Научная статья на тему 'Наукограды в современной экономике России'

Наукограды в современной экономике России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1610
570
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / НАУКОГРАДЫ / НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС / КРИТЕРИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глисин Ф. Ф., Разин В. Л., Хабарова Т. В.

В статье рассматриваются актуальные проблемы развития административно-территориальных образований, обладающих развитым научно-производственным комплексом и получивших статус «Наукоград Российской Федерации», а также пути решения некоторых из этих проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Глисин Ф. Ф., Разин В. Л., Хабарова Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Наукограды в современной экономике России»

Наукограды

в современной экономике России

Ф. Ф. Глисин, В. Л. Разин, Т. В. Хабарова,

к. э. н., с. н. с., к. х. н., в. н. с. к. ф.-м. н., с. н. с.

зав. сектором e-mail: razin@csrs.ru e-mail: khabarova@csrs.ru

e-mail: glisin@csrs.ru

Центр исследований и статистики науки Министерства образования и науки Российской Федерации

В статье рассматриваются актуальные проблемы развития административно-территориальных образований, обладающих развитым научно-производственным комплексом и получивших статус «Наукоград Российской Федерации», а также пути решения некоторых из этих проблем.

Ключевые слова: национальная инновационная система, наукограды, научно-производственный комплекс, критерии, инновационная экономика, государственная политика.

Основой государственной политики Российской Федерации на ближайшую и долгосрочную перспективу является перевод экономики на инновационный путь развития. Институциональной базой, обеспечивающей достижение поставленной цели, является национальная инновационная система, которая должна объединить усилия государственных органов управления всех уровней, организаций научнотехнической сферы и предпринимательского сектора экономики в интересах ускоренного использования достижений науки, техники и технологий в целях реализации стратегических приоритетов страны.

Важную роль в формировании национальной инновационной системы и развитии современной российской экономики могут сыграть муниципальные образования с развитым научно-техническим потенциалом, в том числе имеющие статус наукограда Российской Федерации.

Под термином «наукоград» понимается муниципальное и иное административно-территориальное образование с градообразующим научно-производственным комплексом.

Наукограды являются уникальными городскими поселениями, сыгравшими огромную роль в становлении СССР как великой научно-технической и экономической державы. Они обеспечивали необходимую научно-техническую поддержку индустриализации, развитию военно-промышленного комплекса и конкурентоспособности СССР. Реализация крупных народнохозяйственных проектов в указанных сферах обусловила формирование мощных научно-

производственных комплексов в создаваемых для этой цели городских поселениях.

Наукограды создавались в СССР с середины 30-х до 70-х гг. прошлого века, т. е. на полтора-два десятилетия раньше, чем произошло зарождение общемировой тенденции строительства специальных научных поселений и технологических парков [1]. Их научнопроизводственные комплексы могут включать научноисследовательские и проектно-конструкторские организации, промышленные предприятия по производству наукоемкой продукции, учебные заведения по подготовке высококвалифицированных специалистов, а также организации, обеспечивающие трансферт и коммерциализацию научных разработок.

Создавались поселения с высоким интеллектуальным и научно-техническим потенциалом около больших городов, являющихся региональными центрами со значительной концентрацией интеллектуальных ресурсов, однако, решали они общегосударственные задачи. Наибольшее число наукоградов образовано в Московской области, что было обусловлено рядом факторов, в числе которых:

• развитие и расширение московских научноисследовательских организаций с выведением части их подразделений с территории города;

• необходимость создания испытательных полигонов и экспериментальных исследовательских комплексов, которые не могли быть размещены на городской территории;

• наличие высококвалифицированных специалистов для научных и испытательных комплексов;

ИННОВАЦИИ № 2 (148), 2011

ИННОВАЦИИ № 2 (148), 2011

• развитая транспортная инфраструктура и наличие всех видов связи;

• ограниченность прописки в Москве по сравнению с Подмосковьем;

• более высокий уровень жизни по сравнению с другими регионами, развитая система снабжения и инфраструктура, а также высокий интеллектуальный и культурный потенциал;

• возможность непосредственного управления наиболее важными проектами и разработками, оперативной доступности к крупным научнотехническим комплексам для высокопоставленных руководителей;

• благоприятные природные и жизненные условия региона.

