ПРОБЛЕМЫ КОНСТИТУЦИОННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА
УДК 342. 9(075)
ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ ОСНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Арсланбекова А.З., профессор кафедры административного и финансового права Дагестанского государственного университета, д-р юрид. наук E-mail: tanima22@mail. ru
В статье автор останавливается на проблемах совершенствования и развития финансовых основ местного самоуправления и предлагает пути укрепления финансовой самостоятельности муниципалитетов.
Ключевые слова: финансовая самостоятельность, местное самоуправление, муниципальное образование, налоговые доходы, финансовая помощь.
PROBLEMS OF THE IMPROVEMENT OF FINANCIAL BASES OF LOCAL SELF-GOVERNMENT ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN
Arslanbekova A.Z., professor of the Department of administrative and financial law of Dagestan state university, doctor of law
In the article the author covers the problems of improvement and development of the financial bases of local self-government and proposes the ways to strengthen the financial independence of municipalities.
Key words: financial autonomy, local self-government, municipality, tax revenues and financial assistance.
Органы местного самоуправления обязаны обеспечить реализацию многообразных потребностей населения, в частности, оказание медицинских, образовательных, коммунальных услуг, создавать условия для развития среднего и малого бизнеса, обеспечить охрану окружающей среды и общественного порядка и др. [1, с. 39]. В связи с этим вопросы совершенствования и развития финансовых основ местного самоуправления являются на сегодняшний день весьма актуальными.
Следует отметить, что получив юридическую самостоятельность, муниципальные образования не получили реальных экономических возможностей для ее реализации. Несмотря на то, что органы местного самоуправления получили право самостоятельно формировать местные бюджеты, устанавливать местные налоги и сборы, осуществлять управление муниципальным долгом, большинство муниципальных образований остаются дотационными, т.е. полностью зависимыми от вышестоящих органов государственной власти.
В 2013 году в большинстве поселений Республики Дагестан местные бюджеты также будут формироваться в основном за счет дотаций и субвенций из бюджета Республики Дагестан и их финансовое положение практически не улучшиться
[2]. В этих условиях большинство муниципальных образований не располагают средствами на финансирование капитальных расходов, в том числе на модернизацию коммунальной инфраструктуры муниципальных образований (электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения), а также на проведение капитального ремонта объектов муниципальной собственности, в частности, в сферах образования, здравоохранения, культуры и т.д.
В обмен на получение финансовой помощи органы местного самоуправления вынуждены решать вопросы местного значения в соответствии с указаниями региональных органов власти даже тогда, когда это противоречит интересам населения, проживающего на территории муниципального образования. Результатом становится утрата доверия
А.З. АРСЛАНБЕКОВА
населения к решениям и действиям местной власти, падение ее авторитета.
Следует отметить, что система финансовой помощи муниципальным образованиям связана с определенными проблемами, это, например, отсутствие стимулов к получению дополнительных доходов, так как региональная власть уменьшает размер дотаций на такую же сумму; злоупотребления администраций районов, которым региональная власть делегирует распределение финансовой помощи поселениям и др.
Финансовая самостоятельность местного самоуправления обеспечивается наличием собственных доходов местных бюджетов. Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации к ним отнесены не только местные налоги и сборы, но и доли федеральных и региональных налогов: налога на доходы физических лиц, единого сельскохозяйственного налога, государственной пошлины.
Думается, с целью укрепления финансовых основ муниципалитетов необходимо усилить роль местных налогов в формировании доходной части бюджета. В настоящее время систему местных налогов составляют только земельный налог и налог на имущество физических лиц. По предварительным итогам за 4 последних месяца 2012 года достигнут прирост поступлений в сравнении с аналогичным периодом 2011 года: 50,7 млн. рублей (32,1%) по земельному налогу, 46,2 млн. рублей (41,2%) по налогу на имущество физических лиц
[3]. Такой объем налоговых доходов по местным налогам не может обеспечить финансовую самостоятельность местных бюджетов. И хотя их собираемость постепенно растет ввиду юридического оформления земельно-имущественных отношений, поскольку само оформление требует значительных денежных и организационных затрат, ситуация в ближайшие годы существенно не изменится.
Следовательно, необходимо закрепить за муниципальными образованиями дополнительные налоги и отчисления от них. Дополнительно передаваемые муниципальным образованиям налоги должны стимулировать экономическое развитие территории, чего сейчас не наблюдается.
В связи с этим надо рассмотреть вопрос о придании статуса местных некоторым другим налогам (например, налогам, связанным с применением специальных налоговых режимов). Следует отметить, что органы местного самоуправления имеют большие возможности влиять на плательщиков этих налогов (субъектов малого бизнеса) и, одновременно, заинтересованы в их развитии.
