Научная статья на тему 'Противодействие экстремизму в Германии: законодательное регулирование и взаимодействие органов власти*'

Противодействие экстремизму в Германии: законодательное регулирование и взаимодействие органов власти* Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
753
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / ТЕРРОРИЗМ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / ПРОФИЛАКТИКА / EXTREMISM / TERRORISM / LEGISLATION / INTERACTION OF BODIES / COUNTERACTION / PREVENTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Беджанова Т. Е.

В статье рассматриваются вопросы противодействия внутреннему экстремизму в Германии, исследуется законодательство страны и обобщается опыт взаимодействия органов государственной власти по борьбе с экстремизмом. Анализируется российское антиэкстремистское законодательство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COUNTERACTION TO EXTREMISM IN GERMANY: LEGISLATIVE REGULATION AND INTERACTION OF AUTHORITIES

The questions of counteraction to internal extremism in Germany are considered in the article. The legislation of the country is investigated and experience of interaction of public authorities on combating extremism is generalized. The Russian antiextrimist legislation is analyzed.

Текст научной работы на тему «Противодействие экстремизму в Германии: законодательное регулирование и взаимодействие органов власти*»

основ местного самоуправления обеспечило бы реализацию конституционных гарантий самостоятельности муниципальных образований.

Литература

1. Гаджиев А.Ш. Место и роль местного самоуправления в управлении обществом и государством // Юридический вестник ДГУ. 2006. № 2.

2. О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов: Законопроект Республики Дагестан. URL: www.rg.ru (дата обращения: 10.10.2012).

3. Справка об итогах собираемости налогов

и сборов в консолидированный бюджет Российской федерации за 4 месяца 2012 года в Республике Дагестан. URL: www.r05.nalog.ru (дата обращения:

12.10.2012).

Поступила в редакцию 31 октября 2012 г.

УДК 343(430):342.5

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ В ГЕРМАНИИ: ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ВЛАСТИ*

Беджанова Т.Е., доцент кафедры конституционного и муниципального права Дагестанского государственного университета

E-mail: [email protected]

В статье рассматриваются вопросы противодействия внутреннему экстремизму в Германии, исследуется законодательство страны и обобщается опыт взаимодействия органов государственной власти по борьбе с экстремизмом. Анализируется российское антиэкстремистское законодательство.

Ключевые слова: экстремизм, терроризм, законодательство, взаимодействие органов,

противодействие, профилактика.

COUNTERACTION TO EXTREMISM IN GERMANY: LEGISLATIVE REGULATION AND

INTERACTION OF AUTHORITIES

Bedzhanova T.E., associate professor of the Department of constitutional and municipal law of Dagestan state university

The questions of counteraction to internal extremism in Germany are considered in the article. The legislation of the country is investigated and experience of interaction of public authorities on combating extremism is generalized. The Russian antiextrimist legislation is analyzed.

Key words: extremism, terrorism, legislation, interaction of bodies, counteraction, prevention.

Teмa борьбы с экстремизмом и терроризмом весьма актуальна. Террористические организации существовали и по сей день существуют в Испании, США, Великобритании, Италии, Японии, Израиле, Франции, ФРГ и в других странах. Сегодня цивилизованные демократические страны объявили войну международному терроризму — главному злу XXI века.

Некоторые из этих стран довольно активно и успешно боролись и борятся с экстремизмом внутри своего государства. Проблема борьбы с экстремизмом остро стоит перед Россией. По оценкам Следственного комитета экстремизм в любых формах проявления всё больше угрожает безопасности граждан РФ, влечет за собой

* Исследование выполнено в рамках программы стратегического развития ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет», проект «Разработка эффективных механизмов взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации по борьбе с экстремизмом посредством анализа конституционно-

Т.Е. БЕДЖАНОВА

политические, экономические и моральные проблемы в обществе. Россия является слабым звеном в мировом сообществе и по прогнозам некоторых экспертов в условиях глобального экономического кризиса этнический и религиозный факторы могут приобрести особую остроту и стать мощными катализаторами дестабилизации общественно-политической ситуации в ряде регионов Российской Федерации.

В современной России по данным Генпрокуратуры наибольшее количество преступлений, связанных с экстремистскими проявлениями, совершается в Москве, Санкт-Петербурге, республиках Башкортостан и Татарстан, Ставропольском крае, Свердловской, Кемеровской, Тюменской и Новосибирской областях. Наиболее высокие темпы прироста экстремистских преступлений в Центральном федеральном округе - 69,9% и в Сибирском федеральном округе - 135% [1, с. 15]. Одной из самых горячих точек России сегодня остаётся Северный Кавказ.

В современной России пока ещё нет достаточного опыта противодействия внутреннему экстремизму. В этой связи изучение и использование зарубежного опыта борьбы с экстремизмом чрезвычайно важно для Российской Федерации.

