Научная статья на тему 'РОЛЬ НЕЙРОСЕТЕЙ В МАРКЕТИНГОВОМ ПРОДВИЖЕНИИ КОМПАНИИ НА B2C РЫНКЕ'

РОЛЬ НЕЙРОСЕТЕЙ В МАРКЕТИНГОВОМ ПРОДВИЖЕНИИ КОМПАНИИ НА B2C РЫНКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
296
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
нейросети / искусственный интеллект / машинное обучение / интеграция / маркетинг / коммуникации / инструмент / цифровая автоматизация. / neural networks / artificial intelligence / machine learning / integration / marketing / communications / tool / digital automation.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бурханов Тимур Русланович, Кошель Владимир Андреевич

Статья посвящена исследованию роли и значимости нейросетей и искусственного интеллекта (ИИ) в продвижении компании на B2C рынке. Прокомментированы понятия «искусственный интеллект», «нейросеть», принципы работы и области применения рассматриваемых технологий в маркетинговых коммуникациях. Перечислены компании, разработавшие наиболее известные нейросети в России и мире, а также возможности нейросетей на сегодняшний день. Проанализированы некоторые кейсы внедрения ИИ в маркетинговые кампании организаций и показана практическая значимость интеграции ИИ в маркетинговые коммуникации. Цифровая автоматизация охарактеризована как основной тренд развития нейронных сетей в маркетинге. Научная новизна исследования заключается в изучении практической пользы от интеграции нейросетей и ИИ в маркетинговые коммуникации компании

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бурханов Тимур Русланович, Кошель Владимир Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Neural Networks Role in Company’s Marketing Promotion on the B2C Market

The article is devoted to the study of the role and significance of neural networks and artificial intelligence (AI) in the promotion of the company on the B2C market. The concepts of «artificial intelligence», «neural network», operation principles and application areas of the considered technologies in marketing communications are commented. The companies that have developed the most famous neural networks in Russia and the world are listed, as well as the possibilities of neural networks today. Some cases of AI implementation in marketing campaigns of organizations are analyzed and the practical significance of AI integration in marketing communications is shown. Digital automation is characterized as the main trend of neural networks development in marketing. The scientific novelty of the research is to study the practical benefits of integrating neural networks and AI into a company’s marketing communications.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ НЕЙРОСЕТЕЙ В МАРКЕТИНГОВОМ ПРОДВИЖЕНИИ КОМПАНИИ НА B2C РЫНКЕ»

Статья посвящена исследованию роли и значимости нейросетей и искусственного интеллекта (ИИ) в продвижении компании на В2С рынке. Прокомментированы понятия «искусственный интеллект», «нейросеть», принципы работы и области применения рассматриваемых технологий в маркетинговых коммуникациях. Перечислены компании, разработавшие наиболее известные нейросети в России и мире, а также возможности нейросетей на сегодняшний день. Проанализированы некоторые кейсы внедрения ИИ в маркетинговые кампании организаций и показана практическая значимость интеграции ИИ в маркетинговые коммуникации. Цифровая автоматизация охарактеризована как основной тренд развития нейронных сетей в маркетинге. Научная новизна исследования заключается в изучении практической пользы от интеграции нейросетей и ИИ в маркетинговые коммуникации компании.

Ключевые слова: нейросети; искусственный интеллект; машинное обучение; интеграция; маркетинг; коммуникации; инструмент; цифровая автоматизация.

