Научная статья на тему 'Роль наукоградов в развитии национальной инновационной системы России'

Роль наукоградов в развитии национальной инновационной системы России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4666
629
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акинфеева Екатерина Владимировна, Абрамов Владимир Иванович

В статье с учетом законодательных документов, связанных с регулированием деятельности наукоградов, выявляется роль наукоградов в развитии национальной инновационной системы, приводятся их определение и история развития. Рассматриваются основные задачи и функции наукоградов. Анализируется структура их научно-производственного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль наукоградов в развитии национальной инновационной системы России»

НАУКА И ТЕХНОЛОГИИ

Е.В. Акинфеева, В.И. Абрамов

РОЛЬ НАУКОГРАДОВ В РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ1

В статье с учетом законодательных документов, связанных с регулированием деятельности наукоградов, выявляется роль наукоградов в развитии национальной инновационной системы, приводятся их определение и история развития. Рассматриваются основные задачи и функции наукоградов. Анализируется структура их научно-производственного комплекса.

Наукограды как институты: подход с позиций новой институциональной экономики. Из существующих в настоящее время форм интеграции значительный интерес представляют наукограды - институционально обособленные и, как правило, имеющие особый юридический статус города - образования, призванные обеспечить достижение научного как фундаментального, так и прикладного результата. Сами по себе наукограды не являются совершенно новой формой организации научно-производственной деятельности: достаточно упомянуть об отечественных поселениях-производствах тридцатых или академгородках шестидесятых годов прошлого века.

Стоит отметить, что неоклассическая экономическая теория такого рода образованиями вообще не интересовалась, поскольку они не выступали в качестве обособленных единиц производственно-хозяйственной деятельности; в отличие от нее концепции институциональной экономики - подчеркнем, скорее новые, чем старые, - инкорпорируют их активно в сферу своих научно-исследовательских интересов.

Разумеется, изучение наукоградов новой институциональной экономической теорией не ограничивается - в ее рамках становится возможным трактовать наукограды как институты. Есть различные точки зрения на возможность рассмотрения этих систем с позиции институциональной теории. Дуглас Норт проводит строгое разграничение между институтами как правилами игры и организациями как игроками. Поэтому организации как партнерские (действующие по исполняющимся «без внешнего вмешательства и содержащие в себе стимулы соглашения их членов»), так и контрактные (использующие «как принуждение к исполнению контрактов при помощи третьей стороны, так и содержащие в себе стимулы соглашения членов») - рассматриваются отдельно от институтов [1]. Противоположной точки зрения придерживается ряд авторов (см. [2]), которые фактически приравнивают институты к организациям: институты трактуются ими не только как организации в роли юридических лиц (фирмы, клубы, университеты), но и как более крупные образования (партии, общины, регионы, страны и т. п.) [3]. Другие авторы занимают промежуточную позицию, совмещая в той или иной степени институты с организациями и определяя институты как:

- систему правил в совокупности с механизмами, обеспечивающими их выполнение и накладывающими ограничения на индивидуальный выбор [4];

- относительно устойчивые нормы, обычаи, традиции, структуры и организации [5];

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 14-02-000-18а).

- совокупность институциональных элементов из правил, норм, убеждений и организаций (со своей институциональной структурой) [6];

- совокупность норм и правил - в одной ситуации, и организаций - в другой, в зависимости от места рассмотрения объекта в иерархической институциональной системе и др. [7].

С позиций ответвления новой институциональной теории - концепции трансак-ционных издержек - жизнеспособность наукоградов можно объяснить возможностью экономить в процессе взаимодействия между входящими в наукоград предприятиями и организациями [8], что обусловлено не только их формальной принадлежностью к наукоградам, но и доминирующими внутри них неформальными, сетевыми по своему характеру отношениями. Экономия на трансакционных издержках, дополненная преимуществами сетевых взаимодействий, приводит в итоге к системному эффекту совместного функционирования предприятий и организаций в рамках интегрированной среды наукоградов.

