новое в себе, а на борьбу со своими отрицательными качествами. На это тратится время, а результаты, как для личности, так и для окружения остаются неудовлетворительными. При этом необходимо указать и на роль сформированности механизмов самопрогнозирования личности.
Примером являются ситуации, когда человек неспособен воссоздать желаемый образ собственной личности, выявить свои истинные жизненные цели. Если образ и цели представляются достаточно чётко, это еще не гарантия, что они выражают глубинные потребности личности. Только в этом случае, когда прогнозируются на фоне общей позитивной эмоциональной установки и возможные успехи, и возможные неудачи, создается действительно реалистическая перспектива, позволяющая работать над собой в настоящем для того, чтобы достичь реалистического будущего.
Анализ психологических исследований [8; 11 и др.] показывает, что особо выделяют барьеры, связанные с низким уровнем навыков самовоспитания, незнанием и неумением привлекать такие способы, которые позволяли бы строить себя в нужном
Библиографический список
направлении и реализовать в полной мере. По мнению К. Роджерса, это сопровождается отсутствием волевых импульсов, когда человек, определяя для себя некоторые временные пороги саморазвития и самоизменения, не выдерживает их, продолжая вести себя, действовать по-старому. Отсутствием воли к саморазвитию страдают многие, только люди с действительно очень сильной волей способны что-то изменить в себе, начать новую жизнь, а для подавляющего большинства это способ личностного огорчения и неприятия самого себя. В то же время проблема воли не является первостепенной, люди и со слабой волей могут достигать вполне ощутимых результатов в процессе саморазвития.
Таким образом, многие трудности (барьеры) профессионального саморазвития определяются: а) слабые сформиро-ванность и проявление ответственности за собственную жизнь; б) недостаточно зрелыми способностями к самопознанию; в) системой сложившихся стереотипов и установок; г) слабой сфор-мированностью механизмов саморазвития; д) низким уровнем навыков самовоспитания.
1. Цукерман Г.А. Психология саморазвития. Ростов на Дону, 2010.
2. Абульханова К.А. Стратегия жизни. Москва, 1991..
3. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. Москва, 2009.
4. Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии. Вопросы психологии. 1997; 5: 13-27.
5. Дубровина И.В. Психология. Москва, 2013.
6. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Москва, 2003.
7. Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека: психология с человеческим лицом; гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. Москва, 1997.
8. Роджерс К. Становление личности. Москва, 2002.
9. Кондаков И.М. Психология: иллюстрированный словарь. Санкт-Петербург, 2003.
10. Минюрова С.А. Психология саморазвития человека в профессии. Москва, 2008.
11. Шумакова О.А. Развитие базовой культуры взаимодействия психолога образования с родителями. Автореферат диссертации ... доктора психологических наук. Екатеринбург, 2011.
References
1. Cukerman G.A. Psihologiya samorazvitiya. Rostov na Donu, 2010.
2. Abul'hanova K.A. Strategiya zhizni. Moskva, 1991..
3. Brushlinskij A.V. Sub'ekt: myshlenie, uchenie, voobrazhenie. Moskva, 2009.
4. Bratus' B.S. K probleme cheloveka v psihologii. Voprosy psihologii. 1997; 5: 13-27.
5. Dubrovina I.V. Psihologiya. Moskva, 2013.
6. Zeer 'E.F. Psihologiya professij. Moskva, 2003.
7. Leont'ev D.A. Samorealizaciya i suschnostnye sily cheloveka: psihologiya s chelovecheskim licom; gumanisticheskaya perspektiva v postsovetskojpsihologii. Moskva, 1997.
8. Rodzhers K. Stanovlenie lichnosti. Moskva, 2002.
9. Kondakov I.M. Psihologiya: illyustrirovannyjslovar'. Sankt-Peterburg, 2003.
10. Minyurova S.A. Psihologiya samorazvitiya cheloveka vprofessii. Moskva, 2008.
11. Shumakova O.A. Razvitie bazovoj kul'tury vzaimodejstviya psihologa obrazovaniya s roditelyami. Avtoreferat dissertacii ... doktora psihologicheskih nauk. Ekaterinburg, 2011.
