Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЛИДАРНОЙ ЭКОНОМИКИ'

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЛИДАРНОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
98
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ И СОЛИДАРНАЯ ЭКОНОМИКА / ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ / КООПЕРАТИВНОЕ ДВИЖЕНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / КООПЕРАТИВНОЕ ПРАВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Егоров Владимир Георгиевич, Иншаков Андрей Алексеевич, Ногмова Аделина Шафиковна, Александрова Елена Васильевна

Глобальная экономическая система, как и планетарная цивилизация, в целом переживают эпоху «великих перемен». Назрел переход от экономики, основанной на парадигме «человек экономический» - расчетливой, эгоистичной, конкурентной, стремящейся к максимизации прибыли - к регенеративной, опирающейся на солидарность и сотрудничество, встроенной в природные циклы и ориентированной на благосостояние большинства. Солидарная экономика (СЭ), идущая на смену существующей, является в то же время переходной к будущей регенеративной экономической системе. Такое ее позиционирование обусловлено тем, что ее институциональный дизайн составляют формы организации, интегрированные в поздний модерн, но потенциал которых в плане перспективы общественного развития выходит за его пределы, пересекая границу, отделяющую современность от постмодерна. СЭ можно понимать, как экосистему практик, которые уже существуют - некоторые старые, некоторые новые, некоторые все еще формирующиеся. Международные организации считают солидарную экономику - ключом к реализации смены парадигмы, предусмотренной Повесткой дня ООН на период до 2030 года и достижением Целей устойчивого развития (ЦУР). Ключевое понимание СЭ как системы, продуцированной эволюцией экономической системы модерна, не предполагающей ее революционное замещение формами, составляющими альтернативу существующим институтам, авторы привлекли к ее описанию кооперацию, в наибольшей степени соответствующую потребностям перехода к новому качеству социально-экономической организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL BASIS SOLIDARITY ECONOMY

The global economic system, as well as the planetary civilization, as a whole are experiencing an era of "great changes". The transition is overdue from an economy based on the paradigm of "economic man" - calculating, selfish, competitive, striving to maximize profits - to a regenerative one, based on solidarity and cooperation, built into natural cycles and focused on the welfare of the majority. The solidary economy (SE), which is replacing the existing one, is at the same time a transition to a future regenerative economic system. Its positioning is due to the fact that its institutional design consists of forms of organization integrated into the late modern, but whose potential in terms of prospects for social development goes beyond its limits, crossing the border separating modernity from postmodernity. SE can be understood as an ecosystem of practices that already exist - some old, some new, some still emerging. International organizations consider the solidary economy to be the key to implementing the paradigm shift envisaged by the UN Agenda for the period up to 2030 and achieving the Sustainable Development Goals (SDGs). The key understanding of the SE as a system produced by the evolution of the modern economic system, which does not presuppose its revolutionary replacement with forms that constitute an alternative to existing institutions, the authors drew to its description the cooperation that best meets the needs of the transition to a new quality of socio-economic organization.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЛИДАРНОЙ ЭКОНОМИКИ»

ЭКОНОМИКА

DOI: 10.48137/23116412_2023_3_51 УДК: 334.7

Владимир ЕГОРОВ, Андрей ИНШАКОВ, Аделина НОГМОВА, Елена АЛЕКСАНДРОВА

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЛИДАРНОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация

Глобальная экономическая система, как и планетарная цивилизация, в целом переживают эпоху «великих перемен». Назрел переход от экономики, основанной на парадигме «человек экономический» -расчетливой, эгоистичной, конкурентной, стремящейся к максимизации прибыли - к регенеративной, опирающейся на солидарность и сотрудничество, встроенной в природные циклы и ориентированной

ЕГОРОВ Владимир Георгиевич - доктор экономических наук, доктор исторических наук, профессор кафедры политической экономии и истории экономической науки РЭУ им. Г. В. Плеханова. Адрес: Россия, 117997, г. Москва, ул. Зацепа, д. 43. E-mail: korrka@mail.ru ORCID ID 0000-0002-2478-590

ИНШАКОВ Андрей Алексеевич - младший научный сотрудник РЭУ им. Г. В. Плеханова. E-mail: aero789@mail.ru

НОГМОВА Аделина Шафиковна - кандидат политических наук, доцент, декан факультета подготовки кадров высшей квалификации Дипломатической академии Министерства иностранных дел РФ. Адрес: Россия, 119021, г. Москва, ул. Остоженка, 53/2, стр. 1. E-mail: iamp.cwe@ dipacademy.ru

АЛЕКСАНДРОВА Елена Васильевна - кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник, доцент научной школы «Экономическая теория» РЭУ им. Г.В. Плеханова. E-mail: gali-naguravleva@rambler.ru

Ключевые слова: социальная и солидарная экономика, правовые основы, кооперативное движение, социальные предприятия, кооперативное право.

Финансирование: Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-01043 «Кооперация в стратегии развития общества», https://rscf.ru/project/23-28-01043/ Соглашение № 23-28-01043 от 12.01.2023 г.

на благосостояние большинства. Солидарная экономика (СЭ), идущая на смену существующей, является в то же время переходной к будущей регенеративной экономической системе. Такое ее позиционирование обусловлено тем, что ее институциональный дизайн составляют формы организации, интегрированные в поздний модерн, но потенциал которых в плане перспективы общественного развития выходит за его пределы, пересекая границу, отделяющую современность от постмодерна. СЭ можно понимать, как экосистему практик, которые уже существуют - некоторые старые, некоторые новые, некоторые все еще формирующиеся. Международные организации считают солидарную экономику - ключом к реализации смены парадигмы, предусмотренной Повесткой дня ООН на период до 2030 года и достижением Целей устойчивого развития (ЦУР). Ключевое понимание СЭ как системы, продуцированной эволюцией экономической системы модерна, не предполагающей ее революционное замещение формами, составляющими альтернативу существующим институтам, авторы привлекли к ее описанию кооперацию, в наибольшей степени соответствующую потребностям перехода к новому качеству социально-экономической организации.

Введение

Теоретические основы СЭ заложены в работах, Kawano E. [1] Laville а Ь. [2] Razeto Ь. [21] в том числе кооперации в работах Жида Ш. [27], Туган-Барановского М.И. [29], Чаянова А.В. [30], Емельянова И.В. [26].

Одной из наиболее последовательных форм солидарной экономики является вышедшая из недр традиционной экономической системы, но все же организация, имманентная рынку, кооперация. Как и в случае перехода к модерну, кооперация, представлявшая собой феномен, порождаемый эволюцией традиционных хозяйственных институтов, при переходе к регенеративной экономике, ориентированной не на прибыль, но максимальное удовлетворение потребностей населения, вновь становится наи-

более адекватной структурой, способной обеспечить перспективу общественного развития без социальных катаклизмов (например, исключая противоречие труда и капитала, породившего волну революционных движений конца Х1Х-начала ХХ века). В то же время, преодолевая дифференциацию труда и собственности, кооперативные предприятия функционируют на двух фундаментальных основаниях модерна: частной собственности и товарно-денежных отношениях.

Генезис и развитие кооперации происходило в условиях господства буржуазных отношений, поэтому дискурсивное и правовое ее оформление происходило в условиях расцвета, развития и «затухания» капитализма.

Целью настоящей статьи является анализ правовых и смысловых паттернов структур солидарной экономики, вообще, и в частности как формы социально-экономиче-

ской самоорганизации населения, с тем, чтобы определить черты и характеристики, соответствующие новым условиям развития или препятствующих таковому.

