Научная статья на тему 'Роль оперативносправочных учетов в раскрытии и расследовании преступлений, совершаемых в сфере экономики'

Роль оперативносправочных учетов в раскрытии и расследовании преступлений, совершаемых в сфере экономики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
673
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Старостин Сергей Алексеевич, Алегин Александр Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль оперативносправочных учетов в раскрытии и расследовании преступлений, совершаемых в сфере экономики»

Старостин Сергей Алексеевич

доктор юридических наук, профессор, заместитель начальника ВНИИ МВД России,

г. Москва

Алегин Александр Павлович

кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник ВНИИ МВД России, г. Москва

Роль оперативно-справочных учетов в раскрытии и расследовании преступлений, совершаемых

в сфере экономики

Раскрытие преступ-Ц лений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, законодатель поставил на первое место среди задач оперативно-розыскной деятельности, обозначенных в ч. 1 ст. 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». С целью выполнения этой и иных задач органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, наделены правом на проведение оперативно-розыскных мероприятий. В ходе их проведения сотрудники оперативных подразделений имеют возможность использовать технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью личности и окружающей среде. В качестве средств оперативно-розыскной деятельности в абзаце 3 анализируемой статьи законодатель называет информационные системы и оперативную технику.

С целью определения сущности понятий

«информационная система» и «оперативно-справочный учет», что логически вытекает из вышесказанного, а также проблематики статьи, следует обозначить значение каждого из элементов этих правовых терминов, а также иных факторов, обусловливающих суть данных понятий.

Термин «информационная система», согласно ст. 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»1, определяется как совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств. Иными словами, информационная система - это совокупность информационных ресурсов, информационных процессов и информационных технологий.

Первые информационные системы появились в 1950-х гг. прошлого столения. В эти годы они были предназначены для обработки счетов и расчета зарплаты, а реализовывались на электромеханических бухгалтерских счетных машинах. Это приводило к некоторому сокращению затрат и времени на подготовку бумажных доку-

1 Российская газета. 2006. 29 июля.

133

ментов. В 1960-е гг. средства вычислительной техники получили дальнейшее развитие: появляются операционные системы, дисковая технология, значительно улучшаются языки программирования. Изменяется отношение к информационным системам. Информация, полученная с их помощью, стала применяться для периодической отчетности по многим параметрам. Появляются системы управленческих отчетов (СУО), ориентированные на менеджеров, принимающих решения. В 1970-е гг. появляются условия для появления информационных систем поддержки принятия решений (СППР). В отличие от систем управленческих отчетов, которые предоставляют информацию по заранее установленным формам отчетности, СППР предоставляют ее по мере возникновения необходимости.

Эти технологии продолжают развиваться и по сей день. Информационные системы выполняют такие задачи, как централизованное хранение, корректировка, поиск информации, ее распространение, автоматизация информационного обмена и др. Внедрение информационных систем приводит к сокращению различных барьеров на пути обмена информацией; улучшению качественных характеристик информации, получаемой по запросам; сокращению времени принятия решений; обеспечению информационных потребностей всех пользователей системы.

Автоматизация коснулась и оперативно-справочных учетов правоохранительных органов. В последние годы их наполнение необходимой информацией проходит посредством применения современных информационных технологий, а не через информационно-поисковые карточки (ИПК) и иные бумажные носители информации. Поэтому в настоящих условиях термин «учет» входит в содержание понятий «информационная система» и «банк данных». Это наглядно иллюстрирует Программа «Создание единой информационно-телекоммуникационной системы ОВД», утвержденная приказом МВД РФ от 8 июня 2006 г. № 42021, которая прогнозирует развитие таких информационных систем, как: единая система управления дежурной службы МВД России; система информационного обеспечения антитеррористической деятельности органов внутренних дел; автоматизированная информационная система экспертно-криминалистических учетов органов внутренних дел; автоматизированная система информационного обеспечения органов предварительного следствия при МВД России автома-

тизированной информационной системы контроля миграционной обстановки ФМС России и др.

Эта программа стала преемницей Концепции развития системы информационного обеспечения органов внутренних дел, утвержденной приказом МВД России от 12 мая 1993 г. № 229, которая, имея в виду оперативно-справочные учеты, ввела понятие «интегрированный банк данных», и Концепции развития информационно-вычислительной системы МВД России на 2002-2006 гг., утвержденной приказом МВД России от 30 июня 2002 г. № 562. В интегрированных банках данных, функционирующих на различных уровнях, планировалось концентрировать информацию общего пользования. Это положение предоставляло правовую и организационную возможность формировать федеральные и региональные оперативно-справочные учеты на базе соответственно нормативных правовых актов Министерства внутренних дел Российской Федерации и его территориальных подразделений в субъектах Российской Федерации, а также и местные базы данных на основе локальных нормативных правовых актов.

Исходя из результатов логико-семантического анализа и сопоставив значения всех составляющих вышеозначенных терминов, можно сделать заключение, что оперативно-справочные учеты органов внутренних дел - это систематизированные накопители легализованной информации открытого характера о лицах, ранее судимых или подвергнутых административному наказанию, либо лицах, отбывающих уголовное или административное наказание, сосредотачивающие информацию, поступающую по любым официальным каналам связи, и предоставляющие сведения по запросам органов внутренних дел в целях наиболее быстрого раскрытия и расследования преступлений.