В подобных структурах очень важна роль исторических предпосылок формирования наукоградов, разнообразие культуры ведения бизнеса, форм организации производства и получения образования. И здесь необходимо отметить, что наукограды имеют богатый многолетний опыт не только в проведении фундаментальных исследований в сферах науки, являющихся приоритетными для страны, но и в разработке и производстве высокотехнологичной и наукоемкой продукции. Однако возникают вопросы, может ли развитие наукоградов стать стратегическим направлением вывода страны из состояния трансформационного спада и институциональной дисфункции с целью ее переориентации на путь инновационного развития? Какую политику следует проводить государству в отношении наукоградов, чтобы получить от функционирования всех элементов научно-производственного комплекса совокупный синергетический эффект? Тем более, что результаты такого потенциально возможного и ожидаемого при определенных условиях эффекта могут сказаться не только на национальной, но и на мировой экономике.

Для ответа на эти вопросы, необходимо рассмотреть особенности формирования и развития наукоградов, историю их создания, этапы развития; основные направления деятельности; функции и задачи, место в национальной инновационной системе.

Наукограды: формирование инновационной системы. История создания и основные этапы развития наукоградов. Под наукоградом понимается муниципальное образование со статусом городского округа, имеющее высокий научно-технический потенциал, с градообразующим научно-производственным комплексом, т.е. совокупностью организаций, осуществляющих научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники в Российской Федерации2.

Наукоград - это городское поселение, имеющее на своей территории сформированную инфраструктуру (самостоятельную или интегрированную с близлежащими городами), производственный сектор и сектор услуг, промышленность, а также крупный научно-технический комплекс, созданный для решения в первую очередь приоритетных задач в сфере государственной обороны. Именно этим объясняется формирование значительной их части (более половины) в городах Подмосковья - Королеве, Дубне, Жуковском, Протвино, Троицке, Пущино, Фрязино, а также вблизи крупных региональных столиц - Обнинск (Калужская область), Нижний Новгород, Екатеринбург, Челябинск, Новосибирск и др. [9].

В развитии наукоградов выделяют несколько этапов. Так, в работе [10] рассматриваются два этапа: период образования и развития поселений с высокой концентрацией

2 Федеральный закон N 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации» от 07.04.1999.

интеллектуального и научно-технического потенциала (середина 30-х - конец 80-х годов ХХ в.) и период развития наукоградов в постсоветских условиях (с начала 90-х годов ХХ в. по настоящее время).

В определенном смысле советский период формирования наукоградов можно отнести к предыстории их развития, в связи с чем мы сконцентрируем внимание на постсоветском периоде их истории. В институциональном плане этот период характеризуется внедрением рыночных институтов при частичном сохранении или деконструкции определенных правил и норм. Поскольку весь этот период далеко не однородный, имеет смысл выделить в нем, по меньшей мере, два этапа, характеризующиеся своей институциональной спецификой [11].

Предыстория становления и развития наукоградов. СССР. 1930-1990 гг. Необходимость обеспечения высокого уровня развития военно-промышленного и наукоемкого комплекса привела к созданию в СССР особых градостроительных образований -закрытых городов. Эти города были призваны обеспечить безопасное функционирование находящихся на их территории организаций, военных и иных объектов, осуществляющих разработку, изготовление, хранение и утилизацию оружия массового поражения, переработку радиоактивных и других, представляющих повышенную опасность техногенного характера материалов. В целях обеспечения безопасности государства в них был установлен особый режим функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан .

Отметим, что Правительство СССР создавало наукоемкие поселения-производства для оборонных целей, с автономной инфраструктурой и обеспечением прямой государственной поддержкой. Будучи де-факто (пользуясь современной терминологией) наукоградами, де-юре в качестве таковых они никак не выделялись. Именно поэтому как формальные институты наукограды в то время отсутствовали.

Такие формы административно-территориальных образований послужили прототипом для создания особых градостроительных образований с высоким интеллектуальным потенциалом, которые впоследствии получили статус наукоградов. Причина придания им особого статуса заключалась в необходимости реализации проектов национального масштаба, требующих высокой концентрации интеллектуальных ресурсов и развитой экспериментально-исследовательской базы [12].

Первый этап. История наукоградов в России. 1990-1999 гг. С этого этапа начинается формальное институциональное обособление наукоградов, закрепленное на законодательном уровне.

