Научная статья Original article УДК 378.147
doi: 10.55186/2413046X_2022_7_2_83 РОЛЬ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ В
СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ THE ROLE OF ONLINE EDUCATION IN THE TRAINING OF FUTURE ECONOMISTS IN MODERN CONDITIONS
Ь й московский
■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Ежова Юлия Михайловна,
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», кафедра зарубежной лингвистики, канд. пед. наук, ezova1@mail. ru
Кузнецова Светлана Борисовна, Набережночелнинский институт (филиал) КФУ, кафедра Экономика предприятий и организаций, к.э.н.
Островская Ирина Эдуардовна, старший преподаватель, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Приморская сельскохозяйственная академия» Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, [email protected].
Ezhova Julia Mickhaelovna, Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, Department of Foreign Linguistics, Candidate of Pedagogic Sciences, [email protected]
Kuznetsova Svetlana Borisovna, Naberezhnye Chelny Institute (branch) of KFU, Department of Economics of Enterprises and Organizations, Candidate of Economics, [email protected]
Ostrovskaya Irina Eduardovna, senior lecturer, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Primorskaya State Agricultural Academy" of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation, [email protected]
Аннотация. В современных условиях, с учетом распространения коронавирусной инфекции дистанционное обучение становится одной из центральных форм обучения на всех ступенях образования. На экономических факультетах вузов дистанционная форма проведения занятий также стала достаточно распространенной в течение последних двух лет. Однако, наряду с положительными аспектами онлайн-обучения имеется и ряд недостатков, которые отрицательно сказываются на результатах обучения. Соответственно, необходимо уже сейчас осуществлять разработку онлайн-программ и методов обучения, чтобы минимизировать отрицательные его стороны и повысить уровень обученности студентов и учащихся.
Abstract. In modern conditions, taking into account the spread of coronavirus infection, distance learning is becoming one of the central forms of education at all levels of education. In the economic faculties of universities, the distance form of conducting classes has also become quite common over the past two years. However, along with the positive aspects of online learning, there are also a number of disadvantages that negatively affect learning outcomes. Accordingly, it is necessary to develop online programs and teaching methods right now in order to minimize its negative aspects and increase the level of students' and students' learning. Ключевые слова: будущие экономисты, онлайн-обучение, подготовка, обученность, доступность, пандемия
Keywords: future economists, online education, training, learning, accessibility, pandemic
Любая среда онлайн-обучения считается структурой, которая использует Интернет для организации той или иной формы обучения как на ступени средней школы, так и вуза. На институциональном уровне электронное обучение используется обычно в исключительных случаях, таких как пандемия COVID-19, и его следует рассматривать как резервную образовательную систему для продолжения учебного процесса [2].
Неожиданный кризис в области здравоохранения привел к тому, что сотни миллионов учащихся во всем мире подвергались и продолжают подвергаться мерам «социального дистанцирования» или «самоизоляции», что лишает их возможности получать образование очно. Соответственно, правительствами ряда стран было решено перевести школы и вузы на дистанционную форму обучения [4].
В этой связи у педагогов и обучающихся возникло множество опасений, связанных с тем, что онлайн-обучение может негативно повлиять на успеваемость в целом. Особенно это касалось случаев, когда у обучаемых не было надлежащей инфраструктуры для онлайн-обучения.
Также, низкий уровень семейного благосостояния, снижающий уровень демократизации доступа к технологиям из-за сложности подключения к Интернету, являлся мощным препятствием для электронного обучения, и в результате этого студенты и учащиеся школ были неравны между собой в разрезе возможности доступа к электронным ресурсам.
Дистанционное образование в рассматриваемый сложный период выступает как часть государственной образовательной политики. Но при этом, необходима грамотная организация образовательного процесса, поскольку длительная «образовательная изоляция» или дистанцирование от основного образования будут иметь негативные последствия для использования полученных знаний в будущем по причине их низкого качества [1].
Особенно это важно учитывать при подготовке студентов экономических факультетов, так как именно при получении данной специальности очень важно получить практические навыки непосредственно на том или ином предприятии, что весьма сложно в условиях всеобщей изоляции и дистанционного обучения. Однако необходимо все же отдать должное данной форме обучения и рассмотреть подходы к его организации, представленные в различных исследованиях.
В то время как личное общение считалось центральным элементом образовательного процесса, эффективность электронного обучения документировалась и рассматривалась на протяжении десятилетий. Была высказала позиция, что предполагаемые преимущества дистанционного обучения по сравнению с традиционным обучением в классе связаны с сокращением расходов на обучение, лучшими результатами тестов, повышением вовлеченности в выполнение заданий и снижением отсева студентов [5].
Чтобы электронное обучение было эффективным, необходима соответствующая инфраструктура, подразумевающая не только хорошую техническую связь, но, что гораздо важнее, профессиональное управление курсами, приложениями и превосходную педагогическую обоснованность. Другая группа авторов считает, что низкий доступ к Интернету дома наносит ущерб достижениям в области электронного обучения [3].
