Научная статья на тему 'Ментальная арифметика как нетрадиционный метод обучения устному счёту дошкольников'

Ментальная арифметика как нетрадиционный метод обучения устному счёту дошкольников Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
3057
372
Поделиться
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТ / АБАКУС / МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / УСТНЫЙ СЧЁТ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Маулешева Алия, Сырланова Сауле Тыныштыкбаевна

В статье рассмотрены теоретические аспекты интеллектуального развития детей дошкольного возраста посредством нетрадиционной методики обучения детей дошкольного возраста устному счету с использованием японских горизонтальных арифметических счёт Абакус, получившей название «ментальная арифметика».

Текст научной работы на тему «Ментальная арифметика как нетрадиционный метод обучения устному счёту дошкольников»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-2/2016 ISSN 2410-700Х_

УДК 37

Маулешева Алия

магистрант Института педагогики и психологии образования ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», учредитель Центра детского интеллектуального развития UCMAS KAZAKHSTAN, г. Москва Е-mail: markmalli 14@gmail.com Сырланова Сауле Тыныштыкбаевна магистрант Института педагогики и психологии образования ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», генеральный директор Центра детского интеллектуального развития

UCMAS KAZAKHSTAN, г. Москва Е-mail: mikolati@gmail.com

МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА КАК НЕТРАДИЦИОННЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ

УСТНОМУ СЧЁТУ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

В статье рассмотрены теоретические аспекты интеллектуального развития детей дошкольного возраста посредством нетрадиционной методики обучения детей дошкольного возраста устному счету с использованием японских горизонтальных арифметических счёт Абакус, получившей название «ментальная арифметика».

Ключевые слова

Интеллект, Абакус, ментальная арифметика, методика обучения, устный счёт, дети дошкольного возраста.

Современная ситуация развития постиндустриального общества определяет задачу развития сенсорных, интеллектуально-познавательных и интеллектуально-творческих способностей ребенка как одно из приоритетных направлений работы [6, с. 44].

Успешность государства на мировой арене во многом зависит от создания инновационных технологий, разумного освоения ресурсов, способности выстраивать долгосрочную стратегию экономического развития. Достижение подобных характеристик напрямую связано с уровнем математической науки в целом и математической грамотности общества в частности. Именно обучение математике является наиболее эффективным средством развития интеллекта.

В научных исследования интеллект, чаще всего определяется, как сложное интегральное образование, включающее разные познавательные процессы и функции (мышление, память, внимание, воображение) в их взаимосвязи, а интеллектуальное развитие понимается как развитие основных познавательных процессов, образующих интегральное качество личности [1].

На современном этапе проблема интеллектуального развития дошкольников определяется существующими противоречиями, во-первых, между содержанием действующих образовательных программ дошкольного образования, которое не всегда в полной мере способствует раскрытию интеллектуального потенциала ребенка и необходимостью их когнитивного обогащения в рамках дополнительного образования, во-вторых, между педагогическим потенциалом обучения ментальной арифметике для развития мыслительных процессов и операций у детей дошкольного возраста и недостаточной разработанностью ее методики и педагогических приемов.

В силу этого особое значение принадлежит разработке эффективных образовательных методик и программ, направленных на интеллектуальное, творческое и личностное развитие детей при максимальном использовании потенциала их возрастных возможностей. Одной из таких методик является методика

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-2/2016 ISSN 2410-700Х_

обучению детей дошкольного возраста устному счету UCMAS (Universal Concept of Mental Arithmetic System) с использованием древнейших горизонтальных арифметических счёт Абакус (рис. 1).

Рисунок 1 - Деревянные горизонтальные счеты Абакус (Соробан)

Программа UCMAS является продуктом UC International Corp, со штаб-квартирой в Куала-Лумпур, в Малайзии. Основателем данной методики является Дино Вонг. История UCMAS (в переводе -Универсальная концепция ментальной арифметической системы) началась в октябре 1993 года. Программа предназначена для детей от 4 до 12 лет, но может быть освоена и в более старшем возрасте.

