Научная статья на тему 'ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА КАК ОСНОВА ГАРМОНИЧНОГО ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ'

ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА КАК ОСНОВА ГАРМОНИЧНОГО ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / VISUAL PERCEPTION / СПОСОБНОСТИ / ABILITIES / ЦВЕТОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ / COLOR PERCEPTION / ОБРАЗНОЕ ВИДЕНИЕ / IMAGINATIVE VISION / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / CREATIVE THINKING / ПРОЦЕСС ТВОРЧЕСТВА / CREATIVE PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Катханова Юлия Федоровна, Дун Юэ

В большинстве работ методика развития творческого мышления и формирования гармоничного колористического видения у студентов рассматривается без комплексного подхода к определению и обоснованию элементов творческого видения и восприятия цвета. Рассмотренная проблема исследована в ракурсе подготовки условий обучения, способствующих развитию творческих способностей у студентов и управленияпроцессом художественного и творческого видения. Систематизация элементов художественно-творческого мышления и гармоничного восприятия цвета у студентов составляют основополагающую концепцию исследования. Процесс художественного творчестварассматривается какпроцесс мыслительной деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности, в конечном счёте новый продукт творчества. В статье даётся обоснование структуры проявлений элементов художественно-творческого мышления и гармоничного восприятия цвета у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE THINKING OF ARTIST-PEDAGOUGE AS THE BASIS OF HARMONIOUS COLOR PERCEPTION

In most works, the methodic of developing of creative thinking and the formation of a harmonious color vision for students is considered without a comprehensive approach to the definition and substantiation of elements of creative vision and color perception. The examined problem is investigated in the context of preparation of learning conditions that contribute to the development of creative abilities among students and the management of the process of artistic and creative vision. Systematization of elements of artistic-creative thinking and harmonious perception of color for students constitute the fundamental concept of research. The process of artistic creativity is seen as a process of thinking activity, creating qualitatively new material and spiritual values, ultimately a new creative product. In the article provides a substantiation of the structure of manifestations of elements of artistic and creative thinking and harmonious perception of color among students.

Текст научной работы на тему «ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА КАК ОСНОВА ГАРМОНИЧНОГО ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ»

6. Lomov S.P., Ignat'ev S.E., Kaimazina M.V. Izobrazitel'noe iskusstvo. 6 klass: Uchebnik dlya obshcheobrazovatel'nyh uchrezhdenij: v 2 ch. M., 2010.

7. Sokol'nikova N.M., Lomov S.P. Izobrazitel'noe iskusstvo. 2 klass: uchebnik. M., 2011.

8. Sm. napr.: Lomov S.P. Obrazovatel'naya obast' «Iskusstvo» v sisteme obshcheobrazovatel'nyh disciplin standartov vtorogo pokoleniya // Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana. 2010. №4(29) S.118-124.

9. Sm. napr.: Karev B.A., Martynova N.V. Problema differenciacii obrazovaniya i optimizacii vysshej professional'noj shkoly // Sovremennaya nauchnaya mysl'. 2013. №3. S.197-200.

10. Sm. napr.: Lomov S.P., SHin E.D. Cvetovye kompozicii v dizajnoobrazovanii (na osnove korejskih tradicionnyh cvetovyh kombinatorik) // Sovremennaya nauchnaya mysl'. 2013. №5. S.154-164.

11. Sm.: Lomov S.P., Lejfa A.V., Plutenko A.D. Perspektivy razvitiya vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya v Rossii: tendencii i riski // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika. 2015. №1. S.113-119.

ЧИСТОВ ПАВЕЛ ДМИТРИЕВИЧ - кандидат педагогических наук, декан факультета изобразительного искусства и народных ремесел Московского государственного областного университета.

ИГНАТЬЕВ СЕРГЕЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ - профессор кафедры методики преподавания изобразительного искусства Московского педагогического государственного университета.

CHISTOV, PAVEL D. - Ph.D. in Pedagogy, Associate Professor, Dean of the faculty of Fine arts and crafts, Moscow State Regional University (p-chistoif@mail.ru)

IGNATYEV, SERGEY E. - Doctor of Pedagogy, Professor, Department of Methods of Teaching Fine Arts, Moscow Pedagogical State University(ignatyev@mail.ru).

