Научная статья на тему 'Роль органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении равноправия и самоопределения народов России в контексте государственной национальной политики в субъектах Российской Федерации'

Роль органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении равноправия и самоопределения народов России в контексте государственной национальной политики в субъектах Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1006
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАВНОПРАВИЕ ГРАЖДАН / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ НАРОДОВ / РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / ЭКСТРЕМИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Карпов А.В., Ломакин В.В.

Обосновывается, что деятельность органов государственной власти по созданию идей межнационального равенства, взаимопонимания, толерантности и развитию гражданского, правового многонационального общества в состоянии ослаблять в национально-этническом сознании разнообразные предрассудки, связанные с националистическими проявлениями и постоянным раскручиванием «межнационального вопроса». Предлагается комплекс мероприятий для дальнейшего эффективного решения национально-государственных проблем развития и обеспечения национальной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Карпов А.В., Ломакин В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении равноправия и самоопределения народов России в контексте государственной национальной политики в субъектах Российской Федерации»

ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ

13 (154) - 2012

УДК 343.97

роль органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении равноправия и самоопределения народов России в контексте государственной национальной политики в субъектах российской федерации

а. в. карпов,

доктор юридических наук,

проректор столичного института бизнеса и управления

E-mail: av-k. 07@mail. ru

В. В. ЛОМАКИН,

кандидат юридических наук,

доцент Всероссийского института повышения

квалификации МВд России

E-mail: lomakirina@yandex. ru

Обосновывается, что деятельность органов государственной власти по созданию идей межнационального равенства, взаимопонимания, толерантности и развитию гражданского, правового многонационального общества в состоянии ослаблять в национально-этническом сознании разнообразные предрассудки, связанные с националистическими проявлениями и постоянным раскручиванием «межнационального вопроса». Предлагается комплекс мероприятий для дальнейшего эффективного решения национально-государственных проблем развития и обеспечения национальной политики.

Ключевые слова: равноправие граждан, самоопределение народов, религиозный экстремизм, экстремистская деятельность, местное самоуправление, орган государственной власти.

Для всестороннего учета интересов народов России и обеспечения взаимодействия федеральных органов власти, органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления [11] и

утвержденного плана первоочередных мероприятий [12] в рамках реализации национальной государственной политики по укреплению конституционного строя страны, а также межнационального и межрелигиозного согласия принята Концепция государственной национальной политики Российской Федерации.

Успешная реализация вопросов национально-этнических отношений в процессе реализации государственной национальной политики зависит от личного контроля высших должностных лиц страны за исполнением федерального законодательства, постановлений Правительства РФ, законодательства субъектов Федерации, а также реализации совместных договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти [11], реализующих вопросы государственной национальной политики в области экономического, экологического, социального, культурного и национального развития нашей страны [8].

Вместе с тем национальная государственная политика в виде ее концептуальных направлений, принятых в 1996 г., не отражает современных тенденций национально-этнического, межконфессионального развития страны и нынешние вызовы многонациональному российскому обществу. При этом государственная национальная политика должна строиться на международно-правовой основе и принципах Конституции РФ. Ее направленность должна быть обусловлена необходимостью разрешения существующих межнациональных проблем, территориальной целостности, разграничения полномочий между федеральным центром и регионами, особенно в той области, где происходит реализация первостепенных экономических, социальных и национальных проектов и важных региональных программ.

Это необходимо для определения дальнейшего содержания, характера и современных основных целей для воплощения жизненно важных направлений совместного развития государственных конституционно-правовых отношений, уделяя особенное внимание равноправным национальным взаимоотношениям и их совершенствованию в многонациональном российском обществе. В этой связи деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и проводимые совместные системные мероприятия должны быть в основном направлены на выработку совместных согласованных решений по вопросам обеспечения конституционных прав, равноправия и самоопределения народов и межнационального согласия в Российской Федерации.

При этом укрепление общероссийской гражданской идентичности, сбалансированное развитие социально-экономического, политического облика страны, обусловленного национальной, культурной самобытностью и общностью интересов российских народов, в своей основе является важным собирательным элементом общественных, правовых, межнациональных и толерантных взаимоотношений в российском обществе.

