Научная статья на тему 'РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНСТИТУТОВ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ*'

РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНСТИТУТОВ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ* Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
51
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЭКСТРЕМИЗМА / PREVENTION OF EXTREMISM / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / FOREIGN EXPERIENCE / СВЯЗЬ ПОЛИЦИИ С НАСЕЛЕНИЕМ / COMMUNICATION OF POLICE WITH THE POPULATION / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / LOCAL GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Беджанова Т. Е.

В статье освещается опыт полиции Великобритании по связям с общественностью в противодействии экстремизму. На этой основе высказываются предположения по совершенствованию российского законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF PUBLIC INSTITUTES IN THE SPHERE OF COUNTERACTION OF EXTREMIST ACTIVITY IN GREAT BRITAIN

In article experiment of police of Great Britain on public relations in counteraction to extremism is shined. On this basis are suggested on improvement of the Russian legislation.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНСТИТУТОВ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ*»

ПРОБЛЕМЫ КОНСТИТУЦИОННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА

УДК 342(430):343.3

РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНСТИТУТОВ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ*

Беджанова Т.Е., доцент кафедры конституционного и муниципального права Дагестанского государственного университета, кандидат исторических наук Е-mail: [email protected]

В статье освещается опыт полиции Великобритании по связям с общественностью в противодействии экстремизму. На этой основе высказываются предположения по совершенствованию российского законодательства.

Ключевые слова: предотвращение экстремизма, зарубежный опыт, связь полиции с населением, местное самоуправление.

ROLE OF PUBLIC INSTITUTES IN THE SPHERE OF COUNTERACTION OF EXTREMIST

ACTIVITY IN GREAT BRITAIN

Bedzhanova T.E., Associate Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law of the Daghestan State University, Candidate of Historical sciences

In article experiment of police of Great Britain on public relations in counteraction to extremism is shined. On this basis are suggested on improvement of the Russian legislation.

Key words: prevention of extremism, foreign experience, communication of police with the population, local government.

В XXI веке экстремизм затронул почти все страны мира и особенно Великобританию, где нашел прибежище ряд лидеров исламских экстремистских организаций, питательной средой которых стало большое число мигрантов из разных государств. В первую очередь мигранты из арабских стран стали носителями экстремистских идей.

По этой причине в конце XX - начале XXI веков в этой стране значительно возросли экстремистские проявления, с которыми полиция Великобритании совместно с различными общественными организациями успешно борются. Здесь достигнут довольно низкий уровень экстремистских проявлений как результат четко налаженной работы государственных органов и полиции с опорой на активность общественных организаций и рядовых граждан.

* Исследование выполнено в рамках проекта 17С «Разработка эффективных механизмов взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации по борьбе с экстремизмом посредством анализа конституционно-правовых основ на базе НОЦ "Право"» программы стратегического развития ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет».

Поэтому опыт английских служб по противодействию экстремизму для новой России представляет значительный научный и практический интерес. Возникает необходимость глубокого осмысления этого опыта с целью выработки конкретных предложений по его использованию в специфических условиях российской действительности.

После распада колониальной системы в Великобританию хлынули толпы обездоленных граждан из бывших английских колоний. Перед правительством и общественностью страны встала задача по адаптации новых граждан и созданию социальных условий для их проживания. В этой сфере Великобритания накопила значительный опыт приобщения мигрантов к условиям английских социально-политических реалий.

Потоки мигрантов резко возросли в начале XXI века. Например, к началу 2006 года в страну прибыло около 2 млн. мигрантов, что представляло значительную социальную нагрузку для страны.

Безработные мигранты, лишенные социальных льгот, становились серьезной угрозой для 60-миллионой Великобритании [1, с. 34]. Среди них росло недовольство, преступность охватила моло-

Т.Е. БЕДЖАНОВА

дежную среду, возросло число террористических актов.

В целях обеспечения национальной безопасности правительство Великобритании приняло комплекс мер по стабилизации социальной обстановки в стране и противодействию экстремизму.

Нормы, введенные в миграционное законодательство, позволили ограничить въезд в страну иностранный рабочей силы. Была задействована система отбора по баллам, которая позволяла принимать только тех мигрантов, в которых нуждалось государство. Перед полицией была поставлена задача выявлять лиц, склонных к противоправным действиям, а также тех, кто ведет экстремистскую агитационную работу в национальных общинах и выдворять их из страны на основании конкретных улик.

Серьезную опасность для страны представлял экстремизм в молодежной среде. В 2005 году правительство Великобритании было вынуждено принять закон «О предотвращении терроризма». В рамках этого закона в парламенте страны выступил премьер-министр Гордон Браун по вопросу активизации борьбы с экстремизмом. Особое внимание он обратил на негативную роль Интернета в распространении идей экстремизма, которые разлагают молодежь [2, с. 2].

С целью ограждения учащейся молодежи правительство Великобритании в 2006 году издало специальную директиву по борьбе с пропагандой и распространением экстремистских идей в университетах и колледжах страны. Была принята программа «Предупреждение насильственного экстремизма» на основе пакета мер по борьбе с экстремизмом, представленных министром внутренних дел Великобритании в Парламенте 27 октября 2008 года [3].

Эта государственная программа была основана на принципе «четырех П»: предупреждение, преследование, протекция и подготовка. На основе этой программы Министерство внутренних дел разработало свои комплексные мероприятия по борьбе с экстремизмом и терроризмом во всех его проявлениях.