Необходимо отметить, что исследователи, в принципе, не нашли никаких доказательств превосходства онлайн-обучения над традиционной образовательной парадигмой. Дистанционное обучение может быть успешным, когда субъект интерпретирует возможные барьеры (социальное взаимодействие, административные вопросы, мотивация учащихся и время/поддержка обучения) удобно и эффективно. Кроме того, было обнаружено, что саморегулирование играет важную роль в эффективности и
успехе такой практики, а также надлежащий учебный план и тщательное планирование обучения [8].
Считается, что электронное обучение основано исключительно на эффективном межличностном взаимодействии между всеми субъектами, вовлеченными в такой процесс, как и в любой традиционной форме обучения, для получения выгоды от обмена знаниями и идеями. Предыдущие исследования показали, что студенты с определенной склонностью к депрессивному поведению или пессимизму могут столкнуться с серьезными препятствиями, которые могут помешать их способности справляться с новыми и тревожными обстоятельствами, поэтому их уровень достижений при дистанционной форме обучения будет очень низким. Именно поэтому пандемию COVID-19 можно рассматривать как «проклятие» эффективного образования, особенно для таких категорий учащихся, но, в то же время, как возможность сломать традиционные обычаи и старые парадигмы в пользу более доступных, дешевых и технологичных систем обучения во всем мире [7].
Другое исследование показало, что политические меры, направленные на закрытие школ и вузов, привели к еще большему неравенству и разочарованию среди учащихся из неблагополучных семей. Кроме того, эти ограничения затронули социализацию и взаимодействие участников образовательного процесса.
Потребность в академической помощи и надлежащие образовательные платформы считаются важнейшими элементами эффективного социального процесса онлайн-обучения в условиях изоляции. По этой причине необходимо оценить, какова роль дистанционного обучения в подготовке будущих студентов экономических факультетов.
Существующая учебная инфраструктура большинства вузов в целом и экономических факультетов в частности положительно влияет на дистанционное обучение. При этом, она будет первичной по отношению к применению информационных технологий, таких, как Zoom. Это может подтверждает тот факт, что университетские платформы для онлайн-обучения в целом были адекватно адаптированы к чрезвычайным ситуациям и позволяют создать однородную среду для электронного обучения в различных университетах.
Однако необходимо учитывать, что студент, столкнувшийся дома с трудностями, связанными с неудовлетворительным доступом в интернет для онлайн-обучения, в среднем, на 10% чаще менее эффективен, чем тот, у кого доступ к сети Интернет стабилен. Более того, нехватка необходимого времени (из-за других семейных обязанностей) и достаточное рабочее пространство дома увеличивают вероятность того, что они будут менее эффективными в обучении. Таким образом, домашняя
инфраструктура и материальные условия оказывают сильное влияние на воспринимаемую эффективность, и студенты должны пытаться преодолеть эти барьеры. Такие результаты согласуются с другими исследованиями, которые показали, что в периоды закрытия школ учащиеся с низким доходом имели более низкую успеваемость по сравнению с учащимися из семей с высоким доходом [6].
Другие исследования подтвердили, что на эффективность онлайн-обучения влияет домашняя обстановка и возможность бесперебойного доступа к сети Интернет. Студент, который воспринимает ситуацию с дистанционным обучением как способ снижения затрат на обучение, с большей вероятностью будет демонстрировать низкое чувство эффективности в обучении. Такие студенты могут быть менее мотивированы к учебе.
Также отдельные студенты указывают, что преподаватели играют важную роль в организации процесса обучения. Это подчеркивает положительный эффект академической онлайн-поддержки со стороны преподавателей для успеха процесса электронного обучения, снижения показателей отсева и повышения уровня вовлеченности и энтузиазма.
Интересно, что учащиеся старших курсов более эффективны, что свидетельствует о гораздо большем опыте использования технологий, чем у их первокурсников и младших сверстников. Результаты также показывают, что студенты-экономисты мужского пола менее эффективны в процессе демонстрации профильных знаний, нежели таковые женского пола. Это объясняется тем, что последние более восприимчивы, более внутренне мотивированы, более рефлексивны, более коммуникабельны и эффективны в построении сетей общения, в том числе и в электронной сети [4].
Таким образом, можно заключить, что стресс, домашняя среда и доступ к сети Интернет, а также университетская инфраструктура для онлайн-обучения оказывают значительное влияние на воспринимаемую эффективность электронного обучения среди студентов-экономистов.
Влияние адекватного рабочего пространства дома является дихотомическим: с одной стороны, неадекватное рабочее пространство дома увеличивает вероятность предпочтения традиционного обучения в классе, а с другой стороны, снижает вероятность участия в онлайн-обучении.
Однако интересно, что студенты, воспринимающие ситуацию дистанционного обучения как способ снижения затрат на обучение, все же чаще отдают предпочтение очному обучению и менее предрасположены к выбору гибридной формы обучения (смеси традиционного образования с цифровым).
Чем ближе студенты к завершению учебы в университете, тем больше вероятность того, что они предпочтут неортодоксальную форму обучения (гибридную или, что еще лучше, онлайн-обучение) и менее вероятно, что классическое обучение в классе. В связи с этим предыдущие исследования показали, что гибридная форма обучения дает такие же или даже лучшие результаты, чем обычное очное обучение.