Был создан (1991 г.) «Союз развития наукоградов России», целью которого являлось «...содействие объединению усилий органов местного самоуправления городов с высокой концентрацией интеллектуального и научно-технического потенциала для обеспечения устойчивого развития этих городов и поселений, формирования и реализации их роли как точек роста российской экономики на локальном, региональном и федеральном уровнях на базе науки, образования и высоких технологий, содействие расширению цивилизованных интеграционных процессов России со странами ближнего и дальнего зарубежья» [13]. Также впервые (1991 г.) введен термин «наукоград» С. Никаноровым и Н. Никитиной в работе по исследованию проблем г. Жуковского4.

Первый этап закончился принятием закона «О статусе наукограда РФ» (1999 г.).

Второй этап. 2000 г. - по настоящее время. В закон «О статусе наукограда РФ» были внесены три поправки (2004, 2007, 2009 гг.). Статус наукограда РФ был присвоен

3 Закон РФ от 14 июля 1992 г. N 3297-1.

4 Отчет был выполнен в Центральном научно-исследовательском институте экономики и управления в строительстве (ЦНИИЭУС) по заказу Совета народных депутатов г. Жуковского Московской области. Термин был предложен для обозначения городских населенных пунктов с высокой концентрацией интеллектуального, научного и технологического потенциала.

14-ти муниципальным образованиям. Первым российским наукоградом стал г. Обнинск, где велись и до сих пор ведутся разработки в области мирного атома [14].

Мы предполагаем, что начинается становление нового этапа развития наукоградов, характерной чертой которого, по всей видимости, будет изменение производственной деятельности наукоградов, что выразится в конкурсном подходе к разработке и коммерциализации высокотехнологичной и инновационной продукции. Предпосылкой наступления данного этапа является разработка в настоящее время четвертой поправки в федеральный закон о статусе наукоградов.

Основные функции, задачи и направления деятельности наукоградов. История наукоградов в начале своего развития показала, что законодательно не были прописаны их цели, задачи и основные функции. Это остается актуальным и в настоящее время. Так, в Федеральном законе № 70-ФЗ от 07.04.1999 г. отсутствуют положения о целях, задачах и функциях наукоградов. Интерес представляет материал, изложенный в работе [15], где автор выделяет экономический и социальный блоки и рассматривает основные функции и задачи наукоградов. Однако, на наш взгляд, крайне важными являются вопросы, связанные не только с экономической и социальной направленностью наукоградов, но и с эффективным финансированием наукоемких и высокотехнологичных производств, с привлечением инвестиций, их коммерциализацией, а также инновационной и экологической составляющими развития.

На основе анализа программ комплексного социально-экономического развития наукоградов можно выделить их следующие функции и задачи.

В экономической области:

- создание благоприятных условий для привлечения инвестиций, повышения деловой активности;

- достижение устойчивого бездотационного социально-экономического развития;

- повышение эффективности системы маркетинга и продаж путем:

• создания условий для проведения международных выставок высокотехнологичной промышленной продукции, в том числе продукции военного назначения;

• обеспечения организациям смежных отраслей промышленности условий для реализации высокотехнологичной промышленной продукции посредством создания современной транспортно-логистической инфраструктуры;

• создания условий для разработки и использования межотраслевых технологий двойного применения для формирования и развития производства высокотехнологичной продукции гражданского назначения и вывода инновационной продукции на внешние рынки;

• развитие экономики наукоградов на основе расширения их научно-производственного комплекса и производственной сферы;

• роста объемов производства продукции, работ и услуг;

• увеличения налоговых поступлений в бюджетную систему страны из наукоградов;

• продвижения на внутренний и внешний рынки научно-технических разработок и новых технологий;

• стимулирования образования новых малых и средних инновационных компаний;

• создания дополнительных рабочих мест для научных сотрудников и инженерно-технических специалистов;

• снижение оттока кадров из наукоемких отраслей в коммерческую сферу занятости.

В финансовой области:

- обеспечение государственного заказа на продукцию, выпускаемую в наукоградах;

- разработка эффективных программ финансовой поддержки наукоградов;

- привлечение инвестиций;

- коммерциализация наукоемких и высокотехнологичных производств;

- поддержка проводимых на территории наукоградов исследований и разработок.

