Научная статья на тему 'Развитие наукоградов как территорий инновационного развития'

Развитие наукоградов как территорий инновационного развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1247
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие наукоградов как территорий инновационного развития»

Милькина И.В.

к.э.н., доцент ГУУ

РАЗВИТИЕ НАУКОГРАДОВ КАК ТЕРРИТОРИЙ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

Переход России к новой экономике, основанной на современных достижениях науки и техники, невозможен без активизации и развития сохранившегося на территориях РФ инновационного потенциала. Важное место в совокупности мер поддержки инновационного развития территорий занимает установление особых правовых, организационных и экономических условий для хозяйствующих субъектов. Подобный подход во многих странах используется как одно из важнейших средств территориальной политики. Эффективными организационными формами, позволяющими обеспечить системное применение финансовых и административных инструментов для экономического развития, основанного на знаниях и инновациях, на наш взгляд, являются следующие модели территориального инновационного развития, функционирующие на территории Российской Федерации (рисунок 1):

1) технико-внедренческие особые экономические зоны;

2) технопарки;

3)технополисы;

4) наукограды;

5) закрытые административно-территориальные образования.

Под территорией инновационного развития (ТИР) автором понимаются территории, находящиеся в пределах муниципального образования, либо занимающие всю территорию муниципального образования, имеющие особые правовые, организационные и экономические условия хозяйствования, установленные государственными, региональными или местными органами власти и направленные на активизацию инновационной деятельности, формирование и укрепление научно-технического и инновационного потенциала. Основным направлением деятельности таких территорий является перевод местной экономики на инновационный путь развития путем использования преимуществ достижений науки и техники для обеспечения экономического роста, а одним из определяющих факторов экономического развития ТИР и повышения их конкурентоспособности, является межотраслевое взаимодействие между секторами науки, образования и промышленности.

!------------------------------------------------------------------------------------------------!-------

; * Элемент инновационной инфраструктуры ТИР ____Возможность перехода в иную категорию ТИР

Рисунок 1.

Модели территориального инновационного развития

В проекте Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, подготовленной Министерством экономического развития РФ отмечено, что сбалансированное развитие федеральной и региональной составляющих инновационной системы будет реализовываться через повышение эффективности использования действующих институтов - технико-внедренческих особых экономических зон, технопарков, а также через расширение поддержки инновационных кластеров в рамках софинансирования из федерального бюджета региональных программ поддержки малого бизнеса, а также через разработку дополнительных мер федеральной поддержки регионов, активно инвестирующих в создание региональной инновационной системы. Однако проект данной Стратегии предполагает сокращение числа муниципальных образований, которым в настоящее время присвоен статус «наукограда», поскольку присвоение статуса должно быть привязано не только к наличию в конкретном муниципалитете высококлассного

научного учреждения, но и к степени активности региональных властей в формировании региональной инновационной системы, к уровню коммерциализации разработок, к динамике развития инновационного бизнеса и др.1

По мнению автора настоящей статьи, наличие значительного производственного и научно-технического потенциалов наукограда, составляющих основу инновационного потенциала территории, может служить существенным ресурсом как для решения приоритетных государственных задач в сфере обороны, экономики и внешней политики, так и для обеспечения конкурентоспособных преимуществ самого наукограда и региона, в котором он находится (рис. 2).

Функции наукограда РФ

Решение задач федерального значения Решение задач регионального значения Решение задач местного значения

«

г.

<

| Сохранение и развитие приоритетных направлений науч-'ной, научно-технической, инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний

Создание продукции в интересах обороны, экономики, внешней политики и других сфер национальной безопасности

Создание регио-щальных «точек» роста -территорий экономиче-¡ского, технологического и интеллектуального сотрудничества

Внедрение передовых технологий во все общественные сферы муниципального образования

Динамичное развитие научно-производственного комплекса наукограда

Достижение уровня бездотационного развития путем активизации инновационного потенциала

Увеличение занятости населения, обеспечение рабочими местами и достойной заработной платой

Повышение уровня и качества жизни населения

Рисунок 2.

Функции наукограда РФ

В соответствии с существующим законодательством, статус наукограда Российской Федерации может быть присвоен муниципальному образованию (городскому округу), имеющему высокий научно-технический потенциал и градообразующий научно-производственный комплекс2.

