Научная статья на тему 'Роль обучения судебным публичным выступлениям курсантов и студентов юридических вузов и факультетов'

Роль обучения судебным публичным выступлениям курсантов и студентов юридических вузов и факультетов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО / СУДЕБНАЯ РИТОРИКА / JUDICIAL RHETORIC / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / PROFESSIONALLY ORIENTED TRAINING / КУЛЬТУРА РЕЧИ / НОРМА РЕЧИ / STANDARD OF SPEECH / SPEECH CULTURE / PUBLIC SPEAKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Марченко Светлана Владимировна

В данной статье рассматриваются пути решения актуальной проблемы развития различных видов речевой деятельности у курсантов и студентов юридических вузов и факультетов. Автор говорит о том, как решается данная проблема при обучении судебным публичным выступлениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF TEACHING THE CADETS AND STUDENTS OF LAW INSTITUTES AND DEPARTMENTS IN PUBLIC SPEAKING IN COURT

In this article the solutions of the topical problem concerning different kinds of speech activity development among the cadets and students of law institutes and departments are examined. The author offers her solution of this problem in the process of teaching public speaking in court.

Текст научной работы на тему «Роль обучения судебным публичным выступлениям курсантов и студентов юридических вузов и факультетов»

Таким образом, информатизация учебного процесса создает дополнительные возможности для повышения у курсантов ведомственных вузов учебно-познавательной активности, усиливает значимость их самостоятельной работы, упрощает контроль и самоконтроль знаний, а также помогает преподавателям использовать различные формы и методы обучения, что в итоге повышает эффективность обучения.

1 Дворецкая А. В. Основные типы компьютерных средств обучения // Народное образование. - 2006. - № 2. - 157-159.

УДК 378

РОЛЬ ОБУЧЕНИЯ СУДЕБНЫМ ПУБЛИЧНЫМ ВЫСТУПЛЕНИЯМ КУРСАНТОВ И СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗОВ И ФАКУЛЬТЕТОВ

© 2014 С. В. Марченко

Аннотация. В данной статье рассматриваются пути решения актуальной проблемы развития различных видов речевой деятельности у курсантов и студентов юридических вузов и факультетов. Автор говорит о том, как решается данная проблема при обучении судебным публичным выступлениям.

Ключевые слова: ораторское искусство, судебная риторика, профессионально ориентированное обучение, культура речи, норма речи.

THE ROLE OF TEACHING THE CADETS AND STUDENTS OF LAW INSTITUTES AND DEPARTMENTS IN PUBLIC SPEAKING IN COURT

© 2014 S. Marchenko

Summary. In this article the solutions of the topical problem concerning different kinds of speech activity development among the cadets and students of law institutes and departments are examined. The author offers her solution of this problem in the process of teaching public speaking in court.

Keywords: public speaking, judicial rhetoric, professionally oriented training, speech culture, standard of speech.

Сегодня профессионал в своей области должен обладать не только прочными специальными знаниями, но и коммуникативной компетенцией, одна из составляющих которой -культура профессионального речевого общения. В то же время практика свидетельствует, что многие специалисты сталкиваются с затруднениями в сфере профессиональной коммуникации, в связи с чем отмечается актуальность увеличения количества выпускников, обладающих высоким уровнем владения русским языком. В условиях повышения требований к речевой культуре специалистов особое внимание необходимо уделить вопросам развития различных видов речевой деятельности у курсантов и студентов юридических вузов и факультетов. В данной статье мы коснемся вопросов обучения судебным публичным выступлениям.

Современное вузовское обучение судебной риторике не может не учитывать огромный опыт традиционных методик обучения русскому языку как родному, так и неродному. Наш опыт работы позволяет утверждать, что разумный и умелый перенос теории и практики преподавания русского языка в среднем учебном заведении и в вузе в преподавание практической риторики является наиболее целесообразным.

Однако выработанные традиционными методиками и оправдавшие себя принципы и методы обучения необходимо адаптировать к иным учебно-методическим условиям исходя из специфики работы. В обучении публичным судебным выступлениям вполне уместны такие принципы и методы обучения, как наглядность, коммуникативность, обучение на текстовой основе, в частности, имитационный метод, методика выразительного чтения, ситуативно-

тематическая направленность обучения. Методическая система обучения ораторской речи обладает своими специфическими приемами, которые используются в иных методических системах, но не являются там основными. В нашем случае следует говорить об активных устных монологических выступлениях каждого обучающегося; о прослушивании речей курсантов и студентов с последующим рецензированием по определенной схеме, чему тоже рекомендуется придавать характер судебного выступления; о трансформации текста официально-деловой направленности в риторический. Определенная совокупность подобных приемов также составляет специфику работы по обучению судебной риторике.

