Научная статья на тему 'Антинаркотическое воспитание молодежи как один из факторов противодействия идеологии экстремизма'

Антинаркотическое воспитание молодежи как один из факторов противодействия идеологии экстремизма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
271
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / НАРКОТИЗМ / ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ / АНТИНАРКОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гизятова Л. А., Фахрутдинова А. В.

В комплексной стратегии борьбы с экстремистской идеологией и деятельностью важным составным компонентом наряду с уголовными мерами должна стать первичная профилактика экстремистских настроений. Авторы обращают внимание на молодежь как демографическую группу наиболее уязвимую к пропаганде идей экстремизма и терроризма и указывают на важнейшую роль образовательной системы в их предотвращении. В статье обозначено общее между явлениями наркотизма и экстремизма, а сам наркотизм рассматривается как один из факторов риска приобщения к экстремистской деятельности. Исходя из этого, авторы заключают, что антинаркотическое воспитание может служить одним из способов противостояния идеологии насилия, экстремизма и террора. Анализируется опыт Великобритании в антинаркотической профилактике и профилактике экстремизма среди молодежи с примерами успешных инициатив.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Антинаркотическое воспитание молодежи как один из факторов противодействия идеологии экстремизма»

УДК 37.018

АНТИНАРКОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИДЕОЛОГИИ ЭКСТРЕМИЗМА

Гизятова Л.А., старший преподаватель Фахрутдинова А.В., д-р пед. наук, доцент

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия

В комплексной стратегии борьбы с экстремистской идеологией и деятельностью важным составным компонентом наряду с уголовными мерами должна стать первичная профилактика экстремистских настроений. Авторы обращают внимание на молодежь как демографическую группу наиболее уязвимую к пропаганде идей экстремизма и терроризма и указывают на важнейшую роль образовательной системы в их предотвращении. В статье обозначено общее между явлениями наркотизма и экстремизма, а сам наркотизм рассматривается как один из факторов риска приобщения к экстремистской деятельности. Исходя из этого, авторы заключают, что антинаркотическое воспитание может служить одним из способов противостояния идеологии насилия, экстремизма и террора. Анализируется опыт Великобритании в антинаркотической профилактике и профилактике экстремизма среди молодежи с примерами успешных инициатив.

Ключевые слова: экстремизм, наркотизм, предотвращение, антинаркотическое воспитание, Великобритания.

В противостоянии экстремизму исключительный акцент на карательную систему может стать препятствием на пути к профилактике экстремистского поведения. Так, антитеррористические инициативы способны влиять на отчуждение некоторых этнических общин (например, мусульманских), когда их рассматривают как религиозную группу из числа подозреваемых, а не союзника в превентивной стратегии. Кроме того, антитеррористическая политика, изолируя ту или иную группу, может наносить ущерб социальной сплоченности, которая является важнейшей способностью общества объединять все культурные и социальные группы с целью совместной борьбы.

Исходя из позиции, что радикализация - это процесс, а не событие, в ход этого процесса можно вмешаться, чтобы предотвратить вовлечение уязвимых людей в экстремистскую деятельность. По мнению некоторых исследователей, молодые люди могут стать наиболее уязвимыми к радикальным влияниям ввиду социальной изоляции, маргинализации или проблем с психическим здоровьем [2]. Однако понятие о том, что социальная изоляция, депрессия или какой-либо другой фактор риска приведет к радикализации, основывается на предположении, что воздействие фактора риска вызывает исход радикализации. То, что еще не известно, - это то, почему люди без социальной изоляции или депрессии прибегают к экстремизму или почему большинство людей с социальной изоляцией или депрессией не становятся радикальными.

Нам представляется целесообразным выделить молодежь как наиболее уязвимую для радикальных влияний группу в силу остроты восприятия ими окружающего мира и доминирования чувства идеализма. В этой связи образовательная политика приобретает важность по целому ряду причин.

Во-первых, сосредоточение превентивных мер противодействия радикализации в средних школах и высших учебных заведениях может достичь широкой социальной группы на этапе становления, когда многие молодые люди исследуют способы взаимодействия с «радикальными» и альтернативными перспективами, а также многие сталкиваются с проблемами идентичности.