УДК 339.138

DOI: 10.24412/2071-3762-2023-12318-4-10

роль нейросетей в маркетинговом продвижении компании

на b2c рынке

Бурханов Тимур Русланович,

бакалавр 4-го курса, Высшая школа креативных индустрий, Российский экономический университет

имени Г. В. Плеханова; г. Москва, Россия, Стремянный пер., д. 36

Deostd@yandex.ru

https://orcid.org/0009-0006-2647-4353

Кошель Владимир Андреевич,

кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры рекламы, связей с общественностью и дизайна, Российский экономический университет имени. Г. В. Плеханова; г. Москва, Россия, Стремянный пер., д. 36 logikaistorii@yandex.ru https://orcid.org/0000-0003-3980-6856

Введение (Introduction)

Мир стремительно меняется, и с наступлением 20-х годов 21 века это ощущается всё сильнее. Это подтверждает и Билл Гейтс, основатель Microsoft, которая в настоящее время является одной из наиболее продвинутых компаний в сфере развития искусственного интеллекта. Он заявил: «Развитие искусственного интеллекта столь же фундаментально, как создание микропроцессора, персонального компьютера, Интернета и мобильного телефона. Это изменит то, как люди работают, учатся, путешествуют, получают медицинскую помощь и общаются друг с другом. Целые отрасли промышленности будут переориентироваться вокруг этого. Компании будут отличаться тем, насколько хорошо они это ис-

пользуют»*. И с этой мыслью невозможно не согласиться, потому что основным драйвером к изменениям является развитие информационных технологий. Появление инноваций заставляет преображаться всю окружающую действительность. Данный процесс повлияет и на маркетинг, в котором, безусловно, одной из таких инноваций будет нейронная сеть [1].

Актуальность исследования обусловлена стремительными изменениями в сфере коммуникаций благодаря появлению в широком доступе систем искусственного интеллекта. Данные изменения необходимо качественно анализировать и интегрировать в маркетинговые стратегии компании, чтобы сохранять конкурентные преимущества и рыночные позиции. Цель исследования — анализ роли

и практической пользы от внедрения нейросетей в маркетинговые кампании организации. Задачи исследования: анализ понятий «искусственный интеллект» и «нейросеть», результатов интеграции искусственного интеллекта в маркетинговые коммуникации организаций, изучение принципов работы и области применения рассматриваемых технологий в маркетинговых коммуникациях, их перспективы развития, а также основные преимущества и недостатки от интеграции нейросетей в маркетинговые коммуникации.

Методы (Materials and Methods)

Основополагающими методами при написании статьи является изучение и анализ материалов исследований российских и зарубежных

* The Age of AI has begun [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gatesnotes.com/The-Age-of-AI-Has-Begun (Дата обращения: 06.1 1.2023)

теоретиков и практиков маркетинга, занимающихся исследованием возможностей внедрения искусственного интеллекта в маркетинговые коммуникации компании, а также изучение статей по смежной тематике таких авторов, как Балашов М. К. «Будущее маркетинга: нейронные сети как инструмент обслуживания клиентов» и Кондратюк Ю. С. «Влияние искусственного интеллекта на маркетинг».

Результаты (Results)

Искусственный интеллект (ИИ) — это область науки и технологий, которая стремится создать компьютерные системы, способные имитировать интеллект человека. На сегодняшний день абсолютное большинство примеров разработок в области искусственного интеллекта основывается на использовании нейросетей и машинного обучения, которые позволяют компьютерной системе извлекать знания из предоставленных данных.

Машинное обучение и нейросе-ти являются основой для автоматизации бизнес-процессов в компаниях. С каждым годом они увеличивают свое присутствие в жизни людей и в бизнесе. 47% рабочих мест может быть автоматизировано в ближайшие 20 лет благодаря применению искусственного интеллекта. Так, согласно отчету консалтинговой компании Challenger, Gray & Christmas, в мае 2023 года 3,9 тысячи человек официально потеряли работу из-за появления новейших разработок в сфере ИИ — таких, как ChatGPT и подобные ему передовые генеративные технологии**.

В области маркетинговых коммуникаций способность техноло-

гий ИИ автоматизировать процессы и принимать интеллектуальные решения, обрабатывать и анализировать большие объемы данных делает их важным и полезным инструментом для современных маркетологов [2]. Маркетинговые коммуникации являются сферой, в которой наиболее важно адаптироваться и применять новыетех-нологии для ведения успешной деятельности на конкурентном рынке. Появление в массовом доступе ИИ и нейросетей различных направленностей позволяет маркетологам получить инструмент, который поможет автоматизировать множество задач в маркетинге, что освобождает время для разработки и реализации стратегии, что, в свою очередь, увеличивает эффективность работы маркетологов.

