Научная статья на тему 'Деятельность государственной власти и местного самоуправления по обеспечению конституционных основ государственной национальной политики'

Деятельность государственной власти и местного самоуправления по обеспечению конституционных основ государственной национальной политики Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
155
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / НАРОДЫ / СУБЪЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ / КОНСТИТУЦИЯ РФ / CONSTITUTIONAL SYSTEM / THE RUSSIAN FEDERATION / THE PEOPLE / THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION / THE NATIONAL POLICY / THE STATE CONCEPT / THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Несмелов П. В., Шакун Н. В.

В статье рассматриваются проблемные вопросы обеспечения органами государственной власти национальной государственной политики и развития толерантных межнациональных отношений по укреплению конституционного строя страны. Особое место в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по обеспечению конституционных основ государственной национальной политики занимают вопросы координации совместных усилий по решению национальных проблем существующих в государстве. Выводы, изложенные в статье, могут быть использованы в правоприменительной практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Несмелов П. В., Шакун Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ACTIVITIES OF STATE AND LOCAL GOVERNMENTS TO ENSURE THE CONSTITUTIONAL FOUNDATIONS OF THE STATE NATIONAL POLICY

This paper discusses the problematic issues of public authorities of the national public policy and the development of tolerant ethnic relations to strengthen the country’s constitutional system. A special place in the activities of state and local authorities to ensure the constitutional foundations of the state national policy issues occupy the coordination of joint efforts to solve national problems existing in the state. The findings presented in this paper can be used in law enforcement.

Текст научной работы на тему «Деятельность государственной власти и местного самоуправления по обеспечению конституционных основ государственной национальной политики»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ ^

Актуальные проблемы конституционного права

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОСНОВ

ГОСУДАРСТВЕННОй НАЦИОНАЛЬНОй ПОЛИТИКИ

П.В. Несмелое,

кандидат юридических наук, начальник экспертно-криминалистического факультета Московского университета МВД России

Н.В. Шакун,

соискатель Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.02 -конституционное право; конституционный судебный процесс;

муниципальное право E-mail: x.victoria@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются проблемные вопросы обеспечения органами государственной власти национальной государственной политики и развития толерантных межнациональных отношений по укреплению конституционного строя страны.

Особое место в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по обеспечению конституционных основ государственной национальной политики занимают вопросы координации совместных усилий по решению национальных проблем существующих в государстве. Выводы, изложенные в статье, могут быть использованы в правоприменительной практике.

Ключевые слова: конституционный строй, Российская Федерация, народы, субъекты Российской Федерации, национальная политика, государственная концепция, Конституция РФ.

THE ACTIVITIES OF STATE AND LOCAL GOVERNMENTS TO ENSURE THE CONSTITUTIONAL FOUNDATIONS OF THE STATE NATIONAL POLICY

P.V. Nesmelov,

candidate of legal sciences, the chief of the expert department of the Moscow university of the Russian Interior Ministry

N. V. Shakun,

competitor of the Ministry of Internal Affairs Moscow University of Russia

Annotation. This paper discusses the problematic issues of public authorities of the national public policy and the development of tolerant ethnic relations to strengthen the country's constitutional system.

A special place in the activities of state and local authorities to ensure the constitutional foundations of the state national policy issues occupy the coordination of joint efforts to solve national problems existing in the state. The findings presented in this paper can be used in law enforcement.

Keywords: constitutional system, the Russian Federation, the people, the subjects of the Russian Federation, the national policy, the state concept, the Constitution of the Russian Federation.

50

Вестник Московского университета МВД России

№ 9/2012

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы конституционного права

Национальные интересы России — это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной и других сферах. Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, в том числе органами государственной власти и местного самоуправления осуществляющими свои функции на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации.

Успешная реализация вопросов национально-этнических отношений в процессе реализации государственной национальной политики зависит от личного контроля высших должностных лиц страны за исполнением федерального законодательства, постановлений Правительства Российской Федерации, законодательства субъектов Федерации, а также реализации совместных договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти1, реализующих вопросы государственной национальной политики в области экономического, экологического, социального, культурного и национального развития нашей страны2.

Направленность национальной политики в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления должна быть обусловлена необходимостью разрешения существующих межнациональных проблем, территориальной целостности, разграничения полномочий между федеральным центром и регионами, особенно в той области, где происходит реализация первостепенных экономических, социальных и национальных проектов и важных региональных программ.

При этом, формирование органами государственной власти и местного самоуправления идей межнационального равенства, взаимопонимания, толерантности и развитие гражданского, правового многонационального общества в состоянии ослаблять в национально-этническом сознании разнообразные предрассудки, такие как ксенофобию, этнофобию, связанные с националистическими проявлениями в субъектах Федерации и постоянным раскручиванием «межнационального вопроса».

В то же время, функциональная правовая обязанность органов государственной власти и местного самоуправления должна проявляться в защите этнокультурного многообразия народов и опираться на конституционные нормы, гарантирующие разностороннюю защиту, где должностные лица субъектов Федерации и местного самоуправления, являясь гарантами соблюдения Конституции РФ, обязаны противодействовать разнообразному ущемлению (нарушению) прав и свобод целых групп населе-ния3.

