медиатекстами, включающих: - выбор разнообразного жанрового и тематического спектра медиатекстов при доминирующей ориентации на развлекательные жанры; -стремление к острым ощущениям; - стремление к рекреации, развлечению; - стремление к идентификации, сопереживанию; - стремление получить новую информацию; -стремление к извлечению нравственных уроков из медиатекста; - стремление к компенсации; -стремление к психологическому «лечению»; - стремление к художественным впечатлениям; -слабая выраженность или отсутствие интеллектуальных, креативных мотивов контактов с медиатекстами.
3 Низкий уровень узкий спектр жанровых, тематических, эмоциональных, гедонистических, этических, психологических мотивов дл контактов с медиа и медиатекстами, включающих: - выбор только развлекательного жанрового и тематического спектра медиатекстов; - стремление к острым ощущениям; - стремление к рекреации, развлечению; - стремление к компенсации; - стремление к психологическому «лечению»; - отсутствие эстетических, интеллектуальных, креативных мотивов контактов с медиатекстами.
Выводы. Проведенное нами анкетирование студенческой аудитории позволяет сделать следующие выводы относительно мотивационного показателя медиакомпетентности. Большинство обучающихся второго и четвертого курсов в большей степени рассматривают современные медиа как средство развлечения и проведения досуга. Многие из них ищут новую информацию, без уточнения цели поиска. Стремления научиться создавать собственные медиатексты наблюдается далеко не у всех обучающихся. Таким образом, мотивационный показатель медиакомпетентности у студентов-дефектологов в большей степени соотносится со средним уровнем данного показателя.
Литература:
1. Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. - М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. - 616 с.
2. Чтение московских подростков в реальной и электронной среде. Материалы социологического исследования / сост. В.П. Чудинова. - М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2012. - 144 с.
Педагогика
УДК 378.147
кандидат педагогических наук, доцент кафедры декоративно-прикладного искусства и дизайна Сырова Надежда Васильевна
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород) обучающийся кафедры декоративно-прикладного искусства и дизайна Пашкова Кристина Алексеевна
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород) обучающийся кафедры декоративно-прикладного искусства и дизайна Шульц Валерия Руслановна
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
РОЛЬ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
ЛИЧНОСТИ
Аннотация. Статья посвящена анализу роли образного мышления в формировании творческих способностей личности. Рассматриваются понятия образного мышления, воображения, определяющие творческое начало человека, анализируются основные моменты процесса творчества, основанные на индивидуальности человеческой личности. Приводится описание анализа механизмов функционирования образного мышления, доказывается, что ключевым условием формирования образного мышления с самого раннего возраста является образовательный и воспитательный аспекты.
Ключевые слова: образное мышление, воображение, развитие творческого мышления, процесс творчества, творческая деятельность, творческий потенциал.
Annotation. The article is devoted to the analysis of the role of imaginative thinking in the formation of creative abilities of a person. The concepts of imaginative thinking, imagination, which determine the creative principle of man, are examined, the main moments of the creative process, based on the individuality of the human person, are analyzed. A description of the analysis of the mechanisms of functioning of imaginative thinking is given, it is proved that the key condition for the formation of imaginative thinking from an early age is the educational and educational aspects.
Keywords: figurative thinking, imagination, the development of creative thinking, the process of creativity, creative activity, creative potential.
Введение. В настоящее время в системе образования очень остро встает проблема формирования не просто хорошо образованного и воспитанного человека, а человека, обладающего ярким творческим потенциалом. Формирование творческой личности невозможно без развития образного мышления. В системе педагогического образования особо остро актуализируется проблема формирования образного мышления в процессе обучения и воспитания, так как именно образное мышление представляет собой неотъемлемый аспект целостного образования, которое призвано обеспечить формирование творческих способностей личности.
