положительных денежных потоков в компании, а также эффективное их использование с целью генерирования последующих денежных потоков. Каждый элемент данной системы характеризует всю ситуацию внутри и вне предприятия. При этом связывает работу разных структурных подразделений предприятия, что способствует повышению эффективности внутренней деятельности. Таким образом, данная система позволят рассмотреть проблемы с точки зрения каждого структурного подразделения во взаимодействии с другими. Применение системы ТСМ позволяет согласованно решать и текущие, и долгосрочные задачи в управлении денежным потоком предприятия.[4]
Использованные источники:
1. Непомнящий Е.Г. Инвестиционное проектирование: Учебное пособие. Таганрог: Изд - во ТРТУ, 2003. 262 с.
2. Кузнецова И.Д. Управление денежными потоками предприятия: учебное пособие; под ред. А.Н. Ильченко / Иван. гос. хим.-технол. ун-т. - Иваново, 2008.- 193с. ISBN 976-5-9616-0276-8
3. Козлов В.Ю. Оптимизация денежных потоков [Электронный ресурс] / Козлов В.Ю. // Бухгалтерская фирма. - URL: http: //www.buh- firma.ru/info/3 5 -optimizatsiya-denezhnykh-potokov.html (дата обращения: 12.08.2016)
4. Лысенко Н.В Как управлять денежным потоком? Принципы использования концепции TCM в условиях ограниченных ресурсов [Электронный ресурс] / Лысенко Н.В. // компания "System Business Consulting". - URL:
http://gaap.ru/articles/kak upravlyat denezhnym potokom_
printsipy ispolzovaniya kontseptsii tcm v usloviyakh ogranichennykh / (дата обращения: 12.08.2016)
Касаева Л.В.
Яроцкая А.В.
Романова Н.Г.
ФГБОУ ВО «Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет)»
Россия, г. Владикавказ РОЛЬ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ В СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДОГО
ПОКОЛЕНИЯ
Аннотация: Статья посвящена инструментам социализации ребенка: школе, институту семьи, институту образования. Акцент делается на институте образования, который призван обеспечивать социальную стабильность и интеграцию общества, а его функционирование связано с удовлетворением двух типов взаимосвязанных фундаментальных потребностей общества - социализации его членов и подготовку их к различным социальным ролям, занятию определенных социальных позиций в обществе.
Ключевые слова: молодежь, социализация, общество, школа, институт семьи, институт образования.
THE ROLE OF SCIENCE AND EDUCATION IN SOCIALIZATION
OF YOUNG GENERATION
The article is devoted to the tools of socialization of the child: the school, institution of the family, the institution of the education. The focus is on the Institute of Education, which aims to ensure social stability and the integration of society and its functioning is associated with two types of satisfaction interrelated fundamental needs of society - the socialization of its members and training them to different social roles, employment of certain social positions in society.
Keywords: young people, socialization, society, school, institution of the family, institution of the education.
В современном Российском обществе пристальное внимание со стороны государства уделяется процессу социализации молодого поколения [5]. Молодежь - это будущее нации, общества, страны в целом, молодежь является преемником власти, порядков, традиций и т.д., и от того, каким путем пойдет молодое поколение, зависит и развитие государства в целом. Являясь динамичным социально-демографическим образованием, молодежь выполняет в обществе важную функцию смены поколений, принимает непосредственное участие в воспроизводстве и пополнении социального потенциала страны. Поэтому ее роль в стабилизации и преобразовании всех сфер жизнедеятельности социума является очень важной [2, 3].
Мощнейшим инструментом социализации ребенка является школа, благодаря которой, общество получает не столько образованного, сколько умеющего жить в социуме члена общества. Несмотря на распространенное мнение, что роль школы, равно как и семьи, в социализации личности заметно уменьшилась, а возросла роль телевидения, средств массовой информации, массовой культуры, мы можем утверждать, что среди институтов социализации школа и внешкольные учебные заведения по-прежнему занимают одну из ведущих позиций.