Во-вторых, сильно радикализированные люди, как правило, моложе и лучше образованы, чем многие в своих сообществах. Поскольку пропагандисты из числа экстремистов ориентированы на образовательные среды и молодежь, меры по борьбе с радикализацией, реализуемые в сфере образования, могут быть очень полезными для защиты людей от насаждения насильственной радикализации [3; 4].

Важным фактором риска приобщения молодежи к экстремальным течениям служит наркозависимость.

Экстремизм и наркотизм имеют общие точки соприкосновения. Во-первых, оба этих явления имеют деструктивную направленность и причиняют непоправимый ущерб всему человечеству. Во-вторых, они носят общечеловеческий, глобальный характер. В-третьих, нередки случаи, когда лица, совершавшие террористические акты, находились в наркотическом состоянии. Кроме того, экстремистские организации часто финансируются на средства, полученные от наркобизнеса, а сами наркотики являются частью функционирования подобных организаций.

Следовательно, чтобы девиантное поведение не эволюционировало от наркотизма к криминалу и далее к экстремистскому, антинаркотическое воспитание молодежи так же является одним из способов профилактики экстремистского поведения.

Рассмотрим опыт Великобритании в вопросах профилактики наркомании и экстремизма в молодежной среде.

Современной наркотической ситуации в Великобритании присущи:

1) обыденность потребления наркотиков среди молодежи, когда они постепенно становятся нормальной частью жизни [5];

2) вовлечение сельского населения, когда наркотизм перестал быть преимущественно урбанистическим явлением [6 ];

3) снижение нижней возрастной границы первой пробы наркотиков.

Антинаркотическое воспитание учащихся, проводимое в

Великобритании в рамках системы обязательного общего образования, реализуется в двух направлениях.

1. Антинаркотический компонент подлежит обязательному включению в учебный план в рамках естественнонаучных предметов во всех государственных школах.

2. Антинаркотический компонент рекомендовано расширить посредством его включения в преподавание дисциплины Personal, social and health education (PSHE - программа личного, социального и медицинского просвещения). PSHE не имеет статуса обязательного предмета, однако большая часть школ его реализует.

Антинаркотическая профилактика охватывает все этапы обучения, начиная с начальных классов. Объем и содержание преподносимого материала увеличиваются по мере взросления учащихся [7].

Разработка и внедрение образовательных антинаркотических программ (CHARLIE, Good Behavior Game, The Unplugged, Blueprint и др.), использование

в работе разнообразных форм и методов интерактивной работы с учащимися, координация профилактических усилий на национальном и местном уровнях привели к относительной стабилизации наркотической ситуации в стране. Об этом свидетельствуют следующие статистические данные. В период с 2001 по 2010 гг. число подростков, употреблявших наркотики в возрастной группе 10-15 лет, сократилось с 29% до 18%. В 2001г. доля подростков с однократным опытом употребления наркотических веществ составила 20%, а в 2010 и 2014 гг. 12% и 10% соответственно. С 2010 г. положительная динамика продолжает удерживаться, но на более медленном уровне [8, C.174]. Опросы шотландских школьников в 2013 г. выявили, что 82% 15-летних и 96% 13-летних подростков не имели какого-либо опыта употребления наркотиков вообще, что явилось самым высоким показателем с 1998 по 2013 годы [9, C.6]. Принимая во внимание тот факт, что показатели наркопотребления среди британской молодежи были одними из самых высоких в Европе, эта динамику можно оценивать как положительную.

В последнее время из всех европейских стран Великобритания в большей степени столкнулась с самой серьезной и устойчивой угрозой со стороны внутреннего терроризма. Недавние террористические акты в Великобритании были совершены образованными молодыми людьми, а не иностранными религиозными группами. Следовательно, можно предположить процесс насильственной радикализации для объяснения того факта, что рядовых людей вербуют и убеждают пожертвовать своей жизнью.