Безусловно, толерантность является ценностью и социальной нормой гражданского общества, проявляющейся в праве всех граждан быть различными; обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов; готовности к

пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям и обычаям [1, с. 349].

Такие особенности равноправных и толерантных осознанных отношений в межнациональном восприятии, как правило, могут происходить через сопоставление отдельных человеческих ценностей и целей с целями и национальными ценностями других народов, различающихся по социально-географическим, языковым, культурным, историческим и национально-этническим особенностям. При этом формирование органами государственной власти идей межнационального равенства, взаимопонимания, толерантности и развитие гражданского, правового многонационального общества в состоянии ослаблять в национально-этническом сознании разнообразные предрассудки, такие как ксенофобию, этнофобию, связанные с националистическими проявлениями в субъектах Федерации и постоянным раскручиванием «межнационального вопроса».

В этой связи в условиях полиэтнического российского многонационального общества и продолжающейся стагнации в национальных отношениях, социальной правовой незащищенности может быть противопоставлена толерантность, которая может представлять миротворческий потенциал в национально-этнической, межрелигиозной и социальной областях. Это явление может противостоять различным формам, содержащим негативный потенциал и имеющим бытовую, национальную и экономическую подоплеку и использующимся националистическими и религиозными движениями в своих чисто прагматичных интересах для разжигания ненависти, национальной розни внутри субъектов Федерации. В то же время разрешение таких проблем зависит от успешного развития духовно-нравственной идеологии, деятельности органов государственной власти по поиску межнационального консенсуса, поддержки продуктивной межнациональной конкуренции, сфер национального бизнеса в условиях продолжающегося реформирования и модернизации нашей страны.

Причем реформы, затрагивающие межнациональную сферу, с особенной отчетливостью представляют прагматическую функцию поиска равноправия через толерантность народов как социально-правовой нормы и могут поддерживать баланс социально-общественных и межнациональных интересов в субъектах Федерации.

Наряду с этим участие всех слоев общества и органов государственной власти в развитии федерализма, конкретизации национальной идеи, совершенствовании идеологической составляющей, своевременного регулирования и оптимизации многофункциональной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления является определенным показателем национального, правового и социального здоровья общества.

Вместе с тем в своей основе национальное самочувствие, являясь неотъемлемым признаком формирующегося правового государства, утвержденного на международном уровне, требует постоянного регулирования всех механизмов на внутригосударственном и региональном уровнях. Особенно в тех областях, где дальнейшая ратификация государственными органами важных международно-правовых актов, развивающих собственное законодательство, позволяет совершенствовать разнообразные формы национальной государственной политики, равноправия и самоопределения народов России.

В то же время функциональная правовая обязанность органов государственной власти должна проявляться в защите этнокультурного многообразия народов и опираться на конституционные нормы, гарантирующие разностороннюю защиту, где должностные лица субъектов Федерации, являясь гарантом соблюдения Конституции РФ, обязаны противодействовать разнообразному ущемлению (нарушению) прав и свобод целых групп населения [2, с. 456].

Кроме того, защита и обеспечение развития многонациональных отношений должны обусловливаться осознанием равноправного партнерства, гарантий индивидуального, социального статуса всех наций и народностей, объединяющих в этих целях традиционное с прогрессивным, что является способом сохранения уникальности, многонациональной культуры, самобытности, национальных и общечеловеческих ценностей в нашей стране. В связи с этим существует необходимость в задействовании всех интеллектуальных сил, которые смогут формировать современную национальную политику через уважение себя и себе подобных для повышения эффективности владения современными законами общения.

Это позволит реализовать важные принципы равенства и равноправия многонационального общества, обеспечивать толерантные межнацио-

нальные взаимоотношения и гарантировать утверждение широкой системы государственной защиты национальных интересов, прав и свобод человека и гражданина. При этом социальная толерантность может являться неотъемлемым признаком равноправного отношения между всеми гражданами многонациональной России, ее этносами, конфессиями, землячествами, диаспорами по соблюдению гарантированных прав и свобод, закрепленных ст. 17 Конституции РФ.

