УДК 37.025
Харсеева Наталия Вячеславовна
кандидат культурологии, доцент кафедры истории
Кубанского социально-экономического института [email protected]
Цветкова Ирина Владимировна
кандидат педагогических наук,
преподаватель кафедры педагогики и психологии
Краснодарского государственного университета
культуры и искусств
ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
Harseeva Natalia Vyacheslavovna
Candidate of Cultural Studies, associate professor of the chair of history, Kuban Social-and-Economical Institute [email protected]
Tsvetkova Irina Vladimirovna
Candidate of Pedagogics, lecturer of the chair of pedagogics and psychology, Krasnodar State University of Culture and Arts [email protected]
ART AS A TOOL OF CORRECTIONAL AND DEVELOPING HELP TO CHILDREN WITH DEVELOPMENTAL DISORDERS
Аннотация:
В статье рассматривается механизм воздействия искусства на детей с проблемами в развитии в процессе воспитания и обучения; использование в коррекционной работе различных видов искусства как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка с проблемами.
Ключевые слова:
искусство, дети с нарушениями в развитии, арт-терапия, арт-педагогика.
The summary:
The article deals with the mechanism of influence of the art on children with problems in development in the process of education and training; the usage in correctional work of various art forms as important means of education of the harmonious personality of the child with problems.
Keywords:
art, children with developmental disorders, art therapy, art pedagogics.
Гуманистический подход к образованию требует от психологов, педагогов пристального внимания к изучению природы ребенка, которое невозможно без учета совокупности психического и физического в человеке. Существуя в определенной социальной и материальной среде, взаимодействуя с окружающими людьми и природой, участвуя в общественном производстве, человек проявляет себя как сложная самоуправляющая система с огромным спектром качеств, свойств, чувств и эмоций. И то, будет ли гармоничным развитие ребенка, определяет созданное пространство, воздействующее не только на сферу разума, но и на чувственную сферу. Одним из средств, способствующих решению этой задачи, является искусство, которое играет существенную роль в формировании личности ребенка. Искусство заключает в себе художественно-эстетические, нравственные, гуманистические, познавательные ценности и воздействует на духовное, нравственное становление человека.
Воздействие произведений искусства на людей интересовало ученых во все времена. Еще с древних времен жрецы, а потом врачи, философы, педагоги использовали искусство для врачевания души и тела. Задумываясь над механизмом воздействия на человека живописи, театра, музыки, танца, древние ученые пытались определить роль и место искусства как в процессе восстановления функций организма, так и в формировании духовного мира личности.
Однако лишь в ХХ в. искусству стали приписывать терапевтическую функцию, основываясь на конкретных положительных результатах научных исследований. Так, в Великобритании М. Ричардсон. Дж. Дебуффе и др. использовали изобразительное искусство для лечения психических расстройств, а в США в 1940-е гг. М. Наубург использовала в психотерапевтической работе с детьми рисуночные техники, рассматривая выражение ребенком своих переживаний в изобразительной деятельности в качестве инструмента исследования его бессознательных процессов. Современный период характеризуется широким применением различных видов искусства как арт-терапевтического инструментария: в медицине для лечения нервнопсихических, заболеваний, в психологии для коррекции аффективной сферы. Искусство положительно влияет на ЦНС, что подтверждают в своих работах известные психиатры А.Л. Гросман и В. Райков. Например, нормализация работы сердечнососудистой системы происходит под звуки музыки, исполненной на кларнете и скрипке.
На возможности искусства в коррекции психических процессов у детей указывали зарубежные (Э. Сеген, Ж. Демор, О. Декроли) и отечественные представители педагогики и психологии. Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.И. Граборов, А.В. Запорожец, В.П. Кащенко Э.И. Ильенков, М.С. Коган, Б.М. Неменский и другие ученые в своих работах отмечали, что приобщение ребенка к искусству, «погружение» его в мир единства чувств и мыслей, преобразующих человека, обогащает его, раскрывает творческий потенциал.
Так, ученый Э. Сурно, известный работами в области эстетического воспитания, отмечает, что искусство является важным средством воспитания, влияет на нравственность ребенка, а также формирует его мышление, воображение, эмоции и чувства. В процессе занятий музыкой, пением, по мнению С.М. Миловской, И.В. Евтушенко, у детей активизируется творческое мышление, формируется целенаправленная деятельность, устойчивость внимания. Занятия рисованием способствуют сенсорному развитию ребенка, формируют мотивационно-потребностную сторону его продуктивной деятельности, дифференцируют восприятие, а также обеспечивают развитие произвольного внимания, воображения, речи.
Современная специальная психология и педагогика в последние годы проявляет огромный интерес к механизму воздействия искусства на ребенка с проблемами в развитии в процессе воспитания и обучения и ориентирована на использование в коррекционной работе различных видов искусства как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка с проблемами его культурного развития. В связи с этим в практике специального образования широко используются термины «арт-терапия» и «арт-педагогика». При этом необходимо отметить содержательное отличие «арт-педагогики» от более узкого термина «художественное воспитание». Арт-педагогика позволяет рассмотреть в рамках образования не только художественное воспитание, но и все компоненты коррекционно-развивающего процесса средствами искусства. Основная цель, которую преследует арт-педагогика, является художественное развитие детей с проблемами и формирование основ художественной культуры, социальная адаптация личности средствами искусства.
