УДК 332.122
Атаева Таибат Амирахмедовна
преподаватель кафедры маркетинга и коммерции Дагестанского государственного института народного хозяйства [email protected]
Проблемы и перспективы
СОЗДАНИЯ ФИНАНСОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА
Taibat A. Ataeva
lecturer at the Department of marketing and commerce,
Dagestan State Institute of National Economy [email protected]
Problems and prospects
FOR THE CREATION OF THE FINANCIAL CAPACITY OF THE REGION
Аннотация. В статье отмечается, что финансовые ресурсы всегда находятся в собственности тех или иных субъектов и используются для решения поставленных задач. В состав финансовых ресурсов входят активы, которые привлекаются к проведению хозяйственных или нехозяйственных операций. Активизация усилий по саморазвитию во всех российских регионах и муниципальных образованиях позволяет интенсифицировать факторы роста финансового потенциала. Однако, на сегодняшний день отсутствуют эффективные стимулы роста доходной части территориального бюджета. Поэтому многие регионы заинтересованы в поддержании на надлежащем уровне своего финансового потенциала для обеспечения своих нужд.
Ключевые слова: финансовая политика, финансовый потенциал, бюджет.
Annotation. Financial resources are always owned by the various stakeholders and are used for the tasks. The structure of financial resources concludes assets involved in carrying out economic or non-economic transactions. Stirring up efforts to self-development in all Russian regions and municipalities allows intensifying financial potential growth factors. However, to date there are no effective incentives to increase the revenue of the territorial budget. Therefore, many regions are interested in maintaining an appropriate level of its financial capacity to meet their needs.
Keywords:
budget.
financial policy, financial potential,
В последнее время в связи со сложившейся ситуацией финансового экономического кризиса, затронувшего и Российскую Федерацию, субъекты РФ столкнулись с необходимостью создания собственного стабильного финансового механизма, способного обеспечить оптимальный уровень финансовой политики региона. Поэтому особенно важным становится процесс развития региональных экономик по модерниза-ционному сценарию, т.к. именно регионы являются наиболее мобильными и открытыми к осуществлению модернизмов.
Однако, на сегодняшний день отсутствуют эффективные стимулы роста доходной части территориального бюджета. Выравнивание региональных бюджетов за счет межбюджетных трансфертов не содействует их заинтересованности в эффективном использовании бюджетных средств. Результат - появление большого числа хронически дотационных территорий.
Особую важность приобретают вопросы финансовой самостоятельности и обеспеченности регионов, решение которых в значительной степени зависит от структуры экономики и уровня ее развития на соответствующей территории. В контексте изложенного возникает потребность в
уточнении характера и содержания финансовых ресурсов, источников, которые их формируют.
Одной из важных проблем, решение которых необходимо для обеспечения эффективности экономики регионов РФ, сбалансированного развития регионов, является совершенствование методов и механизмов управления финансовыми ресурсами региона.
К финансовым ресурсам региона относят всю совокупность финансовых ресурсов, которые формируются и (или) используются для решения проблем, связанных с процессами проектирования, строительства, развития, функционирования объектов и субъектов социально-экономической и инженерно-производственной инфраструктур региона, субъектов предпринимательской деятельности в регионе. Финансовые ресурсы региона являются одним из видов ресурсов, обеспечивающих его функционирование и развитие.
В результате этого происходит трансформация статического понятия «финансовые ресурсы» в динамическое - «финансовый потенциал», формирование и рациональное использование которого предусматривает планирование движения финансовых ресурсов любого происхождения, в
185
том числе тех, частные владельцы которых заинтересованы в получении максимальной прибыли с минимальными рисками.
Можно выделить несколько проблем формирования доходов региональных бюджетов. Во-первых, это отсутствие возможности долгосрочных прогнозов макроэкономических показателей при планировании региональных бюджетов, так как регионам сложно точно спрогнозировать перспективу роста или снижения инфляции, курса рубля и других валют, мировых цен на сырье и материалы и т.д.
Во-вторых, наблюдается значительная дифференциация регионов, которая приводит к сложности планирования бюджетных показателей, объемов дофинансирования субъектов РФ. В настоящее время государственное управление в нашей стране отличается чрезмерной, на наш взгляд, централизацией, что оказывает отрицательное воздействие на экономическую ситуацию в субъектах РФ. На сегодняшний день существует настоятельная необходимость разработки системы, предусматривающей создание через налоговое и бюджетное законодательство исходных возможностей для сбалансирования региональными органами власти своих бюджетов, в первую очередь, за счет собственных сил. И предусмотреть перераспределение средств из вышестоящего бюджета можно только в строго определенных случаях, например, по каким-либо объективным причинам.
В-третьих, немаловажной проблемой является влияние мирового финансового кризиса. Как известно, основным источников бюджетов субъектов РФ является налог на прибыль. Однако, в кризисных процессах в выгодном положении будут те регионы, которые зависят напрямую от федерального центра, где основным источником доходов является налог на доходы физических лиц. Таким образом, возникает несправедливая ситуация, которая может привести к множеству социальных проблем в будущем.
Недостаточная самостоятельность региональных органов управления при планировании и формировании бюджета и развития собственных источников бюджета определяет следующую проблему. Российская налоговая система обладает высокой централизацией, что «идет вразрез» с принципами федеративного государства.