Их всеобъемлющая поддержка органами государственной власти и местным самоуправлением должна быть цивилизованной, законной, недискриминационной, без двойных стандартов.

Это может также обеспечиваться целенаправленной деятельностью министерств и ведомств, особенно Минрегионразвития России, которое реализует и координирует работу совместно с Комитетом Совета Федерации по делам Федерации и региональной политики и вопросы в области совершенствования государственной национальной политики, в разрешении проблем развития многонационального общества и национально-культурных автономий Российской Федерации.

Важным содержанием обеспечения современной национальной государственной политики остается противодействие явлениям межнациональной розни в процессе реализации приоритетных задач и масштабной переподготовки государственных и муниципальных служащих, а также повышения их квалификационного уровня. Так как их повседневная деятельность должна быть направлена на правовую защищенность малочисленных народов, системность в продвижении вопросов воссоединения разделенных народов, развитие межнациональных взаимоотношений, борьбу с дискриминацией по национальному признаку, а также активную работу по уничтожению фундамента межнациональных противоречий. Такая деятельность органов государственной власти позволяет противодействовать разрастанию межконфессиональных и межнациональных конфликтов и повышает эффективность конституционно-правовой системы нашего государства.

В этой связи необходим определенный порядок по согласованию федеральной и региональной национальной политики, где необходимо совершенствовать принципы равных возможностей при реализации прав и свобод человека и гражданина, которые носят всеобщий характер и выражаются в

абстрактном, формальном и прямом законодательном равенстве, а толерантность фактически разных людей позволяет быть участниками и формировать важные социально-общественные, экономические и политические многонациональные взаимоотношения.

Такие принципы составляют основу Европейской концепции равноправия и равенства человека, а для российского правового вектора национального развития могут становиться фундаментом дальнейшего их совершенствования и внедрения в жизнь. Таким образом, в соответствии с Европейской концепцией прав человека, отраженной в универсальных международных актах по правам человека, принятых ООН и Европейской конвенцией о защите прав человека и основных его свобод, в современной России существует потребность продолжать формировать социально-правовые равноправные ценности и толерантные взаимоотношения с опорой на национальную конституционно-правовую систему для упрочения национально-государственных, равноправных отношений.

В этой связи должны находить свое разрешение разнородные, ярко выраженные цивилизованные формы взаимоотношений при использовании исторически сформировавшегося взаимодействия российских народов для развития правовых, многонациональных и социально-общественных программ в обеспечении суверенитета национальных общностей, впитавших в себя культурные и исторические традиции, отражающие равенство и свободы человека и гражданина. В этом контексте для органов государственной власти и местного самоуправления важную значимость приобретает проблема совершенствования национальной государственной политики, систематизирующая управление многонациональным российским миром, в том числе в рамках стран — участниц СНГ, Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и других международно-правовых взаимоотношений с точки зрения формирования равноправных межнациональных и межгосударственных позиций. Тем самым актуализируется вопрос о преемственности России в общегосударственном и мировом праве, например на экспорт самоопределения народов России и их права на ассимиляцию, защиту политических и гражданских прав российских народов в различных странах на примере современного экспорта «западной демократии».

Однако прежде всего органам государственной власти необходимо обеспечить межнациональный мир во внутригосударственных межнациональных отношениях и проведение современной национальной государственной политики с захватом ее самых уязвимых мест, например по согласованию суще ствующих административно -территориальных границ некоторых субъектов Федерации. Данные непростые национально-территориальные, исторически сложившиеся споры можно разрешить при максимально добрососедских, равноправных и толерантных взаимоотношениях. Такая же позиция отражена в работах С. В. Мейена, выдвинувшего принцип толерантности как принцип необходимого взаимодействия. Данный принцип «проявляется во взаимодействии между людьми и требует не только понимания четких оснований и позиций у человека, но и разделения его чувства становиться на позицию сочувствия» [10, с. 47].

