергетического рынка.

Основные источники права в сфере электроснабжения - Федеральный закон от 26.03.2003 г. №35-ФЗ «Об электроэнергетике», Постановление Правительства РФ от 31.08.2006 г. №530 "Об утвержде-

2Черногрицкая Э. К централизованным торгам электроэнергией допущены майнеры [Электронный ресурс] // Сайт Zakon.kz. 2023. 04 июля. URL: https://www.zakon.kz/6398912-k-tsentralizo vannym-torgam-elektroenergiey-dopushcheny-may nery.html?ysclid=ljnze565lv586476576

нии основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии", подзаконные нормативные акты - не регулируют в полной мере весь комплекс взаимоотношений поставщиков и потребителей1'2.

Анализ правоприменительной практики показывает наличие множества проблем в отношениях. Со стороны потребителей наблюдается так называемое неучтенное потребление энергии, т.е. потребление в отсутствие надлежащего технологического присоединения энергоприни-мающих устройств абонента к сетям сетевой организации, а также в отсутствие договора энергоснабжения. Потребители нередко нарушают работу счетчиков учета или порядок учета (осуществляют так называемое безучетное потребление).

Поставщики склонны предъявлять к потребителям завышенные требования, касающиеся, главным образом, определения подлежащего оплате объема энергии, сроков оплаты. Нередко они злоупотребляют своим монопольным положением.

Зачастую проблемы в отношениях поставщиков и потребителей электроэнергии порождаются пробелами в правовом регулировании данных отношений. Судебная практика в некоторой мере способствует устранению проблем, формирует стандарты взаимоотношений. Так, Президиумом Верховного Суда РФ утвержден Обзор судебной практики от 22.12.2021 г. по спорам об оплате неучтенного потребления воды, тепловой и электрической энергии [7]. Он содержит правовые позиции, которые являются обязательными для использования в работе

1 Об электроэнергетике: Федеральный закон Российской Федерации от 26 марта 2003 №35-

ФЗ [Электронный ресурс] // Система ГАРАНТ. URL: https://base.garant.ru/185656/?ysclid=lmuhbx 4x6p669336025

судей, в целях обеспечения единообразного подхода к разрешению экономических споров.

В этом документе окончательно определено, что:

несоблюдение установленного порядка ввода прибора учета в эксплуатацию, его опломбирования и последующей регулярной проверки гарантирующим поставщиком (далее - ГП) и сетевой организацией (далее - СО) не должно иметь неблагоприятных последствий для добросовестных абонентов;

если счетчик соответствует метрологическим требованиям, то учетные данные признаются достоверными, несмотря на нарушение межпроверочного интервала;

при проведении проверки прибора учета вне места его установки, СО обязана обеспечить абоненту возможность контролировать процесс вскрытия всех пломб;

совокупный период безучетного потребления электрической энергии определяется, исходя из даты предыдущей проверки прибора учета либо из даты, не позднее которой такая проверка должна была быть проведена;

отсутствие уведомления абонента о дате и времени проведения СО проверки счетчика не может являться основанием для отказа во взыскании с него стоимости неучтенного потребления энергии;

обжалование акта о неучтенном потреблении электрической энергии является надлежащим способом защиты нарушенного права потребителя.

2 Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии: Постановление Правительства РФ от 31 августа 2006 г. № 530 [Электронный ресурс] // Система ГАРАНТ. URL: https://base. garant.ru/5636959/?ysclid=lmuhhgolw6830147024

Судебная практика постепенно вырабатывают оптимальные способы урегулирования спорных моментов таких, например, как:

места установки приборов учета при отсутствии технической возможности их монтажа на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств;

обязанности потребителя (абонента) по обеспечению доступа к прибору учета представителей организаций, уполномоченных на совершение действий по установке, вводу в эксплуатацию и демонтажу счетчика, проверке и снятию его показаний, в т. ч. контрольному;

ответственность потребителя за нарушение сроков извещения о неисправности прибора учета;

наличие повреждения пломбы, не создающего возможности искажения действительных показаний счетчика об объеме фактически потребленной электроэнергии;

правомерность составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии в отсутствие абонента, порядок его составления;

квалификация действий предпринимателей, оплачивающих электроэнергию по тарифу для бытовых потребителей, и многих других.

