Научная статья на тему 'Финансовый потенциал региона: сущность и элементы управления'

Финансовый потенциал региона: сущность и элементы управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4674
525
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / РЕГИОН / ЭЛЕМЕНТЫ ПОТЕНЦИАЛА / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ / УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ / FINANCIAL POTENTIAL / REGION / POTENTIAL ELEMENTS / REGIONAL FINANCE / MANAGEMENT IN FINANCIAL POTENTIAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голодова Жанна Гаврииловна

Современный экономический кризис существенно снизил финансовые возможности большинства регионов Российской Федерации. В этих условиях для разработки региональной экономической политики и повышения эффективности ее реализации особое внимание должно быть уделено анализу процессов формирования и оценки финансового потенциала региона, раскрывающего финансовые ресурсы субъектов экономики, факторы и условия их вовлечения, а также риски и угрозы, возникающие в процессе использования. В статье раскрывается сущность дефиниции понятия«финансовый потенциал», определяются его основные элементы и аспекты управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Голодова Жанна Гаврииловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Financial potential of region: essence and management elements

The modern economic crisis has essentially affected financial possibilities of the majority of regions Russian Federations. In these conditions for working out of regional economic policy and increase of efficiency of its realization the special attention should be given the analysis of processes of formation and an estimation of financial potential of the region opening financial resources of subjects of economy, factors and conditions of their involving, and also risks and the threats arising in the course of use. In article the essence of a definition «financial potential» reveals, its basic elements and aspects of management are defined.

Текст научной работы на тему «Финансовый потенциал региона: сущность и элементы управления»

ФИНАНСОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА: СУЩНОСТЬ И ЭЛЕМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ

Ж.Г. Голодова

Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Современный экономический кризис существенно снизил финансовые возможности большинства регионов Российской Федерации. В этих условиях для разработки региональной экономической политики и повышения эффективности ее реализации особое внимание должно быть уделено анализу процессов формирования и оценки финансового потенциала региона, раскрывающего финансовые ресурсы субъектов экономики, факторы и условия их вовлечения, а также риски и угрозы, возникающие в процессе использования. В статье раскрывается сущность дефиниции понятия«финансовый потенциал», определяются его основные элементы и аспекты управления.

Ключевые слова: финансовый потенциал, регион, элементы потенциала, региональные финансы, управление финансовым потенциалом.

Для возврата на траекторию экономического роста России необходимы в достаточном объеме финансовые ресурсы. Учитывая, что в условиях современного экономического кризиса привлечение этих ресурсов на внешних рынках затруднено, представляется необходимым поиск собственных возможностей финансирования экономического роста и развития страны и ее регионов. В этой связи необходим анализ процесса формирования и наращивания финансового потенциала на национальном и региональном уровнях.

Понятие и элементы финансового потенциала. Раскрывая финансовые ресурсы применительно к региону, ученые-экономисты обычно используют разные дефиниции, обладающие отдельными недостатками. Термин «региональные финансы», посредством которого увязывают бюджеты региона и межбюджетные отношения, с одной стороны, расширяет финансы как ресурсы, с другой — ограничивается учетом только государственных финансов. Но финансы занимаются преимущественно распределением и перераспределением, тогда как финансовые ресурсы создаются предприятиями и организациями всех форм собственности, а также домашними хозяйствами. Другой используемый термин, близкий к предыдущему, — «территориальные финансы» — нам кажется еще менее удачным, поскольку территории не являются субъектами экономики. В связи с этим считаем, что именно термин «финансовый потенциал» позволяет раскрыть все финансовые ресурсы региона, а также взаимосвязи и взаимозависимости, взаимоотношения, возникающие в процессе их формирования, использования и наращивания.