Значительный интерес представляет опыт ФРГ в борьбе с экстремизмом (терроризмом) в конце ХХ - начале XXI вв.

В 1968 году в Германии была создана левоэкстремистская организация РАФ (Фракция Красной армии.) РАФ воспринимала себя как часть международного терроризма и поддерживала отношения с террористическими группировками за пределами Западной Германии. Участники РАФ с 1980 года получили помощь и убежище в ГДР. В 1971 году РАФ выступила перед общественностью с программным документом «Концепция ведения городской партизанской войны». Идеология группы основывалась на неомарксизме.

Сформировавшись как молодёжное (студенческое) движение протеста, как политический терроризм, РАФ трансформировалась в террористическую организацию. Лидеров этой организации часто критиковали за отсутствие политического диалога. В период с 1980 по 1985 гг. эта организация на территории Западной Германии совершила 1601 террористический акт [2, с.270].

В этот период в ФРГ социальноэкономическая ситуация была стабильной: смертная казнь отрицалась, довольно либеральным было законодательство в отношении беженцев, для

полиции и правительственных учреждений действовали строгие ограничения на сбор информации. Либеральное германское общество было убеждено, что государству и дальше следует защищать права человека, гарантированные законодательством.

Однако в борьбе с терроризмом Германия на этом этапе использовала довольно жесткие методы. Была увеличена мощь полиции, созданы многочисленные базы данных о подозреваемых, статинформация сканировалась в компьютеры, были улучшены методы классификации информации и её извлечения. По инициативе парламентариев в законодательство были внесены существенные изменения. Возможным стало арестовать подозреваемого при отсутствии с его стороны криминальной деятельности. Представители органов государственной власти получили право во многих ситуациях действовать «по собственному усмотрению». Была запрещена реклама терроризма. Работа полиции совершенствовалась и была нацелена на профилактику предотвращения террористических актов. Изменения в законодательстве и применение жестких методов борьбы с экстремизмом позволили в короткий срок прекратить деятельность РАФ.

В современной Германии придерживаются позиции, что борьбу с экстремизмом следует вести демократическими методами. В стране нет специального закона о противодействии экстремизму. Само наличие экстремистских взглядов у граждан не наказуемо. Преступлением считаются только конкретные действия, такие как применение насилия, распространение материалов, содержащих неофашистскую пропаганду и нанесение материального ущерба. Уголовный кодекс ФРГ содержит норму: «Тот, кто любым способом, нарушающим общественный порядок, подстрекает к разжиганию ненависти к части населения, или призывает к совершению насилия или произвола в отношении неё, или посягает на человеческое достоинство другого таким образом, что он унижает достоинство части населения, злонамеренно порочит или клевещет на него, -наказывается лишением свободы на срок до 5 лет» [3, с.130].

В борьбе с экстремизмом власти Германии умело сочетают репрессивные и превентивные меры. Репрессивные меры применяются в качестве крайнего средства. Законодатели убеждены, что в борьбе с людьми, угрожающими государству, нецелесообразно применять меры, ущемляющие в стране демократические свободы.

В Германии создана эффективная система противодействия экстремизму, важное место в которой отведено Федеральному ведомству по охране конституции (ФВОК) и правоохранительным органам (полиции). Между ними чётко распределены функции. Так, ФВОК занимается сбором информации о деятельности экстремистских кругов и профилактикого экстремизма. У этого ведомства нет полицейских полномочий. Если у его сотрудников появляется основание считать, что какая-либо группировка совершила или планирует совершить правонарушение, то оно ставит об этом в известность правоохранительные органы. Право производить задержание и обыски имеет только полиция [4, с.375].

Ведомство по охране конституции использует общедоступные источники информации (печатные материалы) и методы разведки (встречи с информаторами, внедрение собственных сотрудников в экстремистские круги). Сотрудники ФВОК также реализуют федеральную программу для желающих расстаться с экстремистской деятельностью. Эта программа не только

поддерживает лиц, обращающихся за помощью. Сотрудники федерального ведомства по охране конституции сами обращаются к лидерам экстремистских организаций, добиваясь их нейтрализации. В Германии действует Федеральная программа по профилактике преступности, в которой значительное место уделено мероприятиям в области противодействия экстремизма. Эта программа работает на федеральном и местном уровнях, на уровне земель. По предупреждению преступности несовершеннолетних созданы специальные службы. Таким образом, в ФРГ в борьбе с экстремизмом принимают участие различные организации, имеющие четко прописанные полномочия. Основным направлением их деятельности является профилактика.

Следует отметить, что в немецком законодательстве нет определения «экстремизм». Особый интерес для нас представляет мнение немецких специалистов о российском антиэкстремистском законодательстве. Эксперт института по восточноевропейскому праву при университете Кёльна Кармен Шмидт критически отнеслась к российскому Федеральному закону «О противодействии экстремистской деятельности». По её мнению, широкая трактовка понятия экстремизм делает гражданина уголовно ответственным до совершения им какого-либо противоправного действия, что с юридической точки зрения неприемлемо. Кармен Шмидт констатирует, что «текст изобилует нечеткими

формулировками. А расплывчатые формулировки, как правило, создают благоприятную почву для злоупотреблений» [5].