Уже более 20 лет ментальная арифметика с успехом используется при обучении детей в 56 странах мира, наиболее активно в Малайзии, Таиланде, Китае, Канаде, США, Великобритании, Австрии, Испании, Австралии и странах Ближнего Востока. Среди стран СНГ особую популярность методика обучения ментальной арифметике приобрела в Казахстане.

Программа UCMAS описывается как древняя китайская техника координации мозга и развития тела с использованием счёт Абакус. Данная программа получила название «ментальная арифметика». Иногда можно услышать и другие названия, например, ментальная математика или Менар. Программа ментальной арифметики UCMAS позиционируется как эффективная программа развития умственных способностей детей. Данная система обучения устному счёту опирается на применение древних счёт Абакус, которые существуют уже не одно тысячелетие, следовательно, проверены временем и практикой многих поколений.

Абакус - это китайское изобретение, которое еще называют первым деревянным компьютером. Этот инструмент использовался для сложения, вычитания, умножения и деления, вычисления дробей и квадратных корней. Хотя изобретен он был в Китае, но наибольшее применение нашел в Японии, где, например, до сих пор обучение на Абакусе или, как там его называют, Соробане, обязательно для учеников 3-4-х классов.

Абакус представляет собой деревянные счеты прямоугольной формы, в которых 13 (или больше, но всегда нечетное количество) вертикальных спиц, поделенных поперек продольной планкой. На каждом ряду спиц нанизаны косточки, которые позволяют ребенку визуализировать базовую десятичную систему. Манипулируя этими косточками, ребенок производит сложные арифметические действия. На каждой спице всего пять косточек в одном ряду: четыре («земные») из них означают по единице, а пятая («небесная») соответствует цифре «пять». Такое расположение (4+5=9) дает возможность представить на линейке все цифры от 0 до 9.

Значащими считаются косточки, придвинутые к средней планке. Линейки расположены не горизонтально, как в русских счетах, а вертикально. Для десятичной позиционной системы это имеет важное значение, т.к. соответствует форме записи чисел слева направо, и вычисления на Абакусе тоже ведутся слева направо, начиная со старших разрядов. Абакус исключает путаницу при вычислениях, так как дает однозначное представление о цифрах. Ни одну цифру нельзя отложить на счетах двумя способами, что делает арифметические действия доступным для понимания. Абакус являтся самыми доступными счетами для человеческого зрительного восприятия.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-2/2016 ISSN 2410-700Х

Рисунок 2 - Расположение разрядов цифр десятичной системы на Абакусе

Начиная с четырех летнего возраста, ребенок, познакомившись с цифрами от 1 до 10, начинает использовать Абакус для простых арифметических упражнений. В процессе выполнения арифметических действий ребенок передвигает деревянные косточки одновременно большим и указательным пальцами обеих рук, что способствует гармоничному развитию обоих полушарий головного мозга. При этом ребенок учится представлять числа и математические действия в виде определенного положения косточек на спицах счёт. Со временем постепенно ослабляется привязка ребенка к счётам и стимулируется его собственное воображение, благодаря чему уже через несколько занятий, он сможет производить простейшие расчеты в уме, лишь представляя Абакус перед собой и мысленно совершая движения косточками (работа с воображаемыми счетами).

Осуществлять ментальные арифметические действия ребенок сможет только тогда, когда научится заменять физический Абакус на его образ в собственном сознании, т.е. пользоваться в уме (ментально) «виртуальным» Абакусом. Искомые числа визуализируются в виде косточек и изображений на Абакусе.

Таким образом, первоначально, дети учатся производить арифметические операции на уровне физических ощущений: пальчиками (тактильная память), передвигая косточками на счётах. В это же время они учатся представлять счёты в уме, как картинку (образная память) и начинают решать задачи, складывая не цифры, а образы-картинки. При работе на счётах (сначала настоящих, потом воображаемых) действуют сразу несколько видов восприятия по ведущему анализатору: зрительное, слуховое, тактильное. Края косточек Абакуса заострены, что позволяет развивать мелкую моторику ребенка.

