Научная статья на тему 'РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ СОЛИДАРНОЙ ЭКОНОМИКИ'

РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ СОЛИДАРНОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
образовательные программы / солидарная экономика / кооперативные организации / менеджер кооператива / повышение квалификации / социальная ответственность / устойчивое развитие / программы лекций по кооперации / обязанности кооперативных менеджеров / educational programs / solidary economy / cooperative organizations / cooperative manager / professional development / social responsibility / sustainable development / lecture programs on cooperation / responsibilities of cooperative managers

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Егоров Владимир Георгиевич, Иншаков Андрей Алексеевич, Александрова Елена Васильевна

Статья посвящена исследованию роли образовательных программ в содействии развитию солидарной экономики и кооперативных организаций. Работа содержит обзор научной литературы, затрагивающей проблему разработки образовательных продуктов для организаций солидарной экономки, дан исторический экскурс кооперативных курсов России начала XIX века. На основе результатов опроса выявлены проблемы дефицита квалифицированных кадров отечественных кооперативных предприятий и отсутствия специализированных образовательных программ для кооперации. Рассмотрено содержание зарубежных учебных курсов для структур солидарной экономики и кооперации. Авторами представлены рекомендации для учебных заведений и органов управления, общественных организаций по улучшению обучения кадров солидарной экономики и кооперации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF EDUCATION IN THE DEVELOPMENT OF A SOLIDARY ECONOMY

The article is devoted to the study of the role of educational programs in promoting the development of a solidary economy and cooperative organizations. The work contains an overview of the scientific literature dealing with the problem of developing educational products for organizations of a solidary housekeeper, a historical excursion of cooperative courses in Russia at the beginning of the XIX century is given. Based on the results of the survey, the problems of the shortage of qualified personnel of domestic cooperative enterprises and the lack of specialized educational programs for cooperation have been identified. The content of foreign training courses for the structures of solidarity economy and cooperation is considered. The authors present recommendations for educational institutions and governing bodies, public organizations to improve the training of personnel in the solidarity economy and cooperation.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ СОЛИДАРНОЙ ЭКОНОМИКИ»

ЭКОНОМИКА

Владимир ЕГОРОВ, Андрей ИНШАКОВ, Елена АЛЕКСАНДРОВА

РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ СОЛИДАРНОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация

Статья посвящена исследованию роли образовательных программ в содействии развитию солидарной экономики и кооперативных организаций. Работа содержит обзор научной литературы, затрагивающей проблему разработки образовательных продуктов для организаций солидарной экономки, дан исторический экскурс кооперативных курсов России начала XIX века. На основе результатов опроса выявлены проблемы дефицита квалифицированных кадров отечественных кооперативных предприятий и отсутствия специализированных образовательных программ для кооперации. Рассмотрено содержание зарубежных учебных курсов для структур солидарной экономики и кооперации. Авторами представлены рекомендации для учебных заведений и органов управления, общественных организаций по улучшению обучения кадров солидарной экономики и кооперации.

ЕГОРОВ Владимир Георгиевич - доктор экономических наук, доктор исторических наук, профессор кафедры политической экономии и истории экономической науки РЭУ им. Г. В. Плеханова, профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана, email: korrka@mall.ru, ORCID ID 0000-0002-24738590, SPIN-код: 9130-3997.

ИНШАКОВ Андрей Алексеевич - ассистент кафедры политической экономии и истории экономической науки РЭУ им. Г. В. Плеханова, Россия, Москва, email: aero789@mail.ru ORCID: 0000-0003-4682-9685, SPIN-код: 6772-9676.

АЛЕКСАНДРОВА Елена Васильевна - кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник, доцент научной школы «Экономическая теория» РЭУ им. Г.В. Плеханова, Россия, Москва, email: galinaguravleva@rambler.ru, SPIN-код: 4407-3805.

Ключевые слова: образовательные программы, солидарная экономика, кооперативные организации, менеджер кооператива, повышение квалификации, социальная ответственность, устойчивое развитие, программы лекций по кооперации, обязанности кооперативных менеджеров.

Финансирование: исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-01043 «Кооперация в стратегии развития общества», https://rscf.ru/project/23-28-01043/ Соглашение № 23-28-01043 от 12.01.2023 г.

DOI: 10.48137/23116412_2024_2_72

Методы

Роль образовательных программ курсов в развитии солидарной экономики и кооперации исследована с использованием различных методов, включающих как качественные, так и количественные подходы. Эмпирический материал получен благодаря организации социологического инструментария. Их основу составили результаты опроса руководителей и членов кооперативных организаций в рамках гранта Российского научного фонда № 23-2801043 «Кооперация в стратегии развития общества», https://rscf.ru/ project/23-28-01043/, позволившие представить роль образовательных программ в формировании кооперативного сектора экономики.

Проведение структурированных интервью с экспертами и преподавателями специальных кооперативных курсов позволило понять их видение влияние контента и перспектив совершенствования обучения основам солидарной экономики.

Контент-анализ учебных планов и материалов, посвященных соли-

дарной экономике, и их содержания, дали возможность понять, насколько существующее наполнение учебных дисциплин соответствует современным запросам развития солидарной экономики в целом и кооперации в частности.

Кооперативный метод: изучение образовательных программ разных зарубежных учебных заведений для оценки подходов к обучению и их результатов позволил сделать релевантные выводы о наиболее перспективных подходах в обучении.

Статистический анализ данных об успешности выпускников образовательных программ дал представление об эффективности современных образовательных методик.

Исторический экскурс образовательных программ и кооперативных курсов в России XIX - XX веков привел к убеждению в необходимости постоянного совершенствования образовательных контента и подходов.

Введение

В российском кооперативном движении конца XIX - начала XX веков отсутствовало понятие «курсы» в современном понимании этого термина, все же были инициативы по образованию и просвещению по вопросам кооперации. Однако имели место отдельные инициативы в образовании и просвещении по во-

просам кооперации. Важно отметить, что массовое образование и полноценные обучающие программы по кооперации как таковые начали формироваться уже позднее.

Информация и знания по кооперации передавались через различные просветительские мероприятия: семинары, лекции, которые

В конце XIX - начале XX века, в связи с развитием кооперативного движения в стране, начали создаваться профессиональные учебные заведения, организовывались различные курсы и лекции отдельных специалистов, популяризирующие кооперацию. Детальный обзор таких образовательных программ представлен в таблицах 1 и 2.

