Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ И СОЛИДАРНАЯ ЭКОНОМИКА В ТУНИСЕ: ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ'

СОЦИАЛЬНАЯ И СОЛИДАРНАЯ ЭКОНОМИКА В ТУНИСЕ: ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
305
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ И СОЛИДАРНАЯ ЭКОНОМИКА / ТУНИС / БОРЬБА С БЕДНОСТЬЮ / ЗАНЯТОСТЬ / ЦЕПОЧКИ СОЗДАНИЯ СТОИМОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пряжникова Ольга Николаевна

Одним из направлений достижения баланса между экономическим ростом и социальной справедливостью для правительства Туниса является продвижение социальной и солидарной экономики. Ее развитие призвано способствовать экономической и социальной интеграции уязвимых групп населения страны, росту их дохода и благосостояния благодаря расширению их участия в кооперативах, обществах взаимопомощи и ассоциациях, составляющих основу сектора. В обзоре рассматривается текущая динамика социальной и солидарной экономики Туниса, меры по ее государственной поддержке и факторы, ограничивающие ее развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND SOLIDARITY ECONOMY IN TUNISIA: PROBLEMS OF DEVELOPMENT

One of the ways to achieve balance between economic growth and social justice for the government of Tunisia is the promotion of a social and solidarity economy. Its development contributes to the economic and social integration of vulnerable groups of the country’s population, increases their income and welfare through involvement in cooperatives, mutuals and associations, forming the basis of the sector. The review examines the current dynamics of the Tunisian social and solidarity economy, measures of government support and factors limiting its development.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ И СОЛИДАРНАЯ ЭКОНОМИКА В ТУНИСЕ: ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ»

УДК 332.1:338.2:334.73 doi: 10.31249/espr/2022.03.05

О.Н. Пряжникова*

СОЦИАЛЬНАЯ И СОЛИДАРНАЯ ЭКОНОМИКА В ТУНИСЕ: ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ (Обзор)

Аннотация. Одним из направлений достижения баланса между экономическим ростом и социальной справедливостью для правительства Туниса является продвижение социальной и солидарной экономики. Ее развитие призвано способствовать экономической и социальной интеграции уязвимых групп населения страны, росту их дохода и благосостояния благодаря расширению их участия в кооперативах, обществах взаимопомощи и ассоциациях, составляющих основу сектора. В обзоре рассматривается текущая динамика социальной и солидарной экономики Туниса, меры по ее государственной поддержке и факторы, ограничивающие ее развитие.

Ключевые слова: социальная и солидарная экономика; Тунис; борьба с бедностью; занятость; цепочки создания стоимости.

Для цитирования: Пряжникова О.Н. Социальная и солидарная экономика в Тунисе: проблемы развития. (Обзор) // Экономические и социальные проблемы России. - 2022. - № 3. - С. 87-99.

O.N. Pryazhnikova Social and solidarity economy in Tunisia: problems of development

(Review)

Abstract. One of the ways to achieve balance between economic growth and social justice for the government of Tunisia is the promotion of a social and solidarity economy. Its development contributes to the economic and social integration of vulnerable groups of the country's population, increases their income and welfare through involvement in cooperatives, mutuals and associations, forming the basis of the

* Пряжникова Ольга Николаевна, научный сотрудник Отдела экономики Института научной информации по общественным наукам РАН (ИНИОН РАН). E-mail: olga.priazhnikova@inion.ru

Pryazhnikova Olga, Researcher of the Department of Economics, Institute of Scientific Information for Social Sciences, Russian Academy of Sciences (Moscow, Russia).

87

sector. The review examines the current dynamics of the Tunisian social and solidarity economy, measures of government support and factors limiting its development.

Keywords: social and solidarity economy; Tunisia; poverty reduction; employment; value chains.

For citation: Pryazhnikova O.N. Social and solidarity economy in Tunisia: problems of development. (Review) // Economic and Social Problems of Russia. -2022. - N 3. - P. 87-99.

Введение

С момента обретения Тунисом независимости в 1956 г. экономическое развитие страны, по мнению ряда экспертов, в частности специалистов Международной организации труда (МОТ), не было инклюзивным [Elachhab, 2018; Public policies ... , 2019]. Вследствие этого отдельные группы населения (молодежь, женщины, жители сельских районов), а также ряд регионов страны (особенно западные) на протяжении десятилетий не получали каких-либо выгод от имевшего место экономического роста, оставаясь социально уязвимыми и неблагополучными.