Опыт преподавания судебной речи убеждает в необходимости придать этому курсу преимущественно практическую направленность, не забывая и о научном преподавании курсантам и студентам данной области культуры. Риторические знания должны естественным образом переходить в ораторские умения курсантов и студентов, в квалифицированное владение ораторской речью. Теория, в свою очередь, должна работать на усвоение норм и правил практической ораторской речи. Известно, что риторическая теория является лишь комментарием ораторской практики. Речи судебных ораторов (начиная с древнейших времен) следует изучать не только для создания о них представления или как памятники прошлого, а для того, чтобы они служили моделями для будущих речей тех, кто их исследует. В связи с этим при изложении теории необходимо обращать особое внимание на связь любого его положения с риторической практикой, показывая студентам и курсантам, как любое теоретическое положение работает на практике. Задача преподавателя - добиться осознания курсантами и студентами понятий и правил не столько для тренировки ума, сколько для того, чтобы это впоследствии нашло применение в анализе текстов выступлений судебных ораторов, при построении собственных выступлений.

В условиях ФКОУ ВПО СЮИ ФСИН России обучение судебной риторике можно соотнести с иным опытом обучения практической речи - с обучением русскому языку как неродному. Так, формулируя и уточняя некоторые задачи обучения судебной речи на неродном языке (формирование умений речевой непрерывности, последовательности, логичности, относительной смысловой законченности, коммуникативной направленности), следует перенести их на судебную риторику. Развивать указанное считается оптимальным посредством речевой практики. Можно также воспользоваться известными идеями профессиональной ориентации обучения, практикой формирования структурных рамок (фреймов) в сознании обучающихся, что является составляющей понятия «коммуникативный принцип обучения».

Понятие «судебное публичное выступление» взаимосвязано с понятием «культура речи». Более того, в современном вузовском обучении культуре речи особое место уделяется ораторскому искусству.

В целях повышения эффективности обучения преподавание данной дисциплины следовало бы поставить отдельно, используя, тем не менее, определенные междисциплинарные связи и понятия теории культуры речи. Важным является вопрос о том, как преломляются известные понятия теории культуры речи. Одновременно с этим необходимо точно определить, в чем заключается культура именно ораторской речи. Особое место занимает вопрос о том, как трансформируются ключевые понятия теории культуры речи в публичных судебных выступлениях. Дело в том, что наблюдения, оценки и выводы, полученные в результате анализа, будут способствовать рационализации процесса обучения.

Общеизвестно, что ключевое понятие культуры речи - понятие литературной нормы, ее соблюдения или нарушения. И если на низшем уровне культуры речи нормативность в большинстве случаев очевидна, то в сфере профессиональной культуры речи она выявляется, чувствуется, формулируется посредством довольно сложных иллюстративных противопоставлений. Мы руководствуемся термином-понятием «норма». Например, это касается норм риторического этоса, некоторых норм лингвопрагматики, орфоэпических норм, в частности интонирования.

Нормы композиции и синтаксиса в области судебной риторики также следует проанализировать. Так, если оратор обходится без хрий - это отклонение. В судебной риторике особое значение имеет структура выступления. В случае ее нарушения возможны нежелательные результаты: от непонимания содержания слушателями до возникновения фактических ошибок. Судебный оратор должен строго следовать речевой норме как установленному набору единиц речи и композиционной модели конкретного жанра и стиля. Когда в ходе судебного публичного выступления мы не находим какого-либо элемента, сталкиваемся с подменой требуемого или с наличием того, что недопустимо, то налицо пример нарушения нормы.

К обучению публичным судебным выступлениям, относящимся к практической части риторики, не следует подходить как к обычному обучению речи. Необходимо конкретное определение того, в чем специфика обучения судебной риторической практике, другими словами, ораторской компетенции. Компетенция в квалифицированной судебной речи состоит в том, что наряду с обычным знанием языка на уровне культурно-речевой основы требуются и такие специальные компоненты, как:

- наличие богатого словарного запаса в целом и умение пользоваться им, а также знание и нормативное использование специальной лексики;

- использование аргументационных приемов речи;

- знание специфических правил речевой композиции;

- умение пользоваться эстетическими компонентами речи;

- наличие произносительного компонента ораторской компетенции, включающего лингвопрагматические знания и умения.

