Научная статья на тему 'Повышение эффективности и перспективы развития информационного обеспечения раскрытия и расследования преступлений'

Повышение эффективности и перспективы развития информационного обеспечения раскрытия и расследования преступлений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1429
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Белов О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности и перспективы развития информационного обеспечения раскрытия и расследования преступлений»

вающихся в сфере деятельности правоохранительных органов. Отсутствие или недостаток такой информации осложняет борьбу с преступностью, а иногда делает невозможным полное выявление преступлений и объективную оценку совершенных деяний.

Очевидна тенденция к непрерывному возрастанию объема необходимой информации. Этот процесс влечет за собой серьезные организационнотехнические последствия. В частности, в настоящее время стоит вопрос об автоматизации процесса накопления, хранения и выдачи информации. Он разрешается на основе широкого использования электронно-вычислительных машин, что, в свою очередь, требует значительных материальных затрат, разработки новых средств и методов кодирования информации.

Широко использовавшийся анкетно-биографический метод регистрации, несмотря на существенные недостатки, сохранил свое значение до настоящего времени. Сам по себе он не является криминалистическим, так как был широко известен еще до появления криминалистики. В дополнение к данному методу криминалистикой предложены и внедрены в практику антропометрия, вышедшая сейчас из употребления, а затем и поныне действующие — словесный портрет, сигналетическая фотосъемка, дактилоскопия. Позже они были дополнены методами криминалистической баллистики, почерковедения, одорологии и фоноскопии. Все они продолжают играть свою роль в повышении надежности информационных систем, в расширении круга объектов регистрации, что, в конечном итоге, способствовало повышению эффективности оперативно-розыскной и следственной деятельности.

Белов О. А.,

преподаватель кафедры уголовного процесса и криминалистики

Вологодского ИПЭ ФСИН России

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАСКРЫТИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Действующая в настоящее время система криминалистических учетов позволяет эффективно использовать содержащиеся в них сведения для раскрытия и расследования преступлений. Оценка эффективности ее работы по количеству преступлений, раскрытых с использованием учетной информации, свидетельствует, что в среднем по России их удельный вес составил

53% в 2001 г., а в 2002 г. — 60%. Сегодня с помощью учетов раскрывается свыше 80% преступлений от общего числа раскрытых.

Вместе с тем возможности криминалистических учетов правоохранительными органами используются не в полной мере. Исследования показывают, что одной из важных причин недостаточной эффективности использования криминалистической регистрации в раскрытии и расследовании преступлений является уровень ее организации и функционирования1. Практика свидетельствует, что наиболее существенными факторами, влияющими на снижение уровня информационного обеспечения раскрытия и расследования преступлений, являются:

1) некачественное ведение уголовных, розыскных дел и, как следствие этого, неэффективный процесс выявления и сбора розыскной и доказательственной информации;

2) низкий уровень учетно-регистрационной дисциплины (незнание сотрудниками правоохранительных органов основных требований нормативных актов, регулирующих деятельность по формированию и ведению криминалистических учетов, несоблюдение сроков предоставления в регистрационные подразделения документов первичного учета и информационных карт для пополнения АБД, их некачественное заполнение и др.);

3) узкий кругозор следователей и оперативных работников в области возможностей использования АИПС, а также отсутствие полноценного контроля за предоставлением учетной информации в АИПС;

4) неоптимальная организация сбора информации;

5) отсутствие либо недостаточность современных технических средств обработки информации на местах;

6) несовершенные каналы передачи информации и линии связи;

7) текучесть кадров.

Со стороны руководителей подразделений и служб органов внутренних дел предпринимаются различные меры по повышению уровня информационного обеспечения раскрытия и расследования преступлений. Так, для повышения качества представления учетных документов осуществляется постоянный контроль за надлежащей фиксацией в них информации об объектах учета. Такой контроль ведется: службами, занимающимися составлением учетных документов на местах, — перед направлением их в ИЦ; информационным центром — при получении документов из правоохранительных органов перед направлением в ГИАЦ, а ГИАЦ — при поступлении материалов из ИЦ. Учетные документы, в которых при обработке

1 См.: Лантух А. М. Некоторые вопросы совершенствования организационных основ криминалистической регистрации // Криминалистическое обеспечение деятельности органов внутренних дел. Сб. науч. тр. М., 1991. С. 41.

