Научная статья на тему 'Искусство как средство коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями в развитии'

Искусство как средство коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями в развитии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3396
409
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВО / ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ / АРТ-ТЕРАПИЯ / АРТ-ПЕДАГОГИКА / ART / CHILDREN WITH DEVELOPMENTAL DISORDERS / ART THERAPY / ART PEDAGOGICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харсеева Наталия Вячеславовна, Цветкова Ирина Владимировна

В статье рассматривается механизм воздействия искусства на детей с проблемами в развитии в процессе воспитания и обучения; использование в коррекционной работе различных видов искусства как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка с проблемами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ART AS A TOOL OF CORRECTIONAL AND DEVELOPING HELP TO CHILDREN WITH DEVELOPMENTAL DISORDERS

The article deals with the mechanism of influence of the art on children with problems in development in the process of education and training; the usage in correctional work of various art forms as important means of education of the harmonious personality of the child with problems.

Текст научной работы на тему «Искусство как средство коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями в развитии»

УДК 37.025

Харсеева Наталия Вячеславовна

кандидат культурологии, доцент кафедры истории

Кубанского социально-экономического института [email protected]

Цветкова Ирина Владимировна

кандидат педагогических наук,

преподаватель кафедры педагогики и психологии

Краснодарского государственного университета

культуры и искусств

[email protected]

ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

Harseeva Natalia Vyacheslavovna

Candidate of Cultural Studies, associate professor of the chair of history, Kuban Social-and-Economical Institute [email protected]

Tsvetkova Irina Vladimirovna

Candidate of Pedagogics, lecturer of the chair of pedagogics and psychology, Krasnodar State University of Culture and Arts [email protected]

ART AS A TOOL OF CORRECTIONAL AND DEVELOPING HELP TO CHILDREN WITH DEVELOPMENTAL DISORDERS

Аннотация:

В статье рассматривается механизм воздействия искусства на детей с проблемами в развитии в процессе воспитания и обучения; использование в коррекционной работе различных видов искусства как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка с проблемами.

Ключевые слова:

искусство, дети с нарушениями в развитии, арт-терапия, арт-педагогика.

The summary:

The article deals with the mechanism of influence of the art on children with problems in development in the process of education and training; the usage in correctional work of various art forms as important means of education of the harmonious personality of the child with problems.

Keywords:

art, children with developmental disorders, art therapy, art pedagogics.

Гуманистический подход к образованию требует от психологов, педагогов пристального внимания к изучению природы ребенка, которое невозможно без учета совокупности психического и физического в человеке. Существуя в определенной социальной и материальной среде, взаимодействуя с окружающими людьми и природой, участвуя в общественном производстве, человек проявляет себя как сложная самоуправляющая система с огромным спектром качеств, свойств, чувств и эмоций. И то, будет ли гармоничным развитие ребенка, определяет созданное пространство, воздействующее не только на сферу разума, но и на чувственную сферу. Одним из средств, способствующих решению этой задачи, является искусство, которое играет существенную роль в формировании личности ребенка. Искусство заключает в себе художественно-эстетические, нравственные, гуманистические, познавательные ценности и воздействует на духовное, нравственное становление человека.

Воздействие произведений искусства на людей интересовало ученых во все времена. Еще с древних времен жрецы, а потом врачи, философы, педагоги использовали искусство для врачевания души и тела. Задумываясь над механизмом воздействия на человека живописи, театра, музыки, танца, древние ученые пытались определить роль и место искусства как в процессе восстановления функций организма, так и в формировании духовного мира личности.