Роль школьной социализации сегодня обусловлена, в первую очередь, обязательностью и длительностью пребывания ребенка в учебном заведении. Для ребенка школа является едва ли не основной моделью социального мира, поскольку именно в школьные годы осваиваются те законы, по которым живут взрослые, и способы существования в рамках этих законов (межличностные отношения, социальные роли и т.д.). Школьная социализация ребенка осуществляется не столько за счет задушевных бесед с учителями, уроков, общения со сверстниками или публичных выступлений, сколько благодаря особой атмосфере школьной жизни.
Современная школа владеет всеми механизмами социализации, вследствие чего, способна оказывать активное влияние не только на ребенка, но и на общественную жизнь в целом. Среди основных механизмов школьной социализации можно выделить:
- социально-психологическое - неосознанное усвоение ребенком
норм социального поведения, подражание какому-либо примеру, неосознанное отождествление себя с каким-либо человеком (или группой);
- социально-педагогическое - усвоение ребенком принятых в нашем обществе эталонов поведения, норм, стереотипов и взглядов.
За время пребывания в школе ученики не только получают базовые знания, но и вольно или невольно усваивают новые социальные роли, моральные нормы и ценности. Тем не менее, с признанием школы, как одного из значимых инструментов социализации детей, специалисты констатируют тот факт, что школьная социализация сегодня имеет явную проблему. А именно, современные подходы к социализации личности в школе опираются преимущественно на теоретически-просветительском аспекте, исключая из жизни школьника активное социальное воздействие извне. Но, это можно решить следующим образом: постепенно внедрять в систему работы учебных заведений психолого-педагогическое проектирование социального развития личности, стимулировать социально-коммуникативную активность школьников, создавать единую систему воспитательного воздействия семьи и школы. Чтобы вклад учебного заведения в социализации молодого поколения был действенным и влиятельным, необходимо внедрять новейшие социальные программы в теорию и практику социального воспитания молодежи.
Как и многие социальные институты, институт образования призван обеспечивать социальную стабильность и интеграцию общества, а его функционирование связано с удовлетворением двух типов взаимосвязанных фундаментальных потребностей общества - социализации его членов и подготовку их к различным социальным ролям, занятию определенных социальных позиций в обществе [1].
Основную функцию социализации в обществе выполняет также и институт семьи, но современная семья не в состоянии обеспечить детей полным объемом знаний, навыков, умений, так как большинство социальных ролей во взрослом обществе требует систематического и длительного обучения. Эту двойственную задачу и призван решать институт образования, организация которого характеризуется непрерывностью и многоступенчатостью, что позволяет осуществлять поэтапную социализацию и обучение молодежи. Основной круг задач, выполняемых институтом образования в современном обществе, значительно шире, наиболее важные из них с точки зрения общества - подготовка индивидов к размещению их по определенным социальным позициям в социальной структуре общества, что является одним из функциональных важнейших требований любой социальной системы. Эта задача решается не общеобразовательной школой, а специальными учебными заведениями - училищами, техникумами, институтами, университетами и др.
Функции, выполняемые в обществе институтом образования:
1) Распространение и трансляция культуры в обществе, заключается в том, что посредством института образования происходит передача от
поколения к поколению ценностей культуры, понимаемых в самом широком смысле слова (научные знания, достижения в области искусства, моральные ценности и нормы, правила поведения, опыт и навыки, присущие различным профессиям и т.п.). На протяжении всей истории человечества образование являлось главным источником знаний, инструментом просвещения общества. Также не следует забывать о том, что культура каждого народа имеет свои национально-этнические особенности, а стало быть, система образования играет исключительно важную роль в поддержании и сохранении национальной культуры, ее неповторимых и уникальных черт, приобщаясь к которым, индивид становится носителем национального сознания и национальной психологии.
2) Формирование у молодого поколения установок, ценностных ориентаций, жизненных идеалов, господствующих в данном обществе. Благодаря этому, молодежь приобщается к жизни общества, социализируется и интегрируется в социальную систему. Обучение языку, истории отечества, литературе, принципам морали и нравственности служит предпосылкой для формирования у молодого поколения общеразделяемой системы ценностей, благодаря чему оно учится понимать других людей и самих себя, становятся сознательными гражданами страны. Содержание осуществляемого системой образования процесса социализации и воспитания детей в значительной мере зависит от господствующих в обществе ценностных стандартов, морали, религии, идеологии.