Статья поступила в редакцию 28.01.15
УДК 159.9
Khropov Ye.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Humanities, Kaluga Branch of Russian Academy of National Economy and State Service of President of Russian Federation (Kaluga, Russia), E-mail: [email protected]
Seliverstova S.Yu., Deputy Director of Kaluga Branch of Russian Academy of National Economy and State Service of President of Russian Federation (Kaluga, Russia), E-mail: [email protected]
THE ROLE OF COMMON CULTURAL AND PROFESSIONAL COMPETENCES IN THE FORMATION OF THE BASIC MODEL OF HUMANITARIAN TRAINING OF STUDENTS OF ECONOMICS AND MANAGEMENT PROFILE. The article presents a case study of the opinions of consumers and participants of the educational process in a university about the importance of common cultural and professional competences in building a basic model of humanitarian training of students of Economics, management profile with the major reference to training of "State and municipal management". The study is conducted in the form of a business game. The presented results are relevant for the formation of the basic educational programs, working programs of disciplines, in the selection and development of competence-oriented technologies and methods of teaching Humanities. The research shows that students name the ability to solve professional tasks with the help of information technologies and communicative skills, including communication in a foreign language, as the most important to future managers. In the list of other significant skills are found the application of knowledge of law and economics, the ability to work with documents, and to obtain knowledge self-dependently.
Key words: educational-professional motivation; competence approach; competence-based teaching paradigm; competence-oriented teaching technologies.
Е.С. Хропов, к.п.н, доц., зав. каф. гуманитарных дисциплин Калужского филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (Калужский филиал РАНХиГС), г. Калуга, E-mail: [email protected]
С.Ю. Селиверстова, заместитель директора Калужского филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (Калужский филиал РАНХиГС), г. Калуга, E-mail: [email protected]
РОЛЬ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ И ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ БАЗОВОЙ МОДЕЛИ ГУМАНИТАРНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИКО-УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
Статья посвящена изучению мнений потребителей и участников образовательного процесса в вузе о значимости общекультурных и общепрофессиональных компетенций для формирования базовой модели гуманитарной подготовки студентов экономико-управленческого профиля (на примере направления подготовки «Государственное и муниципальное управление»). Исследование проводилось в форме деловой игры. Представленные результаты значимы для формирования основных образовательных программ, рабочих программ дисциплин, при выборе и разработке компетентностно-ориентированных технологий и методов обучения дисциплин гуманитарного цикла.
Ключевые слова: учебно-профессиональная мотивация; компетентностный подход; компетентностная парадигма обучения; компетентностно-ориентированные технологии обучения.
Одной из основных задач, стоящих перед системой высшего образования на современном этапе развития общества, является обеспечение качества подготовки будущего профессионала. Реализация данной задачи возможна при модернизации учебного процесса, в котором главным направлением становится компетентностный подход, наиболее соответствующий условиям рыночной экономики, предполагающий формирование не толь-
ко знаний, умений и навыков студентов, но и овладение ключевыми компетенциями и умение реализовывать их на практике в процессе профессиональной деятельности. Понятие «качество» переосмысливается потребителями образовательных услуг в компетентностной в парадигме. Выпускники вузов должны быть разносторонне развитыми, высококвалифицированными, конкурентоспособными специалистами, обладающими определенным
Таблица 1.
№ п\п Перечень компетенций Коэффициент значимости компетенций (Кк)
1 Способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-6). 10
2 Способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5). 9
3 Способность использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-4). 8
4 Способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3). 7
5 Владение навыками поиска, анализа и использования нормативных и правовых документов в своей профессиональной деятельности (ОПК-1). 6
6 Способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7). 5
7 Способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6). 4
8 Способность осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации (ОПК-4). 3
9 Способность проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия (ОПК-3). 2
10 Способность находить организационно-управленческие решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения и готовность нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений (ОПК-2). [1] 1
Коэффициент значимости общекультурных и общепрофессиональных компетенций для будущего профессионала
с точки зрения студентов
набором компетенций. В федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (далее, ФГОС ВО) определены общекультурные компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК), в стандартах и проектах новой редакции появляются и общепрофессиональные (ОПК).