В настоящее время существует значительный объем публикаций, посвященных наукоградам. Исторические аспекты создания и функционирования наукоградов и причисляемых к ним территорий с высоким научно-техническим потенциалом рассматриваются, в работах таких авторов, как М. Кузнецов, В. Иванов, А. Швецов, А. Агирречу и др.

Так, М. Кузнецов3 отмечает, что сам термин «наукоград» был введен в научный оборот С. Никаноровым и Н. Никитиной в 1991 году в работе по исследованию проблем города Жуковского, хотя начальный этап создания наукоградов следует отнести к середине 30-х годов ХХ века. В этот период за пределами крупных городов создавались небольшие административно-территориальные образования (города, поселки, обособленные части городов) для проведения опасных и энергоемких исследования в интересах обороны государства.

1 Проект Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 «Инновационная Россия - 2020».

Подготовлен Министерством экономического развития РФ, 2010. - http://www.naukograds.ru/souz/souz_news/34

2

Федеральный закон от 07.04.1999 № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации».

3 Кузнецов М.И. Наукограды - интеллектуальный потенциал и инновационный ресурс развития России.// Устойчивое развитие. Наука и практика. - 2004. - № 2.

На территории этих городов и поселков формировались научно-производственные комплексы для решения крупных научно-технических задач, в том числе для проведения перспективных научных исследований и выпуска наукоемкой продукции. В отличие от технопарков, технополисов и других технопарковых структур, которые создавались и создаются на базе университетов и других высших учебных заведений, наукограды, напротив, основывались на отдаленных, «закрытых» территориях, как правило, имеющих одну или несколько научных организаций или учреждений, специализировавшихся в конкретной научно-технической области. И только потом в этих городах открывали новые высшие учебных заведения, научные институты и др.

Основание территорий с развитым научно-производственным комплексом, созданным для решения государственных стратегических задач обеспечения обороноспособности, продолжалось до конца 1980-х годов.

С начала 90-х годов ХХ века сущность административно-территориальных образований, имеющих научно-производственный комплекс и специализирующихся на выпуске наукоемкой продукции оборонного значения, была несколько расширена. К наукоградам стали относить города и поселки, аккумулировавшие значительный научно-технический, научно-промышленный и интеллектуальный потенциал, ориентированный на создание, разработку и внедрение наукоемкой и высокотехнологичной продукции фундаментального и оборонного значения. Коллектив авторов (В. Иванов, А. Октябрьский, М. Соколова) отмечает, что наукограды создавались для решения крупных задач, и каждый из них представлял собой единый научно-промышленно-социальный комплекс1.

Немало внимания в работах о наукоградах уделяется вопросам государственного финансирования организаций, составляющих научно-промышленный комплекс наукоградов (лаборатории, научные институты, научно-технические предприятия и др.) в 90-х годах XX века. При этом, как отмечают А. Швецов2, В. Иванов3 и другие авторы, значительная часть проводимых в наукоградах научных программ, основным заказчиком которых было государство, финансировалась из средств, выделяемых на оборону страны.

В 1997 году наукоград получил официальное государственное признание как муниципальное образование с градообразующим научно-производственным комплексом, где осуществляется научная, научно-техническая, инновационная и производственная деятельность, а также подготовка кадров по приоритетным для государства направлениям науки и техники4, а сам статус наукограда Российской Федерации был закреплен в 1999 году в Федеральном законе «О статусе наукограда Российской Федерации»5.

Так, статус наукограда мог быть присвоен муниципальному образованию (городскому, сельскому поселению, нескольким поселениям, объединенным общей территорией, части поселения, иной населенной территорией, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления6) с градообразующим научно-производственным комплексом (НПК). Территории, ранее именовавшиеся наукоградами, но не имеющие статуса муниципального образования, утратили возможность получения государственной поддержки.

Первым статус наукограда получил в мае 2000 года город Обнинск Калужской области, в 2001 году - г. Королев и г. Дубна Московской области. В период с 2000 по 2008 год статус наукограда был присвоен 14 городам, из них 9 наукоградов (64%) расположены Московской области (табл. 1). Претендуют на этот статус еще около 70 муниципальных образований, имеющих высокий научно-технический и инновационный потенциал.