Психолого-педагогический анализ понятия образного мышления выявляет взаимосвязь данного вида мышления с развитием творческих способностей и общего творческого потенциала личности. К этой проблеме обращались такие ученые как Н.Н. Волков, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Л.В. Занков, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская, Л.С. Выготский, В.М. Бехтерев, Г.В. Лабунская и др.
Поиск методологии развития образного мышления средствами изобразительного искусства отражен в работах современных ученых Н.Э. Голуб, Б.П. Юсова, Н.В. Ломаевой и др. С позиций одаренности подростков затрагивали эту проблему такие ученые как Е.Н. Волкова, С.В. Васильева.
Современная педагогика и психология располагают множеством исследований, посвященных проблеме творчества, но многие механизмы творчества ещё до сих пор до конца не изучены, поэтому данная тема не теряет своей актуальности и продолжает неустанно разрабатываться в современной науке.
Изложение основного материала статьи. В общественном понимании всегда присутствовала идея, что воспитание творчески развитой личности невозможно без средств искусства, именно оно возвышает человека, обеспечивая ему эстетически-художественное восприятие мира, развивает духовный мир с его ценностями, в то время как научное осмысление мира обращается только к рациональным средствам познания. Но, по мнению Хотенцовой И.А., "образное мышление" и "мышление в понятиях"- это два дополняющих друг друга отношения к окружающему миру" [6]. Рациональное познание существует наряду с образным восприятием мира, определяя целостность мышления, представляющего собой единство всех познавательных функций, но при этом необходимо признать, что образное мышление представляет собой важную составляющую гармоничного развития личности и его деятельности. Особую роль такой вид мышления приобретает у творческих личностей, как например, поэтов, художников, композиторов, артистов, писателей. Но, не менее значимо наличие хорошо развитого образного мышления и для специалистов различных сфер науки. Современные новые образующиеся условия жизни постоянно предлагают задачи, либо которые заранее нельзя предусмотреть, либо на которые нет готового решения, либо требующие постоянных уточнений и корректировки мысли. Решение таких задач подвластно именно образному мышлению, которое позволяет мгновенно перейти от неизвестного к известному. Так называемый "инсайт" всегда обусловлен начальным примерным предвосхищением открытия в виде яркого образа во время логического поиска решения.
Творческое образное мышление и воображение определяют творческие способности личности, характеризуя качество творческой активности. Под творческими способностями понимается способность человека создавать абсолютно новый продукт или идею, используя нестандартные, оригинальные подходы, принимая смелые необычные творческие решения. По мнению С.Л. Рубинштейна [5] творчество - это деятельность "созидающая нечто новое оригинальное, что притом входит не только в историю развития самого творца, но и в историю развития науки, искусства и т.д.".
Так, например, известный отечественный философ Н.А. Бердяев выделил три неотъемлемых элемента творчества, которыми должна обладать творческая личность: свобода создания нового; дар; сотворённый мир, в котором происходит процесс творчества [1].
Таким образом, в основе процесса творчества заложена индивидуальность человеческой личности, поэтому образное мышление обладает специфическим свойством - оно интровертивное. Образное мышление воспринимается на персональном, личностном уровне и является необходимым компонентом в творческой, культурной и, подчеркнем, научной сфере. Формирующаяся личность постоянно находится в области двух объективностей: внешнего мира, который человек пытается изменить и трансформировать посредством аналитического мышления, и собственного внутреннего мира, базирующегося на чувствах и ощущениях, которые во многом и определяют образное мышление.
Процесс мышления запускается через личностные мотивации. Психологическая наука определяет познавательные специфические и неспецифические мотивы мыслительной деятельности. В первом случае имеются в виду чисто познавательные интересы личности: тяга к знаниям, любознательность, а во втором -внешние обстоятельства и причины, которые, в свою очередь, впоследствии могут вызвать и познавательный интерес.