Методы

Для корректного описания феномена реальности и будущего, каким является солидарная экономика, использовались как общенаучные, так и специальные научные методы. Метод историзма позволил очертить путь зарождающихся форм СЭ. Корпоративный метод обеспечил возможность сравнительного анализа правового оформления СЭ и особенностей ее становления в разных странах. Для визуализации выявляемых тенденций институ-ционализации солидарной экономики привлекались количественные методы анализа. Метод клас-

сификации использован при определении понятия СЭ в правовых актах зарубежных стран и определения сущностных черт предприятий СЭ. Рассмотрено международное законодательство в сфере социальной и солидарной экономики - ССЭ, проведен сравнительный анализ законодательства СЭ с точки зрения актуализации ценностей, принципов, организационных форм, политических мер, направленных на ее развитие. Определены механизмы взаимодействия предприятий социальной-солидарной экономики с государственными институтами.

Результаты

На 66-м пленарном заседании 18 апреля 2023 г. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла резолюцию «Содействие социальной и солидарной экономике в интересах устойчивого развития» (А/77/^60). Резолюция дает официальное определение социальной экономики и экономики солидарности и признает, что она может способствовать достижению и локализации Целей устойчивого развития [24].

Субъекты солидарной экономики - кооперативные предприятия появились в западной Европе в середине XIX века. Рост кооперативного движения поставил перед государством задачу разработки кооперативного права. В Англии первый закон о кооперативных ассоциациях появился в 1852 г. - Industrial and Provident Societies Act (Закон о партнерстве промышленных и благотворительных обществ). Его характерные черты представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Особенности создания кооперативных ассоциаций (Industrial and Provident Societies ActJ в Англии XIX века [28].

Регистрация Регистрация кооператива не требует предварительного сбора предусмотренной в уставе части складочного капитала. Компания начинает деятельность с меньшим капиталом, постепенно сбывая акции, пока капитал не достигнет определенной, в учредительном договоре суммы.

Членство Членами правления могут быть лица, владеющие небольшим количеством акций. Это расширяло круг лиц, которые могли стоять во главе товарищества. Кооперативные товарищества благодаря этому привлекали в качестве руководителей интеллигенцию, не обладающую капиталами.

Ревизия Ревизия двоякого рода: Обыкновенная (Audit) и чрезвычайная (Examination of affairs by inspectors)

Устав В уставе указывается: Предмет деятельности; Название фирмы и место пребывания правления; Как и когда происходят общие собрания и способ голосования в них; В каких случаях, и каким образом производятся изменения в уставе; Как выбирается правление и служащие; Их полномочия и способ вознаграждения; Операции товарищества; Размер паев и условия переуступки; Условия возврата взносов; Кем и как могут быть сформированы капиталы; Способ распределения дивиденда; Процесс ревизии и оплата.

Участие членов Ограничение участия 1 члена 200 ф.ст. Закон не желает допустить, чтобы промышленные товарищества превратились в союз капиталистов.

Налогообложение Товарищества, не сбывающие товаров посторонним лицам и не ограничивающие числа членов, освобождаются от подоходного налога. Так как капитал каждого члена не превышает 200 ф. ст. члены, следовательно принадлежат к несостоятельному классу и их доход не больше 160 ф. ст., а до этого предела доход, по английскому закону, освобождался от налогов.

Право Товарищество составляет юридическое лицо с ограниченной ответственностью членов. Оно в праве приобретать земельную собственность, продавать ее, сдавать в аренду, закладывать, вправе помещать капиталы в других предприятиях. Но при этом, вступая членом в другое «промышленное» товарищество, товарищество может приобретать паев более чем на 200 ф. ст. Благодаря этому и могли возникать в Англии общества закупки товаров оптом со значительными оборотами, состоящие из потребительных обществ в качестве членов.

Ответственность членов Член товарищества освобождается от ответственности, если выступить из компании, за один год до открытия ликвидации; Не отвечает по обязательствам, возникшим после его выхода; Отвечает тогда, когда наличные акционеры окажутся несостоятельными; Отвечает в пределах недооплаченной части взноса; Считается выбывшим из состава членов со времени подачи заявления о желании выступить.

Во Франции XIX века специальный закон о кооперативных обществах не издавался. В свою очередь были внесены правила в общий Закон о союзах от 27 июля 1867 г. Кооперативные товарищества представляли собой особый вид обществ под названием «обществ с переменным капиталом» (societies a capital variable), в виду трудности определить те цели, которые они могут преследовать. Учитывался характерный признак этих товариществ -частые перемены в личном составе и капитале. Специальный кооперативный тип предприятий закон не выделял. Законом предусматривались лишь такие формы организации как полное товарищество с переменным капиталом, коммандитное товарищество с переменным капиталом, акционерная компания с переменным капиталом.

В противоположность английскому законодательству, не упоминающему о кооперативных товариществах, а лишь об «industrial and provident societies» [28], занимающихся промыслами, оптовой и розничной торговлей, и в особенности в противоположность французскому законодательству, знающему лишь общества с переменным капиталом, - немецкий закон 1868 года точно определял характер регулируемых им товариществ. В прусском законе устанавливалось следующее определение: «союзы с неограниченным числом членов, содействующие кредиту, промыслу или хозяйству своих членов посредством ведения дела за общий счет».

Немецкий закон не ограничивал границы деятельности товариществ ни отдельными классами населения, ни определенными отраслями: всякий промысел, всякое занятие могло стать объектом деятельности товарищества.

Черты прусского законодательства:

1) Право приобретения на имя товарищества недвижимые имущества, заключать договоры, искать и отвечать в суде;

2) В виду того, что зарегистрированное товарищество обладало юридической самостоятельностью, долги товарищества покрывались прежде всего его имуществом. Лишь в том случае если это имущество оказывалось недостаточным, недостающее покрывалось из имущества отдельных членов. (Неограниченная ответственность участников по обязательствам товарищества);

3) Правление товарищества -его представитель, принимало присягу и отвечало на суде даже в тех случаях, когда по общим законам требовались специальные полномочия. Правлению запрещалось выходить в своей деятельности за пределы, установленные уставом или определенные общим собранием. Члены правления лично и солидарно несли ответственость за ущерб, причиненный товариществу своими действиями;

4) Наблюдательный совет мог знакомиться с ходом дел товарищества, просматривать книги и бумаги товарищества, проверять кассу, созывать общие собрания.

Совет проверял баланс, ежегодные отчеты, предложения относительно распределения прибыли и представляет отчет общему собранию;

5) Право и способ созыва общего собрания определялось уставом, там же указывался и тот минимум товарищей, по требованию которых немедленно созывалось чрезвычайное собрание;

6) Право членов выходить из состава товарищества, даже в том случае, если товарищество было учреждено на определенное время. Участники не обязывались оставаться в нем до истечения срока, оговоренного уставом;

7) Проводилась четкая граница между имуществом товарищества и имуществом отдельных членов. Кредитор члена не мог обратить взыскания на имущество товарищества; но был вправе требовать процент или дивиденд, приходящийся на долю этого члена, а также то, что причиталось бы последнему в случае выхода или ликвидации товарищества.

8) Природные качества кооперации (недифференцированность труда и собственности, прямая демократия), получившие правовое оформление, создали возможность ее гармоничной интеграции в рыночную экономику и развитие в формате тренда, определяющего перспективу общественного развития в эпоху цивилизационного перехода к постмодерну.

Организации ССЭ уже присутствуют во всех областях экономки, которые включены в Цели устойчи-

вого развития, принятые ООН [25]. Например, кооперативы способствуют достижению гендерного равенства за счет расширения возможностей женщин в местной экономике и обществе по всему миру; поддерживают доступ к образованию, предоставляя средства на его финансирование, создавая собственные школы для молодежи и взрослых. Кооперативы обеспечивают здоровый образ жизни, учреждая инфраструктуру для предоставления медицинских услуг.