Продолжительность обучения по программе иСМЛ8 составляет 10 уровней по 3-4 месяца каждый (от 2-х с половиной лет), либо 12 уровней по 3-4 месяца каждый (4 года). При этом интенсивность занятий - 2 часа один раз в неделю. Педагоги не рекомендуют пропускать занятия, так как это может сказаться на результатах - снижается навык правильности и быстроты вычислений.

Обучение осуществляется в несколько этапов: на первом этапе обучения используются механические счёты Абакус, далее детей учат воспроизводить действия в уме, на ментальном уровне, используя образное мышление и воображение. Развитие арифметических навыков при обучении действиям с Абакусом - это не самоцель системы иСМЛ8. Практика свидетельствует о том, что у многих детей результатом обучения является не только отточенный вычислительный навык, но и улучшаются концентрация внимания, объем памяти, развивается образное мышление, воображение и наблюдательность, совершенствуются умения анализировать и обобщать. Одновременно развиваются эмоционально-волевые качества (самостоятельность, настойчивость в достижении результата, произвольная регуляция поведения, уверенность в себе). Специалисты отмечают, что при правильном подходе к обучению и закреплению знаний дети дошкольного и младшего школьного возраста демонстрируют феноменальные навыки выполнения в уме арифметических действий с двух-, трех-, четырехзначными числами.

Немаловажный фактор эффективности программы иСМЛ8 ученые и практики видят в том, что в процессе обучения ребенок почти всегда переживает ситуацию успеха, что является положительным подкреплением, своего рода био-обратной связью. Ребенок быстро получает ответ, видит непосредственный

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-2/2016 ISSN 2410-700Х_

результат, все это создает ощущение широких возможностей и уверенности в себе. Дошкольник становится менее зависимым от педагога, таким образом, происходит построение цикла доверия и мотивации. Этот психологический аспект обучения ментальной арифметики не может быть переоценен, так как психологические особенности детей дошкольного возраста включают в себя высокую самооценку своих возможностей, что позволяет ребенку не бояться исследовать действительность, включаться в деятельность, в которой они пока не компетентны, и, таким образом, активно осваивать социальный и предметный мир [5, с. 53].

В России почти нет серьезных научных исследований в области влияния занятий ментальной арифметикой на интеллектуальное или личностное развитие человека, но существует немало зарубежных изысканий.

Michel Frank, профессор Стенфордского университета, проведя широкомасштабное исследование в Индии, пришел к выводу, что ментальные расчеты не оперируют языковой, лингвистической системой, а в большей степени основываются на визуальном опыте, в частности, на способности представлять несколько группировок объектов параллельно для создания визуальных представлений. Это позволяет производить быстрое кодирование объектов в визуальной рабочей памяти [7]. Ученый вместе с коллегами давал задание испытуемым для выполнения арифметических действий, при этом мешая производить вычисления различными способами (постукивая, читая вслух книгу и т.д.). Оказалось, что ученики школ ментальной арифметики показали наиболее высокие результаты по сравнению с группой, не проходившей обучение по данной программе. Неподготовленная группа была более восприимчива к словесным вмешательствам.

Сама конструкция Абакуса делает его не только мощным вычислительным инструментом, но также облегчает процесс визуализации (представление образа в уме). Группирование косточек в наборы цифр облегчает удерживание этих цифр в зрительной памяти также, как мы группируем длинные телефонные номера в трехзначные или четырехзначные числа, чтобы записать этот номер. Так как на «физическом» Абакусе косточки группируются в несколько рядов, то становится легче удержать ментальный образ в своей голове [7].

Профессор из Иордании Sue Rootenberg весьма убедительно приводит аргументы об эффективности программы UCMAS, ссылаясь при этом на результаты проведенных экспериментальных исследования и измерений, полученных в процессе неврологических тестирований [8].