Профессиональные компетенции направлены непосредственно на решение производственных задач. Не менее значимым для будущих менеджеров в области управления является овладение общекультурными и общепрофессиональными компетенциями, так как их будущая профессиональная деятельность имеет свою специфику и связана с коммуникативными, речевыми, организаторскими навыками, умением работать в команде, проявлять гражданскую позицию и ответственное исполнение обязанностей; самостоятельно добывать знания, обладать способностью к личному и профессиональному самосовершенствованию, саморазвитию и др.
С целью изучения мнения потребителей образовательных услуг о значимости общекультурных и общепрофессиональных компетенций для будущего профессионала, представленных в проекте новой редакции на базе Калужского филиала РАНХиГС было проведено исследование в форме деловой игры «Формирование общекультурного профиля будущего профессионала». Игра проводилась на основном направлении подготовки «Государственное и муниципальное управление» укрупненной группы «Экономика и управление».
По данному направлению подготовки в исследовании приняли участие - 98 студентов первых - четвёртых курсов, 12 преподавателей, работающих на программе, и 8 работодателей. На первом этапе игры участникам был предложен опредёленный стандартом перечень общекультурных и общепрофессиональных компетенций и задание: выбрать наиболее значимые для будущей профессиональной деятельности. В результате опреде-
лён круг десяти важных компетенций с точки зрения студентов, преподавателей и работодателей.
На следующем этапе нашего исследования студентам, преподавателям и работодателям необходимо было проранжиро-вать компетенции от 1 до 10 баллов (10 - компетенция является самой важной). По каждой группе респондентов определён коэффициент значимости компетенции (Кк). Результаты представлены в таблицах ниже.
Таким образом, по мнению студентов наиболее значимым для будущих менеджеров является способность решать профессиональные задачи с использованием информационных технологий; коммуникационные навыки, в том числе на иностранном языке; определяется важность правовых и экономических знаний; умения работать с документами; самостоятельно овладевать знаниями. Далее, студенты определяют по значимости такие компетенции, как коммуникативные навыки, способность осуществлять деловое общение; проектировать организационные структуры и находить управленческие решения.
Интересно, что преподаватели, так же, как и студенты, на первое место ставят умения решать профессиональные задачи с применением информационно-коммуникационных технологий. В отличие от студентов они выделяют такие компетенции, владение способами оказания первой медицинской помощи и защиты в условиях чрезвычайных ситуациях; подчеркивают важность философских знаний; формирования гражданской позиции студента.
Работодатели наибольшее внимание уделяют формированию общекультурных компетенций будущих управленцев: умению работать в коллективе, способности к коммуникации на русском и иностранном языках; подчеркивают значимость экономических, философских, правовых знаний профессионала. На первое место ставят навыки делового общения.
Таблица 2.
№ п\п Перечень компетенций Коэффициент значимости компетенций (Кк)
1 Способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-6). 10
2 Способность проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия (ОПК-3). 9
3 Способность использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9). 8
4 Владение навыками поиска, анализа и использования нормативных и правовых документов в своей профессиональной деятельности (ОПК-1) 7
5 Способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6). 6
6 Способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5). 5
7 Способность находить организационно-управленческие решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения и готовность нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений (ОПК-2). 4
8 Способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2). 3
9 Способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1). 2
10 Способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7).[1] 1
Коэффициент значимости общекультурных и общепрофессиональных компетенций для будущего профессионала
с точки зрения преподавателей.
Таблица 3.
Коэффициент значимости общекультурных и общепрофессиональных компетенций для будущего профессионала
с точки зрения работодателей.
№ п\п Перечень компетенций Коэффициент значимости компетенций (Кк)
Способность осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации (ОПК-4). 10
Способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6). 9
Способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5). 8
Способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3). 7
Способность использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-4). 6
Способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2). 5
Способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1). 4
Способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7). 3
Способность проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия (ОПК-3). 2
Способность находить организационно-управленческие решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения и готовность нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений (ОПК-2). [1] 1
Следует обметить, что выбор компетенций каждой из групп в нашей игре имеет свою специфику. Однако все группы участников исследования выделили как самые значимые следующие 5 компетенций.