Таблица 1

Наукограды Российской Федерации (по состоянию на январь 2011 года)

Название Год создания, срок присвоения, регион Приоритетные направления научной, научно-технической и инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний и подготовки кадров

1 2 3

Обнинск 06.05.2000 (до 31.12.2024) Калужская область Фундаментальные исследования в области атомной науки и техники, материаловедения, технологии живых систем, экологии и рационального природопользования, радиационной медицины. Научно-техническая и инновационная деятельность, экспериментальные разработки, испытания в области топлива и атомной энергетики, новых материалов и химических продуктов, экологии и рационального природопользования, производственных технологий, радиационной медицины. Разработка и внедрение методов обеспечения ядерной и радиационной безопасности функционирования ядерных энергетических объектов НПК г. Обнинска. Подготовка кадров в области атомной науки и техники

1 Иванов В.В., Октябрьский А.М., Соколова М.С. Государственная научно-техническая политика и наукограды. // Инновации. - СПб., 1999. - № 9/10.

2

Швецов А.Н. Государственная поддержка российских городов. - М.: Едиториал УРСС, 2002. Иванов В.В., Матирко В.И. Наукограды России: от методологии к практике. - М.: Сканрус, 2001.

4 Указ Президента РФ от 07.11.1997 № 1171 «О мерах по развитию наукоградов как городов науки и высоких технологий».

5 Федеральный закон от 07.04.1999 №70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации».

6 Федеральный закон от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

1 2 3

Королев 12.04.2001 (до 31.12.2025) Московская область Проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, связанных с ракетно-космической техникой, реализация результатов этих исследований. Проведение теоретических и экспериментальных работ в области аэрогазодинамики, тепло-массопереноса, прочности и динамики полета ракет и космических аппаратов. Создание ракетно-космической и авиационной техники. Разработка и производство новых ракетных двигателей. Разработка и производство систем энергообеспечения беспилотных космических аппаратов и пилотируемых орбитальных комплексов. Создание новых конструкционных материалов и технологий. Организация выпуска наукоемкой продукции на основе разработок предприятий г. Королева. Подготовка кадров в области ракетно-космической и инновационной деятельности

Дубна 20.12.2001 (до 31.12.2025) Московская область Фундаментальные исследования в области физики элементарных частиц, атомного ядра и физики конденсированного состояния вещества с использованием ядерно-физических методов. Разработка и производство ракетной и авиационной техники. Разработка и производство систем акустоэлектроники. Научно-техническая и инновационная деятельность, экспериментальные разработки, испытания в области информационно-телекоммуникационных систем, электроники, атомной энергетики, нетрадиционных возобновляемых источников энергии, новых материалов и химических продуктов, мониторинга природно-техногенной сферы, обеспечения безопасности продукции, производств и объектов. Подготовка кадров в области гуманитарной, научно-технической и инновационной деятельности.

Кольцово 17.01.2003 (до 31.12.2025) Новосибирская область Фундаментальные исследования в области вирусологии, микробиологии, молекулярной биологии, эпидемиологии, биотехнологии и экологии. Научно - техническая и инновационная деятельность, экспериментальные разработки, испытания в области технологий живых систем, экологии и рационального природопользования, новых материалов и химических технологий. Разработка и производство диагностических, лечебно - профилактических и вакцинных препаратов в интересах медицины и сельского хозяйства. Подготовка кадров в области молекулярной биологии, микробиологии, вирусологии и биотехнологии, медицинской биологии, фармакологии, метрологии, сертификации и менеджмента.

Мичуринск 04.11.2003 (до 31.12.2027) Тамбовская область Фундаментальные исследования в области генетики, селекции, биотехнологии, физиологии, биохимии, экологии плодовых, ягодных и овощных культур, выявления механизмов стабилизации устойчивости и продуктивности садовых и овощных агроэкосистем. Разработка эффективных, экологически безопасных технологий производства, длительного хранения, транспортировки и переработки плодоовощной продукции с высоким содержанием биологически активных веществ. Научно-техническая и инновационная деятельность, экспериментальные разработки и испытания в области производства технических средств, получения экологически чистого сырья, новых видов продуктов питания оздоровительного, лечебно-профилактического, функционального и другого назначения. Подготовка кадров для работы в агропромышленном комплексе, в областях научной, гуманитарной и инновационной деятельности.