В том же ключе профессор Р. М. Абакаров подчеркивает, что толерантность может быть как реально функционирующее явление духовной социально-политической жизни российских регионов, а также наивысшей ценностью, социальной нормой гражданского общества и проявляться в праве всех граждан быть различными, в обеспечении устойчивой гармонии между конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, а также готовности к пониманию и сотрудничеству [10, с. 349].

Безусловно, людям необходимы различные контакты и общение, творческие встречи, необходимо расширять поле знания о других конфессиях, обычаях, правилах и нормах. Таким образом, этнокультура способна сохранять уникальность при условии, если в своей основе она имеет общечеловеческие, нравственные ценности [10, с. 351].

Следовательно, национально-этническая культура в системе равноправных и толерантных взаимоотношений способна обеспечивать продвижение межнациональных отношений, дальнейшее развитие равноправия и самоопределения народов России, сохранять национально-культурную уникальность страны, что является значительным фактором укрепления многонационального российского общества в определении общности и исторической судьбы всех народов Российской Федерации.

Особенно актуальными указанные аспекты являются для субъектов Юга России, Дальнего Востока, а также иных многонациональных регионов

России. Притом, что историческое становление, природа и содержание основных прав и свобод в социально-общественных взаимоотношениях в современном правовом, национально-этническом становлении страны представляют собой определенные социальные взаимоотношения, влияющие на правоотношения, реализацию равенства, основанного на свободе отдельно взятого человека.

Все это в полной мере влияет на национальные установки в части формирования отношений и поддержки традиций, взаимного обогащения национальных культур, защиты прав и свобод человека, совершенствования концептуальных взглядов о правовом, социальном статусе человека и гражданина, а также верховенства закона и норм права, возможности социализации индивида и достижении равноправия в многонациональном обществе.

Наряду с этим органы государственной власти, используя исторический, природно-общественный опыт на этапе дальнейшего развития национально-государственных взаимоотношений, могут достичь многонационального единства, развивающего формы равноправия и самоопределения народов, социализации и толерантности при соблюдении принципов внутренней и внешней национальной государственной политики, а также воссоединения разделенных народов России при условии системной и целенаправленной правовой деятельности в субъектах Федерации.

Реализация органами власти принципов равноправия, справедливости и возможности воссоединения разделенных народов российского многонационального общества может способствовать решению следующих задач:

• устранению напряженной социально-экономической и общественно-политической ситуации в некоторых субъектах Федерации;

• кризисных национально-этнических и общественно-правовых отношений;

• негативной направленности политической и правовой борьбы;

• острых межконфессиональных и межнациональных противоречий;

• различных националистических выступлений;

• масштабной нелегальной миграции и др. Наряду с этим актуальность вопроса реализации национальной государственной политики и связанных с ней вопросов разделенных народов, наций и малых народностей затрагивает национально-географические и политические измерения

в России и зарубежных странах, что непосредственно воздействует на государственно-правовые интересы нашего государства. Отсюда возникает необходимость поддержки и системного подхода органов государственной власти к взаимодействию с разделенными народами и представителями различных конфессий. В этом кроется особенный политический, социально-культурный, духовный и национально-общественный интерес. Дело в том, что первостепенные меры по воссоединению и взаимодействию народов России должны быть направлены на упрочение экономических, культурных связей, реализацию совместных проектов, социальную, политическую и экономическую поддержку народов, а также развитие интеграционных процессов, отвечающих национально-государственным и региональным интересам нашей страны.

При этом необходимо учитывать, что при внедрении характерных политтехнологических практик в организацию и проведение национально-конфессиональных суверенных проектов их необходимо реализовывать в соответствии с национально-политическими задачами страны и действующей Декларацией о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации [5, с. 335], а также Декларацией принципов толерантности [6, с. 1] и других международных правовых актов, ратифицированных Россией. В этой связи авторы разделяют мнение Э. Э. Росселя о том, что «именно толерантность занимает центральное место в «оси координат» XXI в., являясь важнейшей этической и правовой доктриной современности» [15, с. 15], позволяющей осуществлять национальную государственную политику.