Отдельный пласт отношений рассматривается в судебных спорах, инициируемых органами Федеральной антимонопольной службы РФ. Он связан с ущемлением прав потребителей и других субъектов хозяйствования со стороны энергетических компаний, злоупотребление ими доминирующим положением. Специалисты антимонопольной службы чаще всего выявляют несоблюдение СО и

1 Архив решений арбитражных судов и судов общей юрисдикции. [Электронный ресурс] //

ГП правил технологического присоединения к электрическим сетям [8], прежде всего, отступления от сроков рассмотрения заявки о технологическом присоединении. Злоупотребление СО и ГП доминирующим положением проявляется в навязывании заявителю невыгодных условий, возложение на него обязанностей, не предусмотренных вышеуказанными правилами. Несмотря на то, что в них содержится исчерпывающий перечень документов, которые должен представить заявитель, СО и ГП, перекладывая на него свои обязанности, требуют дополнительные документы, например, документ о согласовании с балансодержателем сети, к которой осуществляется непосредственное присоединение энергопринимающих устройств [8].

Специалистами антимонопольной службы выявляются создание

препятствий перетоку электроэнергии, попытки взыскания платы за переток, оплата по неустановленному тарифу [8]. Признание судами таких действий в качестве нарушений предупреждает дальнейшее распространение подобной практики.

Благодаря деятельности антимонопольной службы и судебных органов, выносящих положительные решения по ее искам, формируются стандарты отношений при частичной оплате счетов за электроэнергию: после каждой такой оплаты должна быть вновь проведена процедура повторного уведомления (Решение Арбитражного суда Ростовской области от 02.12.2010 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2011 по делу № А53-17484/2010)1.

Анализ решения Арбитражного суда Ростовской области от 18.12.2012 года по делу № А53-26206/2012 и Постановления

Система Консорциум Кодекс. URL: https:// sudrf. cntd.ru

Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2013 по делу № 15 АП-1453/2013 свидетельствует о том, что судьи, как и антимонопольная служба, склонны расценивать более жесткие условия оплаты, закрепленные в договоре энергоснабжения, чем таковые предусмотрены нормативными документами, как злоупотребление доминирующим положением в форме навязывания невыгодных условий договора потребителю, находящемуся в экономической зависимости1.

Иногда спорные моменты отношений поставщиков и потребителей электроэнергии находит разрешение в практике судов по делам, не имеющим, казалось бы, никакого отношения к энергетике. Например, в обзоре практики Верховного Суда РФ за 2023 есть дело № 71-АД22-4-К3 касающееся сроков обжалования. Суть дела в том, что срок на обжалование штрафа истекал в субботу. Заявитель посчитал, что последний день срока может быть перенесен на понедельник. Но Верховный Суд РФ определил, что срок на обжалование не вступившего в силу постановления исчисляется сутками, поэтому в случае его окончания в нерабочий день последний день срока обжалования на следующий за ним рабочий день не переносится [9].

Таким образом, судебная система РФ постепенно вырабатывает решения, благодаря которым отношения между поставщиками и потребителями электрической энергии постепенно становятся все более ясными и регламентированными. Однако потребители, кроме наиболее крупных, имеющих собственные юридические отделы, не имеют информации об этих решениях, как и о существовании данных источников права.

1 Там же.