Решая задачи обучения, образное мышление, базируясь на эмоциональной составляющей, способствует развитию у обучающихся потребности как в знаниях, так и в творческих устремлениях. Развитое образное мышление определяет во многом готовность к творческой деятельности. Никитенков С.А. полагает, что "настрой на проявление творческой образовательной деятельности - это та внутренняя психологическая пружина, которая в перспективе способствует формированию не только образного мышления, но и активной позиции в процессе образования личности" [3].
В частности, образное мышление можно представить как процесс работы мысли с внутренними и внешними системами человека, оперирование мысленными знаками, моделями, образами и создание новых знаков, моделей, образов, адресованных самому себе и окружающим с целью взаимодействия и постепенного изменения внешнего мира, а также собственного изменения и совершенствования человеческой личности.
Характеристики и методы процесса мышления формируются и развиваются у личности в контексте влияния преимущественно социального фактора. Мышление непосредственным образом связано с природой человека. Об этом, например, еще писал известный философ Нового Времени Рене Декарт со своим известным тезисом "Я мыслю, а следовательно, я существую". В этом тезисе заложен жизнеобразующий принцип человеческого бытия, при этом именно посредством развития образного мышления человек встает на более высокую ступень интеллектуального развития.
Образное мышление представляет собой гносеологический феномен, который направлен на отображение имеющихся характеристик объектов и природы их структурной взаимосвязи. Важная роль образного мышления обусловлена тем, что видение явлений, а также соприкосновение с факторами, находящимися в окружающем мире, детерминируется формами их правильного познания и отображения. Стоит еще раз
заметить, что образное мышление это не биологический фактор, т.е. это не то, что закладывается в человека во время его появления на свет. Как и любое другое явление в психической сфере, этому мышлению требуется развитие.
С.Л. Рубинштейн анализируя особенности творческого мышления, что является крайне важным и для понятия закономерностей образного мышления, выделял следующие уровни их развития: способность, одарённость, талант и наивысшая форма - гениальность, т.е. способность к самостоятельному и критическому осмыслению действительности, преодоление инертности мышления, склонности к шаблонности, стандартности путей решения проблем [5].
Чтобы понять особенности развития образного мышления, необходимо затронуть вопрос его структуры, но в настоящее время среди ученых нет единого подхода к пониманию структуры и механизма возникновения образов в сознании человека. Есть определенные научные наработки в этом направлении, демонстрирующие насколько важной является задача целенаправленного обучения работе с образом, обогащающей развитие личности. Доказано, что мышление в образах представляет собой сложный психический процесс преобразования чувственной информации. В нем происходит процесс отражения результатов непосредственного чувственного восприятия реального мира, осмысление их и мысленное преобразование. При этом образы могут видоизменяться, свободно трансформироваться под воздействием различных факторов и создаваться новые, ранее не существующие.
Анализ механизмов функционирования образного мышления показывает, что умение работать с образами придает процессу усвоения любых знаний индивидуальный характер. Работая с образами, учащиеся активизируют свое воображение, делая процесс усвоения знаний более и более творческим, и более глубоким.
Воспринимая мир образно, человек расширяет свои творческие возможности. Формирующиеся в сознании человека образы способствуют решению различных задач. При этом в психолого-педагогической науке сформировалась целая методология, которая направлена на трансформацию уже существующих образов в сознании человека, а также формирование новых, которые отличаются от первоначальных.
Анализируя особенности развития образного мышления стоит отметить некоторые характерные черты последнего. Первым отличительным признаком образного мышления является симультанность или другими словами одновременность. В процессе образного мышления человек усваивает конкретную ситуацию симультанным способом. Параллельно с этим посредством чувств отражаются движения и взаимные действия одновременно целого ряда объектов, без рассуждения. Второй отличительный признак образного мышления - это импульсивность. Здесь подразумевается то, что процесс данного типа мышления осуществляется достаточно скоротечно, или даже, одномоментно. Третий и последний отличительный признак образного мышления это синтетичность, т.е. обобщенность. Здесь имеется ввиду, что сам процесс образного мышления осуществляется в виде своеобразной мысленной пространственной картины.