3) Социальная селекция - одна из важнейших функций института формального образования. Структура образовательного процесса устроена таким образом, что она дает возможность уже на самых начальных этапах осуществить дифференцированный подход к обучающимся (изменить профиль обучения для несправляющихся учеников и студентов, поощрять талантливых и способных). В ряде стран, в том числе и в нашей стране, существуют специальные образовательные программы для творчески одаренной молодежи, учебный труд которой непременно поощряется, а для максимального развития их задатков создаются благоприятные условия.
В современном российском обществе поиск и воспитание талантливой молодежи возводится в ранг государственной политики в области образования, так как бурное развитие науки и технического прогресса во многих других областях требует постоянного притока талантливой молодежи.
Отбор наиболее способных к обучению учащихся осуществляется современной школой автоматически, так как сама внутренняя микроструктура образования как раз и имеет своей главной задачей отбор и дифференциацию молодежи не только по способностям и талантам, но и в соответствии с индивидуальными интересами, возможностями, ценностными ориентациями. После обязательного девятилетнего образования значительная часть молодежи поступает на учебу в технические училища, другие продолжают учебу в средней школе, и часть ее выпускников поступают в ВУЗы. После окончания ВУЗа одни начинают трудовую деятельность в
народном хозяйстве, другие поступают в аспирантуру, делают научную карьеру.
С социологической точки зрения, чрезвычайно важны последствия осуществляемого институтом образования процесса отбора, так как его конечным результатом (когда различные группы молодежи завершают образование в различных учебных заведениях) является размещение людей по различным позициям в социальной структуре общества [1, 4]. В результате чего достигается воспроизводство и обновление социальной структуры общества, без чего невозможно нормальное функционирование последнего. Другая важная сторона процесса социального размещения заключается в том, что он запускает механизм социальной мобильности; получение профессии, занятие социальной позиции в структуре той или иной организации, как правило, открывает для многих людей путь профессиональной карьеры, продвижение по лестнице должностных иерархий и властных полномочий. Система образования, главным образом высшего, в современном обществе служит важнейшим каналом социальной мобильности, ибо без вузовского диплома невозможно получить престижную и высокооплачиваемую работу. Уровень образования, наряду с властью, собственностью и доходом является важнейшим показателем социального статуса человека в современном обществе.
4) Функция социального и культурного изменения является прерогативой современного института образования. Эта функция реализуется двумя взаимосвязанными способами. Во-первых, в процессе научных исследований, научных достижений и открытий, которые проводятся в стенах высших учебных заведений. Способствуя научному прогрессу, высшая школа вместе с тем вносит свой существенный вклад в обогащение и расширение культурного наследия общества. Кроме того, в силу тесных связей университетов с промышленностью происходит характерная интеграция науки, высшего образования и производства, результатом которой является ускорение научно-технического прогресса. Университеты все в большей степени становятся научно-исследовательскими центрами, выполняющими теоретические и прикладные исследования, экспериментальные разработки по заказу государственных ведомств и промышленных фирм. Наряду с этим развитие научных исследований в стенах вузов способствует совершенствованию системы высшего образования, так как новые научные идеи и открытия включаются в учебные программы, обеспечивают повышение качества специалистов.