Ученый доказывает, что дети в процессе действий с Абакусом и одновременным счётом в уме задействуют наибольшее количество клеток мозга, что приводит к развитию правого, а также левого полушария. Левое полушарие мозга отвечает за развитие логики, математических способностей, языка, когда как правое полушарие имеет отношение к творчеству, искусству, воображению, визуализации и невербальным аспектам.

Малазийские ученые также подтверждают данный вывод о том, что использование обеих рук при работе на Абакусе первоначально обеспечивает стимуляцию обеих сторон мозга, т.к. ребенок действует постоянно двумя руками. Многие дидактические пособия, применяемые для обучения счёту в детском саду или начальной школе, являются только компонентом образовательной деятельности, применяются частично и непостоянно. Когда дети используют обе руки, манипулируя косточками на Абакусе, то происходит быстрая связь и стимуляция мелкой моторики и участков левого и правого полушарий мозга. Работа с Абакусом является процессом постоянным, ребенок ощупывает и перемещает косточки непрерывно, активируя, таким образом, обе части мозга, человек достигает такой скорости вычисления, которая раньше возможна была только для математических гениев. Деятельность с Абакусом может напоминать игру на фортепиано, когда человек непрерывно действует обеими руками.

К мнению Иорданского ученого Sue Rootenberg присоединяется японский исследователь Shizuko Amaiwa, профессор Университета Синсю. В 2001 году выходит его статья, в которой представлено выявленное наличие положительной корреляции между обучением детей устному счёту по программе UCMAS и общей их успешностью в обучении, повышением успеваемости по другим дисциплинам.

Аналогичное исследование влияния обучения счёту на Абакусе на развитие интеллекта суданских детей (от 7 до 11 лет) было проведено докторами наук Omar Khaleefa, Paul Irwing и Alya Hamaza в 2008 году

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-2/2016 ISSN 2410-700Х_

[10]. Результаты исследования достоверно подтвердили, что происходит значительное улучшение общих показателей интеллектуальных способностей (мышления, памяти, внимания). По многим параметрам дети начали приближаться к показателям уровня интеллекта британских детей, при этом следует учитывать разный уровень обучения в Судане и Великобритании.

Toshio Havashi - американский доктор технических наук и профессор, директор Научно-исследовательского института передовой науки и техники (RIAST) в своей лекции, представленной 30 июля 2000 года в г. Кинугава, говорил: «Благодаря исследованиям физиологии мозга и развитию техники, мы можем точно измерять количество кровотока в головном мозге, наши исследования доказали, что метод UCMAS по всем расчетам чрезвычайно эффективен в активации правого полушария мозга» [9].

Японский ученый Kimiko Kawano, которая является исследователем медицинской школы «Nippon Medical School», в 2001 году занималась изучением деятельности мозга студентов при помощи ЭЭГ и магнитно-резонансной томографии. Измерения мозговых волн у тех студентов, которые пользовались счётами Абакус, показали, что волны, изначально появившиеся в левой лобной доле, активно перемещались в правую затылочную область, таким образом, охватывая большую часть мозга человека. Kimiko Kawano утверждает, что вырабатывающаяся способность визуализировать искомую комбинацию может быть весьма востребована в других областях обучения и развития.

Таким образом, эффективность программы обучения ментальной арифметике по программе UCMAS, основанной на системе устного счёта с помощью математических вычислений на Абакусе, объясняется учеными следующими факторами:

1. развитие способности к визуализации - обучение умению выстраивать мысленную картину, увеличивая тем самым объем памяти. В зарубежной психологии данный процесс называется создание флэш-карты (ментальной карты) - это развитие навыка создания виртуального образа расположения косточек на Абакусе. К концу обучения по программе UCMAS ребенок имеет более полумиллиона изображений, хранящихся в его памяти;

2. развитие концентрации внимания и скорости реагирования на поставленную задачу, а также способности включать в работу целый ряд познавательных процессов и ресурсов при построении знаковых систем;

3. развитие уверенности в собственных силах, избавление от страха перед сложными математическими вычислениями, развитие чувства собственного достоинства у ребенка по мере освоения техники ментального счёта;

4. учет деятельностного подхода в обучении ментальной арифметике. Детям дошкольного и младшего школьного возраста интереснее и понятнее те знания, которые даются не в словесно-теоретической форме, а на основе предметной деятельности. В этом случае занятие превращается в увлекательную игру или интересное соревнование, что способствует быстрому и лучшему усвоению знаний.