Важно и другое: при реализации государственной национальной политики и работе по укреплению равноправных отношений представителям органов государственной власти и местного самоуправления, а также руководящим сотрудникам органов внутренних дел субъектов Федерации необходимо обладать специальными психологическими, социальными и правовыми знаниями при реализации задач обеспечения общественных и межэтнических взаимоотношений. Это должно быть обязательным условием при подготовке и переподготовке управленческих кадров [13]. Такая деятельность позволит органам государственной власти своевременно прогнозировать и реагировать на негативные события при реализации государственной национальной политики в субъектах Федерации и допускать к меж-

национальной деятельности тех лиц, кто владеет искусством ведения переговоров по предотвращению (замораживанию) напряженности и столкновений в мультикультурологическом российском обществе, так как «стало модным говорить о крахе политики мультикультурализма», что «это не тот курс, по которому необходимо идти для гармоничного развития разных культур в нашей стране — лучше, чтобы все иные культуры развивались в русле традиций и ценностей ведущего этноса» [4].

На фоне противоречивых различных общественно-политических взглядов на межнациональные отношения, в том числе в европейском сообществе, органы государственной власти России должны развивать собственные конституционно-правовые отношения для укрепления конституционного строя страны. Так как противоречивые межнациональные процессы стали характерными явлениями не только для большинства стран мира, но и существенно влияют на национально-государственные российские правоотношения, что часто приводит к тому, что даже государственные служащие поддерживают те или иные этнические общности, тем самым формируют напряженные взаимоотношения между народами.

В этой связи, как показывает практика, необходимо рассматривать допуск к государственной службе тех представителей, которые не относятся к межнациональным взаимоотношениям предвзято и без толерантного отношения. Мальтийский исследователь Кеннет Уэйн, выражая свое отношение к толерантности в обществе, определял ее как «способность признавать, или практически признавать и уважать убеждения и действия других» [7, с. 16]. Существующие взгляды на национальные, толерантные отношения могут также выражаться и в готовности к конструктивному национальному диалогу через «признание легитимности законных и не расходящихся с моралью интересов другого и открытость по отношению к его опыту, готовность к диалогу и к расширению собственного опыта» [18, с. 5—28].

Авторы разделяют приведенные формулировки в части легитимности и морального аспекта данного социального явления, обеспечивающего равноправные межнациональные взаимоотношения, и позволяющего развивать национальные государственные отношения. Однако использование толерантности в поиске межнациональных отношений, равноправия и самоопределения народов может неверно

соотноситься с социально-общественными и экономическими условиями формирования и развития многонационального российского общества. Тем более что отклонение некоторых национально-этнических общностей и их представителей от принятых в обществе национально-этнических взаимоотношений, общественно-социальных, культурологических норм и правил является не чем иным, как отрицательной реакцией людей на привносимые извне правоотношения и взаимоотношения при регулировании социально значимых областей жизни народов России.

В то же время медлительное развитие многонациональных отношений в субъектах Федерации, отсутствие максимально полной реализации национальной государственной политики на уровнях «федеральный центр — национально-этническая окраина» и «коренное население — этнические мигранты» несут в своей основе «деструктивность, патологичность, насилие и дегуманизацию социума», — замечает В. Н. Ярская [19, с. 65].

Отсюда возникает необходимость формирования равноправных взаимоотношений с различными национальными представителями и вовлечение их в творческую, культурно-национальную жизнь общества, использование их опыта, что позволяет более эффективно разрешать национальные и правовые вопросы равноправия, самоопределения и межнациональных отношений российских народов.

При этом действенным механизмом развития национально-государственных отношений может являться национальная, социальная адаптация к современным условиям совместного проживания и взаимного обогащения на основе уникального опыта нашей многонациональной страны. В такой адаптации друг к другу по обеспечению равноправия и самоопределения народов, обеспечения прав и свобод человека выделяются различные виды национального общежития и обновления национальных государственных отношений, а также может использоваться политика взаимопонимания в ее идеальных типах: толерантность как возможность понимания, толерантность как снисхождение, толерантность как критический диалог [9, с. 46—54].

