УДК 372 ББК 74.102
Л.Н. Галкина
формирование социально-экономических качеств у детей дошкольного возраста
В связи с введением ФГОС дошкольного образования большое значение отводится социальному развитию детей дошкольного возраста. Именно в дошкольном возрасте происходит приобщение ребенка к социальному опыту, накопленному предыдущими поколениями в разных сферах человеческой деятельности. В статье рассматриваются положения, связанные с основополагающей сферой существования человечества, с экономической сферой и связанными с ней ценностными аспектами. Рассматриваются возможности социализации ребенка в мире экономики с учетом формирования социально-экономических качеств. Выявлены особенности и механизм приобщения детей к традициям, деятельности, в ходе которых появляется стремление к проявлению таких качеств, как трудолюбие, ответственность, бережливость, экономность.
Ключевые слова: ценности и ценностные ориентации, формирование социально-экономических ценностей у детей дошкольного возраста, социально-экономические качества, трудолюбие, ответственность, бережливость, экономность.
L.N. Galkina
the formation of socio - economic qualities in preschool children
In connection with the introduction of FGOS pre-school education, special attention is given to the social development of children of preschool age. It is during the preschool age that the children are introduced to the social experience accumulated by previous generations in different fields of human activity. The article discusses the provisions related to the fundamental sphere of human existence, with the economic environment and related value aspects. It discusses the possibilities of socialization of the child into the world economy through the development of socio-economic qualities. Peculiarities and mechanism of introducing children to the traditions, activities in which appears the desire for the manifestation of such qualities as diligence, responsibility, thrift, thriftiness are revealed.
Key words: values and value orientations, formation of socio-economic values among preschool children, socio-economic qualities, diligence, responsibility, thrift, thriftiness.
I
В настоящее время проблема экономического образования связана не только с накоплением экономических знаний, но прежде всего с социализацией подрастающего поколения в постоянно меняющихся экономических реалиях. Очевидной становится необходимость в гражданах, обладающих современным экономическим мировоззрением с установкой на ценностные ориентиры в области экономики, социально-экономические потребности и качества личности, которые бы не противоречили общественным нормам и личной материальной заинтересованности [1].
Понятия «ценности», «ценностные ориентации» были отражены в работах Э. Гартмана, П. Лапи, которые связывали ценности с мировоззрением личности и отношением субъекта к предмету ценностей. В социологических исследованиях изучение ценностных ориента-ций рассматривались в работах Л.Н. Галкиной, О.М. Зотовой, Н.Л. Худяковой и др., а психологический аспект ценностных ориентаций рассмотрен в работах М.И. Бобневой, Л.И. Божович, Р.С. Буре, О.Г. Дробницкого и др. Однако понятие «ценность» характеризуется смысловыми особенностями:
• основа личности, обеспечивающая развитие;
• общественный идеал (общечеловеческие, конкретно-исторические);
• интересы, потребности, задатки, благодаря которым можно определить приоритеты ценностей в жизни как человека, так и общества в целом:
• основа фундамента всякой человеческой культуры;
• направленность личности, позволяющая реализовать собственную активность в профессиональной деятельности;
• оценочно-ориентировочная сторона деятельности человека, позволяющая человеку осуществлять выбор;
• система ценностных предпочтений, способствующих реализации жизненного маршрута, амбиции, поведение человека в семье, в обществе с опорой на социально-экономические качества [2; 9].
Все выделенные нами особенности связаны прежде всего с общечеловеческими ценностями, которые мы рассматриваем с позиции общей идеологии, которая позволяет людям вне зависимости от их происхождения, национальной культуры достигать общие цели, решать экономические проблемы таким образом, чтобы это решение было благом для всех.
По нашему мнению, ценности фиксируют то, что является самым важным для общества, для личности. Ценности определяют характеристику общества, приоритеты каждого человека. Поэтому воспитание подрастающего поколения должно быть связанно с формированием ценностей подрастающего поколения, связанных с формированием способов поведения и деятельности, характерных и традиционных для того общества, в котором они живут.
