Научная статья на тему 'Национальная политика в Российской Федерации: вопросы достижения духовного единства и патриотической солидарности'

Национальная политика в Российской Федерации: вопросы достижения духовного единства и патриотической солидарности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2706
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ / РОССИЙСКАЯ НАЦИЯ / ПАТРИОТИЗМ / СОЛИДАРНОСТЬ / STRATEGY OF THE STATE NATIONAL POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION / NATIONAL IDEA / RUSSIAN NATION / PATRIOTISM / SOLIDARITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Инкижекова Мария Сергеевна

В современных условиях проблема государственного регулирования межэтнических (межнациональных) отношений приобретает большое значение. От принципов, норм, правил, посредством которых осуществляется государственная национальная политика, во многом зависит будущее страны. Граждане России должны знать стратегии государственной национальной политики, проводимой в Российской Федерации, пути и способы сохранения, поддержания и регулирования правопорядка в сфере межнациональных (межэтнических) отношений, ведь это способствует духовному единению и патриотической солидарности российской нации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL POLICY IN THE RUSSIAN FEDERATION: ISSUES OF ACHIEVING SPIRITUAL UNITY AND PATRIOTIC SOLIDARITY

In modern conditions the problem of state regulation of inter-ethnic relations is essential. Depending on the principles, norms, rules by which the state national policy is implemented, the future of the country largely depends. The citizens must know the strategy of the state national policy of the Russian Federation, the ways and means to preserve, maintain and regulate law and order in the sphere of inter-ethnic relations, which promotes the spiritual unity and Patriotic solidarity of the Russian nation.

Текст научной работы на тему «Национальная политика в Российской Федерации: вопросы достижения духовного единства и патриотической солидарности»

Инкижекова М. С. Национальная политика в Российской Федерации: вопросы достижения духовного единства и патриотической солидарности // Вестник Прикамского социального института. 2018. № 1 (79). C. 165-172.

Inkizhekova M. S. National policy in the Russian Federation: issues of achieving spiritual unity and patriotic solidarity. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2018. No. 1 (79). Pp. 165-172. (In Russ.).

УДК 323.2(470)

М. С. Инкижекова

Уральский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, Екатеринбург, Россия

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ВОПРОСЫ ДОСТИЖЕНИЯ ДУХОВНОГО ЕДИНСТВА И ПАТРИОТИЧЕСКОЙ СОЛИДАРНОСТИ

Инкижекова Мария Сергеевна - доктор философских наук, доцент, профессор кафедры общей психологии и гуманитарных дисциплин.

E-mail: masha_ink@mail. ru

В современных условиях проблема государственного регулирования межэтнических (межнациональных) отношений приобретает большое значение. От принципов, норм, правил, посредством которых осуществляется государственная национальная политика, во многом зависит будущее страны. Граждане России должны знать стратегии государственной национальной политики, проводимой в Российской Федерации, пути и способы сохранения, поддержания и регулирования правопорядка в сфере межнациональных (межэтнических) отношений, ведь это способствует духовному единению и патриотической солидарности российской нации.

Ключевые слова: Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации, национальная идея, российская нация, патриотизм, солидарность.

M. S. Inkizhekova

Ural Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia, Yekaterinburg, Russia

NATIONAL POLICY IN THE RUSSIAN FEDERATION: ISSUES OF ACHIEVING SPIRITUAL UNITY AND PATRIOTIC SOLIDARITY

Inkizhekova Mariia Sergeevna - Doctor of Philosophical Sciences, Associate Professor, Professor at the Department of General Psychology and Humanities.

E-mail: masha_ink@mail. ru

In modern conditions the problem of state regulation of inter-ethnic relations is essential. Depending on the principles, norms, rules by which the state national policy is implemented, the future of the country largely depends. The citizens must know the strategy of the state national policy of the Russian Federation, the ways and means to preserve, maintain and regulate law and order in the sphere of inter-ethnic relations, which promotes the spiritual unity and Patriotic solidarity of the Russian nation.

Key words: Strategy of the state national policy of the Russian Federation, national idea, Russian nation, patriotism, solidarity.

© Инкижекова М. С., 2018

Современный этап развития российского государства характеризуется необходимостью консолидации российского общества - российской нации. В условиях внешнеполитических вызовов (экономические санкции, разворачиваемые со стороны правительств стран Западной Европы и США, антироссийские кампании на Украине и в странах Прибалтики, рост радикальных настроений религиозного толка и пропаганда террористических действий, несущих угрозу из некоторых стран Ближнего Востока) рождаются конкретные проблемы для национальной безопасности нашего государства, что, естественно, вызывает необходимость решения вопроса национального единства и согласия. Неслучайно в последнее время правительство нашей страны особое внимание уделяет вопросам государственной национальной политики. Так, вопросы межэтнического и межконфессионального взаимодействия с периферии внутренней политики российского государства переместились в разряд приоритетных и актуальных.