Интеграция ИИ и нейросетей с рекламными и ЯЯ-технологиями открывает перед бизнесом уникальные возможности для более эффективных и целенаправленных кампаний, аналитики и взаимодействия с аудиторией. Брендам важно использовать ИИ в своей работе потому, что это создает возможности для:

1. Аналитики данных: Используя ИИ, маркетологи могут обрабатывать и анализировать огромные объемы данных, выявлять скрытые закономерности и тенденции. Таким образом,становит-ся возможным принимать более обоснованные и прогностические решения при разработке маркетинговых стратегий.

2. Персонализации и сегментации: Использование ИИ позволяет создавать маркетинговые кампании, персонализированные для каждого клиента на основе анализа данных. Это укрепляет

лояльность клиентов и повышает конверсию.

3. Автоматизации маркетинга: благодаря ИИ маркетологи могут автоматизировать такие рутинные задачи, как рассылка электронных писем, управление социальными сетями и анализ данных. Такая автоматизация позволяет сосредоточиться на более стратегической и творческой деятельности.

4. Улучшения качества обслуживания клиентов: ИИ повышает степень персонализации и релевантности взаимодействия компании с клиентами. Анализируя поведение и предпочтения клиентов, искусственный интеллект предоставляет персонализированные рекомендации и советы.

5. Прогнозирования спроса и инвестиций: Использование ИИ позволяет определить самые эффективные рекламные каналы в соответствии с предпочтениями клиентов.

6. Повышения качества обслуживания клиентов: с помощью ИИ можно разработать чат-боты и виртуальные помощники для автоматизированного обслуживания клиентов. Это повышает удовлетворенность и лояльность клиентов.

7. Оптимизации цен: использование ИИ позволяет оптимизировать ценовые стратегии на основе анализа данных и поведения клиентов. Такая оптимизация способствует повышению прибыльности и конкурентоспособности компании на рынке.

8. Прогнозирования оттока клиентов: ИИ в маркетинге позволяет прогнозировать отказ клиентов от сотрудничества и повышать их лояльность, предлагая персонализированные рекламные

** Layoffs Jump on Tech, Retail, Auto; YTD Hiring Lowest Since 2016 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.challengergray.com/ blog/may-2023-layoffs-iump-on-tech-retail-auto-ytd-hiring-lowest-since-2016/ (дата обращения 04.10.23)

акции и улучшая качество обслуживания.

9. Управления рекламными бюджетами: С помощью ИИ можно автоматизировать управление рекламными бюджетами. Алгоритмы могут оптимизировать распределение средств между разными каналами рекламы, чтобы достичь максимальной эффективности.

В итоге, интеграция ИИ и нейро-сетей с рекламными и ЯЯ-техно-логиями преобразует сферу маркетинга, делая ее более эффективной, инновационной и адаптивной к потребностям современного рынка.

В мире наиболее известными компаниями, развивающими направление ИИ и нейросетей, являются:

1. ОрепА/ — американскийтехно-логический гигант и один из ведущих исследовательских центров по ИИ и нейронным сетям, который в ноябре 2022 года представил универсальный чат-бот ChatGPT, который на сентябрь 2023 года способен:

♦ написать код, предложить советы по кодированию, исправить ошибки и т.д.;

♦ написать статью, эссе или любой другой креативный контент;

♦ дать ответы на вопросы и объяснить что-либо, резюмировать длинные тексты;

♦ анализировать данные, помочь в проведении исследований путем выдвижения гипотез и составления резюме;

♦ обрабатывать изображения, загруженные пользователем и решать задачу, основанную на этом изображении (например, написать код для создания лен-динг сайта на основе рисунка на листе бумаги).

2. МШ]оигпеу — наряду с ChatGPT является наиболее известной среди общественности нейросетью.

