АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ СМЕНЫ ПАРАДИГМАЛЬНОГО СТАТУСА
LEGAL EDUCATION IN A CHANGING PARADIGM STATUS
А. С. Степаненко
д-р филос. наук, профессор, директор Восточно-Сибирского филиала Российского государственного университета правосудия
Н. Г. Васильев
канд. филос. наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Восточно-Сибирского филиала Российского государственного университета правосудия
Исследована проблема формирования системы высшего юридического образования в современных условиях. В качестве методологического средства использован культурологический подход. Авторы пришли к выводу о том, что в эпоху модерна основной задачей образования было обеспечение социальной мобильности и карьеры, в эпоху постмодерна образование рассматривается с более широких позиций: успешность обучения как элемент социализации личности; образовательное учреждение как агент культурной репродукции. При этом сохраняются традиционные функции социального института образования, осуществляющего профессиональную, социализирующую, коммуникативную и конверсионную функции. С помощью современного образования мир социальных институтов воспринимается в качестве реальности, но ему требуются способы легитимации, объяснения, оправдания, а также система социального контроля.
The problem of the formation of higher legal education in the modern world. As a methodology used cultural studies approach . The authors concluded that in the modern era the main task of education was to ensure social mobility and career, in the postmodern era , education is considered from the broader perspective : the success of learning as an element of socialization , educational institution as an agent of cultural reproduction . This saves the traditional functions of the social institution of education, carried out by professional , socializing , communication and conversion functions. With the help of modern education world of social institutions is perceived as reality, but it requires methods of legitimation, explanations, excuses, and a system of social control.
Ключевые слова: парадигма, модерн, постмодерн, парадигмальный статус, социальный контроль.
Keywords: paradigm, modern, postmodern , paradigmatic status, social control.
Социальный институт образования — это трансляция определенной социально-политической парадигмы от поколения к поколению, т. е. процесс образования реализуется через преемственность и связь поколений, включая управленческие, интеллектуальных, политические элиты. На основе парадигмального статуса происходит трансляция профессиональных навыков и знаний. С помощью института образования осуществляется передача идентичности одного поколения другому, что способ-
ствует сохранению и дальнейшему развитию общества. Юридическое образование вписывается в контекст гуманитарного образования, но имеет ряд принципиальных особенностей. Вступив в образовательный и воспитательный процесс, студент становится перед проблемой формирования комплексной правовой культуры, состоящей из всех компонентов культуры — от теоретических до деятельных, идеологических и психологических. Завершая процесс обучения в вузе, выпускник-юрист дол-
жен обладать отчетливо сформированным правосознанием, сочетающим в себе все уровни: обыденный (эмпирический), научный (теоретический) и специализированный (практический).
В эпоху модерна основной задачей образования было обеспечение социальной мобильности и карьеры, в эпоху постмодерна образование рассматривается с более широких позиций: успешность обучения как элемент социализации личности; образовательное учреждение как агент культурной репродукции. При этом сохраняются традиционные функции социального института образования, осуществляющего профессиональную, социализирующую, коммуникативную и конверсионную функции. С помощью современного образования мир социальных институтов воспринимается в качестве реальности, но ему требуются способы легитимации, объяснения, оправдания, а также система социального контроля. Поэтому в ситуации новых требований к образовательному процессу поиск моделей и фундаментальных принципов формирования профессиональных образовательных программ нацелен на погружение в триаду социальных проблем высшей школы: развитие науки, подготовка кадров, научно-методическое обеспечение профессиональных практик.