Единого подхода к определению финансового потенциала не существует. Довольно общее понятие финансового потенциала содержится в работе А.М. Волкова, который одним из первых в нашей стране стал использовать этот термин. Он полагал, что финансовый потенциал представляет собой «часть ресурсов произведенного национального дохода, которая после всех процессов перераспреде-

ления воплощается по материально-вещественному составу в приросте средств производства» [1. С. 149]. Наибольший интерес представляют определения финансового потенциала применительно к региону. Так, О.Ю. Свиридов отмечает, что «финансовый потенциал региона более емкое понятие, чем финансы региона» [2. С. 113]. С его точки зрения, финансовый потенциал охватывает все текущие финансовые возможности региона и включает в себя консолидированный бюджет, внебюджетные фонды, межбюджетные потоки; ценные бумаги, выпущенные органами власти и управления субъекта Федерации или органами местного самоуправления; финансовый потенциал предприятий и организаций; средства населения, находящиеся на руках, в банках и иных финансовых институтах, а также в виде различных ценных бумаг; финансовые ресурсы институтов кредитнобанковской системы данного региона, а также средства, привлеченные банками из других регионов. В таком определении, на наш взгляд, также содержится несколько неточностей. Во-первых, сумма выпущенных органами власти и управления ценных бумаг учитывается в бюджете соответствующего уровня, а потому возникает «двойной» счет. Во-вторых, часть средств население направляет на приобретение ценных бумаг государства. Кроме того, очень обтекаемо сформулирован источник средств со стороны предприятий и организаций — их потенциал, содержание которого автором не раскрывается. Однако далее в работе автор указывает, что финансовый потенциал включает в себя основные фонды, природные ресурсы и прочие элементы материального богатства, сосредоточенного в регионе, а финансы региона — часть его финансового потенциала. С таким определением вообще нельзя согласиться, поскольку часть перечисленных элементов включается в экономический потенциал региона (природно-ресурсный потенциал) наряду с финансовым потенциалом.

Считаем, что финансовый потенциал региона может быть определен как способность финансовой системы региона обеспечить рост и развитие в долгосрочной перспективе за счет совокупности доступных ресурсов, а также условия, создаваемые государством (речь прежде всего идет о механизме регулирования финансово-банковской системы), предприятиями и организациями, населением региона для формирования, распределения и перераспределения этих ресурсов с целью достижения определенных финансовых результатов, обеспечения расширенного воспроизводства и социального развития. При этом необходимо предусмотреть:

— наличие собственных источников финансирования, обеспечивающих основные потребности региона;

— возможность привлечения на приемлемых условиях внешних источников в необходимых объемах, как на возмездной, так и безвозмездной основах;

— формирование объемов ресурсов при приемлемом уровне риска;

— наличие институтов, обеспечивающих эффективность управления финансами региона.

Для более четкого анализа и использования предлагаем расширенную классификацию финансового потенциала с учетом совокупностей параметров (таблица).

Таблица

Классификации финансового потенциала и цели его формирования

Критерий классификации Виды потенциала Цель формирования и анализа

В зависимости от локализации Потенциал государства Потенциал региона Разработка и реализация стратегии развития, направленной на повышение качества жизни

По степени вовлечения Формируемый потенциал Минимизация воздействия рисков и неопределенности

Реализуемый потенциал Реализация стратегии развития региона

Нереализуемый потенциал Возможность его использования в будущем

В зависимости от источника формирования Собственный потенциал Установление макроэкономических и бюджетных параметров

Привлеченный потенциал Принятие решений об эмиссии ценных бумаг субъекта РФ, о кредитовании, запрашиваемых размерах финансовой поддержки из федерального центра

В зависимости от сферы формирования Потенциал организаций реального сектора Оценка возможностей увеличения производства и роста конкурентоспособности региона

Бюджетно-налоговый Потенциал Оценка достаточности мобилизуемых ресурсов для финансирования расходов региона

Потенциал Кредитных учреждений Оценка возможностей привлечения инвестиций для финансирования региональных программ и проектов

Потенциал инвестиционных и пенсионных фондов Оценка уровня капитализации региона, возможностей увеличения ресурсной базы субъектов экономики

Потенциал домашних хозяйств Оценка возможностей роста благосостояния региона

В зависимости от единиц измерения Абсолютный размер потенциала Оценка возможностей финансирования расходов, кредитования экономики, финансирования региональных программ и проектов

Относительный размер потенциала (уровень) Позиционирование региона на фоне других субъектов РФ

Источник: Составлено автором.

