Научная статья на тему 'Изучение некоторых когнитивных параметров страха и тревожности у детей при посещении стоматолога'

Изучение некоторых когнитивных параметров страха и тревожности у детей при посещении стоматолога Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
122
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ю. А. Храмкова

This article describes the identification of association of the level of fear, anxiety, patients with features of pictorial execution Test use of color and space occupancy figure. Psycho techniques applied in the study can be applied in the dental clinic dental or medical psychologist.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ю. А. Храмкова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF SOME COGNITIVE PARAMETERS OF FEAR AND ANXIETY IN CHILDREN ATTENDING DENTIST

Мақалада түстерді қолдану және сурет кеңістігін толтыруды қолдану арқылы баланың қорқынышы мен үрейі деңгейінің өзара байланысын анықтау сипатталған. Зерттеу барысында қолданылған психокоррекциялық әдістерді стоматологтар немесе медициналық психолог стоматологиялық клиника жұмысында пайдалана алады

Текст научной работы на тему «Изучение некоторых когнитивных параметров страха и тревожности у детей при посещении стоматолога»

Л. Л. Мациевская, Д. А. Жакиленова, Е. В. Гацко, Е. Н. Соловьева, Е. А. Шершинь ЭЙЕЛ МАСКУНЕМД1Г1 БАРЫСЫНДА ПСИХО6ЛЕУМЕТТ1К ДЕЗАДАПТАЦИЯ МЭСЕЛЕЛЕР1

Макалада анык айкындалран элеуметтiк дезадаптациямен коса жYретiн эйел мас^немдИнщ клини-калык жардайы сипатталран. Клиникалык жардайдьщ демонстрациясы мас^немдшкке тэуелдiлiк кезiндегi емдеу-очалту мэселелершщ теменг тиiмдiлiгiн кврсетiп берген.

Ю. А. Храмкова

ИЗУЧЕНИЕ НЕКОТОРЫХ КОГНИТИВНЫХ ПАРАМЕТРОВ СТРАХА И ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ ПРИ ПОСЕЩЕНИИ СТОМАТОЛОГА

Карагандинская областная школа-интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Тревожность, страх, боль - это известные причины в стоматологии, по которым многие пациенты откладывают визит к стоматологу или отказываются от лечения. Боль (а как следствие боли - возникновение тревожности и страха) в рамках психоаналитического подхода рассматривается как «актуальный невроз», в рамках бихе-виорального - исследуется как болевое поведение. Страх же является биологически обусловленным механизмом защиты. Величина личностной тревожности характеризует прошлый опыт индивида, то есть то, насколько часто ему приходилось испытывать ситуативную тревожность -как реакцию на различные, чаще всего социально-психологические стрессоры (по Ю. Л. Ханину). Даже если пациент в действительности не страдает фобией, тревожность может появиться, становясь помехой в стоматологическом лечении.

Статистическая оценка страха перед стоматологом у детей была исследована разными авторами (Weistein; 1980, Stricker and Howitt; 1965, Cohen; 1973). Филлевич Н. И. и его коллеги (1981) исследовали влияние сильного страха и тревожности на эффективность работы стоматологической клиники [2]. В первую группу вошли пациенты с высоким уровнем тревожности и страха, во вторую - с более низкими показателями страха. Результаты этих исследований показали, что стоматологу в работе с первой группой требуется примерно на 20% больше времени. Хотя период препарирования полости (измеренный по времени сверления) был в основном одинаковым для обеих групп, у лиц из группы с высокой степенью страха приходилось часто прерывать процесс препарирования, что свидетельствует о том, что страх пациента мешает эффективности лечения.

Такие нарастающие по напряжению состояния, как эпизодическая тревожность, волнение и страх, имеют специфические поведенческие признаки [1]. Когда чувство тревожности становится неадаптивным с проявлением соответствующих реакций в поведении, пациент даже может полностью отказаться от лечения.