В этой связи обращает на себя внимание Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»1. Еще в процессе подготовки указанной Стратегии возникли проблемы с определениями категорий «нация» и «этнос». По этому вопросу велись довольно острые дискуссии и дебаты между политиками, учеными, общественными деятелями. И до настоящего времени не прекращается спор по поводу содержания рассматриваемых понятий. И это не случайно. В определениях, данных в справочниках, мы встречаем практически схожие трактовки рассматриваемых категорий: и этнос, и нация суть общности, характеризующиеся единым языком, культурой, территорией, самоназванием, самосознанием, идентичностью.

При этом, как известно, в восьми республиках Российской Федерации есть титульные нации. Под титульной нацией понимается народ (народность), на чьем этнониме базируется название административно территориального образования. Представителями титульной нации обычно являются численно доминирующие в конкретном административном образовании народы (этносы). Например, к титульным нациям относят народы, что составляют большинство населения таких республик, как Чечня, Ингушетия, Тыва, Чувашия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Татарстан и Калмыкия.

Вот почему, когда стратегия государственной национальной политики еще только обсуждалась, «рабочая группа по разработке закона "споткнулась" о нежелание политических и интеллектуальных элит национальных республик менять текст Конституции РФ и лишаться статуса "наций". Общественности этого не пояснили, аккуратно сообщив, что якобы "общество" не очень подготовлено к восприятию такого понятия, как единая нация, объединяющая все национальности» [1, с. 95].

Почему такая ситуация сложилась? Попытаемся разобраться.

Россия, будучи многонациональной республикой по своему государственному устройству, является федерацией, построенной по национально-территориальному принципу. Об этом говорится в ст. 5 Конституции Российской Федерации:

«1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

1 О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года: указ Президента РФ от 19 дек. 2012 г. № 1666 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 52. Ст. 7477.

М. С. Инкижекова

167

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны»1.

Согласно Основному закону, Российская Федерация состоит из восьмидесяти пяти равноправных субъектов, из которых тридцать один субъект представляет собой национально-государственные образования, иными словами, такие субъекты выступают формой государственности того или иного народа (народов) в составе России. Это двадцать две республики, четыре автономных округа (Ненецкий, Ханты-Мансийский, Чукотский, Ямало-Ненецкий), одна автономная область (Еврейская). Общая площадь национальных образований составляет 53 % территории Российской Федерации.

Здесь необходимо отметить, что в ст. 5 Конституции РФ республики охарактеризованы как государства. Однако это не означает, что они являются носителями государственного суверенитета. Разъяснение по этому вопросу дается, в частности, в Постановлении Конституционного Суда России от 7 июня 2000 г. № 10-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в котором указывается: «Конституция Российской Федерации не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации. Суверенитет Российской Федерации, в силу Конституции Российской Федерации, исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, то есть не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов Российской Федерации» .

Таким образом, категория «нация» сегодня должна рассматриваться как гражданско-государственная общность. При этом, как отмечают сторонники конструктивистского подхода, феномен нации есть результат осознанного политического и социокультурного конструирования, в процессе которого важную роль играют политические элиты.

Эффективное управление этнически сложными обществами - одна из главных стратегий политических элит в современной России. В связи с чем обращает на себя внимание Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Она основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации, многовековом политико-правовом опыте многонационального российского государства. Но прежде всего данная стратегия выстроена на положениях Конституции Российской Федерации, в которой представлен главный принцип построения российской государственности, заключающийся в словах:

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февр. 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства. 2014. № 31. Ст. 4398.

2 По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»: постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. № 10-П // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2000. № 25. Ст. 2728.

168

Наука и образование

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле...».

В утверждении: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации» не просто отражается констатация очевидного факта, но и утверждается одна из главных практических задач государственной национальной политики, вытекающих, прежде всего, из необходимости учитывать культурно-историческую самобытность каждого народа, проживающего на территории РФ, когда обозначились демократические механизмы согласования интересов этносов.

В Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года обозначены следующие «цели государственной национальной политики Российской Федерации:

а) упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации);

б) сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России;

в) гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений;

г) обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств;

д) успешная социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов»1.