После революции 2011 г. появилась надежда, что демократизация общества приведет к расширению доступа населения к базовому социальному обеспечению, созданию новых рабочих мест, сокращению неравенства и бедности. Однако ряд показателей указывает на то, что после 2011 г. социально-экономическая ситуация в Тунисе ухудшилась. Рост ВВП остается низким со среднегодовым темпом в 2012-2019 гг. менее 2% в год1. Безработица выросла с 13% в 2010 г. до более 18% в конце 2012 г. и оставалась стабильной на уровне чуть выше 15% в 2013-2019 гг. Более 15% населения Туниса по-прежнему находится в состоянии бедности [Elachhab, 2018, p. 74]. В условиях коронакризиса уровень бедности населения Туниса вырос с 15,2% в 2019 г. до 19,2% в 2020 г., при этом доходы 475 тыс. тунисцев оказались ниже черты бедности [Beji Okkez, 2021].

В рамках обзора мы рассмотрим в качестве одного из возможных инструментов решения проблем в социально-экономической сфере Туниса -перспективы продвижения социальной и солидарной экономики (ССЭ), в том числе меры по поддержке ее развития и факторы, ограничивающие ее рост.

Основные проблемы социально-экономического развития Туниса

Пытаясь улучшить ситуацию в стране, новые власти столкнулись с трудностями при привлечении инвестиций в неблагополучные регионы, для которых характерно отсутствие даже минимальной инфраструктуры в

1 Рассчитано по данным Всемирного Банка [Croissance du PIB (% annuel) - Tunisia / World Bank. - URL: https://donnees.banquemondiale.org/indicator/NY.GDP.MKTP.KD.ZG? locations=TN (дата обращения: 18.07.2022)].

88

сочетании с низким уровнем образования местного населения. Недостаток инвестиций, разобщенность производственно-сбытовых процессов и ограниченное использование новых технологий приводит к низкой производительности труда, которая не позволяет сельскохозяйственным районам Туниса развиваться и бороться с бедностью [Ben Ayed Mouelhi, Ben Braham, Ghazali, 2021, p. 2].

Правительство Туниса ставит перед собой задачи стимулировать экономический рост в целях смягчения хронических социально-экономических проблем, среди которых особенно выделяется высокий уровень безработицы молодежи и женщин.

Молодые люди в возрасте от 15 до 29 лет составляют 24,5% (моложе 35 лет - 57%) всего населения страны и 38% населения трудоспособного возраста (15-60 лет). Спустя годы, прошедшие после революции 2011 г. (которая состоялась во многом благодаря действиям молодежи), они по-прежнему чувствуют себя вне процессов социально-экономического развития. Отстраненность от общественно-полезной деятельности усугубляется региональными различиями, гендерным неравенством и трудностями доступа к занятости. Молодые тунисцы сталкиваются с высоким уровнем безработицы (34,7% для юношей и 40% для девушек) и прекаризацией за-нятости1, что ограничивает перспективы личного развития и карьерного роста для большинства из них [Economic, social ... , 2020, p. 5].

Особенно сильно ограничен доступ к занятости у молодежи в сельской местности. Доля молодых людей, не имеющих работы и не получающих образования или профессиональной подготовки, здесь составляет 33,4%, тогда как в городах - 20%. Во внутренних сельскохозяйственных районах (удаленных от моря) этот показатель достигает 42% для юношей и 45% для девушек. Доля молодых индивидуальных предпринимателей находится на уровне около 8% в сельской местности, а в городах их 13%. При этом большинство из молодых индивидуальных предпринимателей работает в неформальной экономике и лишено доступа к официальным источникам финансирования. Следует подчеркнуть, что ограничение доступа к финансированию является основным препятствием для молодых людей, желающих начать предпринимательскую деятельность [Economic, social . , 2020, p. 5].

Эксперты Адаптационного фонда2 указывают также на то, что система образования Туниса не способна обеспечить молодым людям воз-

1 Прекаризация занятости предполагает переход от постоянных гарантированных трудовых отношений к неустойчивым формам занятости, ведущий к практически полной потере работником социально-трудовых прав.