Оперативно-справочные учеты включают в себя пофамильный оперативно-справочный учет и дактилоскопический учет. Они позволяют получать сведения о гражданах Российской Федерации и лицах, не имеющих гражданства России -иностранных гражданах, лицах без гражданства. С помощью пофамильного учета можно получить информацию:

о судимости, месте и времени отбывания наказания, дате и основании освобождения;

о смерти в местах лишения свободы, об изменении приговора, помиловании, амнистии, номере уголовного дела;

1 Организация правовой работы в системе МВД России: Сб. правовых актов и методических документов. Т. 2. М., 2006.

_134

о месте жительства и работе до осуждения;

о розыске лиц, задержанных за бродяжничество, перемещении осужденных;

о группе крови, дактилоформуле физического лица, привлекавшегося к уголовной ответственности.

По дактилоскопическим учетам можно: идентифицировать арестованных и задержанных, неизвестных больных, неопознанные трупы;

установить личность преступника по следам пальцев рук.

Во многих субъектах Российской Федерации работы по созданию региональных учетов оперативно-справочного назначения ведутся уже более десяти лет. При этом можно выделить несколько этапов в процессе создания оперативно-справочных учетов и использования информации, сосредоточенной в таких базах данных:

обеспечение сотрудникам органов внутренних дел, и в первую очередь оперативных подразделений, оптимальных возможностей доступа к информационным системам;

постоянное и безотлагательное пополнение банков данных разнообразной учетной информацией;

формирование у сотрудников милиции навыков работы с региональными оперативно-справочными информационными системами непосредственно через подключенные к системам линии связи горрайлинорганов внутренних дел;

обеспечение контроля над обоснованностью обращения к оперативно-справочным учетам и эффективностью использования полученной информации.

По степени концентрации содержащихся сведений и уровню размещения учетов органов внутренних дел, а также иных оперативно-розыскных ведомств, можно подразделить на централизованные и местные. В органах внутренних дел на федеральном уровне функционирует специализированное информационно-аналитическое подразделение, являющееся самым крупным хранителем разнопрофильной информации в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, - Главный информационно-аналитический центр МВД России (ГИАЦ МВД России). Основной задачей Центра является информационное обеспечение раскрытия и расследования преступлений. Указанная функция реализуется во многом посредством предоставления данных оперативно-справочных учетов.

В настоящее время в оперативно-справоч-

ных учетах ГИАЦ МВД России содержится более 52 млн 327 тыс. объектов учета. Значительные объемы информации, свыше 156 млн 600 тыс. учетных документов, накопили информационные центры органов внутренних дел субъектов Российской Федерации. Так, пофамильная картотека ИЦ ГУВД г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области содержит более 1 млн 144 тыс., а дактилоскопическая - свыше 1 млн 69 тыс. объектов учета. Массив пофамильной картотеки ИЦ МВД Республики Татарстан превышает 1 млн 162 тыс. учетных документов, а его дактилоскопическая картотека содержит более 1 млн 434 тыс. объектов учета. Обращает на себя внимание тот факт, что в последние годы процесс пополнения и обновления данных оперативно-справочных учетов значительно активизировался. Например, в 2006 г. ГИАЦ МВД России поставлено на централизованный оперативно-справочный учет более 1,5 млн учетных документов, поступивших из ИЦ МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации. Именно этими обстоятельствами обусловлено то, что частота обращений в ГИАЦ МВД России и информационно-справочные учеты ИЦ МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации постоянно увеличивается. Возрастает и количество положительных ответов, выдаваемых информационными подразделениями органов внутренних дел. Это делает оперативно-справочные учеты эффективным инструментом ускорения процесса выявления, пресечения и раскрытия преступлений.

В настоящих условиях ввод данных в информационные системы региональных информационных центров осуществляется непосредственно в горрайорганах внутренних дел специально подготовленными сотрудниками, которые несут дисциплинарную ответственность за достоверность сведений, направляемых в информационные центры МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации и ГИАЦ МВД России. Это обстоятельство снижает до минимума вероятность неточностей и ошибок в сведениях, которые предоставляются по запросам горрайлинорганов внутренних дел региональными оперативно-справочными учетами. Вместе с тем, следует обратить внимание руководителей горрайорганов на то, что банки данных не будут соответствовать целям их создания, если предоставляемые ими сведения хотя бы незначительно отличаются от действительности. В этом случае, однажды столкнувшись с искаженной или неполной информацией, сотрудники оперативных подразделений в лучшем случае будут с настороженностью отно-

135

ситься к данным оперативно-справочных учетов, либо вообще откажутся от их использования. В обоих вариантах это негативно сказывается на процессе раскрытия преступления, поскольку в конечном итоге приведет к его затягиванию во времени. Поэтому необходимость предоставления в информационные подразделения МВД России всей подлежащей учету информации представляется очевидной, что не всегда имеет место. Так, всего лишь 60% алфавитных карточек, поступающих в информационные подразделения органов внутренних дел для постановки на пофамильный учет, содержат сведения о группе крови лиц, привлекаемых к уголовной ответственности.

