Научная статья на тему 'Теоретико-методологические предпосылки гуманистической педагогики физического воспитания'

Теоретико-методологические предпосылки гуманистической педагогики физического воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ГУМАНИЗМ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЛИЧНОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ДУХОВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миронов Игорь Леонидович, Иванов Валерий Геннадьевич

В статье рассматриваются методологические и теоретические предпосылки обоснования гуманистических моделей физического воспитания. При этом исследуется понятие гуманизм как этический принцип нашей эпохи, а также раскрываются направления реализации этого принципа в педагогике физического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические предпосылки гуманистической педагогики физического воспитания»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

УДК: 796.072.2

Миронов Игорь Леонидович,

Канд. пед. наук, доцент, Санкт-Петербургский университет МВД России г.Санкт-Петербург,

E-mail: [email protected], Иванов Валерий Геннадьевич, Канд. пед. наук, доцент,

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, г.Санкт-Петербург,

E-mail: [email protected]

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Аннотация

В статье рассматриваются методологические и теоретические предпосылки обоснования гуманистических моделей физического воспитания. При этом исследуется понятие гуманизм как этический принцип нашей эпохи, а также раскрываются направления реализации этого принципа в педагогике физического воспитания.

Ключевые слова

Гуманизм, физическое воспитание, личностная ориентация, здоровый образ жизни, духовность.

Гуманизм представляет основную социокультурную доминанту нашей эпохи.В толковом словаре понятие «гуманизм» трактуется как «гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям». 1

В представлении многих мыслителей гуманизм - это система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и реализацию своих способностей, утверждающая блага человека критерием социальных институтов, а равенство, справедливость, человечность - желаемыми нормами отношений между людьми. Гуманизм, с одной стороны, - величайшее достижение общества, с другой - уровень гуманности жизни, важнейший критерий ее доброжелательности и цивилизованности [5,c. 2].

Так, Н.А. Пономарев [10,с.117] даёт следующее определение гуманизму: «Под гуманизмом принято понимать совокупность отношений, взглядов и действий, основанных на признании человека высшей ценностью, главным действующим лицом и целью всемирной истории».

Для осознания сущности идеи гуманизации культуры необходимо учитывать, что особенности нынешнего времени в России заключаются в том, что оно совпадает с глобальным мировым кризисом, и российский кризис - часть всемирного кризиса, который ощущается в России наиболее остро. Речь идет о смене самого типа культуры, который сформировался в рамках западной цивилизации в течение нескольких последних веков [3,c. 524].

Начавшийся в последней трети 18 столетии в Англии промышленный переворот стал в 19 веке главным содержанием экономического развития западных стран. Результатом промышленной революции стало образование индустриального общества, где труд и производство становятся идеалом и вместе с образованием и наукой превращаются в доминанты культурного процесса [3, с. 371].

Это общество подобно машине, которая нуждается не в личностях, а в деталях и винтиках [3, с. 387].

«Машинная культура» сформировала и соответствующую духу времени систему физической культуры: искусственно-формалистическое направление (немецкий «турнен», вольные упражнения Шписса, сокольская система гимнастики) и искусственно-аналитическое направление (шведская система гимнастики) физического воспитания. Немецкая гимнастика стала активно развиваться в большинстве европейских стран,

1Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: АзъLtd., 1992. - с.150.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

в том числе и в России.

Советская система физического воспитания также взращена на ценностях эпохи индустриализма, где человек являлся «винтиком» в государственной системе. Об этом свидетельствует направленность ее в основном на решение государственных задач, без учета интересов личности: «подготовка к труду и обороне».

Гуманизм, свойственный постсоветскому периоду развития нашего общества, охватывает все стороны жизнедеятельности людей, все сферы культуры, в том числе физическую культуру, физическое воспитание.

В настоящее время определенные тенденции гуманизации системы физического воспитания уже наметились.

В данном плане, безусловно, можно выделить личностную ориентацию в сфере физической культуры [6, 7, 8]. По мнению многих исследователей личностно-ориентированное образование в области физической культуры создает устойчивую мотивацию в самоопределении индивида в здоровом образе жизни. Оно вооружает средствами и методами, обеспечивающими его физическое и психическое благополучие.

Личностная ориентация в сфере физического воспитания касается, прежде всего, педагогических средств и методов данного процесса и затрагивает преимущественно его технологическую сторону.

Отмена советской идеологии привела к потере нравственных ориентиров и в сфере физического воспитания, образованию духовного вакуума в данном направлении педагогики. В связи с этим одним из направлений гуманизации физического воспитания является одухотворение данного процесса, придание ему нравственной окраски.

Однако, на наш взгляд, бытующая в педагогической среде в настоящее время постановка задач физического воспитания на «гармоническое физическое и духовное развитие личности» недостаточна и неконкретна.

