_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-2/2016 ISSN 2410-700Х_
5. Цаплина О.В. Ребенок в мире позитива // Детский сад от А до Я. 2015. №5 (77). С. 53-59.
6. Цаплина О.В. Технологии развития познавательной активности дошкольника // Детский сад от А до Я. 2016. №1. С. 44-53.
7. Frank Michael C. Barner D. Representing exact number visually using mental abacus [Электронный ресурс]. URL: http://www.ucmasgujarat.org/files/documents/Frank-&-Barner—May-2011.pdf.
8. Rootenberg S. Universal Concepts Mental Arithmetic System Pdf [Электронный ресурс]. URL: http://www.jarwan-center.com/download/universal-concepts-mental-arithmetic-system-pdf.
9. Hatano G., Osawa K. Digit memory of grand experts in abacus-derived mental calculation [Электронный ресурс]. Cognition, 1983. S. 95 - 110. URL: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.650.4255&rep=rep1&type=pdf.
10.Effects of abacus training on the intelligence of Sudanese children [Электронный ресурс]. URL: http://www.ucmasgujarat.org/files/documents/Effects-of-Abacus-training-on-the-intelligence-of-Sudanese-children.pdf.
© Маулешева А., Сырланова С.Т., 2016
УДК 37
Миронов Игорь Леонидович
кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский университет МВД России (Санкт-
Петербург), [email protected],
Никитина Светлана Сергеевна, доктор политических наук, Санкт-Петербургский университет МВД
России (Санкт-Петербург), [email protected]
ДУХОВНОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ - ПУТИ ИНТЕГРАЦИИ
Аннотация
В статье рассматривается проблема интеграции духовного и физического воспитания студентов. При этом исследуется понятие духовность, взаимосвязь духовной и физической культуры общества. В заключении определяются основные направления интеграции духовного и физического воспитания студентов.
Ключевые слова
Духовность, физическое воспитание, физическая культура, интеграция.
Физическое воспитание студентов - элемент физической культуры. Поэтому проблему интеграции духовного и физического воспитания студентов дел уместно исследовать в свете соотношения физической и духовной культуры общества.
Объективной основой взаимосвязи духовного и физического воспитания является единство духовного и физического развития человека. Физическое воспитание само по себе является интегративным педагогическим процессом, в котором решаются не только специальные задачи данного вида воспитания (развитие физических качеств, формирование двигательных навыков, укрепление здоровья), но и общие задачи формирования личности.
Физическое развитие личности ценно при условии одухотворенности данного процесса. Данное обстоятельство обусловливает взаимосвязь всех видов воспитания: физического, умственного, нравственного, эстетического, трудового и др. Рассматривать их изолированно друг от друга, как отдельные виды воспитания возможно в абстракции, в жизни же они тесно взаимосвязаны.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-2/2016 ISSN 2410-700Х_
Положение общей педагогики, теории и методики физического воспитания о единстве физического и духовного воспитания в процессе формирования личности представляет диалектический взгляд на исследуемую проблему и является важным методологическим принципом настоящего исследования.
H.А. Пономарев определяет духовность как совокупность мировоззренческих установок, общественных идеалов - устремлённость к чему-то возвышенному, нематериальному, к идеалу [1, с. 117].
Содержанием духовности, на взгляд автора, является осмысление всемирно-исторического, космического бытия человека, его предназначенности, выходящей за рамки обыденной жизнедеятельности [2, с.239].
Сознание человека, по мнению автора, включает два уровня - рефлекс и разум. Рефлекс - это отражение внешнего мира, выраженное в ощущениях, представлениях, понятиях, в рассудочном индуктивно-дедуктивном мышлении. Разум - относительно самостоятельное духовное образование, представленное эмоциями, настроением, идеями, ценностными представлениями. Разум в наибольшей степени представляет внутренний, интимный мир человека, только, в конечном счете, связанный с его материальными потребностями, с внешней жизнедеятельностью.
Сформировавшиеся в домарксистской философии категории «рассудок» и «разум», выражают два уровня мыслительной деятельности. Так уже в античной философии под рассудком понималась способность рассуждения в познании всего относительного, земного, конечного, в то время как сущность разума состояла в целеполагании, открытии абсолютного, божественного и бесконечного [3, с. 567].
Духовность связана, прежде всего, с эмоционально-созерцательной стороной сознания и даёт ценностное знание и ориентацию в мире. На её основе формируется мировоззрение человека, понимание им своего предназначения в мире. Духовность придаёт смысл повседневной деятельности человека, обеспечивает её соотнесённость со смыслом своей жизни в целом, жизни общества. На социальном уровне это проявляется в том, что духовность ориентирует и мобилизует членов общества на достижение важных общественно значимых целей.