Кооперативные организации вносят вклад в продовольственную безопасность, помогая мелким фермерам, рыбакам, животноводам, лесовладельцам и другим производителям решать многочисленные проблемы, с которыми они сталкиваются в своей деятельности, становятся участниками процесса облегчения доступа к чистой воде и санитарным услугам, компенсируя недостатки как государственного, так и частного секторов, присутствуя в этой сфере. Энергетические кооперативы вносят свой вклад в достижение целей в области устойчивой энергетики: связанных с достижением качественно новой энергоэффективности и сокращением углеродных выбросов.

Вопросы развития СЭ все больше обсуждаются на международном уровне [10]. Научным сообществом [7] поднимаются вопросы:

- Институционализации СЭ в государственных структурах;

- Координации политики СЭ с другими государственными программами;

- Формирования местной политики СЭ;

- Включения программ СЭ в государственную политику;

Международной организацией труда (МОТ) был проведен анализ

нормативно-правовых актов, регулирующих работу СЭ в странах по всему миру. Ценности СЭ отражаются в национальных законодательных базах зарубежных стран. Отчет МОТ группирует ценности СЭ по категориям, приведенным в таблице 2.

Таблица 2.

Представление значений в юридических документах о СЭ [6]

Забота о людях и планете Эгалитаризм Независимость Целостность Самоуправление

Аргентина + + + +

Боливия + + + +

Бразилия + + + +

Камерун + +

Канада + + +

Кабо Верде + + + +

Колумбия + + + +

Джибути + + +

Эквадор + + +

Франция + + + +

Гондурас + + + +

Италия + + + + +

Люксембург + + + + +

Мексика + + +

Португалия + + + + +

Румыния + + +

Сенегал + +

Словакия +

Испания + + + +

Тунис + + + +

Уругвай + + + +

Всего 20 14 18 7 16

Социальные принципы упоминаются в большинстве законодательных актов СЭ, включая добровольное членство, демократиче-

ское и основанное на широком участии управление, а также запрет или ограничение распределения прибыли.

Таблица 3.

Представление принципов в юридических документах на ССЭ [6]

Социальная или общественная цель Запрет или ограничение распределения прибыли Демократическое управление на основе широкого участия Добровольное сотрудничество Автономия и независимость

Аргентина + + +

Бельгия + + +

Боливия + +

Бразилия + + +

Камерун + + + +

Канада + + + +

Кабо Верде + + + + +

Колумбия + + + +

Джибути + + +

Эквадор + + +

Франция + + + +

Гондурас + + +

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Италия + + +

Люксембург + + + +

Мексика + + + + +

Португалия + + + +

Румыния + + + + +

Сенегал + + + + +

Словакия + + + +

Испания + + + + +

Тунис + + + + +

Уругвай + + +

Всего 22 18 21 10 13

Таким образом, основные природные качества кооперации и нормы законодательного закрепления прошлого не потеряли востребованность в процессе ее исторического пути и актуальном социально-экономическом процессе. Мало того, отвечая потребностям социальной эволюции и отражая тенденцию мировой цивилизации построения регенеративной экономики кооперация постепенно освобождается от черт, приобретенных

в результате влияния доминирующих капиталистических отношений. Так в современных кооперативных предприятиях приобретенное значение обретают цели их деятельности, направленные на реализацию общественных интересов; объединения пайщиков уходят от практики распределения прибыли, и все более освобождаются от влияния государства.

Вместе с тем, развитие кооперативного движения (что также сви-

детельствует о возрастающей востребованности кооперации)проявляется в расширении палитры организационных форм и видов специализации кооперативных объединений, как и предприятий СЭ, в целом.

Законодательные акты СЭ охватывают широкий спектр организационных форм предприятий, причем наиболее популярными являются кооперативы и ассоциации. Другие организационные формы включают: общества взаимопомощи, фонды и социальные предприятия.

Законодательство Кабо-Верде, Колумбии, Словакии предусматривают широкий спектр организационных форм, которые подпадают под определение субъектов ССЭ. Правовые акты Люксембурга, регион Эмилия-Романья в Италии, Румынии или Уругвая включают в СЭ любую организационную форму, соответствующую заявленным принципам социальной ориентации. Например, законодательство Люксембурга содержит требования, которым должны соответствовать организации, действующие в СЭ.

Таблица 4.

Организационные формы предприятий в юридических актах

о ССЭ [6]

Кооперативы Взаимные общества Ассоциации Фонды Группы самопомощи

Аргентина + + + +

Бельгия + + + +

Боливия + +

Бразилия + + +

Камерун + + + +

Канада + + +

Кабо Верде + + +

Колумбия + + + +

Джибути + + + +

Эквадор + +

Франция + + + + +

Гондурас + +

Италия + + +

Мексика +

Португалия + + + + +

Румыния + + +

Сенегал + + +

Словакия + + +

Испания + + + +

Тунис + + +

Уругвай + + +

Всего 21 12 20 11 4

Таблица 5.

Определение СЭ в разных странах [6]

Камерун Предприятие социальной экономики определяется как малое или среднее предприятие, находящееся в коллективной собственности, которое осуществляет в основном и на постоянной основе деятельность по производству или распределению товаров и услуг в соответствии с принципами социальной экономики. Взаимное юридическое лицо - юридическое лицо, имеющее частную некоммерческую природу, которое осуществляет за счет взносов, уплачиваемых членами, и в интересах последних или их правопреемников действия превентивного характера и солидарности на условиях, предусмотренных уставом, способствуя развитию культуре, морали, интеллектуальных и физических способностей членов и способствует улучшению условий их жизни. Кооперативное общество - автономная группа людей, добровольно объединившихся для удовлетворения своих общих экономических, социальных и культурных устремлений и потребностей посредством предприятия, владение и управление которым осуществляется коллективно, а власть осуществляется демократическим путем и в соответствии с кооперативными принципами.

Бразилия Предприятия, организованные в форме кооперативного общества, товарищества с ограниченной ответственностью, гражданского товарищества и акционерного общества с соблюдением следующих требований: самоуправляющаяся организация, характеризующаяся общим владением произведенными товарами управление осуществляется членами коллективно и демократически: распределение экономических результатов пропорционально коллективно выполняемой работе.

Канада Предприятия, деятельность которых состоит в продаже или обмене товарами или услугами и которые управляются в соответствии с демократическими принципами. Оно может быть в форме кооператива, товарищества или ассоциации.

Мексика Общественные организации, общины, организации трудящихся, кооперативные общества, предприятия, принадлежащие большинству или исключительно работникам;

Уругвай Кооперативы, независимо от их типа или формы. предприятия, находящиеся под демократическим самоуправлением их работников, в их различных юридических формах. общества развития сельских районов, а также предприятия и сети, способствующие обеспечению продовольственного суверенитета, агроэкологии и производству экологически чистых продуктов питания, организации и сети кустарного производства. гражданские ассоциации, целью которых является поощрение, консультирование, обучение, техническая или финансовая помощь различным организационным формам социальной и солидарной экономики. гражданские ассоциации, которые развивают или поощряют экономическую деятельность солидарности, такую как справедливая торговля, ответственное потребление, финансы солидарности, ответственный туризм, устойчивое производство, взаимного характера, будь то здравоохранение или другая сфера, или другие социальные услуги своим членам. фонды, состоящие из организаций социальной и солидарной экономики.

Франция

Юридические лица частного права, созданными в форме кооперативов, товариществ взаимопомощи или союзов. В стране существует специальное Министерство ответственное за развитие СЭ. К организациям СЭ относят компании, которые в соответствии со своим уставом соответствуют следующим условиям: они стремятся к социальной пользе; они применяют следующие принципы управления:

отчисление от 20% до 50% прибыли за финансовый год, предназначенной для создания обязательного установленного законом резерва, известного как «Фонд развития»,

запрет компании списывать капитал и проводить сокращение капитала, не мотивированное убытками, за исключением случаев, когда эта операция необходима для непрерывной ее деятельности предприятия.