В качестве системных элементов финансового потенциала следует выделить такие категории, как финансы, финансовые ресурсы, субъекты финансовой системы, финансовая политика и т.д. (рисунок).

В самом общем виде механизм формирования и использования финансового потенциала включает в себя:

— совокупность принципов, на основе которых происходит формирование и реализация потенциала — системного подхода, учет особенностей региона, непрерывности процесса формирования и управления потенциалом, самообеспечения, взаимосвязи элементов потенциала, совершенствования финансовых отношений, накопления и использования временно свободных финансовых ресурсов, прозрачности процессов формирования и использования ресурсов и потенциала, государственно-частного партнерства в области формирования ресурсов, минимизации возникающих рисков и проч.;

— совокупность финансовых инструментов — кредиты, займы, облигации, налоги и т.д.;

— совокупность финансовых методов оценки потенциала — факторный анализ, стоимостной оценки, анализ отклонений, нормативный, расчет коэффициентов и др.

Рис. Взаимосвязь категорий финансового потенциала Источник: Составлено автором

Финансовый потенциал реализуется в целях:

— обеспечения регионов необходимыми финансовыми ресурсами — собственными, заемными и полученными в порядке перераспределения;

— стимулирования субъектов финансовой системы к увеличению финансовых потоков;

— перераспределения ресурсов между субъектами экономической системы региона, а также в пользу федерального центра;

— контроля за процессом формирования, распределения и использования финансовых ресурсов;

— страхования от возможных угроз.

Количественно финансовый потенциал региона определяется как результат взаимодействия таких элементов, как потенциал предприятий и организаций, бюджетно-налоговый потенциал, потенциал кредитных учреждений, потенциал страховых компаний, потенциал инвестиционных и негосударственных пенсионных фондов, потенциал домашних хозяйств. Величина каждого отдельного потенциала зависит от совокупности факторов, среди которых есть общие для всех выделенных потенциалов, — величина и тенденции изменения макроэкономических показателей развития страны и региона (ВРП, темп инфляции, уровень безработицы и др.), состояние государственного бюджета, уровень платежеспособности юридических и физических лиц, состояние платежного баланса, степень риска, степень доверия бизнеса и домашних хозяйств к власти, состояние законодательной и нормативной базы. В условиях формирования реального единого экономического пространства на территории страны повышается значимость таких факторов, как качество и стабильность управленческих кадров на макро- и мезоуровнях, их техническая оснащенность, эффективность разрабатываемой социально-экономической политики и др. Необходимо учитывать и влияние внешних по отношению к стране факторов — состояние мировой финансовой системы, в том числе и валютного рынка, мировые тенденции, влияющие на экономику и политику, на-

личие барьеров входа на зарубежные рынки, изменение доли групп стран и отдельных государств в мировом ВВП и мировой торговле и т.д. Кроме того, на величину каждого из перечисленных потенциалов оказывают воздействие и дополнительные экономические, социальные и психологические факторы.

Понятие и принципы управления финансовым потенциалом. В рассмотренном контексте становится ясной необходимость управления финансовым потенциалом, которое можно определить как систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, направленных на формирование финансового потенциала и повышение эффективности его использования всеми субъектами экономики — государством, регионами, отдельными предприятиями и организациями, домашними хозяйствами. С другой стороны, управление финансовым потенциалом представляет собой комплексное воздействие на его элементы, направленное на повышение величины и эффективности использования потенциала, достижение экономической устойчивости и стабильности в стране и ее регионах, повышение благосостояния граждан и качества их жизни. Другими словами, управление финансовым потенциалом должно осуществляться непрерывно на всех уровнях с учетом особенностей как данного региона, так и текущего момента, а также воздействия внешних нерегулируемых на уровне региона факторов.

