Научная статья на тему 'Опыт противодействия молодежному экстремизму в Германии, США и Великобритании: сравнительный анализ'

Опыт противодействия молодежному экстремизму в Германии, США и Великобритании: сравнительный анализ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1638
283
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
NATIONALISM / RADICALISM / RIGHT-RADICAL MOVEMENTS / YOUTH / EXTREMISM / НАЦИОНАЛИЗМ / РАДИКАЛИЗМ / ПРАВОРАДИКАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ / МОЛОДЕЖЬ / ЭКСТРЕМИЗМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сериков Антон Владимирович, Венцель Сергей Владимирович

В статье рассмотрен опыт противодействия распространению экстремистских идей и течений среди молодежи. Актуальность решения данной практической задачи обусловлена усилением рисков от деятельности экстремистских организаций в рассматриваемых странах, а также вовлеченности молодежи в данные социальные группы. Основной фокус исследования направлен на ненасильственные способы противодействия молодежному радикализму посредством образовательных программ и активного участия гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the experience of combating the spread of extremist ideas and trends among young people. The relevance of the solution of this practical task is caused by strengthening of risks from activity of such organizations in analyzed countries and also the involvement of youth into these social groups. The main focus of a research is made on nonviolent ways of counteraction to youth radicalism by means of educational programs and active participation of civil society.

Текст научной работы на тему «Опыт противодействия молодежному экстремизму в Германии, США и Великобритании: сравнительный анализ»

УДК 323.2 ББК 66.3

Сериков Антон Владимирович Serikov Anton Vladimirovich

директор Института социологии и регионоведения Южного федерального университета кандидат социологических наук, доцент.

Director of the Institute of Sociology and Regional Studies, the South Federal University, Phd in Sociology, Associate Professor. E-mail: avserikov@sfedu.ru

Венцель Сергей Владимирович Wenzel Sergey Vladimirovich

младший научный сотрудник Института социологии и регионоведения Южного федерального университета.

Junior Researcher, the Institute of Sociology and Regional Studies, the South Federal University. E-mail: wenzel.sergei1994@yandex.ru

ОПЫТ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ МОЛОДЕЖНОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ В ГЕРМАНИИ, США И ВЕЛИКОБРИТАНИИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ*

Experience of counteraction to youth extremism in Germany, the USA and Great Britain:

comparative analysis

В статье рассмотрен опыт противодействия распространению экстремистских идей и течений среди молодежи. Актуальность решения данной практической задачи обусловлена усилением рисков от деятельности экстремистских организаций в рассматриваемых странах, а также вовлеченности молодежи в данные социальные группы. Основной фокус исследования направлен на ненасильственные способы противодействия молодежному радикализму посредством образовательных программ и активного участия гражданского общества.

Ключевые слова: национализм, радикализм, праворадикальные движения, молодежь, экстремизм.

Противодействие молодежному экстремизму как на национальном, так и на международном уровне приобрело важное значение для многих государств и международных организаций в ответ на колоссальный рост радикализации молодежной среды. Сам термин «экстремизм» в международном общественно-научном дискурсе является многогранным, однако ядром данного понятия по-прежнему остается склонность к радикальным взглядам и неприятие существующих и доминирующих общественных ценностей. В частности, анг-

The article describes the experience of combating the spread of extremist ideas and trends among young people. The relevance of the solution of this practical task is caused by strengthening of risks from activity of such organizations in analyzed countries and also the involvement of youth into these social groups. The main focus of a research is made on nonviolent ways of counteraction to youth radicalism by means of educational programs and active participation of civil society.

Keywords: nationalism, radicalism, right-radical movements, youth, extremism.

лоязычный словарь The Chambers Dictionary определяет экстремиста как носителя экстремальных взглядов, особенно в политике. Другой словарь английского языка делает акцент на том, что экстремизм есть наличие осуждаемых большинством людей взглядов как неприемлемых и неразумных. Федеральное ведомство по охране конституции ФРГ (нем. Bundesamt fbr Verfassungsschutz) определяет экстремизм как «фундаментальное отрицание конституционного государства» [7]. В докладе ЮНЕСКО от 2017 года «Предотвращение на-

* Работа выполнена в рамках гранта Российского гуманитарного научного фонда №16-33-01131 «Социальные и гуманитарные технологии профилактики и противодействия агрессии, экстремизму и терроризму на Юге России в контексте геополитической конкуренции в Черноморско-Каспийском регионе».