Неотъемлемой составляющей образного мышления является воображение. В контексте современной эпохи, которая характеризуется стремительным прогрессом в технологической области значение воображения как основы образного мышления приобретает особую актуальность. Воображение является неотъемлемой характеристикой творческой личности. Воображение - это неотъемлемая составляющая творческого восприятия окружающей действительности, представляет собой одну из основных общечеловеческих характеристик. Личности, которая не обладает богатым воображением, закрыто познание чего-либо нового и его сущности.
Таким образом, воображение является основным базисом развития образного мышления, так как дает возможность оторваться от шаблонного представления, а также предоставляет возможность проникнуться в сущность чего-то нового.
Необходимо заметить, что процесс развития образного мышления является двух аспектным. Речь здесь идет в первую очередь о тех естественных процессах возникновения и развития данного мышления, которые осуществляются в контексте обычных жизненных условий. Но для педагогов особый интерес представляет здесь и другой аспект - это процесс искусственного характера, который должен быть воплощен в процессе образовательной деятельности. Для того чтобы развить творческие способности, их нужно обнаружить, в чём и заключается одна из важных педагогических задач.
Множество различных исследователей и ученых предлагали свои модели возможного развития мышления личности. Наиболее интересной из них и популярной является концепция, предложенная Ж. Пиаже [4]. В частности, он попытался выявить и рассмотреть четыре основных этапа в процессе развития интеллекта, на примере ребенка.
Первая стадия простирается с момента рождения до двухлетнего возраста. На данном этапе у младенца наблюдается развитие практического мышления. Младенец соприкасается с миром и познает его посредством тактильных ощущений, разного рода движений и манипуляций с теми или иными предметами. Другое название данного типа мышления - наглядно-действенное.
Вторая стадия простирается от 2 до 7 лет и носит название этап дооперационного мышления. В этом возрасте у ребенка формируется речь, а также способность рационального представления внешних предметов и явлений окружающей действительности. Здесь как раз задействовано наглядно-образное мышление.
Третья стадия охватывает период с семилетнего возраста до 11 лет. На этой стадии мышление начинает развиваться более активно, более гибко, ребенок прибегает уже к определенным операция логического характера. Очень важно также, что на данном этапе формируется способность улавливать причинно-следственные связи. Здесь также активизируется образный тип мышления.
Четвертая и заключительная стадия начинается с 12 лет и продолжается до конца жизни. Это этап формальных операций, а также формирование возможности абстрактного мышления. В данный период наблюдается активизация абстрактно-логического мышления.
Методика развития образного мышления непосредственным образом осуществляется через личность при соприкосновении с окружающим миром и его познанием. Возможность мыслить образно позволяет человеку осознавать то, что происходит вокруг него, а также усматривать различные причинно-следственные связи в явлениях окружающего мира.
При решении задач обучения, образное мышление с его интеллектуально-эмоциональной окрашенностью способствует развитию потребности в знаниях, в творческих устремлениях.
Таким образом, ключевым условием формирования образного мышления с самого раннего возраста является образовательный и воспитательный аспекты. При правильном воспитании, у ребенка сначала должны быть поставлены четкие предметные действия и правильная речь. Первоначально ребенок должен быть способен самостоятельно решать самые простые задачи, позже переходить к более сложным. Значимый момент развития образного мышления - это формирование у обучающихся определённой техники оперирования образами. Основой такого оперирования является использование особой группы средств мыслительной деятельности, с помощью которых осуществляются различного рода мысленные перемещения объектов в пространстве.
Соответственно по мере взросления, процесс развития образного мышления будет носить те или иные особенности. Процесс развития образного мышления не имеет границ. Его можно развивать в течение всей жизни и деятельности человека. Последующее развитие мышление воплощается в правильно методе взаимодействия между словом, действием и образом. Ребенок должен развивать наблюдательность, ему необходимо научиться слушать, усваивать и реализовывать решение тех целей и задач, которые ставятся перед ним преподавателем. Самые большие сложности в процессе школьного обучения испытывают даже не те ученики, которые не смогли в силу определенных обстоятельств усвоить должный объем знаний, но те, кто впадают в так называемую интеллектуальную и творческую пассивность. В связи с этим, у таковых наблюдается полное отсутствие желания думать, преодолевать сложности и решать задачи. А это должно быть заложено с самого раннего детства.