Согласно Стратегии государственной национальной политики РФ «основными принципами государственной национальной политики Российской Федерации являются:

а) государственная целостность, национальная безопасность Российской Федерации, единство системы государственной власти;

б) равноправие и самоопределение народов Российской Федерации;

в) равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

г) предотвращение и искоренение любых форм дискриминации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;

д) уважение национального достоинства граждан, предотвращение и пресечение попыток разжигания расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;

е) государственная поддержка и защита культуры и языков народов Российской Федерации;

ж) взаимное уважение традиций и обычаев народов Российской Федерации;

з) обеспечение гарантий прав коренных малочисленных народов (малочисленных этнических общностей), включая поддержку их экономического, социального и культурного развития, защиту исконной среды обитания и традиционного образа жизни;

и) обеспечение прав национальных меньшинств;

к) содействие добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а также обеспечение поддержки их деятельности по сохранению и развитию родного языка и культуры, укреплению связей с Россией;

л) обеспечение интеграции в российское общество иностранных граждан и лиц без гражданства, переселившихся в Российскую Федерацию на постоянное место жительства;

м) разграничение предметов ведения и полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации

и органов местного самоуправления в сфере государственной национальной политики Российской Федерации;

н) комплексность решения задач государственной национальной политики Российской Федерации с учетом ее межотраслевого характера;

о) недопустимость создания политических партий по признаку расовой, национальной или религиозной принадлежности;

п) взаимодействие государственных и муниципальных органов с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики Российской Федерации;

р) преемственность исторических традиций солидарности и взаимопомощи народов России;

с) своевременное и мирное разрешение межнациональных (межэтнических) противоречий и конфликтов;

т) пресечение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, нарушение межнационального мира и согласия, разжигание расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды»1.

Современный ученый и политолог В. В. Зорин отмечает следующие проблемы, которые возникают в практике реализации рассматриваемой Стратегии. Так, в статье «Современные проблемы и перспективные векторы реализации "Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года"» он справедливо указывает на то, что налицо слабое организационное и информационное обеспечение реализации указов Президента РФ «Об обеспечении межнационального согласия» и «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года», отмечает исследователь и недостаточный уровень этнополитической компетентности у управленческих кадров, низкий уровень активности у представителей различных уровней власти в пропаганде ценностей российской гражданской нации [3, с. 15].

Со своей стороны можно добавить, что главную роль в утверждении в сознании и чувствах граждан социально значимых патриотических взглядов и убеждений, способствующих развитию и поддержанию национального самосознания и общероссийской гражданской идентичности, должна взять на себя государственная система российского образования. Российское образование - это та среда, в которой непосредственно формируются гражданские качества личности. Однако здесь все еще отсутствует комплексный и сбалансированный подход к решению задач патриотического воспитания, способствующий гражданской общероссийской идентичности.

Для успешной реализации Стратегии государственной национальной политики РФ необходима также национальная идея, формирующая и поддерживающая национальную идентичность россиян, способствующая их духовному единению и сплочению.

Сегодня национальной идеей выступает патриотизм. Именно патриотизм, доступный для понимания каждого гражданина, был предложен Президентом России в качестве национальной идеи. Напомним, что 3 февраля 2016 г. на встрече с активом «Клуба лидеров» (объединением предпринимателей из сорока российских регионов) В. В. Путин говорил: «У нас нет никакой и не может быть другой объединяющей идеи, кроме патриотизма... Это и есть национальная идея. Она не идеологизирована, не связана с деятельностью какой-то партии. Это связано с общим объединяющим началом» [7].

В современных политических условиях патриотизм (от греч. patriotes - соотечественник; от patris - родина, отчество) - это та объединяющая идея, которая позволит реаль-

но преодолеть влияние экономических санкций и внешнеполитического давления, позволит создать прочную основу для дальнейшего развития нашей страны. Ведь «истинный патриотизм всегда есть единство духовности, гражданственности и социальной активности человека, является действенной побудительной силой и реализуется в деятельности личности на благо Отечества» [5].

Без духовного единения и чувства патриотизма, сплачивающего общероссийскую нацию, как отмечает известный российский ученый В. А. Тишков, «национальные конституции, армии и охраняемые границы мало что значат» [9, с. 17].

И патриотизм, и национальная идентичность должны быть представлены в положительных утверждениях, таких как: «Горжусь, что я - гражданин Российской Федерации», «Мы - россияне», «Мы - граждане российского государства». И здесь важно то, какие используются обоснования такой позиции.