Таблица 1.

Программы лекций на курсах по общественному содействию мелкому хозяйству и кооперации в Московском Городском народном университете имени А.Л. Шанявского в 1911-1912 академическом году1

Автор Название курса Содержание

Туган-Барановский М.И. Теория кооперации Сущность кооперативного предприятия. Отличие кооперативного предприятия от капиталистического. Классификация кооперативов. Генезис кооперативного движения. Связь кооперативного движения с утопическим социализмом. Ранние и поздние попытки создать социалистические и коммунистические общины. Отличия кооперативных предприятий от общины. Характеристика отдельных видов кооперативных предприятий. Производительные артели, их отличия от других кооперативов. Причины слабости производительных артелей. Трудовые артели. Артели на началах. Кооперативы по закупке продуктов. Потребительские общества. Их значение для рабочего класса. Пределы развития потребительской кооперации. Сельскохозяйственная кооперация. Каким слоям населения она служит. Кредитная кооперация. Общая характеристика экономического и социального значения различных видов кооперации и их вероятное будущее.

Продолжение таблицы 1 на следующей странице

1 Составлено на основе данных из архива музея Московского университета потребительской кооперации.

проводились в рамках общественных и благотворительных акций в вузах и профессиональных образовательных учреждениях.

Существовали печатные издания: журналы, газеты, брошюры, посвященные кооперации и сельскому хозяйству, служившие источником информации и пропаганде коллективных форм труда среди населения.

Продолжение таблицы 1

Автор Название курса Содержание

Войцеховский С.Ф. Кооперативное законодательство и юридический анализ норм, регулирующих деятельность кооперативных учреждений в России Юридический характер кооперативных товариществ и условия необходимые для их правильного развития. Законодательство о кооперативных товариществах Англии, Франции, Германии и видоизменения его за последние годы. Общие начала, положенные в основу западноевропейского законодательства о кооперативных товариществах. Особенности юридического положения кооперативных товариществ в России. История русской артели, сельскохозяйственных товариществ. История устава обществ потребителей.

Железнов В.Я. Теория мелкого кредита Понятие и главные виды кредита. Связь развития кредитных отношений с изменениями в общем строе народного хозяйства. Влияние кредита на различные стороны хозяйственной деятельности. Развитие кредита. Банки. Развитие их операций и процесс концентрации в банках денег. Особенности мелкого кредита. Его цели. Главные формы учреждений мелкого кредита. Значение кредитной кооперации. Место, занимаемое мелким кредитом в кредитной системе страны. Развитие кооперативной кредитной организации.

Анцыферов А.Н. Современное положение кредитной кооперации в разных странах Запада Кооперативный кредит. Германия. Кредитные кооперативные учреждения 1-й степени. Типы товариществ. Шульце-Делич и Райффайзен. Типы товариществ Имперского Союза. Развитие товариществ их современное положение. Территориальное распределение и объем деятельности. Строение пассива и актива. Главные операции товариществ. Формы и условия кредита. Учреждения 2-й степени. Союзные кассы Имперского Союза. Их организация, задачи и деятельности. Строение пассива и актива. Движение операций по времени года. Учреждения 3-й степени. Имперский кооперативный Банк и Прусская Центральная касса. Значение союзов для кредитной кооперации.

Тотомианц В.О. История и положение потребительных обществ в Западной Европе и России Определение понятия потребительных обществ и их происхождение. Потребительные общества в Великобритании. Потребительные общества в Швейцарии и Дании. Потребительные общества в Германии. Потребительные общества во Франции и Бельгии. Потребительные общества в Италии, Австро- Венгрии, Скандинавии, Голландии, Испании, Соединенных Штатах. Потребительные общества в России. Международный кооперативный альянс, границы развития потребительных обществ и их теория.

Продолжение таблицы 1 на следующей странице

Продолжение таблицы 1

Автор Название курса Содержание

Зельгейм В.Н. - Положение и организация Потребительных Обществ в России Развитие идеи потребительской кооперации и проникновение ее в Россию. - История потребительских Обществ в России: Городские всесословные Общества. Сельские потребительские Общества. Фабрико-заводские потребительские Общества. Независимые рабочие Общества. Железнодорожные и офицерские Общества. - Центральные учреждения потребительской кооперации: Петербургское отделение комитета и постоянная комиссия по делам потребительских обществ. Нижегородский съезд 1896 года. Московский Союз Потребительных Обществ. Всероссийский кооперативный Съезд 1908 года. - Современное положение и очередные вопросы потребительской кооперации в России: Статистические сведения и данные об Обществах и их Союзах. Культурно-вспомогательные начинания Обществ. Вопросы союзного объединения. Юри-дическо-административное положение Обществ. - Взаимоотношения между потребительскими обществами и кооперативами других видов. - Потребительские общества и земские учреждения. - Краткие указания учредителям потребительских Обществ: При каких условиях возможна организация Общества потребителей. Опасности, грозящие молодому Обществу Потребителей.

Чаянов А.В. Краткий курс кооперации Глава I. Что такое кооперация; Глава II. История кооперативного движения; Глава III. Сельское потребительское общество; Глава IV. Сельскохозяйственное и кредитное товарищество; Глава V. Кооперативный сбыт продуктов сельского хозяйства; Глава VI. Маслодельные артели и другие скотоводческие кооперативы;

Продолжение таблицы 1 на следующей странице

Продолжение таблицы 1

Автор Название курса Содержание

Вацуро Г.А. История, положение и роль мелкого кредита в России - Сущность и задачи мелкого кредита. Формы и его условия. Роль 3 факторов в развитии кредитной помощи народу - государства, земства и общества. - Общекрестьянские учреждения мелкого кредита (сельские банки) и повышение интереса к ним в обществе. - Неорганизованный мелкий земский кредит, натуральный и денежный (сельскохозяйственные и кустарные склады, хлебные ломбарды, специально предметные ссуды). - Пермский Кустарно-Промышленный Банк. - Непосредственно мелкий кредит в Государственном Банке и так называемый посреднический. - Закон 1 июня 1895 года, его причины, сущность и значение. Новы тип учреждений мелкого кредита - кредитные товарищества. - Принцип производительного и предметного кредита. - Сбыт сельскохозяйственных продуктов в России. - Существующие кооперативные организации для сбыта: кредитные кооперативы, сельскохозяйственные общества и товарищества (нормальный устав сельскохозяйственных товариществ 1908 г.). - Возможность организации сбыта сельскохозяйственных продуктов при посредничестве различных видов кооперативов. - Организация кооперативного сбыта хлеба. - Кооперативный сбыт яиц и продуктов птицеводства, огородничества, садоводства и проч.