2 Адаптационный фонд (Adaptation Fund) учрежден в соответствии с Рамочной конвенцией ООН об изменении климата (United Nations Framework convention on climate change) для финансирования конкретных адаптационных проектов и программ в развивающихся странах, являющихся участниками Киотского протокола.

89

можность занять полноценное место на рынке труда, так как не соответствует запросам современной экономики на определенные категории знаний и навыков. Кроме того, вовлеченность молодежи в политическую и общественную жизнь остается крайне незначительной, что снижает социальную интеграцию1 и сдерживает развитие гражданского общества. Низкое доверие к государственным институтам (им не доверяет 60% молодых тунисцев) и отсутствие перспектив социальной интеграции подталкивают часть молодежи к эмиграции, а часть - к смещению на более радикальные социально-политические позиции [Economic, social ... , 2020, p. 6].

Еще одной ущемленной с точки зрения социальной инклюзии2 группой населения в Тунисе являются женщины. Они продолжают сталкиваться со значительными культурными, социальными и экономическими ограничениями, препятствующими их экономической интеграции и доступу к достойной оплачиваемой работе. В 2021 г. Тунис занял 126-е место в мире (из 156 стран) по версии Глобального индекса гендерного неравенства (Global gender inequality index), что в основном обусловлено низким уровнем участия женщин в формальной экономике. Так, среди молодых женщин (25-34 лет) только 41% находятся на рынке труда. Среди мужчин той же возрастной группы имеют официальную занятость 89% [Economic, social ... , 2020, p. 4].

Социально-экономическая ситуация в Тунисе свидетельствует о том, что ни государственный, ни частный сектор не способны в должной степени удовлетворить социальные потребности значительной части населения. В связи с этим возрастает роль третьего сектора, в частности социальной и солидарной экономики, одной из функций которой является предоставление товаров и услуг гражданам (в том числе уязвимым социальным группам), которые они не могут получить в государственном или частном секторе [Economic, social ... , 2020, p. 4; Public policies ... , 2019, p. 14].

Социальная и солидарная экономика в Тунисе

Организации ССЭ ведут некоммерческую деятельность, имеющую социальную и / или экологическую миссию. В них практикуется совместное (партиципативное) управление деятельностью, которая, главным образом, направлена на удовлетворение потребностей местных сообществ [Ben Ayed Mouelhi, Ben Braham, Ghazali, 2021, p. 3]. Эксперты МОТ относят к ССЭ экономическую деятельность по производству, переработке,

1 Под социальной интеграцией здесь понимается включение в жизнь общества представителей различных групп населения и достижение его целостности.

2 Под социальной инклюзией здесь понимается возможность отдельных социальных групп (в данном случае женщин) иметь такой же доступ к общественным благам, те же права и свободу выбора, что и все остальные члены общества.

90

распределению товаров и услуг, осуществляемую кооперативами, обществами взаимопомощи или обществами взаимного страхования (mutuelles) и ассоциациями работников в соответствии с определенными принципами. Последние включают примат общественной полезности над получением прибыли; открытую систему членства и свободу выхода из организации; независимость от органов государственной власти и политических партий; демократическое управление по принципу «один член - один голос»; приверженность этическим ценностям солидарности, равенства, социальной сплоченности, справедливости, гражданской и социальной ответственности [Public policies ... , 2019, p. 9].

После революции 2011 г. число организаций ССЭ в Тунисе увеличилось к 2017 г. с 12 019 до 22 350. Несмотря на почти двукратный рост участников ССЭ их экономическое значение остается низким. В рамках ССЭ, по данным на 2017 г., было занято лишь около 0,6% всей рабочей силы страны, а вклад сектора в ВВП Туниса составлял 1%. В среднем на одном предприятии ССЭ занято менее 10 человек [Elachhab, 2018, p. 78; Ben Ayed Mouelhi, Ben Braham, Ghazali, 2021, p. 3].

Основу сектора ССЭ в Тунисе составляют три типа организаций, а именно: кооперативы - coopératives; общества взаимного страхования и общества взаимопомощи, которые определяют, используя единое название -mutuelles; ассоциации - associations.