сильственного экстремизма посредством образования: пособие для политиков» было подчеркнуто [8], что экстремизм по своей сути -совокупность идей и взглядов, выводящих за общепринятую норму. То есть понятие «экстремизм» имеет субъективный характер и может применяться ситуативно по отношению

_ __________TJ U U

к политическим противникам. В российской правоприменительной практике при толковании термина «экстремизм» делается упор на совокупность действий экстремистского характера, а не на набор идей.

Как подчеркивалось, угроза всех форм насильственного экстремизма и терроризма на международном уровне осознается очень ясно. В частности, с 2001 по 2017 год правительство США затратило на борьбу с этими явлениями 1,78 триллионов долларов, в то время как ЕС увеличил затраты на противодействие подобным угрозам с 5,7 млн евро в 2002 году до 93,5 млн евро в 2009 году. На международно-правовом уровне осуществляется координация форм и методов противодействия экстремистским угрозам: все международно-правовые акты условно можно разделить на две группы. К первой относятся документы, закрепляющие стандарты прав человека и основы демократии (к примеру, Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений от 1981 года и Декларация о свободе политических дискуссий в СМИ от 2004 года). Двусторонние и многосторонние акты, направленные непосредственно на борьбу с терроризмом и насильственным экстремизмом, составляют вторую группу (к примеру, Международная конвенция о борьбе с бомбовым экстремизмом 1997 года и Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом 2001 года).

На европейском уровне постоянно происходит координация совместных усилий как государственных акторов, так и организаций гражданского общества по предупреждению и профилактике молодежного экстремизма. Особую роль в этом играют структуры Европейского Союза, которые часто выступают как инициаторами, так и донором проектов по данному направлению. В частности, именно по инициативе Еврокомиссии в 2011 году быта создана Radicalisation Awareness Network - европейская сеть по обмену опытом и данными между ор-

ганизациями, ежедневно профессионально контактирующими с экстремистами и теми, кто может быть подвержен радикализации в будущем. В такую сеть входят представители полиции, пенитенциарных учреждений, органов здравоохранения, учебных заведений и локальных властных ведомств. Стоит отметить, что в последнее время Radicalisation Awareness Network активно наблюдает за представителями европейской молодежи, которые отправились воевать в зону сирийского конфликта или вернулись оттуда.

Вовлечение молодых людей в экстремистские течения и движения часто обуславливается тем, что личность человека еще окончательно не сформирована и легко поддается влиянию. Кроме того, нестабильные социально-экономические, политические, культурные условия, в которых вынужден действовать человек или группа людей, также повышают риск вовлечения молодежи в круги экстремистов. Эксперт Томского государственного университета В. А. Диль полагает, что существует три фактора вступления молодых людей в современные экстремистские движения: во-первых, непреодолимый разлом между культурой старшего и младшего поколений, который обусловлен полной сменой жизненных ориентиров и ценностей благодаря мощному развитию информационных технологий, во-вторых, изменение нравственных ориентиров, сопровождающее смену стереотипов и моделей поведения, понимания самой структуры общества.

В законодательстве ФРГ отсутствует аналог закону РФ «О противодействии экстремистской деятельности». В Германии, в отличие от России, наличие экстремистских взглядов не является уголовно наказуемым: в Уголовном кодексе ФРГ такое понятие вообще отсутствует. Только конкретные действия, то есть применение насилия, посягательство на государственный порядок, распространение материалов неофашистской и неонацистской тематики являются уголовно наказуемыми.

Сбор и анализ информации о деятельности экстремистских групп и организаций является задачей Федерального ведомства по охране конституции (нем. Bundesamt fcr Verfassungsschutz). Важно отметить, что данная структура не обладает полицейскими полномочиями, классифицирует объект исследова-

ния по двум критериям: склонность к применению насилия и преследуемые политические цели. По критерию «политические цели» ведомство выделяет несколько ключевых направлений экстремистских течений и движений в Германии: правый экстремизм, левый экстремизм, зарубежный экстремизм, исламистский экстремизм.