В целом законодательные акты СЭ действуют как основа, устанавливая руководящие принципы работы СЭ в стране. Наличие Единого закона подразумевает принятия отдельных указов или подзаконных актов для осуществления политических мер.

Законодательство Туниса определяет процедуру причисления организации к СЭ. Так, предприятию присваивается статус «предприятия социальной и солидарной экономики» не позднее чем в течение одного месяца с момента подачи заявки. По истечении этого срока заявка считается удовлетворенной. Регистрация и обновление регистрации предприятий социальной и солидарной экономики в Национальном реестре предприятий осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Специально предусмотрен дополнительный реестр, называемый «вспомогательным реестром социальной и солидарной экономики» [19].

Согласно законодательству Бразилии, предприятие солидарной народной экономики, заинтересованное в использовании льгот, установ-

ленных законом, при регистрации в органе, ответственном за Государственную политику содействия солидарной экономике, должно:

- зарегистрироваться, указав принятую ассоциативную форму, количество ее членов, адрес штаб - квартиры или места нахождения;

- представить, если предприятие уже работает, отчет, содержащий описание принятого производственного процесса, характер и возможности распространения и сбыта продукта, а также другую информацию, которая считается необходимой;

- представить, проект работы, содержащий подробную информацию о деятельности, которую необходимо развивать, и имеющихся ресурсах;

- представить заявление о том, что члены старше 18 лет и не работают на официальном рынке труда, подтверждаемое трудовыми книжками;

- представить заявление о том, что его члены проживают в данном штате [15].

Формальные требования к предприятиям, желающим стать субъ-

ектами СЭ, введено и в Румынии. Аттестат, подтверждающий субъ-ектность СЭ, выдается тем предприятиям, которые удовлетворяют следующим критериям:

1. действуют в социальных целях и / или в интересах сообщества;

2. выделяют минимум 90% прибыли на реализацию социальных целей и пополнение уставного резерва;

3. обязуется передать активы, оставшиеся после ликвидации, одному или нескольким социальным предприятиям;

4. применяет принцип социальной справедливости к сотрудникам, обеспечивая справедливый уровень заработной платы, между которыми не может быть различий, превышающих соотношение 1 к 8 [12].

Процедура предоставления статуса зарегистрированного социального предприятия присутствует в законодательстве Словакии [3]. Процесс имплементации начинается с момента подачи заявления. Заявка на получение статуса зарегистрированного социального предприятия должна быть составлена в письменном виде и содержать идентификационные данные заявителя и идентификацию нового социального предприятия, на получение статуса которого претендует заявитель. Заявление о предоставлении статуса должно быть подано по форме, определенной Министерством труда. Заявление должно сопровождаться:

- данными, необходимыми для запроса информации о судимости

заявителя и согласие на обработку персональных данных;

- паспортные данные, если заявитель:

1. не является ни торговой компанией, ни кооперативом;

2. является юридическим лицом, имеет зарегистрированный офис, или является физическим лицом, имеет свое коммерческое предприятие в другом государстве-члене;

3. бизнес-план социального предприятия в случае если оно является начинающей компанией.

Законодательство [3] Словакии предусматривает специальные налоговые льготы для предприятия СЭ. Инвестиционная помощь может быть предоставлена в форме льготы по подоходному налогу. Налогоплательщик, который является юридическим лицом и предприятием, приносящим общественную пользу, может претендовать на налоговую льготу по экономической деятельности, составляющую процент от обязательств использовать прибыль для достижения основных социальных целей за налоговый период, в котором предоставлен статус зарегистрированного социального предприятия по состоянию на последний день налогового периода.

Специальная практика регулирования СЭ существует в Аргентине. Учет предприятий СЭ здесь ведется вместе с семейными фермерскими хозяйствами. Они объединены в один реестр предприятий [17].

Налоговые преференции предприятиям СЭ предусмотрены законодательством Португалии [16].

Законодательство Италии предусматривает осуществление особой региональной политики, которая облегчает работу банкам, финансовым компаниям, которые основаны на принципах этической, взаимной

Координационные национальные советы по развитию СЭ существуют в Джибути, Колумбии, Бельгии. В Италии существует постоянные региональные представительства [13] для солидарной экономики. Представительство является институциональным инструментом, координатором мнений и предложений, касающихся мероприятий по поддержке экономики солидарности и, в частности, для:

- активизации общих путей продвижения программ, действий и мер поддержки развития экономики солидарности;

- содействию развитию цепочек поставок.

Важность обучение участников СЭ раскрыта в законодательстве Эквадора. На всех уровнях системы образования страны создаются

и солидарной политики. Такие компании обязаны ежегодно представляя своим партнерам полную и подробную картину всех кредитов, выданных юридическим лицам, обнародовав все имена [14].

учебные программы, предметы, специальности и программы профессиональной подготовки по темам, связанным с СЭ, в частности в области производства и/или сбыта товаров или услуг [18].

Государственная власть Бразилии оказывает содействие предприятиям солидарной экономики в форме:

1. курсов по наращиванию потенциала, обучению членов предприятий солидарной народной экономики в областях, упомянутых в предыдущем пункте;

2. юридической и институциональной поддержки для создания и регистрации предприятий солидарной народной экономики:

Мировой опыт государственной политики в отношении СЭ представлен в таблице 7.

Таблица 6.

Меры государственной политики, отраженные в законодательстве ССЭ [6].

Требования к регистрации Аргентина, Боливия, Бразилия, Камерун, Колумбия, Джибути, Эквадор, Франция, Румыния, Словакия, Тунис, Уругвай

Налоговые стимулы Кабо Верде, Джибути, Франция, Гондурас, Португалия, Словакия

Вспомогательные учреждения для обучения Аргентина, Бразилия, Эквадор, Италия

Юридические консультационные услуги Бельгия, Колумбия, Джибути, Эквадор

Таблица 7.

Государственная политика в отношении СЭ (Мировой опыт) [15].

Включает Охватывает Инструменты

- Составление тематических исследований и картирование политик, которые способствуют созданию территориальных экосистем, поддерживающих развитие СЭ: - Установление финансовой практики и государственных закупок, фискальных, правовых и законодательных механизмов, а также аудита и т. д. - Предоставление практической поддержки субъектам СЭ на территориальном уровне - Поощрение контактов и создания сетей обмена участников - Перенос деятельности, связанной с продовольствием, транспортом и энергетикой - Создание устойчивой перемещенной занятости - Демонстрация передовых практик - Создание новых пространств для диалога и совместной разработки. - Действия по профессиональной квалификации; - Инициативы по распространению микрокредитования; - Содействие инкубации популярных кооперативов; - Поддержка организации ассоциативизма; - Создание общественных центров СЭ. - Профессиональная подготовка, базовое образование и профессиональная квалификация - Технические консультации и помощь в создании, инкубации и консолидации предприятий в рамках СЭ - Разработка соответствующих технологий и доступ к ним - Доступ к кредитам и финансированию - Определение нормативно-правовой базы - Определение правительственных структур на разных уровнях для действий СЭ - Определение конкретных и сквозных программ и политики для СЭ - Структура и организация предложения (логистика и инфраструктура) и спроса (государственные закупки и рынок) на продукцию сектора.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Особенности мировой экономической поддержки СЭ

- политика, которая непосредственно влияет на организацию СЭ и ее правовое положение; - макроэкономическая (налогово-бюджетная и финансовая) политика, предоставляющая привилегии организациям СЭ, допускающая, например, субсидирование процентов и облегчение доступа к кредитам; - политика, учитывающая различные географические особенности и уровни локализации (т.е. местный, региональный и/или национальный); - политика, направленная на активизацию определенных секторов экономики и/или конкретных групп, (по развитию сельского хозяйства, жилья для семей с низким доходом, создания рабочих мест для молодежи и т.д.)