Значительную часть судебной практики составляют споры, которые возникают потому, что рядовой потребитель не осведомлен о нюансах правового регулирования отношений, в которые вступил. В частности, он не осведомлен, какие последствия влечет за собой акт о неучтенном потреблении. В ходе проведения проверки представитель потребителя зачастую ведет себя пассивно, не фиксируя документально действия проверяющих, не указывая в акте замечаний и возражений. Зачастую, напротив, усугубляя свое положение, признает все нарушения и обещает незамедлительно их устранить, беспокоясь лишь о непрерывности производственного процесса. И только при получении расчета санкционных выплат у потребителя возникает желание оспорить результаты проверки.

Также по причине незнания условий и порядка оплаты электроэнергии, закрепленных в нормативных документах, он соглашается на более жесткие, влекущие для него некоторые финансовые потери.

Учитывая все вышесказанное, целесообразно популяризировать информацию о нюансах взаимоотношений поставщиков и потребителей электроэнергии всеми возможными способами: через газеты, сайты органов государственной власти, печатные материалы, распространяемые МФЦ, союзами предпринимателей и т. п.

Право стран с развитой рыночной экономикой налагает обязанность информирования на энергетические компании. Так в Германии принцип прозрачности информации провозглашен «Законом о гарантированном энерго- и газоснабжении». Конкретизируется он в Постановлении о недискриминационном порядке предоставления доступа к электрическим

сетям. Содержание предоставляемой информации очень объемно. В нее входят многие технические параметры и характеристики СО как обеспечивающей организации, в т.ч. и потери в сетях вместе с затратами на приобретение электроэнергии для компенсации этих потерь для оценки их влияния на тарифы. Детально раскрывается процедура рассмотрения заявок на доступ к сети, обозначаются элементы, которые должны содержаться в заявке, касающейся доступа к услугам снабжения электроэнергией.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Под действие принципа прозрачности попадают все виды тарифов, включая плату за осуществление расчетов. В соответствии с нормой об антимонопольном контроле цен однажды опубликованные в сети Интернет тарифы считаются правомерными до их замены на сайте [10, с. 702-706]. Все это направлено на формирование культуры осознанного потребления электрической энергии.

В российском праве ст. 11 "Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" вменяет в обязанности ГП предоставление потребителям информации путем размещения ее в центрах очного обслуживания, на официальном сайте ГП и непосредственно по запросу. Для СО такой обязанности нет.

Обязательные элементы оповещения касаются порядка заключения договора энергоснабжения, приема показаний приборов учета и внесения платежей, стандартов качества услуг, графика обслуживания потребителей в центрах очного обслуживания, каналах заочного обслуживания и режиме их работы. Информация

должна включать действующие тарифы и льготы, возможные последствия нарушения обязательств по оплате электрической энергии, порядок подачи обращений, претензий и жалоб на действия ГП.

Однако даже краткий обзор официальных сайтов ГП в крупных городах показывает отсутствие на них достаточной информации, которая способствовала бы прозрачности отношений поставщика и потребителя, как и прозрачности рынка. Во-первых, отсутствует субъект, отслеживающий состояние официальных сайтов. Во-вторых, требования к информации в "Основных положениях функционирования розничных рынков электрической энергии" не конкретизированы в достаточной степени.

► Выводы и дальнейшая дискуссия. Для повышения степени экономической безопасности целесообразными представляются следующие направления совершенствования отношений в сфере электроэнергетики: внедрение модели балансирующего рынка электрической энергии и формирование культуры взаимоотношений поставщиков и потребителей на этом рынке.

Для внедрения модели балансирующего рынка электрической энергии необходимо разработать поэтапную программу действий, которая в части правового обеспечения видится следующим образом. Единый закупщик электрической энергии должен быть наделен соответствующими полномочиями и обязанностями, должна быть определены параметры его ответственности.

Должны получить юридическое оформление процедура и тайминг составления суточного графика производства-потребления электрической энергии, процедуры расчета дисбаланса, действия по урегулированию дисбаланса, расчет цен и

штрафов. Далее следует разработать и законодательно закрепить базовые условия доступа субъектов хозяйствования на регулируемый (балансирующий) рынок централизованной торговли электрической энергией, присвоение статуса субъекта оптового рынка. Целесообразно обозначить технические требования, определяемые составом технических средств и программных компонентов рабочего места оператора торгов, к субъектам оптового рынка электрической энергии.