Правый экстремизм представляет собой симбиоз расистских и националистических идеологем о превосходстве одних наций над другими. Формы проявления праворадикального движения в ФРГ разнообразны: политические партии, неонацистские группировки и субкультурные движения. При этом с каждым годом правоэкстремистский потенциал в Германии растет: если в 2014 году, по данным Федерального ведомства, количество участников этих движений составляло 22 150 человек, то в 2016 году их число достигло 24 350 членов [9]. Нападения на иностранцев, представителей меньшинств являются распространенными формами проявления правого экстремизма, которые могут подвергаться уголовному преследованию.

Носители левоэкстремистских идей выступают против существующего капиталистического строя, характеризующегося, по их мнению, признаками фашизма и расизма. В ФРГ принято различать три основных направления леворадикального движения: революционно-марксистское, троцкистское, анархистское. Порча имущества представителей капиталистического строя - форма активности левых экстремистов, попадающая под действие уголовного кодекса. Также левые экстремисты активно участвуют в уличных протестах и часто применяют насилие в отношении сторонников праворадикальных движений. Если в 2014 году леворадикальное движение насчитывало 28 000 человек, то в 2016 году их число выросло до 29 400 [10].

Представители исламского фундаментализма и экстремизма проповедуют установление исламского порядка на территории Германии. Немецкие правоохранительные органы предупреждают о растущем влиянии со стороны очень консервативного исламского течения - салафизма, представители которого являются по-прежнему маргинальным меньшинством, однако весьма опасным. Немецкие са-лафиты активно взаимодействуют с молоде-

жью, осуществляют бесплатную раздачу Корана и исламских материалов, активно задействуют молодых людей в создании ночных патрулей полиции шариата. Под пристальным наблюдением немецких спецслужб находятся имамы, пропагандирующие радикальные взгляды во время служб в мечетях. Точное количество последователей исламского фундаментализма назвать сложно из-за недостатка данных.

Не меньшее внимание германских правоохранительных органов привлекают представители зарубежных экстремистских организаций, которые в своих государствах занимаются антиконституционной деятельностью. Нередко члены данных движений, получив политическое убежище на территории ФРГ, организовывают логистическую, финансовую и пропагандистскую поддержку своих последователей на родине. Наиболее активными в Германии являются сторонники запрещенной в Турции «Рабочей партии Курдистана», последователи «Тигров освобождения Тамил-Илама» и некоторые другие.

Для противодействия проявлениям политического экстремизма германские службы используют как превентивные, так и репрессивные меры. Методы борьбы с экстремистами всегда становились объектом общественных дискуссий, однако подавляющее большинство современного германского общества убеждено в необходимости борьбы с противниками демократического строя исключительно демократическими средствами. Наложение запрета на деятельность экстремистской организации признается большинством немцев неэффективным средством, которое к тому же противоречит принципам демократического общества. Поэтому, в отличие от России, в Германии достаточно трудно «вытолкнуть» на внеконституционное поле какое-либо экстремистское движение или партию. Организация в ФРГ может быть запрещена административным судом по просьбе Министерства внутренних дел только в следующих случаях: противоречие уголовному праву, представление опасности для конституционного строя Германии, посягательство на права других этнических групп. Политическая партия может быть запрещена только Федеральным конституционным судом, что является весьма трудным процессом. В част-

ности, в 2003 году имела место неудачная попытка запретить деятельность праворадикальной Национал-демократической партии Германии, которую многие считают правопреемницей нацистской партии А. Гитлера НСДАП. Помимо запретов на деятельность организаций и партий существует еще один инструмент по борьбе с экстремизмом - запрет демонстраций. Однако и к такой форме прибегают в Германии весьма осторожно, поскольку запрет демонстраций является ущемлением демократических свобод.

Федеральное ведомство по охране конституции предпочитает использовать другие методы профилактики и борьбы с экстремизмом: внедрение своих агентов в экстремистские организации, постоянные встречи с информаторами и содействие выводу желающих из экстремистской среды. На одной из пресс-конференций в 2017 году министр ФРГ по делам семьи, пожилых граждан, женщин и молодежи К. Барли подчеркнула, что эффективное противодействие экстремизму среди молодежи является аспектом национальной безопасности всей Германии [1]. В своем докладе она указала на несколько направлений и этапов в профилактической работе с детьми и подростками, к примеру, постоянный диалог и контакт с лицами, которые находятся в зоне риска (потенциальные неофиты); социальная работа в школах и на уровне отдельных коммун; борьба с экстремистскими группами в Интернете и социальных сетях. Важно подчеркнуть необходимость профилактики экстремизма среди молодых мигрантов, ведь теракт 19 декабря 2016 года в Берлине на рождественской ярмарке совершил 24-летний выходец из Туниса.

