_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_
УДК: 796.072.2
Миронов Игорь Леонидович,
Канд. пед. наук, доцент, Санкт-Петербургский университет МВД России г.Санкт-Петербург,
E-mail: [email protected], Иванов Валерий Геннадьевич, Канд. пед. наук, доцент,
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, г.Санкт-Петербург,
E-mail: [email protected]
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Аннотация
В статье рассматриваются методологические и теоретические предпосылки обоснования гуманистических моделей физического воспитания. При этом исследуется понятие гуманизм как этический принцип нашей эпохи, а также раскрываются направления реализации этого принципа в педагогике физического воспитания.
Ключевые слова
Гуманизм, физическое воспитание, личностная ориентация, здоровый образ жизни, духовность.
Гуманизм представляет основную социокультурную доминанту нашей эпохи.В толковом словаре понятие «гуманизм» трактуется как «гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям». 1
В представлении многих мыслителей гуманизм - это система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и реализацию своих способностей, утверждающая блага человека критерием социальных институтов, а равенство, справедливость, человечность - желаемыми нормами отношений между людьми. Гуманизм, с одной стороны, - величайшее достижение общества, с другой - уровень гуманности жизни, важнейший критерий ее доброжелательности и цивилизованности [5,c. 2].
Так, Н.А. Пономарев [10,с.117] даёт следующее определение гуманизму: «Под гуманизмом принято понимать совокупность отношений, взглядов и действий, основанных на признании человека высшей ценностью, главным действующим лицом и целью всемирной истории».
Для осознания сущности идеи гуманизации культуры необходимо учитывать, что особенности нынешнего времени в России заключаются в том, что оно совпадает с глобальным мировым кризисом, и российский кризис - часть всемирного кризиса, который ощущается в России наиболее остро. Речь идет о смене самого типа культуры, который сформировался в рамках западной цивилизации в течение нескольких последних веков [3,c. 524].
Начавшийся в последней трети 18 столетии в Англии промышленный переворот стал в 19 веке главным содержанием экономического развития западных стран. Результатом промышленной революции стало образование индустриального общества, где труд и производство становятся идеалом и вместе с образованием и наукой превращаются в доминанты культурного процесса [3, с. 371].
Это общество подобно машине, которая нуждается не в личностях, а в деталях и винтиках [3, с. 387].
«Машинная культура» сформировала и соответствующую духу времени систему физической культуры: искусственно-формалистическое направление (немецкий «турнен», вольные упражнения Шписса, сокольская система гимнастики) и искусственно-аналитическое направление (шведская система гимнастики) физического воспитания. Немецкая гимнастика стала активно развиваться в большинстве европейских стран,
1Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: АзъLtd., 1992. - с.150.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_
в том числе и в России.
Советская система физического воспитания также взращена на ценностях эпохи индустриализма, где человек являлся «винтиком» в государственной системе. Об этом свидетельствует направленность ее в основном на решение государственных задач, без учета интересов личности: «подготовка к труду и обороне».
Гуманизм, свойственный постсоветскому периоду развития нашего общества, охватывает все стороны жизнедеятельности людей, все сферы культуры, в том числе физическую культуру, физическое воспитание.
В настоящее время определенные тенденции гуманизации системы физического воспитания уже наметились.
В данном плане, безусловно, можно выделить личностную ориентацию в сфере физической культуры [6, 7, 8]. По мнению многих исследователей личностно-ориентированное образование в области физической культуры создает устойчивую мотивацию в самоопределении индивида в здоровом образе жизни. Оно вооружает средствами и методами, обеспечивающими его физическое и психическое благополучие.
Личностная ориентация в сфере физического воспитания касается, прежде всего, педагогических средств и методов данного процесса и затрагивает преимущественно его технологическую сторону.
Отмена советской идеологии привела к потере нравственных ориентиров и в сфере физического воспитания, образованию духовного вакуума в данном направлении педагогики. В связи с этим одним из направлений гуманизации физического воспитания является одухотворение данного процесса, придание ему нравственной окраски.
Однако, на наш взгляд, бытующая в педагогической среде в настоящее время постановка задач физического воспитания на «гармоническое физическое и духовное развитие личности» недостаточна и неконкретна.
Осухова Н.Г. [9] наглядно показывает присутствие в школе старых методов воспитания, входящих в противоречие с современными гуманистическими взглядами на этот процесс, одним из вариантов, которых является неопределённый расплывчатый образ воспитания как формирования всесторонне развитой личности вообще. Конкретный образ отсутствует. Цели воспитания формируются глобально: «всестороннее развитие личности», «формирование гармоничной личности» и даже «гармоничной, всесторонне развитой, нравственно чистой и духовно обогащённой личности». Приведённые формулировки почти дословно повторяют те цели воспитания, которые в 60 - 70-х годах являлись социальным заказом и были представлены на страницах всех официальных изданий.