обнаружены очевидные незначительные ошибки, корректируются на месте без уточнения, а при выявлении существенных расхождений — подлежат немедленному возврату для доработки.

Другой проблемой информационного обеспечения раскрытия и расследования преступлений является то, что из общего объема документов, циркулирующих ежегодно в ОВД, только 45% сосредоточены в систематизированных и связанных между собой массивах, ведущихся в ГИАЦ МВД России и ИЦ МВД, ГУВД, УВД1.

Одним из путей решения данной проблемы является, на наш взгляд, полная автоматизация процессов обработки и выдачи необходимой информации заинтересованным лицам. Следует согласиться с мнением Р.А. Усманова, считающего, что полная автоматизация включает в себя:

• соединение локальных информационных сетей местных подразделений ОВД между собой, а также с региональными и федеральными сетями;

• обеспечение доступа к регистрационным массивам с рабочего места пользователя (следователя, оперативного работника);

• установление различных видов допусков пользователей в зависимости от выполняемых функциональных обязанностей;

• перевод учетных данных с бумажных носителей на электронные документы и др.2.

В настоящее время ГИАЦ МВД России проводит мероприятия по автоматизации пофамильных картотек. В 79 ИЦ уже ведутся автоматизированные пофамильные оперативно-справочные учеты. Наличие таких учетов позволило осуществлять обработку требований по линии пофамильной картотеки в ускоренном режиме (все полученные запросы проверяются по автоматизированному контуру картотеки на да/нет), а с декабря 2002 г. организовать обработку запросов, поступающих по каналам связи в режиме отложенного запроса. Всего за 8 месяцев 2006 г. в ГИАЦ МВД России поступило свыше 3,5 млн запросов, из них по межведомственной сети передачи данных — 1,5 млн (43,5%).

Направление по каналам связи запросов в формализованном виде существенно снизило время их обработки. Так, при отсутствии сведений на проверяемое лицо ответ автоматически формируется и направляется абоненту в течение часа с момента получения запроса. При наличии сведений о судимости лица или нахождении его в розыске осуществляется

1 См.: Кленов С. Н, Кузин Е. Б. Организация и использование оперативно-справочных и розыскных учетов органов внутренних дел. М., 1998. С 13.

2 См.: Усманов Р. А. Информационные основы предварительного расследования. М.: изд-во «Юрлитинформ», 2006. С. 168.

подготовка ответа, который предоставляется по каналам связи инициатору запроса1.

Приказом МВД России от 8 июня 2006 г. № 420 утверждена Программа «Создание единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел», предусматривающая комплексный подход к решению проблем совершенствования информационно-телекоммуникационного обеспечения этих органов. Основная цель данной Программы — поднять информационное обеспечение процесса раскрытия и расследования преступлений, а также их предотвращения на новый качественный уровень путем оперативного получения сотрудниками ОВД в режиме реального времени точной и достоверной оперативно-справочной, розыскной и криминалистической информации, интегрируемой в системе МВД России.

Составной частью данной Программы являются различные подпрограммы, одна из которых («Создание автоматизированной информационно-поисковой системы биометрической идентификации личности по изображению лица на 2005—2006 годы») предполагает создание федерального и региональных банков данных фото- и видеоинформации на лиц, представляющих оперативный интерес, перевод на электронные носители всех имеющихся в ОВД фото- и видеотек, организацию непосредственного доступа к ним в оперативном режиме. Реализация мероприятий данной подпрограммы позволит систематизировать и объединить в рамках единой АИПС имеющиеся в органах внутренних дел информационные массивы фото- и видеоинформации с целью повышения результативности оперативно-розыскной идентификации лиц, подготавливающих или совершивших преступления.