Однако лишь в ХХ в. искусству стали приписывать терапевтическую функцию, основываясь на конкретных положительных результатах научных исследований. Так, в Великобритании М. Ричардсон. Дж. Дебуффе и др. использовали изобразительное искусство для лечения психических расстройств, а в США в 1940-е гг. М. Наубург использовала в психотерапевтической работе с детьми рисуночные техники, рассматривая выражение ребенком своих переживаний в изобразительной деятельности в качестве инструмента исследования его бессознательных процессов. Современный период характеризуется широким применением различных видов искусства как арт-терапевтического инструментария: в медицине для лечения нервнопсихических, заболеваний, в психологии для коррекции аффективной сферы. Искусство положительно влияет на ЦНС, что подтверждают в своих работах известные психиатры А.Л. Гросман и В. Райков. Например, нормализация работы сердечнососудистой системы происходит под звуки музыки, исполненной на кларнете и скрипке.

На возможности искусства в коррекции психических процессов у детей указывали зарубежные (Э. Сеген, Ж. Демор, О. Декроли) и отечественные представители педагогики и психологии. Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.И. Граборов, А.В. Запорожец, В.П. Кащенко Э.И. Ильенков, М.С. Коган, Б.М. Неменский и другие ученые в своих работах отмечали, что приобщение ребенка к искусству, «погружение» его в мир единства чувств и мыслей, преобразующих человека, обогащает его, раскрывает творческий потенциал.

Так, ученый Э. Сурно, известный работами в области эстетического воспитания, отмечает, что искусство является важным средством воспитания, влияет на нравственность ребенка, а также формирует его мышление, воображение, эмоции и чувства. В процессе занятий музыкой, пением, по мнению С.М. Миловской, И.В. Евтушенко, у детей активизируется творческое мышление, формируется целенаправленная деятельность, устойчивость внимания. Занятия рисованием способствуют сенсорному развитию ребенка, формируют мотивационно-потребностную сторону его продуктивной деятельности, дифференцируют восприятие, а также обеспечивают развитие произвольного внимания, воображения, речи.

Современная специальная психология и педагогика в последние годы проявляет огромный интерес к механизму воздействия искусства на ребенка с проблемами в развитии в процессе воспитания и обучения и ориентирована на использование в коррекционной работе различных видов искусства как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка с проблемами его культурного развития. В связи с этим в практике специального образования широко используются термины «арт-терапия» и «арт-педагогика». При этом необходимо отметить содержательное отличие «арт-педагогики» от более узкого термина «художественное воспитание». Арт-педагогика позволяет рассмотреть в рамках образования не только художественное воспитание, но и все компоненты коррекционно-развивающего процесса средствами искусства. Основная цель, которую преследует арт-педагогика, является художественное развитие детей с проблемами и формирование основ художественной культуры, социальная адаптация личности средствами искусства.

Отмечая необходимость формирования культуры у детей, имеющих различные проблемы в развитии, Л.С. Выготский говорил о создания специальных способов, средств и условий, обеспечивающих развитие детей с разными отклонениями.

Исследования в области художественной педагогики показывают, что искусство развивает личность, расширяет общий и художественный кругозор ребенка с проблемами, реализует познавательные интересы детей. Искусство, являясь своеобразной формой эстетического познания действительности и отражения ее в художественных образах, позволяет ребенку с проблемами в развитии ощутить мир во всем его богатстве и через художественные виды деятельности научиться его преобразовывать. Процесс восприятия искусства детьми представляет собой сложную психическую деятельность, сочетающую в себе познавательные и эмоциональные моменты. Занятия художественной деятельностью способствуют сенсорному развитию детей, помогает различать цвет, форму, звуки, обеспечивает понимание языка различных видов искусства. О положительном влиянии искусства на развитие ребенка с проблемами указывал Л.С. Выготский, отмечая особую роль художественной деятельности как в развитии психических функций, так и в активизации творческих проявлений детей в разных видах искусства (музыки, живописи, театра).

Современные психология и педагогика в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируются на использование искусства в процессе обучения и воспитания детей с проблемами в адаптации, указывают на возможности искусства в коррекции нарушений развития. Так, занятия изобразительной деятельностью способствует сенсорному развитию детей, формирует мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствует дифференциации восприятия, мелких движений руки, что в свою очередь, влияет на умственное развитие. Положительную динамику результатов занятий изодеятельностью у детей с умственной отсталостью отличали О.В. Гаврилушкина, И.А. Грошенков, О.В. Боровик, у дошкольников с ЗПР Е.А. Екжанова, у детей страдающих ДЦП Г.В. Кузнецова.