Субъектами управления финансовым потенциалом являются федеральные и региональные органы власти, надзорные органы финансово-банковской системы, стратегические и оперативные органы управления предприятий и организаций, население, саморегулируемые организации и ассоциации.

Управление финансовым потенциалом региона должно базироваться на следующих взаимосвязанных и взаимообусловленных принципах, позволяющих добиться максимальной эффективности используемого потенциала в целях обеспечения устойчивости социально-экономического развития региона как элемента национальной экономики: принципе системности и комплексности; целевой направленности на достижение финансовой самодостаточности; принципе синхронности развития макро-, мезо- и микроуровней; принципе адаптации к изменениям внешней среды; принципе достижения сбалансированности финансовых ресурсов и потребностей в них у всех субъектов экономики региона; принципе стратегической гибкости; принципе частно-государственного и социального партнерства; принципе аккумуляции временно свободных финансовых ресурсов; принципе экономической безопасности; принципе стимулирования; принципе транспарентности.

С точки зрения процессного подхода управление финансовым потенциалом региона должно включать в себя следующие основные направления.

1. Формирование финансового потенциала, направленное на финансирование текущих и капитальных затрат. Это может быть осуществлено с помощью разных методов и инструментов — создания условий для экономического роста прежде всего за счет разработки необходимой законодательной базы, формирования платежеспособного спроса на внутреннем рынке посредством государственного заказа, стимулирования развития отдельных отраслей и сфер, стимулирования инноваций, повышения доходов населения и др. Кроме того, необходимо

обеспечить финансовую устойчивость экономики региона, закрепив за ним соответствующие источники доходов, в том числе и налоговые.

Формирование финансового потенциала возможно прежде всего за счет налогового стимулирования, направленного на приоритетное развитие отдельных территорий (особых экономических зон), отраслей и комплексов (оборонно-промышленного, агропромышленного), процессов (инноваций), отдельных субъектов (организаций малого бизнеса, индивидуальных предпринимателей).

2. Управление использованием финансового потенциала, направленное на повышение результативности и эффективности деятельности. В данном случае речь идет о наличии реалистичной стратегии развития региона, выделении статей расходов, соответствующих выполняемым регионом полномочиям, а также о наличии приоритетных инвестиционных проектов, прошедших соответствующую процедуру отбора и финансируемых за счет средств региональных или федеральных бюджетов.

3. Управление наращиванием финансового потенциала должно быть направлено на повышение потенциала за счет внутренних возможностей, а также за счет привлечения средств инвесторов других стран и регионов, достижение стабильности развития. Решение этой задачи позволит региону в будущем формировать и решать более масштабные цели и задачи. Это предполагает создание условий для повышения финансового результата деятельности субъектов экономики, повышения организованных сбережений населения, предотвращения бегства капитала из страны, стимулирования притока иностранных инвестиций, развития механизма межрегиональных инвестиций. Главная роль здесь принадлежит государству, которое способно усилить процессы наращивания потенциала, в том числе за счет решения проблемы снижения уровня инфляции, совершенствования механизма регулирования, преодоления коррупции.

4. Управление финансовыми отношениями, направленное на гармонизацию интересов государства, регионов и отдельных субъектов. Это предполагает прежде всего совершенствование механизма межбюджетных отношений, направленного с одной стороны, на сокращение дифференциации бюджетной обеспеченности, с другой — стимулирование региональной активности. Развитие отношений должно быть нацелено на достижение координации между федеральным и региональным уровнем в процессе разработки стратегий их развития, выделение приоритетов или «локомотивов» роста, выбор используемых инструментов регулирования, развитие государственно-частного партнерства и т.д.