Однако следует отметить, что правительство Германии уделает внимание и силовому противоборству экстремистским организациям, в том числе молодежным. В частности, в Саксонии, которая характеризуется в последнее время повышенной активностью различных экстремистских организаций (в первую очередь радикальных), существует специальное полицейское подразделение, которое не только противодействует вовлечению молодежи в радикальные движения, но и держит под контролем подобные организации путем постоянных обысков и давления [2, с. 103].

Федеральное правительство США также рассматривает противодействие экстремизму и борьбу с радикализацией определенных социальных групп как одну из ключевых задач обеспечения национальной безопасности в силу известных причин. Важно подчеркнуть, что в американской судебной практике уголовная ответственность наступает за действия, которые именуются как «hate speech» и «hated crime», то есть понятие «экстремизм» преимущественно не используется в юридической сфере. Иными словами, происходит целенаправленная борьба с распространением материалов, с речевыми практиками, а также насилием в отношении определенных социальных и этнических групп, смысловое содержание которых заключается в дискриминации, ненависти по религиозному, социальному или этническую признаку и в разжигании ненависти в общественном пространстве в отношении определенной группы. Заметим, что в США нет принятых на общефедеральном уровне законов, которые регламентируют возбуждение уголовных дел по разжиганию ненависти или дискриминации, так как американское законодательство придерживается принципиальной позиции: доктрина минимального ограничения свободы слова. Однако на уровне каждого отдельного штата подобные преступления имеют правовое определение и жестко преследуются.

Необходимо подчеркнуть, что ответственность за борьбу с экстремизмом, в том числе молодежным, возлагается на Department of Homeland Security - Министерство внутренней безопасности США, в котором противодействие подобным преступлениям курирует Совет внутренней безопасности. Также для повышения эффективности в борьбе с молодежными радикальными и экстремистскими течениями в США функциорирует Национальный центр предупреждения преступлений, в основные задачи которого входят мониторинг и анализ всей информации о преступлениях типа «hate speech» и «hated crime», однако этим сбор и анализ информации об экстремизме не ограничивается: как в Германии и других европейских странах, в США существует огромное количество аналитических центров, имеющих статус общественных организаций (среди активно борющихся с дискриминаци-

ей и иными подобными преступлениями выделяется Антидиффамационная лига); практически при каждом американском университете действуют различные центры и союзы, в задачи которых входит распространение идеи толерантности среди студентов, противодействие фактам дискриминации и так далее. Важно подчеркнуть, что при каждом полицейском управлении города и штата существует координационный совет, в который входят представители этнических и религиозных общин.

Однако не стоит исключать силовое противодействие со стороны руководства штатов при противоборстве с молодежными экстремистскими группировками. В частности, правоохранительные органы США в каждом штате создали специальные проблемные группы, насчитывающие более 500 человек [3]. Диапазон активности таких групп может охватывать как отдельные кварталы определенного города, так и затрагивать целые регионы, причем полиция США открыто борется с такими группами путем распространения компромата на их членов. Также департамент полиции каждого штата может создавать специальную оперативную группу по проблемному району: так, руководство полицейского департамента города Нью-Йорка сформировало группы специального назначения, способные действовать в сложной оперативной обстановке (преимущественно это бойцы войск специального назначения). Следует отметить, что правоприменительная практика в США в отношении экстремистских группировок более жесткая в сравнении с европейскими аналогами. Иными словами, американские нормативные правовые акты позволяют специальным подразделениям арестовывать, помещать под стражу и проводить допросы подозреваемых без санкций судебных и следственных органов.

Еще одной важной особенностью американской практики является отслеживание деятельности экстремистских группировок в Интернете, особенно на известных информационно-развлекательных порталах и в социальных СМИ, причем при наличии чрезвычайных обстоятельств правоохранительные органы могут взламывать электронную почту подозреваемых, а также отслеживать их в сетях без необходимого ордера. В шта-

те полицейских департаментов состоят специальные сотрудники, которые работают на просторах социальных сетей, являясь одновременно и аналитиками, и агентами под прикрытием [2, с. 105]. Однако в области противодействия экстремистским и радикальным течениям в Интернете Россия преуспела в сравнении с другими странами. Согласно статистике Google от 2016 года, правоохранительные органы РФ отправили более 13 тыс. запросов на удаление противоправного контента, в то время как остальные страны - только 9 тыс. запросов в сумме [4].