Была создана 14 марта 2022 года. Способна улучшать предоставленные ей изображения, перерисовывать, адаптировать и менять стиль, создавать изображения по текстовым описаниям.

3. в^аЬ/е — это нейросеть, которая предназначена для генерации изображений по текстовому запросу. Она была выпущена в августе 2022 года компанией в^аЬ/У/'^у А/. Ее функции заключаются в том, что она может:

♦ генерировать картинки по текстовому описанию;

♦ рисовать в стилях разных художников;

♦ заменять объекты на изображениях и дорисовывать фон;

♦ дорисовывать изображения;

♦ создавать покадровую анимацию и совмещать картинки в видеоролики;

♦ генерировать объекты и локации для видеоигр.

4. КапсИпзку — инструмент для создания уникальных художественных работ в цифровом формате, разработанный российской компанией вЬег в июне 2022 года. Данная нейросеть может:

♦ дорисовывать недостающие части изображения или изменять его по текстовому описанию;

♦ создавать вариации изображения по заданному стилю;

♦ смешивать два изображения в одно;

♦ генерировать изображения по текстовому описанию.

5. йАИ-Е — это модель машинного обучения компании ОрепА/, которая генерирует картинки по текстовым описаниям. Доступ к системе йаИ-е открыт с июля 2022 года. В ее функции входит:

♦ создание сложных изображений путем комбинации разных концепций;

♦ генерация картинок, похожих на оригиналы;

♦ объединение двух изображений для получения третьего;

♦ добавление фона к исходному изображению;

♦ изменение композиции, теней и текстуры картинки, добавление и удаление объектов;

♦ создание фотореалистичных изображений;

♦ редактирование фотографий.

6. \aGPT — это языковая модель, созданная компанией Яндекс, которая была представлена в мае 2023 года. Она используется для генерации текста, ответов на вопросы и выполнения других задач. Модель способна:

♦ генерировать текст, создавать программный код, отвечать на вопросы, писать стихи и песни, выполнять переводы с иностранных языков;

♦ создавать дизайнерские концепции, разрабатывать маркетинговые стратегии, анализировать данные, составлять финансовые прогнозы;

♦ собирать и структурировать информацию, создавать обучающие материалы,проводить презентации, разрабатывать прототипы продуктов, оптимизировать процессы;

♦ разрабатывать мобильные приложения, помогать в создании игр, создавать 3Э-модели, обрабатывать фото и видео,генерировать субтитры и озвучку;

♦ анализировать технические проблемы, давать советы по улучшению пользовательского опыта, тестировать программное обеспечение, создавать инструкции и руководства.

7. Шедеврум — приложение, представленное общественности 5 апреля 2023 года, которое по текстовому описанию пользователя генерирует картинки, тексты и видео с помощью нейросети YandexGPT.

По анализу представленных выше технологий искусственного интеллекта и нейросетей, а также компаний, активно способствующих их развитию, становится ясным, что ИИ является неотъемлемой частью современной бизнес-сферы. Согласно статистическим данным IBM, в настоящее время 77% предприятий используют или исследуют искусственный интеллект. Использование ИИ постоянно растет, он предлагает ряд преимуществ, таких как повышенная точность, эффективность и продуктивность в широком спектре задач. Это направление привлекает внимание и становится ключевым фактором успеха как в зарубежных, так и в российских компаниях, представляя собой исключительно интересную и стратегически важную область.

Этот растущий сектор предоставляет бесчисленные возможности для улучшения производительности, оптимизации бизнес-процессов и создания новых продуктов и услуг, которые могут преобразовать современный рынок и дать конкурентное преимущество предприятиям, которые активно внедряют технологии ИИ в свою деятельность.

