Научная статья на тему 'Взаимодействие органов местного самоуправления и субъектов инновационной деятельности в наукоградах'

Взаимодействие органов местного самоуправления и субъектов инновационной деятельности в наукоградах Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1174
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / НАУКОГРАДЫ / ТЕРРИТОРИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ / LOCAL SELF-GOVERNMENT / INNOVATION DEVELOPMENT / SCIENCE CITIES / TERRITORIES OF INNOVATIVE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Суходолов Максим Игоревич

В настоящей статье автор обращается к проблеме участия муниципальных образований в процессе инновационного развития Российской Федерации. Данная тема исследуется на примере наукоградов как одного из видов территорий инновационного развития. Для выявления особенностей взаимодействия органов местного самоуправления и субъектов инновационной деятельности автор исследует федеральные нормативные правовые акты, а также муниципальные правовые акты наукоградов. Управление наукоградом как территорией инновационного развития осуществляется самими органами местного самоуправления без какого-либо делегирования властных полномочий со стороны местного самоуправления субъектам частного права (в лице управляющих компаний), как это наблюдается на других территориях инновационного развития. Наукоград выступает примером такого подхода к управлению территорией инновационного развития, когда воздействие на компетенцию местного самоуправления со стороны иных уровней публичной власти и субъектов частного права носит наименее выраженный характер. Компетенция наукограда как городского округа не подвергается«размывающему» воздействию указанных выше субъектов, и ее реализация осуществляется в рамках, предусмотренных Федеральными законами «О статусе наукограда Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Библиогр. 2 назв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERACTION BETWEEN THE BODIES OF LOCAL SELF-GOVERNMENT AND SUBJECTS OF INNOVATIVE ACTIVITY IN SCIENCE CITIES

In this article, the author addresses the problem of participation of municipalities in the process of innovative development of the Russian Federation. This theme is investigated on the example of the science cities as one of the types of innovative development territory. To identify the characteristics of interaction between local authorities and subjects of innovative activity the author investigates federal normative legal acts and municipal legal acts of science cities. Management of science city as a territory of innovative development is carried out by the local authorities without any delegation of powers by local self-government entities of private law (management companies), as observed in other territories of innovative development. The science city is the example of such approach to management of a territory of innovative development, where the impact on the competence of local government by other levels of public authorities and subjects of private law is the least pronounced. The competence of the science city as an urban district is not subject to "blur" effect to the above stakeholders, and its implementation is carried out within the framework stipulated by the Federal law "On the status of science town of the Russian Federation" and the federal legislation. Refs 2.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие органов местного самоуправления и субъектов инновационной деятельности в наукоградах»

Вестник СПбГУ. Сер. 14. 2016. Вып. 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО

УДК 342

М. И. Суходолов

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И СУБЪЕКТОВ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАУКОГРАДАХ

В настоящей статье автор обращается к проблеме участия муниципальных образований в процессе инновационного развития Российской Федерации. Данная тема исследуется на примере наукоградов как одного из видов территорий инновационного развития. Для выявления особенностей взаимодействия органов местного самоуправления и субъектов инновационной деятельности автор исследует федеральные нормативные правовые акты, а также муниципальные правовые акты наукоградов. Управление наукоградом как территорией инновационного развития осуществляется самими органами местного самоуправления без какого-либо делегирования властных полномочий со стороны местного самоуправления субъектам частного права (в лице управляющих компаний), как это наблюдается на других территориях инновационного развития. Наукоград выступает примером такого подхода к управлению территорией инновационного развития, когда воздействие на компетенцию местного самоуправления со стороны иных уровней публичной власти и субъектов частного права носит наименее выраженный характер. Компетенция наукограда как городского округа не подвергается «размывающему» воздействию указанных выше субъектов, и ее реализация осуществляется в рамках, предусмотренных Федеральными законами «О статусе наукограда Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Библиогр. 2 назв.

Ключевые слова: местное самоуправление, инновационное развитие, наукограды, территории инновационного развития.

