Научная статья на тему 'Роль образования в жизни детей с нарушениями в развитии и отклоняющимся поведением'

Роль образования в жизни детей с нарушениями в развитии и отклоняющимся поведением Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
219
33
Поделиться
Ключевые слова
КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА / СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / ОБУЧЕНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Мокроусова Татьяна Александровна

В статье раскрывается содержание понятий: «коррекционная педагогика», «специальная педагогика». Говорится о категории лиц, которые нуждаются в коррекционном обучении. Выявляются ценностно-целевые приоритеты организации коррекционного обучения детей с нарушениями в развитии или отклоняющимся поведением.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Мокроусова Татьяна Александровна,

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Роль образования в жизни детей с нарушениями в развитии и отклоняющимся поведением»

Представленные выше направления интеграции духовного и физического воспитания студентов могут быть отправными ориентирами дальнейшего научного обоснования данного процесса. Список использованной литературы:

1. Пономарёв Н.А. Гуманизм, духовность и физическая культура// Теория и методика физической подготовки, № 1. - СПб.: ВИФК, 1994. - с. 117 - 126.

2. Пономарёв Н.А. Образование и духовность// «Судьба Российского образования - судьба России» - сборник статей под ред. Субетто А.И. - СПб.: Петровская Академия наук и искусств, ВИФК, 1995. - с. 239 - 242.

3. Философский энциклопедический словарь. - М.: «Советская энциклопедия», 1983. - 840 с.

© Миронов И.Л., Никитина С.С., 2016.

УДК 376.4

Мокроусова Татьяна Александровна

студент СФБашГу г. Стерлитамак, РФ E-mail: tanidom147100@mail.ru

РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ И ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ

Аннотация

В статье раскрывается содержание понятий: «коррекционная педагогика», «специальная педагогика». Говорится о категории лиц, которые нуждаются в коррекционном обучении. Выявляются ценностно-целевые приоритеты организации коррекционного обучения детей с нарушениями в развитии или отклоняющимся поведением.

Ключевые слова

Коррекционная педагогика, специальная педагогика, обучение, социализация.

Одной из современных ветвей педагогики является коррекционная педагогика (от лат. correctio— исправляю). Это отрасль педагогической науки, которая изучает закономерности, причины возникновения отклоняющегося поведения у детей, разрабатывает пути и способы его исправления. [5, 3]. Термины «Специальная педагогика» и «Коррекционная педагогика» в настоящее время используются в научном и социальном контексте как синонимы для обозначения одной области педагогики.

Основываясь на данные статистики за последнее десятилетие, в Российской Федерации насчитывается около двух миллионов детей с физическими и интеллектуальными недостатками, что составляет почти 5% детской популяции. К основным видам патологии относятся психические заболевания (30%), неврологические (20%), поражения органов слуха (17%) и зрения (18%) [4, 43]. В связи с приведенными данными проблемы коррекционного образования сегодня являются одними из самых актуальных в государственной политике Российской Федерации, в работе Министерства образования России, а также системы специальных коррекционных учреждений.

Коррекционная педагогика распространяется и на детей, которых отсутствуют нарушения в развитии, но имеются некоторые проблемы с социализацией в обществе по каким-либо причинам, которые также нуждаются в особо организованном способе обучения.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

За последние годы в системе специального образования произошли определенные перемены. На международном, федеральном, региональном, локальном уровнях были приняты нормативно-правовые документы, определяющие правовое пространство, в котором функционирует социальный механизм защиты и поддержки лиц с ограниченными возможностями здоровья. Однако еще предстоит проделать большую

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-2/2016 ISSN 2410-700Х_

работу по применению этих нормативно-правовых документов на практике, развитию и совершенствованию системы специального образования.

Отечественный ученый профессор В.П. Кащенко считал коррекционную педагогику наукой о воспитании исключительных детей.

При этом под «исключительными» понимались дети, поведение которых исключается, выпадает из общепринятой нормы [2,10].

Коррекционная педагогика состоит из разделов, изучающих условия обучения и воспитания детей с определенным нарушением развития: глухих и слабослышащих; слепых и слабовидящих; детей с нарушением интеллекта; эмоционального развития; функций опорно-двигательного аппарата; задержкой психического развития, сложных структурных нарушений.

Биологическое неблагополучие ребенка (нарушение слуха, зрения, центральной нервной системы и др.) осмысливается как первичная предпосылка нарушения его взаимодействия с окружающим миром. Чтобы исключить воздействие, травмирующее психику ребенка, оно должно быть организовано особым путем. В значительной степени это может быть осуществлено посредством обучения, но обучения устроенного специальным (коррекционным) образом.

Выявляемый у ребенка уровень развития и комплекс его нарушений определяет его дальнейшее обучение и воспитание. Таким образом, содержание коррекционного обучения подчинено определению возможного и необходимого уровня образования именно данного ребенка и его подготовки к взрослой, насколько возможно самостоятельной жизни. Своевременная и грамотная коррекция всегда дает положительные результаты. Никогда не ведут к положительным сдвигам безразличие, бездействие, нежелание помочь.