УДК 37.036:7.01

КАТХАНОВА Ю.Ф., ДУН ЮЭ ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА КАК ОСНОВА ГАРМОНИЧНОГО ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ

Ключевые слова: зрительное восприятие, способности, цветовое восприятие, образное видение, творческое мышление, процесс творчества.

В большинстве работ методика развития творческого мышления и формирования гармоничного колористического видения у студентов рассматривается без комплексного подхода к определению и обоснованию элементов творческого видения и восприятия цвета. Рассмотренная проблема исследована в ракурсе подготовки условий обучения, способствующих развитию творческих способностей у студентов и управления процессом художественного и творческого видения. Систематизация элементов художественно -творческого мышления и гармоничного восприятия цвета у студентов составляют основополагающую концепцию исследования. Процесс художественного творчества рассматривается как процесс мыслительной деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности, в конечном счёте новый продукт творчества. В статье даётся обоснование структуры проявлений элементов художественно-творческого мышления и гармоничного восприятия цвета у студентов.

KATHANOVA, Yu.F., DONG, YUE CREATIVE THINKING OF ARTIST-PEDAGOUGE AS THE BASIS OF HARMONIOUS

COLOR PERCEPTION

Keywords: visual perception, abilities, color perception, imaginative vision, creative thinking, creative process.

In most works, the methodic of developing of creative thinking and the formation of a harmonious color vision for students is considered without a comprehensive approach to the definition and substantiation of elements of creative vision and color perception. The examined problem is investigated in the context of preparation of learning conditions that contribute to the development of creative abilities among students and the management of the process of artistic and creative vision. Systematization of elements of artistic-creative thinking and harmonious perception of color for students constitute the fundamental concept of research. The process of artistic creativity is seen as a process of thinking activity, creating qualitatively new material and spiritual values, ultimately a new creative product. In the article provides a substantiation of the structure of manifestations of elements of artistic and creative thinking and harmonious perception of color among students.

В настоящее время особую актуальность приобретают исследования в области формирования художественно-творческого мышления у студентов, как личности и творца. Всё больше внимания уделяется необходимости разработки теоретических и методических основ реализации потенциала творческой деятельности посредством формирования профессионального восприятия цвета у художника-педагога в рамках учебного процесса.

При этом понятие «творческие способности» охватывает ряд таких взаимосвязанных компонентов, как творческий продукт воображения, художественное отношение к окружающей среде, эмоциональная интерпретация формы. К ним также относят такие специальные соматические способности, как моторные и зрительные способности. Условием реализации таких способностей к творческой деятельности и их особенностью при этом является участие таких психических процессов, которые связаны с восприятием, воображением, эмоциями, вниманием, зрительной памятью, образным мышлением и соматическими свойствами обучающихся.

В психологии процесс творчества рассматривается как акт созидания нового, нетрадиционного и нестандартного. Творческое мышление подразумевает креативность, способность отказа от стереотипов поведения и действий, что приводит к неожиданным результатам. Знание, стиль мышления, мотивация, личностные характеристики и окружающая среда являются компонентами процесса творчества.

Природой творческого мышления выступает синтез интеграции и систематизации знаний, предшествующего опыта эмоциональных переживаний и особенности психических свойств личности. Художественное творчество синкретично связано с эстетическим преобразованием окружающей среды и отвечает эстетическим потребностям людей. Развитие образного мышления, эмоциональное и ассоциативное сопереживание являются условием реализации художественного творчества. Продуктом такой творческой деятельности становится живописный образ, выраженный в виде произведения искусства в материальном объекте.

Критерий уровня способностей к творчеству человека зависит от уровня его возможностей сенсорной направленности, развитие и изменение которого происходит в процессе профессионального обучения. В исследованиях по психологии способности к творчеству есть результат проявлений психических свойств человеческой деятельности, к которым отнесены: богатство ассоциативного ряда, творческое воображение, образное видение, трудолюбие, память, внимание, интуиция, повышенная восприимчивость, импровизация, дивергентное мышление, эмоциональная отзывчивость, развитое творческое и креативное мышление, а также стремление к поиску нового.