Реутов 29.12.2003 (до 31.12.2027) Московская область Проведение фундаментальных научных исследований, научной, научно-технической, опытно-конструкторской и экспериментальной деятельности в области аэрокосмических информационно-насыщенных систем и технологий, интегрированных информационных систем и технологий, систем и технологий альтернативной энергетики, а также реализация результатов этой деятельности. Проведение теоретических и экспериментальных работ в области аэрогазотермодинамики, прочности и динамики полета аэрокосмических аппаратов. Создание информационно-насыщенной аэрокосмической техники. Создание новых конструкционных материалов и технологий. Разработка интегрированных информационных и телекоммуникационных систем и программной продукции. Разработка систем альтернативной энергетики и энергосберегающих технологий. Использование накопленного научно-технического потенциала для создания наукоемкой импортозамещающей продукции. Подготовка кадров в области аэрокосмической, информационной, энергосберегающей техники и инновационной деятельности.

Фрязино 29.12.2003 (до 31.12.2027) Московская область Фундаментальные космические исследования, исследования в области радиофизики, радиоэлектроники, физической и квантовой электроники, информатики. Разработка и производство информационно-телекоммуникационных систем, сверхвысокочастотных приборов и комплексированных устройств для обеспечения систем радиоэлектронного вооружения и военной техники, лазерных технологий, прецизионных технологий и гибких производственных систем. Научно-техническая и инновационная деятельность, экспериментальные разработки и испытания в области электроники, микросистемной техники и микросенсорики, опто- и акусто-электроники, мониторинга природной среды, транспорта, новых материалов и химических продуктов, обеспечения безопасности продукции, производств и объектов. Подготовка кадров в области научно-технической и инновационной деятельности.

1 2 3

Петергоф 23.07.2005 (на 5 лет) Ленинградская область Исследования в области экологии. Информационно-телекоммуникационные технологии и электроника, включая системы связи и обнаружения морских подвижных объектов. Исследования физических полей земли, изучение строения ее оболочек (атмосферы, магнитосферы, ионосферы, земной коры, гидросферы, мантии и ядра). Методы направленного синтеза сложных органических молекул с целью получения физиологически активных веществ с избирательным действием. Технологии живых систем, генетические процессы, клеточная биология и биология развития, структурные и молекулярно-генетические механизмы регуляции индивидуального развития. Разработка перспективных вооружений, военной и специальной техники, в том числе для нужд Военно-Морского Флота. Исследования, связанные с восстановлением и содержанием музейных, исторических и культурных ценностей. Подготовка кадров высшей квалификации, в том числе специалистов в области сохранения и реставрации памятников культуры и искусства, а также по военным специальностям.

Пущино 27.10.2005 (на 5 лет) Московская область Информационно-телекоммуникационные технологии и электроника. Новые материалы и химические технологии. Технологии живых систем. Энергосберегающие технологии. Экология и рациональное природопользование. Технологии глубокой переработки российского сырья и материалов в легкой промышленности. Подготовка кадров в области научно-технической, гуманитарной и инновационной деятельности.

Бийск 21.11.2005 (на 5 лет) Алтайский край Перспективные вооружения, военная и специальная техника. Новые материалы и химические технологии. Технологии живых систем. Производственные технологии. Энергосберегающие технологии. Подготовка кадров в области научно-технической, гуманитарной и инновационной деятельности.

Жуковский 29.01.2007 (на 5 лет) Московская область Информационно-телекоммуникационные системы. Транспортные, авиационные и космические системы. Перспективные вооружения, военная и специальная техника. Энергетика и энергосбережение.

Троицк 29.01.2007 (на 5 лет) Московская область Информационно-телекоммуникационные системы. Живые системы. Рациональное природопользование. Энергетика и энергосбережение. Индустрия наносистем и материалов.

Черноголовка 18.08.2008 (на 5 лет) Московская область Индустрия наносистем и материалов. Информационно-телекоммуникационные системы. Энергетика и энергосбережение.

Протвино 18.08.2008 (на 5 лет) Московская область Безопасность и противодействие терроризму. Живые системы. Информационно-телекоммуникационные системы. Перспективные вооружения, военная и специальная техника. Энергетика и энергосбережение.

В 2010 году закончился срок действия статуса у городов: Петергоф, Пущино, Бийск. В 2012 году действие статуса окончится у городов Жуковский и Троицк, а в 2013 году - у Черноголовки и Протвино. Таким образом, к 2014 году в Российской Федерации официальный статус наукограда, предполагающий особые условия финансирования и федеральную поддержку, останется у 7 муниципальных образований.

Следует отметить, что на разных этапах развития наукоградов сущность их менялась в зависимости от государственных интересов и приоритетов, при этом основная цель функционирования наукоградов всегда была связана с решением оборонных задач государства (например, г. Жуковский был основан с целью создания военной авиации; г. Оболенск - для создания средств защиты от бактериологического оружия массового поражения; г. Обнинск - для разработки и эксплуатации транспортных установок, использующих ядерную энергию).