Появление социально-экономических ценностей происходит в процессе освоения детьми качеств, с помощью которых он социализируется. Развитие ценностного мира ребенка происходит в результате усвоения личностных систем ценностей, которые характеризуются значимостью, универсальностью для всего общества [1].
Взаимодействуя с миром, каждый человек выбирает различные ценности. Поэтому, определяя цели воспитания, мы должны сосредоточить свое внимание на возникновение у детей стремления быть трудолюбивым, бережливым, самостоятельным и т.д. [7].
Проблема формирования социально-экономических ценностей у детей, на наш взгляд, недостаточно изучена, несмотря на то, что тема нравственности в области экономики рассматривалась в работах Л.Н. Галкиной, А.Д. Шатовой и др.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет отметить особое отношение к нравственности, нравственному поведению, нравственным качествам в экономике, однако мы можем отметить недостаточное обоснование связи с формированием социально-экономических качеств у детей.
Чаще всего экономическое воспитание связывалось с необходимостью воспитания детей в труде, бережливого отношения к результатам труда, уважения к любому общественно полезному труду. Об этом свидетельствуют работы Я.А. Каменского, Ж.Ж. Руссо и И.Г. Пе-сталоцци, отмечавших необходимость приобщения детей к труду, позволяющему добиваться материального достатка и общественного одобрения.
Отечественные педагоги, такие как А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский, указывали на необходимость формирования у детей таких качеств, как трудолюбие, бережливость, деловитость, экономность, способность рационально относиться к материальным и духовным ценностям, созданными и накопленными предшественниками [10].
В современных исследованиях Р.С. Буре, Н.Л. Беляевой, Л.Н. Галкиной и др. подчеркивается необходимость формирования таких качеств, которые бы отражали социально-экономическую направленность личности ребенка и были связаны с трудолюбием, бережливостью, экономностью, деловитостью, предприимчивостью. В их работах обращается внимание на то, что у детей необходимо формировать такие социально-экономические качества, которые бы
го
Ь
го ^
со
о са
о х
-О
о
3
о
4
>s ф
I-
ф
ей I-
о ф
т
го ^
о ф
т
о
X
о
m
О X -О
с; го
s ^
о о
X
го ей о
О
В
I
позволили ребенку принимать участие в экономических отношениях, ориентируясь на общепринятые моральные нормы в социуме [1; 11]. В этой связи под социально-экономическими качествами мы понимаем качества личности, связанные с этическими нормами, правилами поведения, которые позволяют принимать участие в трудовой деятельности, с учетом ориентации на общепринятые моральные нормы экономического характера. Необходимость формирования социально-экономических качеств у детей в дошкольном возрасте обуславливается стандартизацией дошкольного образования, приобщением детей к моральным и духовным ценностям с учетом социализации.
Однако, как показывает опыт работы, анализ психолого-педагогической литературы и научных исследований С.М. Котляровой, В.И. Логиновой, Л.И. Сайгушевой, Д.В. Сергеевой, А.Г. Ту-легеновой, проблема связи социализации ребенка через освоение экономических отношений рассматривалась только с позиций трудового воспитания [1; 10].
Несмотря на то, что доказана необходимость дошкольного экономического образования, его возможности, реализации в дошкольной образовательной организации (исследования А.Д. Шатовой, А.А. Смоленцовой, Л.Н. Галкиной и др.) в период с 2014 по 2016 год наблюдалась недостаточная активность и интерес со стороны дошкольной образовательной организации к данной проблеме. Скорее всего, это объясняется развитием мирового финансового кризиса. Однако в связи с изменениями в экономической политике страны вновь актуальной становится проблема экономического образования личности, обладающей сформированными социально-экономическими качествами, способной действовать в согласии с объективно существующими экономическими закономерностями.
Как показывают результаты наших исследований, на сегодняшний день одной из самых актуальных проблем является социализация ребенка, связанная с формированием социально-экономических качеств, таких как: трудолюбие, ответ-
ственность, экономность, бережливость, расчетливость и др. [1].