Одной из самых доступных возможностей развития образного мышления с самого раннего возраста являются занятия либо изобразительной деятельностью, либо декоративно-прикладным искусством. На таких занятиях возможно создание непринужденной, творческой атмосферы, которая позволяет учащимся снять внутреннее психологическое напряжение, активизировать мыслительный процесс, проявить творческие способности, имеющиеся у каждого ребенка.
Выводы. Развитое образное мышление необходимо в первую очередь учащимся как для полного усвоения знаний, так и для гармоничного развития личности, обеспечения ее ресурсами психологической устойчивости. Наиболее целесообразно использовать для этой цели занятия любыми видами творчества, но наиболее доступными являются занятия изобразительным и декоративно-прикладным искусством. Многоаспектность их проявляется в развитии у детей художественных, творческих навыков, пространственного воображения, фантазии, в возможности развития логики, повышения интеллекта. В процессе активной творческой практической деятельности обучающиеся активизируют свою любознательность, смекалку, самостоятельность, тем самым развивают образное мышление и собственный творческий потенциал.
Литература:
1. Бердяев, Н.А. Смысл творчества (Опыт оправдания человека). М. 1916. - 358 с.
2. Волкова Е.Н., Васильева С.В. Изучение субъективных факторов психологического благополучия одаренных подростков (психодиагностический комплекс)// Вестник Мининского университета.2019. Том 7, №3 [Электронный ресурса-URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-3-13 (Дата обращения: 10.11.2019).
3. Никитенков, С.А. Композиционное мышление как фактор творческого развития студентов художественно-графического факультета: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08. -Липецк, 2000. - 23 с.
4. Пиаже, Ж. Психология интеллекта - СПб.: Питер, 2003. - 192 с.
5. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1. М.: Просвещение, 2003. - 450 с.
6. Хотенцева И.А. Художественно-образное мышление как эстетико-педагогическая категория.). [Электронный ресурс]. - URL: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=3027 (Дата обращения: 10.11.2019).
Педагогика
УДК: 378.1
кандидат педагогических наук, доцент Тугулева Галина Витальевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
образования «Магнитогорский государственный университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ЗПР В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье раскрыты основные направления педагогической деятельности в процессе психолого-педагогического сопровождения детей с задержкой психического развития. Предполагается, что при интегрированной системе образования дошкольников с задержкой психического развития, не отягощенной нарушением мозговых структур, будут более продуктивны результаты комплексного психолого-педагогического сопровождения детей, включающего: диагностическую, коррекционно-развивающую, консультативно-просветительскую работу. Особое внимание уделено включению в педагогическую работу специальных коррекционно-развивающих мероприятий на развитие когнитивно -эмоциональной сферы и мелкой моторики детей, мультисенсорному развитию детей с различными особенностями восприятия. На эффективность сопровождения с детей с задержкой психического развития, воспитывающихся в системе инклюзивного дошкольного образования, влияет составление карт и программ индивидуального развития ребенка, которые вводятся и корректируются в период адаптации к дошкольному учреждению, а также работа с родителями по повышению педагогической и психологической культуры воспитания детей с в семье.
Ключевые слова: дети дошкольного возраста, психолого-педагогическое сопровождение, задержка психического развития, коррекционно-развивающая работа.
Annоtation. The article describes the main directions of pedagogical activity in the process of psychological and pedagogical support of children with delayed mental development. The authors believe that with an integrated system of education of pre-school children with a delay in mental development, not aggravated by a disorder of brain structures, the results of complex psychological support of children, including: diagnostic, corrective, developmental,