С начала XXI века роль наукоградов в развитии региональной и национальной экономики изменилась. Все больше стало уделяться внимание наукоградам как «точкам» регионального и национального развития, способным перейти к механизмам инновационного развития за счет основного преимущества - наличия научно-технического, образовательного и промышленного потенциала, позволяющего выпускать конкурентоспособную высокотехнологичную продукцию и занять соответствующие ниши как на внутреннем, так и на внешнем рынках1.

1 Иванов В.В. Территории инновационного развития и наукограды. // Инновации. - СПб., 2002. - № 10.

492

Отнесение автором настоящей статьи наукоградов к моделям территорий инновационного развития объясняется следующими положениями.

1. Обеспечение наукоградом целей и задач национального, регионального и муниципального развития: (1) сохранение и развитие приоритетных для государства направлений науки, техники и технологий; (2) обеспечение условий для социально-экономического развития наукограда и прилегающих к нему территорий: создание рабочих мест, выпуск наукоемкой продукции, внедрение разработанных на территории наукограда технологий во все сферы жизнедеятельности муниципального образования и иных территорий региона, на котором расположен наукоград, т.е. формирование наукограда как регионального центра роста; (3) создание достойных условий для жизни населения наукограда.

2. Наличие на территории наукограда градообразующего научно-промышленного комплекса (совокупность организаций, осуществляющих научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации1), являющегося одним из основных условий присвоения муниципальному образованию статуса «Наукоград Российской Федерации». При этом научно-производственный комплекс муниципального образования, претендующего на присвоение статуса наукограда, должен отвечать следующим критериям:

ЧР

-ннк > 15%

1. ЧР , где (1).

ЧРнпк - численность работающих в организациях НПК;

ЧР - численности работающих на территории муниципального образования

V ОФ

^нт > 50% -нп^ > 50%

2. V или ОФ , где (2).

Унт - объем научно-технической продукции, соответствующей приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники РФ (в стоимостном выражении),

У - общий объем продукции всех хозяйствующих субъектов, расположенных на территории данного муниципального образования;

ОФнпк - стоимость ОФ комплекса, фактически используемых при производстве научно-технической продукции,

ОФ - стоимость фактически используемых основных фондов всех хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципального образования, за исключением жилищно-коммунальной и социальной сферы.

В состав научно-промышленного комплекса наукограда входят:

1) научные организации, учреждения высшего профессионального образования и иные организации, осуществляющие научную, научно-техническую и инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники РФ, при наличии у них в отдельных случаях, государственной аккредитации;

2) организации независимо от организационно-правовых форм, осуществляющие производство продукции, выполнение работ и оказание услуг, при следующем условии:

V , + V 2 + V 3

нпп1 нпп 2 нпп3

> 50%

Кг + К 2 + К3 , где (3).

Унпп - объем производства наукоемкой продукции (в стоимостном выражении), соответствующей приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники РФ в течение предшествующих 3 лет,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уп - общий объем производства

Таким образом, интеграция научного и промышленного секторов в научно-промышленном комплексе наукограда позволяет обеспечивать непрерывный процесс «наука - технология - производство - рынок».

3. Финансирование мероприятий по развитию и поддержке социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры наукоградов из федерального и регионального бюджетов, в том числе в рамках Программы развития муниципального образования как наукограда (для территорий, получивших этот статус до 2004 года), где были установлены меры государственной поддержки, программные мероприятия, планируемые размеры финансирования из федерального, регионального, муниципального бюджета и внебюджетных источников, порядок выполнения и контроля за результатами реализации программы.

В настоящее время финансирование мероприятий по развитию и поддержке социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры наукоградов из федерального бюджета осуществляется посредством предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации для перечисления их в бюджеты муниципальных образований, имеющих статус наукограда. В перечень мероприятий, на которые предоставляются межбюджетные трансферты, включаются расходы, предусмотренные программой комплексного социально-экономического развития муниципального образования, имеющего статус наукограда Российской Федерации, а также могут включаться расходы, связанные с осуществлением проектно-изыскательских работ, строительства и (или) реконструкции (капитального

1 Федеральный закон от 07.04.1999 №70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации».