M. I. Sukhodolov

THE INTERACTION BETWEEN THE BODIES OF LOCAL SELF-GOVERNMENT AND SUBJECTS OF INNOVATIVE ACTIVITY IN SCIENCE CITIES

In this article, the author addresses the problem of participation of municipalities in the process of innovative development of the Russian Federation. This theme is investigated on the example of the science cities as one of the types of innovative development territory. To identify the characteristics of interaction between local authorities and subjects of innovative activity the author investigates federal normative legal acts and municipal legal acts of science cities. Management of science city as a territory of innovative development is carried out by the local authorities without any delegation of powers by local self-government entities of private law (management companies), as observed in other territories of innovative development. The science city is the example of such approach to management of a territory of innovative development, where the impact on the competence of local government by other levels of public authorities and subjects of private law is the least pronounced. The competence of the science city as an urban district is not subject to "blur" effect to the above stakeholders, and its imple-

Суходолов Максим Игоревич — аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9; max882@rambler.ru Sukhodolov Maxim I. — postgraduate student, St. Petersburg State University, Universitetskaya nab., 7/9, St. Petersburg, 199034, Russian Federation; max882@rambler.ru © Санкт-Петербургский государственный университет, 2016

mentation is carried out within the framework stipulated by the Federal law "On the status of science town of the Russian Federation" and the federal legislation. Refs 2.

Keywords: local self-government, innovation development, science cities, territories of innovative development.

Особенностью инновационного развития Российской Федерации является подход, предполагающий установление особого правового режима на территории одного или нескольких муниципальных образований, направленный на создание условий, благоприятных для осуществления инновационной деятельности.

Данные территории можно обозначить в качестве территорий инновационного развития. Анализ действующего российского законодательства позволяет выделить виды данных территорий: наукограды, технико-внедренческие особые экономические зоны, технопарки, инновационный центр.

Несмотря на то что каждая из указанных территорий инновационного развития имеет свои особенности, их общей чертой является усложненный характер управления данными территориями. Это выражается в том, что наряду с органами местного самоуправления, осуществляющими управление соответствующей территорией и занятыми решением вопросов местного значения, на территориях инновационного развития также осуществляют свою деятельность субъекты инновационной деятельности. Именно субъекты инновационной деятельности обладают способностью инвестировать и аккумулировать ресурсы, необходимые для создания нового интеллектуального продукта, а также для его коммерциализации.

Наличие у субъектов инновационной деятельности собственной материально-технической базы (имущественных комплексов или объектов инновационной инфраструктуры), необходимой для их деятельности, также оказывает влияние на механизм публичного управления территорией. Наличие подобных имущественных комплексов позволяет оказывать воздействие на жизнедеятельность соответствующих территорий, в ряде случаев дублируя или вовсе заменяя деятельность органов местного самоуправления по решению вопросов, сущностно аналогичных вопросам местного значения. Это приводит к тому, что роль субъекта частного права, участвующего в управлении территорией инновационного развития, выходит за консультативные или совещательные рамки и создает ситуацию, когда полномочия по решению вопросов местного значения фактически передаются от органов местного самоуправления к частным субъектам без должного юридического оформления и фиксации данной процедуры (как на уровне федерального и регионального законодательства, так и на уровне конкретных соглашений).

Таким образом, управление территорией инновационного развития носит усложненный характер, сочетающий в себе воздействие как со стороны публичной власти, так и со стороны субъектов предпринимательской и научной деятельности.

Можно предположить, что средством, способным разрешить обнаруженные сложности и противоречия, является взаимодействие между публичным и частным субъектом.

В этом отношении перспективно исследование особенностей взаимодействия органов местного самоуправления и субъектов инновационной деятельности в наукоградах. С одной стороны, наукограды традиционно выступают одними из

наиболее мощных «локомотивов» развития российской науки, а с другой — взаимодействие органов местного самоуправления и субъектов инновационной деятельности в них происходит наиболее последовательно с точки зрения гарантии самостоятельности местного самоуправления.

По состоянию на 20 апреля 2015 г. в Российской Федерации насчитывается 13 муниципальных образований, обладающих правовым статусом наукограда: г. Бийск в Алтайском крае, г. Обнинск в Калужской области, г. Дубна, г. Жуковский, г. Королев, г. Протвино, г. Пущино, г. Реутов, г. Фрязино, г. Черноголовка в Московской области, п. Кольцово в Новосибирской области, г. Мичуринск в Тамбовской области, г. Троицк в городе федерального значения Москве1.

Как указывает О. А. Городов, «наукограды являются наиболее мощной по своим возможностям организационной формой инновационной деятельности, которая требует значительных материальных ресурсов и финансовых средств» [1, с. 71].