Необходимо также учитывать, что психологический стресс и напряжение в условиях карантина негативно сказываются на эффективности онлайн-обучения в сфере экономики. Следовательно, необходимо смягчить и устранить этот существенный недостаток, чтобы навязать эффективный образовательный процесс электронного обучения. В связи с этим студентам может потребоваться психологическая помощь для диагностики определенных эмоциональных проблем, чтобы свести к минимуму их психологический стресс для повышения эффективности процесса электронного обучения. В противном случае онлайн-образование может стать неэффективным [3].
Студенты, которые считают, что преподаватели играют важную роль в этой форме учебного процесса, с меньшей вероятностью будут менее эффективны в онлайн-образовании. Это очень важно, поскольку нельзя пренебрегать ролью преподавателей, которые остаются прочной опорой успеха образовательного процесса. Этот вывод важен для лиц, принимающих решения в сфере образования, в том смысле, что нет необходимости сосредотачиваться в первую очередь на инфраструктуре и платформах обучения, но также необходимо опираться на педагогические и психологические навыки преподавателей экономических факультетов в частности.
Таким образом, будущее развитие пандемии COVID-19 на данном этапе совершенно неизвестно ни в отдельно взятой стране, ни во всем мире. Эксперты обеспокоены возможным увеличением числа случаев заболевания в будущем, особенно тем, что вирус может подвергаться определенным мутациям, которые могут еще больше затруднить его лечение. Это указывает на возможность длительного периода онлайн-обучения. В этом контексте необходимо изучать возможности онлайн-обучения, особенно в среде вузов, поскольку именно оно позволяет адаптировать государственную политику в сфере высшего образования к потребностям студентов в зависимости от их особого восприятия и конкретных ситуаций. Стресс является важным фактором, который следует учитывать при осуществлении онлайн-подготовки специалистов в области экономики, и необходим более гибкий подход к онлайн-обучению, а также к онлайн-оценке результатов обучения студентов.
Список источников
1. Булаева М.Н., Гущин А.В., Воронина И.Р. Возможности технологии дистанционного обучения в вузе // АНИ: педагогика и психология. 2020. №4 (33).
2. Рубцова О.Г. Проблемы дистанционного обучения в вузе // Символ науки. 2020. №6.
3. Шатуновский В.Л., Шатуновская Е.А. Ещё раз о дистанционном обучении (организация и обеспечение дистанционного обучения) // Вестник науки и образования. 2020. №9-1 (87).
4. Burgess, H.H. Sievertsen Schools, Skills, and Learning: the Impact of COVID-19 on Education (2020) (accessed 15 April 2020)
5. Edelhauser, L. Lupu-Dima Is Romania Prepared for eLearning during the COVID-19 Pandemic? Sustainability, 12 (2020), p. 5438
6. Hodges, S. Moore, B. Lockee, T. Trust, A. Bond The Difference between Emergency Remote Teaching and Online Learning (2020)
7. Isaeva, E. Eisenschmidt, K. Vanari, K. Kumpas-Lenk Students' views on dialogue: improving student engagement in the quality assurance process Qual. High. Edu., 26 (1) (2020), pp. 80-97
8. Niu A review of the application of logistic regression in educational research: common issues, implications, and suggestions Edu. Rev., 72 (1) (2020), pp. 41-67
References
1. Bulaeva M.N., Gushchin A.V., Voronina I.R. Possibilities of distance learning technology in higher education // ANI: pedagogy and psychology. 2020. №4 (33).
2. Rubtsova O.G. Problems of distance learning at the university // Symbol of Science. 2020. No.6.
3. Shatunovsky V.L., Shatunovskaya E.A. Once again about distance learning (organization and provision of distance learning) // Bulletin of Science and Education. 2020. №9-1 (87).
4. C. Burgess, H.H. Sivertsen Schools, Skills and Learning: The impact of COVID-19 on Education (2020) (accessed April 15, 2020)
5. E. Edelhauser, L. Lupu-Dima Is Romania ready for e-learning during the COVID-19 pandemic? Sustainable development, 12 (2020), p. 5438
6. With. Hodges, S. Moore, B. Locke, T. Trast, A. bond is the Difference between distance learning in emergencies and Online training (2020)
7. R. Isaeva, E. Eisenstadt, K. Venari, K. Cumpas-Lenk Views of students to dialogue: improving student involvement in the quality assurance process. High.»., 26 (1) (2020), pp. 8097
8. L. Niu Review of the application of logistic regression in education research: General problems, implications and proposals Edu. Rev., 72 (1) (2020), pp. 41-67
Для цитирования: Ежова Ю.М., Кузнецова С.Б., Островская И.Э. Роль онлайн-обучения в подготовке будущих экономистов в современных условиях // Московский экономический журнал. 2022. № 2. URL: https://qje. su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij -ekonomicheskij -zhurnal-2-2022-17/
© Ежова Ю.М., Кузнецова С.Б., Островская И.Э., 2022. Московский экономический
журнал, 2022, № 2.