5. Управление рисками и угрозами, направленное на формирование необходимых фондов и резервов. Это предполагает создание условий для стабильного функционирования всех субъектов экономики. При этом целесообразно разрабатывать стратегии формирования, планирования и управления финансовым потенциалом в условиях риска, т.е. в условиях ухудшения параметров внешней и внутренней среды.

Эффективность управления финансовым потенциалом во многом зависит от определенных приоритетов финансовой политики. В отношении регионов в этом аспекте имеются серьезные недочеты. В частности, если на федеральном уровне осуществляется разработка финансовой политики с выделением ее основ-

ных составляющих — бюджетной, налоговой, банковской, то на уровне регионов такие элементы как банковская политика, политика развития рынка ценных бумаг, страхового рынка не раскрываются вообще.

Концепция управления финансовым потенциалом региона должна включать в себя следующие блоки.

1. Оценка финансового потенциала региона, которая предполагает анализ имеющихся собственных финансовых ресурсов; выявление потребностей в финансовых потоках; анализ внешних и внутренних факторов, влияющих на процесс формирования потенциала; разработку и реализацию механизмов использования привлеченного потенциала, выявление рисков и угроз, приводящих к снижению устойчивости, результативности, ликвидности и платежеспособности субъектов экономики региона.

2. Мониторинг использования финансового потенциала, обеспечивающий анализ формирования финансовых ресурсов у субъектов экономики региона; анализ финансовых потоков, поступающих в виде заимствований и в порядке перераспределения; перераспределение финансовых потоков внутри региона; контроль за целевым и рациональным использованием выделяемых финансовых потоков; оценку эффективности использования финансового потенциала региона.

Помимо общеизвестных показателей — ВРП, ВРП на душу населения — в качестве индикаторов состояния и эффективности управления финансовым потенциалом предлагаются такие показатели постоянного мониторинга, как темп прироста совокупного продукта финансового сектора региона; доля долгов в ВРП; объем корпоративных кредитных заимствований в регионе на душу населения; объем кредитных заимствований домашних хозяйств в регионе на душу населения; объем сбережений на душу населения; обеспеченность субъектов экономики финансово-банковскими услугами; отношение рентабельности в экспортноориентированном и внутреннем секторах региона.

3. Разработка механизма, стимулирующего развитие финансового потенциала региона и включающего: повышение конкурентоспособности региона; снижение затратности функционирования субъектов экономики региона; развитие региональных финансово-банковских учреждений и институтов развития; повышение качества принимаемых управленческих решений.

4. Выявление и оценка возникающих в процессе формирования и использования финансового потенциала рисков и угроз, снижающих в результате уровень регионального развития, а также разработка инструментов по их минимизации.

Если финансовая политика региона формулирует задачи по формированию финансовых потоков, определяет цели и задачи субъектов финансовой системы, а финансовый потенциал характеризует возможность реализации этих задач, то управление финансовым потенциалом региона предполагает развитие его финансовой системы и совершенствование финансовой политики. Финансовая политика региона должна базироваться на государственной финансовой политике и политике в отношении регионов. Региональный аспект бюджетно-налоговой политики действует давно, но требуется предусмотреть наличие регионального раздела в банковской политике, политике развития небанковских институтов финан-

сового посредничества, политике по развитию фондового рынка, рынка страхования, системы пенсионного обеспечения, что особенно важно в условиях усиления социальной направленности бюджетов всех уровней. Региональная составляющая банковской политики, например, означает разработку и внедрение в практику дифференцированного подхода в отношении региональных коммерческих банков с точки зрения регулирования и контроля параметров их деятельности — достаточности капитала, минимального размера уставного капитала, ликвидности, рисковости и др. В то же время для этих банков должен быть предусмотрен доступ к денежным ресурсам центрального банка на более льготных условиях, поскольку риск их деятельности оказывается значительно ниже, а также к средствам бюджетной системы региона. Региональные небанковские институты финансового посредничества также должны обладать преференциями с точки зрения требований по минимальной величине их капитала, контролируемым нормативам. В то же время в отношении их могут быть установлены дополнительные ограничения по перечню и объемам осуществляемых операций. Это особенно важно, поскольку в условиях сокращения финансового потенциала будет иметь место сокращение инвестиций в национальное производство, ориентированное на внутренний спрос, сокращение социальных программ и т.д.

