Научная статья на тему 'К вопросу об эффективности противодействия экстремистской деятельности в Российской Федерации*'

К вопросу об эффективности противодействия экстремистской деятельности в Российской Федерации* Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
30
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ / ЗАКОН / РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН / ПРОФИЛАКТИКА / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / ЭКСТРЕМИЗМ / PROJECT / LAW / REPUBLIC OF DAGESTAN / PREVENTIVE MAINTENANCE / PREVENTION / EXTREMISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пирбудагова Д. Ш.

В статье обосновывается необходимость принятия нормативного правового акта, регламентирующего вопросы противодействия экстремистской деятельности на территории субъекта Федерации на примере Республики Дагестан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ABOUT EFFECTIVENESS COUNTERACTION TO EXTREMIST ACTIVITY IN THE RUSSIAN FEDERATION

The necessity to adopt the normative legal act which regulates the matters of counteraction to extremist activity an the territory of a constituent entity of the Russian Federation on the example of Dagestan Republic.

Текст научной работы на тему «К вопросу об эффективности противодействия экстремистской деятельности в Российской Федерации*»

ЦЕНТР РЕГИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ДАГЕСТАНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ: ОБЗОР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УДК 342

К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ*

Пирбудагова Д.Ш., руководитель Центра регионального законодательства Дагестанского государственного

университета, зав. кафедрой конституционного и

муниципального права, канд. юрид. наук, доцент, Заслуженный юрист РД

E-mail: in fo@regionlaw. ru

В статье обосновывается необходимость принятия нормативного правового акта, регламентирующего вопросы противодействия экстремистской деятельности на территории субъекта Федерации на примере Республики Дагестан.

Ключевые слова: проект, Закон, Республика Дагестан, профилактика, предупреждение, экстремизм.

TO THE QUESTION ABOUT EFFECTIVENESS COUNTERACTION TO EXTREMIST ACTIVITY IN

THE RUSSIAN FEDERATION

Pirbudagova D.Sh., the head of the Center of the regional legislation, the Head of the Department of constitutional and municipal law of Dagestan state university, PhD in law, associate professor, Deserved lawyer of RD

The necessity to adopt the normative legal act which regulates the matters of counteraction to extremist activity an the territory of a constituent entity of the Russian Federation on the example of Dagestan Republic.

Key words: project, Law, Republic of Dagestan, preventive maintenance, prevention, extremism.

Сегодня можно констатировать, что экстремизм, затрагивающий такие охраняемые нормами международного и национального права интересы и ценности, как мирное сосуществование и безопасность государств, свобода и безопасность народов, основные права и свободы человека, стал глобальной проблемой современности.

Для многонациональной и поли-конфессиональной России распространение экстремизма, составными элементами которого выступают национализм и фашизм, религиозная

нетерпимость и ксенофобия, является очевидной угрозой национальной безопасности страны.

Действующее в сфере противодействия экстремизму и терроризму федеральное законодательство в ряде положений по: 1) предупреждению терроризма, в том числе выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); 2) минимизации и ликвидации последствий проявления терроризма;

* Исследование выполнено в рамках Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет» по проекту «Разработка эффективных механизмов взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации по борьбе с экстремизмом посредством анализа конституционноправовых основ».

ЮРИДИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК ДГУ. 2012. № 4.

3) предупреждению, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности (профилактика экстремистской деятельности), предусматривает совместную

деятельность органов власти различных уровней в пределах своей компетенции, что, в свою очередь, требует конкретизации соответствующих

полномочий.

В соответствии с п. «б» ч.1 ст.72

Конституции РФ обеспечение законности правопорядка и общественной безопасности

отнесено к совместному ведению Федерации и ее субъектов. Следовательно, детализация рамочных полномочий, закрепленных на федеральном уровне не только возможна, но и должна быть осуществлена субъектами Российской Федерации.

Анализ нормотворчества субъектов

Федерации, проведенный Центром регионального

законодательства Дагестанского государственного университета*, позволяет условно

классифицировать нормативные правовые акты субъектов Федерации по вопросам противодействия экстремистской деятельности на две группы. К первой группе относятся акты, вводящие в действие документы программного **

характера , под реализацию которых выделяются значительные бюджетные средства, при этом размер финансирования запланированных

мероприятий и их эффективность зачастую

* Центр регионального законодательства ДГУ создан в 2011 году в рамках реализации Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы, направление «Юридические и политические науки», мероприятие 1.2.2 «Проведение научных исследований научными группами под руководством кандидатов наук», госконтракт №П1024 «Обеспечение единого правового пространства Российской Федерации: мониторинг

регионального законодательства».