Вхождение будущего специалиста в мир профессиональной правовой реальности требует постоянного изменения в процессе формирования правовой культуры. Правовая культура определяется исторически определенным уровнем развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженных в типах и формах организации деятельности людей и в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Формирование правовой культуры — сложный процесс самореализации человека, когда на основе овладения культурным наследием и воспитания реализуются в деятельности его творческие возможности. Правовая культура — это многогранное общественное явление, базирующееся на общей культуре народа, отражающее его мировоззрение, образ жизни и цивилизованность. Правовая культура — это отвечающий общим требованиям культуры уровень развития общества, социальной группы, который интегрирует правовые знания, убежденность, основанную на осознании требований права и законности, активную деятельность, сопряженную с реали-
зацией предоставленных прав, надлежащим исполнением юридических обязанностей. Применительно к личности правовой культурой обладает человек, которому свойствен определенный уровень правосознания и позитивное отношение к заложенным в правовых нормах моделям поведения, готовность, умение правильно исполнять требования правовых норм.
Доминантой образовательного процесса при подготовке будущего юриста выступает профессиональное правосознание. И если следовать логике Сократа, первостепенной задачей выступает разрушение ложных представлений о праве и государстве, существующих на уровне обыденного правосознания. Профессиональный уровень правосознания в первую очередь необходим для познания и оценки правовых явлений. Уровень профессионализма определяет возможность их практического использования в процессе правоприменительной деятельности.
Предметная правовая деятельность субъектов в той или иной области решения юридических дел, в вынесении индивидуально-властных предписаний требует профессионального специализированного правосознания, которое формируется на основе целостного процесса правового воспитания и образования, у лиц, социальных групп, психологически ориентированных на занятие правоприменительной деятельностью.
Профессиональное правосознание представляет собой комплекс специализированных правовых знаний, навыков, убеждений, чувств, позволяющих постичь сущность правовых явлений при сохранении ориентированности на правоприменительную деятельность. Профессиональное правосознание, формирующееся в процессе корреляции теоретических положений и практики в деятельности судебных и административных органов, качественно отличается от обыденного и теоретического правосознания.
Индивидуальное правосознание — это социально-психологическое качество личности, не сводимое к отражению лишь действующего права. Оно отражает общественные отношения с точки зрения их правового регулирования. Индивидуальное правосознание — система ценностных ориентаций в сфере права и социально-правовые установки индивида на разных уровнях его включенности в реальную
социальную деятельность. Оно состоит из когнитивных, эмоциональных и волевых блоков. Структура индивидуального правосознания включает три элемента: правовые знания, отношение к праву и готовность действовать в соответствии с правовыми установками.
Отношение к праву включает в себя личностную оценку правовых явлений. Становление профессионального правового сознания происходит через разрешение объективных противоречий: столкновение теоретической и эмпирической правовой основы в сознании; существование противоречащих правовых оценок (оценка и личностное отношение к проектам законов, сведениям о праве и деятельности правоохранительных органов, получаемым из СМИ, обыденных представлений, теоретических знаний).
Профессионализированное индивидуальное правосознание в большей степени ориентировано на действующее законодательство. Источником правосознания индивида является сфера правовых отношений, в которые он включен. Профессиональное правосознание формируется двумя взаимосвязанными путями: в процессе усвоения знаний о праве, целенаправленно передаваемых различными источниками правовой информации; в результате наблюдения и соучастия в практике создания, применения и реализации норм права. Глубина и полнота анализа правовых проблем в специализированном правосознании регулируется задачами правоприменительной деятельности. Теоретическое (или научное) правосознание определяется идеологическими и политическими задачами в области законодательства. В ходе общего и специального правового воспитания элементы теоретического правосознания вносятся в правовое сознание масс, которое формирует обыденное и специализированное правосознание.
Отправной точкой наших рассуждений о студенчестве поколения постмодерна, т. е. о том поколении, которому принадлежит настоящее время, будет второй категорический императив Канта, в котором говорится о человеке как цели, а не о человеке как средстве. Следует сразу отметить, что обобщение представлений о поколении всегда условно, и тем не менее социологический портрет поколения имеет право на существование.