Как мы видим из приведенных в таблицах данных, программы курсов включали блоки по теоретическим основам кооперации, раскрывающие отличия кооперативов от других видов и форм хозяйственных организаций; исторический блок, включавший сюжеты, связанные с возникновением кооперативного движения в Западной Европе и России; практический блок, посвященный орга-

низационным, правовым и хозяйственным основам кооперации.

Кооперативное образование в России конца XIX - начала XX вв., достаточно широко продвинувшееся в среде мелких товаропроизводителей и малоимущих слоев населения благодаря благотворительности меценатов и направленной деятельности земств государства, имело неоднозначные результаты.

Таблица 2.

Программы лекций на курсах по общественному содействию мелкому хозяйству и кооперации в Московском Городском Народном Университете А.Л. Шанявского в 1914-1915 академическом году2

Преподаватель Тема курса лекций

Железнов В.Я. Политическая экономия применительно к выяснению основных проблем кооперации

Анисимов В.И. Сельскохозяйственная экономия и современное состояние крестьянского хозяйства в России

Вацуро Г. А. Элементы финансовой науки

Современное положение и роль мелкого кредита в России

Туган-Барановский М.И. Теория кооперации

Терновский С.П. Сделки гражданского и торгового оборота

Краснокутский В.А. Основы кооперативного права и сравнительное кооперативное законодательство на западе и в России

Фортунатов А.Ф. Из истории земского содействия сельскому хозяйству и кооперации

Каблуков Н.А. Кустарная промышленность и ее связь с кооперативами.

Прокопович С.Н. Хозяйство кооперативов в связи с общими условиями народного хозяйства

Вормс А.Э. Крестьянское право

Анцыферов А.Н. Современное положение кооперативного кредита в странах Западной Европы

Сельскохозяйственная кооперация на Западе

Тотомианц В.О. История и положение потребительских обществ в Западной Европе и России

Кильческий В.А. История мелкого кредита в России

Зельгейм В.Н. Положение и организация потребительских обществ в России

Макаров Н.П. Сельскохозяйственная кооперация в России

Меркулов А.В. Производительные и трудовые кооперативы

Хижняков В.В. Земство и кооперация

Кильчевский В.А. Инструктирование и ревизия кооперативов (главным образом кредитных)

Бондарев И.А. Организация и практика кредитных кооперативов в России

Кулыжный А.Е. Кооперативный сбыт хлеба

Идеи кооперации, ложившиеся на благоприятную почву в объединениях потребителей, не являвшихся закономерной формой концентрации мелкого производства и в значительной мере облегчавших материальные проблемы несостоятельных слоев российского социума, без необходимых материальных предпосылок, практически не укоренялись в среде крестьянских и кустарных хозяйств.

Например, несмотря на функционирование в Московской губернии с 1881 по 1910 гг. 15 учебных кустарных мастерских3 создано в 1902 г. на основе их выпускников Товарищество «Союз», получивший в дополнение к собственному паевому капиталу солидные правительственные ссуды, закончил 1911 хозяйственный год с убытком в 5126 руб.4

Не были результативными образовательные инициативы фонда С.М. Морозова. Попытки решить

проблему кооперации исключительно распространением конструктивных идей, без материальных предпосылок, оказались контрпродуктивными.

В отличие от производственной кооперации, распространение кооперативного знания среди широких масс потребителей оказалось достаточно плодотворным.

Исторический опыт кооперативного образования дает основание для убедительных выводов о том, что, во-первых, таковое имеет особую эффективность при распространении среди потребителей товаров и услуг и поэтому имеет особое значение в этом сегменте кооперативного строительства и, во-вторых, образование кооператоров в производстве должно ориентироваться на мелких собственников товаропроизводителей, обладающих социальным потенциалом мобильности к обобществлению мелкой собственности.

Результаты

Проблема разработки кооперативных образовательных программ и организации курсов широко обсу-

ждается научным сообществом5 6 7. В России исследованием проблем кооперативного образования занима-

3 ЦHАМ. $. 184. on. 4. eg. xp. 301. a.2

4 ЦHАМ. $. 184. on. 4. eg. xp. 242. .n.2-3.

5 Zimnoch K. The Role of Student Cooperatives in Education in Poland in the 21st Century // Rural environment. Education. Personality. 2018. T. 11. C. 251-258.

6 Rodriguez J. R., Moral A. M. Educational level and training of human resources in farm

cooperatives in the knowledge-based society: An empirical study // Journal of Rural Cooperation. 2003. T. 31. №. 886-2016-64528. C. 145-165.

лось достаточное число авторов8 9 10. Важность получения специального образования для руководства кооперативов подчеркивается во многих работах11. Авторы отмечают, что кооперативы могут значительно улучшить свои финансовые показатели за счет правильного управления своим оборотным капиталом, путем структурирования капитала и составления бюджета капитальных затрат. Нефинансовые методы управления также играют важную роль в развитии кооперативов. Однако для реализации этих мероприятий необходимы квалифицированные менеджеры.

Результаты исследования показали, что существуют определяющие факторы развития кооперативных организаций, а именно интеллектуальный капитал членов и навыки предпринимательства, которые существенно влияют на эффективность кооперативного биз-неса12.

Исследование роли образовательных курсов в развитии солидарной экономики и кооперации представляет интерес в несколько академическом дискурсе и прак-

тике кооперации. В научной литературе выделяются следующие направления изучения этой темы:

- исследования, направленные на изучение того, насколько образовательные курсы по солидарной экономике способствуют развитию кооперативных и солидарных предпринимательских структур, а также влияют на их устойчивость;

- при этом включают в себя анализ потенциала цифровизации и онлайн-образования для распространения знаний о солидарной экономике и обучения навыкам кооперации;

- отдельный аспект работ этой проблематики составляют труды, рассматривающие влияние государственной политики на распространение образовательных курсов в сфере солидарной экономики.