Состояние тревожности и страха можно

классифицировать по следующим параметрам -когнитивные (познавательные), психофизиологические и поведенческие. Это проявляется как частое сердцебиение, потливость, подергивание, непроизвольные движения. В литературе описаны исследования тревожности и страха с помощью проективных тестов и опросников: шкала проявления тревожности, шкала тревожности по Спилбергеру - Трайту, тест рисования фигуры человека, тест дентальной тревожности Кора (CDAS). Однако применение данных тестов у детей не всегда возможно.

У. Айер описывает следующий прием оценки тревожности у детей: ребенку дается лист бумаги размером 9х11 см с просьбой нарисовать человека того же пола, что и он сам. В данном случае рисунок выражает степень страха своим размером. Маленький, сжатый рисунок выражает высокую степень тревожности и страха. Однажды возникнув, состояние высокой тревожности может сопровождать ребенка в подобных ситуациях достаточно длительное время. Обязательным условием смягчения страха, тревожности и профилактикой их возникновения является создание и поддержка щадящего сенсорного режима в жизни малыша, понимание его эмоционального состояния. Вместе с тем важно помочь пережить уже сложившиеся жизненные стереотипы с помощью проработанных и проговоренных ребенком тревожных ситуаций [3, 5, 6]. Исследование психологических проблем детской стоматологии позволяет проецировать вероятность более высокой тревожности у взрослых пациентов с негативными воспоминаниями о лечении зубов в детстве. Соответственно, если знать причины дискомфорта и корректировать их, работа врача стоматолога может стать более эффективной.

Целью представленного психодиагностического исследования явилось изучение проективными методами выраженности тревожности и страха у детей в возрасте 3-9 лет на амбулаторном приеме у врача-стоматолога. Гипотезой исследования явилось выявление взаимосвязи уровня страха пациента с особенностями выполнения рисуночного теста - использование цвета и заполняемости пространства рисунка.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

В исследовании, проведенном на базе стоматологической клиники «Эталон-стом», участвовали 30 детей, разделенных на 2 равные по количеству группы. В I группу вошли пациенты 3-9-ти лет, обратившиеся с родителями на амбулаторный пр^м в стоматологическую клинику. II группу составили пациенты 6-9 лет, выявленные в хо-

де медицинского осмотра в школе и также взятые для амбулаторного лечения. Для 2 групп пациентов объем лечения включал в себя препарирование кариозной полости. На проведение психодиагностического исследования детей получено информированное согласие их родителей.

В исследовании был использован прием оценки тревожности в виде проективного рисуночного теста. Ребенку предлагался лист бумаги формата А4 с нарисованным на бумаге контуром зуба, занимающим 60% от общего объема листа. Такой бланк был использован с целью снижения тревожности при прорисовке рисунка. Ребенку предъявлялась инструкция: «Это рисунок зуба. Ты можешь его сделать волшебным, если разукрасишь его карандашами. Вот простой карандаш, ластик, цветные карандаши - это все ты можешь использовать для своего рисунка». В наборе предъявленных цветных карандашей обязательно наличие следующих цветов: красный, желтый, зеленый, коричневый, синий, черный. При сильно выраженной степени тревожности (ребенок не отпускает маму за руку, капризничает, сидит рядом или на руках, крепко обнимает, вздрагивает при появлении в холле врача или медицинской сестры, возможно, плачет, отказывается от экскурсии по клинике) отмечались случаи, когда ребенок отказывался от выполнения задания, либо выражал желание нарисовать рисунок маленького зуба. В этом случае ребенку предлагался просто чистый лист и карандаши, с предложением выполнить задание в свободной форме.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

В I группе исследования у 5 (30%) детей в рисунках отмечались следующие особенности и сочетание цветов: красный цвет - 40%, темно-синий - 20%, сильный нажим в рисунке с ярко выраженной штриховкой, что можно интерпретировать как наличие сильно выраженного страха у пациентов. При этом в рисунках пациентов с острым болевым синдромом красный цвет присутствует в центре рисунка зуба, позволяя предположить доминантность болевого синдрома во внутренней картине болезни ребенка. Такие дети на первом приеме даже при обычном осмотре не позволяют дантисту ничего, кроме осмотра полости рта.