В современных условиях, характеризующихся высокой активностью передвижения граждан Российской Федерации, а также как законной, так и незаконной миграцией лиц, не имеющих гражданства Российской Федерации, использующих территорию России в целях транзита, одним из перспективных направлений борьбы с преступностью в сфере экономики является использование оперативно-справочных и экспер-тно-криминалистических учетов органов внутренних дел.

К централизованным экспертно-криминали-стическим учетам МВД России, специально предназначенным для обеспечения выявления, раскрытия и расследования экономических преступлений на основе сбора, концентрации и систематизации однородных объектов или сведений о них по идентификационным признакам, относятся следующие информационные массивы:

картотеки поддельных документов, изготовленных типографским способом;

картотеки поддельных денег и ценных бумаг.

Картотеки поддельных документов, изготовленных типографским способом, ведутся экс-пертно-криминалистическими подразделениями органов внутренних дел на федеральном и региональном уровнях. В ЭКЦ МВД России учитываются только документы, изготовленные полиграфическим способом. Тогда как в региональных экспертно-криминалистических подразделениях ставятся на учет документы, выполненные с применением копировально-множительной техники, печатающих устройств, персональных электронно-вычислительных машин и иных технических средств. Ведутся такие картотеки в целях установления общности происхождения документов, бланки которых отпечатаны с одного типографского набора, клише или печатной формы, а также

выявления лиц, их изготовивших. Вызывающий сомнение в подлинности документ, изготовленный полиграфическим способом, должен быть направлен в региональное экспертно-криминали-стическое подразделение МВД России на исследование в десятидневный срок. В случае установления поддельности документа он помещается в региональную картотеку. Об этом факте ЭКП незамедлительно информирует следователя, в производстве которого находится уголовное дело, и руководителя ОВД, на территории обслуживания которого изъят поддельный документ. Впоследствии проводится экспертиза документа. В своем заключении об исследовании поддельного документа эксперт указывает способ печати, применявшийся при его изготовлении, а также признаки, по которым отличаются аналогичные подлинные и фальшивые документы. Если общий источник происхождения документов не установлен, то копия заключения эксперта вместе с поддельными документами и фотоснимками их лицевой и оборотной сторон в трехдневный срок направляются в ЭКЦ МВД России для учета по федеральной картотеке. Вместе с тем, в федеральную картотеку не направляются поддельные документы, имеющие локальное значение. Документы, выполненные на подлинных бланках с частичными изменениями, а также изготовленные способом рисования, учету в картотеке ЭКЦ МВД не подлежат. Проверка поддельных документов по федеральной картотеке осуществляется в течение десяти дней со дня их поступления. Сведения о каждом поступившем на проверку документе помещаются в картотеку независимо от результатов проверки. Ее результаты оформляются справкой, которая вместе с проверенными объектами направляется инициатору. Если при проверке установлен факт принадлежности проверяемого документа к ранее зарегистрированным в картотеке поддельным документам, то инициатору сообщается об этом с указанием времени и места изъятия, сведений об изготовителях поддельных документов. При наличии нескольких экземпляров поддельных документов, поступивших на проверку, один экземпляр остается в федеральной картотеке в качестве контрольного образца.

Картотеки поддельных документов и ценных бумаг формируются в целях установления единообразия происхождения поддельных металлических монет, ценных бумаг и денежных билетов, валюты иностранных государств по способу и технологии изготовления, а также лиц, занимающихся подделкой. В случаях выявления

136

денежных билетов и ценных бумаг, подлинность которых может быть поставлена под сомнение, они в течение суток должны быть доставлены в региональное экспертно-криминалистическое подразделение вместе со справкой территориального экспертно-криминалистического подразделения с предварительными выводами о поддельности денежного знака или ценной бумаги. Соответствующая экспертиза назначается в день их получения и проводится незамедлительно. Криминалистической экспертизе могут быть также подвергнуты деньги или ценные бумаги, поддельность которых предварительно не установлена. При установлении поддельности они подлежат проверке по картотеке, а их копии - помещению в картотеку поддельных денег и ценных бумаг. В том случае, если проверка по картотеке даст положительные результаты, экспертно-криминали-стическое подразделение немедленно сообщает об этом инициатору проверки и руководителю

горрайлиноргана, который обслуживает территорию, в пределах которой совершено преступление. Если имеется несколько аналогичных образцов поддельных денежных знаков либо ценных бумаг, один экземпляр остается в региональной картотеке.

Работа с современными оперативно-справочными учетами ОВД затруднена в силу ряда причин. Их устранение требует: оснащения ОВД современным телекоммуникационным оборудованием, увеличения количества каналов связи с требуемой пропускной способностью, внедрения систем и средств, обеспечивающих мультисер-висные услуги связи и передачи данных, повышения технических возможностей для создания и внедрения в практическую деятельность ОВД новых баз данных общего пользования; внедрения информационно-технологического обеспечения и автоматизации деятельности подразделений ОВД и др.

137

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.