Например, компания Volkswagen сделала шаг вперед, назначив искусственный интеллект авангардом своих маркетинговых коммуникаций. Выйдя на технологическую сцену в 2013 году, агентство Blackwood Seven, работающее на основе искусственного интеллекта HamiltonAI, стало главным организатором рекламных акций Volkswagen для легковых автомобилей с 2016 года. Предлагая уникальный подход, нейросеть агентства использует предиктивную

аналитику для получения стратегических выводов. ИИ компании измеряет и анализирует данные об эффективности инвестиций в сотни медиаканалов, предоставляя широкие возможности для оценки и сравнительного анализа эффективности СМИ на уровне каналов или издателей. Таким образом, можно узнать показатели эффективности (CPA, RO/ и общий доход) за различные периоды.

Ассимилируя в своем «живом мозге» множество рыночных показателей — от изменения цен на топливо и предложений конкурентов до колебаний интереса к конкретным моделям автомобилей, ИИ агентства влияет на принятие решений в маркетинговой стратегии компании. Оно точно настраивает, как и где запускать рекламные кампании, рассчитывает размер необходимых инвестиций и организует рассылку рекламных сообщений. Благодаря такому продуманному партнерству Volkswagen получил значительный рост продаж. Например, автомобиль компании Volkswagen!Up показал рост продаж на 14%, а некоторые другие модели превзошли даже эти показатели: их продажи выросли на 20%3*.

Ещё одним примером успешного применения ИИ является его использование в создании персонализированной рекламы для продвижения газеты The Economist. В 2014-2015 гг. The Economist переживал спад популярности. Читатели массово уходили, а привлечение новых становилось все более проблематичным. Осознав эти факторы, компания сделала смелый шаг в будущее, взяв на вооружение технологии ИИ, чтобы отладить рекламную стратегию,

обеспечивающую эффективный персонализированный охват аудитории. Обладая большими амбициями, The Economist планировал привлечь 650 000 новых потенциальных читателей при медиабюд-жете в 1,2 млн фунтов стерлингов. Результаты превзошли все ожидания. Стратегии, основанные на использовании ИИ, позволили достичь половины цели всего за девять дней. В итоге газета получила более 3,6 млн человек, привлечённых инновационной кампанией, и часть из них превратилась в постоянных читателей. В финансовом плане результаты кампании также оказались впечатляющими: только за счет новых подписчиков она принесла прибыль, превышающую первоначальные инвестиции в десять раз4*.

Другим примером использования нейросетей в маркетинговых коммуникациях является Domino's. В рамках стратегии, ориентированной на персонализированную коммуникацию с клиентом, компания объявила о сотрудничестве с Phrasee — искусственным интеллектом, генерирующим контент для корпоративных маркетологов. Изначально кампания была запущена на рынке Великобритании и Ирландии, прежде всего для создания завлекающих заголовков для электронных писем и push-уведомлений, воплощенных в характерном для Domino's фирменном стиле. При этом, используя инновационные возможности нейронных сетей, компания стремилась повысить эффективность привлечения потребителей и укрепить лояльность к бренду. Важной составляющей стратегического плана стало ускоренное внедрение мобильного приложения, которое

3* How Volkswagen is using artificial intelligence for ad buying decisions [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://digiday.com/media/

volkswagen-using-artificial-intelligence-ad-buying-decisions/ (Дата обращения: 05.10.23)

4* The Economist grows subscribers by 9% to 1.1m in 2020/21 and pays back furlough [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// pressgazette.co.uk/news/the-economist-subscribers-annual-report-2021/ (Дата обращения: 05.10.2023)

стало краеугольным камнем для взаимодействия с потребителями и заказа продукции.

Благодаря алгоритмам, основанным на данных и машинном обучении, Ржавев смогла усовершенствовать производство контента, тщательно подбирая сообщения, чтобы вызвать желаемую реакцию и установить подлинный контакт с целевой группой. Взаимодействие с компанией Phгasee, ставшее результатом синергии технологий и маркетинга, а также стратегии клиентоориентирован-ности, оказалось весьма плодотворным. После завершения проекта показатели его эффективности продемонстрировали впечатляющий рост средней частоты кликов на 57% и увеличение числа открытых писем на 26%5*.