Однако коэффициент значимости этих компетенций в группах различный
На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что предложенные общекультурные и общепрофессиональные компетенции в проекте стандарта значимы для формирования будущего специалиста. Из всех компетенций не были выбраны различными группами участников нашей игры лишь две: способность использовать методы и средства физической
Таблица 4.
№ п\п Компетенции
Способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5).
Способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6).
Способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7).
Способность находить организационно-управленческие решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения и готовность нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений (ОПК-2).
Способность проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия (ОПК-3). [1]
Значимые общекультурные и общепрофессиональные компетенции с точки зрения участников и потребителей образовательного процесса
ОК5 ОК6 ОК7 ОПК2 ОПК3
□ студенты И преподаватели В работодатели
Рис.1 Коэф фициент значимости основных компетенций с точки зрения участников и потребителей образовательного процесса по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление».
культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8); овладение навыками составления бюджетной и финансовой отчётности, распределения ресурсов с учётом последствий влияния различных методов и способов на результаты деятельности организации (ОПК-5). Вероятно в силу нечёткости формулировки первой и неосознание роли второй для будущего менеджера.
Формирование и развитие общекультурных и общепрофессиональных компетенций, согласно ФГОС ВО, стимулирующих познавательную активность обучающихся, способствующих развитию учебно-профессиональной мотивации студентов, обеспечивающих условия самоопределения и самореализации обучающихся, происходит в течение всего процесса обучения, при изучении каждого курса (или модуля), особенно дисциплин гуманитарного цикла. Образовательные стандарты по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление» наряду с профессиональным циклом, предусматривают изучение гуманитарного блока дисциплин, которому отводится более 23% от трудоемкости студента во время всего процесса учебно-профессионального обучения; что подчеркивает важную роль дисциплин гуманитарного цикла в формировании общекультурных и
общепрофессиональных компетенций будущего профессионала экономико-управленческого профиля. Перед преподавателями гуманитарного цикла дисциплин встает задача поиска компе-тентностно-ориентированных технологий обучения, активных и интерактивных методов обучения, стимулирующих познавательную активность обучающихся, способствующих развитию учебно-профессиональной мотивации студентов, обеспечивающих условия самоопределения и самореализации студентов, создания механизмов гарантии качества обучения, формирования как общепрофессиональных, так и общекультурных компетенций студентов, столь важных не только по их мнению, но и с точки зрения преподавателей и работодателей. [2] К таким технологиям можно отнести технологию проектного обучения, развивающую умение работать в коллективе, принимать скоординированные решения, способствующую выявлению индивидуальных способностей [2, с. 158]; знаково-контекстного обучения, деловые и ролевые игры, решение проблемных практических задач. Значительную роль в организации образовательного процесса на кафедре гуманитарных дисциплин играет постоянно обновляющийся лингвистический портал, работа с которым учит студентов самоорганизации и самообразованию.
Библиографический список
1. Проект федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Москва, 2004.
2. Селиверстова С.Ю. Анализ предпочтений абитуриентов в контексте формирования учебно-профессиональной мотивации к обучению в вузе. Мир науки, культуры, образования. 2014; 1.
3. Самылов П.В. Новые подходы к формированию профессионального потенциала менеджеров в области публичного администрирования. Вестник Российского университета дружбы народов. 2008; 2.
References
1. Proekt federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya. Moskva, 2004.
2. Seliverstova S.Yu. Analiz predpochtenij abiturientov v kontekste formirovaniya uchebno-professional'noj motivacii k obucheniyu v vuze. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 1.
3. Samylov P.V. Novye podhody k formirovaniyu professional'nogo potencíala menedzherov v oblasti publichnogo administrirovaniya. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. 2008; 2.
Статья поступила в редакцию 29.12.14
УДК 37.026.9:378.
Shalimova L.A., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Department of Humanities, Russian State Social University
(Dedovsk, Russia), Е-mail: [email protected]
COMMUNICATIVE AND CREATIVE STRATEGY OF COLORS IN ADVERTISING. The article deals with a strategy to use color as another means of communication and creativity in advertising. Color is an integral part of culture, it is an art form. The main
attention in the paper is given to the author's vision to the spiritual world and to a consumer in the positioning of goods, ideas and