Мы будем опираться на концепцию модальной личности, которую уже долгое время
успешно используют для описания основных личностных характеристик, свойственных той или иной группе, субкультуре или этнопопу-ляции. Естественно, что внутри любой группы существует большая вариативность, и модальные тенденции — не догмы или мировоззренческие стереотипы, и тем не менее подобный подход позволяет составить условный портрет поколения. Следует отметить, что российское общество стремительно проходит этапы развития, характерные для европейской технологической цивилизации. Поэтому проблемы образования следует рассматривать не через призму приписываемых им субъективных черт, а в свете конкретных условий их социализации и особенностей эпохи постмодерна.
Парадигмальное восприятие истории человеческой мысли позволяет выделить три состояния ее становления — традиционное общество, общество Нового времени (модерн) и постиндустриальное общество (постмодерн). Парадигмальный подход позволяет увидеть в динамическом процессе развития человеческого мышления — от архаического к современному и постсовременному — фундаментальные системы организации мысли. Это дает возможность усмотреть вневременное и во многом пространственное существование трех самостоятельных «парадигм», смена которых осуществляется на основе свободного, сознательного выбора. Подобный подход объясняет отказ от премодерна (т. е. традиционного общества) европейского общества и его сохранение большим количеством азиатских и арабских стран.
По обе стороны границы модерна лежат два совершенно разных типа общества — «традиционное общество» (премодерн) и «современное общество» (постмодерн). Все социальные трансформации в парадигме премодерна были связаны с изменениями внутри религий — их смена, их эволюции, их разделения или слияния, их соотношение. В центре интеллектуальной и духовной деятельности и мышления человека премодерна была религия как парадигма. Ее догматы, нормы, принципы, ее культы, ритуалы парадигмально формировали субъектную и объектную реальность. Человек не живет в неком объективно заданном мире, человеческая история обусловливает природу культурой. Поэтому парадигмальными являются те формы мышления, где реальность определяется человеческими установками. В сущности устройство религиозного мира сущест-
венно разнообразнее, чем того мира, который строится с позиции парадигмы индустриального мира. Пейзаж, общество, глубина кругозора человека религиозного мира была на порядок больше, чем то, что современный человек распознает в современной действительности. В основе парадигмы традиции эпохи пре-модерна лежит религиозная догматика, сохраняющая мировоззренческую основу мифологического представления.
Высшее образование традиционно основывается на ценностях Нового времени (модерна), которые уходят корнями в эпоху Просвещения и неразрывно связаны с такими понятиями, как оптимизм, познаваемость истины, наука и разум. Эпоха Просвещения подготовила почти религиозное отношение к образованию в XIX в. Но в это время расширяется круг понятий, близких, но не синонимичных образованию: просвещение, обучение, культура. С помощью института образования удовлетворяется потребность человека в определении смысловых параметров жизни, своего места в обществе, определяется система условных и категорических императивов, выстраивается иерархия права, морали и нравственности. В отличие от модерна, постмодерн не отрицает ценностей модерна, а в силу своей внеисто-ричности пытается сосуществовать в системе рядоположенных феноменов культуры.
Согласно данным, приводимым исследовательским институтом высшего образования при Калифорнийском университете, данное поколение проявляет крайнее равнодушие к учебе и не выказывает особого интереса ни к математике, ни к естественным, ни к гуманитарным наукам1.
Нынешнее поколение — это прямое порождение изменяющихся социальных условий, в совокупности образующих явление постмодерна. В полной мере это относится и к такому консервативному социальному институту, как система образования. Развитие индивидуализма формирует упор на личное мнение и потребительский интерес, которые гораздо сильнее влияют на формирование ценностной системы и практику повседневных решений, чем ценности традиционные, такие как рели-
1The American freshman: National norms / Sax L. J., Lindholm A., Astin A. W., Korn W. S. and Mahoney K. M. Los Angeles : Higher Education Research Institute, Cooperative Institutional Research Program. American Council on Education, University of California.LosAngeles, 2002.194 pp.