В исследовании П.Г. Василенко структура элементов способностей к творчеству основана на принципе преобразования когнитивного содержания в эмоциональное. Она представлена в виде ассоциативных и эмоциональных восприятий, сенсомоторных качеств, а также способности к стилизации и декоративной интерпретации формы. Проблема формирования условий психологических, педагогических и методологических основ развития способностей к творческой деятельности у будущего художника-педагога может быть решена посредством организации учебного процесса, создания и поддержки творческой среды, ориентированной на внутреннюю мотивацию, а также развитие творческого потенциала личности.

Приведённая система оценки показателей критерия уровня развития творческих и художественных способностей у обучающихся в виде сравнительного анализа уровня их интерпретации художественного образа позволяет выделить основные элементы художественного и творческого мышления, участвующие в процессе подготовки результата творческой деятельности [5].

Предложенная П.Г. Василенко эффективная модель развития потенциала к творчеству обучающихся в рамках профессиональной подготовки актуальна в настоящее время и представляет интерес в рамках обеспечения условий раскрытия творческой свободы личности. Преимуществом указанного подхода является получаемый в конечном итоге продукт творческой деятельности, при котором окружающая среда становится непосредственным источником процесса творчества. В процессе творчества при этом «формируется целостная личность, соединяющая в себе и практическое и духовно-нравственное совершенствование» [5, с. 16].

Элементы художественно-творческого мышления (зрительная память, образное и ассоциативное мышление, эмоциональное и ассоциативное восприятие, стилизация и декоративная интерпретация, сенсомоторные качества и воображение, волевые качества личности) определяют качественный характер творческого продукта в виде образа воплощенного в материальный объект. В.С. Кузин в исследовании природы творческих способностей привёл структуру творческих способностей в сфере изобразительного искусства, которые представлены в виде ведущих проявлений, позволяющих реализовать творческий замысел [9]. Данный подход даёт возможность обосновать этапность возникновения, создания и преобразования творческого продукта.

Проблема исследования колористического видения и восприятия цвета в теории и экспериментальной практике представлена как научная дисциплина о цвете, раскрывающая физическую природу, физиологические, а также психологические свойства цвета. Цветовосприятие, как эстетическое явление, в различных теориях рассматривается в контексте эмоционального и сенсорного переживаний, ощущений цвета в виде ассоциативного ряда переживаний предшествующего опыта и информации о мире. Для достижения понимания процесса развития специальных умений и навыков эффективного колористического комбинирования, гармоничного цветовосприятия у студентов разработаны ряд научных методик, ориентированных на совершенствование содержания форм и средств обучения цветовидения в различных учебных заведениях.

С.И. Абишева в своей работе акцентирует внимание разработку дидактической установки студентов и на развитие образного художественного мышления. Образное мышление представлено в виде активной формы творческого отражения действительности, разнообразных ассоциаций по сходству, смежности и контрасту. Ассоциативная форма передачи художественных образов и сюжетов, как одна из форм восприятия процесса чувственного, эмоционального и сенсорного познания гармонии цвета в виде целостной композиции, выступает в виде синтеза эмоциональных и эстетических ощущений. Методика освоения образного восприятия цвета и воплощения его в художественных произведениях основана на процессе создания макета и модели объекта. Согласно представленной методике, развитие творческого потенциала у студентов в виде логического и образного мышления осуществляется при этом с учетом личностной и профессиональной их направленности [1].

Разработанная методика А.В. Новиковой колористической подготовки студентов в рамках образовательной программы направлена на диагностику уровня их колористического видения, способствует формированию гармоничного восприятия цвета у студентов, осуществлению интерпретации цветового решения объекта в виде творческого решения выражения красочного разнообразия окружающей среды. Автор акцентирует внимание на овладение профессиональными знаниями в области закономерностей цветовой гармонии, совершенствование умений и навыков колористического комбинирования, развитие колористического видения как «постановка глаза». Данный подход позволяет формировать творческий опыт в виде стилизованных художественных образов [10]. В исследовании проблемы вопросы синтеза творческого мышления и восприятия в виде стереотипизированных рефлекторных связей нашли отражение в работе Ю.Ф. Катхановой [6]. Влияние на цветовосприятие этнонациональных особенностей выделяет С.П. Ломов [7].

Процесс зрительного восприятия рассматривает Г.В. Беда, как результат эмоций и ассоциаций. Воздействие цвета при этом определяется как вид эмоционального переживания в воображении, одна из форм обработки зрительной информации [4].