Б.С. Гершунский и В.М. Березовский [2] отмечают, что расплывчатость целей (типа «формирования всесторонне развитой личности») ведёт к неконкретности средств их достижения и, по существу, оправдывает любые, даже далеко неоптимальные средства.
Отсутствие конкретного образа, идеала физического совершенствования является при этом сопутствующим фактором в дезорганизации системы физического воспитания.
Необходимо учитывать, что на современном этапе молодежь как никогда раньше подвержена воздействию негативных стереотипов западной массовой культуры. При этом в качестве образцов физического воспитания выдвигаются различные бездуховные эрзацы. Этому служат средства массовых коммуникаций: киноиндустрия, телевидение, печать, интернет и др.
Современные ориентации в Российском обществе на первое место выдвигают жизнь и здоровье населения. Неоценим в данном аспекте гуманистический потенциал физической культуры, которая способствует здоровому образу жизни, рациональному использованию свободного времени, отдыху, общению.
Понятие «здоровый образ жизни», введённое ещё Гиппократом, в последние годы получает дальнейшее развитие. Его следует рассматривать как искусство разумной жизни, создающее и поддерживающее здоровье человека. В структуре здорового образа жизни центральное место занимает регулируемая двигательная активность.
Проблема формирования здорового образа жизни у различных категорий населения средствами физической культуры и спорта рассматривается в трудах многих исследователей [1, 4 и др.].
В связи с этим, важным направлением гуманизации процесса физического воспитания является развитие его оздоровительной направленности - формирования у граждан культуры здорового образа жизни.
Таким образом, гуманизация как современная общекультурная тенденция охватывает сегодня все сферы нашего общества, в том числе и физическую культуру. В настоящее время в физической культуре
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_
наметились определенные гуманистические изменения, которые затрагивают как ее технологическую, так и духовную сторону. Данные тенденции можно определить как:
- одухотворение физической культуры - поиск духовных и телесных идеалов физического совершенствования граждан;
- личностная ориентация в сфере физического воспитания и здорового образа жизни;
- формирование культуры здорового образа жизни у различных категорий населения. Список использованной литературы:
1. Байрамов К.С., Миронов И.Л. Основы здорового образа жизни // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств: материалы XVII Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. и празднованию 20-летия образования кафедры физической подготовки. Иркутск, 2015. - Иркутск: ФГКОУ ВПО ВСИ МВД России, 2015.-с. 312-314.
2. Гершунский Б.С., Березовский В.М. Методологические проблемы стандартизации в образовании // Педагогика. - 1993. - № 5. - с.27-32.
3. История мировой культуры (мировых цивилизаций). - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004. - 544 с.
4. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (Общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методологические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры). - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543с.
5. Миронов В .И. Гуманизация воинской деятельности и духовное возрождение Российской Армии// Военная мысль - № 8, 1993. - с. 2 - 6.
6. Миронов И.Л. Научно-теоретические основы гуманизации физической культуры военнослужащих: Монография. - СПб: ВИФК, Изд-во «Нестор», 2006. - 164 с.
7. Миронов И.Л. Основные направления гуманизации физического воспитания военнослужащих // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России, 2009. № 1(41). - с.163-167.
8. Миронов И.Л., Иванов В.Г. Основные направления гуманизации физической культуры студентов // Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры: сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященный 80-летию создания кафедры физической культуры и спорта ФГАОУ ВО СПбПУ. - Часть 1.СПб., Изд-во Политехн. ун-та, 2014.- с. 82-86.
9. Осухова Н.Г. Современные учителя о воспитании, или Прошлое в настоящем // Педагогика. - 1995. - № 3. - с.60-65.
10. Пономарёв Н.А. Гуманизм, духовность и физическая культура// Теория и методика физической подготовки, № 1. - СПб.: ВИФК, 1994. - с. 117 - 126.
© Миронов И.Л., Иванов В.Г., 2016
УДК 37.015.31
Михайлова Ирина Витальевна
канд. пед. наук, доцент РГСУ, г. Москва, РФ E-mail: [email protected] Алифиров Анатолий Иванович канд. пед. наук, доцент РГСУ, г. Москва, РФ E-mail: [email protected]
АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОЛИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ШАХМАТИСТОВ
Аннотация
В статье рассматривается значение и роль компьютерных технологий в современной системе