Опрошенные российские кооперативы показали готовность инвестировать в свое развитие и искать новые направления деятельности. Очевидно, что для решения бизнес-задач нарастающей сложности кооперативам необходим квалифицированный персонал (рисунок 1).

8 Идилов И. И. Кооперативный менеджмент: исторические традиции, идеология и опыт реформирования. 2005. Грозный. 32 с.

9 Мищенко, Т. Л. Курс лекций по дисциплине Сельскохозяйственная потребительская кооперация / Т. Л. Мищенко, А. И. Репичев. Орел: Издательство Орловского ГАУ. 2016. 147 с. EDN VWTQUL.

10 Мешечкина Р. П. Обучение персонала и оценка результатов труда в потребительской кооперации / Р. П. Мешечкина, А. Н. Карталов // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. 2007. № 4(24). С. 55-60. EDN KVTLWV.

11 См. Например: Jumawan A. R. Management Practices of Cooperatives: Roadmap Towards

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Improved Performance and Sustainability //International Journal of Multidisciplinary: Applied Business and Education Research. 2022. Т. 3. №. 7. С. 1257-1266.

В ходе интервьюирования более 85% руководителей 320 потребительских кооперативов высказались положительно о развитии своих организаций.

Вложение средств в развитие предприятия через обучение пайщиков и их профессиональное развитие является важной составляющей обеспечения устойчивого роста объединения. С такой постановкой проблем согласились практически все опрашиваемые председатели кооперативов.

Доля дохода, которую кооперативы могут выделять на обучение своих членов, может варьироваться в зависимости от их финансо-

Рис. 1. Готовы ли Вы инвестировать и предпринимать усилия для развития новых направлений деятельности потребительских кооперативов?13

вого состояния, стратегических целей и потребностей в развитии компетенций участников. Согласно мировому опыту, рекомендуемая доля, выделяемая кооперативами на образование членской массы, составляет не менее 5-10% годового дохода. Доля годового дохода, направляемая на образование пайщиков в российских потребительских объединениях, характеризуется следующими данными.

Как показано на рисунке 2, почти 70% потребительских кооперативов России готовы вкладывать в обучение пайщиков более 10% годового дохода.

Рис. 2. Какую долю дохода кооператив направляет на развитие предприятия?14

15%

да

нет

85%

8% 31% Менее 10%

23% 10 - 30 %

30 - 50 %

более 70 %

38%

13 Опрос в рамках гранта Российского научного фонда № 23-28-01043 «Кооперация в стра-

тегии развития общества» // https://rscf.ru/project/23-28-01043/

Как показал опрос руководителей кооперативных объединений, продвижению образовательных программ способствуют демократические процедуры рекрутирования слушателей кооперативных курсов. Как правило, решение общего собрания кооператоров о выделении средств на обучение пайщиков оказывается положительным. Хорошо убеждает кооператоров в необходимости образования популяризация практических навыков, приобретаемых слушателями курсов.

Менеджерам кооперативных организаций также необходимы курсы

повышения квалификации, так как набор задач, стоящих перед руководителями, расширяется. В современной хозяйственной реальности, особенно в контексте ее активной трансформации, требуется постоянное обучение и развитие профессиональных навыков всех участников.

Результаты опроса руководителей и членов российских кооперативов говорят об остром дефиците квалифицированного персонала. Более 50% респондентов отметили нехватку сотрудников в сфере финансов и информационных технологий (рисунок 3).

Специалисты по кибербезопаности Волонтеры Программисты Обслуживающий персонал Основные рабочие Менеджеры Экономисты Юристы Бухгалтера

0,00% 10,00% 20,00% 30,00% 40,00% 50,00% 60,00% 70,00% 80,00%

Рис. 3. В каких сотрудниках-членах нуждается Ваш кооператив? %1

Авторы научных исследований, посвященных проблемам развития африканских сельскохозяйственных кооперативов, указывают на то, что даже строгое следование принципам Международного кооперативного альянса: добровольности, демократии, солидарности, взаимопомощи и автономности не исключает больших трудностей, связанных с отсут-

ствием достаточного резерва квалифицированных кадров. И, напротив, убедительно доказали, что активная политика обучения и переподготовки персонала прямо влияет на увеличение дохода кооперативных предприятий [1].

Профессиональная квалификация менеджеров является ключевым фактором успешного функ-

ционирования кооперативными организациями. Курсы повышения квалификации позволяют актуализировать знания о тенденциях в сфере менеджмента, экономики, маркетинга, стратегическом планировании и других сферах деятельности кооперации. Современный кооперативный менеджер, как свидетельствуют авторы публикаций [2], должен решать технические бизнес-проблемы, включая стимулирование сбыта, закупки и все, что связано с физическим распределением и ценообразованием товаров и услуг, иметь навыки управления бухгалтерией, финансированием, персоналом. Управляющий выбирается советом управляющих или собранием кооператива и отчитывается перед ними за свои действия. Правление кооператива может определить обязанности менеджера [2], включающие:

- осуществление детального надзора за деятельностью кооператива в соответствии с политикой, согласованной правлением, и выработку рекомендаций правлению;

- обеспечение надлежащей системы бухгалтерского учета, регулярной проверки компетентными внешними аудиторами, представление отчета членам кооператива о финансовом состоянии;

- предоставление совету управляющих бизнес-отчета и ежемесячного финансового отчета в качестве минимального требования.

- контроль за недопущением аффилиации руководящих сотрудников с каким-либо коммерческим

предприятием, с которым кооператив ведет бизнес, или занятием побочной деятельностью, конкурирующей с кооперативом;

- составление бюджета предполагаемых поступлений и ожидаемых операционных расходов и осведомление правления;

- доведение до сведения совета управляющих всех вопросов, требующих рассмотрения и принятия мер;

- оценка эффективности стратегии кооператива.

Результаты опроса указывают, что более 60% респондентов из числа управленцев кооператива проходили специализированные курсы в сфере кооперации или смежным дисциплинам (рисунок 4).