гия и наука. Высшее образование традиционно основывается на ценностях, постмодерн более склонен к пессимизму, провозглашает, что «истина» для каждого своя, ставит личное мнение и предпочтение выше истины, а личный опыт — выше науки и разума и не признает авторитетов. Таким образом, стержнем мировоззрения личности эпохи постмодерна является индивидуальная философская система, т. е. личностно сконструированная модель мироздания, в котором существует тесное единство субъекта и объекта.
Формой, сочетающей в себе одновременно когнитивную и социальную институциали-зацию, которая выполняет важную роль в жизни науки, является исторически сложившейся феномен научной школы. При изучении интеллектуальной элиты в самом общем виде обозначилась определенная роль научных школ в ее формировании. Научная школа может рассматриваться не только как механизм формирования, но и как условия сохранения интеллектуальной элиты2.
Что же отличает элитарную учебу от обычной? В первую очередь система отбора будущих профессионалов. Реальная практика показала несостоятельность отбора кандидатов на освоение профессиональных знаний и навыков на стадии вступительных экзаменов. Составление психофизиологического портрета профессионала в данной деятельности и в дальнейшем определение по результатам тестирования абитуриентов по параметрам, вписывающимся в данную модель, также оказалось недостоверным и неточным. В условиях учебного и воспитательного процесса недопустим жесткий профессиональный отбор, так как он сужает рамки профессиональной пригодности, речь может идти лишь о профессиональной ориентации. Люди с разными типами организации нервной системы по-разному, но сравнительно одинаково успешно адаптируются к профессиональной деятельности.
Целью профессионального образования всегда будет являться ориентация на тот тип мышления, который присущ элитарному сознанию. Элитарность обнаруживается в выявленном превосходстве по отдельным показате-
2ВасильевН. Г. Принцип «элитарности» в подготовке студентов юридических специальностей : материалы международной научно-практической конференции «Государство и право: вызовы ХХ1 века (Кутафинские чтения)». М. : Элит, 2010.
лям образовательного процесса, сумма которых и будет свидетельствовать о степени элитарности этого учебного заведения и учащихся. Этот социологический метод предложен одним из основателей социальной элитоло-гии— В. Паретто1. Он заключается в том, что к элите относятся все те качества, которые при исследовании набирают наибольшее количество очков и выдвигаются на первые места в иерархической структуре.
Современное студенчество ориентировано на восприятие знаний и навыков как товара, многие уверены, что имеют право на получение товара (зачета, экзамена, диплома) потому, что они оплатили обучение и формально выполнили правила. Существует притязание на то, чтобы самим определять форму и содержание получаемых знаний, так как знание — это товар, который должен быть доставлен желаемым образом. Инфляция школьных оценок ведет к мысли о возможности добиться академических успехов, не прикладывая особых усилий.
Личность, сформированная в целостной образовательной системе, сохраняет внутреннюю сложность, адекватную антиномичности окружающего мира, что позволяет ей быть максимально адаптированной к динамике окружающей среды. Формирование личности, способной сознательно организовывать внутреннюю и внешнюю среду, возможно только в системе с более высоким внутренним потенциалом, чем способна реализовать личность, т. е. в метасистеме более высокого порядка, чем выпускаемый продукт — личность, способная к реализации внутреннего потенциала. В системе образования должен работать «принцип Питера», который говорит о том, что всегда надо занимать должность, которая в настоящий момент выше твоих знаний, навыков и способностей. Естественно, что выпускник вуза должен быть психологически готов к
такому процессу адаптации к карьерному продвижению. Научившись с детства подстраиваться под различные требования многочисленных воспитателей и ознакомившись — через СМИ или непосредственные контакты в мультикультуральном обществе — с самыми разными стилями жизни и поведения, молодежь превосходно адаптируется к самым разнообразным обстоятельствам и условиям.
1Паретто В. Компендиум по общей социологии / пер. с итал. А. А. Зотова. М. : ГУ ВШЭ, 2008. 511 с.