Осухова Н.Г. [9] наглядно показывает присутствие в школе старых методов воспитания, входящих в противоречие с современными гуманистическими взглядами на этот процесс, одним из вариантов, которых является неопределённый расплывчатый образ воспитания как формирования всесторонне развитой личности вообще. Конкретный образ отсутствует. Цели воспитания формируются глобально: «всестороннее развитие личности», «формирование гармоничной личности» и даже «гармоничной, всесторонне развитой, нравственно чистой и духовно обогащённой личности». Приведённые формулировки почти дословно повторяют те цели воспитания, которые в 60 - 70-х годах являлись социальным заказом и были представлены на страницах всех официальных изданий.

Б.С. Гершунский и В.М. Березовский [2] отмечают, что расплывчатость целей (типа «формирования всесторонне развитой личности») ведёт к неконкретности средств их достижения и, по существу, оправдывает любые, даже далеко неоптимальные средства.

Отсутствие конкретного образа, идеала физического совершенствования является при этом сопутствующим фактором в дезорганизации системы физического воспитания.

Необходимо учитывать, что на современном этапе молодежь как никогда раньше подвержена воздействию негативных стереотипов западной массовой культуры. При этом в качестве образцов физического воспитания выдвигаются различные бездуховные эрзацы. Этому служат средства массовых коммуникаций: киноиндустрия, телевидение, печать, интернет и др.

Современные ориентации в Российском обществе на первое место выдвигают жизнь и здоровье населения. Неоценим в данном аспекте гуманистический потенциал физической культуры, которая способствует здоровому образу жизни, рациональному использованию свободного времени, отдыху, общению.

Понятие «здоровый образ жизни», введённое ещё Гиппократом, в последние годы получает дальнейшее развитие. Его следует рассматривать как искусство разумной жизни, создающее и поддерживающее здоровье человека. В структуре здорового образа жизни центральное место занимает регулируемая двигательная активность.

Проблема формирования здорового образа жизни у различных категорий населения средствами физической культуры и спорта рассматривается в трудах многих исследователей [1, 4 и др.].

В связи с этим, важным направлением гуманизации процесса физического воспитания является развитие его оздоровительной направленности - формирования у граждан культуры здорового образа жизни.

Таким образом, гуманизация как современная общекультурная тенденция охватывает сегодня все сферы нашего общества, в том числе и физическую культуру. В настоящее время в физической культуре

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

наметились определенные гуманистические изменения, которые затрагивают как ее технологическую, так и духовную сторону. Данные тенденции можно определить как:

- одухотворение физической культуры - поиск духовных и телесных идеалов физического совершенствования граждан;

- личностная ориентация в сфере физического воспитания и здорового образа жизни;

- формирование культуры здорового образа жизни у различных категорий населения. Список использованной литературы:

1. Байрамов К.С., Миронов И.Л. Основы здорового образа жизни // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств: материалы XVII Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. и празднованию 20-летия образования кафедры физической подготовки. Иркутск, 2015. - Иркутск: ФГКОУ ВПО ВСИ МВД России, 2015.-с. 312-314.

2. Гершунский Б.С., Березовский В.М. Методологические проблемы стандартизации в образовании // Педагогика. - 1993. - № 5. - с.27-32.

3. История мировой культуры (мировых цивилизаций). - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004. - 544 с.

4. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (Общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методологические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры). - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543с.

5. Миронов В .И. Гуманизация воинской деятельности и духовное возрождение Российской Армии// Военная мысль - № 8, 1993. - с. 2 - 6.

6. Миронов И.Л. Научно-теоретические основы гуманизации физической культуры военнослужащих: Монография. - СПб: ВИФК, Изд-во «Нестор», 2006. - 164 с.

7. Миронов И.Л. Основные направления гуманизации физического воспитания военнослужащих // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России, 2009. № 1(41). - с.163-167.

8. Миронов И.Л., Иванов В.Г. Основные направления гуманизации физической культуры студентов // Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры: сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященный 80-летию создания кафедры физической культуры и спорта ФГАОУ ВО СПбПУ. - Часть 1.СПб., Изд-во Политехн. ун-та, 2014.- с. 82-86.

9. Осухова Н.Г. Современные учителя о воспитании, или Прошлое в настоящем // Педагогика. - 1995. - № 3. - с.60-65.

10. Пономарёв Н.А. Гуманизм, духовность и физическая культура// Теория и методика физической подготовки, № 1. - СПб.: ВИФК, 1994. - с. 117 - 126.

© Миронов И.Л., Иванов В.Г., 2016

УДК 37.015.31

Михайлова Ирина Витальевна

канд. пед. наук, доцент РГСУ, г. Москва, РФ E-mail: [email protected] Алифиров Анатолий Иванович канд. пед. наук, доцент РГСУ, г. Москва, РФ E-mail: [email protected]

АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОЛИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ШАХМАТИСТОВ

Аннотация

В статье рассматривается значение и роль компьютерных технологий в современной системе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.