Таким образом, духовность - это механизм воздействия общественного сознания на личность. Любая общественная деятельность одухотворена. Не является исключением и физическая культура. В ее структуре духовное начало включено в природное бытие человека, в его двигательную активность. Через духовность физические качества и двигательные навыки приобретают общественную ценность.
В физической культуре сосуществуют и взаимодействуют две стороны: технологическая и социокультурная. Технологическая сторона представлена в ней физическими упражнениями и, при этом, духовно нейтральна.
Духовность входит в физическую культуру вместе с определением общественных целей, ради которых осуществляется физическое совершенствование. При этом на первый план выдвигается мировоззренческая духовность, определяющая конечные цели занятий физической культурой (подготовка к труду на благо общества, защите Отечества и др.). Физическая культура представляет идеал физически подготовленного человека. В процессе физического совершенствования молодые люди руководствуются данным идеалом.
Данное обстоятельство особенно ценно в процессе физического воспитания студентов - будущих специалистов в различных сферах профессиональной деятельности.
Интеграция духовного и физического воспитания студентов, на взгляд авторов данной статьи, может реализовываться в следующих направлениях:
I. Координация образовательной деятельности кафедр физического воспитания и гуманитарных дисциплин в контексте формирования нравственного и физического идеала личности в сознании студентов;
2. Использование воспитательного потенциала различных видов (средств) физической активности (физических упражнений, спортивных дисциплин) в целях нравственного, интеллектуального и эстетического развития студентов;
3. Научное обоснование и применение методов физического воспитания, направленных на формирование социально значимых нравственных качеств и навыков поведения.
Таким образом, вышеприведенный анализ проблемы соотношения духовности и физической культуры является важной научно-теоретической основой интеграции духовного и физического воспитания студентов.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-2/2016 ISSN 2410-700Х
Представленные выше направления интеграции духовного и физического воспитания студентов могут быть отправными ориентирами дальнейшего научного обоснования данного процесса. Список использованной литературы:
1. Пономарёв Н.А. Гуманизм, духовность и физическая культура// Теория и методика физической подготовки, № 1. - СПб.: ВИФК, 1994. - с. 117 - 126.
2. Пономарёв Н.А. Образование и духовность// «Судьба Российского образования - судьба России» - сборник статей под ред. Субетто А.И. - СПб.: Петровская Академия наук и искусств, ВИФК, 1995. - с. 239 - 242.
3. Философский энциклопедический словарь. - М.: «Советская энциклопедия», 1983. - 840 с.
© Миронов И.Л., Никитина С.С., 2016.
УДК 376.4
Мокроусова Татьяна Александровна
студент СФБашГу г. Стерлитамак, РФ E-mail: [email protected]
РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ И ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ
Аннотация
В статье раскрывается содержание понятий: «коррекционная педагогика», «специальная педагогика». Говорится о категории лиц, которые нуждаются в коррекционном обучении. Выявляются ценностно-целевые приоритеты организации коррекционного обучения детей с нарушениями в развитии или отклоняющимся поведением.
Ключевые слова
Коррекционная педагогика, специальная педагогика, обучение, социализация.
Одной из современных ветвей педагогики является коррекционная педагогика (от лат. correctio— исправляю). Это отрасль педагогической науки, которая изучает закономерности, причины возникновения отклоняющегося поведения у детей, разрабатывает пути и способы его исправления. [5, 3]. Термины «Специальная педагогика» и «Коррекционная педагогика» в настоящее время используются в научном и социальном контексте как синонимы для обозначения одной области педагогики.
Основываясь на данные статистики за последнее десятилетие, в Российской Федерации насчитывается около двух миллионов детей с физическими и интеллектуальными недостатками, что составляет почти 5% детской популяции. К основным видам патологии относятся психические заболевания (30%), неврологические (20%), поражения органов слуха (17%) и зрения (18%) [4, 43]. В связи с приведенными данными проблемы коррекционного образования сегодня являются одними из самых актуальных в государственной политике Российской Федерации, в работе Министерства образования России, а также системы специальных коррекционных учреждений.
Коррекционная педагогика распространяется и на детей, которых отсутствуют нарушения в развитии, но имеются некоторые проблемы с социализацией в обществе по каким-либо причинам, которые также нуждаются в особо организованном способе обучения.
За последние годы в системе специального образования произошли определенные перемены. На международном, федеральном, региональном, локальном уровнях были приняты нормативно-правовые документы, определяющие правовое пространство, в котором функционирует социальный механизм защиты и поддержки лиц с ограниченными возможностями здоровья. Однако еще предстоит проделать большую