Из приведённых примеров можно резюмировать, что успешные компании интегрируют нейросети и ИИ в свои маркетинговые стратегии. Использование этих инновационных технологий позволяет им привлекать новых клиентов, повышать лояльность к бренду и достигать впечатляющего роста продаж. ИИ берет на себя всё больше новых задач, освобождая людей от рутинных функций и предоставляя возможность для выражения творческого потенциала. Эти успешные примеры демонстрируют возможность интеграции ИИ в маркетинговые стратегии, подчеркивая важность адаптации маркетологов в цифровой цивилизации.

На сегодняшний день внедрение ИИ в бизнес-процессы компаний ещё только начинается, и пройдет немало времени, прежде чем использование ИИ станет повсеместным явлением. Тем не менее, интеграция ИИ в коммуникационные

стратегии является основным трендом развития, который может ускорить не только экономический, но и социальный прогресс.

Цифровая автоматизация подразумевает под собой выполнение задач с минимальным применением человеческой силы или знаний. Например:

♦ выбрать наиболее подходящие параметры таргетинга;

♦ создать эффективную рекламную кампанию на основе проанализированных данных;

♦ управлять социальными медиа компании;

♦ персонализировать предложения для клиентов;

♦ создать продвинутые чат-боты; От использования ИИ в маркетинге существует множество плюсов, среди которых двумя главными являются:

♦ снижение расходов на выполнение задач сотрудниками компании;

♦ повышение эффективности за счёт сокращения используемого времени на выполнение рутинных задач или анализа большого объёма данных. Однако существует мнение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о том, что использование ИИ в маркетинге сулит следующие проблемы:

1. Высокие первоначальные затраты. Сюда входят расходы на программное обеспечение ИИ, аппаратное обеспечение, а также на наем или обучение персонала для управления и обслуживания систем ИИ.

Это утверждение релевантно лишь в том случае, если крупная компания желает иметь собственные разработки в области ИИ для работы с индивидуальными или узконаправленными задачами компании. Относительно средне-

го и малого бизнеса данный тезис не состоятелен, потому что использование уже созданных и общедоступных систем ИИ весьма рентабельно, особенно в соотношении с теми преимуществами, которые оно приносит владельцам бизнеса. Более того, инструменты на основе ИИ являются «уравнителями», которые позволят компаниям с небольшим бюджетом на продвижение приблизиться по эффективности кампаний к крупным организациям.

2. Недостаток креативности. ИИ, по мнению авторов, не может мыслить нестандартно или предлагать инновационные идеи. Это ограничение может привести к типичным и неинтересным маркетинговым кампаниям, которые не смогут привлечь потребителей. Слабый ИИ может автоматизировать многие аспекты маркетинга, но он не может заменить человеческий творческий потенциал и стратегическое мышление. По этой причине компании должны убедиться, что их маркетинговые коммуникативные стратегии представляют собой сбалансированное сочетание ИИ и человеческого вклада.

3. Этико-правовые аспекты использования ИИ, связанные с зависимостью от данных. При этом нельзя не учитывать, что на начальной стадии развития цифровой цивилизации, в динамике современных социальных трансформаций этико-правовые нормы подвержены изменениям. ИИ в его нынешнем виде действует исключительно в рамках существующих на данный момент этических и правовых норм. Следовательно, вполне реальны случаи некорректных коммуникаций, связанных с использованием результатов применения ИИ. И, надо признать,

Режим доступа: https://phrasee.co/resources/

5* Domino's Pizza Makes More Dough With Al-Powered Content [Электронный ресурс]. -dominos-makes-more-dough-with-ai-powered-content/ (Дата обращения: 05.10.23)

что такие коммуникации могут приводить к деструктивным последствиям в обществе. Поэтому перед компаниями стоит задача необходимости обладания, во-первых, компетентными сотрудниками, способными контролировать результаты действий ИИ, а во-вторых — такими алгоритмами ИИ, которые способны обнаружить и исправить любую некорректность. Таким образом, ещё долго будет актуальной проблема минимизации неточностей, ошибочных данных или неполной информации.