В инновационной области:

- создание условий для инновационного бизнеса, разработки новых технологий и производства конкурентоспособной, в том числе импортозамещающей, высокотехнологичной наукоемкой продукции;

- создание и развитие эффективной инновационной среды, обеспечивающей продвижение научных идей и разработок в производство;

- формирование и развитие инновационной системы управления муниципального образования как механизма достижения целей социально-экономического развития города;

- обеспечение притока на территорию инвестиционных проектов в сфере высоких технологий преимущественно по направлениям формирующихся научно-технических кластеров из других регионов России, стран ближнего и дальнего зарубежья;

- создание системы непрерывного образования естественно-научного и гуманитарного профиля в сфере инновационной деятельности и наукоемких производств;

- обеспечение высокого уровня фундаментальных научных исследований и внедрения инновационной продукции;

- создание продукции в интересах обороны, экономики, внешней политики и других сфер национальной безопасности;

- доведение инновационных идей, сформировавшихся на предприятиях, до уровня законченных продуктов, и организация их опытного производства в интересах этих предприятий;

- развитие инфраструктуры инновационной деятельности, ее модернизация;

- обеспечение развития фундаментальной науки, высшего образования и коммерциализации полученных знаний в виде высокотехнологичных производств;

- предоставление для инновационных компаний услуг центров коллективного пользования дорогостоящим научным и лабораторным оборудованием;

- обеспечение поддержки реализуемых инновационных проектов со стороны федеральных и региональных институтов развития;

- субсидирование участия малых и средних инновационных предприятий в выставках и конференциях по научно-технической тематике, оказание содействия в изготовлении ими выставочных образцов и реализации инновационных проектов, результаты которых могли бы найти применение на муниципальном уровне.

В социальной области:

- организация эффективного взаимодействия между субъектами научно-производственного комплекса, расположенными на территории наукоградов;

- выработка эффективных планов по развитию наукоградов;

- модернизация инфраструктуры наукоградов;

- формирование гибкой системы привлечения, развития и удержания квалифицированных кадров, включая создание лучших условий для их работы и проживания;

- подготовка высококвалифицированных специалистов в области наукоемких технологий, приоритетных направлений науки и техники;

- увеличение занятости населения, обеспечение рабочими местами и достойной заработной платой;

- создание условий для актуализации знаний и реализации творческих идей и проектов молодых научно-технических кадров (студентов, аспирантов, выпускников вузов), формирование у студентов и специалистов инновационного мышления, а также необходимых умений и навыков работы путем привлечения к участию в инновационных проектах;

- обеспечение жильем молодых и высококвалифицированных специалистов организаций научно-производственного комплекса, строительство служебного (специализированного) жилого фонда и доходного жилья.

В области экологии:

- формирование системы экологического мониторинга в городе;

- создание системы особо охраняемых природных территорий регионального значения.

На региональном уровне:

- активизация взаимодействия государственных научных организаций, промышленных предприятий, высших образовательных учреждений, предприятий инновационной инфраструктуры и бизнес-сообщества для коммерциализации конкурентоспособных наукоемких разработок и технологий;

- обеспечение эффективного взаимодействия между научными организациями и центрами (в том числе, наукоградов);

- создание региональных «точек» роста - территорий экономического, технологического и интеллектуального сотрудничества;

- развитие межрегионального и международного сотрудничества;

- увеличение вклада наукоградов в валовой региональный продукт;

- организация взаимодействия с органами власти по решению вопросов государственной поддержки.

Исходя из перечисленных выше задач и функций, следует заключить, что главной целью наукоградов на современном этапе является их преобразование в центры генерации и коммерциализации знаний, а также решение важных оборонных, промышленных и социально-экономических задач, увеличение вклада в развитие национальной инновационной системы.

Согласно Федеральному закону «О статусе наукограда Российской Федерации», эти города обязаны осуществлять научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники. Основные направления деятельности наукоградов выделены в табл. 1.