493

ремонта) при наличии утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документации, а также с приобретением оборудования для муниципальных предприятий и учреждений стоимостью свыше 1000 рублей1.

4. Наличие основных элементов инновационной инфраструктуры, включающей в себя научно-промышленный комплекс и научно-технический совет - орган, создаваемый при главе города, занимающийся вопросами определения и реализации стратегии развития научно-производственного комплекса наукограда, научной, научно-технической, инновационной деятельности, производства наукоемкой продукции и подготовки кадров, являющийся связующим звеном между администрацией наукограда и предприятиями научно-промышленного комплекса

Набережная А. Т.

к.э.н., доцент, в.н.с. Института региональной экономики Севера, зав. кафедрой Северо-Восточного

федерального университета, г. Якутск

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Экономическое развитие предполагает конечной своей целью повышение уровня и качества жизни населения. Эти категории являются результирующими показателями всех сторон экономических и социальных процессов в стране во всем их многообразии и взаимосвязи. При этом разные страны ставят перед собой различные приоритеты в становлении основных, базисных позиций формирования характеристик качества жизни. Так, страны с относительно «молодой» экономикой, такие, как Соединенные Штаты Америки, во главу угла ставят необходимость существенной дифференциации в уровне жизни, обусловленной, по их мнению, различными способностями и деловыми качествами человека. Постсоветские страны не избежали влияния уравнительной модели, которая предполагает сохранение принципов социальной справедливости (условно будем называть эту модель равномерной). В результате этапа первоначального накопления капитала, который происходил в стране в 90-е годы, в настоящее время в Российской Федерации фактически сформировался некий симбиоз этих двух моделей - равномерного распределения национального богатства, и дифференцированного подхода.

Каким же на современном этапе развития российского общества должен быть подход к формированию параметров дифференциации уровня и качества жизни населения? Обозначенный руководством страны курс на модернизацию общества и экономики ставит своей целью повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования личной безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения2. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 30 ноября 2010 года определена необходимость повысить стандарты жизни людей на качественно новый уровень3. Все вышесказанное определяет высокую степень актуальности изучения и определения научно-обоснованных параметров дифференциации уровня и качества жизни населения в рамках социально-ориентированной модели государства.

Проблема изучения дифференциации уровня и качества жизни населения на региональном уровне особенно актуальна, так как разнообразие природных, экономических, социальных факторов отдельных территорий Российской Федерации образует различные условия, оказывающие существенное влияние на размер и структуру потребностей населения в материальных благах и услугах. Территориальные различия, которые отражаются в потребностях и качестве жизни, определяют следующие группы факторов: природно-климатические условия, половозрастной состав населения, размер и структура семей, плотность населения, характер расселения, экономическое развитие территории, особенности культуры и традиции населения, условия труда, особенности национального быта.

Республика Саха (Якутия) представляет большой интерес для исследования также в силу ряда существенных региональных особенностей, отличающих ее от других регионов России. Территория Республики Саха (Якутия) согласно Критериям и методическим подходам для районирования территории Российской Федерации по природным условиям жизнедеятельности населения Министерства экономического развития Российской Федерации относится к I зоне (очень неблагоприятной) и ко II зоне (неблагоприятной). Очень неблагоприятная и неблагоприятная зоны Севера характеризуются длинной суровой зимой, сильными продолжительными ветрами, коротким холодным летом, длительным периодом ультрафиолетовой недостаточности и другими неблагоприятными для жизнедеятельности человека факторами.

Сочетание экстремальных природно-климатических и социально-экономических условий Севера отрицательно влияет на жизнедеятельность человека. По различным оценкам для достижения одинаковых по сравнению со средне-широтными районами экономических результатов на Севере необходимо в 3-5 раз больше затрат общественного труда и финансовых средств.

Кроме неблагоприятных условий жизнедеятельности, Якутию отличает существенная внутрирегиональная дифференциация уровня и качества жизни. Анализ тенденций изменения стоимостных показателей уровня жизни по-

1 Постановление Правительства РФ от 22.12.2007 № 917 (ред. от 28.12.2010) «Об утверждении Правил предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета для осуществления мероприятий по развитию и поддержке социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры наукоградов Российской Федерации».

2 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года от 13 мая 2009 г. http://archive.kremlin.ru/ text/docs/2009/05/216229.shtml

3 Послание Президента Федеральному Собранию 30 ноября 2010 года. http://kremlin.ru/news/9637.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.