В США радикализация молодежных групп накладывается также на сохраняющуюся напряженность по расовой линии. Расовые волнения, которые наблюдаются в США на фоне недовольства части населения избранием президента Д. Трампа и войн против памятников государственных деятелей страны (конфедератов в годы Гражданской войны), стали возникать после прихода к власти Б. Оба-мы. Тогда чернокожие американцы заявляли о своем желании уравняться в социально-экономическом положении с белыми американцами, однако не получили желаемого, результатом стала радикализация молодых афроа-мериканцев. Существует большое количество программ и центров, основной задачей которых является предотвращение радикализации молодежи из афроамериканцев и других национальных меньшинств. В частности, Офисом ювенальной юстиции и предотвращения правонарушений (англ. Office of Juvenile Justice and Delinquency Prevention) и рядом других общественных организаций и ассоциаций была разработана и запущена программа Tribal Juvenile Detention and Reentry Green Demonstration Program, в рамках которой участники, например, занимались озеленением садово-парковых зон.

В 2007 году в сфере правового противодействия экстремистским течениям правительство Великобритании разработало программу Preventing Violent Extremism, основанную на принципе четырех «п»: предупреждение, преследование, протекция, подготовка. Помимо этого, по рекомендациям министерства внутренних дел британское правительство и парламент способствовали законодательному запрету на въезд в страну лиц, подозреваемых в связях с экстремистскими организациями.

Важно подчеркнуть, что несмотря на достаточно низкий в сравнении с другими европейскими странами уровень экстремистской активности, в Великобритании борьба с подобными течениями осуществляется весьма точечно, задействуя небольшие, но высоко квалифицированные полицейские подразделения в отдельных графствах и поселениях (по аналогии с деятельностью полицейских подразделений на уровне штатов в США). Но следует заметить, что главным координатором мероприятий и программ по противодействию молодежному экстремизму в Соединенном Королевстве является полиция местных отделений [5, с. 34]. Именно такая децентрализованность позволяет правоохранительным органам активно взаимодействовать с общественными организациями и ассоциациями для решения проблемы молодежного радикализма. Следует выделить ключевые особенности противодействия молодежным экстремистским группировкам со стороны государства и гражданского общества [2, с. 105]:

- во-первых, превентивный характер противодействия;

- во-вторых, активное привлечение на широкой основе местных общин;

- в-третьих, активное вовлечение университетов и иных образовательных учреждений в противодействие и пресечение экстремистской пропаганды среди молодежи и студентов;

- в-четвертых, усиленная работа правоохранительных органов по пресечению распространения экстремизма в Интернете.

Важная роль в общегосударственной политике по противодействию экстремизму в Великобритании занимает работа непосредственно в учебных заведениях. С помощью специальных курсов, практических игр и иных образовательный методик у молодежи должен сформироваться своеобразный иммунитет к экстремистским и радикальным идеям. К примеру, именно для реализации такой задачи в Уэльсе в 2011 году специализированными агентствами по работе с молодежью быт реализован трехмесячный проект «Think», основной упор в котором делался на ролевой характер взаимодействия участников и ознакомление с широким спектром тем: экстремизм, расизм, нацизм, права человека и так далее. Впоследствии проект был продлен на два года, через него про-

шли около 200 человек, и результаты оказались весьма интересными: согласно независимой оценке данный проект изменил мнение почти 90 % участников о национальных меньшинствах и взаимодействии с ними в положительную сторону [11].

Еще одним примером реализации правоохранительными органами программы Preventing Violent Extremism является курс «Act now», созданный полицейскими департаментами графств Линкольншира и Ланкашира. В рамках программы под кураторством опытных полицейских у школьников появилась возможность сыграть роль правоохранителя при имитации теракта и составить психологический портрет потенциального террориста. Интересная деталь данной программы: школьники еврейского и палестинского происхождения сумели найти общий язык и обсудить проблемы, связанные с предотвращением терроризма и распространением экстремистских идей.