Таблица 1

Основные направления деятельности наукоградов

Наукоград Основные направления научной, научно-технической и инновационной деятельности

Бийск Биофармацевтика, нанотехнологии, ракетно-космическая промышленность

Дубна Атомная промышленность

Жуковский Авиационно-космическая промышленность, отрасли радиоэлектроники и приборо-

строения

Кольцово Фармацевтика, биотехнологии, приборостроение, ИТ-технологии

Королев Авиа-, ракето- и спутникостроение

Мичуринск Аграрное направление, разработка экологически безопасных технологий производст-

ва, селекция

Обнинск Атомная энергетика, радиационная медицина, фармацевтика, нанотехнологии

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Петергоф Информационные технологии и телекоммуникации; экология; биология; разработка

перспективных образцов вооружений, военной и специальной техники, в том

числе для нужд военно-морского флота

Протвино Физика высоких энергий, перспективные вооружения, военная и специальная техни-

ка, энергетика

Пущино Молекулярная биология, биоорганическая химия, биомедицина, биофизика и клеточ-

ная биология

Реутов Перспективные виды вооружения, военной и специальной техники; транспортные и

космические системы; информационно-телекоммуникационные системы, ракет-

но-космическая техника и радиоэлектроника

Троицк Ядерная физика, оптика, нанотехнологии

Фрязино Электроника, радиоэлектроника, информационно-телекоммуникационные техноло-

гии, нанотехнологии

Черноголовка Создание новых образцов техники и средств специального назначения для оборонно-

промышленного комплекса, физико-химический профиль

Анализ основных направлений деятельности показывает, что большинство наукоградов (13 из 14) осуществляют научные исследования и прикладные разработки в целях обеспечения обороноспособности страны. Так, ОАО «Военно-промышленная корпорация «НПО машиностроения», входящее в состав научно-производственного комплекса (НПК) г. Реутова, является единственным в мире предприятием ракетно-космического профиля, разрабатывающим комплексы и системы в трех направлениях. Самые известные его разработки - крылатые ракеты «Гранит» (для борьбы с авианосными морскими группировками противника). Кроме того, предприятие обеспечивает техническое сопровождение стоящих на вооружении межконтинентальных баллистических ракет (МБР) УР-100 и УР-100Н УТТХ, а также является разработчиком тяжелых МБР нового поколения.

Другим показательным примером является наукоград Фрязино. В составе НПК Фрязино находится ФГУП НПП «Исток», которое разработало и развило сверхвысокочастотную (СВЧ) электронику как новую важнейшую область отечественной электроники, предназначенную в первую очередь для решения задач национальной безопасности в части создания радиоэлектронного вооружения всех видов и назначений, а также организовало серийный выпуск электровакуумных и твердотельных СВЧ-приборов для 200 различных систем радиоэлектронного вооружения, с созданием специализированных производств на заводах электронной промышленности.

Многие разработки ученых наукограда Черноголовка (например, метод диагностики наркомании, препарат для лечения болезни Альцгеймера, полученные в Институте физиологически активных веществ РАН) не имеют мировых аналогов [16].

Единственный из утвержденного Правительством РФ списка наукоград, не связанный с военно-промышленным комплексом - Мичуринск. Там разрабатываются новые технологии переработки сочного плодоовощного сырья с высоким содержанием биологически активных веществ. Базовым предприятием наукограда является Мичуринский экспериментальный консервный завод ООО «Экспериментальный центр «М-КОНС-1». Основные разработки - пищевые продукты, предназначенные для систематического употребления в составе пищевых рационов всеми возрастными группами здорового населения, снижающие риск развития заболеваний, связанных с питанием, сохраняющие и улучшающие здоровье за счет наличия в их составе физиологически функциональных пищевых ингредиентов; линейка продуктов функционального, диетического и лечебно-профилактического назначения; оптимизация школьного питания с включением в него продуктов здорового питания.

Инновационная структура наукоградов. Преодоление кризисной ситуации в российской экономике во многом сегодня связывают с формированием национальной инновационной системы (НИС), отвечающей современным требованиям технологического и экономического развития. И одним из актуальных направлений государственной инновационной политики является поддержка и развитие инфраструктуры НИС и таких ее элементов, как наукограды, технопарки, особые экономические зоны, которые должны способствовать эффективному использованию и наращиванию научно-технического потенциала страны [17].