С учетом этих факторов, создание наукоградов в Московской области было менее затратным по сравнению с другими территориями, облегчало управление их развитием и проводимыми разработками.

Первые наукограды, при решении поставленных государством перед ними задач, как правило, обеспечивали все этапы «технологической цепочки» — от фундаментальных исследований до производства конечной продукции. Однако, в зависимости от поставленных целей создавались также наукограды с одним или несколькими «звеньям цепочки».

Конечная продукция наукоградов была преимущественно оборонного назначения, поэтому результаты их деятельности практически не были связаны с использованием нового знания для оказания услуг или производства продукции широкого потребления, что стало возможным лишь в условиях рыночной экономики.

Условия жизни в наукоградах были более благоприятными, чем на окружающих территориях, многие из них имели тесные связи со столицей (наукограды Московской области, Обнинск) или ближайшими крупными городами. Все это, наряду с интересной и имеющей важное государственное значение работой, создавало условия для притока высококвалифицированных специалистов.

В связи с тем, что наукограды обеспечивали решение народнохозяйственных оборонных и научнотехнических задач, и исходя из существовавшей централизованной системы управления народным хозяйством, управление наукоградами осуществлялось преимущественно из центра союзными министерствами и другими центральными ведомствами, а также Академией наук СССР.

В 80-90-х гг. прошлого века в связи с сокращением заказов на научно-техническую и оборонную продукцию, а, соответственно, и бюджетного финансирования наукоградов из них начался отток высококвалифицированных кадров, практически не модернизировалось высокотехнологичное оборудование, в результате значительно снизился интеллектуальный и научнотехнический потенциал. Ситуация стала несколько меняться к лучшему лишь в конце 90-х гг. в значительной мере благодаря усилиям местных администраций и руководителей организаций и предприятий научно-технических и производственных комплексов наукоградов.

Поиски путей сохранения научно-технического потенциала наукоградов привели к созданию движения «Союз развития наукоградов». В 1996 г. «Союз развития наукоградов» воссоздан в форме некоммерческого партнерства, членами которого являются 37 муниципальных образований с развитым научнопроизводственным комплексом.

В апреле 1999 г. был принят федеральный закон «О статусе наукограда Российской Федерации», который стал основой его правового регулирования. В соответствии с законом, муниципальное образование, претендующее на присвоение статуса наукограда, должно иметь градообразующий научно-производственный комплекс, расположенный на территории данного муниципального образования и отвечающий установленным критериям.

Первым муниципальным образованием, которому в 2000 г. присвоен статус наукограда Российской Федерации был город Обнинск Калужской области. До

2004 г. статус присваивался указом Президента Российской Федерации сроком на 25 лет с утверждением программы развития муниципального образования как наукограда Российской Федерации.

Указами Президента Российской Федерации статус наукограда Российской Федерации получили семь муниципальных образований (город Обнинск Калужской области, города Дубна, Королев, Реутов, Фрязино Московской области, рабочий поселок Кольцово Новосибирской области, город Мичуринск Тамбовской области).

С 2005 г. статус наукограда Российской Федерации стал присваиваться постановлением Правительства Российской Федерации сроком на 5 лет без утверждения программы его развития. Решениями Правительства Российской Федерации статус наукограда Российской Федерации присвоен еще семи городам (Петергоф Санкт-Петербурга, Бийск Алтайского края, Жуковский, Пущино, Троицк, Черноголовка, Протвино Московской области).

Таким образом, к настоящему времени статус наукограда Российской Федерации имеют 14 муниципальных образований с градообразующим научнопроизводственным комплексом.

Финансирование социально-экономического развития наукоградов со стороны федеральных и региональных государственных органов в условиях отсутствия соответствующей государственной программы их развития в настоящее время осуществляется пропорционально количеству проживающего там населения. Это по своей сути является своеобразной формой материальной помощи территориальному образованию, имеющему развитый научно-производственный комплекс, и не отражает в полной мере интересов государства в отношении вклада наукоградов в построение инновационной экономики страны.

Наукограды Российской Федерации, которым в

2005 г. присвоен этот статус на 5 лет, могут вообще утратить его уже в 2011 г. Поэтому существенную роль в их дальнейшей судьбе будет играть развитие соответствующей государственной политики в отношении территориальных образований с высокоразвитым научно-производственным потенциалом.