В настоящее время предпринят целый ряд мер, направленных на развитие фундаментальной науки в вузах и ускоренное развитие прикладной исследовательской базы вузов, их встраивание в прикладные исследовательские работы в интересах инновационного развития отраслей реальной экономики, а также на снижение административных и юридических барьеров, препятствующих эффективному развитию межвузовского сотрудничества (в частности, организации совместных образовательных
программ), формированию партнерств с производственными предприятиями, привлечению зарубежных исследователей и преподавателей, в том числе:
- принят закон, позволяющий создавать малые инновационные предприятия при вузах, уже обеспечивший создание более 500 таких предприятий (Федеральный закон от 2 августа 2009 г. N 217-ФЗ);
- проведен конкурс на поддержку программ развития национальных исследовательских университетов;
- в соответствии с Поручением Президента Российской Федерации ведется работа по подготовке программ инновационного развития компаний с государственным участием, в том числе предполагающих сотрудничество этих компаний с российскими вузами в рамках исполнения корпоративных планов НИОКР;
- Правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям приняты решения по механизмам формирования технологических платформ как коммуникационных площадок взаимодействия науки, образования и реального сектора экономики;
- Правительством Российской Федерации в рамках Постановлений от 9 апреля 2010 г. N 218 (кооперация вузов и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства), N 219 (развитие инновационной инфраструктуры вузов), N 220 (гранты вузам по привлечению ведущих мировых ученых) выделены дополнительные средства государственной поддержки для развития современных исследовательских, инновационных компетенций российских высших учебных заведений;
- дополнительные возможности развития инициатив вузов в прикладной исследовательской деятельности;
- в составе Министерства образования и науки Российской Федерации создан Департамент стратегического для поддержки развития научно-исследовательской и инновационной деятельности вузов.
С появлением новых возможностей также реализуются следующие мероприятия:
- организационное и методическое содействие вузам в формировании долгосрочных программ взаимодействия с компаниями реального сектора, в том числе по их участию в программах инновационного развития крупнейших компаний с государственным участием; в формировании технологических платформ (протокол заседания Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 3 августа 2010 г. N 4);
- разработка рекомендаций вузам, осуществляющим свою деятельность по кооперации с предприятиями и организациями отраслей экономики, в том числе в рамках реализации Постановлений Правительства Российской Федерации N218-220, национальным исследовательским и федеральным университетам;
- регулярная оценка практики реализации программ развития вузов с использованием ими различных инструментов государственной поддержки, по результатам которой принимаются решения по: увеличению объемов
выполнения заказных НИОКР; участию преподавателей в выполнении заказных НИОКР;
- привлечению сотрудников исследовательских подразделений вуза и сотрудников ведущих профильных предприятий к преподавательской деятельности;
- внесение изменений в законодательство, в том числе проработка ряда норм по исследовательской деятельности вузов в интегрированном законодательном акте «Об образовании в Российской Федерации»;
- реализация системы мер по стимулированию международного сотрудничества, в том числе по привлечению зарубежных ведущих ученых;
- подготовка вузовских управленческих команд, освоение ими практики организации современной научно-исследовательской и инновационной деятельности;
- формирование сети вузов - партнеров инновационного центра «Сколково», в которых будет создаваться инфраструктура для выращивания малых высокотехнологических компаний.
Комплекс мероприятий по созданию национальных исследовательских центров призван обеспечить развитие российской науки на базе вузов, научных учреждений, передовых научных лабораторий.
Вышеизложенное позволяет говорить о создании серьезного потенциала для реализации положений Концепции. Стратегической целью реализации Концепции является повышение вклада вузов в технологическую модернизацию реального сектора экономики Российской Федерации через развитие их научно-исследовательской и инновационной деятельности.
Использованные источники:
1. Касаева Л.В., Романова Н.Г. Социально-экономические тенденции высшей школы современной России. Коллективная монография: Проблемы современного образования и воспитания: инновации, тенденции развития. Владикавказ. 2014 г. - с.166.
2. Криворученко В. К. Социализация молодого поколения в условиях развития демократии и гражданского общества в современной России: политологический аспект. Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / 2008 / №3 2008. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/3/Krivoruchenko/ (дата обращения: 24.06.0216)
3. Круглов А.Е. Интеграция молодежи в российское общество: социальный анализ. М., 2000.
4. Романова Н.Г., Козенова Д.В. «Молодежь Северной Осетии: уровень жизни и ценностные ориентации». «Научно-исследовательские публикации» («Journal of scientific research publication») / - Воронеж № 2 (6) 2014г. Серия: Развитие и модернизация общества. с.43-48.
5. Ювенология в XXI веке: комплексное междисциплинарное знание о молодом поколении / Под ред. Е. Г. Слуцкого и В. В. Журавлева. СПб.: ИД «Петрополис», 2007. 216 с.