Результаты исследования сельскохозяйственных кооперативов Эфиопии свидетельствуют о том, что лица, формирующие кооперативную стратегию, должны уделять особое внимание широкому участию пайщиков в самообразовании. Как показали результаты опроса, совместное участие в образовательных программах является дополнительным фактором, воспитывающим чувство сопричастности и общей ответственности пайщиков за успех предприятия [3].

Многие авторы отмечают, что образование и обучение способствуют улучшению обслуживания клиентов, сбору кредитов, сокращению безнадежных долгов, улучшению системы бухгалтерского учета, улучшению финансового управления и предоставления временных услуг [4].

Результаты исследования С. Шарифа и Я. Исмаила [5] показали, что старшие менеджеры кооперативов Малайзии выполняют управленческие функции и стремятся пройти аналогичную управленческую подготовку, как и их коллеги в коммерческих компаниях, с целью заимствования передовых методик маркетинга. Благодаря курсам и обучению, проводимым Кооперативным колледжем Малайзии и Национальной кооперативной организации (ANGKASA), руководители кооперативов могут приобрести необходимые знания и компетенции, благодаря активно обновляемым информационным базам.

Курсы повышения квалификации помогают менеджерам кооперативных организаций развивать

умения в области профессиональной коммуникации, управления конфликтами, развития рабочих групп, адаптации к изменяющимся рыночным условиям и внедрению новых технологий организации снабжения и сбыта. Основательная постановка образовательной среды в кооперативах способствует актуальному перепрофилированию сотрудников и даже приобретению новых специальностей.

Обучение членов способствует росту внутренних коммуникаций и передачи знаний внутри кооператива [6]. Так, по результатам упомянутого опроса, более 80% респондентов из числа руководителей кооперативов готовы обучать сотрудников - членов кооператива новым профессии (рисунок 5).

Рис. 4. Проходили руководители вашего кооператива какие-либо курсы повышения квалификации в сфере кооперации?16

Рис. 5. Готовы ли вы обучить сотрудника-члена новым профессиям?17

16 Опрос в рамках гранта Российского научного фонда № 23-28-01043 «Кооперация в стратегии развития общества» // https://rscf.ru/project/23-28-01043/

В исследовании Е. Гоуларта, А. Веймера, В. Морейра отмечается, что инвестирование в человеческий капитал вообще и наиболее эффективных сотрудников, в частности, с высоким уровнем самоэффективности, означает лучшие результаты и производительность. Развитие обеспечивает быстрый возврат инвестиций. Менеджеры кооперативов, которые возглавляют настойчивую, трудолюбивую и сосредоточенную на решении проблем команду, имеют больше шан-

сов на успех, достижение целей и преодоление препятствий [7].

Работа анализирует управленческую компетентность менеджеров потребительских кооперативов, их особую роль в благополучии предприятий [8]. Авторы определяют управленческую компетентность в потребительских кооперативах как сочетание специфических знаний, установок и навыков, которые в первую очередь являются результатом изучения личного опыта (таблица 3).

Таблица 3.

Элементы управленческой компетентности в потребительских кооперативах [8]

Знания Навыки

Понимание управления, основанного на кооперативных ценностях. Принципы взаимодействия с клиентами. Способность управления несколькими предприятиями. Видение стратегии развития кооперативного сообщества. Понимание управления, основанного на кооперативных ценностях. Навыки взаимодействия с клиентами. Умения развития кооперативного сообщества. Способность инициирования коллективного принятия решений и участия в их реализации. Лидерские качества.

Образование в области кооперативного управления предоставляет менеджерам следующие навыки:

- коммуникативные, межличностного общения и эффективного сотрудничества;

- способность преодолевать проблемы и принимать обоснованные решения;

- лидерские качества для руководства и мотивации членов кооператива;

- навыки финансовой грамотности;

- выработка маркетинговых стратегий и ориентированное на клиента мышление для продвижения совместных продуктов и услуг;

- юридические знания;

- адаптивность к меняющимся рыночным условиям и отраслевым тенденциям;

- навыки командной работы для эффективного взаимодействия

с разнообразными заинтересованными сторонами;

- деятельность в рамках приверженности кооперативным ценностям.

В работе Л. Лу18 отмечается, что общая готовность фермеров Китая внедрять экологически чистые технологии производства была низкой, и только увеличение количества учебных занятий в фермерских кооперативах значительно повысило эти показатели. В частности, количество желающих внедрять зеленые технологии увеличивалось на 3,2% при каждой специальной тренировке в кооперативах. Помимо этого, результаты анализа различных групп фермеров показали, что готовность принять участие в обучении была положительно значимой независимо от состоятельности товаропроизводителей, при этом наиболее значительным оказывалась тяга к образованию мелких фермеров.

Нарастающие проблемы мирового кооперативного движения, отмечает индийский исследователь С. Лопотум.19 Среди основных трудностей его развития автор упомянул: быстро меняющуюся социально-экономическую реальность, требующую адаптации кооперативных предприятий; давление транснациональных корпораций и финансового капитала, информационно-коммуникационную революцию, не-

совершенство кооперативного законодательства. В условиях нарастающих рисков и проблем особое значение, по мнению автора, приобретает государственная политика в отношении кооперации, составной частью которой является организация образования и распространение знаний о кооперативных объединениях среди населения. Индийский ученый отмечает необходимость при организации образования учитывать специфику кооперативных предприятий. Поддержка кооперативного образования государством может осуществляться через финансирование действующих программ, стимулирование, введение специальных курсов в учебных заведениях, подбор и направление в кооперацию преподавательских кадров.

Выбор между государственным и самоуправляемым обучением зависит от конкретных обстоятельств, доступных ресурсов, потребностей членов кооператива и задач, стоящих перед кооперативными организациями. Важно, чтобы обучение было систематическим, качественным и ориентированным на практическое применение знаний в повседневной деятельности кооперативов.

В работе Дж. Хансона рассмотрена роль кооперативов для того, чтобы они были более успешными, и определяется, какая поддержка союзов в создании централизованной

18 Luo L. et al. Training of Farmers' Cooperatives, Value Perception and Members' Willingness of

Green Production // Agriculture. 2022. T. 12. №. 8. C. 1145.

системы обучения кадров. Результаты показывают, что союзы кооперативов уделяют внимание вопросам регистрации и аудита кооперативов, и разрешения конфликтов20. Автор отмечает, что поимо союзов в предоставлении образовательных программ для фермеров могут ока-

зывать неправительственные организации.