Следует отметить, что современная политика Российской Федерации в отношении наукоградов формировалась на основе принятия нескольких законодательных актов и инициатив, включая:

• зарождение государственной политики, произошедшее по инициативе руководителей местного самоуправления наукоградов (с 1991 г.);

• разработку концепции государственной политики по сохранению и развитию наукоградов по инициативе муниципальных руководителей (1993 г.) и ее продвижение (1993-1997 гг.);

Указ Президента Российской Федерации от 7 ноября 1997 г. № 1171 «О мерах по развитию наукоградов как городов науки и высоких технологий»;

Федеральный закон от 7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации»;

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

Важнейшим фактором формирования государственной политики в отношении наукоградов стало принятие в 1999 г. закона «О статусе наукограда Российской Федерации». Закон регулирует процесс присвоения статуса наукограда Российской Федерации муниципальным образованиям, которые соответствуют установленным критериям и прошли необходимую процедуру согласования программы развития.

В законе установлено, что социально-экономическое развитие наукоградов осуществляется на основе программ разработанных с участием федеральных, региональных и местных органов власти. Закрепление принципа сотрудничества властей различных уровней означало признание наукоградов в качестве участников решения не только региональных, но и общегосударственных задач, и обуславливало соответствующее отношение к ним государства. Вместе с тем за период практики применения закона и принятых в соответствии с ним нормативных актов, по оценкам экспертов, не было создано необходимых правовых условий для формирования инновационной инфраструктуры наукоградов и перехода их на бездотационное развитие. Успехи отдельных наукоградов в этой области в значительной мере были обеспечены усилиями руководителей местного самоуправления и градообразующих предприятий, хотя на практике наукограды решают задачи подчас далеко не регионального значения.

После принятия в августе 2004 г. Федерального закона № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации...» были внесены из-

менения и в закон «О статусе наукограда Российской Федерации» № 70-ФЗ от 7 апреля 1999 г. Наиболее существенным из них является исключение положения о программе развития наукограда Российской Федерации, что значительно снизило возможности развития инновационной составляющей наукоградов. Была утрачена также в значительной мере правовая основа координации и взаимодействия всех уровней власти с научным и бизнес-сообществами по разработке и реализации научно-производственных программ наукоградов.

Не оказало существенного влияния на развитие наукоградов и принятие в июле 2005 г. Федерального закона № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», в частности в нем не нашло в полной мере отражение опыта работы семи муниципальных образований, имевших на то время статус наукограда Российской Федерации.

В целом указанные законы недостаточно способствовали усилению внимания государства к перспективам развития и эффективного использования научнопроизводственного комплекса наукоградов и их роли в формировании экономики инновационного типа.

Вместе с тем, наукограды Российской Федерации являются практически наиболее значимой территориальной формой организации инновационной деятельности и развития новой экономики, которые могли бы играть активную роль в решении приоритетных задач научно-технического, инновационного и экономического развития не только отдельных регионов, но и страны в целом по присущим им приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники. Для этого прежде всего должна быть устранена неопределенность в их реальной роли в модернизации страны и построении инновационной экономики.

Важную роль в решении указанной проблемы может сыграть более пристальное изучение и использование опыта Московской области. В мае 1993 г. было заключено соглашение между администрацией области, Московским областным Советом и Министерством науки и технической политики Российской Федерации по отработке механизма инновационного развития наукоградов на основе использования их научно-технического потенциала.

Московская область стала «базовым регионом Российской Федерации для отработки федерального и регионального механизмов управления инновационной деятельностью, а также государственной политики по отношению к наукоградам».

В соответствии с соглашением в области отрабатывались:

• государственная политика в сфере инновационной деятельности и в отношении наукоградов;

• нормативно-правовые основы инновационной деятельности, а также функционирования и развития наукоградов;

• концепции инновационного развития городов и районов;

• организационно-экономические формы и механизмы функционирования инновационных субъектов хозяйствования (технополисы, технопарковые структуры и др.);

ИННОВАЦИИ № 2 (148), 2011

ИННОВАЦИИ № 2 (148), 2011

• механизмы продвижения на рынок наукоемкой

продукции;

• информационная инфраструктура инновационной

деятельности;

• отдельные инновационные наукоемкие технологии.