Разработанная Е.Ф. Кузнецовым система учебно-методического подхода активизации визуального восприятия студентов, в рамках освоения дисциплины «изобразительное искусство», основана на умении профессионального преобразования, увиденного в художественный образ. При этом обучающийся осознанно и всесторонне синтезирует внутренние и внешние взаимосвязи изображаемого объекта для точной передачи его пластического своеобразия [8].

Метод Р.Н. Шайхулова развития живописного видения на занятиях «живопись натюрморта» основан на процессе, который эффективно проходит при активизации мыслительной деятельности обучающихся. Данный метод целенаправлен на глубокое изучение теории цвета, законов цветовой гармонии, развитие чувства цвета и восприятия цвета, художественного воображения и способность подчинять цветовые отношения творческим задачам [11].

Итак, гармоничное визуальное восприятие художественного образа становится результатом ассоциативного образа, который формирует целостное видение, оказывая эмоциональное влияние на человека. При этом происходит выделение смысловых связей и объединение их в целостный образ. Восприятие же целостного видения художественного образа построено на синтезе чувственного восприятия и предшествующего эмоционального опыта на уровне подсознания в виде объединения сходных элементов объекта по пространственным характеристикам и цветовому решению.

На основании комплексного методологического подхода определения и обоснования элементов творческого видения и гармоничного восприятия цвета в современной российской научной литературе разработана структура этапности проявлений элементов художественного и творческого мышления, а также гармоничного колористического восприятия.

1. Идентификация задачи:

постановка проблемы, определение средств развития творчества

Окружающая среда:

социальная, творческий климат

Цветоведение:

закономерности цве тообразования, цветовая кол ористика

2. Подготовка:

методика обучения, предметные знания, навыки и умения, предшествующий эмоционально-ассоциативный опыт

5. Результат, продукт

творческой

деятельности:

художественный образ, нестандартное решение

3. Создание:

творческая свобода, творческая мотивация, психологические \ процессы (зрительная память, образное видение, воображение, внимание, эмоции, интуиция, воля), соматические свойства личности

4. Преобразование:

дивергентное мышление, креативное мышление, верификация, проверка истинности

инкубация, созревание

Рис. 1 Схема теории творчества

На рис. 1 представлена схема теории творчества от идентификации задачи, создания и преобразования художественного образа до получения нового творческого продукта труда. Данная схема даёт наглядное представление об основных этапах процесса проявления элементов художественного и творческого мышления, условиях реализации способностей к творческой деятельности и влиянии действительности окружающей среды на результат творчества. Профессиональная подготовка студентов в рамках учебного процесса в области теории цветоведения, закономерностей формообразования цвета, основ композиции, а также

эмоциональных и выразительных свойств цветов позволяет активно развивать композиционное воображение, колористическое видение, художественное и творческое мышление и способствует формированию гармоничного восприятия цвета.

Таким образом, процесс формирования художественно-творческого мышления и гармоничного восприятия цвета у студентов обусловлен особенностями личности, её самосознанием и мировоззрением, осмысленностью и активностью, мыслительной деятельностью, наличием знаний, умений и навыков, интересов и убеждений, характером творческих способностей и т.д. Творческая среда, мотивация потребности в эмоциональной заинтересованности, психологические и педагогические условия развития художественных и творческих способностей определяют сам процесс творчества, итогом которого становится новый творческий продукт. Основным критерием такого творческого продукта является уникальность его результата.

Литература и источники

1. Абишева С.И. Формирование гармоничного цветовосприятия на занятиях по цветоведению (студентов начальных курсов архитектурно-дизайнерского факультета). Дисс. ... канд. пед. наук. М., 2007. 141 с.

2. Алексеева И.В. Развитие художественно-творческих способностей студентов к декоративно-прикладной деятельности. Автореф. дис. ...докт. пед. наук. М., 2005. 40 с.

3. Батюшков Ф.Д. Творчество // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. М., 1901.

4. Беда Г.В. Цветовые отношения и колорит: Введение в теорию живописи. Краснодар: Книжное издательство, 1967. 184 с.

5. Василенко П.Г. Развитие художественно-творческих способностей обучающихся изобразительному искусству в системе дополнительного образования. Дисс. ...канд. пед. наук. М., 2015. 184 с.