Под национальной инновационной системой понимается комплекс институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих взаимодействие образовательных, научных, предпринимательских и некоммерческих организаций и структур во всех сферах экономики и общественной жизни [18]. К основным элементам НИС России относят: образовательный сектор; сектор исследований и разработок; предпринимательский сектор; сектор услуг; инновационную инфраструктуру (рис. 1).

Рис. 1. Структура НИС России

Следует отметить, что современный российский научно-технологический потенциал успешно развивается лишь по отдельным направлениям. Это создает опасность становления фрагментарной НИС, а это в свою очередь приведет к долгосрочному снижению конкурентоспособности российской экономики [19].

Итак, НИС России состоит из пяти основных элементов, один из которых обозначен как «сектор исследований и разработок». В его составе присутствуют наукограды, которые как институты возникли раньше технопарков, бизнес-инкубаторов, центров коллективного пользования и т. д.

Инновационная деятельность наукоградов как части НИС осуществляется посредством сформированного на их территории научно-производственного комплекса (НПК). Структура НПК наукограда, на наш взгляд, представляет в миниатюре структуру НИС, что следует из закона (№№ 70-ФЗ) о статусе наукограда, где перечисляются организации, которые должны входить в состав НПК. Однако в настоящее время они не образуют единой системы, и невозможно судить об уровне их взаимодействия. НПК наукоградов целесообразно объединить в следующие организационные структуры (рис. 2):

- образовательный комплекс - государственные5 высшие учебные заведения, расположенные на территории наукограда;

- научный комплекс - научно-исследовательские институты и научные центры;

- производственный комплекс - конструкторские бюро, экспериментальные заводы, градообразующие предприятия и производственные структуры (ОАО, ЗАО и др.);

- инновационный комплекс - бизнес-инкубаторы, технопарки, особые экономические зоны.

Рис. 2. Структура НПК наукограда

5 Негосударственные вузы не рассматриваются, так как в большинстве случаев их связь с другими комплексами практически отсутствует.

Связи и взаимодействия между структурами НПК можно описать следующим образом:

Образовательный комплекс научный комплекс. Вузы готовят студентов к их дальнейшей работе в научном комплексе; сотрудники, которые заняты в научном комплексе и параллельно занимаются преподавательской деятельностью, обучают будущих специалистов.

Образовательный комплекс производственный комплекс. Вузы преимущественно подготавливают специалистов к дальнейшей работе на предприятиях, предприятия обеспечивают спрос на молодых специалистов.

Научный комплекс производственный комплекс. Результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) внедряются в производство наукограда; предприятия открывают конструкторские бюро (КБ) и другие научно-исследовательские учреждения для разработки технологических инноваций в приоритетной для них области.

Научный, образовательный, производственный комплексы инновационный комплекс. Совокупность сотрудников НИИ, молодых специалистов6, научных разработок, технологий производства наукоемкой и высокотехнологичной продукции составляют инновационный комплекс наукоградов; в результате деятельности инновационного комплекса происходит диффузия инноваций в НПК наукоградов.

Связи комплексов НПК наукоградов с внешней средой можно описать следующим образом:

Образовательный комплекс - образовательные учреждения наукограда готовят специалистов, востребованных на территории страны; студенты, аспиранты из других городов проходят практики и стажировки, в том числе и в наукоградах.

Научный комплекс - сотрудничество научных организаций и структур (в том числе наукоградов) на территории страны создает циркуляцию научных знаний и кадров между ними.

Производственный комплекс - произведенная в наукограде наукоемкая и высокотехнологичная продукция внедряется в производство и в других регионах; результаты выполнения НИОКР других образований используются в наукоградах.

Инновационный комплекс - является частью инновационного комплекса всей страны, инициирует процессы диффузии инноваций внутри данной сети.

Для оценки научного и инновационного потенциалов наукоградов в соответствии с предложенной структурой были проанализированы данные о количестве организаций по законодательным документам, утверждающим состав НПК наукограда, официальным сайтам и комплексным программам социально-экономического развития соответствующих муниципальных образований (табл. 2). Были выделены три элемента - образовательный, научный и производственный комплексы, соотнесение которых позволяет выявлять структурные дисбалансы НПК наукоградов.