Как показал мировой опыт СЭ, действенным фактором ее развития является связь между исследователями и практиками. Например, Канадский центр социальной экономики, базирующийся в Уни-

верситете Виктории в Британской Колумбии, был создан в 2005 году при поддержке Исследовательского совета по социальным и гуманитарным наукам. Это партнерство объединяют более чем 300

исследователей и сотни практиков СЭ и их партнеров по сообществу. Центр выступает в качестве посредника и инициатора кооперации между шестью региональными исследовательскими центрами и создании возможностей и обменов с международными сетями. Всего центром было осуществлено более 200 исследовательских проектов и организовано множество публикаций, конференций и учебных мероприятий, включая сеансы дистанционного обучения [8].

Еще одним важным аспектом развития организаций СЭ является их статистический учет. Так, в настоящее время в большинстве стран мира отсутствуют надежные и сопоставимые статистические данные о кооперативах.

Статистические данные о кооперативах должны, в частности:

1. обеспечить мониторинг вклада кооперативов в рынки труда и экономику;

2. информировать о разработке, осуществлении и оценке экономической и социальной политики и программ;

3. содействовать анализу групп работников или членов их семей, таких как женщины и мужчины, молодежь, малообеспеченные слои населения.

Для достижения этих целей набор статистических данных должен, насколько это возможно, включать статистические данные, касающиеся:

1. количество и тип кооперативов;

2. члены кооперативов;

3. труд, производимый в кооперативах, включая занятость и другие формы труда

4. экономический вклад кооперативов [9].

Обсуждение

Исследование кооперативного права позволяет повысить уровень осведомленности и понимания в юридических, академических и правительственных кругах, природы и принципов функционирования кооперативов [22]. Национальные законы о кооперативах предусматривают широкий спектр потенциальных видов деятельности, которыми могут заниматься кооперативы. Законодательная практика зависит от оценки типов кооперативов (производственных, потребительских); от видов отрас-

ли их деятельности (банковское дело, сельское хозяйство, розничная торговля, жилищное строительство и т.д.); конкретных целей (например, вопросы здравоохранения); от характеристик членства (например, первичного или вторичного уровня) и от размера кооператива [23].

В большинстве стран действуют особые правила, применимые к кооперативам, в то время как законодательство о кооперативах (и их коммерческой и социальной деятельности) основывается глав-

ным образом на национальном гражданском праве, а именно на соответствующих разделах коммерческого права. В Японии, Швейцарии, например, банковские кооперативы являются сильными игроками в финансовом секторе. Иное понимание кооперативов в Норвегии - они прямо исключены из финансовой деятельности, такой как банковские операции или операции на фондовой бирже.

Рамочный закон Кореи о кооперативах 2012 года устанавливает, что кооператив может быть создан не менее 5 членов-учредителей. На основании Закона о содействии социальным предприятиям 2007 года правительство напрямую сертифицирует и поддерживает социальные предприятия. С 2017 года в различных государственных документах вводится категория «предприятия социальной экономики». Помимо социальных предприятий и кооперативов, в эту категорию включают общественные компании, самоокупаемые компании и социальные предприятия. Правительство оказывает поддержку всем видам компаний, сертифицирует социальные предприятия и оказывает прямую финансовую поддержку. Предоставление прямой государственной поддержки общественным инициативам имеет в Корее глубокий исторический контекст. Общественные компании поддерживаются Министерством внутренних дел и безопасности, самоокупаемые компании — Министерством здравоохранения и соци-

ального обеспечения, а социальные предприятия — Министерством малого и среднего бизнеса и стар-тапов [11].

В Корее функционируют два типа кооперативов; один основан в соответствии со специальным правовым режимом, а другой в соответствии с Рамочным законом о кооперативах, находящихся в ведении Министерства экономики и финансов. По состоянию на 2020 год на 32 000 предприятий социальной экономики было занято 314 000 человек. Занятость на предприятиях социальной экономики превышает 1% от общей занятости в Корее [5].

По мере того, как ESG-повестка становится все более популярной в глобальном бизнесе, разработка показателей для измерения ценности социальной-солидарной экономики становится все более актуальной. Корейское агентство по развитию социальных предприятий KoSEA использует SVI (Индекс социальной ценности), индекс для измерения социальных предприятий, и Coop-Index, индекс для самооценки кооперативов. International Compliance Association предлагает разработать глобальные стандарты оценки кооперативов.

В ЕС существует огромное разнообразие национальных законов о кооперативах, которые соответствуют по меньшей мере шести формально различным моделям законодательства [7]:

1. отсутствие закона о кооперации (Ирландия);

2. регулирование в формально независимом акте (Австрия, Германия);

3. регулирование в коммерческом кодексе (Чешская Республика, Словакия);

4. регулирование в законе о компаниях (Люксембург) или в кодексе компаний (Бельгия);

5. регулирование в гражданском кодексе (Италия, Нидерланды);

6. регулирование в кодексе кооперативов (Португалия).

В некоторых странах, таких как Япония, даже существуют отдельные законы о кооперации для каждого сектора. С другой стороны, в США нет специального федерального закона о кооперативах, в каждом из 50 штатов действуют свои собственные законы о кооперативах, в общей сложности их насчитывается примерно 85.

Во многих странах кооперативы могут иметь юридический статус либо как кооперативное общество с ограниченной или неограниченной ответственностью, либо как группа экономических интересов, либо как акционерное общество.

Существуют также различные национальные требования в отношении членов и основного капитала кооперативов. Некоторые страны не имеют норм, определяющих минимальную численность кооперативов (например, Болгария, Дания, Люксембург), в то время как другие требуют наличия по крайней мере трех членов (например, Германия, Швеция, США), другие требуют большего

количества. Например, в Польше требуется 10 физических лиц или 3 юридических лица для создания и управления сельскохозяйственным кооперативом, в то время как в Японии требуется минимум 15 членов.

В большинстве стран нет обязательного положения о минимальном капитале для создания кооператива. Всякий раз, когда устав требует определенного размера уставного капитала, его величина составляет не менее 1 000 евро. Однако в некоторых странах требования к минимальному капиталу намного выше. На Мальте, например, таковой составляет 100 000 евро для организаций-производителей в сельскохозяйственном секторе.

Мировой опыт позволяет выделить ряд необходимых этапов формирования солидарной экономики. Развитие СЭ в отдельных странах начинается с разработки правительственными органами плана действий. Чтобы добиться значительных результатов, план действий должен основываться на инициативе, идущей от потребностей общества, особенностях и материальных возможностях территории. На рисунке 1 представлены шаги по составлению плана действий развития СЭ в стране.

Работа начинается с поиска и картирования уже существующих в стране предприятий СЭ, поиска статистических данных о их роли в экономике, оценки секторов экономки, в которых они работают, определения их сильных и слабых сторон.

Картирование сеществующих практик СЭ

Выявление общественных проблем

Определение возможностей СЭ в решении этих проблем

Разработка краткосрочных долгосрочных целей и приоритетов

Определение субъектов СЭ

Определение

факторов благоприятной среды СЭ

Мониторинг

Оценка прогресса

Рис. 1. Стратегия действий по развитию СЭ в стране [8].

На следующем этапе определяются проблемы, которые существуют в сообществе и то как организации СЭ могут помочь преодолеть их. Необходимо выяснить, где инструменты СЭ могут быть наиболее эффективны в решении ключевых социальных проблем. Перспективно определить секторы экономики, в которых может быть применена СЭ.

На втором этапе требуется наметить условия благоприятной среды для СЭ. При этом необходимо рассмотреть способы мобилизации сообщества, финансовые инструменты, доступ к рынкам, государственную политику, сети, обучение, научные исследования и техническую помощь.