Особенность наукограда состоит в наличии у данного муниципального образования градообразующего научно-производственного комплекса2. Совокупность организаций, осуществляющих перспективную деятельность в инновационной, научной, научно-технической и прочих областях, не является простым объектом приложения публичной власти на муниципальном уровне, но и сама оказывает определенное влияние на местное самоуправление. Это соображение создает предпосылку для определения особенностей организации местного самоуправления в наукоградах и понимания специфики взаимодействия органов местного самоуправления и субъектов инновационной деятельности в этих муниципальных образованиях.

Для рассмотрения этого вопроса представляется необходимым изучение муниципальных правовых актов наукоградов, в том числе посредством анализа сайтов данных муниципальных образований в сети Интернет.

В первую очередь нужно отметить, что в большинстве наукоградов учреждены и действуют такие специфические органы управления, как научно-технические советы (далее — НТС). Целесообразно использовать этот термин в качестве единого, с учетом возможного многообразия отдельных вариантов наименования данного органа.

Несмотря на то что в самом Федеральном законе «О статусе наукограда Российской Федерации» не содержится упоминания об НТС, п. 2.6 Методических рекомендаций по подготовке документов о присвоении муниципальному образованию статуса наукограда Россйской Федерации (утв. Минобрнауки РФ 31 июля 2006 г.)3 указывает на то, что в случае присвоения муниципальному образованию статуса наукограда Российской Федерации в нем рекомендуется создать научно-технический (наблюдательный) совет. Научно-технический совет осуществляет функции по координации деятельности по реализации программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования как наукограда Российской Федерации. В состав научно-технического совета могут войти представители

1 Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» (табл. 4 прилож. 35) (ред. от 20 апреля 2015 г.).

2 Статьи 1, 2.1 Федерального закона от 7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации» (ред. от 2 июля 2013 г.).

3 http://docs.pravo.ru/document/view/27249504/27329196 (дата обращения: 02.10.2015).

заинтересованных федеральных министерств и агентств, представители исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, на территории которого расположен наукоград, представители администрации наукограда, представители хозяйствующих субъектов, входящих в состав научно-производственного комплекса наукограда и иных организаций, а также научной общественности наукограда. Полномочия научно-технического совета определяются положением о нем.

В связи с этим положения о НТС имплементируются в систему муниципальных правовых актов наукоградов, прежде всего в их уставы.

Например, Устав города Дубны Московской области (ред. от 7 августа 2014 г.)4 в ст. 52 указывает, что научно-технический совет города является рекомендательным органом при главе города по вопросам определения и реализации стратегии развития научно-производственного комплекса города. Научно-технический совет города: вырабатывает предложения по стратегии и приоритетным направлениям развития научно-производственного комплекса города; рассматривает предложения для включения в программу развития города как наукограда Российской Федерации программ социально-экономического развития города, обеспечивает согласованность действий научно-производственного комплекса при реализации указанных программ; осуществляет иные полномочия, предусмотренные Положением о научно-техническом совете города Дубны. Порядок создания, организационная структура, состав, порядок работы научно-технического совета определяются Положением о научно-техническом совете города Дубны, которое утверждается Советом.

Схожие положения содержатся и в ст. 44 Устава муниципального образования «городской округ Пущино» Московской области5, где говорится о том, что НТС города Пущино создается в целях поддержки и развития научно-производственного комплекса, научной, научно-технической, инновационной деятельности, производства наукоемкой продукции и разработки наукоемких технологий, а также для содействия интеграции образования и науки в городе, организации поддержки образовательных программ различного уровня, подготовки научных и научно-технических кадров. НТС является консультативным органом при главе города. НТС формируется главой города. Председатель НТС назначается по согласованию с Президиумом Пущинского научного центра РАН. Члены НТС принимают участие в его работе на общественных началах. Организационно-техническое обеспечение деятельности НТС осуществляется администрацией города Пущино. Порядок формирования, полномочия и правовой статус НТС определяются муниципальным нормативным правовым актом Совета депутатов. Схожие положения содержатся и в ряде других уставов наукоградов6.

Более развернутые характеристики содержатся в Уставе Троицка, ст. 31-32 которого не только определяют, что Совет научного центра данного наукограда

4 Устав города Дубны Московской области (принят решением Совета депутатов г. Дубны Московской области от 23 июня 2005 г. № РС-8(24)-60/21) // Встреча. 2006. 6 апр. № 14.