Почти все кооперативы работают в сельскохозяйственном секторе, включая кооперативные сельскохозяйственные объединения (unités coopératives de production agricole (UCPA)) и кооперативные общества в сфере сельскохозяйственных услуг (sociétés mutuelles de service agricole (SMSA))1. По применению принципа ограниченного распределения прибыли тунисские организации ССЭ делятся на два типа. С одной стороны, организации с правом на распределение прибыли - это кооперативы и общества взаимного страхования. С другой стороны, организации, не имеющие права распределять прибыль, - это общества взаимопомощи и ассоциации. При этом ассоциации объединяют организации, которые регулируются общим правом, и те, которые имеют особый статус: ассоциации микрофинансов (associations de micro finance (AMF)) и группы развития сельского хозяйства и рыболовства (groupement de développement agricole et de la pêche (GDAP)) [Étude ... , 2017, p. 12].

1 Следует отметить, что, хотя в названии SMSA (sociétés mutuelles de service agricole) присутствует французский термин «mutuelle», исторически обозначавший общества взаимопомощи, а в современных условиях, главным образом, употребляющийся для обозначения обществ взаимного страхования, SMSA в соответствии с тунисским законодательством является кооперативом. По мнению экспертов, использование термина «mutuelle» в названии SMSA вместо «кооператив» вызывает путаницу из-за несоответствия терминологии, используемой на международном уровне для определения подобных организаций [Belhaj Rhouma, Ahmed, 2019, p. 13].

91

Основная экономическая деятельность внутри сектора ССЭ осуществляется GDAP и SMSA. GDAP - это ассоциации с особым статусом, занимающиеся некоммерческой общественно полезной деятельностью и объединяющие фермеров и рыбаков. Миссией данных организаций является защита окружающей среды и обеспечение устойчивого использования природных ресурсов. В 2015 г. количество GDAP в Тунисе, по оценкам, составляло примерно 2900 организаций, из которых 91% работали в секторе пользования водными ресурсами: 1354 GDAP в сфере питьевой воды и 1288 GDAP в области ирригации. Остальные осуществляли деятельность по охране почв, подземных вод и оливковых рощ, а также в сфере рыболовства, органического земледелия и животноводства.

SMSA, по сути, представляют собой кооперативы, специализирующиеся на услугах, связанных с сельским хозяйством и рыболовством. Их миссия состоит в том, чтобы: 1) обеспечивать участникам доступ к ресурсам и оказывать услуги, необходимые для осуществления сельскохозяйственной деятельности и рыболовства; 2) поддерживать и обучать своих членов, чтобы повысить производительность и рентабельность их деятельности; 3) улучшать качество сельскохозяйственной продукции, контролируя все стадии производства (включая сбор урожая, хранение, упаковку, переработку, транспортировку), и развивать ее продажи [Tunisia ... , 2019, p. 87].

Всего в аграрном секторе Туниса функционируют 316 SMSA. Они поддерживают деятельность примерно 11% тунисских фермеров, оказывают содействие сбору и распределению 30% производимого молока, сбору и хранению примерно 45% собранного зерна, а также проводят обучение и консультации для фермеров [Beji Okkez, 2021].

Однако эти организации не получили распространения во внутренних регионах страны, в которых социальные проблемы наиболее остры: 74% обществ находятся в прибрежных провинциях и только 9,5% - в сельскохозяйственных северо-восточных провинциях. Действующими членами этих обществ являются чуть больше 5% тунисских фермеров. Одним из наиболее значимых ограничений для развития SMSA служит низкая доступность финансовой поддержки. В 2019 г. их долги составили более 400 млн тунисских динаров, половина от этой суммы представляет собой накопленные проценты по ранее полученным кредитам [Beji Okkez, 2021].

Государственная политика продвижения ССЭ в Тунисе

Правительство Туниса неоднократно подчеркивало, что продвижение и поддержка ССЭ является частью его стратегии развития страны. Впервые концепция ССЭ была включена в основополагающие документы государственной политики в рамках социального контракта, подписанного в 2013 г. правительством, Всеобщей конфедерацией труда Туниса (Union general tunisien de travail или UGTT) и Тунисским союзом промышлен-

92

ности, торговли и ремесел (Union tunisienne de l'industrie, du commerce et de l'artisanat или UTICA). Согласно условиям общественного договора, поддержка ССЭ является одной из ключевых задач новой модели развития, которая призвана обеспечить устойчивое, сбалансированное и справедливое развитие страны.

Принятый правительством План развития на 2016-2020 гг. определяет ССЭ как третий сектор, дополняющий частный и государственный, развитие которого должно способствовать росту благосостояния и занятости населения. Сектор призван раскрыть потенциал местных сообществ и скорректировать региональные дисбалансы.