Следует отметить, что результаты опроса отечественных кооператоров показали, что они осознают ответственность самих пайщиков за развитие кооператива (рисунок 6).

Рис. 6. На кого Вы рассчитываете в решении проблемы совершенствования деятельности потребительских кооперативов в условиях рыночной экономики?, %21

Важную роль в развитии кооперативного сегмента экономики, по мнению многих исследователей, принадлежит просвещению населения. В частности, в работе М. Сейфула и А. Дайона22 исследовалась проблема обучения сельского населения Индонезии кооперативным принципам деятельности. Тесты, проводимые среди слушателей курса,

отмечают их позитивное влияние на уровень кооперативной мобильности населения, знаний потенциальных членов кооперативов, инициируют решения активно участвовать в кооперативах.

Кооперативное образование испытывает трудности. Проблемы повышения квалификации и обучения менеджеров кооперативных организаций разнообразны и зави-

20 Hanson J. C. et al. Agricultural Cooperatives and Unions of Cooperatives in Bosnia and Herzegovina: Opportunities for Improvement in Providing Services and Educational Programs for Farmers //Journal of Rural Cooperation. 2010. Т. 38. №. 886-2016-64621. С. 3-19.

21 Опрос в рамках гранта Российского научного фонда № 23-28-01043 «Кооперация в стратегии развития общества» // https://rscf.ru/project/23-28-01043/

22 Syaiful M., Daiona A. I. B. Cooperative training for prospective members of the economic education student cooperative // Community Empowerment. 2021. Т. 6. №. 10. С. 1791-1796.

сят от конкретной отрасли, типа кооператива и его целей. Среди распространенных проблем в этой области можно выделить:

- трудности с доступом к специализированным и актуальным образовательным ресурсам для обучения своих менеджеров;

- ограничения бюджетов на обучение и развитие персонала;

- отсутствие специализированных программ, обучение менеджеров в кооперативах, не учитывающих потребности отрасли или организации.

Образовательные программы должны быть доступны всем членам кооператива, как рядовым сотрудникам, так и руководящему составу. Специализированная работа П. Анания и Дж. Дайана23 показала, что образование и обучение не обеспечиваются должным образом и, как правило, ориентировано на кооперативное руководство, в то время как рядовые члены редко имеют доступ к образованию и переподготовку.

Факторами, влияющими на широту предоставления образования и профессиональной подготовки, являются: наличие средств предприятия, кадровое обеспечение и поддержка союзами и государством. Многие авторы подчеркивают, что в преодолении трудностей важную роль играет использование онлайн-ресурсов, повышающих доступность обучения, а также объединение кооперативных организаций в образовательные «консорциумы», использование возможностей международного обмена опытом и обучения.

Большим подспорьем в организации кооперативного образования может стать установление партнерских отношений кооперативов с образовательными организациями. Результаты опроса руководителей российских кооперативов говорят о готовности отечественных кооператоров к сотрудничеству с центрами компетенции и образовательными центрами (рисунок 7).

Рис. 7. Сотрудничает ли кооператив с образовательными

организациями?24

23 Anania P., Rwekaza G. C. Co-operative education and training as a means to improve performance

in co-operative societies // Sumerianz Journal of Social Science. 2018. Vol. 1. No. 2. pp. 39-50.

Обсуждение

Содержание кооперативных образовательных программ совершенствуется и обновляется. Например,

Национальный открытый университет Нигерии предлагает курс кооперации, состоящий из 3 модулей25:

Таблица 4.

Модули курса кооперации Национального открытого университета Нигерии26

Модуль 1 Блок 1 Кооперативное управление; Блок 2 Кооперативный бизнес по сравнению с бизнесом, принадлежащим инвестору; Глава 3 Кооперативная демократия: Структура кооперативной демократии; Блок 4. Меры по повышению эффективности демократического контроля Совета директоров; Блока 5 - Взаимоотношения с руководством;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Модуль 2 Раздел 1 Должностная инструкция участника; Глава 2. Принятие решений в кооперативах: понятие, виды, процесс и методы Блок 3 Техники принятия решений; Раздел 4. Операционная эффективность кооперативов. Концепция служебной аттестации; Глава 5 Оценка эффективности и ключевые области результатов в кооперативах;

Модуль 3 Блок 1 Кооперативное обучение и образование; Глава 2. Учебный процесс; Глава 3. Методы кооперативного обучения; Блок 4. Способы кооперативного обучения (лекции, аудиовизуальные методы, видеоконференции и др.); Блок 5 Развитие менеджмента Раздел 6. Международная Организация Труда, Рекомендация от 20 июня 2002 года N 193 О содействии развитию кооперативов

Конкретные цели этого курса 1. объяснить суть кооператив-формулируются таким образом: ного управления;

25National Open University of Nigeria // https://nou.edu.ng/coursewarecontent/CRD%20320%20 C00PERATIVE%20MANAGEMENT%20AND%200RGANIZING_0.pdf (дата обращения 27.02.2024 г.).

26 Там же.

2. обсудить кооперативный бизнес по сравнению с бизнесом, принадлежащим инвестору;

3. объяснить кооперативную демократию: структуру кооперативной демократии;

4. объяснить важность мер по обеспечению эффективности демократического контроля;

5. описать взаимоотношения между Советом директоров и исполнительной властью;

6. объяснить процесс принятия решений в кооперативах: понятие, виды, процесс и методы;

7. обсудить методы принятия решений;

8. описать операционную эффективность кооперативов;

9. обсудить оценку эффективности и ключевые области результатов в кооперативах;

10. объяснить методы кооперативного обучения. Процесс обучения;

11. обсудить международное сотрудничество;

12. определить структуру кооперативного законодательства;

13. проанализировать системный характер кооперативного права;

Таким образом, приведенный материал свидетельствует о том, что кооперативные образовательные программы включают три обязательных компонента: основы кооперативной теории, вопросы кооперативной практики и методику образования населения и пайщиков. Такая многосоставная структура курса позволяет готовить преподавателей, ориентированных на творческое усвоение и применение

в обучении актуального опыта, и потребностей развития кооперации.

Получение подготовки в области управления и образования кооперации открывает перед специалистами этой сферы деятельности привлекательные перспективы.

