Научная статья на тему 'Невербальная коммуникация врача-стоматолога с детьми на стоматологическом приеме'

Невербальная коммуникация врача-стоматолога с детьми на стоматологическом приеме Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
196
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕВЕРБАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / NONVERBAL BEHAVIOR / ТРЕВОЖНОСТЬ / ANXIETY / АНКЕТИРОВАНИЕ / QUESTIONNAIRE / ДЕТИ / СHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шаковец Наталья Вячеславовна, Антоненко Анна Николаевна

На основании наблюдения за поведением детей на стоматологическом приеме, анализа рисунков и анкет школьников в статье приведены особенности невербального поведения детей в зависимости от их эмоционального состояния. Были выявлены и представлены наиболее типичные невербальные признаки эмоций, характерных для различных типов поведения детей, а также предложены невербальные методы управления поведением ребенка на стоматологическом приеме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Nonverbal behavioral habits of children, depending on their emotional state were presented in the article that based on observations of children’s behavior at the dental admission, analysis children’s drawings and questionnaires. The most typical non-verbal signs of emotion that characteristic different types of children’s behavior were identified, and non-verbal methods of controlling behavior of the child at the dental admission were offered.

Текст научной работы на тему «Невербальная коммуникация врача-стоматолога с детьми на стоматологическом приеме»

пертензии, которая имеет наибольшую частоту в группе высокого и очень высокого КВР среди лиц с высоким и очень высоким риском СД 2 типа, составляя 88,9% и 85,1% соответственно.

Высокий уровень гликемии натощак выявлен у респондентов с очень высоким КВР и очень высоким риском СД у 100%, в отличие от респондентов с низко/умеренным и высоким кардиоваскулярным риском- 11,1% и 82,5%, соответственно. Распространенность гиперхолестеринемии в 1,7-4 раза выше среди лиц с высоким и очень высоким риском развития СД 2 типа в группе очень высокого кардиоваску-лярного риска по сравнению с группой низкого/умеренного и высокого КВР соответственно.

Таким образом, установлено, что среди модифицируемых факторов риска у респондентов с очень высоким КВР и высоким риском сахарного диабета ведущее место занимают ожирение, гипергликемия, артериальная гипертензия. У значительного числа респондентов, имеющих высокий риск СД среди лиц с высоким КВР установлена гиперхолестери-немия, низкая физическая активность, курение.

Выводы:

1. По мере нарастания кардиоваскулярного риска возрастает риск развития сахарного диабета. Среди лиц с очень высоким кардиоваскулярным риском чаще встречался высокий риск развития сахарного диабета - у 46,7 %.

2. Среди лиц с высоким уровнем риска КВЗ и высоким риском СД среди городского населения Карагандинской области установлены значимые модифицируемые факторы риска СД, как ожирение - 100%, гликемия натощак- 100%, артериальная гипертензия -88,9%.

3. Выявление связи факторов рисков позволяет определить тактику первичной профилактики одновременно СД 2 типа и КВЗ.

Список литературы:

1. Европейская Хартия Здорового сердца.-2008. -№ 6. -С.7-9.

2. Ногаева М.Г., Тулеутаева С.А. Распространенность болезней системы кровообращения в Республике Казахстан // Медицина, 2014.-№10.- С.13-15.

3. Ситуация с НИЗ в странах [Электронный ресурс]// Всемирная организация здравоохранения, 2014 URL http: www.who.int/nmh/countries/kaz_ru.pdf./ (Дата обращения: 28.11.2015).

4. Bonara E. The metabolic Syndrome is an undependent predictor of cardiovascular disease in Type 2 diabetic subject. Prospective data from the Verona Diabetes Complications Study/ Bonara E, Targher G, Formentini G et al.. //Diabet Med.-2004. -№ 21(1).-P.52.

5 Global atlas on cardiovascular disease prevention and control. - Geneva: World Health Organization. -2011. -Р.164.

6. Hunt K. J. American Diabetes Association; National Heart, Lung and Blood In^itute; Juvenile Diabetes Foundation International; National InSitute of Diabetes and Dige^ive and kidney Disease; American Heart Association. Diabetes mellitus: a major risk factor for cardiovascular disease. /Hunt K. J., Resendez R. G., Williams K., Haffner S. M., Stern M. P. San Antonio. // Circulation 1999.-№ 100.-Р.1132.

7. Shaw J.E. Global e^imates of the prevalence of diabetes for 2010 and 2030 /Shaw J.E., Sicree R.A., Zimmet P.Z. // Diabetes Res. Clin. Pract. - 2010.-№1. - Vol. 87- P. 4-14.

НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ ВРАЧА-СТОМАТОЛОГА С ДЕТЬМИ НА СТОМАТОЛОГИЧЕСКОМ ПРИЕМЕ

Шаковец Наталья Вячеславовна

Канд. мед. наук, доцент кафедры стоматологии детского возраста, УО «Белорусский государственный медицинский университет», г. Минск

Антоненко Анна Николаевна

выпускник стоматологического факультета, УО «Белорусский государственный медицинский университет», г. Минск

АННОТАЦИЯ

На основании наблюдения за поведением детей на стоматологическом приеме, анализа рисунков и анкет школьников в статье приведены особенности невербального поведения детей в зависимости от их эмоционального состояния. Были выявлены и представлены наиболее типичные невербальные признаки эмоций, характерных для различных типов поведения детей, а также предложены невербальные методы управления поведением ребенка на стоматологическом приеме.