План развития включает пять стратегических реформ в секторе ССЭ, которые все еще находятся на стадии реализации, в том числе [Public policies ... , 2019, p. 16]:

1) формирование единой правовой базы регулирования деятельности организаций ССЭ в соответствии с требованиями новой Конституции Туниса;

2) выстраивание национальной и региональной системной политики продвижения ССЭ, а также системы сбора статистических данных о деятельности в рамках сектора;

3) налаживание процедур финансирования предприятий ССЭ, в частности кредитных линий;

4) профессиональное обучение и повышение квалификации работников организаций ССЭ, продвижение ее культуры и ценностей.

В свою очередь, Министерство сельского хозяйства, водных ресурсов и рыболовства Туниса разработало и приступило к реализации Стратегии продвижения ССЭ в аграрном секторе в период 2018-2021 гг., результаты которой еще предстоит оценить. Ключевое положение Стратегии - продвижение принципов ССЭ и поддержка ее акторов, вовлеченных в сельскохозяйственное производство. В качестве основных направлений выделены следующие задачи: 1) повышение качества человеческих ресурсов в секторе через программы профессионального обучения и включения определенных дисциплин в систему высшего образования; 2) реформирование законодательной базы, облегчающей достижение целей развития ССЭ; 3) формирование актуальной институциональной инфраструктуры для продвижения ССЭ; 4) внедрение системы финансирования ССЭ, создание кооперативного банка, паевого фонда сбережений и взаимного кредитования для поддержки инвестиций, формирования режима налоговых и финансовых льгот для предприятий ССЭ; 5) расширение возможностей трудоустройства для молодежи и женщин [Public policies ... , 2019, p. 23].

Важным шагом в процессе институализации ССЭ стала инициация в 2017 г. Всеобщей тунисской конфедерацией труда создания проекта закона о ССЭ. Закон о ССЭ поступил на рассмотрение в тунисское правительство в 2018 г. и был принят 17 июня 2020 г. Статья 2 Закона 79/2019 о социальной и солидарной экономике (Loi 79/2019 sur l'économie sociale et

93

solidaire (adoptée le 17/06/2020)) определяет тунисский сектор ССЭ как «экономическую модель, состоящую из видов экономической деятельности, имеющих социальную цель и связанных с производством, переработкой, распределением, обменом, маркетингом и потреблением товаров и услуг, предоставляемых предприятиями ССЭ, с целью удовлетворения коллективных потребностей членов организаций ССЭ их общественных, экономических и социальных интересов» [Loi ... , 2020].

В соответствии со статьей 4 данного закона тунисские предприятия ССЭ обязаны содержать в своем уставе и реализовывать в ходе деятельности следующие принципы:

- примат личности и социальной цели над капиталом и соблюдение правил устойчивого развития;

- свободное и добровольное членство в организации в соответствии с действующим законодательством;

- демократическое и прозрачное управление согласно правилу «один член - один голос»;

- добровольное сотрудничество и взаимопомощь между предприятиями ССЭ;

- ограниченное распределение прибыли в соответствии со следующими правилами: 1) отчисление 15% излишков на формирование обязательных резервов до тех пор, пока их объем достигнет 50% капитала организации; 2) выделение до 5% получаемой прибыли на социальные, культурные и экологические цели; 3) распределение между участниками излишков (в размере максимум 25% от совокупной прибыли) по решению, принимаемому органом управления предприятия в соответствии с демократическими принципами; 4) остаток прибыли используется на развитие организации или создание новых предприятий в рамках ССЭ [Loi ... , 2020].

Закон определяет три институциональные структуры для регулирования и развития ССЭ: при правительстве - Высший совет социальной и солидарной экономики (Conseil supérieur de l'économie sociale et solidaire), при министерстве социальной и солидарной экономики (Ministère chargé de l'économie sociale et solidaire) - Тунисскую комиссию по социальной и солидарной экономике (Instance tunisienne de l'économie sociale et solidaire), а также представительские структуры организаций ССЭ. Что касается вопросов финансирования, то принятый закон предусматривает создание кредитных линий, адаптированных для организаций ССЭ, а также создание кооперативных банков как части экосистемы сектора [The Tunisian Parliament ... , 2020; Loi ... , 2020].