Коррекционное обучение характеризуется следующими аспектами: постановка коррекционных задач и разработка специфичных разделов содержания обучения, не присутствующих в программах образования нормально развивающихся детей; создание "обходных путей" и применения специфичных средств обучения; индивидуализация обучения; особая организация образовательной среды; расширение образовательного пространства за пределы учебного заведения; необходимость взаимодействия специалистов разного профиля, участвующих в процессе обучения и др.

Немаловажную роль в этом процессе играет активная позиция педагога и заинтересованность в своей работе. Педагог, работая с данной категорией детей, призван решать сложные проблемы, связанные с социально-эмоциональным, физическим, интеллектуальным развитием детей, оказывать им всестороннюю помощь и поддержку, способствуя их успешной социализации. Важно создать атмосферу психологической комфортности, окружить их вниманием и заботой. Работа педагога будет эффективной, если на первом месте у него в работе будет выступать желание помочь детям адаптироваться в обществе, приобрести умения и навыки общения в окружающей его среде, а также помощь в профориентации. Работа будет вдвойне эффективной, если желание будет выступать не только со стороны социального педагога, но и самого ребёнка. Вот поэтому здесь особенно важно расположить ребёнка к себе и создать атмосферу участия, тепла и заботы.

Можно сделать вывод, что процесс реализации коррекционного обучения - это эффективный способ помочь особенному ребёнку адаптироваться в социуме, дать ему необходимые знания, умения, навыки и психологически настроить на дальнейшую жизнь.

Список использованной литературы:

1. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 5: Основы дефектологии / Выготский Л.С. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с.

2. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция: Испр. недостатков характера у детей и подростков: кн. для учителя / В.П. Кащенко. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1994. - 223 с.

3. Колыданова Е. А. Место и роль социального педагога в системе коррекционной педагогики / Е. А. Колыданова, А. А. Неваров // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. 1. - Пермь: Меркурий, 2011. - С. 217-219.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

4. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом / Москва, 1996. - 89 с.

5. Подласый И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике. Для средних специальных учебных заведений - Москва: Владос, 2002, 332 с.

6. Основы обучения и воспитания аномальных детей / под общей редакцией проф. А.И. Дьячкова. - М.; Просвещение, 1965. - 343 с.

© Мокроусова Т.А.,2016

УДК 372.857

Мягкова Юлия Яковлевна

канд.биол.наук, доцент ЮФУ, г.Ростов-на-Дону, РФ E-mail: MUYA2007@yandex.ru Мастафа Юлия Викторовна студентка ЮФУ, г.Ростов-на-Дону, РФ E-mail: mastafa1994@mail.ru

ЯДОВИТЫЕ ЖИВОТНЫЕ В ШКОЛЬНЫХ И ВУЗОВСКИХ КУРСАХ

Аннотация

Анкетирование школьников и студентов-биологов показали недостаточное знание ядовитых животных и мер предосторожности при обращении с ними. Предлагается вернуть в школу предмет «Региональная экология» и в педвузы полноценную полевую практику по зоологии.

Ключевые слова

Ядовитые животные, региональная экология, полевая практика по зоологии

Цели и задачи, стоящие перед школой очень большие и многогранные. Вместе с тем самое главное -это сохранить здоровье ребёнка. Опасности, которые подстерегают школьника, достаточно разнообразны. Ядовитые животные, представляют собой одну из таких опасностей, которую явно недооценивают. Конечно, в условиях урбанизации мы встречаемся с опасными видами реже, но всё же такие встречи происходят. Ядовитые животные изучаются в школьном курсе зоологии поверхностно. Регионы нашей страны существенно отличаются климатическими и физико-географическими условиями, что обуславливает разнообразие фауны, в том числе и ядовитых животных. Некоторые сведения дети получают в 6ом классе при изучении трёх параграфов в курсе «Обеспечение безопасности жизнедеятельности» [1,2]. Собственно там есть краткие сведения о необходимых мерах предосторожности при встречах и непосредственно при укусах некоторыми насекомыми и змеями.

В 1991 г. был принят закон Закон об Охране Окружающей Природной Среды. В статьях 71-74 установлена обязательность, всеобщность и комплексность экологического образования в школах и вузах. В большинстве школ был введён предмет «Экология», а в ряде школ «Региональная экология», что являлось абсолютно верным. В начале 2000х годов количество часов, отведённых на этот предмет, постепенно сократили, затем этот предмет был полностью изъят из школьной программы. Базовые представления об экологии сохранены в нескольких параграфах курса «Общая биология». Но наука экология настоящее время это очень обширная, комплексная наука, которая не ограничивается рамками биологии. Экологических проблем очень много, и именно преподавание «Региональной экологии» явилось бы оптимальным решением.

Вопросы, касающиеся местных видов ядовитых животных (охрана, экология, меры предосторожности), тоже могли бы войти в этот предмет, как одна из экологических проблем. Пока в целях

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.