Всеобъемлющая антитеррористическая стратегия CONTEST (сокр. от Counter-Terrrorism Strategy), принятая в Великобритании в 2003 г., базируется на четырех составляющих:

• Prevent (предотвращение). Имеет целью снизить радикализацию населения посредством информационной работы; выявить причины экстремизма.

• Pursue (преследование). Состоит в выявлении и уничтожении действующих экстремистских и террористических организаций.

• Protect (защита). Цель заключается в повышении защищенности Великобритании к террористическим атакам.

• Prepare (подготовка). Признает, что отдельные террористические атаки все еще могут иметь место, однако необходимо повышать готовность государства к ним посредством проведения учебных кризисных ситуаций [10].

На практике эту работу можно разделить на две категории:

1. Общая профилактическая работа по борьбе с экстремистскими идеями и влиянием в обществе, поощрение терпимых, умеренных и демократических принципов и устранение факторов, которые могут повысить уязвимость к радикализации.

2. Индивидуальная целенаправленная работа с лицами, подверженными риску принятия экстремистских идеологий, или которые уже сделали это.

Среди успешных инициатив, проводимых полицией и ориентированных на школы с целью повысить осведомленность о рисках экстремизма среди детей и учителей, предотвратить насилие и искоренить негативное отношение к полиции стоит отметить "From one extreme to another" (в пер. с англ. «Из крайности в крайность»), "Getting Together" («Объединимся»).

"From one extreme to another" - это игра, проводимая театральной компанией, с проведением параллелей между радикализмом, связанным с крайне правым и исламистским насилием. Этот проект является высокоэффективным инструментом для обучения детей об опасности экстремизма, нетерпимости и терроризма и

охватил более 50 000 школьников, многие из которых живут в сильно изолированных и зачастую экономически неблагополучных общинах в северо -западной Англии. Финансирование осуществляется из местных бюджетов.

Проект «Getting Together» был первоначально разработан как программа для уроков на базе DVD для школ и колледжей дополнительного образования Кардиффскими учителями, местным имамом и ученым из Мусульманского совета Уэльса. Он обеспечивает надежную критику исламистского экстремизма, а также направлен на то, чтобы помочь учителям понять, какие дети могут быть восприимчивы к экстремизму.

Начальный проект «Getting Together» для школ в настоящее время получил продолжение в программе "Challenging Extremism" благодаря поддержке правительства Уэльса. Программа предлагается школам и колледжам, сотрудникам служб социального обеспечения, молодежи, надзирателям, сотрудникам полиции и другим лицам, которые могут вступать в контакт с людьми, уязвимыми для радикализации.

Проект "Channel" («Канал») - это очень гибкая программа вмешательства, контролируемая полицией и рядом других правительственных партнеров, для поддержки уязвимых лиц. Проект структурирован вокруг координатора программы, который назначается для каждого района местного самоуправления. Как правило, это представитель полиции. В дальнейшем этот человек является ответственным за оценку всех лиц в своем округе на предмет подверженности риску стать экстремистом. Широкий ряд партнеров программы (полицейские, сотрудники школ, университетов, колледжей, медицинских учреждений, социальные работники, сотрудники тюрем) может сообщать координатору об уязвимых лицах. С человеком, попавшим в число предположительно уязвимых для экстремистских идей людей, проводятся дополнительные встречи с полицией и специалистами для оценки того, является ли заявленный риск подлинным.

Если лицо считается не подверженным риску, никаких дальнейших действий не предпринимается; если же, как считается, он рискует стать радикальным, может быть начато вмешательство (полицией, учителями, лидерами местных общин - в соответствии с оценкой координатора программы).

Хотя формально для участия в "Channel" не существует ни минимального, ни максимального возраста, большинство из участников - подростки или молодые люди в возрасте около двадцати. Небольшое количество интервенций было проведено с лицами в возрасте до десяти лет [11].

В целом исследователи оценивают данный проект как успешный в предотвращении экстремизма, а также экономически выгодный. Большая часть необходимой работы распределяется между уже существующими работниками (например, полицией, сотрудниками местных советов и т. д.), и, следовательно, необходимость в новых финансовых затратах снижается [11].