Скрепами национальной идентичности и патриотизма сегодня выступают достаточно разнообразные, но вместе с тем объединяющие представителей разных этносов символические ценности, о чем свидетельствуют социологические исследования. По данным опросов Всероссийского центра изучения общественного мнения, проведенных в 2016 и 2017 гг., 90 % россиян гордятся российской армией и отечественной историей, в том числе победой в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., 88 % - культурой и искусством, 82 % - российской наукой и учеными, 75 % - российскими спортсменами, 72 % - позицией России на международной арене [6]. Названные национальные ценности могут сегодня и в ближайшем будущем способствовать консолидации российской нации, формировать высокое чувство патриотизма у граждан. Такие символические ценности должны быть поддержаны государством.

Формирование единой нации в полиэтническом государстве - вопрос достаточно сложный. При этом можно согласиться с мнением отечественного ученого А. Г. Сулейма-няна, который утверждает, что если в таком государстве планомерно проводится продуманная национальная политика, то она никак не будет препятствовать сохранению и поддержанию этнических идентичностей. Более того, такая политика не может и не будет угрожать размыванию этнической идентичности каждого гражданина, проживающего в такой стране. При этом в государстве должна быть только одна нация, и в идеале - единая и сплоченная [8, с. 174].

Как создать единую нацию? Существуют разные концепции социальной интеграции в пределах одного национального государства. Рассмотрим концепции «салатницы» и «плавильного котла», которые сегодня в политическом дискурсе рассматриваются как противоположные друг другу модели социальной интеграции:

1. Концепция «плавильного котла» (англ. melting pot) сформулирована американскими учеными и пропагандировалась в американском обществе в ХХ в. В соответствии с данной парадигмой формирование американской национальной идентичности должно идти по формуле «сплавления», «смешивания» и «растворения» культурных различий представителей различных народов (как правило, мигрантов). При этом предполагалось не только их культурное, но и биологическое смешение. Данная теория, по существу, пропагандировала культурную и языковую насильственную ассимиляцию, ведущую к безвозвратной утрате каждым гражданином своего языка, культуры, национального самосознания и идентичности.

2. Концепция «салатницы» (англ. salad bowl), появившаяся в результате критического осмысления идеи «плавильного котла», была сформулирована сторонниками культурного плюрализма (другое название концепции - мультикультурализм), представителем которой, в частности, был американский философ Г. Каллен. В работе «Демократия против пла-

вильного котла» Г. Каллен писал: «Люди могут поменять свою одежду, политику, жен, религию, философию в большей или меньшей степени. Но они не могут поменять своих дедов: евреев, поляков, англосаксонцев, чтобы прекратить быть евреями, поляками, англо-саксонцами...» [11, с. 220]. Популяризатором концепции «салатницы» также являлся Карл Деглер, который в 1959 г. в одном из своих трудов писал: «Дети иммигрантов даже в третьем и четвертом поколении по-прежнему отличаются от детей коренных жителей. Никакого "плавления" не происходит, а значит, метафора "плавильного котла" неудачна и обманчива. Куда более точная аналогия - салатница, в которой один ингредиент можно отличить от другого» [10, с. 143].

В концепции «салатницы» утверждается, что представители разных этнических культур, мирно сосуществуя и сохраняя свою самобытность, могут образовывать единое, но отнюдь не «однородно-гомогенное» общество, выстраивая отношения по принципу толерантности.

Действительно, можно согласиться, что в таких государствах, как США, Канада, где наблюдается на протяжении длительного времени значительный приток мигрантов, необходимо формировать и поддерживать культурную терпимость - толерантность - к этнокультурным различиям, представленным в различных формах мировоззрения, образе жизни, поведения и обычаях.

А. Г. Сулейманян справедливо утверждает, что «полиэтнический характер нашего Отечества требует другой, нежели толерантность, концепции отношений между народами» [8, с. 175]. Например, он пишет: «Толерантность есть продукт западной цивилизации периода упадка, и смысл ее сводится к тому, как обеспечить по возможности комфортное вынужденное проживание в одном доме чужих друг другу людей с совершенно различными системами ценностей. Российская цивилизация изначально была построена по иному принципу. А именно, принципу добрососедства: добрососедства, а не "салатницы" США, когда люди находятся рядом, но не вместе», - отмечает А. Г. Сулейманян [8, с. 175].

Таким образом, ни модель «плавильного котла», ни модель «салатницы», как справедливо указывают отечественные ученые, не могут быть положены в основу проведения национальной политики в нашем государстве.

