Научная статья на тему 'РОЛЬ НРАВСТВЕННОСТИ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ'

РОЛЬ НРАВСТВЕННОСТИ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
195
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОШКОЛЬНИК / НРАВСТВЕННОСТЬ / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лиханова Наталья Викторовна

В статье рассматривается взаимосвязь нравственного и экономического воспитания. Представлен теоретический обзор понятия нравственность, рассмотрены компоненты данного качества личности и методы воспитания и роль в формировании экономических представлений дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF MORALITY IN ECONOMIC EDUCATION OF PRESCHOOLERS

The article examines the relationship between moral and economic education, presents a theoretical overview of the concept of morality, examines the components of this personality quality and methods of nutrition and the role in the formation of economic ideas of preschool children.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ НРАВСТВЕННОСТИ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

УДК 37.013.46

РОЛЬ НРАВСТВЕННОСТИ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Лиханова Наталья Викторовна

аспирант,

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ),

г. Ростов-на-Дону, Россия E-mail: n. oleynick2013@yandex. ru

THE ROLE OF MORALITY IN ECONOMIC EDUCATION OF PRESCHOOLERS

Likhanova Natalia Viktorovna

graduate student, Rostov State University of Economics (RINH),

Rostov-on-Don, Russia E-mail: n. oleynick2013@yandex. ru

Аннотация. В статье рассматривается взаимосвязь нравственного и экономического воспитания. Представлен теоретический обзор понятия нравственность, рассмотрены компоненты данного качества личности и методы воспитания и роль в формировании экономических представлений дошкольников.

Abstract. The article examines the relationship between moral and economic education, presents a theoretical overview of the concept of morality, examines the components of this personality quality and methods of nutrition and the role in the formation of economic ideas of preschool children.

Ключевые слова, дошкольное образование, дошкольник, нравственность, нравственное воспитание, экономическое воспитание.

Keywords: preschool education, preschool child, morality, moral education, economic education.

В современном мире перед обществом остро стоит вопрос о нравственном воспитании детей. С самого раннего возраста ребенок сталкивается с огромным количеством информации, которая размывает рамки нравственных норм. А ведь моральная основа личности закладывается в раннем детстве и ее воспитание нельзя отложить на потом, что, к сожалению, происходит в настоящее время. Родители заняты карьерой, материальным благополучием, учебой и на ребенка порой не хватает времени. А если первоначальный нравственный опыт ребёнка окажется негативным, то исправить ситуацию впоследствии будет очень сложно. Педагогические сообщества заново пытаются понять, как привить современным детям нравственные качества. Актуальность данной темы в настоящее время огромна, так как в современном обществе при стремительном развитии экономических событий нравственные ценности молодежи часто заменяются стяжательством, эгоизмом и стремлением разбогатеть любой ценой. Речь идет о нравственности, как о порядочном взаимоотношении между людьми, взаимопомощи, поддержки и заботливых отношений, которые являются основой начальных форм чувства долга и ответственности, бережного отношения к личным и общественным ценностям. Дети не рождаются на свет нравственным или безнравственным, они становятся такими вследствие того, какая среда их окружает, и какое они получают воспитание. Опыт дошкольников в этом плане небогат, поэтому задача взрослых - создать ситуации, которые помогли бы ребенку обогатить свои знания правильными нравственно-экономическими привычками. Анализируя психолого-педагогическую, философскую,

экономическую, социологическую литературу можно проследить, что в последние годы нравственному воспитанию придается особое значение. Для того, чтобы систематизировать данную информацию сначала обратимся к определению понятий «нравственность» и «нравственное воспитание».

Еще в древней Греции Аристотель говорил о том, что «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека» [1].

В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores - нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а также само человеческое поведение (мотив поступка, результат деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)» [3 ].

В толковом словаре Ожегова С.И. аспект нравственности охарактеризован как внутренние и духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами [13].

В педагогическом энциклопедическом словаре термин «нравственность» представлен в виде: а) нравы как практикуемая форма поведения, б) мораль, закреплённая традицией и вековой привычкой, в) мораль на уровне её общественных проявлений [6].