Кроме того, не будучи стеснены никакой традиционной идеологией — усвоенной или разделяемой лишь внешне, представители этой генерации более трезво и прагматично подходят к жизненным проблемам и применяют для их решения любые подходящие средства.
Следует отметить и учитывать в учебном процессе высокую самооценку у современных студентов, которые выросли при базовом педагогическом постулате, декларирующем то, что каждая личность уникальна. Педагогика постмодерна стремится исключить жесткие технологии соревновательности. Акцентирование внимания на развитии индивидуальности приводит к усилению внимания к таким качествам личности, как прилежание и добросовестность. Такой подход часто приводит к неадекватному восприятию своих возможностей, что особенно недопустимо в условиях публичности профессии юриста. Шоковое состояние вчерашнего абитуриента при столкновении с реальными требованиями вузовской программы связано с расхожим мнением о доступности гуманитарного знания.
Современное студенчество, достаточно легко ориентирующееся в реалиях постмодернистского общества, подчас производит впечатление группы людей самостоятельных, знающих, чего хотят. В процессе подготовки будущих юристов быстро выясняется, что у большинства будущих специалистов достаточно смутные представления о профессии, многие из которых отражают творчество СМИ. Сталкиваясь со сложной, информационно насыщенной программой, студент теряет самостоятельность и становится ее пассивным участником.
Сочетание множества факторов вызвало падение доверия к авторитетам и традиционным источникам знаний, что является важнейшей чертой постмодерна. В результате студенты стали подвергать сомнению истинность преподаваемых им сведений и придают гораздо больше значения личному опыту, а это чрезвычайно затрудняет процесс высшего образования, так как оно по большей части дидактично и во главу угла ставит объективность.
Можно констатировать падение уровня доверия к институтам государства, средств массовой информации, религии и бизнеса; новое поколение также считает эти институты коррумпированными и ненадежными. Возникает законный вопрос «Почему же новое поколение
должно доверять высшему образованию, если все остальные институты оказались недостойны доверия?».
Современное студенчество существует в агрессивной социальной среде, в которой отсутствует безопасность и присутствует множество факторов, вызывающих стрессовое состояние. Социальная реальность (неуверенность в завтрашнем дне, долги, социальные фобии) предъявляет повышенные требования к профессиональной социализации. При этом немногие обладают достаточными социальными навыками, привязанностями, контактами, чтобы найти прибежище от стрессов в традиционных социальных институтах (в компании сверстников, семье, среди соседей, в церкви), что ставит перед высшей школой принципиально новые задачи.
Поскольку в период становления личности нынешние молодые люди видят вокруг разрушение традиционных межличностных связей, нет ничего удивительного в том, что многие из них подвергают свои отношения с другими людьми экспериментам в самых широких пределах. Учащающиеся издевательства и побои в среде сверстников делают эту среду небезопасной, и потому многие предпочитают искать дружбу и любовь в онлайновом и виртуальном варианте. В сочетании с потребительством и нетерпеливостью желаний это зачастую не дает наладить прочные и близкие отношения с кем бы то ни было. Социальная нестабильность постмодерна, множество социальных угроз повышают активность родителей в отношении детей.
Новое поколение наиболее толерантно, оно спокойно воспринимает различия в культуре, расе и гендерных особенностях. Мен-тальность эпохи постмодерна формирует готовность к восприятию сложной иерархии в устройстве общества, состоящего из большого количества динамичных групп, в которых постоянно меняются «короткие» социальные связи. В большей степени молодое поколение нетерпимо к уровню овладения техническими изобретениями, к сожалению, чаще его представители выступают на уровне пользователей. Отсюда происходит повышение требований к техническому оснащению, которое подчас не сопровождается требованиями к содержательной стороне, и процесс начинает носить игровой характер. Институт образования все больше вписывается в сетевое пространство, в кото-
ром конкретная личность получает возможность самостоятельно выбирать и строить свою модель образования «...меняя свою профессиональную и культурную идентичность»1.