Таким образом, теперь в Тунисе существует законодательная база для регулирования деятельности акторов ССЭ и открытия им доступа к формальным источникам финансирования. Тем не менее, по мнению некоторых специалистов [Ben Ayed Mouelhi, Ben Braham, Ghazali, 2021, p. 5], требуется дальнейшая детализация положений закона для реального продвижения практик ССЭ в регионах Туниса.

94

Международные программы развития ССЭ в Тунисе

Ряд пилотных проектов ССЭ были инициированы международными организациями (МОТ, Немецкое общество международного сотрудничества (Deutsche Gesellschaft fur Internationale Zusammenarbeit или GIZ) и т.д.) с целью развития в Тунисе соответствующих практик. В проектах используется подход, предполагающий формирование и создание основ для эффективного управления цепочками добавленной стоимости. Например, реализация тунисско-датского проекта, начатого в 2014 г, позволила установить холодильное оборудование на фермах в провинции Бежа (Beja). В результате внутри конкретной цепочки стоимости, объединяющей местных участников ССЭ, удалось обеспечить поддержание должного качества молочной продукции. В рамках проекта была также разработана схема оплаты произведенных молочных продуктов в зависимости от их качества.

Еще одним примером инициатив по продвижению ССЭ в Тунисе может служить проект содействия ССЭ PROMESS (Promotion of organizations and mechanisms of social and solidarity economy), релизованный МОТ в 2016-2020 гг. и охвативший четыре провинции - Бежа (Beja), Джендуба (Jendouba), Кеф (Kef) и Силиана (Siliana) [Promotion ... , 2020]. Целью проекта было создание новых рабочих мест для молодежи, разработка механизмов финансирования инициатив ССЭ с учетом потенциальных возможностей регионов, формирование институциональной инфраструктуры ССЭ. В проект были вовлечены различные министерства, профсоюзные организации и ассоциации, а также более 30 предприятий ССЭ, осуществляющих свою деятельность в таких сферах, как пчеловодство, альтернативный туризм, птицеводство, изготовление изделий ручной работы, производство молока, разведение ароматических и лекарственных растений. В результате было создано 300 новых рабочих мест непосредственно на предприятиях ССЭ и 3000 косвенных рабочих мест (места, возникшие в результате роста экономической активности в регионе); 90 участников СЭЭ прошли обучение в сфере управления, администрирования, финансового менеджмента, маркетинга, совершенствования технических навыков [Promotion ... , 2020].

В мае 2021 г. правительством Туниса и Международным фондом сельскохозяйственного развития (International fund for agricultural development, IFAD или МФСР) был запущен совместный Проект экономической, социальной и солидарной интеграции (Projet d'insertion economique, sociale et solidaire или IESS) в провинции Кайруан. Он рассчитан на 6 лет и закончится в июне 2027 г. [IESS-Kairouan ... , 2022]. Проект направлен на улучшение качества жизни малообеспеченных семей и сокращение бедности; поддержку занятых в сельском хозяйстве и занятости наиболее уязвимых социальных групп - женщин и молодежи. Этого предполагается добиться путем создания условий для экономической интеграции мелких

95

ферм и семей с низким уровнем доходов, а также для развития их устойчивой экономической деятельности, генерирующей достойный доход для работников и учитывающей адаптацию к изменению климата. Всего проект направлен на поддержку 16,8 тыс. домохозяйств или 84 тыс. человек [Tunisia ... , 2019, p. 1].

На территории, охваченной проектом, в настоящее время находится 29 GDAP, управляющих ирригационными системами. Также здесь функционируют 12 SMSA, в которых занято около 1 тыс. человек. Большинство из этих организаций возникли недавно и нуждаются в значительной поддержке, чтобы продолжать выполнять в соответствии со своей социальной миссией структурирующую роль в развитии цепочек добавленной стоимости в регионе и поддержки занятости целевых групп.

Запущенный в 2016 г. совместный проект Агентства США по международному развитию (USAID), Итальянского агентства по сотрудничеству в целях развития (AICS), французского Фонда общественного содействия (Fondation de l'assistance publique) и Организации ООН по промышленному развитию (ЮНИДО) под названием Mashrou3i («Мой проект») направлен на поддержку предпринимательских инициатив среди тунисской молодежи, содействие созданию и развитию нового бизнеса. Mashrou3i поддерживает социальных предпринимателей, работающих в рамках ССЭ, в том числе благодаря бизнес-коучингу1 и оказанию технической помощи, сопровождая их деятельность в таких сферах, как продвижение культурного наследия и создание устойчивых рабочих мест (особенно для молодежи и женщин в сельской местности и бедных районах Туниса).