ABSTRACT

Nonverbal behavioral habits of children, depending on their emotional Sate were presented in the article that based on observations of children's behavior at the dental admission, analysis children's drawings and que^ionnaires. The mo& typical non-verbal signs of emotion that characteri^ic different types of children's behavior were identified, and non-verbal methods of controlling behavior of the child at the dental admission were offered.

Ключевые слова: невербальное поведение, тревожность, анкетирование, дети.

Keywords: nonverbal behavior, anxiety, que^ionnaire, сЫШгеп

С первого посещения стоматолога ребенок должен на- Между врачом и ребенком должна быть установлена по-капливать положительный эмоциональный опыт лечения.

ложительная коммуникация. Имеются два основных пути установления такой связи: вербальный и невербальный.

По утверждению психологов, передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7%, звуковых средств (включая тон голоса, интонации звука) -на 38%, а за счет невербальных средств - на 55% [2,4]. Невербальное поведение человека неразрывно связано с его психическим состоянием и служит средством его выражения, оно меньше контролируется сознанием, поэтому считается более достоверным [4].

Эти данные заставляют задуматься над значением невербальных методов управления поведением ребенка на стоматологическом приеме и обратить особое внимание на значение позы, жестов и мимики детей [5]. У детей наблюдается преобладание невербальных каналов коммуникации. Анализ жестов, мимики, позы ребенка позволяет судить о его психологическом состоянии на стоматологическом приеме [3,5]. Использование невербальных средств коммуникации особенно актуально для врача-стоматолога в связи со спецификой работы, невозможностью словесного общения

Объект и мет

с пациентом, а невербальные методы управления поведением детей помогают установить контакт с ребенком на стоматологическом приеме, уменьшить страх и беспокойство и создать доверительные отношения с маленьким пациентом.

Цель исследования - изучить особенности невербального поведения детей школьного возраста на стоматологическом приеме.

Материал и методы. В 2015 году на базе ГУО «СШ №12 г. Минска» проведен опрос 53 детей 3-6 классов (в возрасте 8-12 лет) c использованием анонимной анкеты для определения невербальных характеристик поведения детей при посещении врача-стоматолога. Анкета включала 10 вопросов и варианты ответов к ним. Предварительно было получено разрешение директора школы на проведение исследования и информированное согласие родителей на опрос детей. Также была проведена оценка поведения 37 детей на стоматологическом приеме в ГУ «РКСП» г. Минска. Школьникам было предложено изобразить на рисунке свой визит к врачу-стоматологу. Всего был проведен анализ 30 детских рисунков (таблица 1).

Таблица 1.

ы исследования

Объект Возраст, лет Количество, человек Место исследования Методы

Школьники 8-12 лет 53 ГУО «СШ №12 г.Минска» Анкетирование; анализ рисунков

Пациенты 37 ГУ «РКСП» г. Минска Оценка поведения

Данные статистически обработаны при помощи компьютерной программы Microsoft Excel 2010 с использованием методов параметрической статистики.

Результаты исследования и их обсуждение. На основании полученных в ходе анкетирования данных составлен ряд числовых значений, отражающих проявления страха у

детей (рисунок 1): почти половина детей (45%) ощущают дрожь; 38% зажмуривают глаза; 6% кричат и плачут; у 11% респондентов страх проявляется иным образом. Однако по данным литературы [3,5], проявлениями страха чаще являются широко распахнутые глаза и приподнятые кверху брови.

Рисунок 1. Невербальные признаки тревоги детей

Важно отметить, какие чувства испытывает ребенок в процессе ожидания приема врача-стоматолога. По результатам анкетирования наиболее часто (38%) дети сидят возле кабинета, опустив голову, или ходят из стороны в сторону

(34%), 13% - часто вздрагивают, и только 15% детей сидят спокойно (рисунок 2) . Следовательно, 85% школьников испытывают негативные эмоции тревоги при планировании ожидания стоматологического приема.

Рисунок 2. Действия детей при ожидании стоматологического приема

Психологи утверждают, что положения тела (позы) значимы для понимания их психологического смысла как сами по себе, так и в системе отношений между пациентом и врачом [1, 2]. При рассмотрении невербальных признаков тревоги, проявляемых во время лечения (рисунок 3), было выявлено, что чаще всего дети закрывают глаза (45%) и скрещивают

руки перед собой (21%), реже пытаются прикрыть рот рукой (13%). Это можно объяснить непривычной, часто пугающей обстановкой кабинета, стоматологическими инструментами, находящимися в непосредственной близости от лица ребенка, темным тоном перчаток и маски врача, ярким светом лампы над головой.