На основе приобретенного опыта совместно с региональными властями разрабатывались государственные программы развития инновационной деятельности наукоградов Московской области.

Вместе с тем указанные мероприятия осуществлялись, в основном, по инициативе органов власти области, как региональный приоритет развития. В государственных документах лишь декларировалась необходимость использования потенциала наукоградов. Так, в «Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу» [2] предусматривалась необходимость стимулирования научно-технической и инновационной деятельности в субъектах Российской Федерации, содействие интеграции их научного потенциала на приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники, развитие муниципальных образований, имеющих статус наукоградов, однако, не рассматривался механизм встраивания программ развития наукоградов в решение общегосударственных задач построения инновационной экономики.

В то же время в указанном документе государственная политика в области развития науки, техники и технологий на период до 2010 г. была определена как переход к инновационному пути развития страны на основе избранных приоритетов, а институциональной основой ее достижения должна стать национальная инновационная система, составной частью которой являются наукограды, сохранившие пока еще достаточно развитый научно-технический потенциал [2].

Национальная инновационная система должна интегрировать усилия органов управления всех уровней, организаций научно-технической сферы и бизнеса в интересах ускоренного использования достижений науки и технологий для реализации стратегических национальных приоритетов. И в этой системе важно определить роль и место муниципальных образований с высоким научно-техническим потенциалом, имеющих статус наукограда Российской Федерации и других административно-территориальных образований, для которых характерно интенсивное научнотехническое и инновационное развитие и которые создавались, пусть и в других экономических условиях, для решения народнохозяйственных, а не только региональных задач.

В «Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу» указано, что одной из мер государственной поддержки наукоградов является выделение финансовых средств «за счет бюджетов всех уровней», что свидетельствует о формальном признании их в качестве составной части формирующейся инфраструктуры инновационной экономики. Однако, практические шаги в этом направлении предстоит еще только сделать.

В январе 2005 г. на совещании в Новосибирске Президент Российской Федерации выступил с инициативой создания технопарков в области информационных технологий. В соответствии с этой инициативой был принят Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». При этом роль органов местного самоуправления и государства в развитии территории, определенная законами «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и «О статусе наукограда Российской Федерации», существенно различается.

Если при формировании особых экономических зон органы местного самоуправления лишь дают согласие на организацию особой экономической зоны на своей территории, а управление особой экономической зоной осуществляется уполномоченной Правительством Российской Федерации структурой, то в случае же наделения муниципального образования статусом наукограда Российской Федерации органы местного самоуправления в основном самостоятельно осуществляют после принятия закона № 116-ФЗ реализацию программы его развития. Роль же государства в этом процессе, а, соответственно, и федеральная значимость наукоградов остается неясной. Все это отражается как на формировании программы научнопроизводственного развития наукоградов, так и на их государственной финансовой поддержке, от чего в значительной мере зависит развитие и эффективность функционирования научно-производственного комплекса наукоградов, его роль в построении инновационной экономики страны.

Если же рассматривать наукограды только как территориальные образования с градообразующим научно-производственным комплексом регионального значения, то возникают вопросы: сколько их в стране должно быть, как совместить региональные интересы с их народнохозяйственной специализацией и т. д. Тем более, что в проекте «Концепции инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г.», разработанном Минэкономразвития России, говорится, что число наукоградов должно быть сокращено [3].

В этой связи наряду с уточнением статуса наукоградов, необходима разработка четкого механизма реализации этого статуса, определение интересов и роли государства, регионов, муниципалитетов, секторов экономики и бизнеса в эффективном функционировании муниципальных образований, имеющих развитый научно-производственный потенциал.

Следует отметить, что теоретически присвоение муниципальному образованию статуса наукограда Российской Федерации закрепляет за данным муниципальным образованием право на государственную поддержку. Однако на практике эта поддержка в основном направлена на поддержку социальной сферы наукоградов.

Для сохранения и эффективного использования интеллектуального потенциала наукоградов необходимо определить их место в национальной инновационной системе.

Учитывая, что одной из основных функций национальной инновационной системы является вос-

производство интеллектуального потенциала и его реализация в выпускаемой продукции, наукограды следует рассматривать, с одной стороны, как муниципальные научно-производственные образования, а с другой стороны, как элементы национальной инновационной системы России, с соответствующими целями и задачами.