Рассмотрев понятие «нравственность» с точки зрения философской и педагогической науки, можно сделать некоторый обобщенный вывод, в котором понятие «нравственность» выступает, на наш взгляд, как некие «рамки» правильного мышления и поведения. Но как эту нравственность воспитать в ребенке? Какие способы и методы используются при нравственном воспитании ребенка? Рассмотрим эти вопросы после определения понятия «нравственное воспитание» с точки зрения советских педагогов. В

педагогической литературе под нравственным воспитанием понимается целенаправленный процесс, при котором у дошкольников формируются высокое сознание и нравственные чувства, соответствующие принципам общественной морали [2, С. 371].

И.П. Подласый считает нравственное воспитание целенаправленным и систематическим воздействием на сознание, целью которого является формирование у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали [7].

По мнению Б.Т. Лихачева интересующий нас аспект звучит так: «нравственное воспитание связано с активным процессом отражения ребенком своих нравственных отношений и состояний, движущей силой которого является нравственное мышление как процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений и ситуаций» [4].

Как утверждал В.А. Сухомлинский, воспитывать нравственные качества личности нужно с самого раннего возраста, детей нужно учить «умению чувствовать человека». По словам великого педагога, чтобы ребенок излучал добро, его нужно учить доброте, добрым поступкам [11]. В своей школе педагог выстроил программу моральных привычек, которой дети могли руководствоваться в повседневной жизни: доводить начатое дело до конца; выполнять работу не как-нибудь, а только хорошо; никогда не перекладывать свою работу на других и не пользоваться плодами труда других людей; помогать старым, слабым, одиноким независимо от того, близкие это люди или «чужие»; согласовывать свои желания с моральным правом на удовлетворение желаний; согласовывать свои радости, удовольствия, развлечения с потребностями других людей; не скрывать своих предосудительных поступков, иметь мужество откровенно сказать о них тому, кому считаете необходимым сказать [12, с. 197].

Анализируя вышеперечисленные определения, можно понять, что нравственное воспитание - это целенаправленный процесс воздействия на

ребенка с целью привития ему нравственных качеств личности. Исходя из основной цели нравственного воспитания, реализуются следующие задачи:

- воспитание нравственных чувств. В основном они проявляются по отношению к самому себе, которые проявляются в виде совести, уверенности в себе, чувстве собственного достоинства. А также по отношению к другим детям, которые проявляются как сочувствие, доброта, отзывчивость.

- формирование навыков нравственного поведения. Дошкольники на основе взаимоотношений между собой формируют первичные навыки положительного взаимоотношения, вежливого обращения, которые в дальнейшем перерастают в привычки. А к старшему дошкольному возрасту эти привычки формируются в более сложные, которые проявляются в коллективных играх.

- формирование нравственного представления и мотива поведения. На конкретных примерах своих и чужих поступках дети узнают об общих моральных понятиях (вежливость, справедливость, скромность).

Для более эффективного формирования нравственных качеств у дошкольников следует использовать характерные методы и приемы. В.И. Логинова предлагает свои, которые основаны на активизации механизма нравственного развития. К ним относятся:

- методы стимулирования чувств и отношений (наказание, поощрение и пример взрослых);

- методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение);

- методы формирования нравственного сознания (этическая беседа, внушение или разъяснение) [2].

В.Г. Нечаева предлагает свою типологию методов нравственного воспитания, которая состоит из двух групп:

- в организации практического опыта общественного поведения при помощи метода приучений, показа действий, примера взрослых или других детей и метода организации деятельности;

- в формировании у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок в виде беседы, чтения художественных произведений, рассматривания и обсуждения картин, иллюстраций [5].

Но данные методы дают положительный результат в том случае, если будут выполнены определенные условия:

- гуманность использования метода (ребенок не должен быть унижен);

- реальность и осуществимость (реальная или исполнимая обещанная награда);

- предварительная подготовка условий и средств (наличие определенных материалов для реализации метода).