Наиболее глубоко проблемы взаимосвязи экономического, нравственного воспитания ребенка отражены в исследованиях А.Д. Шатовой. В ее работах подчеркивается нравственный характер качеств, связанных с правилами рациональности, трудолюбия, бережливости [10].
Заслуга исследований А.Д. Шатовой состоит в том, что она рассмотрела возможность экономического образования детей дошкольного возраста с учетом интеграции нравственного, трудового, экономического аспектов в процессе социализации [10].
Формирование таких социально-экономических качеств, как бережливость, экономность, рациональность, деловитость, расчетливость, по нашему мнению, является одним из важнейших условий развития ценностных ориен-таций у ребенка, способствующих экономической социализации. Исходя из психологических особенностей детей дошкольного возраста, возникает необходимость формирования социально-экономических качеств уже с пяти лет, то есть со старшего дошкольного возраста (Л.А. Венгер, Н.И. Лисина, Л.Ф. Обухова, Т.А. Репина и др.) [4]. В то же время речь идет лишь о формировании стремления к овладению социально-экономическими качествами.
Чтобы сформировать представления о социально-экономических качествах у детей и более того, стремление к их овладению, необходимо выявить механизм того, как формируются социально-экономические качества.
Данный механизм является общим как для формирования нравственных ка-честв,такидляформированиясоциально-экономических качеств. Поэтому важно вначале сформировать представление о сущности качества, его необходимости, пользе качества, как для самого человека, так и общества в целом, то есть социальной необходимости. Затем сформированные представления и чувства необходимо апробировать в специально-созданной образовательной ситуации, предполагающей практическую реали-
зацию социально-экономического качества в повседневной и трудовой деятельности, во взаимодействии детей друг с другом [4].
В этой связи очень важно сформировать ценностные отношения не только к окружающим предметам, социально-экономическим качествам, но и к желанию трудовой активности, которая со временем может быть связана с предпринимательской деятельностью. Это обусловлено прежде всего тем, что в настоящее время существует мнение о том, что предпринимательская деятельность не соответствует моральным нормам. Предприниматель воспринимается как человек, наживающийся за счет других. Негативные высказывания в адрес предпринимателей формирует у детей ошибочное представление о предпринимательской деятельности. В этой связи возникает необходимость формирования у ребенка представления о том, что предприниматель - это предприимчивый, трудолюбивый, решительный, умный человек, способный организовать новое дело, приносящий пользу и себе и людям, что очень важно для экономики страны и общества в целом [2]. Важно показать социальные примеры предпринимательской деятельности, ведущей к экономической стабильности, развитию отечественного производства, росту рынка труда, благосостояния населения. К тому же в психологической характеристике предпринимателей в полной мере отражаются социально-экономические качества, приносящие пользу как самому предпринимателю, так и другим членам общества [1].
Естественно то, что сам ребенок не может оценить необходимость владения тем или иным социально-экономическим качеством, поэтому роль «социального проводника» выполняют педагоги и родители [1]. В этой связи возникает необходимость выделения основных этапов формирования социально-экономических качеств у детей, среди которых:
1. Мотивационно-познавательный
этап обеспечивает эмоциональное стимулирование и развитие познавательно-
го интереса к социально-экономическим качествам:
• формирование готовности восприятия познавательного содержания (введение сказочных персонажей, дидактических игр, использование ярких наглядных пособий и занимательного материала) [5; 10];
• выстраивание вокруг познавательной информации игрового сказочного сюжета;
• использование занимательного материала, игровых ситуаций, проблемных вопросов и задач.
2. Познавательно-деятельностный
этап формирования социально-экономических качеств, предполагает организацию познавательной деятельности с использованием наглядных, словесных, игровых, практических методов.