Для эффективной организации учебного процесса и обслуживания студентов необходимо учитывать целый ряд факторов и специфических черт, выходящих за рамки профессиональной подготовки и опыта работников высшей школы. Профессорско-преподавательский состав, особенно в общедоступных образовательных учреждениях, порожден культурой модерна и привержен науке, понимаемой как поиск и наглядная демонстрация «истины», как системы знаний, накопленных благодаря этой методологии.
Современная педагогика, а с ее помощью современный педагог, должны совершенствовать учебный процесс, вписывая его в реалии сегодняшнего дня. Благодаря современным технологиям у студента должно возникать отчетливое осознание того, что те знания, которые он получает в аудитории, послужат основой его профессиональной адаптации.
Чтобы повысить эффективность обучения, учитывая особые запросы нового поколения и специфические черты эпохи, можно предложить следующие меры.
С самого начала установить ясные требования и постоянно о них напоминать. Современных молодых людей постоянно вынуждали адаптироваться ко всевозможным обстоятельствам и условиям, по большей части ясно не объясняя, каких результатов или какого поведения от них ожидают. Приспособляемость — возможно, одно из главных преимуществ нового поколения. Преподаватели должны этим воспользоваться и выработать четкие общедоступные требования. Соблюдение единых вузовских правил, привлечение студентов к выработке этих правил и норм поведения — все это поможет повысить эффективность обучения.
Кроме как системой, дающей профессиональные и общекультурные знания, вуз должен выступать полигоном для получения профессиональных навыков поведения. Особенно важным для воспитания личности будущего юриста является осознанное выполнение административных и корпоративных правил по-
1Смирнов С. А. Практикуемые модели социально-гуманитарного образования// Преподавание социально-гуманитарных дисциплин в вузах России. М., 2003. С. 156.
ведения. В образовательной среде по подготовке юристов должен действовать отчетливый свод правил, технологически выстроенный и жестко формализованный. Помимо информационной функции, он будет выполнять и воспитательную. Желательно, чтобы правила были по-своему кодифицированы и приведены в систему, в которой выполнение одной нормы включает всю технологическую цепочку. В некоторой степени от этого страдают традиционные мировоззренческие установки, своеобразная «харизма» образовательной системы, типа «храм науки», мистический ореол преподавателя. Система обучения становится в большей степени технологичной, храм превращается в элемент производства, профессорско-преподавательский состав в тьюторов. При этом происходит возврат к сократовской традиции диалога, при котором исчезает процесс односторонней передачи знаний в монологичной форме и происходит появление процесса самостоятельного и индивидуального «рождения» знаний, естественно, что майевтика и анамнезис совершается не без помощи образовательной системы.
Основа формирования специалиста — осознанное построение древа целей обучения. При этом получение диплома становится одной из предполагаемых целей в процессе обучения и воспитания, который включает усвоение компетенций и личностный (социально-профессиональный, мировоззренческий) рост студента. Сверхзадачей вузовского образования, несомненно, является овладение предметными знаниями; но чтобы они приобрели определенные поведенческие, нравственные, социальные и гражданские качества, их надо вписать в систему образа жизни, соблюдения определенных моральных правил, корпоративных норм.
Высшее образование должно пойти по пути позитивного правового обучения, что предполагает широкую общекультурную, общегражданскую образованность и всестороннюю моральную социализацию. История показывает, что при отсутствии этих составляющих в профессиональной культуре общество начинает опираться не на специалистов в правовой сфере, а на людей, имеющих остальные мировоззренческие составляющие, соответствующие требованиям эпохи. Общество показывает принципиальную несводимость юридической профессии к специальным юридическим
знаниям, сложное и уникальное сочетание в мировоззрении юриста элементов различных познавательных и поведенческих статусов.