Третий этап предполагает обозначить: ключевые заинтересованные стороны. Многие люди или организации в регионе могут внести свой вклад, прямо или косвенно, в продвижение СЭ. Важно наладить диалог с наибольшим числом заинтересованных сторон, аргументировать востребованность СЭ и необходимость участия, даже в скромной форме.

Четвертым этапом должна стать стратегия краткосрочных и долгосрочных целей и приоритетов с указанием того, каким будет сектор СЭ через год, 5, 10, 20 лет. Какие секторы будут развиваться? Какие социальные результаты это даст?

Государственные ведомства и предприятия СЭ должны быть вов-

лечены в координацию и мониторинг реализации местного или национального плана развития СЭ.

Признаками оценки сектора социальной экономики являются: количество организаций и предприятий СЭ, количество рабочих мест, количество проданных или доставленных продуктов, или услуг, сгенерированные доходы,

количество бенефициаров. Качественная оценка может включать качество услуг или продуктов, или эффективность управления и управленческих практик внутри предприятий СЭ. Оценка с участием руководителей, бенефициаров и спонсоров является идеальным процессом для использования при оценке СЭ.

Заключение

Развитие права, с учетом исторического опыта и перспективы развития кооперативной формы социально-экономической организации должно быть ориентировано по следующим направлениям:

- Обеспечение свободного выбора кооперативами сферы и отрасли своей деятельности;

- Укрепление и развитие норм прямой демократии в управлении и распоряжении собственностью;

- Недопустимость правовой им-плементации отчуждения кооператоров от результатов их трудовой деятельности;

- Исключение в правовой практике прецедентов наделения кооператоров дополнительными полномочиями в управлении предприятием, пропорционально величине паевого взноса;

- Правовое определение величины найма рабочей силы и специалистов кооперативами пределами, необходимыми для восполнения недостающих компетенций пайщиков, не превышающими определя-

ющей их роли в создании новой стоимости;

- Обеспечение транспорентно-сти и открытости процедуры вступления и выхода из состава участников кооперативов;

- Дифференциация личного и частного имущества участников и кооперативной собственности;

- Поощрение уставной практики кооперативов направления доходов и прибыли на общественные цели (включая создание межкооперативных объединений - кооперации кооперации)

Для поддержки развития СЭ как целостной институциональной среды необходимы как законодательство, так и диверсифицированная государственная политика. Могут использоваться различные виды правового и политической поддержки, от конституционного признания до рамочного законодательства или общей государственной политики, конкретных законов, поддержки со стороны местных властей и т. д.

Признавая роль социальной экономики и экономики солидарности в продвижении демократии и социальной справедливости, резолюция ООН «Содействие социальной и солидарной экономике в интересах устойчивого развития» (Л/77/^60) [20] предлагает следующие способы продвижения солидарной экономки:

1. Призывает государства-члены продвигать и осуществлять национальные, местные и региональные стратегии, политику и программы поддержки и укрепления социальной и солидарной экономики в качестве возможной модели устойчивого экономического и социального развития с учетом национальных условий, планов и приоритетов путем, в частности, разработку конкретных правовых рамок, где это уместно, для социальной экономики и экономики солидарности, придание гласности, когда это возможно, вклада социальной экономики и экономики солидарности и сбор национальной статистики и предоставление налоговых льгот и стимулов для государственных закупок, использование основ социальной и солидарной экономики в учебных программах и наращивание потенциала исследовательских инициатив, а также усиление поддержки предпринимательства и бизнеса, в том числе путем облегчения доступа социальных субъектов и субъектов солидарной экономики к финансированию, а также привлечение субъектов социальной и соли-

дарной экономики к процессу разработки госполитики [20];

2. Многосторонние, международные и региональные финансовые учреждения, и банки развития поддерживать социальную экономику и экономику солидарности, в том числе с помощью существующих и новых финансовых инструментов, и механизмов, адаптированных ко всем этапам развития [20];

В отдельных странах уже выработан комплекс правительственных и местных инициатив, которые поддерживают и продвигают социальную и солидарную экономику на территориальном уровне. Одна из задач заключается в том, чтобы сделать эти инициативы заметными и вдохновить другие территории на проведение аналогичной политики.

Это политика должна идти "снизу-вверх", поскольку она предполагает динамичные отношения с гражданским обществом. Организации гражданского общества обладают накопленными знаниями о практической значимости СЭ и могут увеличить масштаб своей деятельности на основе взаимодействия с государственной властью: либо при разработке, либо при применении мер государственной политики поощрения, продвижения, поддержки, мониторинга и распространения СЭ.

Государственные меры поддержки организаций солидарной экономики рассмотрены на рисунке 2 [4].

• финансирование, налоговые льготы и субсидии;

• техническая и профессиональная подготовка, а также ознакомление с ценностями и практикой СЭ в рамках системы формального образования;

• генерирование и обмен знаниями по СЭ;

• содействие информационно-пропагандистской деятельности, а также разработке государственной политики;

• содействие справедливому доступу к рынкам через инфраструктуру;

• государственные закупки;

• систематизация данных, институционализация и внедрение инновационных подходов;

• содействие государственно-частным партнерствам или партнерствам с участием многих заинтересованных сторон;

• расширение программ социальной защиты и трудовых прав для участников организаций СЭ и связанных с ними групп населения;

Рис. 2. Государственные меры поддержки организаций СЭ [29].

Политика в отношении ССЭ должна быть согласована с другими государственными программами. Правительство должно обеспечить меры, направленные на поощрение СЭ, скоординированные с другими программами, обеспечить распределение ресурсов и стимулов других секторов экономики и учреждений. Для обеспечения согласованности политики важен двусторонний подход [4]:

1. Поддержка СЭ должна сопровождаться обязательствами в отношении бюджетных ассигнований, нормативно-правовой среды и реализации политики на национальном, региональном и местном уровнях.

2. Налоговая, бюджетная, инвестиционная политика могут оказы-

вать негативное или позитивное влияние на СЭ в той же степени, что и прямые формы поддержки. Политика в этих областях имеет ключевое значение для определения масштабов мобилизации внутренних ресурсов через государственный сектор и того, может ли СЭ работать на равных условиях с бизнесом, ориентированным на получение прибыли.

Правительства могут зафиксировать поддержку ССЭ. Как правило, государственная поддержка носит временный характер. Она должна быть институционализирована посредством рамочных законов, как в Камеруне, Франции и Уругвае; создания министерств, как в Люксембурге, Никарагуа и

Сенегале, или других государственных структур, непосредственно отвечающих за СЭ; среднесрочных планов и стратегий развития СЭ, как в Коста-Рике и Марокко; и двухпартийных или многосторонних партийная поддержка, как в Италии, Республике Корея и Тунисе [4]

Муниципальные и другие формы местного самоуправления призваны сыграть ключевую роль в обе-

спечении СЭ. Помимо предоставления необходимой социальной и материальной инфраструктуры, они могут связывать организации СЭ с государственными учреждениями и программами, предоставлять им право участвовать в тендерах на закупки, развивать партнерские инициативы, генерировать и распространять знания, а также формировать информационную политику на других уровнях

Список литературы

1. Kawano E. Solidarity Economy: Building an Economy for People & Planet. The Next System Proyect. 2018.

2. Laville J. L. The solidarity economy: an international movement //RCCS Annual Review. A selection from the Portuguese journal Revista Critica de Ciencias Sociais. 2010. №. 2.

3. 112/2018 Z.z. ZÄKON z 13. marca 2018, o socialnej ekonomike a socialnych podnikoch a o zmene a doplneni niektorych zakonov / Slovakia -Act of 13 March 2018 on the Social Economy and Social Enterprises and on Alterations and Amendments to certain Laws Slovakia as of January 2021. URL: https://www.slov-lex.sk/pravne-predpisy/SK/ZZ/2018/112/ (дата обращения: 27.12.2022 г.)