В борьбе с экстремизмом были задействованы небольшие полицейские подразделения графств, городов и поселений. Полиция анализировала улики и сообщения от населения, которые поступали на ее специальный сайт.

Например, в полиции графства Суррей, есть сайт, посвященный обзору стратегии деятельности полиции по предотвращению терроризма. На этом сайте указано, что правительство страны провозгласило стратегию предотвращения терроризма (экстремизма). Эта стратегия направлена на то, чтобы сорвать планы экстремистских организаций, которые действуют в общинах. На сайте отмечено, что терроризм, являющийся высшим проявлением экстремизма, обусловлен широким спектром причин и может зародиться в любом сообществе. Его

предотвращение ориентировано на сохранение общественной безопасности в конкретных общинах, городах и графствах. Представители общественности могут сыграть важную роль в предотвращении создания экстремистских групп, действующих на местах.

Через этот сайт для сведения населения доведено, какие действия могут свидетельствовать о том, что в их поселении ведется подготовка к теракту.

В числе таких действий перечислены:

- распространение листовок или плакатов, на которых отображена информация, связанная с призывами к осуществлению насильственных действий;

- заседание экстремистской группы в помещениях, принадлежащих общине или в общинных центрах;

- просмотр экстремистских рекламных роликов, призывающих к насильственной деятельности и т.п. [4, а 35].

Зная о каких-либо подобных фактах, граждане, проживающие в общинах, могут проинформировать об этом полицию, позвонив на ее номер, либо послав сообщение на электронный адрес. На сайтах всех полицейских отделений этого государства также содержится подобная информация для граждан, которая позволяет им своевременно распознавать угрозы экстремизма и противодействовать им, проинформировав об этом полицию.

Полиция Великобритании успешно борется с экстремизмом, опираясь на общественность на уровне ее местных отделений по сетевому принципу. На уровне общин в Великобритании создано много общественных организаций и групп добровольцев. Полиция тесно взаимодействует с партнерами полиции, которые оказывают услуги гражданам в случае чрезвычайной ситуации, с группами работников местных предприятий, с различными советами граждан. Очень тесное взаимодействие полиция имеет с органами местного самоуправления. Каждая из этих групп населения играет свою инструментальную роль в мониторинге устойчивости местных общин к угрозе терроризма. При этом полиция работает с ограниченными группами населения, опираясь на их информацию. Такие методы работы позволяют ей предотвращать террористические акты в государстве.

Таким образом, на наш взгляд, в Великобритании уровень экстремизма достаточно низок, несмотря на этническое, социальное и культурное разнообразие, потому что государственные структуры, в том числе и полиция, работают в тесном сотрудничестве с общественностью. Именно опора на общественность позволяет успешно предотвращать деятельность экстремистских групп.

В Российской Федерации пока не удалось в полной мере подключить общественность к борьбе с экстремизмом. Причин тому несколько. Прежде всего, нормативная правовая база в сфере противо-

ЮРИДИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК ДГУ. 2014. № 2.

действия экстремизму в Российской Федерации характеризуется отсутствием системности и четкого правового механизма реализации положений нормативно-правовых актов. Так, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 2003 г. в ч. 7.1 ст. 14; ч. 6.1; ч. 8 ст. 15 и ч. 7.1 ст. 16 закрепляет положение о том, что органы местного самоуправления поселения, городского округа и муниципального района должны принимать «участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма в границах» [5] своего муниципального образования. Но эта норма закона не нашла реального воплощения на практике. Более того, до сих пор в стране не создана муниципальная полиция, которая предусмотрена в законодательстве [6, с. 14].

Нуждается в доработке и правовой статус органов, которые оказывают противодействие экстремизму. Так, в комплексной программе по противодействию религиозно-политическому экстремизму в Республике Дагестан в качестве субъектов осуществления противодействия экстремистской деятельности указаны 22 различных органа, но их полномочия четко не прописаны [7, с. 16]. В частности, не прописаны полномочия органов внутренних дел, полиции и органов местного самоуправления, которые максимально приближены к населению. Невостребованный потенциал этих органов, отсутствие целенаправленной работы полиции с населением и общественностью значительно снижают эффективность противодействия экстремизму в РФ.

Следует также отметить, что Россия? в отличие от Великобритании и других государств, пока не столкнулась с проблемой мигрантов, которые, как свидетельствует мировая практика, чаще всего являются носителями экстремистской идеологии.

Учитывая это факт, миграционное законодательство РФ должно закрепить также нормы, которые способствовали бы профилактике экстремизма со стороны иностранцев в будущем.

Литература

1. Нурбалаева Г.К. Молодежный экстремизм и особенности противодействия ему со стороны полицейских служб Великобритании // Российский следователь. 2011. № 10. С.34.

2. Малышев В.В. Европейский опыт противодействия экстремизму // Правовая инициатива. 2013. № 8. С.2.

3. Пакет мер по борьбе с экстремизмом, представленный министром внутренних дел Великобритании в Парламент 27 октября 2008 г. // Мир сегодня. 2008.

4. Нурбалаева Г.К. Указ. раб. С.35.

5. Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: федер. закон Рос. Федерации от 6 октября 2003 г. (в ред. от 06.12.2011 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 40, ст. 3822.

6. Встреча Президента РФ с заведующими кафедр конституционно-правовых дисциплин // Юридический мир. 2013 № 11. С.14.

7. Азизова В.П. К вопросу о системе мер противодействия религиозно-политическому экстремизму в Республике Дагестан (теоретическое обоснование) // Юридический вестник ДГУ. 2012. № 4.

Поступила в редакцию 29 апреля 2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.