Включение интеллектуального и производственного потенциала наукоградов в экономические отношения, решая задачу коммерциализации науки и высокотехнологичного производства, естественно, позволит им привлечь дополнительно к государственным средствам, средства, получаемые за счет коммерческой реализации образовательных, научных и технологических услуг, а также производства конкурентоспособной продукции. Однако, роль государства в развитии наукоградов и прежде всего их научно-производственного комплекса, исходя из необходимости привлечения их к решению стратегических научно-технических и производственных задач, должна быть также существенной.

В настоящее время в России насчитывается около 75 административно-территориальных образований с высоким научно-техническим потенциалом с общей численностью населения более 3 млн человек, в том числе в научно-производственных комплексах — свыше 1 млн человек, которые проводят фундаментальные исследования и разработки, а также их коммерциализацию в области атомной энергетики, приборостроения, машиностроения, электроники, энергетики, космоса, авиации, химии, биотехнологий. Однако общее законодательное регулирование развития всех таких территорий не сформировано.

Целесообразно разработать современную модель управления развитием наукоградов как важных элементов национальной инновационной системы, включающую механизмы частно-государственного партнерства при реализации федеральных целевых программ и проектов территориального инновационного развития, а также взаимодействия с другими территориальными образованиями, их предприятиями и организациями в вопросах научно-технического, технологического и производственного сотрудничества по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники.

Представляется, что основные цели государственной политики в отношении наукоградов могут включать:

• развитие на основе имеющегося научно-производственного комплекса наукоградов производства наукоемкой высокотехнологичной продукции приоритетных видов, формирование территориальных кластеров, превращение территорий с высоким научно-техническим потенциалом в территории интенсивного инновационного развития, активно взаимодействующих с другими регионами и секторами экономики и решающих как региональные, так и общегосударственные задачи;

• обеспечение достойного уровня жизни населения наукоградов, его максимальной занятости высококвалифицированным трудом, диверсификация видов деятельности и специальностей, которые

можно получить в образовательных учреждениях наукоградов на коммерческой основе любому желающему.

Государственную поддержку наукоградов Российской Федерации, по мнению экспертов, следовало бы осуществлять по следующим направлениям:

• финансирование программ и проектов инновационного развития и организации производства наукоемкой продукции — на конкурсной основе;

• финансирование мероприятий по развитию и поддержке не только социальной и инженерной инфраструктуры, но и научно-производственного комплекса наукоградов, а также по подготовке кадров, созданию единой информационной среды в соответствии с комплексными программами социально-экономического развития.

Исходя из этого, методика расчета объемов государственных субсидий наукоградам должна учитывать не только численность населения, но и масштабы научнотехнического и инновационного потенциала, программы и планы их развития и функционирования.

Должна быть решена важная проблема обеспечения жильем молодых и высококвалифицированных специалистов. Для этого целесообразно законодательно установить возможность предоставления земельных участков для жилищного строительства по результатам размещения государственного или муниципального заказа при условии привлечения для финансирования строительства жилья долевых средств организаций научно-производственного комплекса наукоградов либо работающих в них специалистов.

Совершенствование законодательства по наукоградам должно включать формирование нормативноправовой базы субъектов Российской Федерации, на территории которых размещаются данные муниципальные образования. В настоящее время в законодательстве, регулирующем создание инновационной экономики, отсутствует даже системная понятийная база о наукоградах. Если, например, в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» используется понятие «наукоград», то в других федеральных законах оно не имеет соответствующего толкования.

Конечно, определенная работа по названным проблемам ведется и на федеральном, и на муниципальном уровне. Так, в Минобрнауки России и других заинтересованных организациях разрабатываются материалы по совершенствованию нормативно-правовой базы деятельности наукоградов, в которых намечается уточнить правовой статус наукограда Российской Федерации, порядок его присвоения, а также механизмы финансирования и стимулирования инновационной деятельности наукоградов. Осуществляется разработка законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения эффективности деятельности наукоградов».

Союзом развития наукоградов разрабатывается проект новой концепции государственной политики, направленной на эффективное развитие наукоградов.