6. Катханова Ю.Ф. Развитие творческих способностей школьников и студентов художественно-графического факультета в графической деятельности. Дисс. ... докт. пед. наук. М., 1994. 503 с.

7. Ломов С.П., Шин Е.Д. Цветовые композиции в дизайнообразовании (на основе корейских традиционных цветовых комбинаторик) // Современная научная мысль. 2013. №5. С.154-164.

8. Кузнецов Е.Ф. Формирование визуального восприятия в изобразительной деятельности: на примере обучения студентов художественно-графических факультетов рисунку и живописи. Дисс. ... докт. пед. наук. Курск, 2008. 331 с.

9. Кузин В.С. Вопросы изобразительного творчества. М.: Просвещение, 1971. 143 с.

10. Новикова А.В. Совершенствование колористической подготовки будущих художников-педагогов в педвузе. Дисс. ... канд. пед. наук. Омск, 2006. 194 с.

11. Шайхулов Р.Н. Развитие живописного видения студентов начальных курсов художественных факультетов педагогических вузов. Дисс. ... канд. пед. наук. Омск, 2008. 123 с.

References and Sources

1. Abisheva S.I. Formirovanie garmonichnogo cvetovospriyatiya na zanyatiyah po cvetovedeniyu (studentov nachal'nyh kursov arhitekturno-dizajnerskogo fakul'teta). Diss. ... kand. ped. nauk. M., 2007. 141 s.

2. Alekseeva I.V. Razvitie hudozhestvenno-tvorcheskih sposobnostej studentov k dekorativno-prikladnoj deyatel'nosti. Avtoref. dis. ...dokt. ped. nauk. M., 2005. 40 s.

3. Batyushkov F.D. Tvorchestvo // EHnciklopedicheskij slovar' Brokgauza i Efrona. M., 1901.

4. Beda G.V. Cvetovye otnosheniya i kolorit: Vvedenie v teoriyu zhivopisi. Krasnodar: Knizhnoe izdatel'stvo, 1967. 184 s.

5. Vasilenko P.G. Razvitie hudozhestvenno-tvorcheskih sposobnostej obuchayushchihsya izobrazitel'nomu iskusstvu v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya. Diss. ...kand. ped. nauk. M., 2015. 184 s.

6. Kathanova YU.F. Razvitie tvorcheskih sposobnostej shkol'nikov i studentov hudozhestvenno-graficheskogo fakul'teta v graficheskoj deyatel'nosti. Diss. ... dokt. ped. nauk. M., 1994. 503 s.

7. Lomov S.P., SHin E.D. Cvetovye kompozicii v dizajnoobrazovanii (na osnove korejskih tradicionnyh cvetovyh kombinatorik) // Sovremennaya nauchnaya mysl'. 2013. №5. S.154-164.

8. Kuznecov E.F. Formirovanie vizual'nogo vospriyatiya v izobrazitel'noj deyatel'nosti: na primere obucheniya studentov hudozhestvenno-graficheskih fakul'tetov risunku i zhivopisi. Diss. ... dokt. ped. nauk. Kursk, 2008. 331 s.

9. Kuzin V.S. Voprosy izobrazitel'nogo tvorchestva. M.: Prosveshchenie, 1971. 143 s.

10. Novikova A.V. Sovershenstvovanie koloristicheskoj podgotovki budushchih hudozhnikov-pedagogov v pedvuze. Diss. ... kand. ped. nauk. Omsk, 2006. 194 s.

11. SHajhulov R.N. Razvitie zhivopisnogo videniya studentov nachal'nyh kursov hudozhestvennyh fakul'tetov pedagogicheskih vuzov. Diss. ... kand. ped. nauk. Omsk, 2008. 123 s.

КАТХАНОВА ЮЛИЯ ФЕДОРОВНА - доктор педагогических наук, профессор Московского

педагогического государственного университета.

ДУН ЮЭ - аспирант художественно-графического факультета МШУ

KATHANOVA, YULIYA F. - - Doctor of Pedagogy, Professor, Moscow Pedagogical State University. DONG, YUE - Ph.D. student, Artistic-graphic0 Faculty, Moscow Pedagogical State University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.