При выборе методов, мы опирались на исследования А.Д. Шатовой, А.А. Смо-ленцевой, Е.В. Смирновой, М.И. Милев-ской, О.В. Дыбиной и др. Особое внимание уделяли словесным, практическим, наглядным и игровым методам в разных видах детской деятельности:
• в процессе восприятия художественной литературы, в частности народных и авторских сказок, которые позволяют выразить положительное отношение к находчивости, трудолюбию, бескорыстию, в то же время осудить чрезмерное корыстолюбие и жадность. Способствуют воспитанию уважения к труду, бережливости, экономности, расчетливости, предприимчивости [3; 6; 8];
• организация продуктивной деятельности, предполагающей выработку практических умений по созданию продуктов труда, непосредственно связанных с расчетливостью, бережливостью и экономностью;
• включение детей в разные виды трудовой деятельности (самообслуживание, труд в природе, ручной труд) [7];
• организация работы в процессе познавательно-исследовательской деятельности (проблемная ситуация, коллекционирование, экспериментирование) [1; 11];
• логические задачи на определение социально-экономического каче-
го
Ь
го ^
со
о са
о х
-О
о
3
о
4 d ф
I-
ф
о
X
о
m
О X -О
го ^
о о
X
го
CÜ
о
О
В
ства («Маша носила несколько лет свои ленточки, а выглядели они как новые» -бережливость; «Мама выключала воду, как только заканчивала обработку овощей» - экономность; «Дедушка так хорошо продумал свою работу, рассчитал необходимые материалы, затраты, что получил в два раза больше урожай за одно и то же время» - расчетливость);
• игровая деятельность, позволяющая организовать игры-путешествия в прошлое предметов, экономическую деятельность человека, связанную с примерами бережливого и экономного использования продуктов труда [6; 8].
3. Рефлексивно-коррекционный этап формирования социально-экономических качеств осуществляется в процессе наблюдения за социальным развитием детей:
• качество усвоения познавательного материала (кого можно назвать трудолюбивым?);
• уровень сформированности у ребенка социально-экономического качества в процессе деятельности детей;
• особенности взаимодействия детей (наблюдение за взаимоотношениями педагога и детей, детей друг с другом, в ходе которых проявляется стремление к трудолюбию, бережливости, экономности, деловитости, самостоятельности, расчетливости);
• уровень индивидуального стремления к проявлению трудолюбия, бережливости, экономности, деловитости, самостоятельности, расчетливости, ответственности);
• уровень готовности к рефлексивной деятельности: самоанализ, самоконтроль, адекватная самооценка результатов своей деятельности, ответственность за результат и последствия своих поступков, социально-ценностная мотивация, способность получать удовлетворение от деятельности [1].
Необходимым условием реализации задач, связанных с формированием социально-экономических качеств в дошкольной образовательной организации, является развивающая предметно-пространственная среда, которая отражает специфику работы в центрах:
• занимательно-информационный центр предполагает насыщение среды произведениями художественной литературы экономического содержания для детей дошкольного возраста [5];
• деятельностно-игровой центр должен быть оснащен наборами различных материалов, инструментов для обеспечения технологического процесса по приготовлению пищи, ремонту одежды, книг (модели денежных знаков, различных видов валюты, ценников, товаров и др.) в игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской, трудовой деятельности [1; 10].
В то же время в процессе формирования социально-экономических качеств необходимо обеспечить взаимодействие с семьями воспитанников, которое в полной мере является источником проявления традиций, привычек, деятельности, взаимодействия в процессе ведения домашнего хозяйства, что является безусловным примером проявления таких качеств, как трудолюбие, ответственность, бережливость, экономность [1; 4].
В целом процесс формирования социально-экономических качеств характеризуется опорой на детский опыт, использование социально-экономических примеров как в детском саду, так и в повседневной деятельности детей, в условиях семьи воспитанников [11].
В заключение хотелось бы отметить, что процесс формирования социально-экономических качеств очень важен именно в дошкольном возрасте, который обеспечивает социализацию ребенка в мире экономических отношений с позиции пользы, морали и этики.
Библиографический список
то 1. Галкина, Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста [Текст]: учеб. пособие
§ / Л.Н. Галкина. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. - 112 с.
^ 2. Гордеева, Н.П. Биопедагогическое обоснование трудовой предпринимательской деятельно-
сти школьников [Текст] / Н.П. Гордеева, Н.А. Томин. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, ^ 2005. - 374.