Справедливо отмечается, что словарный запас современных обучающихся зачастую оставляет желать лучшего. К сожалению, активное самостоятельное чтение не всегда позволяет добиться искомого результата. Повышение активного словаря студентов и курсантов является первостепенной методической задачей преподавателя.

В первую очередь необходимо определить список слов и устойчивых выражений, которыми должен овладеть обучающийся судебной риторике, выявив их состав по лучшим образцам речей судебных ораторов (А. Ф. Кони, В. Д. Спасович, С. А. Андреевский, Ф. Н. Плевако) и поэтапно, от занятия к занятию, от задания к заданию, включать их в активный словарь. Именно в этом случае возможен переход от бесплотных призывов к реальной методической работе. На подобной базе будет проще выполнять упражнения и задания, включив в них примеры ораторской лексики и фразеологии.

Аргументационному компоненту ораторской компетенции соответствует первая часть классической риторики - инвенция, в которой рассматриваются различные приемы убеждения. Данная часть риторики дает весьма специфические знания, которые можно отнести к синтаксису текста и которые систематично и концентрированно не излагаются ни в одной другой науке. Следовательно, они относятся к компетенции оратора как профессионала. Необходимо помнить о том, что знание риторических приемов аргументации далеко не полностью обеспечивается изучением логики и психологии, хотя и поддерживается ими.

Аргументация речи часто принимает не только логический, но и логико-эмоциональный характер. К аргументации присоединяется эстетизация речи, что повышает ее эмоциональный фон, убедительность и воздействующую силу в целом. Таким образом, эстетический компонент ораторской компетенции соответствует элокуции - еще одной части классической теории риторики. Здесь особое внимание отводится фигурам речи, многие из которых сугубо риторические, но большое их количество употребляется в художественной литературе. В других стилях фигуры речи употребляются меньше и не так, как в судебной ораторской практике. Курсантам и студентам необходимо понять, что судебная риторика имеет свои собственные ярко выраженные качества, что ее не следует уподоблять им, использовать другую стилистику, в итоге получая не подлинную оратор-

скую речь, а стилистический гибрид. На лекции или практическом занятии в ходе анализа произнесенных речей преподаватель демонстрирует, какие стилистические черты недопустимы в ораторской речи, как производить стилистическую замену, объясняет недопустимость отсутствия необходимых элементов.

Подводя итог изложенному, отметим, что при обучении курсантов и студентов публичным судебным выступлениям нужно представить новую для них стилистическую систему во всей ее полноте, чтобы обучающиеся могли проредуцировать соответствующую речь только ее средствами, не прибегая к стилистическим подменам и суррогатам за неимением или незнанием требующихся стилистических средств.

УДК 378

ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ КУРСАНТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ВУЗА

© 2014 О. В. Ощепкова

Аннотация. В статье характеризуется наиболее распространенная классификация стилей руководства Курта Левина, анализируется влияние авторитарного стиля на развитие творческих качеств личности курсанта юридического ведомственного вуза.

Ключевые слова: авторитарный стиль руководства, творческие способности, креативность.

THE INFLUENCE OF MANAGEMENT STYLE ON THE PROFESSIONAL TRAINING OF THE CADETS OF LAW HIGH SCHOOL

© 2014 О. Оshepkova

Summary. In the article the most common management styles classification by Kurt Lewin is examined. The influence of the authoritarian style on the development of creative personal qualities of the cadets of departmental law institute is analysed.

Keywords: authoritarian style of management, creative abilities, creativity.

Формирование профессиональной компетентности выпускников высших учебных заведений является сегодня главной задачей высшей школы. Это новая образовательная парадигма, в рамках которой качество современного образования определяется тем, насколько у выпускников высших профессиональных учебных заведений сформированы компетенции - элементы профессиональной компетентности специалиста, позволяющие выявлять связи между знаниями и ситуациями и применять знания адекватно решаемым проблемам.

Одной из составляющих профессиональных компетенций являются творческие способности личности, позволяющие по-новому, нестандартно решать возникающие профессиональные проблемы, находить своеобразные, самобытные способы преодоления встречающихся трудностей. Актуализация проблемы развития творческих способностей, творческого отношения к действительности, к профессиональной деятельности в сегодняшней реальности продиктована объективными причинами: уровень технического развития общества настолько увеличил темп жизни, что сегодня обходиться имеющимся опытом, стандартным вариантом разрешения трудностей невозможно; каждодневно изменяющиеся условия жизни требуют нестандартного, нешаблонного способа их разрешения.

Необходимость развития творческих способностей сотрудника ФСИН с явной очевидностью прослеживается в Федеральном государственном образовательном стандарте

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.