Ключевой составляющей проекта является платформа для онлайн-обучения предпринимателей «Learning for Entrepreneurs» (HP LIFE), которая предоставляет 32 бесплатных курса в формате самообучения, формирующих базовые навыки в сфере информационных технологий, финансов, маркетинга, менеджмента и деловой коммуникации. С момента создания платформы в 2016 г. более 31,6 тыс. тунисских граждан воспользовались возможностями обучения на ней [L'essor ... , 2022].

Факторы, ограничивающие развитие ССЭ в Тунисе

Эксперты выделяют ряд ограничений, тормозящих развитие тунисского сектора ССЭ. Во-первых, большинство отраслевых программ по продвижению ССЭ, инициированные различными органами власти, разрозненны и не координируются в рамках единой государственной политики. Во-вторых, непосредственные участники ССЭ (кооперативы, паевые

1 Бизнес-коучинг - система профессиональных взаимоотношений между специалистом по развитию бизнеса и клиентом, выражающаяся в поддержке и консультировании клиента до получения им необходимого результата в соответствии с установленными им целями.

96

общества и ассоциации) недостаточно вовлечены в процессы формирования государственной политики (обмен идеями, рабочими концепциями и практическими решениями) и контроль над ее реализацией [Public policies ... , 2019, p. 29, 30].

В-третьих, специалисты МОТ указывают на тот факт, что для современного политического режима в стране (установленного конституцией 2014 г. и представляющего собой парламентскую систему) характерна частая смена правительств. Как следствие, в периоды политических изменений государственные органы сосредоточены в основном на повседневных (текущих) процессах управления, что негативно сказывается на выработке и воплощении долгосрочных стратегий развития, в том числе в сфере ССЭ [Public policies ... , 2019, p. 32].

Помимо прочего, тунисский сектор ССЭ фрагментирован и его развитие все еще недостаточно скоординировано, что обусловлено, в частности, отсутствием единого института, который бы формировал и реализовывал политику в данной сфере. Среди препятствий, тормозящих продвижение ССЭ в Тунисе, можно также назвать: 1) несовершенство механизмов формирования консолидированной статистики и информационной базы по данному сектору; 2) нуждающаяся в дальнейшем совершенствовании нормативно-правовая база, регулирующая ССЭ; 3) неэффективные практики администрирования; 4) слишком мелкий размер организаций-участников ССЭ; 5) низкая квалификация их работников; 6) низкое качество управления предприятиями; 7) ограниченный доступ организаций ССЭ к источникам финансирования [Ben Ayed Mouelhi, Ben Braham, Ghazali, 2021, p. 5].

Заключение

Продвижение ССЭ способствует расширению прав и возможностей уязвимых групп населения и таким образом вносит вклад в поддержку социально-экономического развития той или иной страны. Роль ССЭ можно рассматривать с разных точек зрения: организации ССЭ поддерживают инклюзивный и устойчивый рост; способствуют сокращению бедности; создают новые рабочие места; формируют в рамках местных сообществ институциональные инструменты для организации более эффективного использования ресурсов, находящихся в их распоряжении; способствуют переводу в рамки официальной экономики неформальной экономической деятельности. Все это способствует увеличению благосостояния населения в целом.

Внешняя поддержка сектора часто играет ключевую роль для роста организаций ССЭ различного типа. Выступая в качестве источников финансирования, государственные органы, неправительственные организации и международные доноры способствуют развитию ССЭ и расширяют возможности ее субъектов. Однако, как показывает анализ опыта Туниса,

97

для успешного продвижения ССЭ необходимо: выявлять и анализировать сильные и слабые стороны уже существующих местных организаций ССЭ; выстраивать каналы сбора данных, отражающих экономическую значимость и динамику развития этого сектора; системно оценивать и сопоставлять реализуемые проекты ССЭ и соответствующие передовые практики разных стран и регионов мира.