Для повышения эффективности информационного обеспечения органы внутренних дел, на наш взгляд, также должны использовать передовой опыт внедрения в практику различных программно-технических комплексов, работающих с массивами криминалистически значимой информации. Так, например, в целях повышения результативности раскрытия преступных деяний, активного использования следственно-оперативными группами при выезде на место происшествия массивов информации, накопленных в базах данных органов внутренних дел, УВД Саратовской области в 1997 г. была введена в эксплуатацию Ведомственная информационная система (ВИС) «Стремнина». Она представляет собой электронную карту, на которой изображаются объекты, дающие визуальное представление о местности, и сведения, характеризующие оперативную обстановку, а именно: улицы,

1 См.: Бушуев А. В. Состояние и перспективы автоматизации оперативно-справочных учетов // Материалы всероссийского семинара-совещания руководителей информационных центров МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации. М., 2006. С. 4.

дома, предприятия и организации, территориальные отделы и участковые пункты милиции, маршруты патрулей.

Кроме использования ВИС «Стремнина», для осуществления эффективного взаимодействия сотрудников органов внутренних дел, блокировки района, путем ее применения возможно обращение к другим базам данных, в которых имеются сведения: а) о лицах, проживающих в районе (в том числе ранее судимых, осужденных за совершение преступлений, совершивших административные правонарушения); б) о владельцах автомототранспорта, огнестрельного оружия, телефонов; в) о преступлениях, совершенных на территории района.

Получение таких данных в течение нескольких минут после поступления сведений о совершенном преступлении дает возможность принять меры до выезда группы. Благодаря наличию информации о телефонах, принадлежащих лицам, которые проживают в районе совершения преступления, дежурный по РУВД может обратиться к ним с просьбой о содействии в установлении примет преступников.

Применение ВИС «Стремнина» позволило своевременно и четко организовать привлечение сил и средств для раскрытия преступлений. В 1997 г. раскрываемость преступлений «по горячим следам» по сравнению с 1996 г. возросла на 12,6% и составила 72,5%1. Опыт ИЦ УВД Саратовской области необходимо распространить.

Еще одним немаловажным фактором повышения эффективности информационного обеспечения является разработка таких программных продуктов, которые облегчают работу следственных и оперативных работников с криминалистически значимой информацией. Зачастую сотрудники следственных и оперативных подразделений обладают неглубокими познаниями в работе с вычислительной техникой, а предлагаемое программное обеспечение иногда вызывает трудности даже у специалистов в этой области. Все это приводит к тому, что следователи и оперативные сотрудники предпочитают либо не использовать криминалистические учеты как одно из средств раскрытия преступлений, либо вынуждены обращаться за помощью в информационные подразделения.

Одним из путей решения этой проблемы стала разработка в отделении информационного обеспечения штаба УВД г. Вологды программного продукта «Барракуда». Принцип работы данной программы — индексный поиск по установочным данным лица (фамилии, имени, отчеству, дате рождения). «Барракуда» осуществляет поиск информации одновременно по всем базам данных как централизованных, так и местных учетов.

1 См.: Экспресс-информация № 1. 2000 // ГИЦ МВД России.

На сегодняшний день возможности программы таковы, что, сформировав запрос, за считанные секунды на экран компьютера выводятся сведения: о месте регистрации и паспортные данные лица; о совершенных им преступлениях и административных правонарушениях; о наличии или отсутствии судимости; находится ли субъект в федеральном или местном розыске; о наличии у него зарегистрированного оружия и автотранспортных средств. Полученные в результате такого запроса данные можно сохранить в памяти компьютера, либо распечатать на принтере. Помимо простоты при работе с программой «Барракуда», пользователь избавлен от необходимости делать несколько запросов в различных АИПС, чтобы получить всю необходимую ему информацию, что экономит его служебное время.