Учитывая большое количество субъектов Российской Федерации, разнообразие природно-климатических, производственных, трудовых и других факторов их развития, при управлении финансовым потенциалом конкретного региона необходимо принимать во внимание тенденции и направления развития смежных регионов (не обязательно в пределах одного федерального округа). В этой связи представляется целесообразным обеспечение процедур координации органов власти и управления смежных территорий с целью формирования близких финансово-экономических параметров, в первую очередь в части налогообложения, функционирования банковских и небанковских кредитных организаций.

Однако используемая практика выравнивания регионов (как и подход выравнивания бюджетной обеспеченности) не решают проблем финансового обеспечения регионов. При выравнивании бюджетной обеспеченности имело место покрытие текущих потребностей региона посредством системы межбюджетных трансфертов. Естественно, что переход к политике выравнивания уровней развития, с помощью которой предполагалось создать условия для саморазвития регионов, была более удачной, но также не лишенной недостатков — политика не стимулировала данные процессы в наиболее развитых регионах страны, что негативно сказалось в кризисный период. Кроме того, получая существенное финансирование, органы власти наименее развитых регионов тем самым решали свои проблемы, не будучи заинтересованными в повышении своей эффективности. Ожидается, что реализуемая в настоящее время политика поляризованного (сфокусированного) развития, предполагающая ориентацию на регионы-локомотивы, за счет которых можно будет осуществить модернизацию экономики страны, окажется более результативной. Однако, с нашей точки зрения, достичь этого удастся только при наличии у регионов финансовых возможностей, зависящих прежде всего от механизма вовлечения финансовых ресурсов, а также отношений, складывающихся у субъектов экономики региона.

Два направления управления финансовым потенциалом региона в настоящее время нам представляются наиболее значимыми: 1) стимулирование инновационной и предпринимательской активности; 2) совершенствование механизма регулирования финансово-банковского сектора. С помощью первого направления можно будет обеспечить рост и реструктуризацию экономики, финансовую самообеспеченность регионов, повышение уровня занятости, решение экологических проблем и т.д.

Совершенствование механизма регулирования финансово-банковского сектора в условиях экономической нестабильности, когда финансовые ограничения характерны для всех субъектов экономики, возможно, с нашей точки зрения, посредством его усиления. Это позволит добиться повышения доверия к финансово-банковским институтам и увеличить за счет притоков неиспользуемых ресурсов субъектов экономики их ресурсную базу, расширения на этой основе кредитных операций, активизацию инвестиционных процессов. Самое главное — эти меры должны быть оперативными, поскольку в настоящее время в большинству российских регионов приходится рассчитывать на возможности использования только собственных источников развития, и, следовательно, необходимо совершенствование институциональных основ формирования регионального финансового потенциала и его эффективное регулирование.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Волков А.М. Перспективное планирование финансовых ресурсов. — М.: Финансы, 1976.

[2] Свиридов О.Ю. Финансы, денежное обращение и кредит. — Ростов-на-Дону: МарЕ, 2004.

FINANCIAL POTENTIAL OF REGION: ESSENCE AND MANAGEMENT ELEMENTS

Z.G. Golodova

Peoples’ Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

The modern economic crisis has essentially affected financial possibilities of the majority of regions Russian Federations. In these conditions for working out of regional economic policy and increase of efficiency of its realization the special attention should be given the analysis of processes of formation and an estimation of financial potential of the region opening financial resources of subjects of economy, factors and conditions of their involving, and also risks and the threats arising in the course of use. In article the essence of a definition «financial potential» reveals, its basic elements and aspects of management are defined.

Key words: financial potential, region, potential elements, regional finance, management in financial potential.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.