ЮРИДИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК ДГУ. 2013. № 4.
УДК 342.4:343.301(470)
КОНСТИТУЦИЯ РФ 1993 ГОДА КАК ОСНОВА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ*
Магомедов Ш.Б., декан юридического факультета, доктор юридических наук, профессор конституционного и муниципального права юридического факультета Дагестанского государственного университета E-mail: kafedraconst@mail ru
Мусалова З.М., доцент кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета Дагестанского государственного университета, кандидат юридических наук
E-mail: [email protected]
Статья посвящена исследованию конституционных принципов регулирования идеологических процессов в России. На основе анализа конституционных норм делается вывод о прямом запрете Основным законом любых форм экстремизма. Что касается противодействия экстремизму и любым его формам, предполагающего определенное ограничение конституционных прав и свобод личности, то его возможность и необходимость вытекает из статьи 55 Конституции РФ, устанавливающей основания ограничения прав и свобод человека и гражданина.
Magomedov Sh. B., Dean of Faculty of Law at Daghestan State University, Doctor of Law, professor of Department of Constitutional and Municipal Law
Musalova Z.M., Associate Professor of Department of Constitutional and Municipal Law of Daghestan State University, Candidate of Law science
Ключевые слова: Конституция, конституционные принципы, принцип идеологического многообразия, противодействие экстремизму.
The article is devoted to research of the constitutional principles of regulation of ideological processes in Russia. On the basis of the analysis of the constitutional norms the conclusion about a direct ban is drawn by the Fundamental law of any forms of extremism. As for counteraction to extremism and any his forms, assuming certain restriction of constitutional laws and personal freedoms, its opportunity and need follows from article 55 of the Constitution of the Russian Federation establishing the bases of restriction of the rights and freedoms of the person and the citizen.
Key words: Constitution, constitutional principles, principle of ideological variety, counteraction to extremism.
Конституция Российской Федерации в статье 13 закрепляет принцип идеологического многообразия, определяя вектор развития всех идеологических процессов в России.
При этом далее, в части 5 статьи 13 Конституции РФ, определяются конституционные рамки деятельности общественных объединений
Исследование выполнено в рамках программы стратегического развития ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет», проект «Разработка эффективных механизмов взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации по борьбе с экстремизмом посредством анализа конституционно-правовых основ».
путем установления запрета на создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. По сути это границы любых форм и проявлений различных идеологических установок.
Заложенное в статье 13 Конституции РФ идеологическое содержание, будучи основанным на конституционных принцах правового демократического государства, признании и обеспе-
Ш.Б. МАГОМЕДОВ, З.М. МУСАЛОВА
чении приоритета прав и свобод человека и гражданина и верховенства права, является наиболее общим, отражающим выработанную человечеством «некую сумму ценностей, рационально отражающих и интересы личности, и ее потребности, в том числе общественно-политические» [1], а существующие в стране социальные группы, политические партии могут исповедовать лишь ту идеологию, которая вписывается в конституционную модель и не противоречит ей. Лишь при соблюдении этого условия возможно достижение в обществе согласия. Как справедливо отмечают Беджанова Т.Е. и Исаева К.М., «закрепленный в Конституции РФ принцип идеологического многообразия означает не просто признание различных идеологий, а лишь тех, которые не противоречат конституционным нормам» [2, с. 29].
Поскольку под экстремизмом понимается «приверженность к крайним мерам и взглядам, стремление решать проблемы и достигать поставленные цели с применением самых радикальных методов, включая все виды насилия и террора» [3], таким образом, Конституция РФ в статье 13 устанавливает прямой запрет экстремизма как системы взглядов, в основе которых лежит неприятие иных убеждений, то есть неприятие идеологического плюрализма.
Противодействие экстремизму и любым формам его проявления с точки зрения конституционного регулирования, прежде всего, предполагает определенное ограничение конституционных прав и свобод личности. В то же время возможность ограничения или запрета каких-либо идеологических установок и их проявлений вытекает из статьи 55 Конституции РФ, устанавливающей основания ограничения прав и свобод человека и гражданина. Такими основаниями выступают защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Как отмечает Д.Ш. Пирбудагова, «выработка государственно-правовых мер противодействия экстремизму должна базироваться, прежде всего, на признании идеологемы высшей ценности прав и свобод человека и необходимости их практического обеспечения исключительно на конституционно-правовой основе и конституционно-правовыми средствами» [4].
Необходимо сказать, что конституционные механизмы противодействия экстремизму
заложены в основных законах многих государств, особенно это характерно для актов, принятых после Второй мировой войны. В частности, в Германии в Основной закон страны в середине 80-х годов были внесены поправки, устанавливающие запрет как на использование профашистской идеологии, так и на любую деятельность экстремистских организаций. В Италии запрещено создание и деятельность организаций, пропагандирующих идеи национальной или религиозной вражды, дискриминации, установлены меры наказания для организаторов, участников и содействующих им лиц. Конституция Португалии, провозглашая право граждан свободно объединяться при условии, что их объединения не преследуют целей, связанных с применением насилия, и не противоречат уголовному законодательству, в то же время запрещает создание вооруженных и военизированных объединений или объединений, преследующих военные цели, создаваемых независимо от государства и его вооруженных сил, а также организаций, проповедующих фашистскую идеологию.
В заключение хотелось бы также отметить, что закрепление в статье 2 Конституции РФ в качестве ключевых обязанностей государства признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина предполагает обязанность государства всеми существующими законными методами и средствами противодействовать экстремизму.
Литература
1. Авакьян С.А. Ни одна страна не может жить без идеологии // Российская Федерация сегодня. 2009. № 6.
2. Беджанова Т.Е., Исаева К.М. Идеология - важный вектор развития современной России // Юридический вестник ДГУ. 2011. № 1. С. 27.
3. Евдокимова Т.Л. Конституционноправовые основы деятельности органов внутренних дел России по ограничению основных прав и свобод человека и гражданина в условиях противодействия экстремизму: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010.
4. Пирбудагова Д.Ш. К вопросу о защите прав и свобод личности в условиях борьбы с политическим экстремизмом // Юридический вестник ДГУ. 2012. № 3. С. 66.
Поступила в редакцию 10 ноября 2013 г.