Вместе с тем многонациональное российское общество подошло к восприятию подобных социальных форм диалога, несмотря на широкое неприятие и глубокий раскол в нынешней социально-общественной жизни, а также в национальном самосознании российского общества. Притом, что

совершенствование межнационального и межрелигиозного согласия, равноправия и самоопределения народов относится к фундаментальной части общепринятых концептуальных общечеловеческих ценностей, которые встроены в глобальную межнациональную концепцию и мировую социальную политику.

Равноправие в виде социальной и общественной солидарности выступает правовым средством для социально-политических и национально-государственных взаимоотношений в нашей стране. Таким образом, социальные отношения, с одной стороны, представляют явление правовой, социально-общественной жизнедеятельности, а с другой — представляют собой воспитание по принятию иных правил и традиций, отстаивающих социальные права и духовную безопасность различных народов России.

Вместе с тем возникает необходимость анализа дальнейшего развития национальных отношений в сфере общественных отношений, включая систему образования, в части формирования федеральных и региональных учебных программ, печатной и видеоиндустрии. Дело в том, что проблемы несовпадения мнений на историческое развитие равноправных отечественных процессов, как показывает практика, приводят к крайним позициям, раскалывающим национально-этнические и общественно-политические институты и все российское общество, что не позволяет формироваться равноправным и толерантным взаимоотношениям.

Изложенный подход в межнациональных взаимоотношениях характерен, например, для трудов П. Николсона, рассматривающего явление толерантности в качестве мирового идеала [20, с. 158—173] и поддерживающего мультикультурализм, снижающего агрессивность и конфликтность в обществе. Это как раз то, что в настоящее время выходит из узкого частично культурно-научного осмысления и тесно увязывается с вопросами национально-политического, социально-общественного государственного процесса, которые обосновал Е. Е. Радчук в своей работе [14].

В качестве серьезных аргументов, направленных на укрепление национальных отношений и государственной политики, можно привести различные международные законодательные акты и декларации, толкующие различные социальные явления в зарубежных нормах и словарях как готовность быть терпимым, снисходительным [3, с. 265],

допускать, разрешать, предоставлять возможность, существовать, не вмешиваясь в дела и не ущемляя интересов других, признавать различия в религиозных воззрениях, не допуская дискриминации.

Таким образом, рассматриваемые явления органы государственной власти могут использовать как защитный механизм для всего многонационального общества, которое должно опираться на духовно-нравственное и патриотическое воспитание, отвечающее внутренним и внешним вызовам в области равноправных национальных отношений. При этом некоторые специалисты, анализируя возможности все той же толерантности, например профессор В. А. Тишков, разъясняют возможность использования данного явления в стремлении познать и заимствовать все ценное и полезное. «Это не когда жители города или села спокойно относятся к строительству мечети или синагоги недалеко от православного храма, а когда они все вместе помогают построить новый храм представителям другой веры» [16, с. 5—7].

Таким образом, человек в состоянии не только «познать и заимствовать все ценное и полезное» [16, с. 5—7] у иных национально-религиозных общностей и народов, но и оказывать им посильную помощь в строительстве своих культовых сооружений, что обеспечивает равноправные межнациональные отношения и разрешает проводить современную национальную государственную политику.

Анализируя тему равноправия и совершенствования национально-государственных отношений, нельзя не затронуть религиозной тематики как одной из сфер укрепления основ конституционного строя и межконфессионального согласия. Необходимо признать, что религия, в отличие от национального согласия народов, имеет определенные специфические особенности и воздействие на органы государственной власти. Ибо для религиозного человека его вера — самая истинная. И, естественно, другая вера представляется ошибочной и не отражает всей важности и полноты. Национальная государственная политика как фундамент сохранения национального единства и страны порой зиждется на подобных религиозных понятиях. При этом она обязательно должна гарантировать изменение отношения исполнительной, судебной и законодательной власти к правонарушениям, совершаемым по религиозным и национальным мотивам. Отклонение от данных норм может превращаться в противостояние конкурирующих конфессий,

традиционных и новых верований в мультикон-фессиональном государстве, которое, как правило, приводит к жесткой конфронтации и религиозным столкновениям, подрывающим основы равноправия и самоопределения народов.