Для юридической профессии принципиально важна опора на особенности национальной правовой культуры, на специфическое правосознание, которое часто деформируется профессиональной юридической практикой. Наиболее актуальным вопросом развития правовой культуры является создание социальной среды для правового сознания и поведения, адекватного времени. Существенные элементы такой среды — вузы, предназначенные по своей природе быть центрами правовой культуры и не ограничиваться просвети-тельско-консультационными задачами. Вузам как центрам правовой культуры необходимо интегрироваться в социальный контекст общества, деятельность юридических академий и институтов прикладного характера должна соотноситься с системой практической деятельности отрасли или региона.
Система образования должна учитывать особенности существования современного человека в условиях современных информационных потоков. Онлайновый режим работы с информацией делает бессмысленным заучивание терминов и текстов, на первый план выходит процесс осмысления, осознание смысла. Современная информационная реальность по-своему поставила проблему индивидуального творчества, что отражается в особенностях личности современного студента. Студент поколения постмодерна не ориентирован на стабильные понятия и ценности, так как он не видит их в реальном мире. В частности, это приводит к падению интереса к истории, которая требует оценки исторических процессов с позиции стабильных моральных, гуманистических ценностей. Новое поколение видит, что каждое поколение попадает в уникальные социальные условия, а современное, пережившие несколько научно-технических революций, автоматически настроено на смену если не парадигм, то ментальности.
Современное студенчество не ориентировано на восприятие преподавателя как носителя малодоступного знания и представителя загадочного научного сообщества. Преподаватель в первую очередь является проводником к профессии и только во вторую — к миру культуры.
Системе образования в мире постмодерна приходится постоянно и оперативно реагиро-
вать на запросы времени, адаптироваться к интенсивно меняющейся социальной реальности. Ощутимо меняется вектор взаимной адаптации вуза и студента; даже учитывая необходимую консервативность института образования, следует признать изменение вектора в сторону больших требований к институту образования. В динамично меняющемся мире уже не студент приспосабливается к институтской системе, а во многом институт к новым поколениям студентов. Это объективно требует изменения программ обучения, форм подачи нового материала. Меняется не только содержание курсов, меняется процесс их личностного восприятия, контекст их прочтения.
Эпоха постмодерна ориентирована на удовлетворение свободно избираемых потребностей человека, включая систему образования и профессиональный выбор. Поэтому образовательная система становится разнообразной — начиная с разных форм обучения, заканчивая различными формами собственности на учебные организации. Система должна становиться гибкой и предлагать потребителю различные варианты обучения — от классических форм до дистанционного обучения.
Современная эпоха юридического образования стремится к единству классического юридического образования в духе средневековых университетов и получения навыков юридической деятельности в конкретных сферах
юридических практик. В настоящее время стирается противопоставление теории и практики, возникает лишь предпочтение теоретическим конструкциям или индивидуальным навыкам и юридическим действиям в конкретной сфере общественных отношений. Главная роль юридического образования заключается в необходимости выработки у личности специфического юридического мышления, что делает этот процесс многофакторным и многолинейным. Сложность становления профессионального юридического сознания определяется синтетическим характером правового знания; глубокое осознание правовых реалий требует восприятия правовых отношений не изолированно, а в системе всех сцепленных с ними общественных отношений: моральных, политических, религиозных. Сложность формирования будущего специалиста возникает и оттого, что каждое общество вырабатывает свой способ формирования правового профессионального сознания юристов1.
Таким образом, мы видим объективные основания запросов общества к инновациям в образовательной системе. Новое поколение, адаптированное к материальной культуре и мировоззренческим установкам эпохи постмодерна, нуждается в этом социальном институте как агенте социализации к цивилизационной и культурной среде. Современный вуз уже не может оставаться просто источником информации, динамично меняющееся время требует от него функционирования как института формирования личностного и профессионального адаптационного потенциала.
Юткрытое образование — стратегия 21 века для России / под ред. В. М. Филлипова, В. П. Тихомирова. М.:МЭСИ, 2000. 356 с.