Как видно из данных табл. 2, практически все наукограды имеют несбалансированный состав НПК. Так, лишь половина наукоградов имеет в своем научно-производственном комплексе все три элемента. Наиболее часто отсутствующим комплексом является образовательный, что косвенно говорит о возможной проблеме подготовки и недостатка кадров.

Особого внимания заслуживает г. Петергоф. Имея в составе НПК малое количество организаций, наукоград в своей программе комплексного социально-экономического развития выделяет образовательный комплекс, включающий множество образовательных и научно-исследовательских учреждений.

6Выпускники вузов.

Таблица 2

Элементы структуры НПК наукоградов: число организаций

Город Образовательный Научный Производственный

комплекс комплекс комплекс

Мичуринск 2 2 5

Протвино 0 1 5

Дубна 1 11 11

Обнинск 3 11 21

Королев 0 4 18

Кольцово 0 4 20

Черноголовка 0 1 7

Пущино 4 8 7

Фрязино 3 2 20

Реутов 0 0 1

Троицк 0 7 0

Бийск 1 2 12

Жуковский 0 5 3

Петергоф 1 (6) 1 (8) 1

Примечание: Петергоф в своей программе комплексного социально-экономического развития выделяет помимо научно-производственного комплекса богатый образовательный комплекс, включающий множество образовательных и научно-исследовательских учреждений. Другие наукограды не выделяют какие-либо другие комплексы кроме НПК, поэтому в скобках приведено количество образовательных и научных учреждений с учетом учреждений образовательного комплекса.

Несмотря на свой профиль (см. табл. 1), Петергоф как культурный центр имеет на своей территории множество музеев и памятников архитектуры. В связи с этим в наукограде сформирован также историко-архитектурный комплекс, позволяющий развивать данное направление.

Наиболее сбалансированными по структуре НПК наукоградами являются Обнинск, Пущино и Фрязино. Интересно, что специализации этих наукоградов (физика, биология и радиоэлектроника соответственно) являются особенно приоритетными для страны. Так, в Обнинске и Пущино ведутся научные исследования и разработки по таким разнопрофильным направлениям, как: радиационные технологии и безопасность ядерных установок, технологии живых систем, информационно-телекоммуникационные технологии, экология и рациональное природопользование, производственные технологии в машиностроении, индустрия наносистем и материалов, энергетика и энергосбережение [20].

Вызывают сомнение собранные данные по Реутову. Так, в состав НПК города включена лишь военно-промышленная корпорация «Научно-производственное объединение машиностроения», которая производит наибольшую долю продукции всего муниципального образования. Однако наукоград, производящий преимущественно перспективные виды вооружения, ракетно-космическую технику и радиоэлектронику, а также транспортные и космические системы, на своей территории не имеет включенных в состав НПК образовательных и даже научных организаций.

Отдельно стоит отметить Троицк. Градообразующие организации наукограда осуществляют научные исследования и прикладные разработки в сфере ядерной физики, ядерной энергетики, сверхпроводимости, солнечно-земной физики, оптики, технологий производства сверхтвердых материалов, лазерных технологий. Однако НПК наукограда состоит лишь из семи научных организаций. Несмотря на то, что научно-исследовательские институты города ведут совместные работы и поддерживают научные связи с самыми престижными научными центрами многих стран мира [21], отсутствие производственных предприятий в составе НПК, с одной стороны, и образовательных учреждений с другой, может говорить о проблеме разработки инновационной и наукоемкой продукции по причине отсутствия необходимых производств и достаточного кадрового обеспечения.

Интересным представляется тот факт, что во многих источниках к научно-производственному комплексу наукограда Кольцово приписывается 19 высших учебных заведений и 20 организаций, расположенных на территории Новосибирска. Этот факт можно объяснить только тесной интеграцией этих близлежащих городов Новосибирской области. Примечательно, что большинство из наиболее перспективных, сбалансированных по структуре

НПК представляют наукограды, находящиеся в непосредственной близости от Москвы.