Следствием этого является то, что установление ставок и баз налогообложения регулируется преимущественно федеральным законодательством. И хотя в отношении некоторых налогов региональные власти все же обладают возможностью установления налоговой ставки определения налогооблагаемой базы, но даже с учетом этого органы власти субъектов РФ в большинстве случаев не имеют формальных рычагов влияния на уровень собираемости налогов, обеспечивающих наполнение федерального бюджета.
К проблемам формирования доходов территориальных бюджетов также относится неэффективность и непрозрачность действующей системы перераспределения финансовых средств между бюджетами различных уровней. Это приводит в ряде случаев к отсутствию увязки между собой принимаемых мер для стабилизации финансовой ситуации в регионах, слабому контролю за исполнением и эффективностью целевых финансовых вложений, производимых федеральным центром на региональном уровне.
И наконец, отсутствие отработанных путей и приемов по корректировке действий федерального центра по оказанию адекватной финансовой помощи в особых (кризисных) условиях (инертность принятия решений).
Представим наглядно основные направления повышения эффективности формирования доходов в виде следующей схемы (рис. 1).
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ Ф ОРЛШРОВАНИЯ ДОХОДОВ РЕЕПОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ
Упорядочение порядка п ставок отчисления части федеральных налогов в пользу региональных бюджетов.
Доработка действующего законодательства
Реализация в полном объеме мер по преодолению последствий мирового финансового кризиса.
Рис. 1. Направления повышения эффективности формирования доходов
186
Таким образом, можно определить основные пути повышения финансового потенциала регионов:
- создание новых производств, развитие малого предпринимательства, прежде всего в высокотехнологичных секторах;
- выстраивание эффективной системы всесторонней поддержки инновационной деятельности;
- проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, практическое внедрение их результатов;
- создание условий для эффективного функционирования, а также путем оказания государственной поддержки на начальном этапе;
- повышение экономической активности населения.
В обобщенном понимании финансовые ресурсы региона по своим источникам происхождения можно разделить на финансовые ресурсы внутреннего и внешнего происхождения.
К финансовым ресурсам внутреннего происхождения, прежде всего, относятся средства местных бюджетов, внебюджетных фондов, предприятий и учреждений региона любой формы собственности и сферы деятельности, а также деньги населения, то есть средства, которые для определенной территории имеют внутреннее происхождение.
К финансовым ресурсам внешнего происхождения относятся субсидии и субвенции из государственного бюджета, средства, которые заимствуются или привлекают субъектами хозяйствования и населения из внешних для данной территории источников, международная помощь.
Изменение экономической среды приводит к появлению в структуре финансового потенциала региона новых элементов. С развитием внешнеэкономической деятельности в состав возможных финансовых ресурсов региона целесообразно включить такую группу финансовых ресурсов внешнего происхождения, как инвестиции в свободные экономические зоны и территории приоритетного развития, заимствования на международных финансовых рынках, техническая помощь международных финансовых учреждений. Средства из указанных источников могут получать субъекты хозяйствования региона, а также органы местного самоуправления для решения социально-экономических программ.
Литература:
1. Стратегия социально-экономического развития РД до 2015 года.
2. Официальный сайт Министерства финансов. URL: www.minfin.ru
3. Статистические данные Государственного комитета статистики республики Дагестан.
Следовательно, финансовый потенциал республики Дагестан, наряду с финансовыми ресурсами, находящихся в обращении у предприятий, организаций, населения, включает в свой состав денежные средства, которые могут быть привлечены кредитно-финансовой системой в процессе экономического роста, а также инвестиционные ресурсы, которые могут быть созданы в результате ускорения воспроизводственного процесса.
Как показывает практика, на современном этапе экономических преобразований в качестве отдельных источников финансовых ресурсов региона следует рассматривать средства, поступающие в местные бюджеты, государственных и коммунальных предприятий от приватизации и предоставления в аренду имущества, а также от управления корпоративными правами, которые принадлежат местным органам власти в акционерных обществах.
Основным источником финансовых ресурсов региона во всем мире традиционно считаются денежные средства населения, то есть финансовые ресурсы, которые состоят из текущих денежных доходов и накоплений физических лиц, имеют форму денежных средств, как обращающихся, так и иммобилизованных.
В условиях низкой покупательной способности населения, дефицитности региональных бюджетов, основным реальным источником финансовых ресурсов для предприятий, учреждений выступают банковские кредиты. Банковские и страховые средства, а также средства паевых инвестиционных фондов наиболее мобильны, поскольку постоянно находятся в обороте.
Однако, по выводам специалистов, на современном этапе развития национальная банковская система республики Дагестан имеет недостаточную капитализацию, которая является общей проблемой финансовой устойчивости и автономности банковской системы региона, а, следовательно, проблемой надлежащего обслуживания банками принятых на себя денежных обязательств.
От качества банковской системы регионов РФ зависит надежность всей экономической системы страны и динамика дальнейшего развития, потому что она также выполняет функцию по обеспечению обращения финансовых ресурсов в государстве.
Literature:
1. Strategy of social and economic development of RD till 2015.
2. Official site of the Ministry of Finance of RF. URL: www.minfin.ru
3. Statistical data of the State Statistics Committee of the Republic of Dagestan.
187