Необходимо разработать форму договора участия в рынке централизованной торговли электрической энергией, заключаемого с оператором рынка (единым закупщиком), определить его место в системе других договоров купли-продажи электроэнергии и мощности. Также следует разработать форму заявки и акта выполненных работ (оказанных услуг) с применением электронной цифровой подписи.

В плане формирования культуры взаимоотношений поставщиков и потребителей целесообразно принять отдельный нормативно-правовой акт «Требования к информации, размещаемой гарантирующим поставщиком на официальном сайте», в котором они были бы изложены детально.

Так, должен быть представлен не только перечень документов, необходимых для заключения договора энергоснабжения, но и обязательные требования к ним, не только порядок его заключения, но и вся процедура, включая сроки, для каждой группы клиентов. Дело в том, что Правила технологического присоединения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, устанавливают очень свободные сроки технологического присоединения (для мелких потребителей -

до полугода, для крупных - до 2-х и даже 4-х лет). На официальном сайте ГП целесообразно раскрыть сроки, которые данный ГП обычно указывает в договоре и которых фактически придерживается. Целесообразно свести перечень предоставляемых документов к минимуму, особенно для мелких потребителей.

Сведения о тарифах на услуги должны отражать их полный пакет. Помимо расчетных формул, целесообразно указывать и их абсолютные величины (как минимум приблизительные, ориентировочные цифры). При этом неуместно указывать штрафные санкции в списке тарифов на услуги. Более рациональной мерой видится представление тарифов на услуги в сопоставлении со штрафными санкциями за бездоговорное и безучетное потребление.

Конструктивным могло бы быть создание условий для «выхода из тени» неучтенных потребителей с минимальными штрафными санкциями и отражение этого на официальном сайте.

Информация о порядке подачи обращений, претензий и жалоб на действия ГП должна содержать не только обращение в вышестоящую для гарантирующего поставщика организацию, но и в антимонопольную службу, подразделение Федерального агентства по техническому регулированию и метеорологии. Должна быть упомянута возможность обжалования акта о неучтенном потреблении электроэнергии в судебном порядке.

Обеспечение прозрачности отношений в сфере электроэнергетики не только усилит правовую защиту субъектов хозяйствования. Налаживание конструктивных взаимоотношений между поставщиками услуг и потребителями электроэнергии несет в себе потенциал уменьшения общественных затрат на энергоснабжение.

► Литература

1. Кормишкина Л.А., Кормишкин Е.Д., Илякова И.Е. Экономическая безопасность организации (предприятия): учебное пособие. Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2019. 293 с.

2. Игнатьева А. В ДНР введут механизм купли-продажи электроэнергии по аналогии с Крымом [Электронный ресурс] // Сайт Neftegaz.RU. 2023. 8 июня. URL: https://neftegaz.ru/news/energy/782590-v-dnr-vvedut-mekhanizm-kupli-prodazhi-elektroener gii-po-analogii-s-krymom/?ysclid=lj89j z5wz l723571592

3. Коротков В. А. Задачи взаимодействия субъектов электроэнергетики России в целях реализации стратегии развития ее электросетевого комплекса // Энергетическая политика. 2017. С. 84-92.

4. Ильин А. Е., Горенская Е. В., Васильев Э. А. Экономические преступления в электроэнергетике в условиях функционирования оптового и розничного рынков энергии // Научный портал МВД России. 2019. №1. С.45-54.

5. Кучеров Ю.Н. Развитие технологий активного потребителя и их интеграция в электрическую сеть общего пользования / Ю.Н. Кучеров, А.В. Иванов, Д.А. Корев, Н.А. Уткин, А.З. Жук // Энергетическая политика. 2018. №5. С. 73-86.