Следовательно, совершенствуя государственную национальную политику через религиозное направление, необходимо развивать социально-правовую деятельность национальных институтов, формировать структуры омбудсменов по правам народов. На данные структуры должна быть возложена обязанность контроля за соблюдением прав и интересов малочисленных народов, в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления субъектов Федерации. Это обусловлено тем, что гармонизация национальных отношений все больше затрагивает общественные отношения и все многонациональное общество. А решать актуальные задачи можно только всем обществом, депутатами, различными партиями, органами государственной власти, общественными организациями, всем «братством народов» при помощи национально-духовного, культурно-исторического наследия народов России [17, с. 798].

Таким образом, при укреплении равноправных отношений и реализации национальной политики в области национально-государственного строительства через указанные формы взаимодействия необходимо, чтобы этносы, поддерживающие исторические, культурные, национально-цивили-зационные ориентиры, были в состоянии не растворяться в других народах (например в западной цивилизации, где, как правило, их ждет участь второсортной нации) и не становиться объектом различных экспериментов и дискриминации. Как точно заметил А. С. Панарин, — господствующая сегодня в мире политически и экономически западная цивилизация, работает как редукционистская система, снижающая социокультурное и жизнеобеспечивающее разнообразие мира, и в ходе вестернизации предполагает, по сути, наличие единственного субъекта — Запада.

Таким образом, в процессе совершенствования национально-государственной политики и исследуемых правоотношений определенным противодействием в развитии равноправных общественных отношений является отсутствие федерального законодательства, которое бы отражало основные национальные государственные воззрения современной многонациональной России. При этом возникает

необходимость выработать основные направления развития национальной государственной политики, сформировать правовой фундамент объединенной общности российских граждан.

Также для формирования сбалансированного федерального законодательства органам государственной власти следует определиться с понятийным аппаратом, учесть существующие формулировки категорий и терминов, особенности национально-этнических подходов в части межэтнических и межконфессиональных взаимоотношений, где национальная государственная политика занимала бы особенное место в реализации основных направлений развития всей нашей страны.

Следует подчеркнуть, что некоторые положения национальной политики уже успели найти свое воплощение в десятках региональных концепций субъектов Федерации, где уже действуют региональные концепции национальной политики. Этот свершившийся факт показывает органам федеральной власти понимание органами региональной власти субъектов Федерации значимости национальных государственных отношений. В соответствии с этим и с учетом действующих региональных концепций национальной политики должна быть выработана единая общегосударственная трактовка и понимание общегражданской идентичности и объединяющего начала российской нации.

Несомненная важность этого правового акта в области реализации национально-государственных планов и сохранения основ государственного устройства России, безусловно, является мощным ресурсом укрепления многонациональной страны и ее национального единства.

Россия как наследница «многонационального союза равноправного братства народов» должна последовательно добиваться реализации проектов концепции равноправия народов. Конечно, государственно-правовая деятельность обязана осуществляться с учетом национальных интересов по защите равноправия, прав и свобод российских народов и их всестороннего воссоединения. Таким образом, приоритетным направлением должна стать социальная и правовая защищенность малочисленных народов и национальных меньшинств, создание действенного механизма обеспечения такой защищенности.

Наряду с указанным механизмом обеспечивать разнообразие национально-этнических интересов может новый орган на базе Ассамблеи народов

России на уровне Национальной палаты Российской Федерации. Причем это необходимо воплотить органами государственной власти на социально-правовом уровне, аналогичном Общественной палате РФ, для более совершенного обеспечения социальной и правовой защищенности народов России. Кроме того, для эффективного решения проблем развития и обеспечения национальной политики под руководством координирующего органа (например Национальной палаты Российской Федерации) следует поручить министерствам и ведомствам (например Минрегионразвития России, Минобрнауки России, Минкультуры России и др.) выполнение ряда задач:

• обеспечить четкую координацию усилий всех министерств и ведомств, осуществляющих принятие и согласование национальной государственной политики в стране;

• выработать согласованные совместные правила и формы разрешения национально-этнических отношений;

• обеспечить содействие в переселении соотечественников из других стран с представлением их прав в конституционно-правовых институтах российского государства;

• принять современную концепцию государственной национальной политики и концепцию прав народов России с принятием ряда подзаконных актов в сфере обеспечения равноправия и самоопределения народов, а также других задач. Для решения указанных задач потребуется

сбалансировать взаимодействие государственных органов с законодательными (представительными) органами власти субъектов Федерации в федеральном законодательном процессе. Кроме того, потребуется создание Федерального агентства при Правительстве РФ по национальной государственной политике, такого же, как нынешние структуры (Минрегионразвития России, Минкультуры России, профильные структуры органов государственного управления).