Например, квалифицированный специалист в области кооперативного образования и управления в Индии может претендовать на годовую заработную плату до 650 тыс. рупий (таблица 5).

Подготовка индийских специалистов в области кооперативного образования и управления организуется в разных формах обучения.

Очное обучение. Многие институты и университеты предлагают очные программы. Эти курсы обычно рассчитаны на 1 или 2 года. Очные отделения предполагают посещение регулярных занятий и участие в практических семинарах или стажировках.

Заочное обучение. Программы неполного рабочего времени предназначены для людей, которые обучаются без отрыва от постоянной деятельности. Эти курсы обычно имеют более гибкий график, позволяющий студентам посещать занятия по вечерам, выходным или в определенные временные интервалы. Заочное обучение может занять больше времени по сравнению с очным.

Дистанционное очно /заочное обучение. Дистанционное обучение или заочные курсы по кооперативному управлению позволяют людям учиться из удаленного места без необходимости присутствовать физически на занятиях. Эти программы

обычно предоставляют учебные материалы и ресурсы через онлайн-платформы, веб-почту или другие средства. Студентам устанавливаются сроки сдачи заданий или очные сессии для экзаменов.

Онлайн-обучение. Онлайн-курсы по кооперативному управлению становятся все более популярным в

Индии. Эти программы реализуются полностью через цифровые платформы, позволяющие студентам получать доступ к лекциям и учебным материалам, а также общаться с преподавателями и сокурсниками. Такой режим занятий позволяет людям учиться в любом месте, где есть подключение к Интернету.

Таблица 5

Профили вакансий, краткие описания и средние показатели заработной платы, доступной выпускникам с дипломом в области кооперативного управления и образования27:

Профиль вакансии Описание Средняя годовая зарплата (индийские рупии) 28

Менеджер кооператива Контролировать хозяйственные операции кооператива и стратегии 400 000 - 600 000

Кооперативный консультант Оказывать консультативные услуги кооперативам. 350 000 - 550 000

Сотрудник по кооперативному развитию Способствовать кооперативному росту и развитию 350 000 - 500 000

Кооперативный тренер Проведение обучающих программ для членов кооператива. 300 000 - 450 000

Кооперативный бухгалтер Управление финансовыми операциями и отчетностью 300 000 - 450 000

Кооперативный менеджер по маркетингу Разрабатывает маркетинговую стратегию для кооперативов. 350 000 - 500 000

Кооперативный юрисконсульт Предоставление юридических рекомендаций и поддержки соблюдения требований права 450 000 - 650 000

Кооперативный предприниматель Создавать и управлять кооперативными стартапами 350 000 - 600 000

Кооперативный аудитор Проводить аудит и обеспечивать финансовую целостность 300 000 - 450 000

Аналитик кооперативных исследований Анализируйте тенденции и эффективность кооперативов 350 000 - 550 000

27 Universitykart.com // https://universitykart.com/course/coursedetails/diploma-in-

cooperative-management (дата обращения 27.02.2024 г.)

После получения диплома выпускники имеют различные варианты карьерного роста. Некоторые из распространенных должностей после получения образования представлены в таблице 5. Однако многие авторы, изучающие проблемы кооперативного образования в Индии, отмечают, что далеко не всегда выпускники, получившие специальные профессиональные навыки в этой сфере, находят свое место в управлении кооперативами [9]. Кооперативы, как правило, управляются комитетом из избранных членов, которые не обязательно являются профессионалами.

Таким образом, в кооперативной практике имеет место противоречие между демократическими принципами руководства предприятиями и необходимостью повышения профессионального уровня менеджмента. Однако это противоречие не является непреодолимым препятствием в развитии кооперации Индии.

Обозначившиеся трудности в трудоустройстве выпускников кооперативных образовательных программ решаются через целевой набор абитуриентов из числа наиболее перспективной молодежи, уже являющейся пайщиками и заслужившей доверие участников кооперативов.

Успех кооперативного образования и подготовки кадров, как отмечают авторы, специально исследовавшие эту проблему, должна обеспечивать формируемая при

объединениях служба подбора персонала [9].

В функции такой службы входит:

- Проведение тренингов, семинаров, пилотных исследований и т.д.

- Осуществление необходимых структурных изменений в кадровой политике в соответствие со стратегией развития кооперативов.

- Поощрение упомянутых менеджеров выполнять разные виды деятельности по управлению персоналом.

- Периодическое проведение оценки эффективности управленцев.

Примером успешной деятельности службы подбора персонала может служить постановка этой работы в кооперативах по предоставлению услуг по обеспечению электроэнергией NRECA (США). Эта структура на регулярной основе осуществляет систематическую работу по направлению активных пайщиков на специальные курсы, семинары и стажировки. Особое внимание в этой работе уделяется подготовке руководителей кооперативов всех уровней: от менеджеров и членов ревизионных советов до членов Правления29.

Специальные образовательные программы по другим формам солидарной экономики реализуют международные институты при европейских структурах и ООН.

Так, ГТСШО (Туринский курс) по социальной и солидарной экономи-

ке30 в четырех модулях знакомит слушателей с сильными и слабыми сторонами, возможностями и рисками при реализации такой деятельности. Четыре модуля курса содержат:

- Модуль 1. СЭ в условиях меняющихся «правил игры»: понимание концепции и ее составляющих;

- Модуль 2. СЭ как инструмент достойного труда и инклюзивно-сти;

- Модуль 3. Меры по выполнению резолюции о достойном труде, социальной экономике и экономике солидарности;

- Модуль 4. Ключевая роль СЭ в продвижении инклюзивного и устойчивого развития.

Курс солидарной экономики и кооперации организует Международная организация труда (МОТ)31. Пакет повышения осведомленности о ССЭ состоит из четырех уровней, в которых рассматриваются сильные и слабые стороны, потенциал и препятствия хозяйственной деятельности на принципах солидарности, разъясняется новая роль личности в ее организации.

Выводы

Исследование роли образовательных программ в развитии солидарной экономики и кооперативных организаций, позволяет сделать следующие выводы:

Обучение и просвещение в области солидарной экономики способствуют формированию у граждан навыков взаимодействия, сотрудничества и справедливого распределения ресурсов на основе общественно значимых ценностей.