* * *

Обобщая вышесказанное, отметим, что наукограды не только обладают высоким научно-техническим потенциалом, но и имеют уникальную структуру научно-производственного комплекса. Эффективное взаимодействие элементов НПК, а также высокий уровень их интеграции позволяет не только успешно разрабатывать инновационную продукцию, но и проводить подготовку квалифицированных специалистов в приоритетной для наукограда области. Кроме того, являясь самым крупным институтом инфраструктурного обслуживания инновационного процесса, наукограды способны создавать на своей территории такие инновационные структуры, как бизнес-инкубаторы, технопарки и др. Именно поэтому можно говорить о необходимости развития наукоградов в качестве одного из ключевых инструментов модернизации российской экономики.

Литература

1. Норт Д., Уоллис Дж., Вайнгаст Б. Насилие и социальные порядки. Концептуальные рамки для интерпретации письменной истории человечества. М.: Изд-во Института Гайдара, 2011.

2. Фролов И.Э. Возможности и проблемы модернизации российского высокотехнологичного комплекса // Проблемы прогнозирования. 2011. № 3.

3. Макаров В.Л. Исчисление институтов // Экономика и матем. методы. 2003. Т. 39. № 2.

4. Фуроботн Э.Г., Рихтер Р. Институты и экономическая теория: Достижения новой институциональной экономической теории. СПб.: Изд. дом Санкт-Петербургского гос. Университета, 2005.

5. Клейнер Г.Б. Эволюция институциональных систем. М.: Наука, 2004.

6. Greif 'A. Cultural Beliefs and the Organization of Society: A Historical and Theoretical Reflection on Collectivist and Individualist Societies // The Journal of Political Economy. 1994. Vol. 102. №5.

7. Ерзнкян Б.А. Нормы и правила: структура институциональных отношений и их связь с экономической наукой // Экономическая наука современной России. 2008. Экспресс-выпуск. № 1 (13).

8. Уильямсон О.И. Экономические институты капитализма: фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация. СПб.: Лениздат. CEVPress. 1996.

9. Голиченко О.Г., Акинфеева Е.В. Особые экономические зоны технико-внедренческого типа: иллюзии и реалии // Санкт-Петербург. Инновации. 2009. № 6 (128).

10. О состоянии государственной политики о наукоградах и направлениях ее развития. Официальный сайт Альянсмедиа. http://www.innovbusiness.ru/content/document, последнее обращение

11. Наукограды и академгородки современной России. Официальный сайт «Memoid» — http://www.memoid.ru/node/Naukogrady_i_akademgorodki_sovremennoj_Rossii, последнее

12. Кузнецов М. Наукограды — новый этап развития или бег на средние дистанции с бюрократическими барьерами? Официальный сайт издательства «Бюджет», http://bujet.ru/article/6272.php

13. Цели и задачи союза. Официальный сайт Союза развития наукоградов. Режим доступа http://www.naukograds.ru/souz/about_souz/180

14. Ручнов К.М., Зайцева Е.Г. Кризис наукоградов России. Официальный сайт вольного экономического общества Москвы, http://www.mosveo.ru/images/stories/00008.doc

15. Милькина И.В. Развитие наукоградов как территорий инновационного развития, 2010. Официальный сайт Клуба субъектов инновационного и технологического развития России. http://innclub.info/wp-content/uploads/2011/05/Милькина_6_конк_рег_ИТР_РЕГ_ФМГ. doc

16. Официальный сайт De la Rey — http://www.delarey.ru/high-tech/science-cities/chernogolovka

17. Акинфеева Е.В. Инфраструктурные элементы национальной инновационной системы России. Теория и практика институциональных преобразований в России // Сборник научных трудов /Под ред. Б.А. Ерзн-кяна. Вып. 16. М.: ЦЭМИ РАН, 2010.

18. Министерство образования и науки Российской Федерации. Базовый доклад к обзору ОЭСР национальной инновационной системы Российской Федерации. Москва, 2009.

19. Фролов И.Э. Научно-технологический потенциал России на современном этапе: проблемы реализации и перспективы развития //Проблемы прогнозирования. 2014. № 1.

20. Официальный сайт «Безформата.ру» — http://obninsk.bezformata.ru/listnews/razvitie-nauki-v-kaluzhskoj-oblasti/9564485

21. Троицк сегодня. Офиц. сайт «Наукоград Троицк». http://www.admtroitsk.ru/index.aspx?menuid=101&submenuid=1231

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.