Качественное образование само по себе может играть важную роль в оказании помощи молодым людям дистанцироваться от экстремизма. Повышение осведомленности, воспитание гражданственности и уважения к другим способны выступать средством развития навыков межкультурной коммуникации [1]. Однако одного качества недостаточно для предотвращения насильственного экстремизма, ведь бывают случаи, когда высокообразованные люди совершают акты насильственного экстремизма. Необходима дальнейшая работа в этой области и разработка новых социально значимых проектов в сфере противодействия экстремизму и поддержания безопасной для жизни среды.

Поскольку наркотическая зависимость выступает одним из факторов риска для экспериментирования с экстремизмом, для противостояния идеологии экстремизма допустимо применять подход общественного здравоохранения аналогично стратегиям, используемым для предотвращения наркомании.

Литература

1. Фахрутдинова А.В. Гражданское воспитание учащихся в англоязычных странахна рубеже ХХ-ХХ1 веков: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук/Институт педагогики и психологии профессионального образования Российской академии образования. Казань, 2012.

2. Bhui Kamaldeep S., Hicks Madelyn H., Lashley Myrna, Edgar Jones. A public health approach to understanding and preventing violent radicalization. BMC Medicine, 2012, С. 10-16.

3. De Jong JTVM. (2010). A public health framework to translate risk factors related to political violence and war into multi-level preventive interventions. Social Science and Medicine. 2010 Vol.70. Issue 1: 71-79.

4. Horgan J. The Psychology of Terrorism. New York, NY: Routledge; 2005.199 pp.

5. Howard J. Parker, Judith Aldridge, Fiona Measham. Illegal Leisure: The Normalization of Adolescent Recreational Drug Use. London, Routledge, 1998. 183pp.

6. Galt, M. (1997). Illicit drug availability in rural areas and attitudes toward their use - young people talking. Health Education Journal, 56:17-34.

7. Гизятова Л.А., Фахрутдинова А.В. Антинаркотическое воспитание в начальной школе в Великобритании. Казанский педагогический журнал. 2017. № 2. С. 124-126.

8. Fuller E. et al. Smoking, drinking and drug use among young people in England in 2014. A survey carried out for the Health and Social Care Information Centre by NatCen Social Research and the National Foundation for Educational Research. Health and Social Care Information Centre.2015, 285 pp.

9. Dodds B., Grant I., Bainbridge R., Wood L., Robb S. Drug use among 13 and 15 year olds in Scotland 2013. Scottish Schools Adolescent Lifestyle and Substance Use Survey (SALSUS). National Services Scotland.2014.54 pp.

10. Silke A. (2011). The psychology of Counter-Terrorism, Routledge, London-New York, UK-USA, 202 pp.

11. Vidino L, Brandon J. Countering radicalization in Europe. A policy report published by the International Centre for the Study of Radicalisation and Political Violence. London, 2012, 84 pp.

ANTINARCOTIC EDUCATION OF YOUTH AS ONE OF THE FACTORS OF COUNTERING THE

IDEOLOGY OF EXTREMISM L.A. Gizyatova, Senior Lecturer A.V. Fakhrutdinova, Dr. Sci., Associate Professor Kazan (Privolzhsky) Federal University, Kazan, Russia In comprehensive and integrated counter-radicalization strategies along with criminal measures primary prevention of violent extremism should be seen as an important component. The authors draw attention to the youth as a demographic group that is the most vulnerable to propagating the ideas of extremism and terrorism as well as point to the crucial role of the educational system in their prevention. The article outlines the common between the phenomena of drug abuse and extremism. Drug abuse itself is considered as one of the risk factors for initiation of extremist activity. Thus, the authors conclude that drug education can serve as one of the ways to confront the ideology of violence, extremism and terror. The UK's successful drug prevention programs and recent extremism prevention initiatives amongst young people are analyzed. Keywords: extremism, drug addiction, prevention, drug education, the United Kingdom.

Дата поступления статьи в редакцию 15.09.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.