При этом авторы полагают необходимым: ^ создать действенный и, главное, — независимый орган для регулирования национальных интересов народов России, которым может стать Федеральное агентство по национально-государственной политике; ^ возложить на Федеральное агентство по национально-государственной политике руководство правовой, психо-лингвистической, лингвистической и иными экспертизами, тем самым

контролировать принимаемые экспертные решения в субъектах Российской Федерации, а также координировать деятельность исследовательских мониторинговых центров по прогнозированию межнациональной ситуации в субъектах Российской Федерации; > организовать адресное трудоустройство талантливой национальной молодежи и развитие многонациональных семейных отношений; ^ оказывать сопровождение одаренных национальных кадров, что позволит устранять ксенофобию в субъектах России и стать важным фактором разрушения неравноправия, клановости и этнократичности в российском обществе. В заключение следует отметить, что наиболее важным и необходимым считается принятие современной концепции государственной национальной политики, обеспечивающей конституционно-правовое равноправие и самоопределение народов России, которая бы воплотила основные положения принятых в ряде субъектов Федерации концепций региональной национальной политики.

Список литературы

1. Абакаров Р. М. Толерантность против экстремизма: материалы Всероссийской науч. -практ. конференции. Махачкала, 2007.

2. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. М.: Норма, 2007.

3. Бэтти Э. Риердон. Толерантность — дорога к миру. М.: Изд-во «Бонфи», 2001.

4. Выступление Президента РФ Д. А. Медведева на заседании президиума Госсовета о мерах по укреплению межнационального согласия. Уфа. 11.02.2011 // Interfax-Rassia. ги.

5. Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации (принята Генассамблеей ООН 25 ноября 1981 г.) // Международные и отечественные документы о толерантности. Приложение 1.

6. Декларация принципов толерантности (утверждена Генеральной конференцией ЮНЕСКО 16 ноября 1995 г.) // Темичева Е. Толерантность как условие существования. 2003.

7. Кеннет Уэйн. Образование и толерантность. Высшее образование в Европе. Т. XXI. 1997. № 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Конституция Российской Федерации (принята 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря.

9. Лекторский В. А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии. 1997.

10. Мейен С. В. Принцип сочувствия. Пути в незнаемое. М., 1977.

11. Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации: Указ Президента РФ от 15.06.1996 № 909.

12. О мерах по реализации Концепции государственной национальной политики Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 22.02.1997 № 217 (с изм. от 22.07.1998) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 3010.

13. Послание Президента РФ Д. А. Медведева Федеральному Собранию РФ // Российская газета. 01.12.2010.

14. Радчук Е. Е. Толерантность и базовые ценности Конституции России // Экстремизм как социальный феномен: материалы международной научно-практической конференции. Курган, 2005.1—2 декабря.

15. Россель Э. Э. Государственная национальная политика: региональный аспект. Государственная национальная политика: проблемы и перспективы. Екатеринбург, 2005.

16. ТишковВ. А. Толерантность, взаимопонимание и согласие: материалы международной конференции / отв. ред. В. А. Тишков. М., 1997.

17. Трубецкой Н. С. История. Культура. Язык. М., 1995.

18. Федотова Н. Н. Толерантность как мировоззренческая и инструментальная ценность // Философские науки. 2004. № 4.

19. Ярская В. Н. Современный мир и проблемы толерантности // Вестник психолого-социальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1996. № 1.

20. Nicolson P. P. Tolerantion as Moral Ideal / Aspects of Tolerantion. Philosophical Studies / Ed. Be J Horton and S. Mendus L., 1985.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.