Научная статья на тему 'Организационно-экономические аспекты гарантирующего поставщика электрической энергии в Чувашской Республике'

Организационно-экономические аспекты гарантирующего поставщика электрической энергии в Чувашской Республике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
166
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономические аспекты гарантирующего поставщика электрической энергии в Чувашской Республике»

УДК 621.365

Д. И. ГСП Л И Б

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГАРАНТИРУЮЩЕГО ПОСТАВЩИКА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Российским законодательством изначально был четко определен принцип «реализации процесса реформирования при условии обеспечения бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики» [2. Ст. 6, п. I ]. Данный принцип должен быть реализован посредством введения института гарантирующего поставщика (ГП) электрической энергии - :<основы системы надежного обеспечения потребителей электроэнергией» [2. Ст. 38, п. 2]. При этом законодательно заложено, что «ГП и границы их обслуживания должны быть определены на первом этапе реформирования» [1].

Гарантирующий поставщик - это функция, выполняемая каким-либо юридическим лицом по гарантированию любому добросовестному* конечному потребителю, находящемуся на определенной, закрепленной за этим юридическим лицом территории,** надежной и бесперебойной поставки электроэнергии на основе принципа недискриминационного доступа.

Социально ориентированная роль ГП заключается в обеспечении плавного перехода к рыночным взаимоотношениям всех тех структур, которые в силу неустойчивого финансово-экономического положения или инертности управленческих систем не готовы сегодня принять становление рынка в энергетике.

Основной целью введения функции Г'П на розничном рынке электроэнергии является минимизация следующих социально-политических рисков в период реформирования электроэнергетической отрасли:

- массовые отказы в поставке электроэнергии добросовестным потребителям по причине неготовности конкурентных КСК принять их на обслуживание или вследствие ухода с рынка по той или иной причине КСК, их обслуживающей;

- массовые отказы в поставке электроэнергии конечным потребителям, не имеющим сертифицированных приборов коммерческого учета электроэнергии;

Понятие «добросовестный» для целей настоящей модели означает выполняющий все правила розничного рынка и условия заключенных договоров, включая предоплату поставляемой электроэнергии.

В том числе добросовестному конечному потребителю, не нашедшему или потерявшему КСК (конкурентную энергосбытовую компанию).

- нестабильное, финансово «недобросовестное» по отношению к потребителям поведение КСК в период своего становления;

- трудности адаптации конечных потребителей к жизни в новых условиях функционирования сбыта электроэнергии (новые договорные, финансовые схемы).

Таким образом, введение ГП на розничном рынке обеспечивает определенную стабильность на рынке электроэнергии, а также плавный и «безболезненный» переход от регулируемого розничного рынка к конкурентному.

Исполнение функции ГП означает, что компания, наделенная этой функцией, должна осуществлять следующие виды работ:

a) получение статуса покупателя - участника оптового рынка электроэнергии;

b) регулярная подача ценопринимающих заявок* на планируемый/ожидаемый объем потребления электроэнергии клиентами ГП на оптовый рынок электроэнергии;

c) оперативный и полный сбор оплаты за поставленную электроэнергию и своевременная передача собранной оплаты поставщикам электроэнергии или оптовому рынку, включая:

<1) оформление и выставление счетов своим клиентам или разработку и внедрение системы оплаты покупателями потребленной электроэнергии без выставления счета (например, для населения);

е) эффективную организацию системы сбора платежей за электроэнергию, включая, в случае необходимости, создание транзитного счета между конечными потребителями и оптовым рынком;

$ внедрение, в случае необходимости, системы предоплаты или внесения депозитов для отдельных категорий потребителей;

£) эффективная работа с потенциальными задолжниками с тем, чтобы минимизировать частоту использования отключений от энергоснабжения в качестве наказания за неплатежи;

И) выдача своевременной команды организации, эксплуатирующей распределительные (в некоторых случаях - магистральные) сети, или региональному диспетчеру на проведение мероприятий по ограничениям/прекращениям поставки электроэнергии неплательщикам;

1) заключение договоров с другими субъектами оптового рынка, необходимых для соблюдения требований Правил функционирования оптового и розничного рынков;

Под ценопринимающей заявкой на оптовом рынке понимается заявка на покупку определенного объема электроэнергии без указания индивидуальной цены спроса, что исключает возможность «игры» ГП на оптовом рынке с целью покупки электроэнергии по возможности по более низким ценам.

]) мониторинг базы данных по всем потребителям, находящимся на территории ГП, обслуживаемым другими КСК, с целью автоматического перевода их на собственное обслуживание в случае «ухода» с рынка их КСК.