Рисунок 3. Признаки тревоги у детей при нахождении в стоматологическом кресле

Невербальное поведение ярко иллюстрирует внутренние ки стоматологического кресла, 15% съеживаются и пыта-

переживания пациентов [2]. По результатам анкетирования ются сползти с кресла, 9% поворачивают голову в разные

(рисунок 4) больше половины школьников (53%) при чув- стороны и 9% пытаются схватить врача за руки. стве страха во время лечения крепко сжимают подлокотни-

Рисунок 4. Невербальные показатели страха во время лечения у врача-стоматолога

На основании наблюдения за поведением детей на стоматологическом приеме и анализа рисунков детей были выявлены и представлены наиболее типичные невербальные признаки эмоций, характерных для различных типов поведения детей.

При изначальной неготовности или отказе от лечения дети демонстрируют следующие невербальные признаки: приподнятые и сведенные над переносицей брови, широко открытые глаза, растянутые в стороны губы, опущенные и несколько отведенные назад уголки рта, закрытые руками уши (рисунок 5).

Рисунок 5. Изначальная неготовность или отказ ребенка от лечения

Нежелание лечиться и сопротивление проявляется нах- пальцы врача, съежится и сползти с кресла, прикрытием рта муренными бровями, зажмуренными глазами, поворотами рукой (рисунок 6). головы в разные стороны; попыткой взять за руки, укусить

Рисунок 6. Нежелание ребенка лечиться

Если же ребенок с настороженностью принимает лече- сжимание подлокотников стоматологического кресла, скре-ние (рисунок 7), то для него характерно следующее поведе- щивание и опускание рук, при этом одна как бы пожимает ние: бегающий взгляд, втягивание головы в плечи, крепкое другую, перекрещивание ног.

С настороженностью принимают лечение

1. бегающий взгляд;

2. втягиваю! голову в плечи;

3. крепко сжимают подлокотники стоматологического кресла;

4. руки скрещены или опущены ениз, одна как бы пожимает другую;

5. перекрещенные ноги.

Рисунок 7. Настороженное отношение ребенка к лечению

При готовности ребенка к лечению (рисунок 8) его взгляд улыбается, сидит в расслабленной позе. спокойный, он с интересом смотрит на врача и его действия,

Хороший контакт с врачом-стоматологом

1. Вчгляд спокойным.

2. С интересом смотрит па врача и его действия,

3. Улыбается,

4. Сиднг в расслабленной тле.

Рисунок 8. Готовность ребенка к лечению

Нами были предложены следующие невербальные методы управления поведением ребенка на стоматологическом приеме. Дизайн кабинета и общая атмосфера стоматологической клиники по возможности должны снижать тревожность маленьких пациентов: желательно использовать светлые тона стен и стоматологического кресла, иметь телевизор и радиоприемник. Врач-стоматолог устанавливает невербальную связь с ребенком через зрительный контакт, доброжелательную улыбку, покачивание головой в такт словам пациентам, особым расположением тела по отношению к ребенку (на расстоянии 120-180 см), одобрительным пожатием рук и прикосновением к плечам и голове ребенка. Голос врача должен быть мягким, но решительным и требовательным, а слова - простыми и понятными для ребенка. Во время осмотра и лечения ребенок должен слышать, видеть, сотрудничать, помогать. По возможности ребенку следует разрешать дотрагиваться до некоторых приборов и наконечников стоматологической установки. Из поля зрения ребенка всевозможные устрашающие предметы следует убрать (зонд, шприц, щипцы и т.д.).

Заключение. Изученные особенности невербального поведения детей, в результате анализа данных самостоятельно разработанной анкеты, рисунков детей и оценке поведения их на стоматологическом приеме позволяют врачу судить об их психологическом состоянии во время ожидания приема (одним из способов выявления скрытой тревоги являются рисунки детей, которые можно предложить нарисовать им

перед посещением врача-стоматолога) и в процессе лечения. Все выше перечисленное поможет в ранней диагностике тревоги и страха у маленького пациента и позволят врачу своевременно провести корректирующие мероприятия для улучшения эмоционального состояния ребенка и создания положительной коммуникации, что в последующем будет способствовать формированию мотивации к стоматологическому лечению.

Список литературы:

1. Аверин, В. А. Психология детей и подростков: учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. / В. А. Аверин. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2008. - с. 15-27.

2. Айслер-Мертц, К. Язык жестов / К. Айслер-Мертц. -М. : Гранд, Фаир-Пресс, 2003. - 160 с.

3. Киселева, Е. Г. Профилактика страха у детей перед лечением зубов. Часть 1. / Е. Г. Киселева, А. А. Васянина, Д. А. Кузьмина // Стоматология детского возраста и профилактика. - 2006. - № 1-2. - С. 54-62.

4. Ларенцова, Л. И. Психология взаимоотношения врача и пациента: учеб. пособие / Л. И. Ларенцова, Н. Б. Смирнова. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 152 с.

5. Шарова, Т. Н. Прогнозирование эмоционального состояния пациентов на стоматологическом приеме/ Т. Н. Шарова, А. А. Антонова // Современная стоматология. - 2014. - № 1. - С. 94-95.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.