Считаем критику немецких учёных обоснованной и справедливой. Как представляется, точного определения понятия «экстремизм» дать невозможно, так как экстремизм «укоренён» в сфере идеологии и психологии. Для права эта область сложно идентифицируется. Широкая трактовка понятия экстремизм, в частности, позволяет в качестве его проявления признать массовые беспорядки, хулиганство и вандализм, если они способствуют возбуждению ненависти по идеологическим, политическим, расовым, национальным или религиозным мотивам. Согласно такому подходу экстремизмом можно считать «публичную клевету в отношении лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации при исполнении им своих служебных обязанностей или с связи с их исполнением, соединённую с обвинением указанного лица в совершении деяний, содержащих признаки экстремистской

деятельности, либо в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления» [6].

Под предложенное определение экстремизма можно будет подвести что угодно, создавая правовые основы для злоупотреблений и насилия, грубой борьбы с инакомыслием. Такое определение нарушает конституционное право граждан на свободу выражения мнения. Например, к тяжким преступлениям относится коррупция, значит обвинение чиновников в коррупции - это экстремизм? Думается, следует согласиться с позицией тех ученых, которые считают, что любая критика в адрес госструктур и чиновников может подавляться с помощью размытого российского законодательства о противодействии экстремизму. Ведь критика властей и резкое обсуждение острых вопросов - это не экстремизм, а неотъемлемая черта демократического общества, основанного на плюрализме. И в таком обществе ответственное правительство должно будет прислушиваться к недовольству и проблемам собственных граждан, а не обвинять их в экстремизме. Власть не вправе использовать размытость законодательства для уголовного преследования своих оппонентов. Здоровая оппозиция, критикующая власть, -необходимый элемент любого демократического государства.

Таким образом, опыт Германии в вопросе противодействия экстремистской деятельности может быть использован в России.

К.М. ИСАЕВА

Во-первых, законодательство о

противодействии экстремизму должно иметь чёткие формулировки и не создавать почву для злоупотреблений со стороны власти. Гражданин Российской Федерации обладает правом иметь свое мнение и свободно его высказывать. Законодательство должно содержать четкие гарантии, обеспечивающие реализацию права на свободу выражения мнения.

Во-вторых, важно четко прописать полномочия органов государственной власти, деятельность которых направлена на противодействие экстремизму, сделав главный акцент на его профилактику.

Литература

1. Актуальные проблемы противодействия национальному и политическому экстремизму:

материалы всероссийской научно-практической конференции. Т.1 / под ред. А-Н. З. Дибирова, М.Я. Яхъяева, А.М. Муртазалиева, К.М. Ханбабаева. Махачкала, 2008.

2. Там же. Т.1.

3. Уголовный кодекс ФРГ. М.: Зерцало,

2004.

4. Указ. раб. Т.1.

5. Интернет версия журнала Deutsche Welle. иЯЬ: http://www.dw-world.de/dw/o,, 9251,00.Мт1 (дата обращения. 10.10. 2012).

6. О внесении изменений в статьи 1 и 15 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»: федер. закон Рос. Федерации от 27.07.2006 г. № 148-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 31 (ч. 1), ст. 3447.

Поступила в редакцию 31 октября 2012 г.

УДК 342

К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРИНЦИПА ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО МНОГООБРАЗИЯ

Исаева К.М., соискатель кафедры конституционного и муниципального права Дагестанского государственного университета

E-mail: [email protected]

В статье исследуется содержание конституционного принципа идеологического многообразия в Российской Федерации, представлены различные точки зрения российских ученых на определение понятия «идеологическое многообразие».

Ключевые слова: идеологическое многообразие, плюрализм, демократический режим,

конституционная идеология, правовая идеология.

TO A QUESTION OF THE MAINTENANCE OF THE CONSTITUTIONAL PRINCIPLE OF IDEOLOGICAL VARIETY

Isayeva K.M., competitor of the Department of constitutional and municipal law of Dagestan state university

The substance of the constitutional principle of ideological variety in the Russian Federation is investigated in the article. The various points of view of the Russian scientists on the concept of definition of «ideological variety» are presented.

Key words: ideological variety, pluralism, democratic regime, constitutional ideology, legal ideology.

В период трансформации, который последние новых форм коллективной идентичности, потреб-

годы переживает Россия, когда прежняя форма на- ность в консолидирующей идее становится осо-

циональной идентичности утрачивает свою акту- бенно острой. В этой связи исследование вопросов,

альность, а общество находится в процессе поиска связанных с содержанием конституционного прин-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.