Рассмотрев классификацию методов можно сделать вывод о том, что данные методы доступны возрастным особенностям дошкольников, а их комплексное использование поможет успешно решать задачи нравственного воспитания дошкольников.

Отметим то, что экономическое воспитание дошкольников тесно связано с понятием «нравственность». И в дошкольном возрасте, когда происходит процесс формирования основных индивидуально -психологических особенностей, создаются предпосылки формирования социально-нравственных качеств личности. И задача педагогов состоит в том, чтобы научить ребёнка «участвовать в экономических отношениях, ориентируясь на общепринятые моральные нормы».

О том, что нравственность является частью экономического воспитания, подтверждают в своих научных работах Васильев Ю.К., Сасова И.А., Шемякин Б.П. А необходимость воспитания бережливости, экономности, рациональности, деловитости в дошкольном возрасте наиболее актуальна. Поэтому, говоря о важности воспитания качеств, соответствующих образу «человек - хозяин», необходимо отметить линию взаимосвязи экономического и нравственного воспитания.

В своих трудах Шатова А.Д. впервые подняла вопрос о нравственном воспитании детей, ссылаясь на трактовку этого понятия Амендом А.Ф, который

попытался объединить два вида воспитания, переформировав его в личностное качество, которое звучит как нравственно-экономическая воспитанность. Нравственно-экономическая воспитанность выражается в интеграции экономического поведения с общепринятыми моральными нормами, а также в готовность достижения личных экономических целей, опираясь на нравственные ценности [14].

В трудах Рябининой Н.П. понятия «бережливость, экономность, деловитость, расчётливость, предприимчивость и другие качества человека как носителя экономических отношений и производительной силы должны трансформироваться в социально-психологические и нравственные качества. Тем самым будет обеспечиваться единство экономического образования и нравственного воспитания. Появление экономически грамотного и нравственно устойчивого поколения обеспечит нравственный иммунитет к влиянию негативных факторов социальной среды и социальную стойкость» [9, с. 19].

К нравственным качествам личности дошкольника, которые являются основой при формировании экономических знаний и навыков, можно отнести:

- бережливость, которая выражается в виде сохранения государственного, общественного, семейного, личного имущества, экономии материалов и средств. Примером может послужить отношение дошкольников к книгам в книжном уголке, которые при рассматривании картинок аккуратно перелистывают, не загибая страницы. На занятиях по лепке, дети экономно расходуют пластилин, а занимаясь по ИЗО-деятельности, они аккуратно расходуют краски и бумагу. Концепт «бережливость» еще можно назвать рачительным отношением к материальным и духовным ценностям и умением целесообразно использовать эти ценности;

- ответственность, выражающаяся в развитии способности отвечать за свой поступок. Данное качество личности распространено на всю деятельность ребенка, которая осуществляется в условиях свободного выбора. Формирование осуществляется в результате требований, предъявляемых к личности, которые в дальнейшем становятся основой мотивации поведения

ребенка. Дежурство по столовой - яркий пример, когда проявляется ответственность дошкольника;

- деловитость, проявляется в четкости и организованности в работе, в умении находить более рациональный путь и способ ее реализации, в достижении проставленных целей. Деловитость выражается в настойчивом и последовательном изготовлении поделки на занятии по аппликации. Придумывая из геометрических фигурок узор для платочка, ребенок продумывает каждый свой шаг в реализации поставленной цели;

- предприимчивость - качество личности, которое характеризуется как энергичность, изобретательность, практичность в решении поставленной задачи. Выражение такого качества личности можно проследить в выборе роли в предложенной педагогом игре или в построении башни на занятиях по конструированию.

Систематизировав знания о нравственных качествах личности дошкольника, приходим к мнению, что в работе по воспитанию данных качеств прослеживается личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога с дошкольниками.

Анализируя программы дошкольного образования, приведем примеры тех, в которых основной задачей является воспитание бережливости, деловитости и экономности.