Программа обучения ментальной арифметике по программе UCMAS, основанной на системе устного счёта с помощью арифметических вычислений на Абакусе, может стать эффективным средством развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в рамках дополнительного образования.

Список использованной литературы

1. Гальперин П.Я. Лекции по психологии [Текст] / П.Я. Гальперин. - 5-е изд. М.: Книжный дом Университет, 2010. - 397 с.

2. Карпова С.И. Обогащение содержания образования как фактор развития детской одаренности / А.И. Савенков, С.И. Карпова, Н.А. Вершинина // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2012. №3 (21). С. 73-83.

3. Найбауэр А.В. Итоги переходного периода введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: насущные проблемы и возможные решения // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2016. №1. С.14-19.

4. Цаплина О.В. Позитивная психология в образовании // Современная психология: теория и практика. Материалы X международной научно-практической конференции, 2013. С. 130-135.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-2/2016 ISSN 2410-700Х_

5. Цаплина О.В. Ребенок в мире позитива // Детский сад от А до Я. 2015. №5 (77). С. 53-59.

6. Цаплина О.В. Технологии развития познавательной активности дошкольника // Детский сад от А до Я. 2016. №1. С. 44-53.

7. Frank Michael C. Barner D. Representing exact number visually using mental abacus [Электронный ресурс]. URL: http://www.ucmasgujarat.org/files/documents/Frank-&-Barner—May-2011.pdf.

8. Rootenberg S. Universal Concepts Mental Arithmetic System Pdf [Электронный ресурс]. URL: http://www.jarwan-center.com/download/universal-concepts-mental-arithmetic-system-pdf.

9. Hatano G., Osawa K. Digit memory of grand experts in abacus-derived mental calculation [Электронный ресурс]. Cognition, 1983. S. 95 - 110. URL: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.650.4255&rep=rep1&type=pdf.

10.Effects of abacus training on the intelligence of Sudanese children [Электронный ресурс]. URL: http://www.ucmasgujarat.org/files/documents/Effects-of-Abacus-training-on-the-intelligence-of-Sudanese-children.pdf.

© Маулешева А., Сырланова С.Т., 2016

УДК 37

Миронов Игорь Леонидович

кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский университет МВД России (Санкт-

Петербург), igmironov@mail.ru,

Никитина Светлана Сергеевна, доктор политических наук, Санкт-Петербургский университет МВД

России (Санкт-Петербург), s.s.nikitina@inbox.ru

ДУХОВНОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ - ПУТИ ИНТЕГРАЦИИ

Аннотация

В статье рассматривается проблема интеграции духовного и физического воспитания студентов. При этом исследуется понятие духовность, взаимосвязь духовной и физической культуры общества. В заключении определяются основные направления интеграции духовного и физического воспитания студентов.

Ключевые слова

Духовность, физическое воспитание, физическая культура, интеграция.

Физическое воспитание студентов - элемент физической культуры. Поэтому проблему интеграции духовного и физического воспитания студентов дел уместно исследовать в свете соотношения физической и духовной культуры общества.

Объективной основой взаимосвязи духовного и физического воспитания является единство духовного и физического развития человека. Физическое воспитание само по себе является интегративным педагогическим процессом, в котором решаются не только специальные задачи данного вида воспитания (развитие физических качеств, формирование двигательных навыков, укрепление здоровья), но и общие задачи формирования личности.

Физическое развитие личности ценно при условии одухотворенности данного процесса. Данное обстоятельство обусловливает взаимосвязь всех видов воспитания: физического, умственного, нравственного, эстетического, трудового и др. Рассматривать их изолированно друг от друга, как отдельные виды воспитания возможно в абстракции, в жизни же они тесно взаимосвязаны.