5 Устав городского округа Пущино Московской области (принят решением Совета депутатов г. Пущино Московской области от 25 августа 2005 г. № 140/24) // Пущинская среда. 2005. 30 нояб. № 47; 2011. 5 мая. № 18; 2011. 12 мая. № 19.

6 См., напр.: Устав города Протвино // http://www.protvino.ru/naukograd/gnts (дата обращения: 02.10.2015); Устав муниципального образования «Город Обнинск» // http://www.admobninsk. ru/netcat_files/File/ystav-obn.rtf. (дата обращения: 02.10.2015).

является органом местного самоуправления, не только устанавливают его состав, порядок формирования и полномочия, но и прямо указывают, что Совет научного центра обладает правами юридического лица (п. 2 ст. 31)7.

Вместе с тем не во всех наукоградах правовой статус НТС зафиксирован на уровне устава муниципального образования и подробно сформулирован муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, как было описано выше. Возможно и учреждение НТС непосредственно актом представительного или исполнительно-распорядительного органа наукограда без опосредования этой процедуры нормами устава соответствующего муниципального образования. Например, координационный научно-технический совет наукограда Кольцо-во создан на основании Постановления администрации рабочего поселка Кольцово от 8 июля 2008 г. № 304 «О Координационном научно-техническом совете наукограда Кольцово»8. Данный муниципальный правовой акт определяет, что координационный научно-технический совет наукограда Кольцово является постоянно действующим совещательным органом, осуществляющим предварительное рассмотрение вопросов, выработку предложений и рекомендаций, направленных на реализацию и поддержку статуса наукограда Российской Федерации, развитие рабочего поселка Кольцово как элемента инновационной системы Новосибирской области.

Исходя из анализа указанных выше муниципальных правовых актов, можно сделать вывод о том, что НТС представляет собой коллегиальный орган местного самоуправления, деятельность которого носит совещательный характер. НТС разрабатывает и выдвигает предложения, направленные на повышение эффективности деятельности наукограда, развитие его социально-экономического и инновационного потенциала. Также он координирует деятельность градообразующего научно-производственного комплекса, органов местного самоуправления, образовательных организаций и общественных объединений для достижения указанных целей. При этом решения НТС носят рекомендательный, консультативный характер, они адресуются другим органам местного самоуправления (прежде всего главе муниципального образования), которые, обладая всей полнотой муниципальной власти, могут воплощать их в жизнь, принимая властные решения и издавая муниципальные правовые акты. В структуру НТС могут входить президиум, комиссии, секции, рабочие группы9.

Изложенное подтверждается как положениями муниципальных правовых актов, определяющих конкретные полномочия НТС [13], так и актами самих НТС по текущим вопросам их деятельности10.

7 Устав городского округа Троицк (принят решением Совета депутатов г. Троицка от 25 августа 2005 г. № 56/9) // Троицкий вариант. 2005. 17 нояб. № 49а (спецвыпуск); Городской ритм. 2012. 9 июля. № 32 (спецвыпуск).

8 Постановление администрации рабочего поселка Кольцово от 8июля2008 г. №304 «О Координационном научно-техническом совете наукограда Кольцово» // http://www.kolcovo.ru/Naukograd/ КОТ8/304_КОТ8_08.07.2008Лос (дата обращения: 02.10.2015).

9 Постановление главы города Мичуринска от 27 марта 2006 г. № 558 // http://naukograd-michurinsk.ш/index.php?optюn=com_content&view=artide&id=11&Itemid=104 (дата обращения: 02.10.2015).

10 Протокол заседания городского научно-технического Совета Протвино от 19 декабря 2013 г. // http://www.protvino.ru/naukograd/gnts/protokol_gnts_191213.doc (дата обращения: 02.10.2015); Решение шестого заседания Координационного научно-технического совета наукограда Кольцово от 14 марта 2012 г. // http://www.kolcovo.ru/Documents/knts/Reshenie6_14.03.2012.doc (дата обращения: 02.10.2015).

Таким образом, НТС является специфическим органом местного самоуправления, его значение выражается в том, что, обладая правовым статусом органа местного самоуправления, по своему составу он в значительной степени состоит из субъектов инновационной деятельности, функционирующих на территории наукограда (т. е. представителей градообразующего научно-производственного комплекса), участие которых и позволяет соотносить деятельность местного самоуправления с интересами и потребностями предприятий. В свою очередь, деятельность этих предприятий выступает необходимым условием наделения муниципального образования статусом наукограда.