3. Дыбина, О.В. Играем вместе с детьми [Текст] / О.В. Дыбина, Е.А. Сидякина, Н.П. Паленова; под ред. О.В. Дыбиной. - Тольятти: ТФСамГПУ, 2001. - 89 с.
4. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Текст]: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / под ред. А.Г. Гогоберидзе. - СПб.: Питер, 2013. - 464 с.
5. Кнышова, Л.В. Экономика для малышей или как Миша стал бизнесменом [Текст] / Л.В. Кны-шова, О.И. Меньшикова, Т.Л. Попова. - М.: «Педагогика - Пресс», 1996. - 128 с.
6. Курак, Е.А. Экономическое воспитание дошкольников [Текст] / Е.А. Курак. - М.: Сфера, 2002. - 80 с.
7. Меньшикова, О.И. Экономика детям большим и маленьким [Текст] / О.И. Меньшикова, Т.А. Попова. - М.: Педагогика-Пресс, 1994. - 272 с.
8. Непрерывная экологическая и экономическая подготовка молодежи: сб. научных трудов [Текст] / под общ. ред. А.Ф. Аменда, А.А. Саламатова, А.А. Горчинской. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2009 - 439 с.
9. Смоленцева, А.А. Введение в мир экономики [Текст] / А.А. Смоленцева. - СПб.: Детство-Пресс, 2001. - 176 с.
10. Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников: учебно-методическое пособие / А.Д. Шатова. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 256 с.
11. Экономика для детей [Текст]: методическое пособие / сост. Л.Н. Галкина. - Челябинск: Цицеро, 2013. - 112 с.
References
1. Galkina L.N. Economic education of children of preschool age. Chelyabinsk: Izd-vo Chelyab. Gos. ped. unta, 2015. P. 112 . [in Russian].
2. Gordeeva N.P., Tomin N.A. Biopathological justification of the employment the entrepreneurial activities of students. Chelyabinsk: Izd-vo Chelyab. Gos. ped. un-ta, 2005. P. 374. [in Russian].
3. Dubina O.V., Sidyakina E.A., Palenova N.P. Play with the children. Ed. By O.V. Dubinas. Togliatti: Tsangpo, 2001. P. 89. [in Russian].
4. Pedagogy the basics of the methods upbringing and education: Textbook for universities. The standard of the third generation. Ed. by A. G. Gogoberidze. SPb.: Piter, 2013. P. 464. [in Russian].
5. Knyshova L.V., Menshikova O.I., Popova T.L. Economicsfor kids or how Misha became a businessman. M.: "Pedagogika - Press", 1996. P. 128. [in Russian].
6. Kurak E.A. The Economic education of preschool children. M.: Sfera, 2002. P. 80. [in Russian].
7. Menshikova O.I., Popova T.A. Economics of children big and small. M.: Pedagogika- Press, 1994. P. 272. [in Russian].
8. Continuous environmental and economic training of young people: collection of scientific works. Ed. by A.F. Amenta, A. A. Salamatov and A. A. Gorchinskiy. Chelyabinsk: Izd-vo Chelyab. Gos. ped. un-ta,, 2009. P. 439. [in Russian].
9. Smolentseva A.A. Introduction to the world economy. SPb.: Detstvo-Press, 2001. P. 176. [in Russian].
10. Shatova A.D. Economic education for preschool childrenl. M.: Pedagogical society of Russia, 2005. P. 256 [in Russian].
11. Economics for children: Methodical manual. Ed. L.N. Galkina. Chelyabinsk: Cicero, 2013. P. 112. [in Russian].
Сведения об авторах: Галкина Людмила Николаевна,
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории, методики и менеджмента дошкольного образования, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: [email protected]
Information about the author: Galkina Lyudmila Nikolaevna,
Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor, Department of Theory, Methods and Management of Pre-School Educatioon, South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
ra
Ь
ro ^
to
о ca
о
X .0
о
3
о
4 s ф
I-
ф
о
X
о
m ¿
X -О
га
s ^
о о
X
го
CÛ
о
о В