4. Риск чрезмерной персонали-зации. Хотя персонализация обычно рассматривается как положительный момент в маркетинге, существует риск зайти слишком далеко в использовании ИИ. Чрезмерная персонализация может вызвать у потребителей чувство, что за ними наблюдают или преследуют, что приводит к дискомфорту и потенциальной потере доверия к бренду. Проблема чрезмерной персонализации действительно существует, и её решение включает в себя баланс между предоставлением персонализированного опыта и уважением приватности и комфорта потребителей. Например, можно создать прозрачные условия в отношении сбора информации и предоставить пользователям возможность контролировать, какие данные о них собираются, и какие виды персонализации они хотят получать.

5. Риск повышения уровня безработицы. Возможности автоматизации ИИ вызвали опасения по поводу потери рабочих мест в секторе маркетинга. Хотя ИИ может автоматизировать повторяющие-

ся задачи, потенциально он может заменить человеческие роли в таких областях, как создание контента, обслуживание клиентов и анализ данных6*.

В мировой истории нередко происходили случаи, когда за появлением новых технологий и их внедрением в бизнес-процессы компаний следовало повышение уровня безработицы из-за формирования условий, когда некоторые профессии оказывались упразднёнными, но появлялись новые, не менее массовые и значимые. Вслед за появлением и внедрением технологий ИИ можно ожидать те же процессы: упразднение одних профессий повлечёт появление новых специальностей, связанных с работой искусственного интеллекта.

Обсуждение (Discussion)

Основываясь на исследовании проблемы и рассматриваемых работ, можно сделать вывод о том, что роль нейросетей в маркетинговом продвижении компании на B2C рынке уже сейчас значительна и будет приобретать решающую роль в будущем. Потенциал ИИ еще не полностью раскрыт. По мере развития технологий и эволюции ИИ мы можем ожидать продолжение глубокой трансформации маркетинга. В. В. Ткачев правомерно отмечает, что компании, которые осознают колоссальный потенциал технологии нейросе-тей, могут получить значительное преимущество на рынке. Данный факт подтверждается тем, что все больше компаний по всему миру встраивают нейросети в маркетинговую деятельность своих организаций [3]. Грамотное использование систем искусственного интел-

лекта позволяет оптимизировать расходы компании на проведение маркетинговых кампаний, а также повысить эффективность и оперативность труда сотрудников компании. Влияние нейронных сетей на маркетинг очень велико, и потому утверждение К. А.Осокиной, в котором она отмечает важность отслеживать новейшие изменения в науке и технике для оперативного реагирования на запросы покупателей в продукте, который отвечал бы развитию технологий, а также включал в себя что-то интересное и необычное для потребителя [4], стоит признать вполне правомерным. Однако необходимо учитывать важность проблем, которые приносит с собой внедрение ИИ. По мере своего развития, бизнесу необходимо будет сотрудничать с технологами, специалистами по этике, регулирующими органами и обществом в целом, чтобы обеспечить прозрачное, справедливое и полезное внедрение этих мощных инструментов. Дальнейшее изучение возможностей использования нейро-сетей в маркетинговом продвижении компании, в свою очередь, позволит добиваться конкурентных преимуществ и ускорить развитие систем ИИ для достижения ещё больших результатов от интеграции в кампании по продвижению на рынке B2C.

Заключение (Conclusion)

Подводя итог, можно сделать основные выводы, которые следуют из данного исследования:

1. ИИ — стремительно развивающаяся область науки и технологий, которая является драйвером к изменениям и развитию сферы коммуникаций и маркетинга.

6* The Top 7 Disadvantages of Using Artificial Intelligence in Digital Marketing [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// www.planetecomsolutions.com/blog/the-top-7-disadvantages-of-using-artificial-intelligence-in-digital-marketing/ (Дата обращения: 23.10.2023)

2. Нейронная сеть — один из методов, используемых для реализации искусственного интеллекта, который является основой для создания наиболее известных разработок в области ИИ.