Образовательные программы помогают укрепить профессиональные навыки участников кооперативных организаций, что способствует повышению эффективности и конкурентоспособности кооперативной организации в целом.

Подготовка лидеров, в рамках образовательных программ, позволяет масштабировать солидарную экономику. Специальное образование активизирует общественное участие в предприятиях солидарной экономики, способствуют широкому вовлечению граждан в совместное решение проблем и создание новых инициатив.

Создание и реализация курсов солидарной экономики и учебных программ для кооперативных организаций с акцентом на практическое применение знаний и навыков инициирует самоорганизацию населения.

Стимулирование государством образования в этой сфере повыша-

30 International Labour Organization // https://www.ilo.org/global/topics/cooperatives/areas-of-work/WCMS_628372/lang--en/index.htm (дата обращения 27.02.2024).

31 Там же.

ет социальную активность и гражданскую позицию обучающихся.

Установление партнерских отношений с государственными органа-

ми и бизнес-структурами для обеспечения практической ориентации образовательных программ и курсов повышает их эффективность.

Список литературы

1. Francesconi G. N., Wouterse F. Building the managerial capital of agricultural cooperatives in Africa //Annals of Public and Cooperative Economics. 2019. Т. 90. №. 1. С. 141-159.

2. Williamson L. Role of the co-op manager // Educational programs of the Kentucky Cooperative Extension Service. 1998. С. 1-3.

3. Bekele A. D. et al. Training needs of members in cooperative dairy marketing in Ethiopia // African Journal of Agricultural Research. 2011. Т. 6. №. 2. С. 488-507.

4. Anania P., Rwekaza G. C. Co-operative education and training as a means to improve performance in co-operative societies. 2018.

5. Sarif S. M., Ismail Y. Managerial roles and the training of Malaysian Co-operatives' Managers //M alaysian Journal of Co-operative Studies. 2010. Т. 6. С. 49-62.

6. Егоров В. Г. Рабочие кооперативы как драйвер развития отрасли информационных технологий / В. Г. Егоров, А. А. Инша-ков, Е. В. Александрова // Геоэкономика энергетики. 2023. Т. 22. № 2. С. 100-125. DOI 10.48137/26870703_2023_22_2_100. EDN JZGLDK.

7. Goulart E. L., Weymer A. S. Q., Moreira V. R. The influence of self-efficacy on training effectiveness in cooperative organizations // Revista de Administragao da UFSM. 2022. Т. 15. С. 331-353.

8. Tuominen P., Jussila I., Rantanen N. Managerial Competence in Consumer Cooperatives: Inducing theory from empirical observations // International Journal of Co-operative Management. 2010. Т. 5. №. 1. С. 9-22.

9. Soni A. K., Saluja H. P. S. A study on human resource development in cooperatives // International Journal of Human Resource Management and Research. 2013. Т. 3. №. 1. С. 63-72.

EGOROV Vladimir G. - Doctor of Economics, Doctor of Historical Sciences, Professor of the Department of Political Economy and History of Economics of Plekhanov Russian University of Economics, Professor of Bauman Moscow State Technical University, Russia, Moscow, email: korrka@mail.ru ORCID ID 0000-0002-2473-8590

INSHAKOV Andrey A. - Assistant of the Department of Political Economy and History of Economics of Plekhanov Russian University of Economics, Russia, Moscow, email: aero789@mail.ru ORCID: 0000-0003-4682-9685

ALEXANDROVA Elena V. - Candidate of Historical Sciences, Leading researcher, Associate Professor of the scientific school "Economic Theory" of Plekhanov Russian University of Economics, Russia, Moscow, email: galinaguravleva@rambler.ru

Keywords: educational programs, solidary economy, cooperative organizations, cooperative manager, professional development, social responsibility, sustainable development, lecture programs on cooperation, responsibilities of cooperative managers.

THE ROLE OF EDUCATION

IN THE DEVELOPMENT OF A SOLIDARY ECONOMY

Annotation

The article is devoted to the study of the role of educational programs in promoting the development of a solidary economy and cooperative organizations. The work contains an overview of the scientific literature dealing with the problem of developing educational products for organizations of a solidary housekeeper, a historical excursion of cooperative courses in Russia at the beginning of the XIX century is given. Based on the results of the survey, the problems of the shortage of qualified personnel of domestic cooperative enterprises and the lack of specialized educational programs for cooperation have been identified. The content of foreign training courses for the structures of solidarity economy and cooperation is considered. The authors present

recommendations for educational institutions and governing bodies, public organizations to improve the training of personnel in the solidarity economy and cooperation.

References

1. Francesconi G. N., Wouterse F. Building the managerial capital of agricultural cooperatives in Africa //Annals of Public and Cooperative Economics. 2019. T. 90. №. 1. C. 141-159.

2. Williamson L. Role of the co-op manager // Educational programs of the Kentucky Cooperative Extension Service. 1998. C. 1-3.

3. Bekele A. D. et al. Training needs of members in cooperative dairy marketing in Ethiopia // African Journal of Agricultural Research. 2011. T. 6. №. 2. C. 488-507.

4. Anania P., Rwekaza G. C. Co-operative education and training as a means to improve performance in co-operative societies. 2018.

5. Sarif S. M., Ismail Y. Managerial roles and the training of Malaysian Co-operatives' Managers //M alaysian Journal of Co-operative Studies. 2010. T. 6. C. 49-62.

6. Egorov V. G. Workers' cooperatives as a driver of the development of the information technology industry / V. G. Egorov, A. A. Inshakov, E. V. Alexandrova // Geoeconomics of energy. 2023. Vol. 22. No. 2. pp. 100-125. DOI 10.48137/26870703_2023_22_2_100. EDN JZGLDK.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Goulart E. L., Weymer A. S. Q., Moreira V. R. The influence of self-efficacy on training effectiveness in cooperative organizations // Revista de Administragao da UFSM. 2022. T. 15. C. 331-353.

8. Tuominen P., Jussila I., Rantanen N. Managerial Competence in Consumer Cooperatives: Inducing theory from empirical observations // International Journal of Co-operative Management. 2010. T. 5. №. 1. C. 9-22.

9. Soni A. K., Saluja H. P. S. A study on human resource development in cooperatives // International Journal of Human Resource Management and Research. 2013. T. 3. №. 1. C. 63-72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.