Доход ГП образуется за счет выполнения работ по обеспечению гарантии поставок электроэнергии и утверждается РЭК как «сбытовая надбавка». Концептуально считается, что этот доход должен зависеть не от объемов проставленной электроэнергии, а от количества договоров поставки электроэнергии ГП и трудоемкости и степени финансового риска при работе по этим договорам.

Функция ГП является монопольной. Это означает возможность существования единственного ГП для каждого конечного потребителя в регионе и обязательное регулирование деятельности компании, выполняющей функции ГП в части этой деятельности, уполномоченным органом государственного регулирования.

Проектом реформирования российской энергетики предусмотрено разделение до 2006 г. всех АО-энерго с образованием на его месте ряда акционерных обществ, разделенных по технологическим видам деятельности (генерация, транспортировка, сбыт). Предусмотрено, что энергосбытовой деятельностью в каждом отдельно взятом регионе будет заниматься выделенная из АО-энерго и образованная на базе ОП «Энергосбыт» ОАО «Электрическая сбытовая компания».

Создание компании гарантирующего поставщика электроэнергии -сложный и один из наиболее ответственных моментов в процессе реформирования энергетики. На сегодняшний день порядок получения статуса ГП еще до конца не определен, однако есть все предпосылки к его четкому определению.

С точки зрения действующих в РФ правовых норм компания считается выделившейся и самостоятельно функционирующей с момента государственной регистрации. Государственной регистрации предшествует создание вау-пительного баланса компании, который формируется на основе разделительного баланса делимой компании. Методические рекомендации РАО «ЕЭС России» по подготовке разделительного баланса четко определяют место, которое займут в розничном сегменте рынка электроэнергии выделяющиеся из АО-энерго энергосбытовые подразделения. Основная идея данных методических рекомендаций заключается в наделении выделяющейся энергосбытовой организации по технологическому принципу таким имуществом, правами и обязанностями, которые непосредственно связаны со сбытом электроэнергии и вытекают из договоров, заключаемых на рынке электрической энергии.

На начальном периоде в момент разделительного баланса выделяемая энергосбытовая организация должна наделяться:

- офисными помещениями (зданиями), необходимыми для функционирования центрального офиса сбытовой организации, отделений и участков в районах субъекта РФ;

- офисной мебелью, вычислительной, бытовой и организационной техникой, а также сопутствующими объектами, необходимыми для осуществления управленческой деятельности, обеспечения работы с платежными документами, базами данных, электронной, факсовой и почтовой корреспонденцией и т.п.;

- автотранспортом для управленческой и координационной деятельности, оперативного взаимодействия с потребителями и территориально удаленными отделениями;

- рядом объектов, относящихся к средствам и системам коммерческого учета энергии, а именно: 1) серверами баз данных потребителей, программным обеспечением и аппаратной частью для функционирования баз данных и биллинговых систем; 2) цехом по ремонту и обслуживанию приборов учета (на переходный период). После государственной регистрации данный вид деятельности выделяется как отдельный бизнес, возможно в виде дочернего общества выделяемой энергосбытовой организации; 3) частью однофазных электрических счетчиков обменного фонда, соответствующих современным требования и предъявляемым требованиям к классу точности. Все прочие средства учета и объекты, необходимые для их функционирования, передаются в распределительную сетевую компанию (РСК).

Вопрос о разделении средств учета обнажает суть понимания производимой реформы. Вариант разделения средств учета электрической энергии, при котором большая часть средств учета передается в РСК, необходим для выполнения положения Федерального закона "Об электроэнергетике" ст.32. п.З, в части ответственности сетевых организаций за сверхнормативные потери электрической энергии и оплаты сетевыми организациями потерь электрической энергии на транспорт. Таким образом, передача приборов учета на баланс электросетевых организаций является экономически оправданной и целесообразной. Только таким образом возможно составление баланса электроэнергии по узлам и сечениям. Стоимость обслуживания приборов учета и обслуживание налога на имущество по приборам учета должны быть включены в тариф на передачу электрической энергии. Нахождение приборов учета в сетевой организации обеспечивает равный доступ всех организаций к коммерческой информации независимо от смены поставщика.

Рассмотрим механизм создания гарантирующего поставщика электрической энергии - ОАО «Электрическая сбытовая компания» на базе выделяемого ОП «Энергосбыт» ОАО «Чувашэнерго», который можно условно разделить на следующие три основных этапа:

1. Подготовительный этап (до реорганизации АО-энерго):

- разделение функций сбыта электрической и тепловой энергии, передача функций сбыта тепловой энергии ее производителям (№35-Ф3 «Об электроэнергетике», ст.З);

- списание «ничтожной к взысканию» дебиторской задолженности за электроэнергию за счет внереализационных расходов ОАО «Чувашэнерго»

(Налоговый кодекс РФ, Постановление Правительства РФ № 226 от 2.04.02);

- подготовка и утверждение регламента взаимоотношений сбытовых и сетевых подразделений АО-энерго по заключению и исполнению договоров;

- передача расчетов с ФОРЭМ, РАО ЕЭС, ФСК, СО в ОП Энергосбыт, введение расчетов между ОП АО-энерго по трансфертным ценам.