Целесообразно также учитывать целевое назначение налога и привязать его к тому уровню
бюджетной системы, который решает соответствующие вопросы (например, транспортный налог мог бы быть использован на строительство, реконструкцию и ремонт дорог муниципалитета).
Для обеспечения финансовой самостоятельности большое значение имеет не только наличие у муниципального образования собственных налоговых доходов, но и их объем в общей структуре доходов местного бюджета. В последнее время низок уровень не только собственных доходов, но и доходов, закрепленных за органами местного самоуправления на постоянной и долговременной основе. Поэтому в рамках существующей налоговой системы следовало бы также увеличить долю отчислений от налога на доходы физических лиц (например до 50%).
В настоящее время очевидно, что необходимо увеличивать доходные источники местного самоуправления. Поэтому одной из задач местных образований является более активное использование неналоговых механизмов формирования доходной части местного бюджета, а именно формирование ее за счет прибыли, полученной муниципальными предприятиями, доходов от использования муниципальной собственности, от вложения собственных средств в инвестиционные проекты и др.
Для решения задач, стоящих перед муниципальными образованиями, необходимо искать новые методы укрепления финансовой основы развития местного самоуправления. В связи с этим нельзя не отметить значение инвестирования. Для привлечения внешних инвесторов необходимо создавать благоприятный инвестиционный климат для предприятий, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования, путем предоставления льгот по местным налогам и сборам, снижения арендной платы, платы за землю и т.д.
Проанализировав основные проблемы развития финансовых основ местного самоуправления, можно сделать следующие выводы.
1. С целью обеспечения самостоятельности органов местного самоуправления необходимо законодательно обеспечить стабильные источники пополнения доходов местных бюджетов.
2. Нужно активно использовать новые методы укрепления финансовой основы местного самоуправления.
Представляется, что предлагаемые мероприятия способны повысить финансовую самостоятельность муниципальных образований, укрепить их доходную базу и обеспечить рост эффективных бюджетных расходов.
В заключение хотелось бы отметить, что решение проблем совершенствования финансовых
ЮРИДИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК ДГУ. 2012. № 4.
основ местного самоуправления обеспечило бы реализацию конституционных гарантий самостоятельности муниципальных образований.
Литература
1. Гаджиев А.Ш. Место и роль местного самоуправления в управлении обществом и государством // Юридический вестник ДГУ. 2006. № 2.
2. О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов: Законопроект Республики Дагестан. URL: www.rg.ru (дата обращения: 10.10.2012).
3. Справка об итогах собираемости налогов
и сборов в консолидированный бюджет Российской федерации за 4 месяца 2012 года в Республике Дагестан. URL: www.r05.nalog.ru (дата обращения:
12.10.2012).
Поступила в редакцию 31 октября 2012 г.
УДК 343(430):342.5
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ В ГЕРМАНИИ: ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ВЛАСТИ*
Беджанова Т.Е., доцент кафедры конституционного и муниципального права Дагестанского государственного университета
E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются вопросы противодействия внутреннему экстремизму в Германии, исследуется законодательство страны и обобщается опыт взаимодействия органов государственной власти по борьбе с экстремизмом. Анализируется российское антиэкстремистское законодательство.
Ключевые слова: экстремизм, терроризм, законодательство, взаимодействие органов,
противодействие, профилактика.
COUNTERACTION TO EXTREMISM IN GERMANY: LEGISLATIVE REGULATION AND
INTERACTION OF AUTHORITIES
Bedzhanova T.E., associate professor of the Department of constitutional and municipal law of Dagestan state university
The questions of counteraction to internal extremism in Germany are considered in the article. The legislation of the country is investigated and experience of interaction of public authorities on combating extremism is generalized. The Russian antiextrimist legislation is analyzed.
Key words: extremism, terrorism, legislation, interaction of bodies, counteraction, prevention.
Teмa борьбы с экстремизмом и терроризмом весьма актуальна. Террористические организации существовали и по сей день существуют в Испании, США, Великобритании, Италии, Японии, Израиле, Франции, ФРГ и в других странах. Сегодня цивилизованные демократические страны объявили войну международному терроризму — главному злу XXI века.
Некоторые из этих стран довольно активно и успешно боролись и борятся с экстремизмом внутри своего государства. Проблема борьбы с экстремизмом остро стоит перед Россией. По оценкам Следственного комитета экстремизм в любых формах проявления всё больше угрожает безопасности граждан РФ, влечет за собой
* Исследование выполнено в рамках программы стратегического развития ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет», проект «Разработка эффективных механизмов взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации по борьбе с экстремизмом посредством анализа конституционно-