** Например: Закон Карачаево-Черкесской Республики от 25 июля 2008 г. №53-Р3 «О республиканской целевой программе «Профилактика терроризма и экстремизма в Карачаево-Черкесской Республике на 2008-2010 годы». Доступ из справ.-правовой системы

«КонсультантПлюс»; Закон Чеченской Республики от 27 мая 2010 г. №160РЗ «О профилактике правонарушений в Чеченской Республике». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»; Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 27 декабря 2010 г. №389 «О республиканской целевой программе по противодействию экстремистским проявлениям в Республике Северная Осетия-Алания на 2011-2013 годы». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

обратно пропорциональны. Вторая представлена законами об общей профилактике правонарушений***, где вопросам противодействия и профилактики экстремистской деятельности посвящены отдельные статьи без какой-либо содержательной конкретизации соответствующих полномочий органов власти. Вместе с тем отсутствие должного нормативного обеспечения взаимодействия органов власти различных уровней снижает эффективность уже

существующих правовых механизмов

противодействия экстремизму, поскольку их реализация возможна исключительно путем

возложения конкретных обязанностей на органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления и должностных лиц, а также закрепления ответственности, в том числе и конституционно-правовой, за их неисполнение.

В этой связи представляется целесообразным принятие нормативного правового акта,

регламентирующего вышеуказанный круг вопросов.

Коллективом Центра регионального законодательства Дагестанского государственного университета предпринята попытка разработать проект закона в сфере профилактики и предупреждения экстремистской деятельности в Республике Дагестан. Структура и содержание представленного проекта могут быть использованы в качестве модели нормативного правового акта, применительно к любому субъекту Федерации**** вне зависимости от этно- и конфессионального состава населения, проживающего на его территории. Что же касается адресности представленного законопроекта, то это обусловлено, тем, что действующий Закон «О

*** Например: Закон Чеченской Республики от 15.06.2010 г. № 16-РЗ «О профилактике правонарушений в

Чеченской Республике». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»; Закон Санкт-Петербурга от 04.06.2007 г. №230-42 (ред. от 20.04.2011). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»; Закон Чувашской Республики от 25.11.2003 №38 «О

профилактике правонарушений в Чувашской

Республике». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

**** Возможность такого подхода обусловлена

практически унифицированной структурой органов государственной власти.

**** Возможность такого подхода обусловлена

практически унифицированной структурой органов государственной власти.

Д.Ш. ПИРБУДАГОВА

запрете ваххабитской и иной экстремисткой деятельности в Республике Дагестан» не отвечает современным реалиям и уровню правового регулирования. Положения данного закона

противоречат Конституции РФ и федеральному законодательству в целом . Положения проекта закона «О профилактике и предупреждении экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан» направлены на обеспечение взаимодействия между органами государственной власти, местного самоуправления и

общественными институтами в вышеуказанной сфере.

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что выносимый на суд научной общественности проект закона в качестве возможной модели носит постановочный характер по отношению к заявленной проблематике, требующей в силу своей многоаспектности дальнейшей углубленной проработки. В этой связи будут весьма интересны отклики и предложения по прилагаемому законопроекту.

Пирбудагова Д.Ш. - канд. юрид. наук, доцент; Магомедов Ш.Б. - д-р юрид. наук, профессор, Азизова В.Т.

- канд. юрид. наук, доцент; Мусалова З.М. - канд. юрид. наук, доцент; Габиева С.М. - канд. юрид. наук, доцент; Серкеров С.Э. - канд. юрид. наук, доцент

ПРОЕКТ Республика Дагестан ЗАКОН

О ПРОФИЛАКТИКЕ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА

ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Настоящий Закон принят в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим вопросы профилактики и

предупреждения экстремистской деятельности, в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения законности, правопорядка и

общественной безопасности, и регулирует отношения органов государственной власти и органов местного самоуправления, организаций и граждан, участвующих в осуществлении на

территории Республики Дагестан мероприятий по профилактике и предупреждению экстремистской деятельности.

Статья 1. Законодательство о

профилактике и предупреждении

экстремистской деятельности

Законодательство о профилактике и

предупреждении экстремистской деятельности на

* См.: Пирбудагова Д.Ш. Единое правовое пространство и проблемы обеспечения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2009. №18. С.5.

территории Республики Дагестан основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», Федерального закона «О противодействии терроризму», иных федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации, Конституции Республики Дагестан, законов и иных нормативных правовых актов Республики Дагестан, а также настоящего Закона.

Статья 2. Основные направления профилактики и предупреждения

экстремистской деятельности

Профилактика и предупреждение экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан осуществляются в пределах своих полномочий органами государственной власти Республики Дагестан и органами местного самоуправления при взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по Республике Дагестан по следующим направлениям:

- выявление причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.