Такое гармоничное взаимодействие муниципальной власти и субъектов частного права позволяет муниципальному образованию в целом получать финансовую поддержку из федерального бюджета (согласно ст. 8 Федерального закона «О статусе наукограда Российской Федерации»), инфраструктуре городского округа — развиваться благодаря этому, а предприятиям, составляющим градообразующий научно-производственный комплекс наукограда, — эффективно и легально воздействовать на местную власть с целью получения от нее организационной, информационной и правовой поддержки. Все это способствует комплексному социально-экономическому развитию муниципального образования и, соответственно, является значимым инструментом выполнения одной из важнейших задач местного самоуправления — задачи социально-экономического развития муниципального образования.

От НТС отличается другой специфический орган местного самоуправления наукограда — Совет директоров научно-производственного комплекса (далее — Совет директоров НПК).

Особенности этого органа местного самоуправления можно рассмотреть на примере наукограда Фрязино, Устав которого в ст. 31-32 определяет правовой статус Совета директоров НПК и его полномочия11.

Несмотря на общие положения, сформулированные в ст. 31 Устава и определяющие Совет директоров НПК в качестве органа местного самоуправления городского округа Фрязино по вопросам развития научно-производственного комплекса, полномочия Совета директоров НПК носят более конкретный, определенный характер, чем полномочия НТС, который также существует во Фрязино.

Так, НТС разрабатывает рекомендации по рациональным путям и средствам реализации научно-технической, экономической и инвестиционной политики администрации города, осуществляет проведение экспертных оценок по различным вопросам жизнедеятельности города, оказывает содействие в разработке и реализации государственных программ конверсии, в структурной перестройке, направленной на развитие научно-производственного комплекса города. Для этого Совет проводит анализ научно-технических и технико-экономических прогнозов, рассматривает: проекты долгосрочных региональных программ (планов) развития техники на 5-10 лет, а также концепций долгосрочных региональных планов; научные, научно-технические и инновационные проекты по программам развития города Фрязино как наукограда; предложения по выделению грантов на проведе-

11 Устав городского округа Фрязино Московской области (принят решением Совета депутатов г. Фрязино Московской области от 1 марта 2000 г. № 19) // Вестник. 2000. 29 апр. № 4.

ние конкретных научных исследований (ст. 11-12.4. Положения о Научно-техническом совете наукограда Фрязино)12.

Совет директоров НПК, в свою очередь, координирует развитие научно-производственного комплекса, научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, производство наукоемкой продукции, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетами развития науки и техники; разрабатывает совместно с предприятиями и организациями проекты программ развития НПК и представляет их на утверждение органам местного самоуправления и государственной власти; разрабатывает совместно с администрацией города и научно-техническим советом города ежегодные проекты планов Программы (основных направлений) развития городского округа Фря-зино как наукограда Российской Федерации; рассматривает итоги выполнения программы наукограда Фрязино; участвует в экспертизе проектов, направляет членов Совета директоров для работы в конкурсных комиссиях администрации города по реализации планов развития городского округа Фрязино как наукограда Российской Федерации; участвует в формировании технопарков и особых экономических зон на территории городского округа; формирует совместно с научно-техническим советом города предложения по развитию инновационной деятельности предприятий НПК и инновационной привлекательности городского округа13.

Другая важная особенность полномочий Совета директоров НПК определена п. 2. ст. 32 Устава городского округа Фрязино Московской области: Совет директоров может наделяться иными полномочиями, передаваемыми ему органами местного самоуправления, в соответствии с действующим законодательством. Представляется важным отметить, что положения муниципальных правовых актов, определяющие полномочия НТС (как во Фрязино, так и в других наукоградах), носят закрытый характер и не позволяют наделять их полномочиями других органов местного самоуправления в порядке делегирования.

Помимо рассмотренного выше случая учреждения Совета директоров НПК, осенью 2014 г. планировалось создать данный орган в наукограде Протвино14.

Совету директоров НПК не тождественно такое объединение, как Совет директоров, существующий в некоторых наукоградах15. Совет директоров не является юридическим лицом, его деятельность не связана с вопросами научно-технического и инновационного развития, а его участники не относятся к руководителям или членам органов управления юридических лиц, входящих в НПК наукограда. Деятельность Совета директоров в отличие от Совета директоров НПК связана

12 Положение о Научно-техническом совете наукограда Фрязино, принято Решением Совета депутатов г. Фрязино от 25 января 2005 г. № 05 // http://www.fryazino.org/science_town/s53/451 (дата обращения: 02.10.2015).