Важно в этих предложениях и рекомендациях уточнить ряд положений закона «О статусе наукограда Российской Федерации», в том числе:

ИННОВАЦИИ № 2 (148), 2011

ИННОВАЦИИ № 2 (148), 2011

• критерии включения организаций в научнопроизводственный комплекс наукограда, с усилением значимости научной и инновационной составляющей для муниципальных образований, претендующих на присвоение статуса наукограда;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• возможность включения в состав научно-производственного комплекса наукограда юридических лиц, не зарегистрированных в установленном порядке на территории муниципального образования, но расположенных на его территории;

• срок, на который присваивается статус наукограда Российской Федерации, с установлением минимального и максимального периода его действия. Кроме того, целесообразно скорректировать условия оказания государственной поддержки наукоградам с учетом их деятельности по созданию эффективной инновационной инфраструктуры и результативности интеллектуальной деятельности при решении задач как регионального, так и федерального уровня.

Необходимо также создать правовую базу повышения инновационной активности наукоградов, которая должна включать:

• развитие программных принципов государственной поддержки наукоградов и совершенствование механизмов формирования и реализации единой государственной инновационной политики в отношении наукоградов как составной части национальной инновационной системы и элемента инновационной экономики;

• разработку механизма конкурсного отбора программ и проектов наукоградов, направленных на создание условий для осуществления и финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности;

• формирование механизмов финансирования наукоградов с привлечением средств федерального бюджета, бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований, бизнеса и других внебюджетных источников, а также учитывающих условия развития организаций, входящих в их научнопроизводственный комплекс;

• расширение прав и ответственности органов местного самоуправления, направленных на повышение инновационной активности наукоградов, развитие инновационной инфраструктуры, формирование на территории городского округа условий жизни, стимулирующих привлечение и закрепление высококвалифицированных, в том числе молодых, специалистов.

Давно ведется дискуссия об уточнении критериев наделения муниципальных образований статусом наукограда. Существует несколько вариантов его решения:

• путем признания в качестве наукоградов только тех муниципальных образований, которым уже присвоен статус наукограда Российской Федерации;

• путем признания в качестве наукоградов всех муниципальных образований, органы местного самоуправления которых утвердили долгосрочную про-

грамму комплексного социально-экономического развития, составной частью которой является подпрограмма создания и развития инновационной инфраструктуры;

• придание статуса наукограда Российской Федерации только тем муниципальным образованиям, которые играют ведущую роль в развитии приоритетных направлений науки, технологий и техники в стране и создание на их основе новейших конкурентоспособных технологий и изделий для инновационной экономики России.

По нашему мнению, последний вариант является наиболее предпочтительным, поскольку он определяет место наукоградов в структуре национальной инновационной системы и инновационной экономики страны в целом. Статус наукограда Российской Федерации в этом случае может присваиваться на конкурсной основе на весь период признания приоритетного направления развития науки, технологий и техники, на котором сосредоточена деятельность наукограда.

Для решения задач развития указанного приоритетного направления науки, технологий и техники федеральными и региональными органами власти должны выделяться наукоградам соответствующие финансовые средства и привлекаться другие источники финансирования, включая бизнес.

Используя экономические методы, государство может способствовать тому, чтобы высокоразвитый научно-производственный комплекс наукоградов был сохранен и сориентирован на решение стратегических научно-технологических и производственных задач не только регионов и муниципальных образований, где он расположен, но и страны в целом. Выполнение этих задач особенно важно в свете подготовки и реализации стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г.

Список использованных источников

1. Государственная власть и местное самоуправление, № 7, 2006.

2. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу. Утверждены Президентом Российской Федерации 30.03.2002 г. № ПР-576.

3. Проект «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г.».

Science Cities in the Contemporary Russian Economy F. F. Glisin, Ph. D. (Economics), Senior Researcher, Centre for Science Research and Statistics.

V. L. Razin, Ph. D. (Chemistry), Leading Researcher, Centre for Science Research and Statistics.

T. V. Khabarova, Ph. D. (Phys.-Math.), Senior Researcher, Centre for Science Research and Statistics.

The article considers current problems of development of the administrative and territorial entities with an advanced research and production system that have obtained the status of a «Science City of the Russian Federation», as well as ways to address some of these problems.

Keywords: national innovation system, science cities, research and production system, criteria, innovative economy, government policy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.