2. Этап реорганизации ОАО «Чувашэнерго» (с даты составления разделительного баланса до даты государственной регистрации ОАО «Электрическая сбытовая компания»):

- выделение ОАО «Электрическая сбытовая компания» (Постановление Правительства РФ №526 от 11.07.01);

- подготовка и утверждение Устава ОАО «Электрическая сбытовая компания»;

- передача всех договоров ОАО «Электрическая сбытовая компания» электроснабжения;

- наделение ЭСК кредиторской и дебиторской задолженностями в соответствии с деятельностью, указанной в уставе ОАО «Электрическая сбытовая компания» (реализация электрической энергии всем группам потребителей);

- направление потребителям информационных писем о создании ОАО «Электрическая сбытовая компания»;

- утверждение сбытовой н ’ цбавки ОАО «Электрическая сбытовая компания» (№35-Ф3 «Об электроэнергетике», ст.23 п.2, ст.40.).

3. Этап начала функционирования ГП (с даты государственной регистрации):

- получение статуса ГП ОАО «Электрическая сбытовая компания» и согласование его с региональными органами власти (Постановление Правительства РФ №526 от 11.07.01);

- получение ОАО «Электрическая сбытовая компания» статуса субъекта ФОРЭМ в качестве правопреемника АО-энерго (автоматическое);

- заключение комплекса договоров на присоединение к оптовому рынку и оказание услуг по передаче электроэнергии.

С момента создания ОАО «Электрическая сбытовая компания» (ОАО «ЭСК») и приобретения статуса ГП на территории ЧР произойдет некоторое изменение исполняемых функций. Сбыт электрической энергии, безусловно, остается основным направлением работы ОАО «ЭСК», использующей в качестве основного инструмента обеспечения доходности предприятия оптимизацию цены и количества продаваемой электроэнергии. Также за ОАО «ЭСК» сохраняются функции заключения и ведения договоров с потребителями, выставления счетов, контроля оплаты, анализа и прогнозирования потребления. Функции обслуживания, ремонта и снятия показаний с приборов учета электрической энергии, так же как и функция борьбы с коммерческими потерями электроэнергии, передаются в выделяемое после реорганизации О А. О «Чувашэнерго» ОАО «Распределительная сетевая компания» (ОАО «РСК»).

Что касается организации прочих видов деятельности связанных с ОП «Энергосбыт» до реструктуризации ОАО «Чувашэнерго», то организация отключений/ограничений неплательщиков будет построена на коммерческой основе в соответствии с договорами на оказание услуг с ОАО «РСК»; организация взыскания дебиторской задолженности, перешедшей во вновь созданные компании в соответствии с разделительными балансами, будет осуществляться ОАО «ЭСК» на договорной коммерческой основе (агентский договор, цессия); ведение базы данных потребителей планируется сохранить и развить как особый вид бизнеса ОАО «ЭСК» и по окончании формирования соответствующей информационно-учетной инфраструктуры на розничном рынке оказывать данный вид услуг на возмездной основе заинтересованным сторонам.

Особой функцией ОАО «ЭСК» будет управление спросом на электроэнергию. Управление спросом заключается в формировании и предложении потребителям таких ценовых условий, которые стимулируют выравнивание суммарного графика нагрузки, т.е. снижение электропотребления в пиковые часы и его увеличение в ночные часы, оптимизация нагрузки в электросетях в зонах с повышенным спросом на мощность эффективное энергосбережение.

Литература

1. Постановление Правительства РФ от 11 июля 2001 г. №526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации».

2. Федеральный закон от 26 марта 2003 г. №35-Ф3 «Об электроэнергетике».

3. Нормативные и методические документы РАО «ЕЭС России» в области реформирования энергетики.

ГОТЛИБ ДМИТРИЙ ИГОРЕВИЧ родился в 1979 г. Окончил Чувашский государственный университет. Заместитель начальника Управления реализации энергии ОП «Энергосбыт» ОАО «Чувашэнерго» по аналитической работе и развитию рынка энергии. Аспирант кафедры актуальных проблем экономической теории Чувашского университета. Автор 7 научных работ в области энергетики.______________________________________________________

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.