4. Advancing the 2030 Agenda through the Social and Solidarity Economy, ILO. URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---ed_emp/---emp_ent/---coop/documents/publication/wcms_856876.pdf (дата обращения: 27.12.2022 г.)

5. Cooperatives and the wider social and solidarity economy (SSE) and the Sustainable Development Goals: A contribution to the 2030 Agenda for Sustainable Development, ILO. URL: https://www.ilo.org/global/ topics/cooperatives/sse/WCMS_876132/lang--en/index.htm (дата обращения: 27.12.2022 г.)

6. Cooperatives and the World of Work No. 16 May 2022 Legal Compendium on the Social and Solidarity Economy. URL: https://base. socioeco.org/docs/wcms_846368.pdf (дата обращения: 27.12.2022 г.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Fici A., Cooperative identity and the law, EURICSE Working Paper, N. 023. 12, p. 5.

8. Fonteneau B. et al. Social and solidarity economy: our common road towards decent work. 2011.

9. Guidelines concerning statistics of Cooperatives, ILO. URL: https:// www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---dgreports/---stat/documents/ meetingdocument/wcms_648558.pdf (дата обращения: 27.12.2022 г.)

10. ILO, Minutes of the 341st Session of the Governing Body of the International Labour Office, GB.341/PV, 2021, paragraph 50.

11. Interview with Mr. Hyun-Gon Jung, President of KoSEA (Korea Social Enterprise Promotion Agency), ILO. URL: https://www.ilo.org/global/ topics/cooperatives/sse/WCMs_876132/lang--en/index.htm (дата обращения: 27.12.2022 г.)

12. Lege Nr. 219 din 23 iulie 2015 privind economia socialä, Romania. URL: https://www.ilo.org/dyn/natlex/docs/ELECTRONIC/1 12350/ 140390/F-2068451519/ROU-112350.pdf (дата обращения: 27.12.2022 г)

13. Legge regionale 23 marzo 2017, n. 4 Norme per la valorizzazione e la promozione dell'economia solidale Regione autonoma Friuli Venezia Giulia Italy. URL: https://www.ilo.org/dyn/natlex/natlex4.detail?p_lang=en&p_ isn=113006&p_country=ITA&p_count=882&p_classification=01&p_ classcount=106 (дата обращения: 27.12.2022 г.)

14. Legge Regionale n. 19, di 23 luglio 2014, che stabilisce le norme per la promozione e il sostegno dell'economia solidale nella Regione Emilia-Romagna. URL: https://www.ilo.org/dyn/natlex/natlex4.detail?p_ lang=en&p_isn=112658&p_count=108701&p_classification=01.09&p_ classcount=46 (дата обращения: 27.12.2022 г.)

15. Lei n215.028, de 19 de janeiro de 2004, Institui a Política Estadual de Fomento r Economia Popular Solidária no Estado deMinas Gerais - PEFEPS Minas Gerais Brazil. URL: https://www.ilo.org/dyn/natlex/natlex4.detail?p_ lang=en&p_isn=112643&p_count=95009&p_classification=01.09&p_ classcount=74 (дата обращения: 27.12.2022 г.)

16. Lei n§ 30/2013 de 8 de maio Lei de Bases da Economia Social, Portugal. URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---ed_emp/---emp_ent/---coop/documents/publication/wcms_847316.pdf (дата обращения: 27.12.2022 г.)

17. Ley núm. 8435, de 27 de junio de 2012, que crea el Programa de Promoción de la Economía Social y Solidaria de la Provincia de Mendoza Argentina. URL: https://www.ilo.org/dyn/natlex/natlex4.detail?p_ lang=en&p_isn=112641&p_classification=01 (дата обращения: 27.12.2022 г.)

18. Ley orgánica de la economía popular y solidaria y del sector financiero popular y solidario, Ecuador 2011. URL: https://www.ilo. org/dyn/natlex/natlex4.detail?p_lang = en&p_isn = 86675&p_ count=108701&p_classification=01.09&p_classcount=46 (дата обращения: 27.12.2022 г.)

19. Loi n° 2020-30 du 30 juin 2020, relative a l'économie sociale et solidaire. Tunisia. URL: https://www.ilo.org/dyn/natlex/natlex4.detail?p_ isn=112196&p_lang=en (дата обращения: 27.12.2022 г.)

20. Promoting the social and solidarity economy for sustainable development, ILO. URL: https://unsse.org/wp-content/uploads/2023/ 04/A-77-L60.pdf (дата обращения: 27.12.2022 г.)

21. Razeto L. «Factor C»: la solidaridad convertida en fuerza productiva y en el factor económico [Factor C: The Force of Solidarity in the Economy] // Luisrazeto. net. Available online at: www. luisrazeto. net/content/el-factor-c-la-fuerza-de-la-solidaridad-en-laeconomia-entrevista (last accessed June 13, 2013). 1998.

22. Study Group on European Cooperative Law (SGECOL), Draft Principles of European Cooperative Law (draft PECOL). May 2015. URL: https:// euricse.eu/wp-content/uploads/2015/04/PEC0L-May-2015.pdf (дата обращения: 27.12.2022 г)

23. T. Fj0rtoft and O. Gjems-Onstad (Norway); D. Jakob et al. (Switzerland); and A. Kurimoto (Japan), listed under 'Main references.

24. The UN Inter-Agency Task Force on Social and Solidarity Economy (UNTFSSE). URL: https://unsse.org/wp-content/uploads/2023/04/ A-77-L60.pdf (дата обращения: 27.12.2022 г.)

25. Wanyama F. O. Cooperatives and the Sustainable Development Goals A contribution to the post-2015 development debate. 2016.

26. Емельянов И. Экономическая теория кооперации. Экономическая структура кооперативных организаций. Litres. 2021.

27. Жид Ш. История экономических учений. Directmedia. 2014.

28. Кулишер И. М. Обзор русского и иностранного законодательства о кооперативных товариществах. 2014.

29. Туган-Барановский М. И. Социальные основы кооперации. Общество с ограниченной ответственностью Издательство ЮРАЙТ. 2019.

30. Чаянов А. В. Краткий курс кооперации. Кооперативное издательство. 1925. С.53.

EGOROV Vladimir G. - Doctor of Economics, Doctor of Historical Sciences, Professor of the Department of Political Economy and History of Economics of Plekhanov Russian University of Economics. Address: 43 Zatsepa str., Moscow, 117997, Russia. E-mail: korrka@mail.ru ORCID ID 0000-0002-2478-590

INSHAKOV Andrey A. - Junior researcher at Plekhanov Russian University of Economics. E-mail: aero789@mail.ru

NOGMOVA Adelina Sh. - Candidate of Political Sciences, Associate Professor, Dean of the Faculty of Training Highly Qualified Personnel of the Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation. Address: 53/2 Ostozhenka str., p. 1, Moscow, 119021, Russia. E-mail: iamp.cwe@dipacademy.ru

ALEXANDROVA Elena V. - Candidate of Historical Sciences, leading researcher, associate Professor of the Scientific School "Economic Theory" of Plekhanov Russian University of Economics. E-mail: galinaguravleva@ rambler.ru

Keywords: social and solidary economy, legal foundations, cooperative movement, social enterprises, cooperative law.