Список литературы

1. Beji Okkez M.S. Implementing social solidarity economy in Tunisia is difficult // The legal agenda. - 2021. - 13.01. - URL: https://english.legal-agenda.com/implementing-social-solidarity-economy-in-tunisia-is-difficult/ (дата обращения: 18.06.2022).

2. Belhaj Rhouma A., Ahmed Z. Les sociétés mutuelles des ervices agricoles (SMSA) en Tunisie: cadre juridique et partenariat Public-SMSA. Rapport de recherché / Centre International de Hautes Etudes Agronomiques Méditerranéennes, Institut Agronomique Méditerranéen de Montpellier (CIHEAM-IAMM). - 2019. - 28.05. - 60 p. - URL: https://hal. archives-ouvertes.fr/hal-02140783 (дата обращения: 03.07.2022).

3. Ben Ayed Mouelhi R., Ben Braham M., Ghazali M. The social and solidarity economy in Tunisia and its role in formalising the informal economy: a qualitative survey / Euro-Mediterranean network for economic studies (EMNES). - 2021. - 16 p. - (EMNES. Working paper ; N 48). - URL: https://www.econostrum.info/The-Social-and-Solidarity-Economy-in-Tunisia-and-its-role-in-formalising-the-Informal_a27559.html (дата обращения: 18.06.2022).

4. Economic, social and solidarity insertion for resilience in the Governorate of Kairouan -IESS-Adapt: Project proposal to the Adaptation fund / Adaptation Fund. - 2020. - 165 p. -URL: https://www.adaptation-fund.org/projects-document-view/?URL=https://pubdocs/en/ 731891594137697413/12127-Proposal-for-Tunisia.pdf (дата обращения: 18.06.2022).

5. Elachhab F. L'économie sociale et solidaire en Tunisie, un potential troisième secteur? // RECMA. - 2018. - N 349. - P. 71-86. - URL: https://www.cairn.info/revue-recma-2018-3-page-71.htm (дата обращения: 18.06.2022).

6. Étude stratégique sur l'économie sociale et solidaire en Tunisie / Ministère du développement, de l'investissement et de la coopération international; United Nations development programme. - 2017. - 31 p. - URL: http://www.mdici.gov.tn/wp-content/uploads/2017/09/ Rapport-Etude-Strategique-ESS_Resume.pdf (дата обращения: 22.06.2022).

7. IESS-Kairouan. Rapport de supervision / International fund for agricultural development (IFAD). - 2022. - 31 p. - URL: https://www.ifad.org/fr/web/operations/-/projet/2000002075 (дата обращения: 18.06.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. L'essor de l'économie sociale et solidaire en Tunisie / Organisation des Nations Unies pour le développement industriel. - 2022. - 04.02. - URL: https://tunisia.un.org/fr/170896-lessor-de-leconomie-sociale-et-solidaire-en-tunisie (дата обращения: 22.06.2022).

9. Loi n° 2020-30 du 30 juin 2020, relative à l'économie sociale et solidaire // J. officiel de la République Tunisienne. - 2020. - N 63. - P. 1399-1403. - URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/ groups/public/—ed_emp/—emp_ent/---coop/documents/legaldocument/wcms_750308.pdf (дата обращения: 18.06.2022).

98

10. Public policies for the social and solidarity economy and their role in the future of work. The case of Tunisia / International Labour Organization (ILO). - 2019. - 45 p. - URL: https:// www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/—ed_emp/—emp_ent/---coop/documents/publication/ wcms_740732.pdf (дата обращения: 18.06.2022).

11. Promotion of organizations and mechanisms of social and solidarity economy ('PROMESS') in Tunisia / International labour organization. - 2020. - 13 p. - URL: https://www.ilo. org/africa/countries-covered/tunisia/WCMS_532871/lang--en/index.htm (дата обращения: 18.06.2022).

12. The Tunisian Parliament adopts a bill on the social and solidarity economy / International labour organization. - 2020. - 24.06. - URL: https://www.ilo.org/global/topics/coopera-tives/sse/WCMS_749012/lang--en/index.htm (дата обращения: 22.06.2022).

13. Tunisia. Economic, social and solidarity project (IESS-Kairouan): Project design report / International fund for agricultural development (IF AD). - 2019. - 400 p. - URL: https:// www.ifad.org/fr/web/operations/-/projet/2000002075 (дата обращения: 18.06.2022).

Статья получена: 19.06.2022 Одобрена к публикации: 17.08.2022

99

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.