13 Устав городского округа Фрязино Московской области (принят решением Совета депутатов г. Фрязино Московской области от 1 марта 2000 г. № 19) // Вестник. 2000. 29 апр. № 4.

14 Статус наукограда обязывает. 05.09.2014 // Сайт наукограда Протвино. URL: http://www. protvino.ru/about/info/news/2184 (дата обращения: 12.06.2015).

15 Бийские промышленники отчитались на краевой балансовой комиссии. 08.04.2014 // Сайт наукограда Бийск. URL: http://www.biysk22.ru/about/info/news/?ELEMENT_ID=11898 (дата обращения: 02.11.2015); Очередное заседание городского совета директоров состоялось в бизнесцентре наукограда. 16.05.2013 // Сайт наукограда Бийск. URL: http://www.biysk22.ru/about/info/ news/?ELEMENT_ID=7746 (дата обращения: 02.10.2015).

с обсуждением состояния дел и перспектив промышленности на территории муниципального образования, а также участия промышленных предприятий в мероприятиях, проводимых местной властью.

Помимо описанных моделей взаимодействия субъектов инновационной деятельности и органов местного самоуправления можно выделить и другие меры, предпринимаемые органами местного самоуправления наукограда для поддержки НПК и инновационного развития на своей территории.

Например, в наукограде Жуковском создан и действует отдел инновационного развития наукограда, являющийся структурным подразделением Управления экономики Администрации городского округа Жуковский. В задачи этого отдела входит содействие развитию городского округа как наукограда Российской Федерации, а также поддержка инновационной активности в городском округе. К его функциям относятся, в частности: участие в совершенствовании законодательства, регулирующего вопросы развития наукоградов Российской Федерации; ежегодный мониторинг результатов развития городского округа как наукограда Российской Федерации; формирование перечня мероприятий по развитию и поддержке социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры города как наукограда Российской Федерации; формирование программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования «город Жуковский Московской области» как наукограда Российской Федерации; участие в формировании инвестиционной политики, направленной на создание в городском округе благоприятных условий для привлечения инвестиций путем создания инфраструктуры поддержки инновационной деятельности; содействие развитию высокотехнологичных сфер экономики и инноваций; участие в решении задач профориентации и подготовки кадров для предприятий научной и высокотехнологичной сферы и пр.16

Также органами местного самоуправления могут создаваться муниципальные учреждения, деятельность которых направлена на поддержку НПК в материально-техническом и информационно-консультативном аспектах.

Например, Постановлением главы города Мичуринска от 27 марта 2006 г. № 55817, создано муниципальное учреждение «Дирекция по реализации Программы развития города Мичуринска как наукограда Российской Федерации», которое содействует модернизации материально-технической базы научно-производственного комплекса наукограда посредством: оснащения современным лабораторным оборудованием, мебелью и инвентарем; закладки опытно-демонстрационных насаждений и стационаров плодово-ягодных и овощных культур; организации тематических конференций, семинаров, выставок всероссийского и международного уровня на территории города и участия в составе мичуринской делегации в аналогичных мероприятиях других регионов.

Во Фрязино действует муниципальное казенное учреждение города Фрязино «Дирекция Наукограда», которое: как информационная и экспертно-консалтинго-вая инфраструктура осуществляет разработку и реализацию программ социально-

16 Отдел инновационного развития и наукограда // Сайт наукограда Жуковский. URL: http:// www.zhukovskiy.ru/index.php/naukograd/otdel-innovatsionnogo-razvitiya-i-naukograda (дата обращения: 02.10.2015).

17 http://naukograd-michurinsk.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=11&Item id=104 (дата обращения: 02.10.2015).

экономического развития наукограда Фрязино, проводит сбор и обработку сведений о научно-технических достижениях предприятий научно-производственного комплекса города; выступает модератором при создании объектов инновационной инфраструктуры; как центр коллективного пользования выполняет работы по на-ноструктурным измерениям для предприятий НПК; проводит научно-технические семинары, конференции и выставки; осуществляет организационное взаимодействие Администрации города Фрязино с Союзом развития наукоградов Российской Федерации, региональными и федеральными ведомствами, с общественными организациями города; формирует программу инновационных проектов, оказывает содействие в их подготовке, в поиске инвесторов и партнеров для реализации проектов18.