3. Интеграция ИИ и нейросетей с рекламными и PR-технологиями становится важным инструментом

для современных маркетологов и специалистов по PR, открывая уникальные возможности для более эффективных и целенаправленных кампаний, аналитики и взаимодействия с аудиторией.

4. Возможности систем искусственного интеллекта с каждым годом растут и на сегодняшний день

уже существует множество примеров успешной интеграции ИИ в маркетинговую деятельность.

5. Имеется ряд недостатков интеграции ИИ в маркетинговые кампании организации, которые компаниям разработчикам предстоит решить для дальнейшего использования ИИ в коммуникациях.

ИСТОЧНИКИ

1. Балашов, М. К. Будущее маркетинга: нейронные сети как инструмент обслуживания клиентов / М. К. Балашов // Наука и образование сегодня. — 2017. — № 11(22). — С. 52—55.

2. Кондратюк, Ю. С. Влияние искусственного интеллекта на маркетинг / Ю. С. Кондратюк// NovaInfo.Ru. — 2023. — № 137. - С. 30-32.

3. Ткачев, В. В. Использование нейросетей для адаптации контента под предпочтения аудитории в маркетинге / В. В. Ткачев // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2023. — № 5-3(99). — С. 130-132.

4. Осокина, К. А Использование нейросетей в маркетинге / К. А. Осокина // Современный специалист-профессионал: теория и практика: Материалы 15-ой международной научной конференции студентов и магистрантов, Барнаул, 02-04 марта 2023 года / Под общ. ред. В.А. Ивановой, П.А. Косёнковой. - М.: Издательство «Перо», 2023. - С. 79-81.

UDC 339.138

DOI: 10.24412/2071-3762-2023-12318-4-10

Neural Networks Role in Company's Marketing Promotion on the B2C Market Burkhanov Timur Ruslanovich,

Fourth-year Bachelor, Higher School of Creative Industries, Plekhanov Russian University of Economics; 36 Stremyanny Lane,

Moscow, Russia (Deostd@yandex.ru)

https://orcid.org/0009-0006-2647-4353

Koshel Vladimir Andreyevich,

Ph.D., Associate Professor, Associate Professor at Advertising, Public Relations and Design Department, Plekhanov Russian University of Economics; 36 Stremyanny Lane, Moscow, Russia (logikaistorii@yandex.ru) https://orcid.org/0000-0003-3980-6856

The article is devoted to the study of the role and significance of neural networks and artificial intelligence (AI) in the promotion of the company on the B2C market. The concepts of «artificial intelligence», «neural network», operation principles and application areas of the considered technologies in marketing communications are commented. The companies that have developed the most famous neural networks in Russia and the world are listed, as well as the possibilities of neural networks today. Some cases of AI implementation in marketing campaigns of organizations are analyzed and the practical significance of AI integration in marketing communications is shown. Digital automation is characterized as the main trend of neural networks development in marketing. The scientific novelty of the research is to study the practical benefits of integrating neural networks and AI into a company's marketing communications.

Keywords: neural networks; artificial intelligence; machine learning; integration; marketing; communications; tool; digital automation.

REFERENCES

1. Balashov, M. K. (2017) The Future of Marketing: Neural Networks as a Tool for Customer Service. Science and Education Today, 2017, no. 11, pp. 52-55.

2. Kondratyuk, Yu. S. (2023) The Impact of Artificial Intelligence on Marketing. NovaInfo.Ru, 2023, no. 137, pp. 30-32.

3. Tkachev, V. V. (2023) Using Neural Networks to Adapt Content to the Audience Preferences in Marketing. V. V. Tkachev. Economy and Business: Theory and Practice, 2023, no. 5-3, pp. 130-132.

4. Osokina, K. A. (2023) Using Neural Networks in Marketing. Modern Specialist-Professional: Theory and Practice: Proceedings of the 15th International Scientific Conference of Students and Postgraduate Students, Barnaul, March 0204, 2023. Under the general editorship of V. A. Ivanova, P. A. Kosyonkova. Moscow: Pero Publ., 2023, pp. 79-81.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.