Так, в парциальной образовательной программе дошкольного образования «5 шагов знакомства старших дошкольников с инструментами бережливого мышления» («Азбука бережливости») под редакцией Ю.А. Богомолова, Е.П. Сбитнева, Л.В. Серых в образовательной области «Познавательное развитие» одной из задач является развитие у ребенка таких предпосылок как бережливость, экономность, рациональность, деловитость, расчётливость [10].

Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности», авторами которой являются Шатова

А.Д., Аксенова Ю.А., Кириллов И.Л., Давыдова В.Е., Мищенко И.С. выдвигают основную задачу как признание авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие, щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие [8].

Изучив данные образовательные программы можно определить, что главная задача экономического воспитания состоит в формировании у дошкольников опыта нравственного поведения, полученного в результате приобретения экономических знаний, которые при помощи неоднократных повторений и закреплений в практической деятельности плавно перерастут в ожидаемое поведение.

По мнениям Шатовой А.Д., Смоленцевой А.А., Курак Е.А. необходимо тесное сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи, которую необходимо посвящать в работу по нравственно-экономическому воспитанию. Семья, опираясь на положение ст. 63 Семейного кодекса, является ведущим институтом воспитания, а дошкольное учреждение «продолжением жизни ребенка в семье», и если родители своим примером будут показывать экономное расходование водных и энергоресурсов, бережное отношение в пользовании бытовыми вещами, то ребенок в семье научится продлевать жизнь своим вещами и игрушкам, а в будущем сумеет с наименьшими затратами достигать наилучших результатов.

Таким образом, исследовав понятие нравственности и ее значение в экономическом воспитании дошкольников, подведем итог. В настоящее время создаются и реализуются новые парциальные образовательные программы по экономическому воспитанию, включающие в себя формирование нравственных качеств личности. Дошкольный возраст с его активной экономической социализацией является сенситивным для нравственного становления личности. И если нравственному воспитанию придать более упорядоченный и технологичный характер при помощи моделирования всего воспитательного процесса, то результат будет прослеживаться не только в моральном облике дошкольника как гражданина страны, но и в успешном формировании

экономических представлений, которые в дальнейшем повлияют на всю экономику страны в целом, так как при появлении экономически грамотного и нравственно устойчивого поколения создается нравственный иммунитет к влиянию негативных факторов социальной среды и социальная стойкость.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аристотель. Сочинения в 4-х томах. - М: Мысль, 1984. - Т. 4. -

830 с.

2. Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой: в 2 т. - М.: Просвещение, 1998. - С 134, 371.

3. Краткий словарь по философии / Азаров Н.И., Айзикович А.С., Аникеев Н.П. и др. / под общ. ред. И.В. Блауберга, И.К. Пантина. - 4-е изд. -М.: Политиздат, 1982. - 431 с.

4. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б.Т. Лихачев. - М.: Прометей, 2006. - 194 с.

5. Нравственное воспитание в детском саду / В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Р.И. Жуковская и др. / под ред. В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой. -2-е изд. испр. и доп. - М.: Просвещение, 1978. - 254 с.

6. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - 3-е изд., стер. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2009. - 527 с.

7. Подласый И.П. Педагогика: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений / И.П. Подласый. - М.: Просвещение, 1996. - 349 с.

8. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5-7 лет «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» / Шатова А.Д., Аксенова Ю.А., Кириллов И.Л., Давыдова В.Е., Мищенко И.С. - М.: Банк России, 2018. - 28 с.

9. Рябинина Н.П. Педагогические условия экономического воспитания учащихся старших классов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 1984. - С. 19.

10. Серых Л.В. 5 шагов знакомства старших дошкольников с инструментами бережливого мышления / Л.В. Серых, Ю.А. Богомоловой, Е.П. Сбитневой. - Белгород: БелИРО, 2019. - 50 с.

11. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения /

B.А. Сухомлинский. - М.: Высшая школа, 2007. - 276 с.

12. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. - М.: Прогресс, 1971. -

C. 197.

13. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова; Российская АН, Ин-т рус. яз., Российский фонд культуры. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Азъ, 1994. - 907 с.

14. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников: учеб.-метод. пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 256 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.