У 40% пациентов в рисунке присутствовало множество цветов. Красный (20%) и серый (20%) цвета присутствовали за контурами рисунка зуба. Такие дети проводят в кресле не более 15 минут, включая осмотр, беседу, манипуляции. При этом солнце, если присутствует в рисунке, обычно нарисовано красно-желтым или красным цветом. 30 % составили пациенты с индивидуальными особенностями выполнения рисунка.

Во II группе пациентов получены следующие данные: у 37% пациентов в рисунке преобладает красный цвет (70%), доля темно-синего цвета составила 10%, отмечен сильный нажим на карандаши при рисовании, ярко выраженная

штриховка, что также можно интерпретировать как сильно выраженный страх пациентов. В этой группе желтый, оранжевый и зеленый цвета были использованы в меньшей степени, чем в первой. Заполнили пространство за рисунком зуба и только после этого приступали к рисованию, раскрашиванию самого зуба 17% детей. У пациентов, в рисунках которых присутствовали красный, темно-синий, серый цвета, психофизиологические критерии тревожности и страха были выражены сильнее. Более спокойные поведенческие реакции после выполнения задания демонстрировали 28% пациентов, они забирали рисунок с собой, 28% составили пациенты с индивидуальными особенностями выполнения рисунка.

По окончании рисуночного теста пациентам обеих групп с результатами, подтверждающими повышенный уровень тревожности и страха, предлагался метод «Волшебного интервью» Во время стоматологического осмотра ситуация каждой манипуляции объяснялась ребенку в игровой форме. Все используемые стоматологические инструменты можно было потрогать, «помочь врачу держать». Это стимулировало у детей самостоятельность и снижение страха, вызывало познавательный интерес к деятельности врача. По окончании стоматологического приема ребенку предлагалось изменить рисунок - прорисовать всё, что врач производил в полости рта с зубом.

При следующем посещении стоматолога ребенку вновь предлагалось прорисовать рисунок с изображением прошлого опыта на новом листе. Таким образом, при восстановлении прошлых событий достигалось поэтапное кратковременное кататимное переживание, чередуемое с суггестивными «волшебными» образами рисунка [4]. Тем самым достигалось снижение тревожности у пациента, о чем свидетельствовало более длительное по времени и большее по объему лечение.

Таким образом, в ходе проведенного исследования выявлена взаимосвязь уровня тревожности и страха участников исследования с характером исполнения ими проективного рисуночного теста, а также возможность психокор-рекционного воздействия на когнитивные, поведенческие и психофизиологические параметры фобического синдрома детей - пациентов стоматолога. Постепенное снижение восприимчивости к ситуации стоматологического приема в виде интегративного применения бихевиоральной техники и арт-терапии является перспективным методом в стоматологической практике. Наряду с расширением вербального описания своих ощущений привлечение семантического потенциала как способа диагностики внутреннего состояния позволит получить более целостную оценку ребенком своего состояния в ситуации традиционно вызывающего страх лечения у стоматолога. Пси-хокоррекционные приемы, примененные в исследовании, могут применяться в работе стоматологической клиники стоматологами или медицин-

Медицина и экология, 2012, 2

29

ским психологом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Таланов В. Л., Малкина-Пых И. Г. Справочник практического психолога. - СПб: Сова, М.: ЭКСМО, 2005: 928.

2. Айер У. Психология в стоматологической практике. СПб.: Питер; 2008: 224с.

3. Стюарт В. Работа с образами и символами

в психологическом консультировании. М.; Класс: 1998.

4. Лейнер Х. Кататимное переживание образов. М.: Эйдос; 1996: 253.

5. Бреслав Г. Э. Цветопсихология и цветоле-чение для всех. СПб.: Б&К; 2000: 212.

6. Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. М.: ЭКСМО- Пресс; 2002: 256.

Yu. A. Khramkova

STUDY OF SOME COGNITIVE PARAMETERS OF FEAR AND ANXIETY IN CHILDREN ATTENDING DENTIST

This article describes the identification of association of the level of fear, anxiety, patients with features of pictorial execution Test - use of color and space occupancy figure. Psycho techniques applied in the study can be applied in the dental clinic dental or medical psychologist.

Ю. А. Храмкова

БАЛАЛАРДЫЦ СТОМАТОЛОГА БАРУЫ КЕЗ1НДЕГ1 КОРЦЫНЫШЫ МЕН УРЕЙЛЕНУ1Н1Ц Б1РКАТАР КОГНИТИВТ1К ПАРАМЕТРЛЕР1Н ЗЕРТТЕУ

Макалада тYCтердi колдану жэне сурет ке^сппн толтыруды колдану аркылы баланыч коркынышы мен YPейi дечгейшщ езара байланысын аныктау сипатталран. Зерттеу барысында колданылран психокоррекциялык эдiстердi стоматологтар немесе медициналык психолог стоматологиялык клиника жумысында пайдалана алады.

М. А. Газалиева

ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ У РАБОЧИХ БЕРИЛЛИЕВОГО ПРОИЗВОДСТВА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УСЛОВИЙ ТРУДА

Кафедра гигиены труда, профессиональных заболеваний, гигиены детей и подростков Карагандинского государственного медицинского университета

Современная эпоха характеризуется бурным развитием научно-технического прогресса, который сопровождается появлением большого количества широко применяемых в химической промышленности соединений, обладающих мутагенной активностью [1]. Химические вещества, проникая в клетки организма, способны вызывать генные, хромосомные и геномные мутации и наряду с другими вредными факторами значительно пополнять пул спонтанных мутаций и, следовательно, влиять на скорость мутационного процесса и уровень генетического груза в популяциях человека [2].

Влияние химических факторов на наследственность человека необходимо учитывать, так как мутационная изменчивость ведет к повышенному риску различных заболеваний, а также к наследственной патологии. Цитогенетические эффекты связаны с повреждением генома и нарушением ДНК. Возрастание нестабильности генома - это одна из причин их развития [3].

В ходе технологического цикла производства бериллия выделяются большие количества вредных веществ, в первую очередь, сам бериллий, повреждающий эффект которого обуслов-

лен его цитотоксическим действием с поражением клеточной мембраны, проникновением в цитоплазму, ядро и нарушением внутриклеточных ферментативных процессов [4]. На молекулярном уровне это многоэтапный процесс. Значение имеет не только прямое повреждение ДНК, но и такое изменение биохимического и физиологического состояния клеток, тканей и всего организма, которое приводит к уменьшению эффективности реакций ДНК. Это проявляется как в изменении скорости тех или иных этапов репарации, так и слаженности и точности, а также усиления процесса спонтанного повреждения генома на различных уровнях его организации [5].

Цель исследования - изучение цитогене-тической нестабильности у рабочих основных профессий бериллиевого производства.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Обследованы 18 человек гидрометаллургического (ГМО) и металлургического (МО) отделений бериллиевого производства (основная группа). По анкетным данным все обследованные были мужского пола, возраст составил от 21 г. до 43 лет, средний возраст равнялся 34,5 г., по длительности проживания в данной местности максимальный срок - 43 г., минимальный - 10 лет. Общий стаж рабочих, как и стаж по специальности на данном производстве, варьировал от 1 г. до 23 лет. Профессии обследуемых лиц в основном были представлены такими специальностями, как аппаратчик, слесарь-ремонтник, огнеупорщик, токарь, газоэлектросварщик. Из всех обследованных 61% отметили службу в армии, 66% - наличие вредных привычек (курение и потребление алкоголя), более 95% обследуемых оценили свое состояние здоровья как нормальное.

В целях сравнения и выявления достовер-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.