6. Ли Сяо, Хуа Е. IOE: платформы торговли электроэнергией и виртуальные электростанции [ Электронный ресурс] // 10 прорывных идей в энергетике на следующие десять лет: доклад ассоциации по развитию международных исследований и проектов в области энергетики «Глобальная энергия». URL: https://www. eprussia.ru/upload/iblock/f17/xtu2rmdo9xjhp 7h08evhkgi47tphp1pt/globalnaja-energija_2023. pdf

7. Обзор судебной практики по спорам об оплате неучтенного потребления воды, тепловой и электрической энергии, поставленной по присоединенной сети [Утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22 декабря 2021 г.] [Электронный ресурс] // Система Консорциум Кодекс. URL: https://sudrf.cntd.ru/document/727636546?ysclid =lhkbeiuxg2609597480

► References

1. Kormishkina L.A., Kormishkin E.D., Ilyakova I.E. (2019). Economic security of an organization (enterprise): a textbook. Moscow: RIOR: INFRA-M. [In Russian]

2. Ignatieva A. (2023). A mechanism for the purchase and sale of electricity has been introduced in the DPR, similar to the Crimea. [In Russian] https://neftegaz.ru/news/en-ergy/782590-v-dnr-vvedut-mekanizm-kupli-prodazhi-elektroenergii-po-analogii-s-kry-mom/?ysclid=lj89j z5wzl723571592

3. Korotkov V.A. (2017). Tasks of interaction between subjects of the Russian electric power industry in order to implement the strategy for the development of its electric grid complex. Energy Policy, 84-92. [In Russian]

4. Ilyin A. E., Gorenskaya E. V., Vasilyev E.A. (2019). Economic forces in the electric power industry in the conditions of a developed wholesale and retail energy market. Scientific portal of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 1, 45-54. [In Russian]

5. Kucherov Yu.N., Ivanov A.V., Korev D.A., Utkin N.A., Zhuk A.Z. (2018). Development of active consumer technologies and their integration into the public electrical network. Energy policy, 5, 73-86.

6. Li Xiao, Hua E. (2023). IOE: electricity trading platform and virtual power plants. 10

breakthrough ideas in the energy sector over the past ten years: report on the development of international research and projects in the field of energy "Global Energy". [In Russian] https://www.eprussia.ru/upload/iblock/f17/xtu2 rmdo9xjhp7h08evhkgi47tphp1pt/globalnaja-en-ergija_2023.pdf

7. Review of modern practice in disputes about the spectacular unaccounted consumption of water, heat and electrical energy supplied through the opportunistic network. System of the Codex Consortium. [In Russian] https://sudrf.cntd.ru/document/727636546? ysclid=lhkbeiuxg2609597480

8. Тетушкин Н. Интернет-интервью в Информационном агентстве «ГАРАНТ» [Электронный ресурс] // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 48. URL: https://base.garant.ru/58090774/

9. Вараксин М., Яшина В., Малаховский А. Первый обзор практики ВС за 2023: интересные позиции [Электронный ресурс] // Сайт Ргауо.гц. 2023. 26 апреля. URL: https://pravo.ru/story/246253/?ysclid=lhkcw4zvp b735563726

10. Энергетическое право России и Германии: сравнительно-правовое исследование// П.Г.Лахно и др.; под. ред П.Г. Лахно. М.: Издательская группа «Юрист», 2011. 1076 с.

8. Tetushkin N. (2011). Internet interview at the GARANT Information Agency. National interests: priorities and security, 48. [In Russian] https://base.garant.ru/58090774/

9. Varaksin M., Yashina V., Malakhovsky A. (2023). The first review of the practice of the Armed Forces for 2023: interesting positions. [In Russian] https://pravo.ru/story/246253/7ysc lid=lhkcw4zvpb735563726

10. Lakhno P.G. (ed.). (2011). Energy law of Russia and Germany: comparative legal research. Moscow: Publishing group "Lawyer". [In Russian]

Статья поступила в редакцию 04.10.23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.