Исследования в области художественной педагогики показывают, что искусство развивает личность, расширяет общий и художественный кругозор ребенка с проблемами, реализует познавательные интересы детей. Искусство позволяет ребенку с проблемами ощутить мир во всем его богатстве и многообразии, а через художественные виды деятельности научиться его преобразовывать. Именно в этом содержатся коррекционные возможности искусства, так как оно является, с одной стороны, источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает креативные потребности, способы их удовлетворения в том или ином виде искусства, а с другой - средством реализации социально-педагогической функции искусства.

Говоря о педагогических возможностях искусства, нельзя не отметить еще один важный аспект: психотерапевтическое воздействие искусства на ребенка. Влияя на эмоциональную

сферу, искусство при этом выполняет коммуникативную, регулятивную, катарсистическую функции. Совместное участие ребенка, его сверстников и педагогов в процессе создания художественного произведения расширяет его социальный опыт, учит адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Психокоррекционный эффект воздействия искусства на ребенка, имеющего проблемы в развитии, выражается также в эффекте «очищения» от накопившихся негативных переживаний. Раскрывая психологический механизм катарсиса в своей работе «Психология искусства», Л.С. Выготский отмечал: «Искусство всегда несет в себе нечто преодолевающее обыкновенное чувство. Боль и волнение, когда они вызываются искусством, несут в себе нечто большее, нежели обыкновенную боль и волнение. Переработка чувств в искусстве заключается в превращении их в свою противоположность, то есть положительную эмоцию, которую несет в себе искусство» [1]. Отечественные психологи в эффекте катарсиса усматривают главный итог воздействия искусства на личность, а в потребности катарсиса - одну из основных психологических установок в отношении искусства. По мнению Ю.А. Огородникова, «эффект катарсиса происходит также из-за того, что в человеке, погруженном в дробность быта и теряющем в нем свою целостность и гармонию, в момент проживания произведения искусства происходит выход из суетных состояний, погружение в гармонию, и от этого нарастают внутреннее единство и гармония. При этом очищение возникает как на уровне психологических функций, так и на психодуховном уровне человеческого организма» [2].

Катарсис неразрывно связан с художественным восприятием, которое представляет собой сложнейшую работу чувств, мыслей, воображения, воспринимающего произведение искусства. Поэтому дети, особенно с проблемами в развитии, не всегда готовы к этой работе. Необходимо обучить детей приемам восприятия художественного произведения, так как восприятие детей с отклонениями в развитии имеет свои особенности, обусловленные природой и характером нарушения. Общение с произведением искусства помогает ребенку на время уйти от переживаний, эмоционального отвержения, чувства одиночеств, страхов и тревожности или от конфликтных межличностных и внутри семейных отношений.

Искусство представляет ребенку практически неограниченные возможности для самосовершенствования и самореализации как в процессе творчества, так и в его продуктах. Интерес к продуктам творческой деятельности ребенка со стороны сверстников и взрослых повышает самооценку и самовосприятие ребенка с проблемами в развитии. А это является решением важнейшей задачи: адаптации ребенка посредствам искусств и художественной деятельности к условиям макросоциальной среды.

Таким образом, нельзя решать актуальные проблемы современности вне искусства -мощнейшего средства воспитания и образования, так как арт-терапевтические методики содействуют гармонизации личности детей с нарушениями в развитии через формирование способностей самопознания и самовыражения, корректируют психоэмоциональное состояние ребенка, психофизиологические процессы посредством соприкосновения с искусством.

Ссылки: References (transliterated):

1. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1968. 1. Vygotskiiy L.S. Psihologiya iskusstva. M., 1968.

2. Огородников Ю.А. Литература как искусство. М.,1998. 2. Ogorodnikov Y.A. Literature kak iskusstvo. M.,1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.