Зарубежный опыт по противодействию экстремизму и распространению радикальных идей среди молодежи содержит еще множество интересных аспектов, связанных с реализацией иных программ как в государствах, исследованнык в рамках данной работы, так и не затронутых в ней. Однако в качестве ключевых аспектов изученного опыта следует выделить следующие: во-первых, в каждой из рассмотренный стран акцент сделан на предупреждении молодежного экстремизма и совокупности достаточно эффективных превентивных мер; во-вторых, государственная политика по противодействию и профилактике экстремизма в молодежной среде носит преимущественно децентрализованный характер; в-третьих, для всестороннего противодействия экстремистской угрозе в работу активно вовлекаются местные общины, региональные администрации и местные общественные ассоциации; в-четвертых, особую роль в противодействии молодежному экстремизму играют образовательные учреждения: школы и университеты, формирующие соответствующие ментальные установки [6]; в-пя-тыгх, противодействие экстремистской угрозе в Интернете становится одним из важнейших пунктов в предотвращении проникновения радикальных идей в молодежную среду.

Литература

Bibliography

1. Министр ФРГ по делам молодежи рассказала о профилактике радикализма. URL: ht-tps://ria.ru/world/20170614/1496470066.html.

2. Брюхнов А. А., Вакуленко Н. А., Щерба-ченко А. К. Положительные аспекты зарубежного опыта противодействия экстремизму // Юристъ-Правоведъ. 2016. № 1 (74).

3. Исмаилов Б. И. Теоретические аспекты противодействия молодежному экстремизму и правоприменительная практика зарубежных государств. URL: http://www.ekstremizm.ru/bib-lioteka/item/194-protivodeystvie-molodejnomu-ekstremizmu.

4. Россия стала лидером по запросам на удаление информации в Google. URL: http:// www.rbc.ru/technology_and_media.

5. Нурлыбаева Г. К. Молодежный экстремизм и особенности противодействия ему со стороны полицейских служб Великобритании // Российский следователь. 2011. № 10.

6. Лубский Р. А. Политический менталитет: методологические проблемы исследования. Ростов н/Д, 2002.

7. Kailitz S. Politischer Extremismus in der Bundesrepublik Deutschland: Eine Einführung. Verlag für Sozialwissenschaften. Wiesbaden, 2004.

8. Preventing violent extremism through education. A guide for policy-makers. Paris, 2017.

9. URL: https://www.verfassungsschutz.de/de/ arbeitsfelder/af-rechtsextremismus/fakten-recht-sextremismus/rechtsextremistisches. 2016.

10. URL: https://www.verfassungsschutz.de/ de/arbeitsfelder/af-linksextremismus/zahlen-und-fakten-linksextremismus/linksextremist2016.

11. Open democracy free thinking for the world. URL: https://www.opendemocracy.net/ted-cantle/why-paris-will-happen-again-if-wrely-on-empathy-and-outrage/.

1. The German Minister for youth Affairs spoke about the prevention of radicalism. URL: https://ria.ru/world/20170614/1496470066.html.

2. Brukhnov A. A., Vakulenko N. A., Shcher-bachenko A. K. Positive aspects of foreign experience of counteraction to extremism // Jurist-Pra-voved. 2016. № 1 (74).

3. Ismailov B. L. Theoretical aspects of countering extremism, youth and the law enforcement practice of foreign countries. URL: http:// www.ekstremizm.ru/biblioteka/item/194-protivo-deystvie-molodejnomu-ekstremizmu.

4. Russia has become a leader in the requests to remove information on Google. URL: http:// www.rbc.ru/technology_and_media.

5. Nurlybaeva G. K. Youth extremism and peculiarities of counteraction by the police services in the UK // Russian investigator. 2011. № 10.

6. Lubsky R. A. Political mentality: methodological problems of research. Rostov-on-Don, 2002.

7. Kailitz S. Politischer Extremismus in der Bundesrepublik Deutschland: Eine Einführung. Verlag für Sozialwissenschaften. Wiesbaden, 2004.

8. Preventing violent extremism through education. A guide for policy-makers. Paris, 2017.

9. URL: https://www.verfassungsschutz.de/de/ arbeitsfelder/af-rechtsextremismus/zahlen-und-fak-ten-echtsextremismus/rechtsextremistisches2016.

10. URL: https://www.verfassungsschutz.de/de/ arbeitsfelder/af-linksextremismus/zahlen-und-fak-ten-linksextremismus/linksextremistisches2016.

11. Open democracy free thinking for the world. URL: https://www.opendemocracy.net/ted-cantle/why-paris-will-happen-again-if-wrely-on-empathy-and-outrage/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.