Отмечая необходимость формирования культуры у детей, имеющих различные проблемы в развитии, Л.С. Выготский говорил о создания специальных способов, средств и условий, обеспечивающих развитие детей с разными отклонениями.
Исследования в области художественной педагогики показывают, что искусство развивает личность, расширяет общий и художественный кругозор ребенка с проблемами, реализует познавательные интересы детей. Искусство, являясь своеобразной формой эстетического познания действительности и отражения ее в художественных образах, позволяет ребенку с проблемами в развитии ощутить мир во всем его богатстве и через художественные виды деятельности научиться его преобразовывать. Процесс восприятия искусства детьми представляет собой сложную психическую деятельность, сочетающую в себе познавательные и эмоциональные моменты. Занятия художественной деятельностью способствуют сенсорному развитию детей, помогает различать цвет, форму, звуки, обеспечивает понимание языка различных видов искусства. О положительном влиянии искусства на развитие ребенка с проблемами указывал Л.С. Выготский, отмечая особую роль художественной деятельности как в развитии психических функций, так и в активизации творческих проявлений детей в разных видах искусства (музыки, живописи, театра).
Современные психология и педагогика в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируются на использование искусства в процессе обучения и воспитания детей с проблемами в адаптации, указывают на возможности искусства в коррекции нарушений развития. Так, занятия изобразительной деятельностью способствует сенсорному развитию детей, формирует мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствует дифференциации восприятия, мелких движений руки, что в свою очередь, влияет на умственное развитие. Положительную динамику результатов занятий изодеятельностью у детей с умственной отсталостью отличали О.В. Гаврилушкина, И.А. Грошенков, О.В. Боровик, у дошкольников с ЗПР Е.А. Екжанова, у детей страдающих ДЦП Г.В. Кузнецова.
Исследования в области художественной педагогики показывают, что искусство развивает личность, расширяет общий и художественный кругозор ребенка с проблемами, реализует познавательные интересы детей. Искусство позволяет ребенку с проблемами ощутить мир во всем его богатстве и многообразии, а через художественные виды деятельности научиться его преобразовывать. Именно в этом содержатся коррекционные возможности искусства, так как оно является, с одной стороны, источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает креативные потребности, способы их удовлетворения в том или ином виде искусства, а с другой - средством реализации социально-педагогической функции искусства.
Говоря о педагогических возможностях искусства, нельзя не отметить еще один важный аспект: психотерапевтическое воздействие искусства на ребенка. Влияя на эмоциональную
сферу, искусство при этом выполняет коммуникативную, регулятивную, катарсистическую функции. Совместное участие ребенка, его сверстников и педагогов в процессе создания художественного произведения расширяет его социальный опыт, учит адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Психокоррекционный эффект воздействия искусства на ребенка, имеющего проблемы в развитии, выражается также в эффекте «очищения» от накопившихся негативных переживаний. Раскрывая психологический механизм катарсиса в своей работе «Психология искусства», Л.С. Выготский отмечал: «Искусство всегда несет в себе нечто преодолевающее обыкновенное чувство. Боль и волнение, когда они вызываются искусством, несут в себе нечто большее, нежели обыкновенную боль и волнение. Переработка чувств в искусстве заключается в превращении их в свою противоположность, то есть положительную эмоцию, которую несет в себе искусство» [1]. Отечественные психологи в эффекте катарсиса усматривают главный итог воздействия искусства на личность, а в потребности катарсиса - одну из основных психологических установок в отношении искусства. По мнению Ю.А. Огородникова, «эффект катарсиса происходит также из-за того, что в человеке, погруженном в дробность быта и теряющем в нем свою целостность и гармонию, в момент проживания произведения искусства происходит выход из суетных состояний, погружение в гармонию, и от этого нарастают внутреннее единство и гармония. При этом очищение возникает как на уровне психологических функций, так и на психодуховном уровне человеческого организма» [2].
Катарсис неразрывно связан с художественным восприятием, которое представляет собой сложнейшую работу чувств, мыслей, воображения, воспринимающего произведение искусства. Поэтому дети, особенно с проблемами в развитии, не всегда готовы к этой работе. Необходимо обучить детей приемам восприятия художественного произведения, так как восприятие детей с отклонениями в развитии имеет свои особенности, обусловленные природой и характером нарушения. Общение с произведением искусства помогает ребенку на время уйти от переживаний, эмоционального отвержения, чувства одиночеств, страхов и тревожности или от конфликтных межличностных и внутри семейных отношений.
Искусство представляет ребенку практически неограниченные возможности для самосовершенствования и самореализации как в процессе творчества, так и в его продуктах. Интерес к продуктам творческой деятельности ребенка со стороны сверстников и взрослых повышает самооценку и самовосприятие ребенка с проблемами в развитии. А это является решением важнейшей задачи: адаптации ребенка посредствам искусств и художественной деятельности к условиям макросоциальной среды.
Таким образом, нельзя решать актуальные проблемы современности вне искусства -мощнейшего средства воспитания и образования, так как арт-терапевтические методики содействуют гармонизации личности детей с нарушениями в развитии через формирование способностей самопознания и самовыражения, корректируют психоэмоциональное состояние ребенка, психофизиологические процессы посредством соприкосновения с искусством.
Ссылки: References (transliterated):
1. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1968. 1. Vygotskiiy L.S. Psihologiya iskusstva. M., 1968.
2. Огородников Ю.А. Литература как искусство. М.,1998. 2. Ogorodnikov Y.A. Literature kak iskusstvo. M.,1998.