Научная статья на тему 'РОЛЬ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ОБЩЕНИИ ВРАЧА-СТОМАТОЛОГА С ДЕТЬМИ'

РОЛЬ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ОБЩЕНИИ ВРАЧА-СТОМАТОЛОГА С ДЕТЬМИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
29
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ВРАЧ-СТОМАТОЛОГ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иванова Н.С., Яковенко А.А.

Чаще всего в общении с медицинским специалистом у ребенка преобладают невербальные средства коммуникации, следовательно, чтобы врач смог успешно наладить контакт с малышом, он должен обращать внимание на его позу, жесты и мимику, а также умело их трактовать. Выделяют несколько вариантов поведения детей на приеме у врача-стоматолога в зависимости от типичных невербальных признаков эмоций: 1) Первоначальный отказ от лечебных манипуляций. Данный тип поведения ребенка характеризуется следующими невербальными признаками: брови над переносицей приподняты и часто сведены, глаза широко распахнуты, уголки рта опущены и несколько отведены назад, губы растянуты в стороны, при этом нередко маленький пациент может закрывать уши руками. 2) Сопротивление лечению. Этот тип поведения проявляется в том, что дети плотно закрывают глаза и нахмуривают брови, отворачивают голову от врача в противоположную сторону, стараются сползти с кресла и закрыть рот руками. Также отмечаются попытки взять стоматолога за руку, укусить пальцы доктора. 3) Принятие решения лечиться, но с настороженностью. При таком типе наблюдается: испуганный или настороженный взгляд, дети втягивают голову в плечи, скрещивают руки и перекрещивают ноги, крепче сжимают подлокотники стоматологического кресла. 4) Готовность к лечению у детей можно определить по следующим признакам: спокойный взгляд, улыбка на лице, ребенок расслабленно и спокойно сидит в кресле, с любопытством наблюдает за манипуляциями врача-стоматолога. Для того, чтобы стоматолог смог успешно наладить невербальный контакт с маленьким пациентом, следует прежде всего установить зрительный контакт в сочетании с доброжелательной улыбкой. Кивки головой в такт словам ребенка, открытая поза, расположение тела по отношению к малышу на расстоянии 120-180 см, одобрительное пожатие рук и прикосновение к плечам и голове пациента будут благоприятно влиять на ход лечения. Изучение вариантов поведения ребенка на приеме у стоматолога поможет определить состояние ребенка и в дальнейшем позволит сформировать у него мотивацию к стоматологическому лечению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ОБЩЕНИИ ВРАЧА-СТОМАТОЛОГА С ДЕТЬМИ»

Бюллетень медицинских Интернет-конференций (ISSN 2224-6150) 2021. Том 11. № 8

ID: 2021-08-81-T-19512 Тезис

Иванова Н.С., Яковенко А.А. Роль невербальной коммуникации в общении врача-стоматолога с детьми

ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России, кафедра педагогики, образовательных технологий и профессиональной

коммуникации

Научный руководитель: к.ф.н. Ремпель Е.А.

Чаще всего в общении с медицинским специалистом у ребенка преобладают невербальные средства коммуникации, следовательно, чтобы врач смог успешно наладить контакт с малышом, он должен обращать внимание на его позу, жесты и мимику, а также умело их трактовать.

Выделяют несколько вариантов поведения детей на приеме у врача-стоматолога в зависимости от типичных невербальных признаков эмоций:

1. Первоначальный отказ от лечебных манипуляций. Данный тип поведения ребенка характеризуется следующими невербальными признаками: брови над переносицей приподняты и часто сведены, глаза широко распахнуты, уголки рта опущены и несколько отведены назад, губы растянуты в стороны, при этом нередко маленький пациент может закрывать уши руками.

2. Сопротивление лечению. Этот тип поведения проявляется в том, что дети плотно закрывают глаза и нахмуривают брови, отворачивают голову от врача в противоположную сторону, стараются сползти с кресла и закрыть рот руками. Также отмечаются попытки взять стоматолога за руку, укусить пальцы доктора.

3. Принятие решения лечиться, но с настороженностью. При таком типе наблюдается: испуганный или настороженный взгляд, дети втягивают голову в плечи, скрещивают руки и перекрещивают ноги, крепче сжимают подлокотники стоматологического кресла.

4. Готовность к лечению у детей можно определить по следующим признакам: спокойный взгляд, улыбка на лице, ребенок расслабленно и спокойно сидит в кресле, с любопытством наблюдает за манипуляциями врача-стоматолога.

Для того, чтобы стоматолог смог успешно наладить невербальный контакт с маленьким пациентом, следует прежде всего установить зрительный контакт в сочетании с доброжелательной улыбкой. Кивки головой в такт словам ребенка, открытая поза, расположение тела по отношению к малышу на расстоянии 120-180 см, одобрительное пожатие рук и прикосновение к плечам и голове пациента будут благоприятно влиять на ход лечения.

Изучение вариантов поведения ребенка на приеме у стоматолога поможет определить состояние ребенка и в дальнейшем позволит сформировать у него мотивацию к стоматологическому лечению.

Ключевые слова: невербальная коммуникация, врач-стоматолог

© Бюллетень медицинских Интернет-конференций, 2021

www.medconfer.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.