В своей деятельности органы государственной власти и местного самоуправления должны реализовать важные принципы равенства многонационального общества, обеспечивать толерантные межнациональные взаимоотношения и гарантировать утверждение широкой системы государственной защиты национальных интересов, прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в ст. 17 Конституции РФ. Их всеобъемлющая поддержка органами государственной власти и местным самоуправлением должна быть цивилизованной, законной, не дискриминационной, без двойных стандартов.

Важным содержанием обеспечения современной национальной государственной политики в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления остается противодействие явлениям межнациональной розни в процессе реализации приоритетных задач и масштабной переподготовки государственных и муниципальных служащих, а также повышения их квалификационного уровня. Так как их повседневная деятельность должна быть направлена на правовую защищенность малочисленных народов, системность в продвижении вопросов воссоединения разделенных народов, развитие межнациональных взаимоотношений, борьбу с дискриминацией по национальному признаку, а также активную работу по уничтожению фундамента межнациональных противоречий. Такая деятельность органов государственной власти позволяет противодействовать разрастанию межконфессиональных и межнациональных конфликтов и повышает эффективность правовой системы нашего государства.

В этой связи, необходим определенный порядок по согласованию федеральной и региональной национальной политики, где необходимо совершенствовать принципы равных возможностей при реализации прав и свобод человека и гражданина, которые носят всеобщий характер и выражаются в абстрактном, формальном и прямом законодательном равенстве, а толерантность фактически разных людей позволяет быть участниками и формировать важные социально-общественные, экономические и политические многонациональные взаимоотношения.

Поэтому, органы государственной власти и местного самоуправления должны находить разнородные решения, ярко выраженные цивилизованные формы взаимоотношений, при использовании исторически сформировавшегося взаимодействия российских народов, для развития правовых, многонациональных и социально-общественных программ в обеспечении суверенитета национальных общностей, впитавших в себя культурные и исторические традиции, отражающие равенство и свободы

№ 9 / 2012 -Вестник Московского университета МВД России- 51

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы конституционного права

человека и гражданина. В этом контексте для органов государственной власти и местного самоуправления важную значимость приобретает проблема совершенствования национальной государственной политики, систематизирующая управление многонациональным российским миром, в том числе в рамках стран-участниц СНГ, Договора коллективной безопасности, Шанхайской организации сотрудничества и других международно-правовых взаимоотношений, с точки зрения формирования равноправных межнациональных и межгосударственных позиций.

Все это в полной мере влияет на национальные установки в части формирования отношений и поддержки традиций, взаимного обогащения национальных культур, защиты прав и свобод человека, совершенствования концептуальных взглядов о правовом, социальном статусе человека и гражданина, а также верховенства закона и норм права, возможности социализации индивида и достижении равноправия в многонациональном обществе.

Очень важно, что при реализации государственной национальной политики и работе по укреплению равноправных отношений, представителям органов государственной власти и местного самоуправления, а также руководящим сотрудникам органов внутренних дел субъектов Федерации необходимо обладать специальными психологическими, социальными и правовыми знаниями при реализации задач обеспечения общественных и межэтнических взаимоотношений. Это должно быть обязательным условием при подготовке и переподготовке управленческих кадров4. Такая деятельность позволит органам государственной власти своевременно прогнозировать и реагировать на негативные события при реализации государственной национальной политики в субъектах Федерации и допускать к межнациональной деятельности тех лиц, кто владеет искусством ведения переговоров по предотвращению (замораживанию) напряженности и столкновений в многонациональном российском обществе.

На фоне различных противоречивых общественно-политических взглядов на межнациональные отношения, в том числе в европейском сообществе, органы государственной власти России и местного самоуправления должны развивать собственные конституционно-правовые отношения для укрепления конституционного строя нашей страны.

В этой связи, как показывает практика, необходимо рассматривать допуск к государственной службе тех представителей, которые не относятся к межнациональным взаимоотношениям предвзято и без толерантного отношения.

Отсюда следует необходимость формирования равноправных взаимоотношений с различными на-

циональными представителями и вовлечение их в творческую, культурно-национальную жизнь общества, использование их опыта, что позволяет более эффективно разрешать национальные и правовые вопросы в межнациональных отношениях.

При этом действенным механизмом обеспечения национально-государственных отношений в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления может являться национальная, социальная адаптация к современным условиям совместного проживания и взаимного обогащения на основе уникального опыта нашей многонациональной страны.

Таким образом, социальные отношения, с одной стороны, представляют явление правовой, социально-общественной жизнедеятельности, а с другой, представляют собой воспитание по принятию иных правил и традиций, отстаивающих социальные права и духовную безопасность различных народов России.

Сближение интересов населяющих страну народов, налаживание их всестороннего сотрудничества, проведение ответственной и взвешенной государственной национальной и региональной политики позволит обеспечить в России внутриполитическую стабильность.

1 См.: Указ Президента РФ от 15 июня 1996 г. № 909 «Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации // Информационная правовая система Гарант.

2 См.: Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. Ст. 71 п. «е» // Росс. газ. 1993. 25 дек.

3 См.: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: Норма, 2010. С. 456.

4 См.: Послание Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию РФ // Рос. газ. 2010. 1 дек.

52 -Вестник Московского университета МВД России- № 9 / 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.