Общая «историческая память», общая надэтническая культура, единая национальная система ценностей, представленная в государственной символике, - вот то, что может способствовать политико-гражданской идентичности в нашей стране. В. В. Путин на заседании Совета по межнациональным отношениям справедливо отметил: «Нужно на конкретных примерах показывать, что судьба России создавалась единением разных народов, традиций и культур.» [2]. Далее Президент России подчеркнул: «Наша базовая задача -укрепить гармонию и согласие в многонациональном российском обществе» [2]. Иными словами, он указал, на то, что в современных условиях для формирования общероссийской идентичности необходима единая история единения народов России.

Конечно, мы должны понимать, что сконструированная интеллектуальными элитами такая история единения общероссийского сообщества будет ценностно отфильтрована. Действительно, «историческая память хранит воспоминания о многочисленных войнах имперской России на Кавказе, в Центральной Азии, о погромах, восстаниях и насильственных переселениях. Стереть эти воспоминания в обозримом будущем вряд ли удастся. Но их можно смягчить за счет актуализации эпизодов сотрудничества, положительной деятельности государства в области развития материального и культурного бытия многих народов: создания для них письменности, ликвидации неграмотности, развития систем образования, этнонациональных литератур, музеев, театров и других видов искусства», - отмечает Ю. Д. Гранин [1, с. 107]. Не стоит критически апеллировать к «истинности» /

«ложности» таких исторических трактовок. Надо понимать, что все трактовки исторического прошлого российского государства «представляют собой более или менее удачные исторические реконструкции прошлого, ни одна из которых не имеет полного эмпирического подтверждения, к их содержанию не применима классическая концепция истины» [1, с. 107]. И с этим мнением можно согласиться.

Единая история единения общероссийской нации - это не фальсификация истории, а такая реконструкция исторического прошлого России, которая способна сплачивать и объединять людей в единую нацию.

Здесь необходимо заметить, что в процессе преподавания истории (в системе российского образования) необходимо напоминать обучающимся, что история есть восстанавливаемая, реконструированная и интерпретируемая по нормам современности память о прошлом. Историк своей профессиональной деятельностью вольно или невольно превращает поток событий прошлого в факт сознания индивида (Zeitigung Э. Гуссерля). Обучающиеся должны знать, что «путем манипуляций с образами прошлого можно воздействовать на формирование актуальной для настоящего памяти о прошлом» [4, с. 102]. В этом смысле история становится важнейшим способом «самоидентификации общества, средством ориентации людей в социальном пространстве» [4, с. 102].

Общая история единения народов России сегодня чрезвычайно нужна. Такая история будет неразрывно связана с проводимой в нашей стране Стратегией государственной национальной политики, целью которой является формирование общегражданской и национальной идентичности.

Библиографический список

1. Гранин Ю. Д. Формирования «российской нации» // Свободная мысль. 2017. № 3 (1663). С.95-108.

2. Заседание Совета по межнациональным отношениям // Президент России: офиц. сайт. 2013. 19 февр. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/17536 (дата обращения: 18.02.2018).

3. Зорин В. В. Современные проблемы и перспективные векторы реализации «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Вопросы культурологи. 2016. № 7. С. 10-18.

4. Панков В. В. История как образ и память // Вестник Оренбургского государственного университета. 2006. № 9. Ч. 1. С. 100-105.

5. Патриотическое воспитание сегодня. Анализ, проблемы, перспективы [Электронный ресурс] / М-во образования и науки РФ, ООО «Современные образовательные концепции»; авт.-сост. Е. А. Бондаренко, О. Г. Петрова. М.: АС Траст, 2009. URL: http://lib.znate.ru/docs/index-169882.html (дата обращения: 18.02.2018).

6. Пресс-выпуск № 3201. Родина - это звучит гордо! // ВЦИОМ: [сайт]. 2016. 10 июня. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115866 (дата обращения: 18.02.2018).

7. Путин: патриотизм - «это и есть национальная идея» // ТАСС: информационное агентство России: [сайт]. 2013. 3 февр. URL: http://tass.ru/politika/2636647 (дата обращения: 18.02.2018).

8. Сулейманян А. Г. О стратегии национального строительства в России: теория и практика // Вопросы философии. 2016. № 1. С. 169-179.

9. Тишков В. А. Российский народ: кн. для учителя. М.: Просвещение, 2010. 191 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Degler C. Out of Our Past: The Forces That Shaped Modern America. New York: Harper Perennial, 1983.413 p.

11. Kallen H. Democracy Versus the Melting Pot. New York, 1915.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.