Среди направлений развития информационного обеспечения раскрытия и расследования преступлений можно выделить и такое, как формирование новых видов криминалистических учетов. Оно связано, с одной стороны, с возникновением новых носителей доказательственной информации и средств их обнаружения, а с другой — с расширением возможностей судебной экспертизы, с возникновением ее новых видов и родов1.

В настоящее время встает вопрос о создании учета запаховых следов. Этому предшествовала работа многих ученых, связанная, в первую очередь, с доказательством научного характера одорологического метода.

Зарубежная экспертная практика свидетельствует о перспективности создания учета лиц на основе сведений о дезоксирибонуклеиновой кислоте (ДНК). Данный вид учета позволит аккумулировать информацию, способствующую установлению конкретного лица на основе использования объектов биологического происхождения (волосы, слюна, кровь и т. д.). Назначением базы данных в этом случае будует накопление и использование информации о генетических признаках, выявленных при исследовании объектов, изъятых с мест нераскрытых преступлений, а также о генотипах определенных категорий лиц, подлежащих криминалистическому учету2.

Опыт практического использования баз данных о генетических признаках показал их высокую эффективность. Так, в Великобритании в 1994—1995 гг. база

1 См.: Аверьянова Т.В. Проблемы криминалистической регистрации (учетов) // Криминалистическое обеспечение деятельности органов внутренних дел. Сборник научных трудов. Академия МВД РФ. М., 1991. С. 19.

2 См., например: Александров И. В, Ищенко Е. П., Ищенко П. П., Первухина Л. Ф. Криминалистическая регистрация. Красноярск, 1991; Перепечина И. О., Кондратов С. А., Пименов М. Г. Программа исследования ДНК при формировании базы данных // Вопросы криминалистики и экспертно-криминалистические проблемы: Сб. науч. тр. М.: ЭКЦ МВД России, 1997; Перепечина И. О., Пименов М. Г. ДНК-анализ в криминалистических исследованиях органов внутренних дел России // Информационный сборник НЦБ Интерпола в Российской Федерации. 1996. № 19; Усманов Р.А. Указ. соч. С. 182.

данных о генотипах использовалась в связи с расследованием 300 преступлений, при этом было зафиксировано более 50 случаев нахождения в ней генотипа, соответствующего профилю ДНК, выявленному в исследуемом объекте1.

Отдельно следует отметить и возможности глобальной компьютерной сети Интернет. На наш взгляд, уже в ближайшем будущем Интернет должен стать неотъемлемой частью информационного обеспечения правоохранительных органов России. Как показывает мировой опыт, возможности Сети нужно активно использовать для розыска преступников. Например, один из десяти самых опасных беглецов из тюрем США был задержан в Гватемале после того, как его фотография была помещена на персональном сайте ФБР в Интернете.

Возможности Интернета позволяют использовать цветные фотографии, звуки, движение, т.е. внешность преступника может быть воспроизведена в цвете, с передачей тембра голоса и особенностей телодвижений. Посредством Интернета можно разыскивать не только людей, но и предметы, например, антиквариат. В нашей стране это направление деятельности только зарождается. Хотя у МВД России и есть контактные почтовые ящики, но возможности Интернета им еще далеко не исчерпаны.

Таким образом, информационное обеспечение раскрытия и расследования преступлений находится в стадии своего дальнейшего совершенствования. По мере возрастания роли информационных процессов в жизни общества растет и значение криминалистической регистрации. Развитие этой частной криминалистической теории становится одной из важных задач науки криминалистики на современном этапе.

Меланич Е. В., соискатель МГЮА

К ВОПРОСУ О СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ СИГНАЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ

Криминалистическое исследование сигнальных устройств в уголовном и гражданском судопроизводстве вызвало у нас несколько основополагающих вопросов: какие факторы при экспертных исследованиях сигнальных устройств могут повлиять на вывод эксперта «не представляется возможным»

1 См.: Поперечина И. О., Пименов М. Г., Кондрашов С. А. Особенности формирования базы данных о генетических признаках на основе автоматизированных информационных систем // Экспертная практика. 1996. № 40. С. 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.