Funding: The research was carried out at the expense of the grant of the Russian Science Foundation No. 23-28-01043 "Cooperation in the strategy of development of society", https://rscf.ru/project/23-28-01043/ Agreement No. 23-28-01043 dated 12.01.2023

LEGAL BASIS SOLIDARITY ECONOMY

Annotation

The global economic system, as well as the planetary civilization, as a whole are experiencing an era of "great changes". The transition is overdue from an economy based on the paradigm of "economic man" - calculating, selfish, competitive, striving to maximize profits - to a regenerative one, based on solidarity and cooperation, built into natural cycles and focused on the welfare of the majority. The solidary economy (SE), which is replacing the existing one, is at the same time a transition to a future regenerative economic system. Its positioning is due to the fact that its institutional design consists of forms of organization integrated into the late modern, but whose potential in terms of prospects for social development goes beyond its limits, crossing the

border separating modernity from postmodernity. SE can be understood as an ecosystem of practices that already exist - some old, some new, some still emerging. International organizations consider the solidary economy to be the key to implementing the paradigm shift envisaged by the UN Agenda for the period up to 2030 and achieving the Sustainable Development Goals (SDGs). The key understanding of the SE as a system produced by the evolution of the modern economic system, which does not presuppose its revolutionary replacement with forms that constitute an alternative to existing institutions, the authors drew to its description the cooperation that best meets the needs of the transition to a new quality of socio-economic organization.

References

1. Kawano E. Solidarity Economy: Building an Economy for People & Planet. The Next System Proyect. 2018.

2. Laville J. L. The solidarity economy: an international movement // RCCS Annual Review. A selection from the Portuguese journal Revista Critica de Ciencias Sociais. 2010. №. 2.

3. 112/2018 Z.z. ZÄKON z 13. marca 2018, o socialnej ekonomike a socialnych podnikoch a o zmene a doplneni niektorych zakonov / Slovakia -Act of 13 March 2018 on the Social Economy and Social Enterprises and on Alterations and Amendments to certain Laws Slovakia as of January 2021. URL: https://www.slov-lex.sk/pravne-predpisy/SK/ZZ/2018/112/ (accessed: 27.12.2022 r.)

4. Advancing the 2030 Agenda through the Social and Solidarity Economy, ILO. URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---ed_ emp/---emp_ent/---coop/documents/publication/wcms_856876.pdf (accessed: 27.12.2022 r.)

5. Cooperatives and the wider social and solidarity economy (SSE) and the Sustainable Development Goals: A contribution to the 2030 Agenda for Sustainable Development, ILO. URL: https://www.ilo.org/global/ topics/cooperatives/sse/WCMS_876132/lang--en/index.htm (accessed: 27.12.2022 r.)

6. Cooperatives and the World of Work No. 16 May 2022 Legal Compendium on the Social and Solidarity Economy. URL: https://base. socioeco.org/docs/wcms_846368.pdf (accessed: 27.12.2022 r.)

7. Fici A., Cooperative identity and the law, EURICSE Working Paper, N. 023. 12, p. 5.

8. Fonteneau B. et al. Social and solidarity economy: our common road towards decent work. 2011.

9. Guidelines concerning statistics of Cooperatives, ILO. URL: https:// www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---dgreports/---stat/documents/ meetingdocument/wcms_648558.pdf (accessed: 27.12.2022 r.)

10. ILO, Minutes of the 341st Session of the Governing Body of the International Labour Office, GB.341/PV, 2021, paragraph 50.

11. Interview with Mr. Hyun-Gon Jung, President of KoSEA (Korea Social Enterprise Promotion Agency), ILO. URL: https://www.ilo.org/global/ topics/cooperatives/sse/WCMs_876132/lang--en/index.htm (accessed: 27.12.2022 r.)

12. Lege Nr. 219 din 23 iulie 2015 privind economia socialä, Romania. URL: https://www.ilo.org/dyn/natlex/docs/ELECTRONIC/1 12350/ 140390/F-2068451519/R0U-112350.pdf (accessed: 27.12.2022 r.)

13. Legge regionale 23 marzo 2017, n. 4 Norme per la valorizzazione e la promozione dell'economia solidale Regione autonoma Friuli Venezia Giulia Italy. URL: https://www.ilo.org/dyn/natlex/natlex4.detail7p_ lang = en&p_isn = 1 13006&p_country=ITA&p_count = 882&p_ classification=01&p_classcount=106 (accessed: 27.12.2022 r.)

14. Legge Regionale n. 19, di 23 luglio 2014, che stabilisce le norme per la promozione e il sostegno dell'economia solidale nella Regione Emilia-Romagna. URL: https://www.ilo.org/dyn/natlex/natlex4.detail7p_ lang=en&p_isn=112658&p_count=108701&p_classification=01.09&p_ classcount=46 (accessed: 27.12.2022 r.)

15. Lei n215.028, de 19 de janeiro de 2004, Institui a Política Estadual de Fomento r Economia Popular Solidária no Estado deMinas Gerais -PEFEPS Minas Gerais Brazil. URL: https://www.ilo.org/dyn/natlex/ natlex4.detail7p_lang=en&p_isn = 1 12643&p_count=95009&p_ classification=01.09&p_classcount=74 (accessed: 27.12.2022 r.)

16. Lei n§ 30/2013 de 8 de maio Lei de Bases da Economia Social, Portugal. URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---ed_emp/---emp_ent/---coop/documents/publication/wcms_847316.pdf (accessed: 27.12.2022 r.)

17. Ley núm. 8435, de 27 de junio de 2012, que crea el Programa de Promoción de la Economía Social y Solidaria de la Provincia de Mendoza Argentina. URL: https://www.ilo.org/dyn/natlex/natlex4.detail7p_ lang=en&p_isn=112641&p_classification=01 (accessed: 27.12.2022 r.)

18. Ley orgánica de la economía popular y solidaria y del sector financiero popular y solidario, Ecuador 2011. URL: https://www.ilo.org/dyn/natlex/ natlex4.detail7p_lang=en&p_isn=86675&p_count=108701&p_ classification=01.09&p_classcount=46 (accessed: 27.12.2022 r.)

19. Loi n° 2020-30 du 30 juin 2020, relative a l'économie sociale et solidaire. Tunisia. URL: https://www.ilo.org/dyn/natlex/natlex4.detail7p_ isn=112196&p_lang=en (accessed: 27.12.2022 r.)

20. Promoting the social and solidarity economy for sustainable development, ILO. URL: https://unsse.org/wp-content/uploads/2023/04/ A-77-L60.pdf (accessed: 27.12.2022 r.)

21. Razeto L. «Factor C»: la solidaridad convertida en fuerza productiva y en el factor económico [Factor C: The Force of Solidarity in the Economy] //

Luisrazeto. net. Available online at: www. luisrazeto. net/content/el-factor-c-la-fuerza-de-la-solidaridad-en-laeconomia-entrevista (last accessed June 13, 2013). 1998.

22. Study Group on European Cooperative Law (SGECOL), Draft Principles of European Cooperative Law (draft PECOL). May 2015. URL: https:// euricse.eu/wp-content/uploads/2015/04/PEC0L-May-2015.pdf (accessed: 27.12.2022 r.)

23. T. Fj0rtoft and O. Gjems-Onstad (Norway); D. Jakob et al. (Switzerland); and A. Kurimoto (Japan), listed under 'Main references.

24. The UN Inter-Agency Task Force on Social and Solidarity Economy (UNTFSSE). URL: https://unsse.org/wp-content/uploads/2023/04/ A-77-L60.pdf (accessed: 27.12.2022 r.)

25. Wanyama F. O. Cooperatives and the Sustainable Development Goals A contribution to the post-2015 development debate. 2016.

26. Emelyanov I. Economic theory of cooperation. The economic structure of cooperative organizations. Liters. 2021.

27. Zhid Sh. History of economic doctrines. Directmedia. 2014.

28. Kulisher I. M. Review of Russian and foreign legislation on cooperative partnerships. 2014.

29. Tugan-Baranovsky M. I. Social foundations of cooperation. Limited Liability Company YURAYT Publishing House. 2019.

30. Chayanov A.V. A short course of cooperation. Cooperative publishing house. 1925. p. 53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.