Управление наукоградом как территорией инновационного развития осуществляется самими органами местного самоуправления без какого-либо делегирования властных полномочий со стороны местного самоуправления субъектам частного права (в лице управляющих компаний), как это наблюдается на других территориях инновационного развития (например, технико-внедренческие особые экономические зоны, инновационный центр «Сколково).

В данном случае наукоград выступает примером такого подхода к управлению территорией инновационного развития, где воздействие на компетенцию местного самоуправления со стороны иных уровней публичной власти и субъектов частного права носит наименее выраженный характер. Компетенция наукограда как городского округа не подвергается «размывающему» воздействию указанных выше субъектов, и ее реализация осуществляется в рамках, предусмотренных Федеральными законами «О статусе наукограда Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»19.

Вместе с тем местное самоуправление наукоградов небезразлично к интересам и потребностям субъектов инновационной деятельности на данной территории (в лице организаций, входящих в градообразующий НПК наукограда).

Как было продемонстрировано выше, взаимодействие между органами местного самоуправления наукограда и членами градообразующего НПК происходит весьма интенсивно, но под эгидой и контролем органов местного самоуправления.

Так, НТС и Совет директоров НПК, представляющие интересы и выражающие мнения научного сообщества и научно-производственного комплекса наукограда, осуществляют свою деятельность в форме органа местного самоуправления, что означает их включенность в соответствующую иерархичежую систему, а значит и подчиненность вышестоящей инстанции. При этом решения, принимаемые данными органами, хотя формально и носят консультативный, рекомендательный характер, по существу являются концептуальной основой властных решений главы местной администрации или представительного органа местного самоуправления в сфере управления наукоградом, что происходит с учетом интересов и позиции

18 Муниципальное казенное учреждение города Фрязино «Дирекция Наукограда» // Сайт наукограда Фрязино. URL: http://www.fryazino.org/science_town/direkciya%20naekograda/1835 (дата обращения: 02.10.2015).

19 Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 29 декабря 2014 г.).

руководства предприятий, входящих в НПК, а также представителей научных и образовательных организаций наукограда.

Таким образом, воздействие субъектов инновационной деятельности на местное самоуправление в наукограде происходит «изнутри».

Данный подход можно признать в целом правильным и логичным [2, с. 45], позволяющим, с одной стороны, сохранить единство власти местного самоуправления на конкретной территории, избежать конфликта компетенций, а с другой — гарантировать обязательность учета интересов и потребностей предприятий — участников НПК, обеспечивая возможность их воплощения в действующих муниципальных правовых актах, что подразумевает их позитивное влияние на деятельность градообразующего НПК.

Вместе с тем описанная модель взаимоотношений органов местного самоуправления и субъектов инновационной деятельности не исключает возможности такого взаимодействия, осуществляемого и иными способами (неформализованное согласование, совещания, конференции, подача обращений и т. д.).

В завершение заметим, что российская модель управления наукоградом концептуально близка к зарубежной модели, характеризующейся участием в поддержке субъекта инновационной деятельности. Такая поддержка может носить информационный (предоставление необходимых сведений, облегчающих управление частноправовым субъектом и его функционирование), нормативно-правовой (издание муниципальных правовых актов, также направленных на облегчение управления и функционирования частноправового субъекта — пример Китая), а также финансовый характер (предоставление налоговых льгот, грантов, льгот в оплате коммунальных услуг и топливно-энергетических ресурсов — пример ФРГ и Венгрии).

Источники и литература

1. Городов О. А. Правовое обеспечение инновационной деятельности: монография. М.: ИНФРА-М, 2014. 209 с.

2. О результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации за 2013 год: доклад // http:// pravo.gov.ru/export/sites/default/other_documents/doklad_po_MP_2013.pdf (дата обращения: 02.10.2015).

References

1. Gorodov O. A. Pravovoe obespechenie innovatsionnoi deiatelnosti: monografiia [Legal support of innovative activity: monography]. Moscow, INFRA-M Publ., 2014. 209 p. (In Russian)

2. O rezul'tatakh monitoringa pravoprimeneniia v Rossiiskoi Federatsii za 2013 god: doklad [On the results of enforcement monitoring in the Russian Federation for 2013: the repor]. Available at: http://pravo.gov.ru/ export/sites/default/other_documents/doklad_po_MP_2013.pdf (accessed 02.10.2015).

Статья поступила в редакцию 25 ноября 2015 года

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.